Закон Республики Молдова об охране памятников

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

З А К О Н

об охране памятников

№ 1530-XII  от  22.06.1993

 (в силу 22.06.1993) 

Переопубликован: Мониторул Офичиал Республики Молдова N 15-17 ст.23 от 02.02.2010

Монитор Парламента Республики Молдова N 1/3 от 1994

* * *

Последнее изменение: Закон № 12 от 21.01.2022, в силу с 25.02.2022

По всему тексту закона слова «Министерство образования, культуры и исследований» заменить словами «Министерство культуры», слова «общественные фонды», «Общественные фонды» и «члены фондов» – соответственно словами «общественные ассоциации», «Общественные ассоциации» и «члены ассоциаций», слова «защитные зоны» – словами «охранные зоны», слово «Перечень» – словом «Реестр» в соответствующем падеже согласно Закону N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022

Примечание: По всему тексту закона, слова «Министерство культуры», «Министерство строительства и регионального развития» и «Министерство окружающей среды» заменить соответственно словами «Министерство образования, культуры и исследований», «Министерство экономики и инфраструктуры» и «Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды» в соответствующем падеже, а слова «министра культуры» – словами «министра образования, культуры и исследований» согласно Закону N 79 от 24.05.2018, в силу 15.06.2018

Примечание: По всему тексту закона слова «Министерство культуры и туризма», «Министерство архитектуры и строительства» и «Государственный департамент по охране окружающей среды и природным ресурсам» заменить соответственно словами «Министерство культуры», «Министерство строительства и регионального развития» и «Министерство окружающей среды» согласно Закону N 109 от 04.06.2010, в силу 30.07.2010

Парламент Республики Молдова принимает настоящий закон.

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ст.1. – (1) Для целей настоящего закона памятники – это недвижимые культурные ценности (далее – памятники), являющиеся свидетельством развития цивилизации на территории Республики Молдова, а также духовного, политического, экономического и социального развития и внесенные в Реестр памятников Республики Молдова, охраняемых государством (далее – Реестр памятников), и в реестры памятников местного значения.

(2) Все памятники, расположенные на территории Республики Молдова, являются частью ее культурного достояния и охраняются государством.

(3) К памятникам, являющимся частью культурного достояния, относятся:

а) произведения монументальной архитектуры, скульптуры, элементы или структуры археологического типа, надписи, гроты и группы элементов, имеющие национальную или международную ценность с исторической, художественной или научной точки зрения;

б) комплексы: группы отдельных или групповых сооружений, включая зоны застройки, которые благодаря своей архитектуре, пейзажному единству и целостности, имеют национальную или международную ценность с исторической, градостроительной, художественной или научной точки зрения;

с) ландшафты: творения человека или произведения, созданные в результате взаимодействия человека и природы, а также зоны, включающие археологические местности, которые имеют национальную или международную ценность с исторической, градостроительной, эстетической, этнографической или антропологической точки зрения.

(4) Охрана памятников независимо от их режима собственности является деятельностью, представляющей публичный интерес.

[Ст.1 изменена Законом N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

[Ст.1 дополнена Законом N 62 от 04.04.2013, в силу 20.04.2013]

 

Ст.2. – (1) В категорию единичных памятников включаются строения, сооружения или структуры, представляющие различные функциональные программы (оборонные, жилые, культовые, социальные, административные, торговые, научные, учебные, промышленные и инженерные), структуры сельской архитектуры, исторического или этноантропологического значения, историко-мемориальные структуры, а также структуры художественного и погребального характера.

(2) В категорию ансамблей включаются архитектурные комплексы, объединяющие сооружения/структуры, которые характеризуются исторической, юридической либо функциональной однородностью, в том числе крепости, монастырские ансамбли, кладбища, боярские усадьбы, особняки, промышленные комплексы, архитектурно-ландшафтные комплексы, сады, скверы, исторические парки, исторические городские или сельские центры, исторические города или села и фрагменты исторической городской или сельской планировки, кварталы, площади, улицы. В границах исторических городских или сельских центров, исторических городов и сел могут находиться единичные памятники или ансамбли.

(3) В категорию достопримечательных мест включаются памятные места, связанные со значимыми историческими или культурными событиями, с жизнью выдающихся личностей, культурно-исторические или культурно-природные резервации. В границах достопримечательных мест могут находиться единичные памятники или ансамбли.

(4) Каждый памятник состоит из следующих составных частей:

а) построенные составные части: здания и элементы благоустройства;

b) территория, связанная с построенной компонентой с исторической и/или функциональной точки зрения;

с) подземный культурно-археологический слой.

(5) Памятники имеют границу, установленную по внешнему периметру их территории. Граница памятника устанавливается в результате исследования архивных материалов, исторических межевых/кадастровых планов, других научных исследований с учетом обеспечения целостности объектов культурного достояния, а также этапов их исторического развития в соответствии с методологическими нормами, утвержденными Министерством культуры.

