ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
З А К О Н
о техническом регулировании
№ 420-XVI от 22.12.2006
(в силу 16.09.2007)
Переопубликован: Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 92-102 ст.125 от 31.03.2017
Мониторул Офичиал N 36-38 ст.141 от 16.03.2007
* * *
Последнее изменение: Закон № 40 от 06.03.2020, в силу с 02.10.2020
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель и область применения
Статья 11. Утратила силу
Статья 2. Основные понятия
Глава II
ТРЕБОВАНИЯ К РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЮ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Статья 3. Общие требования к техническим регламентам
Статья 4. Требования к содержанию и применению технических регламентов
Статья 5. Утратила силу
Статья 6. Утратила силу
Статья 7. Ссылки на стандарты в технических регламентах
Статья 8. Процедуры оценки соответствия как составная часть технического регламента
Статья 9. Утратила силу
Статья 10. Признание эквивалентности процедур оценки соответствия
Глава III
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ
В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Статья 11. Центр по уведомлению и информированию Всемирной торговой организации
Статья 12. Утратила силу
Глава IV
ФУНКЦИИ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОРГАНОВ
Статья 13. Функции регламентирующих органов
Статья 14. Утратила силу
Статья 15. Утратила силу
Глава V
Утратила силу
Статья 16. Утратила силу
Статья 17. Утратила силу
Статья 18. Утратила силу
Статья 19. Утратила силу
Глава VI
Утратила силу
Статья 20. Утратила силу
Статья 21. Утратила силу
Глава VII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 22. Вступление в силу
Статья 23. Приведение законодательства в соответствие с настоящим законом
Статья 24. Обязанности Правительства
Статья 25. Признание утратившими силу
Парламент принимает настоящий органический закон.
Настоящий закон устанавливает правовые основы технического регулирования и направлен на устранение технических барьеров в торговле.
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель и область применения
(1) Целью настоящего закона являются укрепление функционирования внутреннего рынка посредством устранения технических барьеров в торговле и выполнения обязательств Республики Молдова, в том числе перед Всемирной торговой организацией и Европейским Союзом, а также обеспечение условий для введения на рынок безопасной продукции, способствующих развитию конкурентного рынка.
(2) Для достижения целей, указанных в части (1), настоящий закон устанавливает общие требования к содержанию и способу разработки, утверждения и применения технических регламентов в области реализации продукции, а также функции регламентирующих органов по обеспечению прозрачности процесса регулирования в целях защиты общественных интересов на внутреннем рынке.
(3) Без ущерба для положений настоящего закона положения, касающиеся процедур аккредитации и оценки соответствия, устанавливаются в Законе о деятельности по аккредитации и оценке соответствия № 235/2011, а положения, касающиеся надзора за рынком в отношении реализации непродовольственной продукции, содержатся в Законе о надзоре за рынком в отношении реализации непродовольственной продукции № 7/2016.
(4) Настоящий закон не распространяется:
a) на санитарные и фитосанитарные меры согласно Соглашению о применении санитарных и фитосанитарных мер, предусмотренных в приложении 1A к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации;
b) на продукцию, реализуемую на рынке в качестве антиквариата или в музейных целях;
c) на продукцию военного назначения: военную технику, вооружение и специальное оборудование, непосредственно связанную с обороной и национальной безопасностью;
d) на технические спецификации в сфере государственных закупок, разрабатываемые органами публичной власти для собственных производственных или потребительских нужд.
