Закон Республики Молдова о качестве в строительстве

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

З А К О Н

о качестве в строительстве

№ 721-XIII  от  02.02.1996

 (в силу 25.07.1996)

Мониторул Офичиал ал Р.Молдова № 25 ст.259 от 25.04.1996

* * *

Последнее изменение: Закон № 255 от 29.07.2022, в силу с 05.08.2022

Примечание:

По всему тексту закона слова «Национальный орган управления строительством» заменить словами «центральный отраслевой орган публичного управления в области строительства» в соответствующем падеже согласно Закону N 156 от 09.06.2022, в силу 01.07.2022

Примечание: По всему тексту закона слова «Государственная инспекция в строительстве» заменены словами «Агентство по техническому надзору» в соответствующем падеже, согласно Закону N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017

Примечание: Изменения из Закона N 280-XVI от 14.12.2007 исключены согласно Закону N 163 от 09.07.2010, в силу с 3 сентября 2010 года

Примечание: По всему тексту закона слова «аттестованный технический эксперт» заменены словами «технический эксперт в строительстве», слова «аттестованный специалист, проверяющий проекты,» – словами «контролер проектов,» согласно Закону N 280-XVI от 14.12.2007, в силу 30.05.2008

Примечание: По всему тексту закона слова «Департамент архитектуры и строительства» заменить словами «Национальный орган управления строительством» согласно Закону N 962-XIV от 27.04.2000, в силу 01.06.2000

Парламент принимает настоящий закон.

Настоящий закон определяет правовые, технико-экономические и организационные основы деятельности в области строительства физических и юридических лиц, их обязанности и ответственность за обеспечение качества в строительстве.

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ст.1. – В настоящем законе используются следующие основные понятия:

требование – выражение потребности (необходимости) в форме совокупности определенных указаний, оценивающих или описательных, с помощью которых определяются характеристики (качественные) сущности, предназначенные для возможности ее реализации и оценки;

основное требование – обязательное требование, которому должно отвечать сооружение (работа) для того, чтобы соответствовать требованиям статьи 6 настоящего закона;

нормативный документ – документ (стандарт, техническая спецификация, практический кодекс, правила), определяющий правила, главные направления или характеристики деятельности либо ее результаты;

система качества – система, посредством которой определяются и внедряются в жизнь политика и стратегия качества, направленные на предупреждение низкого уровня качества, обеспечение реализации, аттестации и гарантии требуемого качества при разумных условиях стоимости и сроков;

управление качеством – аспект основной функции управления, относящийся к определению и осуществлению политики качества;

обеспечение качества – совокупность запланированных систематических действий, необходимых для возникновения соответствующей уверенности в том, что продукция или услуга отвечает определенным условиям качества;

сертификация используемой в строительстве продукции – процедура аттестации, в которой третья сторона письменно подтверждает, что качественные характеристики продукции проверены и соответствуют положениям или требованиям нормативных документов;

техническое заключение – документ, удостоверяющий возможность использования новых продукции, способов и оснастки в строительстве, для которых не разработаны национальные нормативные документы;

аккредитация испытательно-аналитических лабораторий в строительстве – официальное признание правомочности испытательно-аналитических лабораторий в строительстве осуществлять анализы и испытания в указанной области;

метрологическая деятельность – деятельность, основной целью которой является обеспечение единства и точности измерений, осуществляемых посредством системы технических, научных и управленческих структур, функционирующих в соответствии с нормативными документами;

технический паспорт сооружения – совокупность технических документов, относящихся к проектированию, строительству, приемке, эксплуатации и наблюдению за поведением сооружения при эксплуатации, которые охватывают все данные, необходимые для идентификации и определения технического (физического) состояния соответствующего сооружения и его эволюции во времени;

степень ответственности сооружения – совокупность факторов и критериев, позволяющих участникам процесса строительства и полного цикла службы сооружения определить его значение в зависимости от его характеристик, отношений с социально-экономической и природной средой и влияния на человека;

срок службы (долговечности) сооружения – временной период, после которого сооружение окончательно прекращает выполнение предписанных ему функций;

собственник – название инвестора после подписания по окончании работ акта приемки;

пользователь – обладатель договора о найме, о передаче прав управления или концессии, заключенных с собственником сооружения.

[Ст.1 изменена Законом N 280-XVI от 14.12.2007, в силу 30.05.2008]

 

Ст.2. – (1) Положения настоящего закона применяются ко всем видам сооружений и относящегося к ним инженерного оборудования, независимо от вида собственности или назначения (далее – сооружения), а также к работам по их модернизации, модификации, переустройству, усилению и ремонту.

(2) Не подпадают под действие настоящего закона жилые одноэтажные дома с хозяйственными постройками к ним для одной или двух семей, расположенные в сельской местности, временные сооружения площадью менее 150 квадратных метров, а также электростанции, использующие возобновляемые источники энергии, в случае индивидуальных жилых домов.