(6) Памятниками могут быть недвижимые объекты, сохранившиеся в полном объеме, фрагментарно или в виде руин.

[Ст.2 в редакции Закона N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Ст.3. – При придании объекту статуса памятника недопустима какая-либо дискриминация хронологического, этнического, конфессионального или иного характера. Эстетическая, функциональная или материальная ценность памятника является вторичной по отношению к исторической.

 

Ст.4. – (1) Реестр памятников составляется на основе многопрофильных изысканий, координируемых Министерством культуры.

(2) Реестр памятников утверждается Парламентом по предложению Правительства на основе проекта, разработанного Министерством культуры.

[Ст.4 в редакции Закона N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Ст.5. – В целях настоящего закона используются следующие основные понятия:

консервация – комплекс работ (научные исследования, проектирование и выполнение запроектированных работ), осуществляемых с целью предупреждения ухудшения технического состояния памятника или устранения уже произошедшего ухудшения (в том числе проведением работ по укреплению – временному или долгосрочному) без изменения архитектурных и конструктивных характеристик памятника;

деградация – процесс повреждения памятника в результате воздействия природных или антропогенных факторов, в том числе вследствие оставления их без ухода или без использования;

снос – физическое уничтожение памятника или его составной части;

вмешательство – совокупность работ, производимых на памятнике или в его охранной зоне: ремонт, консервация, реставрация, реабилитация, систематизация, обустройство, археологическое исследование, а также регенерация историко-архитектурной среды;

историко-архитектурная среда – историческая, объемно-пространственная среда городов, городских центров, сел со статусом памятника или охранных зон других категорий памятников, расположенных в населенных пунктах, которая обладает следующими основными характеристиками: уличная сеть с ее параметрами; историческая разбивка на участки; отношение между свободными, застроенными и зелеными пространствами (сады, скверы, улицы, большие и малые площади, историческая застройка); способ расположения и взаимосвязи зданий в пределах участков и кварталов; система городских доминант; объемная структура, высотный режим и специфический внешний вид элементов исторической застройки, характеризующихся композиционной структурой, типом кровли, типом столярных изделий, используемыми строительными материалами, цветовым решением и другим;

уродование – повреждение памятника путем произвольного полного или частичного разрушения, удаления и изменения его элементов, соответственно, его внутренних и внешних характеристик или путем произвольного добавления новых строений на его территории;

охрана памятников – комплекс мер научного, юридического, административного, финансового, налогового и технического характера, призванных обеспечить выявление, обследование, документирование, инвентаризацию, внесение в реестры, учет, установление охранной зоны, предупреждение разрушения или уродования, консервацию, включая охрану и содержание, укрепление, реставрацию, освоение памятников вместе с их историко-архитектурной средой, а также их социально-экономическую и культурную интеграцию в жизнь местного сообщества;

реабилитация – комплекс работ (научные исследования, проектирование и выполнение запроектированных работ), осуществляемых с целью адаптации охраняемого недвижимого объекта к современным бытовым или эксплуатационным нуждам (установка отопления, канализации, электричества и др.), в том числе в контексте изменения функции памятника, не превышая минимума, необходимого для данной адаптации неинвазивного характера без ущерба для аутентичного образа и историко-культурной ценности исторического памятника, а также необходимые работы по консервации/реставрации;

регенерация историко-архитектурной среды – строительная деятельность в городах, городских центрах, селах со статусом памятника или в охранных зонах других категорий памятников, направленная на укрепление или, при необходимости, на восстановление основных характеристик историко-архитектурной среды, основанная на преемственности, соподчинении и гармоничной/органичной интеграции в эту среду, либо деятельность по устранению или нейтрализации негативного воздействия дисгармоничных строений/элементов благоустройства на градостроительную среду;

реставрация – комплекс работ (научные исследования, проектирование и выполнение запроектированных работ), осуществляемых с целью освоения, сохранения и укрепления историко-культурной значимости охраняемого недвижимого объекта, в том числе посредством восстановления его физической и функциональной целостности и посредством устранения некоторых произошедших со временем изменений/повреждений.

[Ст.5 в редакции Закона N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

[Ст.5 изменена Законом N 36 от 16.03.2018, в силу 20.04.2018]

 

Ст.6. – Решения государственных органов по охране памятников по выявлению, изучению, основанию, охране, консервации и реставрации памятников, обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами.

 

Ст.7. – (1) Условия осуществления права собственности на памятники, включая установленные настоящим законом ограничения, обязательны и распространяются на всех субъектов, имеющих право собственности, независимо от вида собственности и юридического статуса обладателя.

(2) Правом распоряжаться государственными памятниками в виде недвижимости обладают Парламент, районные, муниципальные, городские и коммунальные советы.