[Ст.1 в редакции Закона N 40 от 06.03.2020, в силу 02.10.2020]
Статья 11. Цель закона
[Ст.11 утратила силу согласно Закону N 40 от 06.03.2020, в силу 02.10.2020]
Статья 2. Основные понятия
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
техническое регулирование – совокупность видов деятельности по установлению требований к продукции относительно ее безопасности, условий реализации и использования, а также по установлению правил надзора за рынком и оценки соответствия;
регламентирующий орган – центральный отраслевой орган публичного управления, ответственный в пределах своей компетенции за разработку технических регламентов;
технические барьеры в торговле – различия в требованиях национальных (молдавских) и используемых в международной практике технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия либо их непризнание, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и/или времени для реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках;
основные требования – требования, установленные в национальных технических регламентах, перелагающих гармонизирующее законодательство Европейского Союза, обеспечивающие национальную безопасность, безопасность продукции для жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды и материальных ценностей в целях защиты интересов потребителя, включая предупреждение практик, вводящих потребителя в заблуждение относительно состава, назначения, происхождения, качества и безопасности продукции;
техническая документация – разработанная производителем документация, позволяющая оценить соответствие продукции и служащая для предоставления информации, относящейся к проектированию, изготовлению и эксплуатации изделия;
регламентируемая область – совокупность видов экономической деятельности и соответствующих им видов продукции, для которых издаются специальные технические регламенты об условиях введения продукции на рынок и/или предоставления ее на рынке;
модуль – совокупность правил и процедур, применяемых для оценки соответствия продукции в соответствии с европейской практикой;
заинтересованная сторона – орган власти, хозяйствующий субъект или другая организация, применяющие или имеющие намерение применять технический регламент;
презумпция соответствия – предположение, признаваемое достоверным, пока не будет доказано обратное, о том, что продукция соответствует требованиям, установленным в применяемом техническом регламенте;
процедура оценки соответствия – любая процедура, прямо или косвенно используемая для определения соответствия продукции требованиям технических регламентов или стандартов. Термин «процедура оценки соответствия» охватывает, в частности, процедуры выборочного контроля, испытания и инспектирования, оценку, проверку и подтверждение соответствия, регистрацию и одобрение, а также их сочетания;
продукция – любая материальная ценность, в том числе полученная в процессе оказания услуг, предназначенная для распространения, потребления или использования на рынке в рамках коммерческой деятельности на платной или бесплатной основе;
технический регламент – нормативный акт, предусматривающий характеристики продукции или процессы и способы ее производства, включая применяемые административные положения, соблюдение которых является обязательным. Он может содержать или относиться исключительно к терминологии, обозначениям, предписаниям, связанным с упаковкой, маркировкой или этикетированием, применительно к продукции, процессу или способу производства. Любой нормативный акт, содержащий обязательные требования к этикетированию, подпадает под определение технического регламента и должен разрабатываться и применяться в соответствии с положениями настоящего закона
гармонизированный стандарт – европейский стандарт, принятый на основе запроса Европейской комиссии для применения гармонизирующего законодательства Европейского Союза.
[Ст.2 изменена Законом N 40 от 06.03.2020, в силу 02.10.2020]
Глава II
ТРЕБОВАНИЯ К РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЮ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Статья 3. Общие требования к техническим регламентам
(1) Техническое регулирование является прерогативой государства и осуществляется регламентирующими органами.
(2) В целях обеспечения безопасности продукции для жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды и защиты интересов потребителей, включая предупреждение практик, способных ввести их в заблуждение, а также из других соображений общественного порядка регламентирующие органы разрабатывают в соответствии с настоящим законом технические регламенты.
(3) При разработке и принятии технических регламентов учитываются международные принципы и обязательства, взятые на основании международных и европейских соглашений, с целью предотвращения необоснованных барьеров в торговле.
(4) При разработке технического регламента регламентирующий орган сначала анализирует необходимость его разработки, определяет соответствующую задачу и правомерную цель, после чего принимает во внимание наличие международных и европейских стандартов или стандартов, разработка которых находится на стадии завершения.
(5) Технический регламент прекращает свое действие, если обстоятельства или цели, ставшие причиной его принятия, более не существуют либо если к этим обстоятельствам или целям может быть применен менее строгий с коммерческой точки зрения подход.
(6) Технические регламенты утверждаются законами или нормативными актами Правительства и соблюдают установленные настоящим законом принципы.
[Ст.3 в редакции Закона N 40 от 06.03.2020, в силу 02.10.2020]
Статья 4. Требования к содержанию и применению технических регламентов
(1) Национальные технические регламенты, национальные процедуры оценки соответствия и молдавские стандарты предоставляют продукции, импортируемой из стран–членов Всемирной торговой организации, не менее благоприятные условия, чем предоставляемые для подобной продукции отечественного производства или для подобной продукции, производимой любой другой страной.
