Кодекс конституционной юрисдикции Республики Молдова

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

З А К О Н

Кодекс конституционной юрисдикции

N 502-XIII  от  16.06.95

 (в силу 28.09.1995) 

Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 53-54 ст.597 от 28.09.1995

* * *

Последнее изменение: Закон № 99 от 11.06.2020, в силу с 03.10.2020

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮРИСДИКЦИИ

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основы конституционной юрисдикции

Статья 2. Орган конституционной юрисдикции

Статья 3. Принципы деятельности Конституционного суда

Статья 4. Области компетенции Конституционного суда

Статья 5. Функциональная компетенция Конституционного суда

Статья 6. Пределы компетенции

Статья 7. Презумпция конституционности нормативных актов

Статья 71. Действие оспариваемого акта

Глава 2

ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮРИСДИКЦИИ

Статья 8. Независимость

Статья 9. Несменяемость

Статья 10. Неприкосновенность

Статья 11. Равенство участников процесса

Статья 12. Непосредственность разбирательства

Статья 13. Гласность разбирательства

Статья 14. Непрерывность процесса

Статья 15. Язык конституционного судопроизводства

РАЗДЕЛ II

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮРИСДИКЦИИ

Глава 3

ЗАСЕДАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 16. Пленум Конституционного суда

Статья 17. Созыв заседаний

Статья 18. Служебные заседания

Статья 19. Полномочия Председателя Конституционного суда в части подготовки заседаний

Статья 20. Полномочия судей-докладчиков в части подготовки заседаний

Статья 21. Полномочия начальника Секретариата в части подготовки заседаний

Статья 22. Составление повестки дня

Статья 23. Обеспечение порядка и безопасности в заседаниях

Статья 24. Администратор Конституционного суда

Глава 4

СОСТАВ СУДА, ОТВОД

Статья 25. Кворум

Статья 26. Неизменность состава суда

Статья 27. Отвод

Глава 5

УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА. ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Статья 28. Участники процесса

Статья 29. Стороны

Статья 30. Представители сторон

Статья 31. Права и обязанности сторон

Статья 32. Экспертиза. Права и обязанности эксперта

Статья 33. Переводчик. Его права и обязанности

Глава 6

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ

Статья 34. Исчисление процессуальных сроков

Статья 35. Приостановление и продолжение течения процессуальных сроков

Статья 36. Продление процессуальных сроков

Статья 37. Восстановление процессуальных сроков

Глава 7

ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Статья 38. Субъекты, имеющие право обращения

Статья 39. Форма и содержание обращения

Статья 40. Принятие обращения

Статья 41. Отзыв обращения

Статья 42. Вторичное обращение

Статья 43. Объединение дел

Статья 44. Предварительное изучение обращения

Глава 8

РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ В ЗАСЕДАНИИ

Статья 45. Открытие заседания

Статья 46. Руководство заседанием

Статья 47. Проверка явки в заседание

Статья 48. Разъяснение участникам процесса их прав и обязанностей

Статья 49. Последствия неявки сторон в заседание

Статья 50. Разрешение ходатайств

Статья 51. Сообщение судьи-докладчика

Статья 52. Объяснения сторон

Статья 53. Заслушивание экспертов

Статья 54. Заключительные выступления сторон

Статья 55. Совещание судей

Статья 56. Возобновление рассмотрения дела

Статья 57. Протоколирование

Статья 58. Этика конституционного судопроизводства

Статья 59. Отложение заседания

Статья 60. Прекращение производства по делу

Глава 9

АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 61. Акты Конституционного суда

Статья 62. Постановления

Статья 63. Заключения

Статья 64. Определения

Статья 65. Распоряжения

Статья 66. Принятие постановлений, определений и дача заключений

Статья 67. Особое мнение судьи

Статья 68. Содержание постановления и заключения

Статья 69. Составление постановления и заключения

Статья 70. Провозглашение постановления и заключения

Статья 71. Окончательность постановления и заключения

Статья 72. Пересмотр постановления и заключения

Статья 73. Исправление неточностей

Глава 10

ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЙ

Статья 74. Направление постановлений и заключений

Статья 75. Исполнение постановлений и заключений

Статья 76. Контроль за исполнением постановлений и заключений

Статья 77. Опубликование постановлений и заключений

Глава 11

СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ

Статья 78. Судебные расходы

Глава 12

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ДОКЛАДЫ

Статья 79. Представление

Статья 80. Доклад

Глава 13

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮРИСДИКЦИИ

Статья 81. Обеспечение осуществления конституционной юрисдикции

Статья 82. Ответственность за нарушение процедуры конституционного судопроизводства

Глава 14

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕЙ

Статья 83. Дисциплинарная ответственность судей

Статья 84. Дисциплинарное расследование и дисциплинарные взыскания

Глава 15

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕКРЕТАРИАТА И НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА

Статья 85. Секретариат Конституционного суда

Статья 86. Научно-консультативный совет при Конституционном суде

РАЗДЕЛ III

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 87. Вступление в силу

Статья 88. Обязанности Правительства

Статья 89. Переходные положения

Парламент принимает настоящий кодекс.

РАЗДЕЛ I

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮРИСДИКЦИИ

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основы конституционной юрисдикции

Конституционная юрисдикция осуществляется на основе Конституции, Закона о Конституционном суде и настоящего кодекса.

 

Статья 2. Орган конституционной юрисдикции

(1) Единственным органом конституционной юрисдикции в Республике Молдова является Конституционный суд.

(2) Конституционный суд гарантирует верховенство Конституции, обеспечивает реализацию принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.

 

Статья 3. Принципы деятельности Конституционного суда

Конституционный суд осуществляет свою деятельность на основе принципов:

а) независимости от любой публичной власти;

b) коллегиальности;

с) законности;

d) гласности.

 

Статья 4. Области компетенции Конституционного суда

(1) При осуществлении конституционной юрисдикции Конституционный суд:

а) осуществляет по запросу контроль конституционности законов и постановлений Парламента, указов Президента Республики Молдова, постановлений и ордонансов Правительства, а также международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова;

b) дает толкование Конституции;

с) высказывается по предложениям о пересмотре Конституции;

d) подтверждает результаты республиканских референдумов;

е) подтверждает результаты выборов Парламента и Президента Республики Молдова, признает действительными мандаты депутатов и Президента Республики Молдова;

f) констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск Парламента, отстранение от должности Президента Республики Молдова, временное исполнение его обязанностей, невозможность исполнения Президентом Республики Молдова своих обязанностей в течение более чем 60 дней;

g) разрешает исключительные случаи неконституционности правовых актов;

h) принимает решения по вопросам, предметом которых является конституционность партии.

 

[Часть (2) ст.4 утратила силу согласно Закону N 225 от 01.11.2018, в силу 30.12.2018]

Примечание: Признать неконституционной ст.4 ч.(2) согласно Пост. Конституционного суда N 17 от 04.06.2018, в силу 04.06.2018

 

(3) Конституционный суд решает исключительно вопросы права.