(3) Проверка качества сооружений, указанных в части (2), входит в функции органов местного публичного управления.

[Ст.2 ч.(2) изменена Законом N 255 от 29.07.2022, в силу 05.08.2022]

 

Ст.3. – (1) Качество сооружений – это совокупность характеристик их поведения при эксплуатации с целью удовлетворения на протяжении всего срока службы требованиям пользователей и общества.

(2) Требования к качеству установок и производственно-технологического оборудования определяются и реализуются на основе правил, специфических для каждой области деятельности.

 

Ст.4. – Настоящим законом учреждается система качества в строительстве, которая обеспечит строительство и эксплуатацию сооружений соответствующего качества с целью защиты жизни людей, их имущества, общества и окружающей среды.

 

Ст.5. – (1) Система качества в строительстве применяется дифференцированно, в зависимости от степени ответственности сооружений, в соответствии с положениями и процедурами применения каждой составляющей системы.

(2) Классификация сооружений по степени ответственности осуществляется в зависимости от их сложности, назначения, способа использования, степени риска в аспекте безопасности, уровня защиты окружающей среды, а также исходя из экономических соображений.

 

Ст.6. – Для обеспечения соответствующего качества сооружений обязательны реализация и сохранение на протяжении всего срока их службы следующих основных требований:

А – прочности и устойчивости;

В – безопасности при эксплуатации;

С – пожарной безопасности;

D – гигиены, безопасности для здоровья людей, восстановления и охраны окружающей среды;

Е – тепло-, гидроизоляции и энергосбережения;

F – защиты от шума;

G – рационального использования природных ресурсов.

[Ст.6 дополнена Законом N 3 от 06.02.2020, в силу 21.02.2020]

 

Ст.7. – (1) Обязанности по реализации и сохранению на протяжении всего срока службы сооружений основных требований, предусмотренных статьей 6, возлагаются на субъектов, участвующих в разработке концепции, проектировании, строительстве и эксплуатации сооружений, а также их постутилизации в соответствии с обязанностями каждого из них, независимо от вида собственности инвестора.

(2) Такими субъектами являются инвесторы, исследователи, проектировщики, аттестованные проверяющие проектов, производители и поставщики используемой в строительстве продукции, производители работ, собственники, пользователи, лица, ответственные за технический надзор, технические эксперты, руководители строек, специалисты испытательных лабораторий в строительстве, специалисты службы внутреннего контроля качества хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в строительстве, инженерный состав службы управления существующего фонда – физические или юридические лица, а также органы местного публичного управления и отраслевые профессиональные объединения.

(3) Вправе осуществлять деятельность по проектированию строений, управлению и проверке работ в строительстве, лабораторные испытания, внутренний контроль качества и управление фондом построенных объектов специалисты, аттестованные в качестве физических лиц на ведение дела или являющиеся работниками хозяйствующих субъектов, осуществляющих данные виды деятельности.

(4) Аттестация лиц, указанных в части (3), осуществляется один раз в пять лет аттестационными комиссиями, созданными центральным отраслевым органом публичного управления в области строительства.

(41) Специалисты, обладающие сертификатами, которые выданы органами по сертификации, аккредитованными национальными органами по аккредитации Европейского Союза, автоматически признаются специалистами, аттестованными в областях, указанных в части (3), за исключением случаев, когда законодательство Республики Молдова устанавливает обязательные особые условия.

(42) Для признания сертификатов и права осуществлять виды деятельности, предусмотренные частью (3), лица должны представить аттестационной комиссии центрального отраслевого органа публичного управления в области строительства для регистрации переведенные на государственный язык и нотариально заверенные сертификаты. Если законодательство Республики Молдова предусматривает дополнительные требования, кандидат должен продемонстрировать соответствие дополнительным требованиям согласно процедуре аттестационной комиссии.

(5) Повышение профессиональной подготовки является обязательным и осуществляется не реже одного раза в пять лет посредством стажировок и участия в программах в соответствии с положениями раздела VII «Обучение в течение всей жизни» Кодекса об образовании № 152/2014.

(6) Аттестационная комиссия вправе приостановить действие или аннулировать сертификаты профессионально-технической аттестации специалистов, которые нарушили действующее законодательство, допустили отступления от проектных решений и норм в строительстве, что привело к занижению основных требований, предусмотренных настоящим законом.

(7) Основанием для приостановления действия аттестационных сертификатов является запрос Агентства по техническому надзору с приложением материалов проверки.

