Закон о государственной системе социального страхования
Республика Молдова
ПАРЛАМЕНТ
ЗАКОН № 489
от 08-07-1999
о государственной системе социального страхования
Опубликован : 06-01-2000 в Monitorul Oficial № 1-4 статья № 2
ИЗМЕНЕН
ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Используемые понятия
В настоящем законе используются следующие понятия:
социальное страхование - система социальной защиты, обеспечивающая предоставление застрахованным лицам пенсий, пособий для предупреждения заболеваний и восстановления трудоспособности, других пособий, предусмотренных законодательством;
пособие на погребение - денежная сумма, предоставляемая через государственную систему социального страхования в случае смерти застрахованного лица или пенсионера;
пособие по безработице - форма социальной защиты застрахованных трудоспособных неработающих лиц, состоящая в ежемесячном предоставлении денежной суммы в соответствии с законодательством;
застрахованное лицо - трудоспособное физическое лицо, постоянно проживающее или временно пребывающее в Республике Молдова, за которое плательщики взносов в бюджет государственного социального страхования уплачивают взносы социального страхования для получения прав, которые предупреждают, ограничивают или устраняют социальные риски, предусмотренные законодательством;
[Ст.1 понятие изменено ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
бюджетный орган/бюджетное учреждение – субъект публичного права, который согласно учредительным документам финансируется из бюджетов–компонентов национального публичного бюджета;
публичный орган/публичное учреждение на самоуправлении – субъект публичного права, который согласно учредившему его нормативному акту осуществляет некоммерческую (неприбыльную) деятельность и действует на основе принципов самоуправления;
бюджет государственного социального страхования – совокупность доходов, расходов и источников финансирования, предназначенных для реализации функций государственной системы социального страхования и управления ею;
Национальная касса социального страхования (далее – Национальная касса) – подчиненный Правительству центральный административный орган, который администрирует и управляет государственной системой социального страхования;
территориальная касса – структурное подразделение Национальной кассы, не являющееся юридическим лицом;
индивидуальный код социального страхования - условный регистрационный знак, присваиваемый застрахованному лицу;
сбор взносов социального страхования - деятельность по организации и осуществлению перечисления взносов социального страхования на счета Национальной кассы;
взносы социального страхования - обязательные для плательщика взносов в бюджет государственного социального страхования;
[Ст.1 понятие изменено ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
страховой договор – взаимообязывающий двусторонний договор, заключаемый между юридическим или физическим лицом, использующим оплачиваемый труд (далее - работодатель), либо иными лицами, с одной стороны, и территориальным органом Национальной кассы - с другой, определяющий права и обязанности сторон в области социального страхования;
[Ст.1 понятие «страховая декларация» утратило силу согласно ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
декларация о начислении и использовании взносов обязательного государственного социального страхования – письменное сообщение, составленное плательщиком взносов в бюджет государственного социального страхования, о начислении и использовании взносов обязательного государственного социального страхования за каждый отчетный период, представленное Государственной налоговой службе согласно утвержденному Министерством финансов образцу;
декларация о поименном учете застрахованных лиц - представленное Государственной налоговой службе письменное сообщение работодателя об исполнении им обязательства по осуществлению выплат в бюджет государственного социального страхования, причитающихся с каждого из его работников;
резервный фонд бюджета государственного социального страхования – фонд денежных средств, предназначенный для выплаты в обоснованных случаях пособий социального страхования и покрытия других расходов государственной системы социального страхования, предусмотренных ежегодным законом о бюджете государственного социального страхования;
нетрудоспособность - состояние, в котором находится застрахованное лицо, утратившее физические, умственные способности или трудовые навыки вследствие болезни либо несчастного случая;
пособие по временной нетрудоспособности , в том числе пособие по уходу за больным ребенком,- форма социальной защиты, состоящая в предоставлении застрахованным лицам через государственную систему социального страхования денежных сумм в период временной утраты указанными лицами трудоспособности;
пособие по материнству - форма социальной защиты, состоящая в предоставлении через государственную систему социального страхования денежных сумм застрахованным женщинам, а также женщинам, прекратившим в соответствии с законодательством выплачивать взносы социального страхования, в случае рождения ребенка;
пособие по воспитанию ребенка до достижения им возраста трех лет – форма денежной помощи, назначаемой и предоставляемой через государственную систему социального страхования застрахованным лицам для воспитания ребенка;
плательщик взносов в бюджет государственного социального страхования – лицо, которое согласно законодательству о государственной системе социального страхования обязано исчислять и уплачивать в бюджет государственного социального страхования взносы социального страхования, пени и штрафы;
[Ст.1 понятие введено ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
пособия социального страхования - все пособия, в том числе пенсии, подлежащие выплате застрахованным лицам из фондов социального страхования;
пособия по предупреждению заболеваний и восстановлению трудоспособности - форма социальной защиты, состоящая в предоставлении застрахованным лицам через государственную систему социального страхования пособий в виде денежных сумм или в натуре в случаях, когда эти лица по состоянию здоровья переводятся на сокращенный рабочий день или временно - на другую работу, в случаях карантина, в случаях необходимости приобретения ортопедических изделий, получения санаторно-курортного лечения, а также в других случаях, предусмотренных законодательством;
Государственный регистр индивидуального учета в государственной системе социального страхования - единая база данных обо всех юридических и физических лицах - плательщиках взносов в бюджет государственного социального страхования, а также получателях пенсий и других пособий социального страхования;
выплата – любая сумма, иная нежели заработная плата, выплаченная работодателем в пользу лиц, работающих по индивидуальному трудовому договору, лиц, находящихся в служебных отношениях на основании административного акта или по иным гражданским договорам о выполнении работ или оказании услуг, включая выплаты в натуре, регулируемые нормативными актами или коллективным трудовым договором, кроме платежей и доходов, из которых не исчисляются взносы обязательного государственного социального страхования;
расторжение страхового договора - прекращение действия страхового договора, не имеющего обратной силы после дня его расторжения, связанное с невыполнением одной из сторон своих обязательств по ее вине;
застрахованный риск - событие или состояние, после наступления которого территориальный орган Национальной кассы обязан выплатить соответствующее пособие социального страхования;
частный сектор – физические и юридические лица частного права, учрежденные на основании собственных решений, которые наделяются необходимым для достижения намеченной цели имуществом и которые имеют, не ограничиваясь этим, следующие формы: коммерческое общество, кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, некоммерческие организации;
государственная система социального страхования (далее - государственная система страхования) - организованная совокупность форм социального страхования, обособленных, но в целом взаимосвязанных, через которые реализуется полнота социальной защиты застрахованных лиц.
Статья 2. Гарантирование и реализация права на социальное
страхование
Право на социальное страхование гарантируется государством и реализуется в соответствии с законодательством через государственную систему страхования.
Статья 3. Принципы образования и действия государственной
системы страхования
Государственная система страхования образуется и действует на основании следующих главных принципов:
а) принципа единообразия, согласно которому государство организует и гарантирует деятельность государственной системы страхования в соответствии с едиными правовыми нормами;
b) принципа равноправия, который обеспечивает всем участникам государственной системы страхования - плательщикам взносов, получателям пенсий и других пособий социального страхования - равенство в реализации прав и выполнении обязанностей, предусмотренных законодательством;
с) принципа социальной солидарности поколений и людей, представляющих одно поколение. В соответствии с этим принципом участники государственной системы страхования осознанно и обоюдно берут на себя обязательства и реализуют права, которые предупреждают, ограничивают или устраняют социальные риски, предусмотренные законодательством;
d) принципа обязательности, согласно которому юридические и физические лица в соответствии с законодательством обязаны быть участниками государственной системы страхования, и реализация их права на социальное страхование зависит от выполнения этой обязанности;
е) принципа участия, согласно которому; реализация права на социальное страхование зависит от уплаты взносов социального страхования;
f) принципа распределения, в соответствии с которым ресурсы бюджета государственного социального страхования распределяются для производства обязательных выплат, предусмотренных государственной системой страхования, в соответствии с законодательством;
g) принципа самостоятельности, основанного на самоуправлении государственной системы страхования, предусмотренном законодательством.
h) принципа нераспространения срока исковой давности, согласно которому на пенсионное право не распространяется срок исковой давности;
i) принципа недопустимости передачи, согласно которому право на пенсию не подлежит передаче – полностью или в части.