[Ст.4 ч.(1) изменена Законом N 99 от 11.06.2020, в силу 03.10.2020]

[Часть 4 ст.4 исключена Законом N 82 от 18.04.2013, в силу 20.04.2013]

Примечание: Признать неконституционными положения ст.4 ч.(4) согласно Пост. Конституционного Суда N 29 от 21.12.2010, в силу 21.12.2010

[Ст.4 изменена Законом N 95 от 21.05.2010, в силу 15.06.2010]

[Ст.4 изменена Законом N 141-XV от 21.03.2003, в силу 15.04.2003]

[Ст.4 изменена Законом N 1157-XV от 21.06.2002, в силу 16.07.2002]

 

Статья 5. Функциональная компетенция Конституционного суда

В компетенцию Конституционного суда входят также следующие функциональные вопросы:

а) избрание Председателя Конституционного суда и судьи, замещающего Председателя суда в его отсутствие;

b) утверждение Регламента Секретариата Конституционного суда, его структуры и штатного расписания, Регламента Научно-консультативного совета при Конституционном суде, Положения об организации и проведении конкурса на замещение должности судьи-ассистента Конституционного суда и порядке его аттестации, Положения о порядке исчисления трудового стажа судей и работников Секретариата Конституционного суда;

с) разработка проекта бюджета Конституционного суда и представление его на утверждение Парламенту;

d) установление окладов Председателю и судьям Конституционного суда;

е) дисциплинарная ответственность судей Конституционного суда;

f) лишение судей Конституционного суда их полномочий в случаях, предусмотренных частью (1) статьи 19 Закона о Конституционном суде;

g) рассмотрение жалоб по поводу взысканий, наложенных Председателем Конституционного суда, и определений, вынесенных судьями Конституционного суда в отношении судебных расходов;

h) определение основных направлений отношений с аналогичными учреждениями других государств;

i) ежегодное представление Президенту Республики Молдова, Парламенту, Правительству и Высшему совету магистратуры доклада об осуществлении конституционной юрисдикции;

j) другие вопросы, предусмотренные Законом о Конституционном суде и настоящим кодексом.

[Ст.5 дополнена Законом N 38 от 28.02.2020, в силу 14.05.2020]

[Ст.5 изменена Законом N 227 от 25.11.2011, в силу 13.01.2012]

[Ст.5 дополнена Законом N 1221-XIII от 26.06.1997, в силу 07.08.1997]

 

Статья 6. Пределы компетенции

(1) Конституционный суд разрешает только те вопросы, которые входят в его компетенцию. Если в процессе рассмотрения возникают вопросы, относящиеся к компетенции других органов, Конституционный суд передает материалы этим органам или сообщает об этом сторонам и заинтересованным органам и дает соответствующие разъяснения.

(2) Пределы компетенции Конституционного суда определяются Конституционным судом.

(3) При контроле конституционности оспариваемого акта Конституционный суд может принять решение и по другим нормативным актам, конституционность которых полностью или частично зависит от конституционности оспариваемого акта.

 

Статья 7. Презумпция конституционности нормативных актов

Любой нормативный акт, а также международный договор, одной из сторон которого является Республика Молдова, считается конституционным до тех пор, пока его неконституционность не будет доказана в процессе конституционного судопроизводства с обеспечением всех предусмотренных настоящим кодексом гарантий.

 

Статья 71. Действие оспариваемого акта

(1) Действие нормативных актов, подлежащих контролю конституционности, оспариваемых в установленном порядке в Конституционном суде, затрагивающих или относящихся к областям, предусмотренным частью (2), может быть приостановлено до разрешения дела по существу с вынесением окончательного определения или постановления.

(2) Может быть приостановлено действие:

1) актов, затрагивающих или относящихся к следующим областям:

a) суверенитет и государственная власть;

b) права и основные свободы человека;

c) демократия и политический плюрализм;

d) разделение и взаимодействие властей;

e) основные принципы собственности;

f) единство народа и право на самобытность;

g) экономическая или финансовая безопасность государства;

h) другие области, по которым Конституционный суд признает необходимым приостановить действие оспариваемого акта во избежание неминуемых ущерба и негативных последствий;

2) изданных Парламентом, Президентом Республики Молдова или Правительством актов индивидуального характера, которые касаются государственных должностных лиц, представляющих особые общественные и/или политические интересы.

(3) Конституционный суд рассматривает запрос о приостановлении действия оспариваемого нормативного акта не позднее второго рабочего дня после регистрации обращения.

(4) Определение о приостановлении действия оспариваемого нормативного акта принимается пленумом Конституционного суда голосами не менее трех судей. В случае невозможности созвать пленум Конституционного суда определение о приостановлении издается распоряжением Председателя Конституционного суда с обязательным последующим его утверждением пленумом Конституционного суда.

(5) Определение о приостановлении действия оспариваемого нормативного акта вступает в силу со дня принятия и подлежит опубликованию в Официальном мониторе Республики Молдова.

(6) В случае приостановления действия оспариваемого нормативного акта Конституционный суд рассматривает обращение по существу в разумные сроки.

[Часть (6) ст.71 изменена Законом N 176 от 21.07.2016, в силу 12.08.2016]

Примечание: Признать неконституционным текст «не превышающие 15 дней после его регистрации. При необходимости Конституционный суд может принять обоснованное определение о продлении 15-дневного срока, но не более чем на 15 дней.» из ч.(6) ст.71 согласно Пост. Конституционного суда N 18 от 02.06.2014, в силу 2 июня 2014

[Ст.71 введена Законом N 82 от 18.04.2013, в силу 20.04.2013]

 

Глава 2

ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮРИСДИКЦИИ

Статья 8. Независимость

(1) Судьи Конституционного суда независимы и подчиняются при осуществлении своих полномочий только Конституции.

(2) Судьи Конституционного суда рассматривают дела в условиях, исключающих какое бы то ни было постороннее воздействие на них.

(3) Судьи Конституционного суда не могут привлекаться к судебной ответственности за поданные голоса или мнения, высказанные в период осуществления полномочий, в том числе после истечения срока полномочий.

 

Статья 9. Несменяемость

(1) Судьи Конституционного суда несменяемы в течение срока полномочий.

(2) Полномочия судьи Конституционного суда могут быть приостановлены или прекращены не иначе как в случаях и порядке, установленных Законом о Конституционном суде.

 

Статья 10. Неприкосновенность

(1) Судья Конституционного суда не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев, когда его застигли на месте преступления, либо привлечен к уголовной или административной ответственности без предварительного согласия Конституционного суда.

(2) Судья Конституционного суда, личность которого не была известна в момент задержания, освобождается немедленно после установления личности.

(3) Должностное лицо, совершившее задержание судьи Конституционного суда на месте преступления, должно немедленно сообщить об этом Конституционному суду, который обязан в течение 24 часов решить вопрос о даче согласия на применение задержания.

(4) Установление санкций за нарушение дисциплины судьями Конституционного суда и порядка их наложения, а также лишение судей их полномочий осуществляются в соответствии с настоящим кодексом.

 

Статья 11. Равенство участников процесса

Конституционная юрисдикция осуществляется на основе равенства сторон и других участников процесса перед Конституцией и Конституционным судом.

 

Статья 12. Непосредственность разбирательства

(1) Конституционный суд заслушивает непосредственно объяснения сторон, заключения экспертов, оглашает письменные доказательства и другие документы, имеющие отношение к рассмотрению дела.