 

[Ст.7 ч.(3) утратила силу согласно Закону N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

(4) Районные, муниципальные, городские и коммунальные советы являются обладателями государственных памятников, представляющих собой недвижимость и находящихся на территории района, муниципия, города или коммуны.

 

[Ст.7 ч.(5) утратила силу согласно Закону N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

(6) Правом распоряжаться памятниками, являющимися частной собственностью, обладают их владельцы.

(7) Памятники, не имеющие владельцев или владельцы которых неизвестны, переходят в собственность государства в порядке, установленном законом.

 

Ст.8. – (1) Находящиеся в публичной собственности памятники и их составные части не могут быть отчуждены, к ним не применяется срок исковой давности и на них не может быть обращено взыскание.

(2) Государственные органы и лица, указанные в частях (2), (4) и (6) статьи 7, могут передать памятники, которыми обладают, во владение или в пользование государственным или общественным учреждениям и организациям, а также физическим и юридическим лицам, отдавая приоритет музеям, архивам, библиотекам и другим специализированным учреждениям.

[Ст.8 в редакции Закона N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Ст.9. – (1) Продажа, дарение или отчуждение памятников, являющихся частной собственностью, разрешается при обязательном уведомлении об этом государственных органов по охране памятников. При купле-продаже памятников государство имеет преимущество.

(2) Сделки, заключенные в отношении памятников с нарушением требований части (1), признаются недействительными и влекут за собой ответственность, предусмотренную Гражданским кодексом.

 

Глава II

ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ

Ст.10. – Деятельность в области охраны памятников заключается в планировании и обеспечении работ по учету, изучению, освоению, спасению, охране, консервации и реставрации; в предотвращении их повреждения, уродования и сноса памятников; в гарантировании возможности использования и доступности памятников для различных исследований, в том числе для учебного процесса и распространения знаний о них; в привлечении к уголовной или правонарушительной ответственности физических и юридических лиц, которые повредили, изуродовали или снесли памятники, и лиц, ответственных за оставление памятников без надлежащего ухода или без использования, а также в возмещении ущерба, причиненного памятникам. Охрана памятников относится к компетенции Парламента, Правительства, местных советов, председателей районов и примаров.

[Ст.10 изменена Законом N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Ст.11. – (1) В компетенцию Парламента входит: государственная политика в области выявления, изучения, освоения, спасения, охраны, консервации и реставрации памятников; утверждение Реестра памятников; утверждение государственной программы по охране, консервации и реставрации памятников; финансирование этой программы и предоставление безвозмездных субсидий за счет государственного бюджета.

(2) В компетенцию Правительства входит: составление Реестра памятников; составление государственной программы по охране, консервации и реставрации памятников; финансирование этой программы за счет государственного бюджета.

(3) В компетенцию районных, муниципальных, городских и коммунальных советов входит: составление Реестра памятников местного значения; составление программ по охране, консервации и реставрации памятников местного значения; финансирование этих программ и предоставление безвозмездных субсидий за счет местных бюджетов. Местные органы публичной власти первого и второго уровней содействуют в соответствии с законом охране памятников, включенных в Реестр памятников, расположенных на подведомственной территории.

[Ст.11 изменена Законом N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Ст.111. – (1) Местные органы публичной власти первого уровня осуществляют следующие полномочия в области охраны памятников:

a) сотрудничают с Министерством культуры в целях обеспечения охраны памятников, расположенных на подведомственной территории;

b) в контексте составления, изменения или обновления генеральных, зональных или детальных градостроительных планов населенных пунктов обеспечивают включение в эти документы разделов по охране памятников и в соответствии с этапами разработки направляют их для получения заключения Министерства культуры, в том числе на этапе разработки технического задания;

c) включают памятники и их охранные зоны, а также сопутствующие правила в документацию по градостроительству и обустройству территории населенных пунктов;

d) администрируют/управляют городами, городскими центрами, селами со статусом памятника посредством структурных подразделений, специализирующихся на их охране и устойчивом развитии;

e) на основе заключения Министерства культуры выдают разрешительные документы на проведение работ на памятниках и недвижимых объектах, находящихся в охранных зонах памятников.

(2) Местные органы публичной власти второго уровня и автономных территориальных образований осуществляют следующие полномочия в области охраны памятников:

a) предусматривают в структуре ответственного за область культуры подведомственного подразделения единицы или конкретные служебные обязанности в области охраны памятников;

b) ведут учет памятников, расположенных на подведомственной территории;

c) разрабатывают и внедряют документы политик и стратегии по охране памятников, находящихся на подведомственной территории;

d) в контексте составления, изменения или обновления плана обустройства подведомственной территории обеспечивают включение в этот документ раздела об охране памятников и в соответствии с этапами разработки направляют его для получения заключения Министерства культуры, в том числе на этапе разработки технического задания.