Статья 4. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию
В государственной системе страхования обязательному социальному страхованию в соответствии с законодательством подлежат лица:
1) работающие на основании индивидуального трудового договора;
11) военнослужащие, исполняющие службу по контракту, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пенитенциарной системы, офицеры охраны, сотрудники органов государственной безопасности и Национального центра по борьбе с коррупцией;
12) самостоятельно осуществляющие профессиональную врачебную деятельность в одной из форм организации профессиональной деятельности, предусмотренных Законом об охране здоровья № 411/1995;
2) работающие на выборных должностях или назначенные в органы исполнительной, законодательной, судебной властей, - на период, соответствующий сроку, на который получены полномочия; они имеют такие же права и обязанности, как и лица, указанные в пункте 1);
3) которые являются:
[Ст.4 пкт.3) изменен ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
а) частными предпринимателями, вкладчиками коммандитных товариществ, акционерами или менеджерами коммерческих обществ, не заключившими индивидуальных трудовых договоров;
b) менеджерами, заключившими договоры о менеджменте;
с) членами семейных подрядов;
d) лицами, занятыми свободной трудовой деятельностью;
е) лицами, занятыми в международных организациях и не подлежащими социальному обеспечению в этих организациях;
f) членами ремесленных кооперативов;
g) лицами, занятыми в признанных культовых учреждениях, не заключившими индивидуальных трудовых договоров;
h) лицами, достигшими 16 лет и не лишенными права на обязательное социальное страхование в соответствии с настоящим законом;
4) которые являются:
[Ст.4 пкт.3) изменен ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
b) лицами, занятыми сельскохозяйственной деятельностью в крестьянских хозяйствах или частной деятельностью в лесных хозяйствах;
с) членами сельскохозяйственных ассоциаций или сельскохозяйственных объединений иных форм.
[Ст.4 пкт.5) утратил силу согласно ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
Статья 5. Декларация о поименном учете застрахованных лиц
и декларация о начислении и использовании взносов
обязательного государственного социального страхования
[Ст.5 наимонование изменено ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
(1) Декларация о начислении и использовании взносов обязательного государственного социального страхования и декларация о поименном учете застрахованных лиц являются составными частями отчета об удержании подоходного налога, взносов обязательного медицинского страхования и начисленных взносов обязательного государственного социального страхования, которые заполняются в порядке и по форме, установленных Министерством финансов, и представляются плательщиками взносов в бюджет государственного социального страхования Государственной налоговой службе на бумажном носителе или с использованием автоматизированных методов электронной отчетности с применением цифровой подписи следующим образом:
a) работодатели, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, – ежемесячно, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным, а в случае ликвидации – не позднее 10 дней с даты утверждения ликвидационного баланса;
b) физические лица: индивидуальные предприниматели, медиаторы, нотариусы, адвокаты, судебные исполнители, авторизованные управляющие, получившие право на осуществление деятельности в установленном законом порядке, независимо от организационно-правовой формы, физические лица, осуществляющие независимую деятельность в сфере розничной торговли, за исключением торговли подакцизными товарами, физические лица, осуществляющие деятельность в сфере закупок продукции растениеводства и/или садоводства и/или объектов растительного мира, не имеющие работников, нанятых по индивидуальному трудовому договору, – один раз в год до 15 января года, следующего за отчетным;
c) исправленная декларация – в порядке, установленном в статье 188 Налогового кодекса № 1163/1997;
d) декларации, указанные в настоящей части, представляются плательщиками взносов в бюджет государственного социального страхования Государственной налоговой службе в сроки, установленные в пунктах а)–с), для периодов начиная с 1 января 2018 года, а для предыдущих периодов – в порядке, установленном в ежегодных законах о бюджете государственного социального страхования за соответствующие периоды;
e) в отступление от пункта а) работодатели, которые в течение отчетного месяца не рассчитывают взносы социального страхования и у которых нет работников, не обязаны представлять отчет об удержании подоходного налога, взносов обязательного медицинского страхования и начисленных взносах обязательного государственного социального страхования за соответствующий месяц.
(11) Работодатели, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, обязаны представлять на бумажном носителе или с использованием автоматизированных методов электронной отчетности с применением цифровой подписи информацию о трудовых отношениях для установления социальных и медицинских прав в форме и порядке, утвержденных Министерством финансов, в срок до 10 рабочих дней со дня приема на работу или изменения/прекращения трудовых отношений, издания приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком или отпуска по отцовству.
[Ст.5 ч.(2) утратила силу согласно ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
[Ст.5 ч.(3) утратила силу согласно ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
(32) Резиденты информационно-технологических парков обязаны представлять отчет об удержанных подоходном налоге, взносах обязательного медицинского страхования и начисленных взносах обязательного государственного социального страхования до 25-го числа месяца, следующего за отчетным, согласно установленному Министерством финансов порядку.
(4) Декларации, указанные в частях (1) и (2), подаются в Государственную налоговую службу.
Декларации считаются принятыми, если плательщик взносов в бюджет государственного социального страхования представляет подтверждающие документы: экземпляр декларации с отметкой Государственной налоговой службы, электронную квитанцию, подтверждающую принятие декларации информационной системой Государственной налоговой службы.
Инструкции о порядке составления и представления деклараций утверждаются Министерством финансов.
(5) Государственная налоговая служба предоставляет Национальной кассе информацию о показателях отчета об удержании подоходного налога, взносов обязательного медицинского страхования и начисленных взносов обязательного государственного социального страхования, информацию о показателях декларации об едином налоге, исчисленном для резидентов информационно-технологических парков, в порядке и по форме, установленной по совместной договоренности между Государственной налоговой службой и Национальной кассой.
(6) Национальное агентство занятости населения ежемесячно представляет Национальной кассе информацию о получателях пособия по безработице и пособий социального страхования в целях подтверждения страхового стажа в сроки и по форме, которые устанавливаются по совместной договоренности между Национальной кассой и Национальным агентством занятости населения.
Статья 6. Социальное страхование на основании индивидуального договора
В государственной системе страхования право на социальное страхование на основании индивидуального договора на условиях, предусмотренных настоящим законом, имеют также лица, не перечисленные в статье 4.
Статья 7. Пособия социального страхования
(1) В соответствии с законодательством в государственной системе страхования пособия застрахованным лицам предоставляются в деньгах или в натуре в зависимости от исчисленных и уплаченных взносов социального страхования.
[Ст.7 ч.(1) изменена ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
(2) Пособия социального страхования предоставляются в виде пенсий, в иных видах, предусмотренных законодательством.
(3) Выплачиваемые в государственной системе страхования пособия предназначены для возмещения полной или частичной потери доходов вследствие достижения пенсионного возраста, ограничения возможностей, несчастного случая, болезни, потери работы, смерти, в связи с материнством - при наступлении застрахованного риска.
(4) В государственной системе страхования не могут одновременно назначаться два или более пособий по поводу одного застрахованного риска, за исключением пособий по предупреждению заболеваний и восстановлению трудоспособности.