(2) Технические регламенты не должны оказывать на торговлю более стесняющее воздействие, чем это необходимо для достижения следующих целей, не ограничиваясь ими:
a) обеспечение национальной безопасности;
b) охрана жизни, здоровья и безопасности людей;
c) защита материальных ценностей;
d) охрана животного и растительного мира;
e) охрана окружающей среды;
f) рациональное использование природных и энергетических ресурсов;
g) предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение относительно состава, назначения, происхождения, качества и безопасности продукции.
(3) Если регламентирующий орган предупреждается одной из заинтересованных сторон о использовании или о возможном использовании разработанного им технического регламента в качестве технического барьера в торговле, ему необходимо принять меры для решения этой задачи. К числу таких мер относятся:
а) представление или опубликование отзыва с разъяснением порядка и условий применения установленных техническим регламентом ограничений в целях устранения технических барьеров в торговле;
b) внесение изменений в принятый технический регламент, отсрочка его введения в действие или признание его утратившим силу.
(4) Если продукция подпадает под действие сразу нескольких технических регламентов, введение ее на рынок и предоставление ее на рынке могут иметь место только в том случае, если продукция соответствует требованиям всех технических регламентов, распространяющихся на эту продукцию.
(5) Общие технические регламенты распространяются на продукцию, не ограничиваясь исчерпывающим перечнем, и устанавливают, как правило, требования, направленные на предупреждение одного или нескольких видов рисков, присущих всей продукции, на которую распространяются технические регламенты.
(6) Специальные технические регламенты устанавливают требования к продукции или группам продукции, конкретизируя требования общего технического регламента в случае наличия такового. При разработке специальных технических регламентов обеспечивается соблюдение общего требования безопасности продукции.
(7) В случае если к одной и той же продукции или группе продукции применимы как общие технические регламенты, так и специальные технические регламенты, применяются специальные технические регламенты.
(8) Технический регламент предусматривает следующие элементы:
а) определение регламентируемой области – описываются группа продукции, к которой относится соответствующий технический регламент, природа рисков, которые необходимо исключить, а при необходимости группа продукции, на которую не распространяются положения данного технического регламента;
b) группы продукции в регламентируемых областях, подлежащие оценке соответствия, – указывается продукция, подлежащая в обязательном порядке оценке соответствия требованиям данного технического регламента;
c) группы продукции в регламентируемых областях, не подлежащие оценке соответствия, – указывается продукция, не подлежащая в обязательном порядке оценке соответствия требованиям данного технического регламента;
d) основные требования к группам продукции в регламентируемой области, для которой имеется гармонизирующее законодательство Европейского Союза, – устанавливаются основные требования, которые должны обеспечить высокий уровень безопасности продукции с учетом связанных с нею рисков или которые имеют отношение к ее техническим качествам. Основные требования представляют собой основную часть технического регламента и обеспечивают добровольность применения гармонизированных стандартов, принятых в качестве молдавских. Эти требования должны в точности перениматься с точки зрения содержания, структуры построения и нумерации;
e) требования к группам продукции в области, для которой не имеется гармонизирующего законодательства Европейского Союза, – устанавливаются требования, предъявляемые к продукции с целью идентификации и реализации на рынке, частота или критерии определения частоты периодической оценки продукции, проводимой органами по оценке соответствия, аккредитованными и признанными в установленном законодательством порядке, условия приостановления действия или отзыва документов, подтверждающих соответствие продукции. Эти требования представляют собой основную часть технического регламента, а стандарты, на которые делаются ссылки, предполагают соответствие продукции этим требованиям;
f) процедуры оценки соответствия – указывается при необходимости одна или несколько адекватных процедур оценки соответствия для продукции в регламентируемой области;
g) требования к содержанию технической документации и документам, подтверждающим соответствие продукции основным требованиям;
h) правила применения маркировки соответствия – устанавливаются соответствующие правила согласно положениям нормативных актов;
i) требования к оборудованию – указываются при необходимости используемые эталоны, средства измерения, испытательное оборудование и стандартные образцы;
j) требования, предъявляемые к аккредитованным органам по оценке соответствия, признанным осуществлять деятельность в соответствующей области;
k) обязательства производителя, его уполномоченного представителя, импортера и дистрибьютора;
l) меры по запрещению, изъятию или отзыву несоответствующей продукции с рынка;
m) требования прослеживаемости продукции – идентификационные данные продукции (тип, партия, серийный номер и др.) и производителя/импортера (имя, зарегистрированное торговое наименование или зарегистрированная торговая марка, почтовый адрес и др.);
n) органы, наделенные функциями надзора за рынком.