[Ст.111 введена Законом N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Ст.12. – (1) В целях охраны памятников, указанных в частях (1)–(3) статьи 2, сохранения и/или регенерации их историко-архитектурной или природной среды, обеспечения целостности их восприятия со стороны основных направлений визуального доступа каждый памятник обладает охранной зоной.

(2) Охранная зона устанавливается по периметру вдоль внешней границы территории памятника радиусом 100 метров в черте городских населенных пунктов, 200 метров в черте сельских населенных пунктов и 500 метров за чертой населенных пунктов.

(3) Охранная зона, указанная в части (2), устанавливается с момента внесения недвижимого объекта в Реестр памятников.

(4) Определение границы охранной зоны осуществляется на основе проекта охранной зоны памятника, разработанного в результате документирования и полевых изысканий в соответствии с местными топографическими, географическими или градостроительными ориентирами и методологическими нормами, утвержденными Министерством культуры.

(5) Для обеспечения реализации целей, указанных в части (1), для охранной зоны памятников устанавливаются специальные правила по благоустройству, по работе на существующих недвижимых объектах и вмешательству посредством нового строительства в данной зоне.

(6) Охранные зоны памятников и правила, указанные в части (5), включаются в обязательном порядке в градостроительную и кадастровую документацию населенного пункта на основе положительного заключения Министерства культуры.

(7) В случае перекрытия, вызванного частичным наложением охранных зон двух и более памятников для них в документации по градостроительству и обустройству территории устанавливается единая охранная зона с обозначением единой границы этой зоны.

[Ст.12 в редакции Закона N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Ст.121. – (1) На территории единичных памятников или ансамблей памятников (за исключением городов, городских центров, сел со статусом памятника) выполняются только работы по охране, консервации и реставрации этих объектов культурного достояния или их составных частей.

(2) Ограниченные по площади и объему вмешательства посредством нового строительства на территории памятников, указанных в части (1), разрешаются только в случае, если это необходимо для современного использования памятника, с обязательным соблюдением исторических характеристик охраняемого недвижимого объекта, высотного режима, традиционного исторического окружения, равновесия его композиции и его исторической связи с историко-архитектурной или природной средой, а также с обеспечением свободной визуализации исторических компонент. Запрещается вмешательство посредством нового строительства без функциональной связи с этими памятниками и без историко-архитектурного обоснования.

[Ст.121 введена Законом N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Ст.122. – (1) Целью вмешательства на территории городов, городских центров, сел со статусом памятника является защита или регенерация их историко-архитектурной или природной среды.

(2) Вмешательство посредством нового строительства в пределах указанных в части (1) памятников осуществляется с соблюдением характеристик их историко-архитектурной среды, принципов пространственно-исторической организации, в том числе разбивки на участки и масштаба, с сохранением аутентичности и целостности данной среды. Вмешательство посредством нового строительства в пределах фрагментов городской структуры с деградированной или измененной историко-архитектурной средой осуществляется с целью регенерации данной среды.

(3) Городские функции, развитие которых приводит к деградации или уничтожению исторических характеристик историко-архитектурной среды, выносятся за пределы городов, городских центров, сел со статусом памятника, или, в зависимости от обстоятельств, за пределами их охранной зоны.

(4) Регулирование вмешательства и деятельности в рамках городов, городских центров, сел со статусом памятника осуществляется посредством установления комплекса мер, направленных на охрану этих памятников. В основе этих мер лежит разработка – в контексте полевых изысканий, историко-архитектурных, историко-градостроительных исследований, изучения городских ландшафтов, архивных и библиографических исследований Историко-архитектурного опорного плана и проекта охранных зон исторической местности (далее – Опорный план).

(5) Опорный план выявляет характеристики историко-архитектурной среды памятника и его внутреннее зонирование, а также устанавливает комплекс общих и детализированных правил, направленных на защиту, регенерацию и устойчивое использование культурного наследия.

(6) Содержание и методология разработки Опорного плана устанавливаются положением, утвержденным Министерством культуры. Опорный план является основой для разработки всех категорий градостроительной документации для городов, городских центров, сел со статусом памятника.

[Ст.122 введена Законом N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Ст.13. – В целях сохранения аутентичности и целостности памятников их обладатели с любым правовым статусом обязаны принять меры по обеспечению защиты и охраны памятников, получить заключение компетентных органов на проектную документацию по вмешательству на памятниках, не допускать их сноса, уродования, повреждения, не оставлять их без ухода или без использования.

[Ст.13 в редакции Закона N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Ст.14. – Обладатели с любым юридическим статусом, которые владеют, используют или хранят памятники, имеющие историческую, художественную или научную ценность, учтенные или включенные в Реестр памятников, обязаны соблюдать требования настоящего закона. Это положение должно включаться в документы на право собственности, купли-продажи или сдачи внаем.