Статья 8. Индивидуальный код социального страхования
(1) На основании индивидуальных кодов социального страхования в государственной системе страхования ведется учет реализации прав и выполнения обязанностей застрахованными лицами.
(2) Каждому из застрахованных лиц в государственной системе страхования присваивается только один индивидуальный код социального страхования.
(3) Индивидуальные коды социального страхования и порядок их присвоения устанавливаются Национальной кассой.
(4) Индивидуальный учет взносов социального страхования осуществляется в соответствии с Положением о Государственном регистре индивидуального учета в государственной системе социального страхования, утвержденным Правительством.
[Ст.8 ч.(4) изменена ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
(5) Государственный регистр индивидуального учета в государственной системе социального страхования ведется Национальной кассой.
(6) Виды и формы документов для системы индивидуального учета, порядок их представления, инструкции по их заполнению разрабатывает и утверждает Национальная касса.
(7) Данные и документы, хранимые в Государственном регистре индивидуального учета в государственной системе социального страхования, относятся к конфиденциальной информации.
Статья 9. Социальное страхование на условиях международных
договоров и конвенций
(1) Периоды, на протяжении которых взносы социального страхования вносились в государственную систему страхования в Республике Молдова или в других странах на условиях, предусмотренных международными договорами или конвенциями, подписанными Республикой Молдова, включаются в страховой стаж.
(2) Право на социальное страхование, предоставляемое государственной системой страхования Республики Молдова, переводится в страны, в которые застрахованные лица переехали на постоянное место жительства, на условиях, установленных международными договорами или конвенциями, подписанными Республикой Молдова.
(3) Пособия социального страхования, выплачиваемые на основании права, предусмотренного частью (2), могут переводиться в другие страны на условиях, установленных международными договорами или конвенциями, подписанными Республикой Молдова, в валюте этих стран или в другой валюте - по соглашению сторон.
Глава II
БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 10. Разработка, утверждение и администрирование бюджета
(1) Бюджет государственного социального страхования является составной частью национального публичного бюджета и администрируется независимо от других бюджетов –компонентов национального публичного бюджета.
(2) Бюджет государственного социального страхования разрабатывается, утверждается и администрируется в соответствии с принципами, правилами и процедурами, предусмотренными Законом о публичных финансах и налогово-бюджетной ответственности № 181/2014.
Статья 101. Составление прогноза доходов и расходов бюджета
государственного социального страхования
(1) Процесс составления прогноза доходов и расходов бюджета государственного социального страхования на очередной год должен включать в себя анализ исполнения этих разделов бюджета за период не менее чем двух лет, предшествующих планируемому бюджетному году, определение приоритетов в области социального страхования, которые должны быть поддержаны в финансовом плане в следующем году и не менее чем в течение двух следующих за ним лет, а также составление плана доходов и расходов по каждой статье в соответствии с бюджетной классификацией.
(2) Прогнозирование доходов осуществляется по каждой составляющей, предусмотренной в статье 12.
(3) Прогнозирование обязательных взносов государственного социального страхования осуществляется на основе политики в области государственного социального страхования, разработанной Министерством здравоохранения, труда и социальной защитына среднесрочный период, анализа основы исчисления взносов государственного социального страхования за предыдущие годы с применением макроэкономических показателей на среднесрочный период, прогнозируемых Министерством экономики и инфраструктуры.
(4) Трансферты из государственного бюджета определяются исходя из средств, необходимых для выплаты некоторых видов пенсий, пособий и компенсаций, финансирование которых согласно законодательным и иным нормативным актам осуществляется из государственного бюджета через бюджет государственного социального страхования.
(5) Объемы иных доходов бюджета государственного социального страхования планируются на основе применения положений части (2) статьи 13, статей 14, 28, частей (3) и (4) статьи 51.
(6) При исчислении расходов бюджета государственного социального страхования на планируемый бюджетный год во внимание принимается следующее:
a) обоснование предложений на основе действующих законодательных и иных нормативных актов;
b) анализ политики и целей, разработанных в области социального страхования и социальной помощи Министерством здравоохранения, труда и социальной защиты на среднесрочный период;
c) оценка трансфертов из государственного бюджета в установленных Министерством финансов пределах;
d) предложения территориальных подразделений Национальной кассы социального страхования по проекту бюджета государственного социального страхования, касающиеся определения расходов на организацию и обеспечение деятельности этих структур.
(7) При составлении плана расходов учитываются только суммы расходов, исчисленные для деятельности в соответствующем году.
(8) Расходы бюджета государственного социального страхования исчисляются отдельно по источникам финансирования: из средств бюджета государственного социального страхования и из средств государственного бюджета.
(9) Прогноз доходов и расходов бюджета государственного социального страхования представляется на рассмотрение компетентным органам и социальным партнерам.
(11) Изменение предусмотренных Законом о бюджете государственного социального страхования показателей осуществляется в случае:
a) принятия законодательных и иных нормативных актов, устанавливающих новые условия социальной защиты различных категорий населения;
b ) изменения условий исчисления взносов государственного социального страхования для некоторых категорий плательщиков взносов;
c) уточнения расходов в связи с установлением реального контингента получателей, зарегистрированных в Национальной кассе социального страхования.
Статья 11. Доходы бюджета
Доходы бюджета государственного социального страхования формируются из взносов социального страхования, трансфертов из государственного бюджета и других доходов предусмотренных законодательством.
Статья 111. Займы
(1) Национальная касса может на договорной основе брать займы из бюджетов–компонентов/предоставлять займы бюджетам–компонентам национального публичного бюджета, управляемых/управляемым через единый казначейский счет, для покрытия временных кассовых разрывов, со сроком погашения в том же бюджетном году.
(2) Для покрытия временных кассовых разрывов Национальная касса может на договорной основе брать займы от финансовых учреждений со сроком погашения в том же бюджетном году.
Статья 12. Расходы бюджета
(1) Из средств бюджета государственного социального страхования покрываются расходы на выплату пособий в государственной системе страхования, расходы по организации и обеспечению деятельности этой системы, осуществляются финансирование отдельных инвестиций, другие расходы, предусмотренные законодательством.
(2) Из доходов бюджета государственного социального страхования ежегодно отчисляется до трех процентов на создание резервного фонда.
(3) Накопленный резервный фонд не может превышать 50 процентов от уровня расходов, предусмотренных на соответствующий бюджетный год.
(4) Резервный фонд используется для выплаты пособий социального страхования в обоснованных случаях, для покрытия других расходов государственной системы страхования, предусмотренных законом о бюджете государственного социального страхования.
(5) Резервный фонд не переносится в доходы и расходы бюджета государственного социального страхования и представляет собой превышение доходов над расходами этого бюджета.
Статья 13. Использование годовых остатков бюджета.
Пополнение резервного фонда
(1) Образующиеся в конце года остатки бюджета государственного социального страхования используются в соответствии с законодательством.
(2) Годовые остатки бюджета государственного социального страхования могут размещаться на депозитных счетах в Национальном банке Молдовы и/или в государственных ценных бумагах.
(3) Резервный фонд переносится на следующий год и пополняется в соответствии с условиями, предусмотренными частями (2) и (3) статьи 12.
(4) Возможный текущий дефицит бюджета государственного социального страхования покрывается из свободных денежных средств бюджета государственного социального страхования за предыдущие годы, а после их расходования - из резервного фонда.
Статья 14. Доходы от свободных денежных средств бюджета
Свободные денежные средства бюджета государственного социального страхования являются источником доходов. Уровень таких доходов устанавливается договорами, заключаемыми Национальной кассой с Государственным казначейством или банковскими объединениями.
Статья 15. Покрытие дефицита бюджета
(1) Для покрытия дефицита бюджета государственного социального страхования после расходования резервного фонда доходы указанного бюджета дополняются суммами, перечисляемыми из государственного бюджета.