(2) Письменные доказательства, имеющиеся у всех судей Конституционного суда и участников процесса, могут не оглашаться, если их содержание излагается в ходе заседания. Однако если кто-либо из судей или сторон требует полного или частичного оглашения письменных доказательств, Конституционный суд принимает решение об исполнении этого требования.

 

Статья 13. Гласность разбирательства

(1) Разбирательство в заседаниях Конституционного суда открытое, за исключением случаев, когда гласность может нанести ущерб государственной безопасности и общественному порядку.

(2) При рассмотрении дела в закрытом заседании кроме участников процесса присутствуют и другие лица, приглашенные по решению Конституционного суда. Рассмотрение дела в закрытом заседании проводится с соблюдением процедуры конституционного судопроизводства.

(3) Акты Конституционного суда провозглашаются публично.

(4) Дата, время и повестка дня заседаний Конституционного суда объявляются публично.

(5) Представители радио, телевидения и других средств массовой информации могут осуществлять частичную или полную прямую трансляцию, делать репортажи с заседаний Конституционного суда с его разрешения.

 

Статья 14. Непрерывность процесса

(1) Заседание Конституционного суда по каждому делу происходит непрерывно, кроме времени, отведенного для отдыха и для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

(2) Конституционный суд до принятия решения по рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела.

 

Статья 15. Язык конституционного судопроизводства

(1) Конституционное судопроизводство осуществляется на молдавском языке.

(2) Лицам, не владеющим языком, на котором ведется производство, гарантируется право пользоваться услугами переводчика.

(3) Документы конституционного судопроизводства представляются в Конституционный суд и вручаются сторонам и в соответствии с решением Конституционного суда другим лицам в порядке, установленном Законом о функционировании языков на территории Республики Молдова.

 

РАЗДЕЛ II

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮРИСДИКЦИИ

 

Глава 3

ЗАСЕДАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 16. Пленум Конституционного суда

(1) Конституционный суд осуществляет юрисдикцию в пленарных заседаниях (пленумах).

(2) Пленум Конституционного суда наряду с осуществлением юрисдикции обеспечивает общее руководство деятельностью Конституционного суда.

 

Статья 17. Созыв заседаний

(1) Заседания Конституционного суда созываются Председателем суда по его инициативе либо по требованию не менее двух судей Конституционного суда.

(2) О дате, времени и месте проведения заседания стороны извещаются не позднее чем за десять дней до начала заседания, за исключением особых случаев.

(3) Сторонам вручаются повестки, подписанные начальником Секретариата Конституционного суда, и необходимые для рассмотрения обращения материалы.

 

Статья 18. Служебные заседания

Председатель Конституционного суда проводит с судьями и работниками Секретариата служебные заседания по вопросам деятельности Конституционного суда и структурных подразделений Секретариата.

 

Статья 19. Полномочия Председателя Конституционного суда в части подготовки заседаний

(1) Председатель Конституционного суда обеспечивает общее руководство подготовкой заседаний.

(2) При подаче обращения субъектами, предусмотренными статьей 25 Закона о Конституционном суде, Председатель Конституционного суда издает распоряжение о передаче обращения для предварительного изучения в установленный срок:

а) одному или нескольким судьям Конституционного суда;

b) в одно из подразделений Секретариата или одному из судей-ассистентов.

(3) Распоряжение Председателя Конституционного суда оформляется на специальном бланке.

(4) После принятия Конституционным судом решения о принятии обращения к рассмотрению и о включении его в повестку дня Председатель Конституционного суда назначает судью-докладчика, определяет сроки изучения обращения и представления доклада, которые не могут превышать 60 дней с момента регистрации обращения. При необходимости изучения большого объема материалов этот срок может быть продлен на 30 дней.

(5) Председатель Конституционного суда заслушивает судью-докладчика по вопросу о готовности дела к рассмотрению, определяет круг лиц, подлежащих приглашению в заседание, дает распоряжение о направлении соответствующих материалов судьям и участникам процесса и об извещении их о месте, дате и времени проведения заседания.

 

Статья 20. Полномочия судей-докладчиков в части подготовки заседаний

(1) Получив решение Конституционного суда о принятии обращения к рассмотрению и о включении его в повестку дня, судья-докладчик предпринимает следующие действия:

а) направляет копии обращения и прилагаемых к нему материалов другой стороне;

b) изучает письменные возражения другой стороны относительно обращения в случае их представления;

с) истребует от соответствующих органов материалы, имеющие отношение к делу;

d) разрешает вопрос о производстве экспертизы;

е) принимает иные меры, необходимые для разрешения дела.

(2) Все действия судьи-докладчика по подготовке дела к рассмотрению осуществляются от имени Конституционного суда. Требования судьи-докладчика являются обязательными для исполнения.

(3) После завершения предварительной подготовки вопроса к рассмотрению под контролем судьи-докладчика в соответствующем подразделении Секретариата заводится дело, которое содержит:

а) решение Конституционного суда о принятии обращения к рассмотрению и о включении его в повестку дня;

b) заключение о результатах предварительного изучения обращения;

с) обращение с прилагаемыми к нему материалами;

d) поручение о производстве экспертизы;

е) справки и доклады по предварительному изучению обращения;

f) заключения экспертов и иные материалы.

(4) Судьи Конституционного суда имеют право знакомиться с материалами дела на любой стадии подготовки его к рассмотрению.

(5) После завершения подготовки дела к рассмотрению, но не позднее чем за десять дней до заседания Конституционного суда судья-докладчик обязан:

а) известить судей и участников процесса о месте, дате и времени проведения заседания;

b) вручить судьям и направить сторонам копии обращения;

с) предоставить участникам процесса, по их просьбе, материалы дела.

(6) При разрешении исключительных случаев неконституционности правовых актов, представленных Высшей судебной палатой, возникающих при рассмотрении конкретных уголовных или гражданских дел, стороны в соответствующих делах имеют право ознакомиться со всеми материалами дела.

(7) По решению Конституционного суда материалы дела могут быть направлены другим участникам процесса, а также Президенту Республики Молдова, Председателю Парламента, Премьер-министру, Председателю Высшей судебной палаты, Генеральному прокурору.

[Ст.20 изменена Законом N 174-XV от 18.05.2001, в силу 14.06.2001]

 

Статья 21. Полномочия начальника Секретариата в части подготовки заседаний

Начальник Секретариата при подготовке дела к рассмотрению обеспечивает:

а) контроль за соблюдением сроков, установленных для рассмотрения обращений;

b) составление проекта плана рассмотрения обращений, представление утвержденного плана судьям, судьям-ассистентам и в подразделения Секретариата, осуществление контроля за его исполнением;

с) рассылку повестки дня заседания Конституционного суда судьям и в подразделения Секретариата: по обращениям – не позднее чем за десять дней до заседания, по другим вопросам – не позднее чем за три дня;

d) рассылку копий обращения судьям в трехдневный срок после принятия Конституционным судом решения о принятии его к рассмотрению и о включении в повестку дня;

е) организационно-техническое обеспечение заседаний Конституционного суда;

f) ведение протоколов.