[Ст.7 ч.(4) изменена Законом N 181 от 07.07.2022, в силу 22.07.2022]

[Ст.7 изменена Законом N 156 от 09.06.2022, в силу 01.07.2022]

[Ст.7 ч.(2),(5) изменена Законом N 3 от 06.02.2020, в силу 21.02.2020]

[Ст.7 изменена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]

[Ст.7 изменена Законом N 153 от 30.07.2015, в силу 14.08.2015]

[Ст.7 изменена Законом N 280-XVI от 14.12.2007, в силу 30.05.2008]

[Ст.7 дополнена Законом N 962-XIV от 27.04.2000, в силу 01.06.2000]

 

[Ст.71 утратила силу согласно Закону N 3 от 06.02.2020, в силу 21.02.2020]

[Ст.71 введена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]

 

Ст.8. – (1) В заключаемых договорах или при необходимости в издаваемых распоряжениях или выдаваемых разрешениях субъекты, предусмотренные частью (2) статьи 7, обязаны указать условия, относящиеся к уровню качества сооружений, соответствующие основным требованиям, а также материальные гарантии и другие положения, которые позволят реализовать эти условия.

(2) В договоры не могут быть внесены уровни качества и требования, относящиеся к качеству, более низкие, чем предусмотренные действующими правилами об основных требованиях, предусмотренных статьей 6.

 

Глава II

СИСТЕМА КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Ст.9. – Система качества в строительстве представляет собой совокупность организационных структур, ответственностей, положений, процедур и средств, задействованных в обеспечении качества сооружений на всех этапах – разработки концепции, и проектирования, строительства, эксплуатации постутилизации сооружений, – и включает в себя:

а) нормативные документы по строительству;

b) сертификацию используемой в строительстве продукции;

с) технические заключения на новые продукцию, способы и оснастку в строительстве;

d) проверка и экспертиза проектов и строений;

 

[Пкт.е) утратил силу согласно Закону N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]

 

f) аттестацию специалистов, занятых в области строительства;

g) управление качеством и обеспечение качества в строительстве;

h) аттестацию и аккредитацию испытательно-аналитических лабораторий в строительстве;

i) обеспечение метрологической деятельности в строительстве;

j) приемку сооружений;

k) наблюдение за поведением сооружений при эксплуатации и вмешательство в сооружения в течение всего срока их службы;

l) постутилизацию сооружений;

m) государственный контроль качества в строительстве.

[Ст.9 изменена Законом N 280-XVI от 14.12.2007, в силу 30.05.2008]

[Ст.9 изменена Законом N 333-XV от 24.07.2003, в силу 19.09.2003]

 

Ст.10. – (1) Предметом нормативных документов по строительству, разработанных центральным отраслевым органом публичного управления в области строительства через специализированные технические комитеты, являются концепция, расчет, проектирование, строительство и эксплуатация сооружений. В нормативных документах устанавливаются в основном минимальные условия качества, предъявляемые к сооружениям, продукции и способам, используемым в строительстве, а также порядок их определения и проверки.

(2) Специализированные технические комитеты являются рабочими группами, учрежденными приказом центрального отраслевого органа публичного управления в области строительства, создаваемыми для различных секторов строительства в целях осуществления деятельности по техническому нормированию в строительстве на национальном уровне.

[Ст.10 изменена Законом N 181 от 07.07.2022, в силу 22.07.2022]

 

Ст.11. – (1) Продукция, предназначенная для строительных работ, может поставляться и использоваться, если она по своим характеристикам обеспечивает уровень качества, соответствующий основным требованиям, предусмотренным статьей 6.

(2) Сертификация используемой в строительстве продукции осуществляется по инициативе производителя или поставщика в соответствии с методологией и процедурами, установленными согласно законодательству.

(3) Запрещается использование несертифицированной продукции при производстве строительных работ, которые должны обеспечивать уровень качества, соответствующий основным требованиям.

 

Ст.12. – (1) При производстве строительных работ, которые должны обеспечивать уровень качества, соответствующий основным требованиям, наряду с традиционными используются новые продукция, способы и оснастка, на которые имеются соответствующие технические заключения.

(2) В технических заключениях на новые продукцию, способы и оснастку в строительстве определяются, в соответствии с настоящим законом, возможности их использования, условия изготовления, транспортировки, хранения, применения и содержания.

 

Ст.13. – (1) Строительство, а также модернизация, модификация, переустройство, усиление и ремонт сооружений осуществляются только на основе проекта, разработанного физическими или юридическими лицами, и проверенного аттестованными проверяющими проектов. Разработка проектов осуществляется в установленном порядке с соблюдением действующих нормативных документов, архитектурно-градостроительного и технического режимов, указанных в градостроительном сертификате, выданном органом местного публичного управления.

(2) Проверка и экспертиза проектов на соблюдение нормативных документов, касающихся основных требований, осуществляются аттестованными проверяющими проектов от своего имени.

(3) Запрещается применение проектов и рабочих чертежей, не прошедших проверку, предусмотренную частью (2).

(4) Контроль качества выполнения строительных работ обязателен и осуществляется инвесторами при посредстве аттестованных ответственных за технический надзор или специализированных хозяйствующих субъектов-консультантов.

(5) Техническая экспертиза проектов и строений производится только техническими экспертами в строительстве.