(2) Если в конце бюджетного года фактический объем дефицита бюджета государственного социального страхования, без учета трансфертов из государственного бюджета на выплаты социальной помощи, меньше объема трансфертов, полученных из государственного бюджета для покрытия недостаточности доходов бюджета государственного социального страхования, Национальная касса возвращает разницу в государственный бюджет в первом квартале следующего бюджетного года на основании годового отчета об исполнении бюджета.
Статья 16. Валюта, в которой вносятся взносы и выплачиваются
пособия социального страхования
(1) На территории Республики Молдова в государственной системе страхования взносы и пособия социального страхования соответственно вносятся и выплачиваются в леях.
(2) Установленные в валюте других стран взносы и пособия социального страхования соответственно вносятся и выплачиваются на территории Республики Молдова в леях согласно обменному курсу, определенному Национальным банком Молдовы на день внесения взносов или выплаты пособий.
Глава III
ВЗНОСЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 17. Плательщики взносов в бюджет государственного
социального страхования. Размер взносов
(1) В государственной системе страхования плательщиками взносов являются:
а) застрахованные лица, вносящие взносы социального страхования;
[Ст.17 ч.(1), пкт.а) изменен ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
b) работодатели;
b1) работодатели в области таксомоторных автотранспортных перевозок пассажиров;
с) приравненные на условиях настоящего закона к работодателям юридические лица, у которых работают застрахованные лица, указанные в пункте 2) статьи 4;
c1) лица, самостоятельно осуществляющие профессиональную врачебную деятельность в одной из форм организации профессиональной деятельности, предусмотренных Законом об охране здоровья № 411/1995;
d) лица, заключившие страховой договор;
[Ст.17 ч.(1), пкт.е) утратил силу согласно ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
f) резиденты информационно-технологических парков, являющиеся работодателями.
(2) Размер взносов социального страхования зависит от условий труда - нормальных или специальных.
(3) Категории плательщиков и застрахованных лиц, размеры взносов обязательного государственного социального страхования, основа для их исчисления и сроки перечисления в бюджет государственного социального страхования, а также виды застрахованных социальных пособий представлены в приложении 1 к настоящему закону.
(31) Для определения того, осуществляют ли указанные в пункте 1.5 приложения 1 лица деятельность в размере не менее 95 процентов видов деятельности, предусмотренных в группах 01.1–01.6 Классификатора видов экономической деятельности Молдовы, рассчитывается соотношение между суммой дохода, полученного от соответствующих видов деятельности, и суммой дохода от операционной деятельности, зарегистрированной в бухгалтерском учете. В этом случае оба показателя, связанные с размером полученного дохода, определяются в течение отчетного периода.
[Ст.17 ч.(31) изменена ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
(4) Взносы обязательного государственного социального страхования в годовой фиксированной сумме (годовой фиксированный сбор) ежегодно утверждается законом о бюджете государственного социального страхования.
[Ст.17 ч.(4) изменена ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
Статья 18. Определение рабочих мест со специальными условиями
труда
(1) Рабочими местами со специальными условиями труда признаются места, на которых трудоспособность застрахованных лиц постоянно или периодически подвергается повышенной опасности.
(2) Критерии и методика определения рабочих мест со специальными условиями труда устанавливаются до вступления в силу настоящего закона Правительством на основании совместных предложений Министерства экономики и инфраструктуры и Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты.
(3) Рабочие места со специальными условиями труда определяются коллективными трудовыми договорами, а в случаях, когда в соответствии с законодательством такие договоры не заключаются, - решением законно созданного руководящего органа, с соблюдением критериев и методик, указанных в части (2).
(4) При определении рабочих мест со специальными условиями труда обязательно заключение государственной территориальной инспекции по охране труда.
(5) В соответствии с настоящим законом рабочими местами со специальными условиями труда признаются:
а) на горных работах - места, на которых люди заняты под землей не менее 50 процентов рабочего времени в течение соответствующего месяца;
b) в гражданской авиации – летный персонал. Должности персонала гражданской авиации, условия работы которого относятся к специальным, представлены в приложении 2 к настоящему закону.
Статья 19. Уплата взносов социального страхования
(1) Взносы социального страхования должны вноситься со дня, когда плательщик подпал под действие одного из пунктов статьи 4, или со дня заключения страхового договора.
[Ст.19 ч.(2) утратила силу согласно ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
[Ст.19 ч.(3) утратила силу согласно ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
(4) Застрахованные лица, указанные в пунктах 12), 3) и 4) статьи 4, а также лица, заключившие страховой договор, должны уплачивать взносы социального страхования, соответствующие условиям труда, в полном размере.
[Ст.19 ч.(5) утратила силу согласно ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
(6) Положения части (1) распространяются в равной мере на граждан Республики Молдова, иностранных граждан и лиц без гражданства.
(7) Резиденты информационно-технологических парков и их работники обязаны уплачивать взносы обязательного государственного социального страхования в соответствии с положениями Закона об информационно-технологических парках № 77/2016. В отношении доходов, полученных работниками и/или полученных иными физическими лицами по гражданско-правовым договорам на выполнение работ или оказание услуг, взносы социального страхования уплачиваются в соответствии с положениями настоящего закона.
(8) В отступление от положений части (1) работодатели в области таксомоторных автотранспортных перевозок пассажиров, выплачивающие заработную плату (включая премии и предоставленные льготы) работнику–водителю, осуществляющему таксомоторные авто- транспортные перевозки пассажиров, обязаны исчислять и уплачивать до 25-го числа каждого месяца взносы обязательного государственного социального страхования в фиксированной сумме, установленной законом о бюджете государственного социального страхования на отчетный год. В случае увольнения работников в течение отчетного месяца уплаченные за них взносы обязательного государственного социального страхования не возвращаются и не переводятся на счет иных налогов (пошлин) и сборов.
[Ст.19 ч.(8) изменена ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
(9) В случае работников, принятых на работу после представления Государственной налоговой службе списка согласно части (14) статьи 92 Налогового кодекса, исчисление и уплата взносов обязательного государственного социального страхования согласно части (8) настоящей статьи за месяц, в котором они приняты на работу, осуществляются пропорционально дням, оставшимся до конца месяца.
(10) Если физическое лицо, принятое на работу в качестве водителя, осуществляющее таксомоторные автотранспортные перевозки пассажиров, совмещает две должности на одном и том же предприятии в области таксомоторных автотранспортных перевозок пассажиров, взносы обязательного государственного социального страхования из доходов от другой деятельности исчисляются в общеустановленном порядке.
(11) Для других категорий работников, кроме указанной в части (8), применяется режим исчисления взносов обязательного государственного социального страхования в общеустановленном порядке.
(12) Срок уплаты взносов обязательного государственного социального страхования в фиксированной сумме устанавливается ежегодно законом о бюджете государственного социального страхования.
Статья 20. Исчисление размера и уплата взносов социального
страхования
(1) Исчисление размера и уплата взносов социального страхования ежемесячно производятся работодателями.
[Ст.20 ч.(1) изменена ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
(2) Уплата взносов социального страхования застрахованными лицами, указанными в пунктах 12), 3) и 4) статьи 4, а также лицами, заключившими страховой договор, производится ежемесячно.
(3) Уплата взносов социального страхования лицами, указанными в пункте 4) статьи 4 и в статье 6, может производиться и с интервалами более месяца, но не превышающими шести месяцев, при соблюдении сроков, предусмотренных в страховой декларации или страховом договоре.