 

Ст.15. – Контроль за соблюдением мер по охране памятников и решение вопросов, связанных с ним, возлагается на Правительство, председателей районов и примаров.

 

Ст.16. – (1) Для проведения работ по выявлению, изучению, освоению, спасению, охране, консервации и реставрации памятников на научной основе государственные органы по охране памятников обязаны создавать научные советы и комиссии, консультироваться со специалистами (юристами, музейными работниками, реставраторами), руководствуясь соответствующими заключениями при составлении Реестра памятников, а также при включении памятников в этот Реестр.

(2) Положения, методические указания, инструкции и нормативы в области охраны памятников, разделы, касающиеся защиты недвижимого культурного достояния из документации по градостроительству и обустройству территории, проекты охранных зон памятников, проекты вмешательства в памятники и в их охранные зоны, рассмотренные в соответствии с этапами выполнения (эскизный проект и рабочий проект), утверждаются Министерством культуры на основании положительного заключения Национального совета по историческим памятникам (далее – Совет).

(3) Совет является специализированным научно-методическим органом в области государственной охраны исторических памятников, действующим при Министерстве культуры на основе положения, утвержденного Правительством.

(4) В состав Совета входят обладающие профессиональным опытом в области охраны исторических памятников лица (авторизованные специалисты и эксперты) из правительственных и неправительственных организаций, осуществляющих уставную деятельность в данной области, назначаемые на определенный период приказом министра культуры по предложению специализированного управления министерства.

(41) Лица, причастные к деятельности, которая привела к повреждению или сносу памятников, не могут быть членами Совета.

(42) В своей деятельности Совет анализирует соответствие предложенных в проектной документации решений положениям законодательства в области культурного наследия, положениям документов в данной области ЮНЕСКО, ИКОМОС и Совета Европы и дает положительное заключение только в случае, если данные решения способствуют сохранению и/или укреплению аутентичности и целостности памятников.

(5) Оплата труда членов Совета осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами в пределах установленных бюджетных ассигнований для Министерства культуры.

[Ст.16 изменена Законом N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

[Ст.16 изменена Законом N 172 от 27.07.2018, в силу 24.08.2018]

[Ст.16 в редакции Закона N 62 от 04.04.2013, в силу 20.04.2013]

 

Ст.161. – (1) Инспектирование на местах памятников и их охранных зон, строительных площадок по работам на памятниках, контроль/надзор за соблюдением законодательства в области охраны памятников, составление протоколов в случае установления нарушений, выдача предписаний о прекращении незаконных работ на памятниках и в их охранных зонах обеспечиваются Агентством по инспектированию памятников.

(2) Агентство по инспектированию памятников является подведомственным Министерству культуры специализированным учреждением, которое действует на основе положения, утвержденного Правительством, и финансируется из государственного бюджета в пределах установленных бюджетных ассигнований.

(3) Любая проверка и любой запрос сведений касательно памятников истории, искусства и архитектуры и их охранных зон, подпадающие под понятие государственного контроля согласно Закону о государственном контроле предпринимательской деятельности № 131/2012, могут осуществляться в отношении хозяйствующих субъектов только совместно с Агентством по техническому надзору в соответствии с Законом о государственном контроле предпринимательской деятельности.

(4) Запрещается замещение должности генерального директора Агентства по инспектированию памятников лицами, причастными к деятельности, которая привела к сносу или повреждению памятников.

[Ст.161 изменена Законом N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

[Ст.161 изменена Законом N 172 от 27.07.2018, в силу 24.08.2018]

[Ст.161 в редакции Закона N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]

[Ст.161 введена Законом N 62 от 04.04.2013, в силу 20.04.2013]

 

Глава III

ВЫЯВЛЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ И ОСВОЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ

Ст.17. – Государственные органы по охране памятников контролируют проведение работ по выявлению, изучению и освоению памятников.

 

Ст.18. – (1) Учет памятников национальной категории ведется в Реестре памятников.

(2) Изменения в Реестр памятников вносятся Парламентом в соответствии с дополнительными списками, представленными Правительством по предложению Министерства культуры.

(3) Процесс внесения недвижимых объектов в Реестр памятников инициируется в силу своих полномочий Министерством культуры, в том числе по предложению граждан и профильных ассоциаций.

[Ст.18 в редакции Закона N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Ст.19. – Недвижимые объекты, находящиеся в процессе внесения в Реестр памятников, считаются вновь выявленными памятниками и во избежание разрушений/повреждений пользуются на протяжении всего соответствующего процесса правовым режимом недвижимых объектов, уже внесенных в Реестр памятников, – начиная со дня утверждения Министерством культуры положительного заключения Совета. Министерство культуры информирует компетентные местные органы публичной власти о начале процесса внесения соответствующих недвижимых объектов в Реестр памятников. Собственники, управляющие или обладатели иных вещных прав на недвижимые объекты, включенные в процесс внесения в Реестр памятников, обязаны со дня их информирования об этом соблюдать положения настоящего закона.