[Ст.13 ч.(1),(2) изменена Законом N 3 от 06.02.2020, в силу 21.02.2020]

[Ст.13 изменена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]

[Ст.13 изменена Законом N 153 от 30.07.2015, в силу 14.08.2015]

[Ст.13 изменена Законом N 280-XVI от 14.12.2007, в силу 30.05.2008]

[Ст.13 дополнена Законом N 509-XIV от 15.07.1999, в силу 19.08.1999]

 

Ст.14. – Проектирование всех видов строений, градостроительства и/или инженерных сооружений, работ по реконструкции и реставрации, строительство зданий и/или инженерных сооружений и сетей, реконструкция, усиление и реставрация осуществляются физическими или юридическими лицами.

[Ст.14 изменена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]

[Ст.14 в редакции Закона N 333-XV от 24.07.2003, в силу 19.09.2003]

 

Ст.15. – (1) Управление качеством и обеспечение качества в строительстве являются обязанностью всех субъектов, участвующих в разработке концепции, проектировании, строительстве и эксплуатации сооружений, и предполагают адекватную стратегию и специальные меры по гарантированию их качества.

(2) Хозяйствующие субъекты – исполнители проектно-строительных работ или производители строительных материалов и изделий, должны обеспечить уровень качества, соответствующий основным требованиям, располагая нормативно-производственной базой, внутренней системой управления и обеспечения качества, а также аттестованными специалистами в проектировании и строительстве.

[Часть (3) утратила силу согласно Закону N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]

[Ст.15 изменена Законом N 280-XVI от 14.12.2007, в силу 30.05.2008]

 

Ст.16. – Аттестация и аккредитация испытательно-аналитических лабораторий в строительстве осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законом.

[Ст.16 изменена Законом N 280-XVI от 14.12.2007, в силу 30.05.2008]

 

Ст.17. – Обеспечение метрологической деятельности в строительстве осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в отношении эталонирования, проверки и поддержания в рабочем состоянии используемых в этой области контрольно-измерительных средств.

 

Ст.18. – (1) Приемка сооружений является обязательной и включает в себя освидетельствование их возведения на основе непосредственной проверки их соответствия проектно-исполнительной документации и другим документам, содержащимся в техническом паспорте сооружения.

(2) Технический паспорт сооружения оформляется по инициативе инвестора и передается собственнику сооружения, который обязан хранить его и своевременно заполнять. Положения технического паспорта сооружения в части эксплуатации обязательны для собственника и пользователя.

(3) Приемка сооружений осуществляется инвестором в присутствии проектировщика и производителя работ и (или) назначенных ими в соответствии с законодательством представителей-специалистов.

 

Ст.19. – (1) Наблюдение за поведением сооружений при эксплуатации осуществляется на протяжении всего срока их службы и включает в себя совокупность мер по их обследованию как непосредственно, так и с помощью специальных средств наблюдения и измерения с целью соблюдения основных требований.

(2) К вмешательствам в сооружения относятся работы по восстановлению, усилению, переустройству, расширению, частичной разборке, а также ремонту, которые осуществляются только на основе специального проекта, разработанного в установленном порядке и согласованного с первоначальным проектировщиком сооружения, или в соответствии с заключением технической экспертизы, выполненной техническим экспертом в строительстве. Вмешательства в сооружение обязательно фиксируются в техническом паспорте сооружения.

 

Ст.20. – Постутилизация сооружений представляет собой деятельность по прекращению их эксплуатации, демонтажу и сносу, восстановлению и вторичному использованию регенерируемых элементов и продукции, а также по переработке нерегенерируемых отходов с обеспечением защиты окружающей среды согласно законодательству.

 

Ст.21. – (1) Государственный контроль качества в строительстве включает в себя инспектирование субъектов, участвующих в проектировании, строительстве, производстве материалов и изделий для строительства, эксплуатации и постутилизации сооружений, на предмет наличия у них и соблюдения ими системы качества.

(11) При проведении государственного контроля качества в строительстве Агентство по техническому надзору осуществляет надзор за сохранением целостности памятников, в том числе археологических, в отношении которых ведутся строительные работы или которые могут быть затронуты этими работами. При инициировании государственного контроля в этих целях Агентство по техническому надзору привлекает специалистов Агентства по охране и реставрации памятников.

(2) Государственный контроль качества в строительстве осуществляется Агентством по техническому надзору.

(3) Государственный контроль над лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, планируется, осуществляется и регистрируется в соответствии с положениями Закона о государственном контроле предпринимательской деятельности № 131 от 8 июня 2012 года.