(4) Начисление и уплата взносов обязательного государственного социального страхования, подлежащих уплате резидентами информационно-технологических парков и их работниками в отношении доходов от оплаты труда, полученных на основании трудового законодательства и нормативных актов, содержащих нормы трудового права, производятся за счет сумм, выделенных бюджету государственного социального страхования из поступлений единого налога, уплачиваемого резидентами информационно-технологических парков в соответствии с Законом об информационно-технологических парках № 77/2016.
[Ст.21 утратила силу согласно ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
Статья 22. Месячная основа для исчисления размера взносов
социального страхования
[Ст.22 наименование изменено ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
(1) Месячную основу для исчисления размера взносов социального страхования, которые должны вноситься работодателями, составляет фонд оплаты труда и другие выплаты.
[Ст.22 ч.(1) изменена ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
[Ст.22 ч.(2) утратила силу согласно ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
[Ст.22 ч.(3) утратила силу согласно ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
(4) Месячную основу для исчисления размера взносов социального страхования, которые должны вноситься лицом, самостоятельно осуществляющим профессиональную врачебную деятельность в одной из форм организации профессиональной деятельности, предусмотренных Законом об охране здоровья № 411/1995, составляет доход соответствующего лица, определенный в соответствии с положениями законодательства.
Статья 23. Суммы, не включаемые в месячную основу для исчисления
размера взносов социального страхования
(1) Виды платежей и доходов, из которых не начисляются взносы обязательного государственного социального страхования, представлены в приложении 3 к настоящему закону.
а) пособия социального страхования, за исключением пособий по безработице и временной нетрудоспособности, пенсий по ограничению возможностей;
b) пособия, компенсации, выплачиваемые из фондов работодателей;
с) выходные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством при расторжении трудовых договоров;
d) суточные, получаемые командированными, пособия, выплачиваемые при переводе на другую работу;
е) выплаты по авторским правам и правам, обретенным на основании гражданских договоров;
e1) вознаграждения за выполненную в день выборов работу, выплачиваемые членам окружных избирательных советов, членам участковых избирательных бюро и сотрудникам аппаратов соответствующих советов и бюро;
f) другие выплаты, не предусмотренные специальными законами.
(2) Суммы, не учитываемые при исчислении размера взносов социального страхования, не учитываются и при определении размера пособий социального страхования.
Статья 24. Регулирование и выплата сумм пособий социального
страхования
(1) Пособия социального страхования выплачиваются работодателем работникам в соответствии с законодательством в счет взносов социального страхования, подлежащих перечислению за соответствующий месяц.
(2) Если размер выплаченных работодателем работникам в соответствии с законодательством пособий социального страхования превышает сумму долгов работодателя в соответствующем месяце, разница возмещается за счет средств социального страхования территориальным органом Национальной кассы, в радиусе обслуживания которого находится работодатель.
(3) Если размер месячного взноса социального страхования, внесенного плательщиком, превышает размер полученного пособия, излишне выплаченная сумма учитывается при осуществлении последующих выплат.
(4) В отступление от положений части (1) суммы пособий социального страхования, которые выплачиваются своим работникам работодателем, но источником финансирования которых является бюджет государственного социального страхования, выплачиваются работодателями–резидентами информационно-технологических парков своим работникам из собственных средств и впоследствии возмещаются им в установленном Правительством порядке.
Статья 25. Перечисление взносов социального страхования
[Ст.25 ч.(1) утратила силу согласно ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
[Ст.25 ч.(11) утратила силу согласно ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
(2) Плательщик взносов в бюджет государственного социального страхования исчисляет и ежемесячно перечисляет взнос социального страхования в бюджет государственного социального страхования.
[Ст.25 ч.(2) в редакции ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
Статья 26. Сроки регистрации плательщиков и уплаты взносов
социального страхования
(1) Предприятия, учреждения, организации и физические лица, не подпадающие под действие Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей № 220-XVI от 19 октября 2007 года, обязаны зарегистрироваться в качестве плательщика взносов государственного социального страхования в территориальном подразделении Национальной кассы по своему юридическому адресу в течение 10 рабочих дней со дня получения права на осуществление определенной деятельности.
(2) Сроки уплаты взносов обязательного государственного социального страхования представлены в приложении 1 к настоящему закону.
Статья 28. Начисление пени при неуплате взносов социального
страхования в срок
(1) При неуплате взносов социального страхования в установленные сроки невнесенные суммы взыскиваются с начислением пени за каждый день просрочки по день уплаты включительно.
(2) Пеня за просрочку платежей, предусмотренная частью (1), устанавливается законом о бюджете государственного социального страхования на соответствующий год.
(3) Суммы пеней за просрочку платежей составляют часть дохода бюджета государственного социального страхования.
(4) Начисление пени за просрочку платежей осуществляется Национальной кассой.
Статья 30. Применение принудительных мер
(1) В случае неуплаты в установленные статьей 26 сроки взносов в бюджет государственного социального страхования Государственная налоговая служба прибегает к принудительным мерам в соответствии с налоговым законодательством.
(2) В целях погашения обязательств перед бюджетом государственного социального страхования следующие понятия, используемые в налоговом законодательстве, означают:
a) налоговое обязательство – взносы в бюджет государственного социального страхования, другие суммы, которые налогоплательщики должны уплатить в бюджет государственного социального страхования, а также суммы пеней и штрафов, наложенных за нарушения законодательства, предусматривающего такие обязательства;
b) налогоплательщик – лицо, которое в соответствии с законодательством обязано исчислить и/или уплатить соответствующие суммы в бюджет государственного социального страхования;
[Ст.30 ч.(2), пкт.b) изменен ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
c) недоимка – сумма, которую налогоплательщик обязан был уплатить в бюджет государственного социального страхования, суммы пени и/или штрафов, не уплаченные в срок.
(3) Другие понятия налогового законодательства, использованные в целях погашения налогового обязательства, приведенные в соответствие, в случае необходимости, с понятиями части (2), имеют тот же смысл и применяются в целях погашения обязательств перед бюджетом государственного социального страхования.
(4) Отсрочка и рассрочка погашения налогового обязательства перед бюджетом государственного социального страхования осуществляются на условиях и в порядке, установленных законом о бюджете государственного социального страхования.
(5) Обжалование решения Государственной налоговой службы или действия налогового служащего, связанных с погашением обязательства перед бюджетом государственного социального страхования, осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные налоговым законодательством.
Статья 31. Уплата долгов при реорганизации, ликвидации или
банкротстве работодателя
При реорганизации, ликвидации или банкротстве работодателя его долги перед бюджетом государственного социального страхования покрываются согласно процедуре, предусмотренной законодательством.
Статья 32. Лишение права на пособия при неуплате взносов социального страхования
Неуплата лицами, застрахованными на основании страховой декларации или страхового договора, взносов социального страхования в установленные сроки лишает их права на пособия до ликвидации задолженности по взносам и уплаты пени.
[Ст.33 утратила силу согласно ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
Статья 34. Расторжение страхового договора
(1) Страховой договор может быть расторгнут по инициативе сторон в соответствии с предусмотренными им условиями.
(2) В случае расторжения страхового договора уплаченные взносы социального страхования не возвращаются, а имеющийся страховой стаж учитывается при определении права на пенсию.
(3) Права застрахованного лица восстанавливаются после заключения нового страхового договора.
(4) Для застрахованного лица, права которого восстановлены, право на получение пособий социального страхования, за исключением пенсии, наступает после приобретения нового страхового стажа, предусмотренного законодательством для получения таких пособий.
Статья 35. Сбор и учет взносов социального страхования
(1) Сбор взносов обязательного государственного социального страхования, контроль за правильностью их исчисления и своевременностью перечисления в бюджет государственного социального страхования осуществляется Государственной налоговой службой в соответствии с предоставленными ей правами и в порядке, установленном налоговым законодательством.