[Ст.19 изменена Законом N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Ст.20. – Физические или юридические лица, обнаружившие в процессе любых работ на местности археологические остатки, которым можно придать статус памятника, обязаны прекратить работы и в течение 48 часов письменно сообщить об этом органам местного самоуправления, на территории которых находятся эти остатки, а также Министерству культуры для их охраны и консервации.

 

Ст.21. – Экспедиции, занимающиеся открытием, сбором и представлением для регистрации неизвестных памятников культурного достояния Республики Молдова, получают разрешение Министерства культуры.

[Ст.21 изменена Законом N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Ст.22. – Государство поощряет деятельность общественных ассоциаций и частных лиц, направленную на освоение и использование памятников и их охранных зон.

 

Глава IV

КОНСЕРВАЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ

Ст.23. – (1) Защита, включая консервацию и реставрацию памятников, основывается на доктринальных принципах и общепринятых научных нормах, на положениях документов в данной области ЮНЕСКО, ИКОМОС и Совета Европы.

(2) Консервация памятников первична по отношению к работам по реставрации или реконструкции.

(3) Реставрация посредством ремонта и соответствующих работ по консервации должна быть направлена в первую очередь на предупреждение ухудшения аварийного состояния и разрушения, сохранение подлинных структур памятников, не нарушая их историческую, художественную или научную ценность.

[Ст.23 изменена Законом N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Ст.24. – Работы по консервации и реставрации проводятся в соответствии с нормами и предписаниями, утвержденными Министерством культуры.

 

Ст.25. – (1) Работы по консервации и реставрации осуществляются в соответствии с технической документацией, составленной на основе многосторонних исследований и заключения государственных органов по охране памятников.

(2) Государственные органы по охране памятников обязаны предотвращать разрушение памятников, обеспечивая своевременное проведение работ по их консервации и реставрации.

 

Ст.26. – Работы по консервации и реставрации осуществляют специализированные в этой области отечественные и зарубежные физические и юридические лица.

[Ст.26 изменена Законом N 162 от 22.07.2011, в силу 14.10.2011]

 

Ст.27. – Государственные органы по охране памятников назначают специальных уполномоченных, имеющих исключительное право надзирать за работами по консервации и реставрации и контролировать их, а в случае невыполнения требований закона – приостанавливать эти работы.

 

[Ст.28 утратила силу согласно Закону N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

[Ст.28 изменена Законом N 36 от 16.03.2018, в силу 20.04.2018]

 

[Ст.29 утратила силу согласно Закону N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Ст.30. – Государственные органы по охране памятников обязаны систематически изучать состояние памятников с целью разработки научно обоснованных программ по консервации и реставрации и их своевременного материального и документального обеспечения.

 

Ст.31. – (1) Заказчиками работ по консервации, реставрации или ремонту могут быть собственники памятников или их обладатели с любым юридическим статусом.

(2) Государственные органы по охране памятников в лице своих уполномоченных могут выступать заказчиками работ по консервации, реставрации или ремонту, оказывая обладателям памятников помощь специалистами, а также материальную и финансовую помощь.

 

Ст.32. – Собственники или обладатели земельных участков, на которых находятся исторические памятники, обязаны предоставлять их в распоряжение ученых для проведения исследований.

 

Ст.33. – Государственные органы и учреждения, по заказу которых производятся работы по консервации и реставрации, оплачивают их только после утверждения соответствующих документов Министерством культуры. Расходы по устранению недоделок или исправлению ошибок, допущенных при реставрации, несут подрядчики.

 

Ст.34. – Ответственный за сохранность памятника во время работ по реставрации указывается в договоре, заключенном между обладателем памятника и подрядчиком. Условия договора предусматривают меры предосторожности по отношению к памятнику, а также степень доступности его во время работ. К договору прилагается протокол или заключение о техническом состоянии памятника на день начала работ.

 

Глава V

ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ

Ст.35. – Финансирование деятельности по выявлению, изучению, освоению, спасению, охране, консервации и реставрации памятников осуществляется за счет государственного бюджета через Министерство культуры, за счет местных бюджетов, за счет арендных выплат, включая за землю в охранных зонах памятников, за счет отчислений из прибыли от туризма, из прибыли предприятий, препятствующих охране памятников, из прибыли органов государственного страхования на основе заключенных соглашений, из доходов и пожертвований организаций, которые в соответствие с их статусом занимаются охраной памятников, из фондов и пожертвований физических и юридических лиц, а также из других законных источников.

 

Ст.36. – Для поддержания деятельности, направленной на выявление, изучение, освоение, спасение, охрану, консервацию и реставрацию памятников, разрешается издание почтовых открыток, календарей, марок, организация туризма. Доходы от этой деятельности перечисляются на специальные счета Правительства, органов местного самоуправления или на счета общественных ассоциаций по охране памятников.