[Ст.21 дополнена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]

[Часть (3) ст.21 введена Законом N 230 от 23.09.2016, в силу 28.10.2016]

[Часть (3) ст.21 исключена Законом N 153 от 30.07.2015, в силу 14.08.2015]

[Ст.21 дополнена Законом N 280-XVI от 14.12.2007, в силу 30.05.2008]

[Ст.21 дополнена Законом N 962-XIV от 27.04.2000, в силу 01.06.2000]

 

Глава III

ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Часть 1

Обязанности инвесторов

Ст.22. – (1) Инвесторами являются физические или юридические лица, которые финансируют и осуществляют инвестиции в строительство или вмешательство в сооружения в соответствии с законодательством и отвечают за исполнение следующих основных обязанностей в отношении качества в строительстве:

а) установление уровня качества, который необходимо достичь при проектировании и строительстве на основе нормативных документов, а также разработок и проведенных исследований;

b) получение градостроительного сертификата, разрешения на строительство и заключений, предусмотренных законом;

c) представление проектов для проверки и устранение несоответствий, выявленных в результате проверки;

d) обеспечение проверки правильности производства строительных работ в течение всего периода строительства при посредстве аттестованных ответственных за технический надзор или специализированных хозяйствующих субъектов-консультантов и авторов проектов;

е) принятие мер к устранению несоответствий и дефектов, допущенных при производстве работ, а также неточностей в проектах;

f) обеспечение приемки строительных работ по их окончании и (или) по истечении гарантийного периода;

g) оформление технического паспорта сооружения и передача его собственнику;

h) обеспечение экспертизы сооружений техническими экспертами в строительстве в случаях, когда осуществляются работы, предусмотренные частью (2) статьи 19;

i) уведомление Агентства по техническому надзору о приемке работ на определяющих этапах строительства, указанных в части (4) статьи 21.

(2) В случае передачи инвестором своих полномочий другому хозяйствующему субъекту на него распространяются положения настоящего закона.

[Ст.22 ч.(1) дополнена Законом N 181 от 07.07.2022, в силу 22.07.2022]

[Ст.22 изменена Законом N 153 от 30.07.2015, в силу 14.08.2015]

[Ст.22 изменена Законом N 280-XVI от 14.12.2007, в силу 30.05.2008]

[Ст.22 изменена Законом N 509-XIV от 15.07.1999, в силу 19.08.1999]

 

Часть 2

Обязанности проектировщиков

Ст.23. – Проектировщиками сооружений являются физические или юридические лица, отвечающие за исполнение следующих основных обязанностей в отношении качества в строительстве:

а) осуществление проектных работ только на основе полученного разрешения на строительство для каждого сооружения в отдельности;

b) определение в проекте степени ответственности сооружения;

с) обеспечение посредством проектов и рабочих чертежей уровня качества, соответствующего основным требованиям, с соблюдением нормативных документов и договорных условий;

d) устранение несоответствий и расхождений, выявленных аттестованными проверяющими проектов;

е) разработка технических заданий, технических указаний по производству работ, эксплуатации, содержанию и ремонту, а также при необходимости проектов специального наблюдения за поведением сооружений при эксплуатации. Документация по постутилизации сооружений разрабатывается только по заказу собственника;

f) установление в проекте определяющих этапов исполнения работ и осуществления авторского надзора за работами в течение всего строительства;

g) установление способа устранения несоответствий и дефектов, допущенных при производстве работ по вине проектировщика, а также наблюдение за выполнением на строительной площадке принятых решений;

h) участие в оформлении технического паспорта сооружения и в приемке выполненных работ.

[Ст.23 пкт.d) изменена Законом N 3 от 06.02.2020, в силу 21.02.2020]

[Ст.23 изменена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]

[Ст.23 изменена Законом N 153 от 30.07.2015, в силу 14.08.2015]

[Ст.23 изменена Законом N 280-XVI от 14.12.2007, в силу 30.05.2008]

[Ст.23 изменена Законом N 333-XV от 24.07.2003, в силу 19.09.2003]

 

Часть 3

Обязанности производителей строительных работ

Ст.24. – Производителями строительных работ являются физические или юридические лица, отвечающие за исполнение следующих основных обязанностей в отношении качества в строительстве:

а) выполнение строительных работ только на основе полученного разрешения на строительство для каждого сооружения в отдельности;

b) осведомление инвесторов о несоответствиях и расхождениях, выявленных в проектах, с целью их устранения;

с) начало выполнения работ только после получения разрешения на строительство в соответствии с законом и только на основе проектов и согласно проектам, проверенным аттестованными проверяющими проектов;

d) обеспечение уровня качества, соответствующего основным требованиям, посредством собственной системы качества, разработанной и реализуемой своим персоналом и аттестованными руководителями строек;