(2) учет взносов социального страхования производится на основании индивидуальных кодов социального страхования через территориальные органы Национальной кассы.
(3) Национальная касса и ее территориальные органы осуществляют хранение и учет данных о взносах социального страхования на каждого из застрахованных лиц.
(4) Суммы взносов, поступающие в Национальную кассу в той или иной форме, контролируются, как и доходы государства, Государственной налоговой службой и через суд.
Статья 36. Исчисление страхового стажа
Страховой стаж выражается в годах и исчисляется путем суммирования месяцев, за которые были уплачены взносы в установленных размерах в бюджет государственного социального страхования и деления полученной суммы на 12.
[Ст.36 изменена ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
Статья 37. Нестраховые периоды, приравниваемые к страховому стажу
В государственной системе нестраховые периоды, указанные в части (2) статьи 5 Закона о государственной пенсионной системе № 156 от 14 октября 1998 года, приравниваются к страховому стажу.
Статья 38. Подтверждение страхового стажа
(1) Страховой стаж ежегодно подтверждается Национальной кассой посредством бесплатной выдачи через территориальные органы каждому из застрахованных лиц по его заявлению выписки из счета.
(2) По повторному заявлению застрахованного лица выписка из счета может быть выдана также в любое время в течение года за плату.
Глава IV
ПЕНСИИ
а) по возрасту;
b) по ограничению возможностей;
с) по случаю потери кормильца.
Статья 40. Порядок предоставления, назначения и выплаты пенсий
Порядок предоставления, назначения и выплаты пенсий предусматривается законодательством.
Глава V
ДРУГИЕ ПОСОБИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 41. Другие пособия социального страхования
В государственной системе страхования застрахованные лица кроме права на пенсию имеют право на следующие пособия:
а) по временной нетрудоспособности, обусловленной общим заболеванием, несчастным случаем, профессиональным заболеванием или производственной травмой, в том числе по уходу за больным ребенком;
b) по предупреждению заболеваний и восстановлению трудоспособности;
с) по материнству;
d) и по воспитанию ребенка до достижения им возраста трех лет;
е) по безработице;
f) на погребение.
Статья 42. Порядок предоставления, назначения и выплаты других
пособий социального страхования
Порядок предоставления, назначения и выплаты других пособий социального страхования регламентируется законодательством.
Глава VI
НАЦИОНАЛЬНАЯ КАССА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 43. Место Национальной кассы социального страхования
в государственной системе социального страхования
(1) Национальная касса управляет государственной системой социального страхования и управляет бюджетом государственного социального страхования через единый казначейский счет Министерства финансов.
Статья 45. Организация управления
(1) Руководство Национальной кассой осуществляет генеральный директор, назначаемый и увольняемый Правительством.
(2) Генеральный директор Национальной кассы является администратором бюджета.
(21) Генеральный директор Национальной Кассы является лицом, исполняющим ответственную государственную должность.
(22) На должность председателя Национальной кассы не может быть назначено лицо, в отношении которого установлен запрет на занятие государственной должности или ответственной государственной должности, вытекающий из констатирующего акта Национального органа по неподкупности.
(3) Надзор за деятельностью Национальной кассы выполняет Административный совет, состоящий из 12 членов. Председатель совета назначается Правительством.
(4) В состав Административного совета входят представители Правительства, Патроната, профсоюзов и организаций пенсионеров, выдвинутые соответствующими учреждениями и организациями по принципу пропорциональности.
(5) Решения Административного совета принимаются большинством голосов его членов. В случае равенства количества голосов решающим является голос председателя.
Статья 46. Организация Национальной кассы
(1) Положение об организации и функционировании Национальной кассы, а также ее структура и предельная численность утверждаются Правительством.
(2) С учетом количества и структуры категорий застрахованных лиц и получателей социальных пособий, а также сложности работы на территориальном уровне формируются территориальные кассы. Количество территориальных касс устанавливается в Положении об организации и функционировании Национальной кассы.
Статья 47. Расходы на организацию и функционирование
государственной системы страхования
(1) Расходы по организации работы и функционированию государственной системы страхования являются составной частью бюджета государственного социального страхования.
(2) Эти расходы составляют до пяти процентов годовых и относятся к общим годовым расходам, предусмотренным законом о бюджете государственного социального страхования.
Статья 48. Оплата труда и другие выплаты работникам
Национальной кассы
Размер основной заработной платы генерального директора Национальной кассы, основной заработной платы и других выплат работникам Национальной кассы, ее территориальных органов, а также размер пособий, получаемых членами Административного совета, устанавливаются законодательством.
Статья 49. Функции, выполняемые Национальной кассой
(1) Во исполнение настоящего закона Национальная касса осуществляет следующие функции:
а) руководит и контролирует применение правовых норм территориальными органами;
а1) обеспечивает руководство в отношении применения правовых норм физическими и юридическими лицами, права и обязанности которых определяются настоящим законом;
[Ст.49 ч.(1), пкт.е) утратил силу согласно ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
g) принимает меры в соответствии с законодательством для усовершенствования и повышения эффективности управления имуществом государственной системы страхования, а также для обеспечения целостности этой системы;
[Ст.49 ч.(1), пкт.h) утратил силу согласно ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
i) обеспечивает ведение учета на национальном уровне всех плательщиков взносов в бюджет государственного социального страхования;
j) обеспечивает учет реализации прав и выполнения обязанностей застрахованными лицами на национальном уровне на основе индивидуальных кодов социального страхования;
k) ежегодно подтверждает страховой стаж каждого из застрахованных лиц;
l) представляет данные для индексации размеров пособий социального страхования в государственной системе страхования в процессе исполнения бюджета;
m) обеспечивает применение положений конвенций по социальному страхованию, подписанных Республикой Молдова;
n) развивает отношения в области социального страхования с соответствующими организациями зарубежных стран;
o) организует подбор, подготовку и профессиональное усовершенствование кадров, занятых в области социального страхования;
p) обеспечивает внедрение, распространение, содержание и защиту автоматических вычислительных систем и систем учета;
q) обеспечивает представительство в судебных инстанциях при разрешении споров, возникающих в связи с применением положений настоящего закона;
r) выполняет иные функции, предусмотренные законодательством.
(2) В области публичных финансов Национальная касса выполняет свои полномочия и обязанности в соответствии с положениями Закона о публичных финансах и бюджетно-налоговой ответственности № 181/2014.
Глава VII
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Статья 50. Юридическая ответственность
Нарушение положений настоящего закона влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Глава VIII
ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 52. Споры, находящиеся на рассмотрении в судебных
инстанциях
(1) Споры, находящиеся на рассмотрении в судебных инстанциях на день вступления в силу настоящего закона, рассматриваются в соответствии с законом, на основании которого было установлено право.
(2) До образования специализированных судебных составов, занимающихся вопросами социального страхования, заявления, касающиеся взаимоотношений в области социального страхования, возникших на основании применения положений настоящего закона, должны подаваться в судебные инстанции, в компетенцию которых входит рассмотрение таких заявлений в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Статья 53. Образование Национальной кассы
Национальная касса образуется со дня опубликования настоящего закона в “Официальном мониторе Республики Молдова”.
Статья 54. Назначение председателя, образование
Административного совета и утверждение устава
Национальной кассы
(1) В 30-дневный срок со дня опубликования настоящего закона в “Официальном мониторе Республики Молдова” Правительство назначает председателя Национальной кассы.
(2) В 30-дневный срок со дня назначения председателя Национальной кассы образуется Административный совет и утверждается устав Национальной кассы.