 

Статья 22. Составление повестки дня

(1) По предложению Председателя Конституционного суда или судей Конституционный суд определяет круг вопросов, подлежащих рассмотрению в заседаниях, и утверждает повестку дня.

(2) Проекты определений этих заседаний, а при необходимости и справки по делам, включенным в повестку дня, вручаются судьям Конституционного суда не позднее чем за три дня до заседания.

(3) Ход этих заседаний заносится в протокол.

 

Статья 23. Обеспечение порядка и безопасности в заседаниях

(1) Порядок и безопасность в заседании обеспечивается администратором Конституционного суда.

(2) Конституционный суд может распорядиться о проведении проверки лиц, желающих присутствовать в заседании, включающей проверку удостоверений личности, досмотр вещей и личный досмотр.

(3) Участники процесса, другие лица, присутствующие в заседании, обязаны относиться к Конституционному суду с уважением.

(4) Проявление неуважения к Конституционному суду, выражающееся в неподчинении распоряжениям председательствующего в заседании, нарушении порядка во время заседания, а равно совершение иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к Конституционному суду и процедуре конституционного судопроизводства, влекут ответственность, предусмотренную статьей 82.

 

Статья 24. Администратор Конституционного суда

(1) Поддержание порядка в помещении Конституционного суда возлагается на администратора, законные требования которого обязательны для всех присутствующих.

(2) В заседаниях Конституционного суда администратор выполняет в точности правила конституционного судопроизводства и распоряжения председательствующего в заседании.

(3) Администратор носит мантию, образец которой утверждается Конституционным судом.

 

Глава 4

СОСТАВ СУДА. ОТВОД

Статья 25. Кворум

(1) Для проведения пленарных заседаний Конституционного суда необходимо присутствие двух третей от общего числа судей.

(2) Судья не имеет права отсутствовать на заседании.

 

Статья 26. Неизменность состава суда

(1) Дело рассматривается Конституционным судом при неизменном составе судей.

(2) Если судья по уважительным причинам не может участвовать в уже начатом процессе, рассмотрение дела продолжается в том же составе при наличии кворума, предусмотренного статьей 25.

 

Статья 27. Отвод

(1) Судья Конституционного суда не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу в случаях, если он:

а) участвовал в качестве должностного лица в принятии оспариваемого акта, за исключением участия в подготовке и принятии Конституции;

b) публично высказался относительно конституционности оспариваемого акта.

(2) При наличии обстоятельств, указанных в части (1), судья Конституционного суда обязан заявить самоотвод.

(3) По тем же причинам предложение об отводе может исходить от сторон.

(4) Отвод должен быть мотивированным и заявляться при открытии заседания. Позднейшее заявление отвода допускается в случаях, когда основание для отвода стало известно стороне в процессе рассмотрения дела.

(5) Отвод судьи Конституционного суда осуществляется после его заслушивания путем принятия мотивированного определения Конституционного суда.

 

Глава 5

УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА. ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Статья 28. Участники процесса

Участниками процесса считаются стороны, их представители, эксперты, переводчики.

 

Статья 29. Стороны

(1) Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

а) органы или должностные лица, которые в соответствии со статьей 38 обладают правом обращения в Конституционный суд;

b) органы или должностные лица, акты которых оспариваются.

(2) Должностные лица в качестве стороны процесса могут осуществлять свои процессуальные права как лично, так и через своих представителей.

(3) Органы публичной власти, учреждения и организации в качестве стороны процесса представляются их руководящими органами, действующими в пределах предоставленных им законом полномочий, или представителями.

 

Статья 30. Представители сторон

(1) Представителями сторон могут быть на основе доверенности адвокаты, специалисты других областей и иные лица. Каждая из сторон может иметь нескольких представителей.

(2) Полномочия и права представителя указываются в доверенности.

 

Статья 31. Права и обязанности сторон

(1) Стороны в конституционном судопроизводстве обладают равными процессуальными правами.

(2) Стороны могут знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим участникам процесса, выступать с заявлениями, давать устные и письменные объяснения, представлять возражения против заявлений, доводов и соображений других участников процесса.

(3) Заявитель вправе изменить основание или предмет обращения, отказаться от обращения частично или полностью.

(4) Стороны самостоятельно представляют доказательства, на которых основано обращение.

(5) В случае, если в процессе участвуют несколько представителей сторон, наделенных равными полномочиями, Конституционный суд может потребовать определить лицо, которое изложит итоговую позицию и выступит с заключительным словом.

 

Статья 32. Экспертиза. Права и обязанности эксперта

(1) На стадии подготовки дела к рассмотрению судья-докладчик, а в заседании – Конституционный суд может распорядиться о производстве экспертизы. Поручение о проведении экспертизы удостоверяется личной просьбой судьи-докладчика или определением Конституционного суда с указанием срока представления заключения в письменной форме.

(2) При назначении нескольких экспертов они могут совещаться между собой. Если эксперты приходят к общему выводу, они подписывают одно заключение.

(3) Эксперт вправе знакомиться с материалами дела, заявлять при необходимости ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов, с согласия председательствующего в заседании задавать вопросы сторонам.

(4) Эксперт обязан явиться по вызову Конституционного суда и дать объективное заключение.

(5) Перед выступлением в заседании Конституционного суда эксперт обязан принести присягу следующего содержания:

«В качестве эксперта, приглашенного в Конституционный суд, обязуюсь дать объективное, научно обоснованное заключение и добросовестно отвечать на вопросы в соответствии со своими познаниями и квалификацией».

(6) По предложению председательствующего в заседании эксперт зачитывает текст присяги, подписывает его и передает секретарю заседания для приобщения к протоколу.

(7) Выводы эксперта не являются обязательными для Конституционного суда, который в их оценке исходит из собственных убеждений, основанных на всестороннем рассмотрении всех обстоятельств дела, руководствуясь исключительно Конституцией.

 

Статья 33. Переводчик. Его права и обязанности

(1) Переводчик назначается Конституционным судом или судьей-докладчиком для обеспечения перевода участникам процесса, не владеющим молдавским языком.

(2) Переводчик обязан явиться по вызову Конституционного суда или судьи-докладчика.

(3) В случае неявки без уважительных причин, отказа выполнять свои обязанности или осуществления заведомо ложного перевода, переводчик несет предусмотренную законом ответственность.

 

Глава 6

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ

Статья 34. Исчисление процессуальных сроков

Процессуальные сроки исчисляются со дня регистрации обращения.

 

Статья 35. Приостановление и продолжение течения процессуальных сроков

(1) Течение процессуальных сроков приостанавливается с приостановлением процесса со времени возникновения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления процесса.

(2) Со дня возобновления процесса течение процессуальных сроков продолжается.

 

Статья 36. Продление процессуальных сроков

По просьбе судьи или участников процесса Конституционный суд или Председатель Конституционного суда может продлить установленный срок.