е) созыв субъектов, которые должны участвовать в проверке и приемке работ на определяющих этапах производства, и обеспечение им необходимых условий для этого в целях получения их согласия на продолжение работ;

f) устранение несоответствий, дефектов и расхождений, возникших на этапах производства работ, только на основе решений проектировщика, принятых с согласия инвестора;

g) использование при производстве работ только предусмотренных проектом, сертифицированных или имеющих технические заключения продукции и способов, содействующих выполнению основных требований, а также хранение контрольных образцов; замена продукции и способов, предусмотренных проектом, другими, отвечающими установленным требованиям, только на основе решений проектировщиков, принятых с согласия инвестора;

h) соблюдение проектов и рабочих чертежей с целью достижения уровня качества, соответствующего основным требованиям;

i) уведомление в течение 24 часов Агентства по техническому надзору о технических авариях при производстве работ;

j) представление к приемке только тех сооружений, которые соответствуют требованиям в отношении качества и по которым инвестору переданы необходимые документы для оформления технического паспорта сооружения;

k) осуществление в установленные сроки мер, указанных в актах проверки или документах по приемке строительных работ;

l) устранение за свой счет дефектов качества, допущенных по собственной вине, как в период производства работ, так и в течение пятилетнего гарантийного срока, отсчитываемого с момента приемки;

m) приведение по окончании производства работ временно занятых земель в их первоначальное состояние;

n) установление ответственности всех участников производственного процесса (ответственных лиц, работников, субподрядчиков) согласно собственной принятой системе обеспечения качества и требованиям действующего законодательства.

[Ст.24 изменена Законом N 181 от 07.07.2022, в силу 22.07.2022]

[Ст.24 пкт.с) изменена Законом N 3 от 06.02.2020, в силу 21.02.2020]

[Ст.24 изменена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]

[Ст.24 изменена Законом N 153 от 30.07.2015, в силу 14.08.2015]

[Ст.24 изменена Законом N 333-XV от 24.07.2003, в силу 19.09.2003]

 

Часть 4

Обязанности аттестованных проверяющих проектов, ответственных

 за технический надзор, руководителей строек и технических экспертов

[Наименование части 4 изменено Законом N 3 от 06.02.2020, в силу 21.02.2020]

[Наименование части 4 изменено Законом N 153 от 30.07.2015, в силу 14.08.2015]

Ст.25. – (1) Аттестованные проверяющие проектов, наравне с проектировщиком отвечают за обеспечение уровня качества, соответствующего основным требованиям.

(2) Аттестованные ответственные за технический надзор и аттестованные руководители строек отвечают, согласно своим обязанностям, за достижение уровня качества, соответствующего основным требованиям, при производстве строительных работ, на которые они наняты.

(3) Технические эксперты в строительстве, привлеченные для проведения экспертизы проектов, строительных работ или эксплуатируемых сооружений, отвечают за выданные ими предписания.

(4) Обязанности аттестованных специалистов, указанных в частях (1), (2) и (3), устанавливаются в положениях, разработанных на основе настоящего закона.

[Ст.25 ч.(1) изменена Законом N 3 от 06.02.2020, в силу 21.02.2020]

[Ст.25 изменена Законом N 153 от 30.07.2015, в силу 14.08.2015]

 

Часть 5

Обязанности собственников сооружений

Ст.26. – Собственники сооружений имеют следующие основные обязанности:

а) своевременное осуществление вмененных им в обязанность работ по содержанию и ремонту сооружений, предусмотренных в техническом паспорте сооружения в соответствии с узаконенными нормативами и основанных на наблюдениях за поведением сооружений при эксплуатации;

b) хранение и своевременное заполнение технического паспорта сооружения, передача его при отчуждении сооружения новому собственнику;

с) обеспечение наблюдения за поведением сооружения при эксплуатации в соответствии с положениями технического паспорта сооружения и нормативных документов;

d) осуществление при необходимости работ по восстановлению, усилению, переустройству, расширению, частичной разборке, ремонту, а также изменению градостроительного и архитектурного аспекта сооружений только на основе разработанных и проверенных в соответствии с действующим законодательством проектов;

е) обеспечение выполнения работ по вмешательству в сооружения, которые предусмотрены утвержденными правилами;

f) обеспечение выполнения работ на этапе постутилизации сооружений с соблюдением требований действующего законодательства.

 

Часть 6

Обязанности управляющих и пользователей сооружений

Ст.27. – Управляющие и пользователи сооружений имеют следующие основные обязанности:

а) использование сооружений в соответствии с инструкциями по их эксплуатации, предусмотренными техническим паспортом сооружения;

b) своевременное осуществление вмененных им в обязанность работ по содержанию и ремонту сооружений, предусмотренных в договоре;

с) осуществление модификации, усиления или изменения назначения сооружения только с согласия собственника и с соблюдением требований законодательства;

d) осуществление наблюдения за поведением сооружений при эксплуатации в соответствии с положениями технического паспорта сооружения и договором, заключенным с собственником;

е) уведомление в течение 24 часов Агентства по техническому надзору о технических авариях, происшедших при эксплуатации сооружений.