Статья 55. Принятие Национальной кассой соответствующих
функций и имущества
(1) В двухмесячный срок со дня утверждения устава Национальная касса принимает:
а) соответствующие функции от Социального фонда, Департамента по пенсиям и социальной защите, Центра по начислению пенсий и пособий, территориальных органов Министерства труда и социальной защиты, уполномоченных устанавливать размер и выплачивать пенсии и другие пособия социального страхования, а также функции консилиумов врачебной экспертизы жизнеспособности, находящихся в подчинении у Министерства здравоохранения;
b) в управление - находящиеся в публичной собственности оснащение, здания, земли и площади, которые используются или управляются структурами, указанными в пункте а), согласно списку, утвержденному Правительством.
(2) Со дня образования Административного совета до вступления в силу настоящего закона Национальная касса:
а) создает Кассу социального страхования в муниципии Кишинэу, а также другие территориальные органы;
b) принимает от Социального фонда на основании протокола и бухгалтерского отчета бюджет государственного социального страхования, а также берет на себя сопутствующие расходы в соответствии с численностью принятого персонала, который остается на прежних рабочих местах до вступления в силу настоящего закона и утверждения бюджета государственного социального страхования.
(3) Персонал, который переходит в Национальную кассу и ее территориальные органы из учреждений, указанных в пункте а) части (1), считается переведенным.
(4) До вступления в силу настоящего закона Правительство и органы местного публичного управления предоставляют в распоряжение Национальной кассы здания, необходимые для функционирования ее территориальных органов, образованных в соответствии с настоящим законом.
(5) До вступления в силу настоящего закона Национальная касса устанавливает индивидуальные коды социального страхования и порядок их предоставления.
(6) Формы декларации о поименном учете застрахованных лиц, обязательств по выплатам в бюджет государственного социального страхования, страховой декларации, страхового договора, а также других документов, необходимых для учета реализации прав и выполнения обязанностей застрахованными лицами, устанавливаются Национальной кассой.
(7) До вступления в силу настоящего закона Национальная касса сообщает номера счетов, на которые перечисляются суммы взносов социального страхования.
(8) На день вступления в силу настоящего закона Национальная касса на основании протокола и бухгалтерского отчета принимает свободные денежные средства, а также долговые обязательства и другие долги систем социального обеспечения, входящих в государственную систему страхования.
(9) На день вступления в силу настоящего закона выплата взносов социального страхования застрахованными лицами, работающими по индивидуальному трудовому договору, в государственную систему страхования не уменьшает доходов этих лиц.
(10) Сохранение уровня доходов застрахованных лиц, работающих по индивидуальному трудовому договору, в государственной системе страхования достигается путем повышения их заработка соответственно увеличению размера взносов социального страхования, произведенному на основании настоящего закона.
(11) Для застрахованных лиц, у которых размер ежемесячного дохода превышает три среднемесячные заработные платы по экономике, увеличение, предусмотренное в части (10), производится до этого уровня.
[Ст.55 ч.(12) утратила силу согласно ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
Глава IX
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 56. Возмещение необоснованно выплаченных сумм
(1) Суммы, необоснованно полученные в виде пособий социального страхования, в том числе пенсий, возмещаются получателями, третьими лицами до истечения срока давности, составляющего три года.
(2) При выплате пособий социального страхования, за исключением пенсий, возмещение сумм, предусмотренных частью (1), производится работодателем или учреждением, осуществляющим выплату пособий по безработице.
(3) Необоснованно выплаченные суммы взимаются с плательщиков, указанных в части (2), территориальными органами Национальной кассы.
(4) Суммы, необоснованно выплаченные территориальными органами Национальной кассы, возмещаются получателями, третьими лицами на основании решения соответствующего территориального органа, которое имеет силу исполнительного листа.
(5) Суммы, необоснованно выплаченные в форме пособий социального страхования в результате представления на основании пункта c) части (1) статьи 5 исправленных деклараций, возмещаются работодателем.
Статья 57. Вступление закона в силу
(1) Настоящий закон вступает в силу с 1 июля 2000 года, за исключением частей (2), (3) и (4) статьи 12, которые будут введены в действие после выплаты всех долгов пенсионерам и получателям пособий социального страхования через государственную систему страхования.
(2) Правительству:
а) в трехмесячный срок:
- представить Парламенту предложения о внесении изменений в Закон о бюджетной системе и бюджетном процессе № 847-XIII от 24 мая 1996 года, Налоговый кодекс № 1163-XIII от 24 апреля 1997 года, Закон об администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и II Налогового кодекса № 1164-XIII от 24 апреля 1997 года, в другие законы;
- привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом;
b) в течение 2000 года принять нормативные акты, обеспечивающие реализацию настоящего закона.
(3) Работодатели, юридические и физические лица, обязаны представить Национальной кассе, ее территориальным органам сведения и документы, необходимые для установления индивидуальных кодов социального страхования и ведения учета страхового стажа, уплаты взносов социального страхования согласно методике, разработанной Национальной кассой.
(4) Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившим силу Закон о бюджете государственного социального страхования № 1359-XIII от 24 октября 1997 года.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАРЛАМЕНТА Думитру ДЬЯКОВ
№ 489-XIV. Кишинэу, 8 июля 1999 г.
[Приложение №1 в редакции ЗП60 от 23.04.20, MO108-109/25.04.20 ст.186; в силу с 01.01.21]
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ
должностей персонала гражданской авиации, условия работы
которого относятся к специальным
1. Летный персонал:
а) члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов;
b) летно-инструкторский состав;
c) командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты летной службы (летной работы) министерств, других центральных административных органов, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата;
d) парашютисты всех профилей, спасатели, а также десантники-пожарные всех профилей, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, штатные и внештатные работники парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме полета на высоте не менее 10 метров;
е) бортпроводники.
2. Персонал, осуществляющий управление воздушным движением.