 

Статья 37. Восстановление процессуальных сроков

Лицам, пропустившим установленный срок по причинам, признанным Конституционным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

 

Глава 7

ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Статья 38. Субъекты, имеющие право обращения

(1) Конституционный суд осуществляет конституционное судопроизводство по обращению:

а) Президента Республики Молдова;

b) Правительства;

с) министра юстиции;

d) судей/составов суда Высшей судебной палаты, апелляционных палат и судов;

d1) Высшего совета магистратуры;

 

[Пкт.е) исключен Законом N 163 от 22.07.2011, в силу 12.09.2011]

 

f) Генерального прокурора;

g) депутата Парламента;

h) парламентской фракции;

i) народного адвоката;

i1) народного адвоката по защите прав ребенка;

j) советов административно-территориальных единиц первого или второго уровня, Народное Собрание Гагаузии (Гагауз Ери) – в случаях проверки конституционности законов, регламентов и постановлений Парламента, указов Президента Республики Молдова, постановлений, ордонансов и распоряжений Правительства, а также международных договоров, стороной которых является Республика Молдова, не отвечающих статье 109 и соответственно статье 111 Конституции Республики Молдова.

(2) Субъекты, предусмотренные частью (1), могут представлять обращения по вопросам, относящимся к их компетенции, за исключением следующих обращений:

а) о пересмотре Конституции, которые представляются субъектами, указанными в статье 141 Конституции;

b) о констатации обстоятельств, оправдывающих роспуск Парламента, которые представляются Президентом Республики Молдова;

с) о констатации обстоятельств, оправдывающих временное отстранение от должности Президента Республики Молдова или временное исполнение обязанностей Президента Республики Молдова, которые представляются по постановлению Парламента, подписанному Председателем Парламента;

d) по вопросам, предметом которых является конституционность партии, которые представляются Президентом Республики Молдова, Председателем Парламента, Правительством, министром юстиции или Генеральным прокурором. Председатель Парламента может представлять обращение только на основании постановления Парламента, Генеральный прокурор – на основании решения Высшего совета прокуроров, министр юстиции – на основании решения коллегии Министерства юстиции.

(3) Результаты республиканских референдумов, выборов Парламента и Президента Республики Молдова утверждаются после рассмотрения доклада Республиканской комиссии по проведению референдума или Центральной избирательной комиссии.

(4) Материалы о признании резервного кандидата депутатом Парламента представляются Центральной избирательной комиссией Конституционному суду.

[Ст.38 ч.(1) изменена Законом N 99 от 11.06.2020, в силу 03.10.2020]

[Ст.38 изменена Законом N 152 от 01.07.2016, в силу 01.08.2016]

[Ст.38 изменена Законом N 24 от 04.03.2016, в силу 15.04.2016]

[Ст.38 изменена Законом N 166 от 31.07.2015, в силу 02.10.2015]

[Ст.38 изменена Законом N 275-XVI от 13.12.2007, в силу 28.12.2007]

[Ст.38 дополнена Законом N 18-XIV от 14.05.1998, в силу 02.07.1998]

[Ст.38 дополнена Законом N 917-XIII от 11.07.1996, в силу 15.08.1996]

 

Статья 39. Форма и содержание обращения

(1) Обращение подается в письменной форме на молдавском языке.

(2) Обращение должно быть обоснованным и содержать:

а) наименование Конституционного суда в качестве органа, в который направляется обращение;

b) наименование и адрес заявителя;

с) объект обращения;

d) изложение обстоятельств, на которых заявитель основывает свое требование;

е) требования обращения;

f) другие сведения, касающиеся предмета обращения;

g) перечень прилагаемых к обращению документов;

h) подпись заявителя, его индекс и печать.

 

Статья 40. Принятие обращения

(1) После поступления в Конституционный суд обращение представляется Председателю Конституционного суда.

(2) Если обращение соответствует требованиям статьи 39, Председатель Конституционного суда осуществляет действия, предусмотренные статьей 19.

(3) Если обращение не соответствует требованиям статьи 39, Председатель Конституционного суда либо принимает его с условием устранения недостатков, либо отказывает в его принятии.

 

Статья 41. Отзыв обращения

(1) Обращение может быть отозвано заявителем на любой стадии рассмотрения дела.

(2) Обращение, включенное в повестку дня, возвращается заявителю определением Конституционного суда.

 

Статья 42. Вторичное обращение

(1) Если Конституционный суд принял решение в отношении нормативного акта (его части или документа в целом), вторичное обращение не допускается.

(2) Если обращение отозвано заявителем, вторичное обращение допускается только по истечении девяти месяцев.

 

Статья 43. Объединение дел

Каждое обращение составляет, как правило, отдельное дело. Конституционный суд может объединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

 

Статья 44. Предварительное изучение обращения

(1) Предварительное изучение обращения осуществляется судьей Конституционного суда или судьей-ассистентом.

(2) Результаты предварительного изучения обращения оформляются в виде заключения.

(3) После представления заключения по предварительному изучению обращения Председатель Конституционного суда представляет материалы в заседании Конституционного суда.

 

Глава 8

РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ В ЗАСЕДАНИИ

Статья 45. Открытие заседания

Заседание начинается распоряжением секретаря: «Прошу встать, идут судьи Конституционного суда». После этого председательствующий в заседании объявляет, какое дело подлежит рассмотрению.

 

Статья 46. Руководство заседанием

(1) Заседанием Конституционного суда руководит Председатель Конституционного суда.

(2) Указания председательствующего в заседании обязательны для всех участников процесса и иных лиц, присутствующих в зале заседаний.

(3) Председательствующий в заседании устраняет из процесса все, что не имеет отношения к рассмотрению дела и осуществлению Конституционным судом его полномочий. Он вправе после предупреждения прерывать любого из участников процесса, отклонять любой вопрос и объяснение, не имеющие отношения к делу, выходящие за пределы процесса и компетенции Конституционного суда, лишать участников процесса слова при нарушении ими установленного порядка разбирательства, использовании грубых выражений, нарушении иных правил конституционного судопроизводства, удалять из зала заседаний любое лицо, нарушающее установленный порядок и не подчиняющееся его распоряжениям.

(4) Председательствующий в заседании руководит совещанием судей Конституционного суда в совещательной комнате, обеспечивает условия, необходимые для свободного выражения ими своего мнения.

 

Статья 47. Проверка явки в заседание

(1) Председательствующий в заседании удостоверяется в явке участников процесса, выясняет причины отсутствия неявившихся участников процесса. При необходимости он проверяет полномочия должностных лиц и представителей сторон.

(2) Председательствующий в заседании объявляет состав Конституционного суда, сообщает фамилии секретаря заседания, экспертов и переводчика.

 

Статья 48. Разъяснение участникам процесса их прав и обязанностей

Председательствующий в заседании разъясняет участникам процесса их процессуальные права и обязанности, предупреждает экспертов об ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей.

 

Статья 49. Последствия неявки сторон в заседание

(1) Неявка в заседание Конституционного суда одной из сторон, извещенных о дате, времени и месте проведения заседания в порядке, установленном Регламентом Секретариата, не является препятствием к рассмотрению дела и принятию решения.

(2) В случае неявки в заседание одной из сторон из-за неполучения или несвоевременного получения повестки либо при отсутствии в Конституционном суде информации о ее получении, если сторона выразила намерение участвовать в заседании, заседание Конституционного суда откладывается.

(3) Заседание Конституционного суда может быть отложено также в случае неявки обеих сторон, если причины неявки неизвестны, а обе стороны выразили намерение участвовать в заседании, или в случае, если обе стороны просят Конституционный суд отложить заседание.