 

Часть 7

Обязанности при осуществлении исследовательской деятельности

в строительстве и в области производства используемой

в строительстве продукции

Ст.28. – Организации, осуществляющие исследовательскую деятельность в строительстве и в области производства используемой в строительстве продукции, имеют следующие основные обязанности:

а) проведение предварительных теоретических и экспериментальных исследований в целях обоснования нормативных документов по строительству;

b) обоснование, разработка и испытание новых технических решений, продукции и способов в строительстве;

с) проверка и контроль по заказу производителей новой продукции, способов и оснастки с целью выдачи технических заключений в соответствии с требованиями законодательства.

 

Часть 8

Общие обязанности и ответственность

Ст.29. – Ответственность за строительство и содержание сооружений на соответствующем уровне качества на протяжении всего срока их службы, а также за выполнение обязанностей, установленных нормативными документами, разработанными в соответствии с положениями настоящего закона, возлагается на субъектов, участвующих в разработке концепции, проектировании, строительстве, эксплуатации и постутилизации этих сооружений, в соответствии с их обязанностями и соразмерно степени виновности каждого из них.

 

Ст.30. – (1) Проектировщик, аттестованный проверяющий проектов, производители и поставщики строительной продукции, производитель работ, аттестованный ответственный за технический надзор, аттестованный руководитель стройки, специалист испытательной лаборатории в строительстве, технический эксперт в строительстве несут ответственность согласно вмененным им обязанностям за скрытые дефекты в сооружении, выявленные в течение пятилетнего гарантийного срока, отсчитываемого с момента приемки, а также на протяжении всего срока его службы – за дефекты в несущей конструкции и, являющиеся результатом несоблюдения норм проектирования и строительства, действовавших в период возведения сооружения.

(2) Удостоверение качества сооружений приемочными комиссиями не освобождает от прямой ответственности за их качество лиц, которые организовали и руководили проектированием и строительством, а также непосредственно проектировали или строили сооружения, на которых в дальнейшем обнаружены дефекты.

[Ст.30 ч.(1) изменена Законом N 181 от 07.07.2022, в силу 22.07.2022]

[Ст.30 ч.(1) изменена Законом N 3 от 06.02.2020, в силу 21.02.2020]

[Ст.30 изменена Законом N 153 от 30.07.2015, в силу 14.08.2015]

[Ст.30 дополнена Законом N 962-XIV от 27.04.2000, в силу 01.06.2000]

 

[Ст.301 утратила силу согласно Закону N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]

[Ст.301 изменена Законом N 80 от 05.05.2017, в силу 26.05.2017]

[Ст.301 введена Законом N 280-XVI от 14.12.2007, в силу 30.05.2008]

 

Часть 9

Обязанности и ответственность Агентства по техническому надзору

Ст.31. – (1) Агентство по техническому надзору, созданное Правительством в подчинении центрального отраслевого органа публичного управления в области строительства, а также другие аналогичные органы, полномочия которых определены в соответствии с законодательством, ответственны за осуществление государственного контроля в области единого применения положений законодательства в отношении качества сооружений на всех этапах строительства и по всем составляющим системы качества в строительстве, а также за выявление нарушений и за приостановку работ, выполняемых ненадлежащим образом.

(2) Должностные лица, наделенные функциями контроля, которые ненадлежащим образом исполняют свои служебные обязанности или злоупотребляют служебным положением, несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность в установленном законодательством порядке.

(3) Незаконные действия служащих Агентства по техническому надзору могут быть обжалованы руководителю Агентства, в центральный отраслевой орган публичного управления в области строительства или в суд.

(4) Государственный контроль качества в строительстве в отношении сооружений на секретных объектах, определенных приказами по Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Службе информации и безопасности Республики Молдова, осуществляется их собственными уполномоченными на то органами.

(5) Организация, деятельность и оплата труда служащих Агентства по техническому надзору определяются Правительством.

[Ст.31 изменена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]

[Ст.31 изменена Законом N 304 от 26.12.2012, в силу 05.03.2013]

[Ст.31 изменена Законом N 543-XV от 12.10.2001, в силу 22.11.2001]

 

Часть 10

Уголовная ответственность

Ст.32. – (1) Проектирование, проверка, экспертиза, строительство сооружения или осуществление модификаций в нем ответственными лицами без соблюдения требований нормативных документов в части прочности и устойчивости, а также продолжение ими работ, выполняемых ненадлежащим образом и приостановленных актами проверки, в случаях, когда это может привести к снижению прочности и устойчивости сооружений, наказываются в соответствии с положениями Уголовного кодекса.

(2) Следственные органы ставятся в известность об указанных преступлениях инвестором, собственником, органом местного публичного управления либо Агентством по техническому надзору.

 

Часть 11

Административная ответственность

Ст.33. Граждане и должностные лица, совершившие проступки, которые согласно закону являются правонарушениями, наказываются в соответствии с Кодексом Республики Молдова о правонарушениях.