3. Инженерно-технический персонал авиации:
а) авиационные техники (механики, мотористы) всех профилей;
b) мастера всех профилей;
с) инженеры всех профилей;
d) начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Приложение 3
Виды платежей и доходов,
из которых не исчисляются взносы обязательного
государственного социального страхования
Взносы обязательного государственного социального страхования (включая индивидуальный взнос обязательного государственного социального страхования в размере 6 процентов заработной платы и других выплат, осуществляемых работодателем работнику) не начисляются на следующие виды платежей и доходов:
1) материальная помощь в связи со стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами, оказываемая на основании постановления Правительства или решения органа местного публичного управления из Фонда поддержки населения;
2) расходы на перевозку, питание и профессиональное образование/повышение квалификации работников, понесенные и организованные работодателем в установленном Правительством порядке;
3) компенсационные суммы (расходы на служебные командировки, возмещение ущерба, причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья на производстве), кроме компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении;
4) пособия, выплачиваемые на основании части (3) статьи 24 Закона о статусе местного выборного лица № 768/2000;
5) суммы компенсации своевременно невыплаченной заработной платы, предоставляемые в соответствии с Постановлением Правительства об утверждении Порядка исчисления и выплаты суммы компенсации потерь части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты № 535/2003;
6) суммы, получаемые работниками – гражданами Республики Молдова при реализации проектов технической помощи, финансируемых внешними донорами, если международными соглашениями, стороной которых является Республика Молдова, предусмотрено освобождение от уплаты взносов обязательного государственного социального страхования;
7) суммы, получаемые застрахованными лицами по добровольному страхованию;
8) выходное пособие в размере, предусмотренном статьей 186 Трудового кодекса Республики Молдова № 154/2003 и частью (6) статьи 42 Закона о государственной должности и статусе государственного служащего № 158/2008, выплачиваемое в соответствии с законодательством;
9) пособие, предоставляемое военнослужащим, исполняющим службу по контракту, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пенитенциарной системы, офицерам охраны и сотрудникам органов государственной безопасности и Национального центра по борьбе с коррупцией после увольнения со службы в соответствии с частями (3) и (5) статьи 19 Закона о статусе военнослужащих № 162/2005, статьей 47 Закона о Службе государственной охраны № 134/2008, частью (2) статьи 49 и частями (3), (4) и (8) статьи 67 Закона о государственном служащем с особым статусом Министерства внутренних дел № 288/2016, частью (1) статьи 55 Закона о системе пенитенциарной администрации № 300/2017, статьей 54 Закона о статусе офицера информации и безопасности № 170/2007, статьей 51 Закона о Пограничной полиции № 283/2011, статьей 39 Закона о Генеральном инспекторате по чрезвычайным ситуациям № 93/2007, статьей 35 Закона о Национальном центре по борьбе с коррупцией № 1104/2002;
10) пособия, предусмотренные статьей 17 Закона о статусе лиц, исполняющих ответственные государственные должности, № 199/2010 и статьей 21 Закона о статусе персонала кабинета лиц, исполняющих ответственные государственные должности, № 80/2010;
11) суммы на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, молока и лечебно-диетического питания, суммы для оплаты путевок в санатории, дома отдыха и детские оздоровительные учреждения;
12) суммы, составляющие стоимость подарков (вещевых премий), получаемых работниками или бывшими работниками по месту основной работы, а также суммы, составляющие стоимость вещевых премий, и суммы денежных вознаграждений, полученных на конкурсах и соревнованиях;
13) стипендии учащихся, студентов и лиц, получающих постуниверситетское образование по дневной форме обучения, установленные в соответствии с законодательством, а также заслуженные, учебные и социальные стипендии, определенные законодательством, предоставляемые лицам, обучающимся в системе постуниверситетского образования;
14) суммы, выплачиваемые учащимся многопрофильных профессиональных и ремесленных училищ, общеобразовательных средних школ и колледжей за выполненные ими работы;
15) суммы, выплачиваемые для возмещения расходов на проезд, провоз имущества и наем жилья при переводе или переезде в служебных целях на работу в другую местность;
16) вознаграждение за работу во внеурочное время, перечисляемое в соответствующий бюджет или благотворительные фонды;
17) пособие, выплачиваемое молодым специалистам за счет плательщика взносов, за отпуск, предоставленный по окончании учреждения высшего, среднего специального или среднего профессионального образования;
18) единовременное пособие, выплачиваемое молодым специалистам при приеме на работу в соответствии с Постановлением Правительства о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы № 321/1998;
19) пособие по временной нетрудоспособности;
20) все виды социальных выплат получателям из бюджетов–компонентов национального публичного бюджета;
21) доходы от управления собственностью (дивиденды, проценты, платежи по долевому участию);
22) выигрыши по облигациям государственных займов и суммы, получаемые при погашении облигаций;
23) выигрыши по лотереям, проводимым в порядке и на условиях, установленных Правительством;
24) компенсационные выплаты за донорство крови в соответствии с Постановлением Правительства об утверждении норм обеспечения продуктами питания, медикаментами и расходными материалами больных (взрослых и детей), а также норм компенсирования для доноров крови и компонентов крови и их питания № 1240/2006;
25) суммы, получаемые застрахованными физическими лицами в виде грантов/безвозмездной финансовой помощи, предоставленных международными и национальными учреждениями, международными благотворительными организациями (фондами), а также хозяйствующими субъектами;
26) суммы, выплачиваемые по авторскому праву и правам, вытекающим из гражданских договоров, кроме доходов, полученных по договорам о выполнении работ или оказании услуг;
27) суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством за внедрение изобретений и рационализаторских предложений, а также за авторское право на эти изобретения и предложения;
28) материальная помощь, оказываемая из средств профсоюзов и патронатов в пределах одной среднемесячной заработной платы по экономике на одного работника, ежегодно прогнозируемой и утверждаемой Правительством, за исключением помощи, предоставляемой в случае смерти и/или болезни работника или родственников и/или свойственников первой степени;
29) единовременные компенсации и пособия для выпускников образовательных учреждений в первые три года работы, предоставляемые в соответствии со статьей 11 Закона об охране здоровья № 411/1995 и частями (5) и (6) статьи 134 Кодекса Республики Молдова об образовании № 152/2014;
30) единовременное пособие в случае ограничения трудоспособности или смерти работника в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, предоставляемое в соответствии со статьей 18 Закона об охране здоровья и безопасности труда № 186/2008;
31) суммы возмещения ущерба, причиненного работникам в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, предоставляемые в соответствии с Законом о порядке перерасчета сумм возмещения ущерба, причиненного работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей № 278/1999;
32) финансовая помощь, премии и пособия, полученные спортсменами, тренерами и техниками от Международного олимпийского комитета, Национального олимпийского и спортивного комитета Республики Молдова, национальных и международных спортивных федераций и ассоциаций, спортивные стипендии и пособия, предоставленные сборным командам страны для подготовки и участия в Олимпийских играх и в официальных международных соревнованиях;
33) Национальная премия Республики Молдова в области литературы, искусства, архитектуры, науки и техники, а также премии учащимся, предоставленные в размерах, установленных действующими нормативными актами, за достижения в районных, городских, муниципальных, зональных, республиканских, региональных и международных олимпиадах и конкурсах;
34) выплата, предоставленная членам хозяйств (семей) за участие в выборочных опросах, осуществленных статистическими органами;
35) компенсации или возмещения материального и морального ущерба, за исключением возмещения, выплаченного в виде заработной платы за вынужденное отсутствие на работе;
36) суммы, полученные обладателями предпринимательского патента в результате выполнения работ или оказания услуг, связанных с видами деятельности, включенными в предпринимательский патент;
37) платежи по возмещению расходов и компенсационные выплаты, связанные с выполнением служебных обязанностей военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов национальной обороны, правоохранительных органов, органов государственной безопасности и общественного порядка, производимые за счет средств государственного бюджета, а именно:
а) денежное довольствие военнослужащих срочной службы, учащихся и курсантов (студентов) образовательных учреждений сферы военного дела и высшего учебного заведения со статусом специального соединения в установленном Правительством размере;
b) суточные, выплачиваемые в соответствии с действующими нормативными актами;
c) единовременное пособие в установленном Правительством размере, предоставляемое военнослужащим, зачисленным на военную службу по контракту, сразу по прекращении срочной службы и назначении на должность;
d) подъемное пособие в установленном Правительством размере, предоставляемое военнослужащим, рядовому и начальствующему составу, исполняющим службу по контракту, в случае перевода на другое место постоянной службы, требующего переезда в другой населенный пункт;
е) денежная компенсация, эквивалентная нормам обеспечения продовольственным и вещевым довольствием, в установленном Правительством размере;
f) денежная компенсация расходов по найму жилья;
g) денежная компенсация на приобретение или строительство жилья;
h) единовременное пособие в установленном Правительством размере, выплачиваемое выпускникам образовательных учреждений сферы военного дела и высшего учебного заведения со статусом специального соединения;
i) ежемесячное пособие в установленном Правительством размере, предоставляемое резервистам, военно-служащим запаса, призванным на сборы, и гражданам, призванным для прохождения обязательной военной подготовки;
j) ежемесячное пособие согласно разрядам оплаты труда для рядового и начальствующего состава пенитенциарных учреждений муниципия Бендер, а также для откомандированных в эти учреждения сотрудников;
38) денежная компенсация, предоставляемая из государственного бюджета бенефициарам Государственной программы «Первый дом» в порядке, установленном Правительством;
40) ежегодные денежные компенсации, предоставляемые педагогическим работникам публичных общеобразовательных учреждений, в соответствии с установленным Правительством порядком.