 

Статья 50. Разрешение ходатайств

(1) Ходатайства участников процесса, представленные в письменной форме, оглашаются в заседании и приобщаются к материалам дела. Устные ходатайства заносятся в протокол заседания.

(2) Ходатайства разрешаются в заседании определением Конституционного суда.

(3) Конституционный суд может вынести определение или издать распоряжение о вызове в суд новых лиц.

 

Статья 51. Сообщение судьи-докладчика

(1) Рассмотрение дела начинается сообщением судьи-докладчика о существе дела, основаниях к его рассмотрению в Конституционном суде, содержании материалов, мерах, предпринятых по подготовке дела к слушанию.

[Часть 2 ст.51 исключена Законом N 213-XVI от 23.10.2008, в силу 14.11.2008]

 

Статья 52. Объяснения сторон

(1) После сообщения судьи-докладчика председательствующий в заседании предлагает сторонам изложить свои позиции.

(2) Первой излагает свою позицию сторона, являющаяся субъектом обращения, затем – другая сторона.

(3) Если сторона настаивает на том, чтобы были заслушаны все ее представители, Конституционный суд предоставляет ей такую возможность при условии разграничения их полномочий.

(4) Стороны не вправе использовать свои выступления в Конституционном суде для политических заявлений. Они обязаны быть корректными и соблюдать правила конституционного судопроизводства.

(5) После изложения стороной своей позиции судьям Конституционного суда, а затем другой стороне предоставляется возможность задать ей вопросы.

(6) Эксперты вправе задавать сторонам только те вопросы, ответы на которые необходимы им для дачи заключения.

(7) Вопросы, наводящие на желаемый ответ, отклоняются председательствующим в заседании.

 

Статья 53. Заслушивание экспертов

(1) При необходимости Конституционный суд заслушивает экспертов. Порядок заслушивания экспертов определяется Конституционным судом.

(2) Эксперту могут быть заданы вопросы судьями Конституционного суда и участниками процесса.

 

Статья 54. Заключительные выступления сторон

(1) Сторонам предоставляется заключительное слово, позволяющее им проанализировать рассмотренные в заседании Конституционного суда материалы.

(2) Конституционный суд может предоставить сторонам по их просьбе время, необходимое для подготовки к заключительным выступлениям. В связи с этим объявляется перерыв в работе заседания.

 

Статья 55. Совещание судей

(1) Совещание судей Конституционного суда проводится в совещательной комнате.

(2) Совещание является закрытым. Судьи Конституционного суда не вправе разглашать содержание совещания.

(3) Председательствующий в заседании предоставляет судьям Конституционного суда возможность свободно изложить свою позицию по рассматриваемому вопросу. В ходе совещания судьи могут уточнять свои позиции.

(4) После завершения совещания председательствующий в заседании ставит на голосование предложения судьи-докладчика и других судей, проекты актов Конституционного суда.

 

Статья 56. Возобновление рассмотрения дела

Если после заключительного выступления сторон или совещания судей в совещательной комнате Конституционный суд признает необходимым рассмотреть новые доказательства или обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, он выносит решение о возобновлении рассмотрения дела. В этом случае Конституционный суд может объявить перерыв в работе заседания или отложить рассмотрение дела.

 

Статья 57. Протоколирование

(1) Заседания Конституционного суда протоколируются. В протоколе заседания указываются:

а) место и дата заседания, время его начала и окончания;

b) фамилии председательствующего в заседании, присутствующих судей и секретаря заседания;

c) повестка дня;

d) сведения о сторонах и других участниках процесса;

e) действия Конституционного суда в порядке их совершения и принятые решения;

f) ходатайства, заявления и объяснения сторон;

g) заключения экспертов, заданные им вопросы и ответы на них;

h) выступления других лиц;

i) факты и обстоятельства, занесенные в протокол по требованию участников процесса;

j) предупреждения, штрафы и другие меры, примененные председательствующим в заседании;

k) поставленные на голосование вопросы и результаты голосования;

l) протокольные определения, принятые Конституционным судом.

(2) Протокол составляется секретарем заседания. Секретарь визирует каждую страницу протокола и несет персональную ответственность за его правильность.

(3) Протокол оформляется и подписывается председательствующим в заседании и секретарем в пятидневный срок после закрытия заседания.

 

Статья 58. Этика конституционного судопроизводства

(1) Заседания Конституционного суда проводятся в торжественной обстановке с соблюдением этики конституционного судопроизводства.

(2) В зале заседаний находятся изображение Государственного герба, Государственный флаг и Конституция Республики Молдова.

(3) Судьи Конституционного суда заседают в мантиях, образец которых утверждается Конституционным судом.

(4) При входе или выходе судей Конституционного суда из зала заседаний все присутствующие встают.

(5) Участники процесса обращаются к Конституционному суду, заявляют ходатайства, делают заявления, дают объяснения и отвечают на вопросы стоя. Исключение из этого правила допускается только с разрешения председательствующего в заседании.

(6) Участники процесса не вправе задавать судьям Конституционного суда вопросы.

(7) Любое обращение участников процесса к Конституционному суду или к судьям начинается словами «Уважаемый суд», «Ваше превосходительство», к другим лицам – словами «Уважаемый господин», «Уважаемая госпожа».

(8) Нарушение этики конституционного судопроизводства расценивается как проявление неуважения к Конституционному суду и влечет за собой ответственность, предусмотренную настоящим кодексом.

 

Статья 59. Отложение заседания

(1) Заседание Конституционного суда может быть отложено в случаях:

а) если Конституционный суд пришел к выводу, что дело не подготовлено к рассмотрению;

b) неявки сторон, одной из сторон или эксперта, явка которых была признана обязательной;

c) если отложения заседания требует один из судей или одна из сторон и доводы, на которых основано это требование, признаются Конституционным судом убедительными;

d) несоблюдения кворума в заседании из-за болезни или отсутствия судьи по другим уважительным причинам;

e) при наличии других обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания, если эти обстоятельства не могут быть устранены в перерыве между заседаниями.

(2) Решение об отложении заседания принимается большинством голосов судей Конституционного суда. В случае принятия такого решения Конституционный суд может в присутствии сторон заслушать экспертов.

(3) После устранения обстоятельств, послуживших основанием для отложения заседания, Конституционный суд продолжает рассмотрение дела.

 

Статья 60. Прекращение производства по делу

Конституционный суд принимает решение о прекращении производства по делу в случаях:

a) отзыва обращения;

b) если обращение не входит в компетенцию представившего его органа и лица;

c) если рассмотрение обращения не входит в компетенцию Конституционного суда;

d) устранения неконституционности оспариваемого нормативного акта;

e) наличия решения Конституционного суда по данному вопросу;

f) констатации равенства голосов судей при принятии постановления, определения или заключения в случаях, предусмотренных частью (5) статьи 66.

[Ст.60 дополнена Законом N 213-XVI от 23.10.2008, в силу 14.11.2008]

 

Глава 9

АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Статья 61. Акты Конституционного суда

(1) Конституционный суд принимает постановления, выносит определения и дает заключения.