[Ст.4 в редакции Закона N 40 от 06.03.2020, в силу 02.10.2020]
[Ст.4 изменена Законом N 168 от 26.07.2018, в силу 24.02.2019]
[Ст.4 изменена Законом N 186 от 22.07.2016, в силу 23.12.2016]
[Ст.4 изменена Законом N 280-XVI от 14.12.2007, в силу 30.05.2008]
Статья 5. Порядок разработки технических регламентов
[Ст.5 утратила силу согласно Закону N 40 от 06.03.2020, в силу 02.10.2020]
Статья 6. Координация деятельности по разработке технических регламентов
[Ст.6 утратила силу согласно Закону N 40 от 06.03.2020, в силу 02.10.2020]
[Ст.6 изменена Законом N 186 от 22.07.2016, в силу 23.12.2016]
Статья 7. Ссылки на стандарты в технических регламентах
(1) Технические регламенты, перелагающие гармонизирующее законодательство Европейского Союза, делают ссылки на молдавские стандарты, которыми принимаются на национальном уровне гармонизированные стандарты, ссылки на которые опубликованы в Официальном журнале Европейского Союза. Эти стандарты обеспечивают презумпцию соответствия основным требованиям, установленным в соответствующих технических регламентах.
(2) Обозначения и наименования молдавских стандартов, которыми принимаются гармонизированные стандарты, публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова, а стандарты предоставляются национальным органом по стандартизации в соответствии с Законом о национальной стандартизации № 20 от 4 марта 2016 года.
(3) В случае, когда существуют молдавские стандарты, которыми принимаются на национальном уровне международные или европейские стандарты, соответствующие целям разработки технических регламентов для групп продукции в областях, по которым не существует гармонизирующего законодательства Европейского Союза, регламентирующие органы, соблюдая авторское право национального органа по стандартизации, применяют эти стандарты при разработке соответствующих технических регламентов путем:
a) прямых ссылок на молдавские стандарты в тексте технических регламентов для указания того, что единственным путем достижения соответствия определенным требованиям технического регламента является соблюдение стандартов, на которые делаются ссылки;
b) косвенных ссылок на молдавские стандарты в тексте технических регламентов для указания того, что одним из путей достижения соответствия определенным требованиям технического регламента является соблюдение стандартов, на которые делаются ссылки.
(4) Соответствие требованиям стандарта, на который делается ссылка в техническом регламенте, предполагает соответствие требованиям, установленным в соответствующем техническом регламенте.
[Ст.7 ч.(5) утратила силу согласно Закону N 40 от 06.03.2020, в силу 02.10.2020]
Статья 8. Процедуры оценки соответствия как составная часть технического регламента
(1) Оценка соответствия продукции реализуется через процедуры оценки, представленные модулями или другими формами (схемами) оценки соответствия.
(2) Процедуры оценки соответствия, предусмотренные техническими регламентами, зависят от степени сложности продукции и рисков, присущих этой продукции при ее применении.
[Ст.8 ч.(21) утратила силу согласно Закону N 186 от 22.07.2016, в силу 23.12.2016]
[Ст.8 ч.(3) утратила силу согласно Закону N 40 от 06.03.2020, в силу 02.10.2020]
(4) В технических регламентах должны устанавливаться:
a) для одного и того же вида или группы продукции – одна или несколько процедур оценки соответствия, равных по доказательной силе, что позволило бы заявителю выбрать наиболее подходящую процедуру в плане обеспечения требований безопасности продукции;
b) критерии, по которым производитель может выбрать для своей продукции наиболее подходящие из процедур оценки соответствия, предусмотренных законодательством, а также способ их выполнения;
с) методы испытаний, применяемые в процессе оценки соответствия.