[Ст.33 изменена Законом N 131-XVIII от 23.12.2009, в силу 12.02.2010]

 

Часть 12

Имущественная ответственность

Ст.34. – Хозяйствующие субъекты – физические или юридические лица, виновные в допущении отклонений от действующих нормативных документов при производстве строительных работ, осуществлении модификации, переустройства, модернизации, усиления и ремонта:

а) устраняют за свой счет дефекты качества, допущенные по их вине как в период производства работ, так и в течение пятилетнего гарантийного срока, отсчитываемого с момента приемки;

b) берут на себя убытки, предусмотренные в таких случаях договором.

[Ст.34 изменена Законом N 181 от 07.07.2022, в силу 22.07.2022]

 

Глава IV

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ст.35. – (1) Нормативные документы в строительстве о составляющих системы качества в строительстве, предусмотренные статьей 9, разрабатываются центральным отраслевым органом публичного управления в области строительства.

(2) Приказы об утверждении нормативных документов в строительстве подлежат юридической экспертизе и государственной регистрации Министерством юстиции.

(3) Полные тексты нормативных документов в строительстве публикуются в специальных выпусках Официального монитора Республики Молдова. Средства, необходимые для публикации специальных выпусков Официального монитора Республики Молдова, выделяются из специального фонда центрального отраслевого органа публичного управления в области строительства согласно статье 37.

(4) Центральный отраслевой орган публичного управления в области строительства обеспечивает свободный и бесплатный доступ через Интернет ко всем нормативным документам в строительстве.

(5) Центральный отраслевой орган публичного управления в области строительства обязан выдавать бесплатно копии нормативных документов в строительстве, а заявитель покрывает только расходы на печатание и копирование.

[Ст.35 в редакции Закона N 280-XVI от 14.12.2007, в силу 30.05.2008]

 

Ст.36. – Разрешение на строительство сооружений, их модификацию, переустройство, модернизацию, усиление и ремонт не выдается, если:

а) инвестор не представил проекты, проверенные аттестованными проверяющими проектов, и не имеет аттестованных ответственных за технический надзор;

b) производитель работ не имеет аттестованного руководителя стройки.

[Ст.36 изменена Законом N 3 от 06.02.2020, в силу 21.02.2020]

[Ст.36 изменена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]

[Ст.36 изменена Законом N 153 от 30.07.2015, в силу 14.08.2015]

 

Ст.37. – (1) Затраты на разработку нормативных документов в строительстве финансируются за счет государственного бюджета.

(2) Инвесторы или собственники объектов строительства независимо от вида собственности, участвуют в создании средств для разработки нормативных документов в строительстве путем перечисления в государственный бюджет отчислений в размере 0,5 процента от объема инвестиций в основной капитал для объектов, которые не финансируются из национального публичного бюджета, но не более 50 тысяч леев на один объект. Расчет и перечисление соответствующих сумм производится поэтапно, одновременно с оплатой выполненных работ, через центральный отраслевой орган.

(3) За несвоевременное перечисление средств на разработку нормативных документов в строительстве лица, указанные в части (2), исчисляют и уплачивают в государственный бюджет пеню, определенную в порядке, установленном Налоговым кодексом.

(4) Администрирование отчислений, предусмотренных частью (2), осуществляется центральным отраслевым органом публичного управления в области строительства в соответствии с регламентом, утвержденным Правительством.

[Ст.37 изменена Законом N 156 от 09.06.2022, в силу 01.07.2022]

[Ст.37 изменена Законом N 178 от 21.07.2017, в силу 18.08.2017]

[Ст.37 в редакции Закона N 177-XVI от 20.07.2007, в силу 01.01.2008]

[Ст.37 изменена Законом N 268-XVI от 28.07.2006, в силу 01.01.2007]

[Ст.37 изменена Законом N 154-XVI от 21.07.2005, в силу 23.09.2005]

[Ст.37 изменена Законом N 1221-XV от 12.07.2002, в силу 01.09.2002]

[Ст.37 в редакции Закона N 962-XIV от 27.04.2000, в силу 01.06.2000]

 

Ст.38. – Хозяйствующие субъекты сферы страхования разрабатывают условия заключения договоров о страховании субъектов, участвующих в строительстве и эксплуатации сооружений.

 

Ст.39. – Настоящий закон вступает в силу спустя три месяца со дня опубликования.

 

Ст.40. – До приведения законодательства в соответствие с настоящим законом оно применяется в части, не противоречащей ему.

 

Cт.41. – Правительству:

в двухмесячный срок представить Парламенту предложения о приведении действующего законодательства в соответствие с настоящим законом;

в трехмесячный срок разработать нормативные акты, необходимые для введения в действие настоящего закона;

при уточнении бюджета на 1996 год учесть положения настоящего закона.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАРЛАМЕНТА Петру ЛУЧИНСКИ
г.Кишинэу, 2 февраля 1996 г.
№ 721-XIII.
Оцените статью
Bizlex.ru
Добавить комментарий