(2) В случае разрешения дела по существу обращения принимается постановление или дается заключение.

(3) В случае, если дело не разрешается по существу, выносится определение, которое оформляется отдельным актом или вносится в протокол.

 

Статья 62. Постановления

Постановления Конституционного суда принимаются по следующим вопросам:

a) конституционность законов, регламентов и постановлений Парламента, указов Президента Республики Молдова, постановлений и распоряжений Правительства, а также международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова;

b) толкование Конституции;

c) результаты республиканских референдумов;

d) результаты выборов Парламента и Президента Республики Молдова;

e) исключительные случаи неконституционности правовых актов, представленные Высшей судебной палатой;

f) в других случаях, относящихся к компетенции Конституционного суда.

 

Статья 63. Заключения

Заключения Конституционного суда даются по следующим вопросам:

a) предложения о пересмотре Конституции;

b) обстоятельства, оправдывающие роспуск Парламента;

c) обстоятельства, оправдывающие временное отстранение от должности Президента Республики Молдова;

d) обстоятельства, оправдывающие временное исполнение обязанностей Президента Республики Молдова;

e) конституционность партии;

f) в других случаях, относящихся к компетенции Конституционного суда.

 

Статья 64. Определения

Определения выносятся Конституционным судом, Председателем и судьями Конституционного суда в случаях, предусмотренных процедурой конституционного судопроизводства, кроме случаев, требующих принятия постановления и дачи заключения.

 

Статья 65. Распоряжения

Председателем Конституционного суда при исполнении им своих обязанностей издаются распоряжения.

 

Статья 66. Принятие постановлений, определений и дача заключений

(1) Конституционный суд принимает постановления, определения и дает заключения открытым голосованием. По решению Конституционного суда допускается тайное голосование.

(2) Открытое голосование проводится путем поименного опроса судей Конституционного суда. Председательствующий в заседании голосует последним.

(3) Председательствующий в заседании ставит на голосование предложения судей Конституционного суда в порядке их поступления. В конце ставится на голосование акт в целом.

(4) Судья Конституционного суда не вправе воздерживаться от участия в обсуждении или от голосования.

(5) В случае констатации равенства голосов судей при принятии постановления о конституционности нормативного акта или международного договора этот нормативный акт или международный договор считается конституционным, а дело прекращается. В иных случаях констатации равенства голосов судей считается, что постановление, определение или заключение не было принято, а рассмотрение дела прекращается, за исключением случаев, предусмотренных пунктами d), e), f) и h) части (1) статьи 4, когда рассмотрение дела откладывается.

(6) Постановление, определение и заключение излагаются в письменной форме судьей-докладчиком или другим судьей, назначенным председательствующим в заседании.

[Ст.66 изменена Законом N 213-XVI от 23.10.2008, в силу 14.11.2008]

[Ст.66 изменена Законом N 1570-XV от 20.12.2002, в силу 15.01.2003]

 

Статья 67. Особое мнение судьи

(1) Судья Конституционного суда, не согласный с принятым постановлением или заключением, вправе письменно изложить свое особое мнение.

(2) Изложение особого мнения судьи по его требованию приобщается к принятому акту.

 

Статья 68. Содержание постановления и заключения

В постановлении и заключении должны содержаться:

a) его наименование, время и место его принятия;

b) состав Конституционного суда, фамилия секретаря заседания;

c) данные о сторонах и их представителях;

d) положение Конституции, согласно которому рассматривается обращение;

e) требования заявителя;

f) наименование нормативного акта, конституционность которого оспаривается;

g) обстоятельства, установленные Конституционным судом;

h) доводы в пользу принятого постановления и заключения, а при необходимости – доводы, опровергающие утверждения сторон;

i) резолютивная часть;

j) порядок и сроки его исполнения;

k) указание на его окончательность и обязательность;

l) дата вступления в силу.

 

Статья 69. Составление постановления и заключения

(1) Постановление и заключение составляются в виде отдельных документов.

(2) Конституционный суд может отложить составление постановления и заключения на срок не более чем пять дней, однако резолютивная часть постановления и заключения оформляется письменно, оглашается на том же заседании и прилагается к делу. После окончательной подготовки постановления и заключения Конституционный суд доводит его содержание до сведения участников процесса.

(3) Постановление и заключение подписываются Председателем Конституционного суда и вносятся в регистр Конституционного суда.

 

Статья 70. Провозглашение постановления и заключения

(1) Постановление и заключение провозглашаются, как правило, на том же заседании после совещания судей Конституционного суда. При провозглашении постановления и заключения председательствующий в заседании не сообщает результаты голосования, за исключением случаев, когда у кого-либо из судей имеется особое мнение. В этом случае после провозглашения постановления и заключения оглашается особое мнение.

(2) Постановления и заключения провозглашаются от имени Республики Молдова.

 

Статья 71. Окончательность постановления и заключения

Постановление и заключение Конституционного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат.

 

Статья 72. Пересмотр постановления и заключения

(1) Пересмотр постановления и заключения осуществляется только по инициативе Конституционного суда путем принятия решения большинством голосов судей Конституционного суда в случаях:

а) вновь открывшихся обстоятельств, которые не были известны на момент принятия постановления и дачи заключения, если эти обстоятельства существенно влияют на постановление и заключение;

b) внесения изменений в положения Конституции, законов и других нормативных актов, послужившие основанием к принятию постановления и даче заключения.

(2) Пересмотр постановления и заключения осуществляется с соблюдением процедуры конституционного судопроизводства.

 

Статья 73. Исправление неточностей

(1) Конституционный суд вправе по собственной инициативе или по требованию участников процесса исправить неточности, допущенные в наименованиях и обозначениях, и редакционные погрешности.

(2) Исправление неточностей и редакционных погрешностей осуществляется только на заседании Конституционного суда с вынесением соответствующего определения.

 

Глава 10

ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЙ

Статья 74. Направление постановлений и заключений

(1) Постановления и заключения Конституционного суда направляются:

a) сторонам;

b) органам публичной власти и должностным лицам, акты которых были рассмотрены Конституционным судом.

(2) Постановления и заключения Конституционного суда направляются также:

a) Президенту Республики Молдова;

b) Парламенту:

c) Правительству;

d) Высшей судебной палате;

 

[Пкт.е) исключен Законом N 163 от 22.07.2011, в силу 12.09.2011]

 

f) Генеральному прокурору;

g) министру юстиции.

 

Статья 75. Исполнение постановлений и заключений

(1) Постановления и заключения исполняются в сроки, установленные Конституционным судом.

(2) Ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам применением нормативного акта, признанного неконституционным, возмещается им в соответствии с законом.

(3) Об исполнении постановления и заключения Конституционный суд извещается в установленный им срок.

(4) Должностные лица, не исполнившие постановление и заключение в указанный срок, несут ответственность, предусмотренную статьей 82.

 

Статья 76. Контроль за исполнением постановлений и заключений

Контроль за исполнением постановлений и заключений Конституционного суда осуществляется Секретариатом под руководством судьи-докладчика в соответствии с Регламентом Секретариата Конституционного суда.

 

Статья 77. Опубликование постановлений и заключений

(1) Постановления и заключения Конституционного суда публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова в десятидневный срок со дня принятия.