[Ст.36 изменена Законом N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Ст.37. – Памятники сдаются в аренду по договору об аренде. Обладатель памятника с любым юридическим статусом обязан известить государственные органы по охране памятников об изменении статуса и состояния памятника.

 

Ст.38. – Плата за аренду памятника, включая плату за аренду земли в их охранных зонах, являющихся государственной собственностью, так же как и отчисления из прибыли от туризма, поступают на специальные счета Правительства или органов местного самоуправления. Плата за аренду памятников, включая плату за аренду земли в их охранных зонах, может осуществляться физическими и юридическими лицами–нерезидентами и в иностранной валюте на те же счета. Размеры арендной платы устанавливаются в соответствии с международными нормами.

[Ст.38 изменена Законом N 33 от 06.03.2012, в силу 25.05.2012]

 

Ст.39. – Собственники памятников в виде недвижимости обязаны заключать страховые договоры, в которых указывается стоимость памятников и земли в их охранных зонах, установленная экспертами.

 

Ст.40. – В исключительных случаях, когда снос памятника неизбежен (физический или технический раскол, повреждение вследствие стихийных бедствий), он подлежит консервации, издержки на которую покрываются организацией, заинтересованной в сносе.

 

[Ст.41 утратила силу согласно Закону N 177-XVI от 20.07.2007, в силу 10.08.2007]

 

Ст.42. – Местные советы административно-территориальных единиц первого и второго уровней предусматривают в своих годовых бюджетах необходимые суммы для проведения работ по выявлению, изучению, освоению, спасению, охране, консервации и реставрации памятников, расположенных на их территории, на основании предложений Министерства культуры.

 

[Ст.43 утратила силу согласно Закону N 177-XVI от 20.07.2007, в силу 10.08.2007]

 

[Ст.44 утратила силу согласно Закону N 523-XV от 11.10.2001, в силу 31.10.2001]

 

[Ст.45 утратила силу согласно Закону N 523-XV от 11.10.2001, в силу 31.10.2001]

 

Глава VI

ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ПАМЯТНИКАМ

[Глава VI в редакции Закона N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

Ст.46. – (1) Считается, что памятникам или их составным частям причинен ущерб, если они полностью или частично снесены, деградированы или изуродованы в результате действий или бездействия человека.

(2) Ущерб, причиненный памятнику, определяется посредством оценки стоимости работ по разработке проектной документации по реставрации или реконструкции памятника или его составных частей и стоимости практического выполнения запроектированных работ.

(3) Методология оценки ущерба, причиненного памятникам, утверждается приказом министра культуры.

[Ст.46 в редакции Закона N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Ст.47. – (1) Ущерб, причиненный памятнику или его составным частям, должен быть возмещен собственником, управляющим или обладателем иных вещных прав на памятник, а также, в зависимости от обстоятельств, физическими и юридическими лицами, которые инициировали, финансировали и выполнили работы, причинившие ущерб памятнику.

(2) Процесс возмещения ущерба инициируется приказом министра культуры, предъявленным собственнику, управляющему или обладателю иных вещных прав на памятник, основанным на протоколе об установлении состояния памятника и на акте оценки причиненного ему ущерба, разработанными Агентством по инспектированию памятников.

(3) В случае признания собственником, управляющим или обладателем иных вещных прав на памятник требования о добровольном возмещении ущерба, причиненного памятнику, указанное лицо на основании договора финансирует разработку проектной документации по реставрации и по восстановлению памятника или его составных частей, а также практическое выполнение запроектированных работ.

(4) В случае отказа собственника, управляющего или обладателя иных вещных прав на памятник выполнить требование о добровольном возмещении ущерба, причиненного памятнику или его составным частям, Министерство культуры обращается в судебную инстанцию за возмещением ущерба.

[Ст.47 в редакции Закона N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

[Ст.48 исключена в результате изменения, внесенной Законом N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

Глава VII

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ АССОЦИАЦИЙ

Ст.49. – Государственные органы по охране памятников поддерживают деятельность общественных ассоциаций, направленную на выявление, изучение, освоение, спасение, охрану, консервации, реставрацию и пропаганду памятников (непосредственное участие членов ассоциаций в этой деятельности, привлечение ими финансовой помощи в виде пожертвований предприятий, организаций и частных лиц).

 

Ст.50. – Государственные органы по охране памятников вправе предоставлять общественным ассоциациям требуемую для работы информацию о памятниках, программах по их консервации, реставрации или ремонту. В свою очередь общественные ассоциации могут участвовать в разработке программ по спасению, охране, консервации и реставрации памятников.

 

Ст.51. – (1) Общественные ассоциации, уставной задачей которых является охрана памятников, пользуются правом общественного контроля за охраной и освоением памятников, а также за разработкой и реализацией программ строительства и реконструкции в охранных зонах памятников, включенных в Реестр памятников.