(5) Процедуры оценки соответствия не должны быть избыточными по отношению к целям технического регламента, предусмотренным частью (2) статьи 4. Если технический регламент разрабатывается на основе законодательства Европейского Союза, регламентирующий орган обязан в процессе его разработки установить процедуры оценки соответствия, которые не должны быть более ограничительными, чем процедуры, предусмотренные соответствующим европейским законодательством.
[Части (6),(61) утратили силу согласно Закону N 186 от 22.07.2016, в силу 23.12.2016]
(7) В отсутствие молдавских стандартов регламентирующими органами устанавливаются подробные процедуры оценки соответствия, необходимые для применения технических регламентов.
[Ст.8 ч.(4),(5) изменены, ч.(7) в новой редакции согласно Закону N 40 от 06.03.2020, в силу 02.10.2020]
Статья 9. Применение технических регламентов, процедур оценки соответствия и стандартов в отношении отечественной и импортируемой продукции
[Ст.9 утратила силу согласно Закону N 40 от 06.03.2020, в силу 02.10.2020]
[Ст.9 изменена Законом N 186 от 22.07.2016, в силу 23.12.2016]
Статья 10. Признание технических регламентов других государств эквивалентными национальным техническим регламентам
Признание эквивалентности процедур оценки соответствия
(1) Процедуры оценки соответствия, установленные в технических регламентах стран–членов Всемирной торговой организации, считаются эквивалентными национальным процедурам оценки соответствия, если они:
а) не противоречат положениям законодательства Республики Молдова;
b) способствуют реализации целей, предусмотренных национальными техническими регламентами.
(2) Подтверждающие соответствие продукции документы, изданные органом по оценке соответствия, учрежденным вне Республики Молдова, являются действительными, если они были выданы в соответствии с соглашениями о взаимном признании.
[Ст.10 в редакции Закона N 40 от 06.03.2020, в силу 02.10.2020]
Глава III
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ
В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Статья 11. Центр по уведомлению и информированию Всемирной торговой организации
(1) В Республике Молдова информационно-справочной службой в области технических барьеров в торговле является Центр по уведомлению и информированию Всемирной торговой организации (далее – Центр). Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с соглашениями и процедурами, принятыми в рамках Всемирной торговой организации, и с положением о нем, утвержденным Правительством.
(2) Центральный отраслевой орган публичного управления, ответственный за связи со Всемирной торговой организацией, обеспечивает функционирование Центра.
(3) Фонды, необходимые для поддержания деятельности Центра, обеспечиваются за счет средств государственного бюджета.
(4) Центр осуществляет следующие функции:
а) согласует и рассылает ответы на вопросы всех заинтересованных сторон о технических регламентах и процедурах оценки соответствия;
b) предоставляет уведомления относительно технических регламентов и процедур оценки соответствия, а также их проектов;
c) информирует соответствующие национальные регламентирующие органы и заинтересованные стороны о технических регламентах и процедурах оценки соответствия других стран–членов Всемирной торговой организации;
d) рассылает отзывы по уведомлениям, представленным другими странами–членами Всемирной торговой организации, относительно технических регламентов и процедур оценки соответствия;
e) предоставляет информацию о членстве и участии Республики Молдова в международных и региональных организациях по стандартизации, аккредитации и метрологии, а также в двухсторонних и многосторонних соглашениях, регулирующих разработку и применение стандартов, технических регламентов и процедур оценки соответствия;
f) предоставляет в распоряжение заинтересованных сторон объявления, размещаемые на основании настоящего закона, или информацию о том, где их можно найти;
g) оказывает другие услуги, запрашиваемые заинтересованными сторонами.
(5) За предоставление информации Центр плату не взимает.
(6) Регламентирующими органами принимается во внимание 60-дневный срок, предусмотренный для представления в письменном виде отзывов по проекту технического регламента и процедур оценки соответствия после отправления уведомлений. Эти отзывы рассматриваются Центром совместно с регламентирующими органами и другими заинтересованными сторонами, а результаты рассмотрения учитываются при доработке проекта.