(2) Постановления и заключения могут публиковаться и в других средствах массовой информации.

 

Глава 11

СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ

Статья 78. Судебные расходы

(1) Судебные расходы состоят из сумм, подлежащих выплате экспертам и переводчикам, и прочих расходов, связанных с рассмотрением дела.

(2) Судебные расходы покрываются за счет средств бюджета Конституционного суда.

(3) Оплата труда экспертов производится в установленном законом порядке.

(4) Экспертам возмещаются расходы на проезд и проживание, выплачиваются суточные в установленном законом порядке.

(5) Переводчики получают вознаграждение за выполненную работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

(6) Расходы, связанные с разрешением обращений, возмещаются в бюджет Конституционного суда стороной, акт которой признан неконституционным.

(7) Судебные расходы взимаются согласно определению, вынесенному судьей-докладчиком. Определение может быть обжаловано в Конституционный суд.

(8) Расходы, связанные с исполнением постановлений Конституционного суда, покрываются за счет средств органов публичной власти, учреждений и организаций, указанных в постановлениях Конституционного суда.

 

Глава 12

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ДОКЛАДЫ

Статья 79. Представление

(1) Если при рассмотрении дела Конституционный суд выявляет наличие пробелов в законодательстве, связанных с нереализацией положений Конституции, он направляет соответствующим органам представления, в которых обращает их внимание на необходимость устранения этих пробелов.

(2) Результаты рассмотрения представлений сообщаются Конституционному суду соответствующими органами в установленный им срок.

 

Статья 80. Доклад

(1) Доклад об осуществлении конституционной юрисдикции подготавливается Секретариатом Конституционного суда под непосредственным руководством начальника Секретариата на основе рассмотренных Конституционным судом материалов. Подготовленный доклад направляется судьям Конституционного суда и членам Научно-консультативного совета при Конституционном суде. Окончательный вариант доклада рассматривается в заседании Конституционного суда.

(2) В докладе содержится:

а) его наименование, дата и место утверждения;

b) положения Закона о Конституционном суде и настоящего кодекса, согласно которым подготовлен доклад;

c) анализ рассмотренных материалов;

d) обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов;

e) выводы и рекомендации.

(3) Доклад об осуществлении конституционной юрисдикции утверждается постановлением Конституционного суда и подписывается Председателем суда.

(4) Доклад направляется ежегодно в январе органам, в полномочия которых входит назначение судей Конституционного суда, и публикуется на официальной веб-странице Конституционного суда.

[Ст.80 ч.(4) в редакции Закона N 38 от 28.02.2020, в силу 14.05.2020]

 

Глава 13

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮРИСДИКЦИИ

Статья 81. Обеспечение осуществления конституционной юрисдикции

(1) В целях защиты достоинства судей Конституционного суда и участников процесса, обеспечения надлежащих условий для осуществления конституционной юрисдикции Конституционный суд вправе принимать меры, предусмотренные статьей 82.

(2) В случае нарушения экспертами судебной присяги, недобросовестного выполнения переводчиками своих обязанностей они несут предусмотренную законом ответственность.

 

Статья 82. Ответственность за нарушение процедуры конституционного судопроизводства

(1) В целях обеспечения осуществления конституционного судопроизводства предусматриваются меры административной ответственности в виде штрафа в размере до двадцати пяти минимальных заработных плат за:

a) неконституционные заявления независимо от формы выражения;

b) вмешательство в процессуальную деятельность судей Конституционного суда, попытку воздействия на судей непроцессуальными методами;

c) невыполнение без уважительных причин в установленном порядке и в установленные сроки требований судей Конституционного суда, а также постановлений и заключений Конституционного суда;

d) нарушение судебной присяги;

e) проявление неуважения к Конституционному суду, выражающееся в неподчинении распоряжениям председательствующего в заседании, нарушении порядка во время заседания, а равно совершение иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к Конституционному суду и процедуре конституционного судопроизводства.

(2) Меры, направленные на обеспечение надлежащих условий для осуществления конституционного судопроизводства, принимаются определением председательствующего в заседании, которое вносится в протокол заседания или прилагается к нему.

(3) Уплата штрафа осуществляется в 15-дневный срок с момента уведомления лица о наложении на него штрафа. В случае отказа уплатить штраф или неуплаты штрафа в установленный срок решение Конституционного суда приводится в исполнение в установленном законом порядке на основании выписки из протокола заседания или определения председательствующего в заседании.

 

Глава 14

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕЙ

Статья 83. Дисциплинарная ответственность судей

Судьи Конституционного суда несут дисциплинарную ответственность за виновное нарушение Закона о Конституционном суде и настоящего кодекса.

 

Статья 84. Дисциплинарное расследование и дисциплинарные взыскания

(1) Дисциплинарное расследование в отношении судьи Конституционного суда может быть начато только по письменному обращению органов, в полномочия которых входит назначение судей Конституционного суда.

(2) Получив обращение, Председатель Конституционного суда назначает комиссию по дисциплинарному расследованию, состоящую из двух судей. Если обращение касается Председателя Конституционного суда, состав комиссии по дисциплинарному расследованию определяется Конституционным судом, который созывается судьей, замещающим Председателя Конституционного суда в его отсутствие. Один из судей назначается председателем комиссии по дисциплинарному расследованию.

(3) Если комиссия по дисциплинарному расследованию признает обращение необоснованным, дело прекращается определением соответственно Председателя Конституционного суда или Конституционного суда.

(4) Если комиссия по дисциплинарному расследованию признает обращение обоснованным, она составляет доклад, который вносится на рассмотрение Конституционного суда.

(5) Заслушивание Конституционным судом обвиняемого является обязательным.

(6) В зависимости от тяжести проступка Конституционный суд может наложить на судей следующие дисциплинарные взыскания:

a) предупреждение;

b) выговор;

c) лишение полномочий судьи Конституционного суда.

(7) Взыскания налагаются путем принятия решения большинством голосов судей Конституционного суда. Решение о наложении взыскания является окончательным и обжалованию не подлежит.

 

Глава 15

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕКРЕТАРИАТА И НАУЧНО-

КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА

Статья 85. Секретариат Конституционного суда

Деятельность Секретариата Конституционного суда осуществляется в соответствии с Регламентом, утвержденным Конституционным судом.

 

Статья 86. Научно-консультативный совет при Конституционном суде

Деятельность Научно-консультативного совета при Конституционном суде осуществляется в соответствии с Регламентом, утвержденным Конституционным судом.

 

РАЗДЕЛ III

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 87.

Настоящий кодекс вступает в силу со дня опубликования.

 

Статья 88.

Правительство в месячный срок со дня опубликования настоящего кодекса представляет Парламенту предложения о приведении действующего законодательства в соответствие с Законом о Конституционном суде и Кодексом конституционной юрисдикции.

 

Статья 89.

До образования Высшей судебной палаты и Экономического суда их право обращения в Конституционный суд осуществляют соответственно Верховный суд и Арбитраж Республики Молдова.

 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПАРЛАМЕНТА Думитру МОЦПАН
г.Кишинэу, 16 июня 1995 г.
№ 502-XIII.
Оцените статью
Bizlex.ru
Добавить комментарий