(2) Общественные ассоциации имеют право: требовать приостановки работ по консервации, реставрации или ремонту, если они угрожают сохранности памятников или наносят ущерб их эстетической, художественной и исторической ценности, и обращаться в государственные органы по охране памятников с документально подтвержденными предложениями, доказательствами и заключениями; ставить вопрос о возбуждении уголовного дела, а также выступать в роли истца в случае явного нарушения настоящего закона; обжаловать решения государственных органов по охране памятников и местных исполнительных и контрольных органов и обращаться с запросами в Парламент и Правительство.

(3) Общественные ассоциации могут создавать предприятия и мастерские по консервации, реставрации и ремонту памятников, организовывать туристские маршруты, открывать магазины, проводить выставки, издавать печатную продукцию в целях пропаганды памятников и получения дополнительных средств для их сохранения.

 

Глава VIII

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Ст.52. – Органы государственной власти и управления, предприятия, учреждения, организации, ассоциации, должностные лица, граждане Республики Молдова, иностранные граждане и лица без гражданства, нарушившие требования настоящего закона, несут ответственность согласно действующему законодательству.

 

[Ст.53 утратила силу согласно Закону N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

[Ст.53 изменена Законом N 178 от 21.07.2017, в силу 18.08.2017]

 

Ст.54. – Размеры штрафов и других денежных санкций, а также суммы возмещения ущерба устанавливаются судом и другими компетентными органами в зависимости от степени причиненного памятнику ущерба, определяемого соответствующими управлениями Министерства культуры. Обладатель с любым юридическим статусом, виновный в повреждении памятника, лишается согласно законодательству права собственности, владения или пользования.

 

[Ст.55 утратила силу согласно Закону N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

 

[Ст.56 утратила силу согласно Закону N 172 от 27.07.2018, в силу 24.08.2018]

 

[Ст.57 утратила силу согласно Закону N 12 от 21.01.2022, в силу 25.02.2022]

[Ст.57 изменена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]

 

Ст.58. – (1) Невыполнение требований, содержащихся в статье 13, влечет за собой лишение права собственности, владения либо пользования ими или их эвакуацию в порядке, установленном законом.

(2) В предусмотренных законодательством случаях памятники могут быть конфискованы по решению компетентной судебной инстанции.

 

Ст.59. – Любая деятельность, угрожающая сохранности памятников, должна быть согласована с государственными органами по охране памятников, или с органами местного самоуправления. Запрещается проведение и финансирование любых работ, на которые не получено разрешение компетентных органов.

 

Ст.60. – Промышленные и сельскохозяйственные предприятия, расположенные в резервациях или охранных зонах памятников, включенных в Реестр памятников, а также предприятия, деятельность которых отрицательно сказывается на сохранности памятников, наносит вред их эстетической, художественной и исторической ценности, обязаны отчислять в местные бюджеты от 0,5 до 5 процентов их прибыли согласно решению районных, муниципальных, городских или коммунальных советов в соответствии с заключением Министерства культуры.

 

Ст.61. – Выполнение приказа государственных органов по охране памятников, согласно которому запрещается любая деятельность, угрожающая сохранности памятников или наносящая ущерб охранным зонам, обязательно для всех физических и юридических лиц. Этот приказ отменяется органом, издавшим его.

 

Ст.62. – Органы государственной власти и управления имеют право изменять условия хранения и консервации памятников. Они могут поменять и обладателя в случае, если статус памятника и положения договора нарушены.

 

Ст.63. – Если международным договором, стороной которого является Республика Молдова, предусмотрены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем законе, применяются нормы международного договора.

 

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Мирча СНЕГУР
Кишинев, 22 июня 1993 г.
№ 1530-XII.

 

________________

* Переопубликован на основании Постановления Парламента № 1546-XIII от 25.02.1998 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 1998 г., № 26-27, ст.176.

 

Изменен и дополнен законами Республики Молдова:

1) Закон N 788-XIII от 26.03.1996 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 1996 г., № 40-41, ст.367;

2) Закон N 1592-XII от 27.02.1998 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 1998 г., № 44-46, ст.326;

3) Закон N 493-XIV от 09.07.1999 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 1999 г., № 90-92, ст.452;

4) Закон N 439-XV от 27.07.2001 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2001 г., № 114-115, ст.856;

5) Закон N 523-XV от 11.10.2001 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2001 г., № 131-132, ст.981;

6) Закон N 482-XV от 04.12.2003 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2004 г., № 6-12, ст.48;

7) Закон N 211-XVI от 29.07.2005 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2005 г., № 132-134, ст.631;

8) Закон N 177-XVI от 20.07.2007 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2007 г., № 117-126, ст.534.

Оцените статью
Bizlex.ru
Добавить комментарий