(7) Если реализация целей, предусмотренных частью (2) статьи 4, не терпит отлагательства, регламентирующий орган вправе в случае необходимости отказаться от выполнения отдельных положений части (6) настоящей статьи при условии, что:
a) на момент утверждения уведомит страны–членов Всемирной торговой организации о техническом регламенте и процедурах оценки соответствия, указав кратко объект, цели и сферу применения, в том числе характер возникших проблем;
b) представит странам–членам Всемирной торговой организации по их запросу текст технического регламента и процедур оценки соответствия, обеспечив им возможность письменно изложить отзывы, подлежащие последующему рассмотрению.
(8) Регламентирующие органы предоставляют Центру проекты уведомлений для Всемирной торговой организации в течение пяти рабочих дней после разработки первоначального варианта проекта и составления пояснительной записки, установленных в пункте с) части (1) статьи 21 Закона о нормативных актах № 100/2017. За подготовку проектов уведомлений для Всемирной торговой организации и/или ответов на полученные отзывы несет ответственность регламентирующий орган соответствующей области. Подробные процедуры подготовки уведомлений утверждаются Правительством.
(9) В целях обеспечения прозрачности процесса разработки (изменения) стандартов национальный орган по стандартизации уведомляет о программе национальной стандартизации Информационный центр ISO/IEC в Женеве. Уведомление делается на этапе общественного обсуждения или дачи заключения, указанных в частях (5) и (6) статьи 17 Закона о национальной стандартизации № 20/2016.
(10) По запросу любой из заинтересованных сторон стран–членов Всемирной торговой организации национальный орган по стандартизации предоставляет текст проекта стандарта, о котором уведомил, или принимает меры для его предоставления.
(11) До принятия стандарта национальный орган по стандартизации предусматривает по меньшей мере 60-дневный срок для представления заинтересованными сторонами своих замечаний по проекту стандарта.
(12) Технический регламент публикуется в Официальном мониторе Республики Молдова. Со дня принятия технического регламента и до введения его в действие предусматривается при необходимости по меньшей мере шестимесячный срок, устанавливаемый для принятия мер по обеспечению перехода от старых процедур, требований и стандартов к новым положениям и требованиям технического регламента и стандартов.
[Ст.11 ч.(1) в новой редакции, ч.(4)-(12) введены Законом N 40 от 06.03.2020, в силу 02.10.2020]
Статья 12. Функционирование Информационного центра
[Ст.12 утратила силу согласно Закону N 186 от 22.07.2016, в силу 23.12.2016]
Глава IV
ФУНКЦИИ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОРГАНОВ
Статья 13. Функции регламентирующих органов
(1) Регламентирующие органы, разрабатывающие и обеспечивающие применение технических регламентов, осуществляют следующие функции:
а) используют молдавские стандарты в процессе разработки технических регламентов путем приведения ссылок в соответствии со статьей 7 настоящего закона;
b) согласовывают разработанные проекты технических регламентов с центральным отраслевым органом публичного управления, ответственным за инфраструктуру качества;
c) разрабатывают, утверждают и актуализируют перечень молдавских стандартов, которыми принимаются гармонизированные стандарты, к техническим регламентам, перелагающим гармонизирующее законодательство Европейского Союза;
d) представляют национальному органу по стандартизации для согласования перечень молдавских стандартов, которыми принимаются гармонизированные стандарты;
e) обращаются к национальному органу по стандартизации за подготовкой на государственном языке официальной версии молдавских стандартов, которыми приняты международные или европейские стандарты на языке оригинала, на которые намереваются делать ссылки в технических регламентах;
f) публикуют в Официальном мониторе Республики Молдова перечень гармонизированных европейских стандартов, принятых в качестве молдавских стандартов;
g) участвуют в качестве наблюдателя в процессе аккредитации органов по оценке соответствия, подлежащих признанию или признанных;
h) признают органы по оценке соответствия, аккредитованные в регламентируемой области;
i) предоставляют уведомления, ответы и отзывы относительно технических регламентов и процедур оценки соответствия по запросу любой страны–члена Всемирной торговой организации.
(2) Деятельность по уведомлению относительно технических регламентов и процедур оценки соответствия, проводимая регламентирующими органами, администрируется и координируется центральным отраслевым органом публичного управления, ответственным за инфраструктуру качества, посредством Центра.
[Ст.13 ч.(1) изменена, ч.(2) введена Законом N 40 от 06.03.2020, в силу 02.10.2020]
Статья 14. Сотрудничество между регламентирующими органами
[Ст.14 утратила силу согласно Закону N 40 от 06.03.2020, в силу 02.10.2020]
Статья 15. Ответственность за нарушение положений настоящего закона
[Ст.15 утратила силу согласно Закону N 186 от 22.07.2016, в силу 23.12.2016]
Глава V
[Глава V утратила силу согласно Закону N 186 от 22.07.2016, в силу 01.04.2017]
Статья 16. Органы надзора за рынком
[Ст.16 утратила силу согласно Закону N 186 от 22.07.2016, в силу 01.04.2017]
Статья 17. Основные принципы надзора за рынком
[Ст.17 утратила силу согласно Закону N 186 от 22.07.2016, в силу 01.04.2017]
Статья 18. Осуществление надзора за рынком
[Ст.18 утратила силу согласно Закону N 186 от 22.07.2016, в силу 01.04.2017]
Статья 19. Государственные инспекторы, их права и ответственность
[Ст.19 утратила силу согласно Закону N 186 от 22.07.2016, в силу 01.04.2017]
Глава VI
[Глава VI утратила силу согласно Закону N 186 от 22.07.2016, в силу 01.04.2017]
Статья 20. Финансирование работ по техническому регулированию
[Ст.20 утратила силу согласно Закону N 186 от 22.07.2016, в силу 01.04.2017]
Статья 21. Финансирование деятельности по надзору за рынком
[Ст.21 утратила силу согласно Закону N 186 от 22.07.2016, в силу 01.04.2017]
Глава VII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 22.
Настоящий закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня опубликования.
Статья 23.
До приведения законодательства в соответствие с настоящим законом действующие законы и другие нормативные акты применяются в части, не противоречащей настоящему закону.
Статья 24.
Правительству в 18-месячный срок со дня опубликования настоящего закона:
— привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом;
— согласно положениям части (6) статьи 4 настоящего закона утвердить перечень регламентируемых областей;
— согласно положениям части (1) статьи 8 настоящего закона утвердить процедуры оценки соответствия;
— принять на основании настоящего закона нормативные акты и другие документы, обеспечивающие техническое регулирование и добровольное применение стандартов, а также осуществление надзора за рынком.
Статья 25.
Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившими силу Закон о технических барьерах в торговле № 866-XIV от 10 марта 2000 года (Официальный монитор Республики Молдова, 2000 г., № 65-67, ст.462), статью 19 Закона об оценке соответствия продукции № 186-XV от 24 апреля 2003 года (Официальный монитор Республики Молдова, 2003 г., № 141-145, ст.566) и статью II Закона № 72-XV от 5 мая 2005 года о внесении изменений и дополнений в Закон о стандартизации № 590-XIII от 22 сентября 1995 года и Закон о технических барьерах в торговле № 866-XIV от 10 марта 2000 года (Официальный монитор Республики Молдова, 2005 г., № 92-94, ст.433).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАРЛАМЕНТА | Мариан ЛУПУ |
№ 420-XVI. Кишинэу, 22 декабря 2006 г. |
* Повторно опубликован на основании п.b) статьи III Закона Республики Молдова № 186 от 22.07.2016 г. – Официальный монитор Республики Молдова, 2016 г., № 315-328, ст.684.
Изменен и дополнен законами Республики Молдова:
Закон № 186 от 22.07.2016 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2016 г., № 315-328, ст.684
Закон № 184 от 11.07.2012 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2012 г., № 166-169a, ст.571
Закон № 66 от 07.04.2011 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2011 г., № 110-112, ст.299
Закон № 109 от 04.06.2010 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2010 г., № 131-134, ст.443
Закон № 131-XVIII от 23.12.2009 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2010 г., № 23-24, ст.35
Закон № 280-XVI от 14.12.2007 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2008 г., № 94-96, ст.349