Закон Республики Молдова об установлении общих принципов и предписаний законодательства о безопасности пищевых продуктов

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

З А К О Н

об установлении общих принципов и предписаний

законодательства о безопасности пищевых продуктов

№ 113  от  18.05.2012

 (в силу 13.01.2013)

Мониторул Офичиал № 143-148 ст.467 от 13.07.2012

* * *

Утратил силу: 22.02.2020 на основании Закона N 306 от 30.11.2018

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет, цель и сфера применения настоящего закона

Статья 2. Основные понятия

Статья 3. Общие цели законодательства о безопасности пищевых продуктов

Глава II

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ

ПРОДУКТОВ И КОРМОВ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ

Раздел 1

Общие принципы законодательства

о безопасности пищевых продуктов

Статья 4. Анализ рисков

Статья 5. Принцип предосторожности

Статья 6. Защита интересов потребителей

Раздел 2

Принципы прозрачности

Статья 7. Консультации с гражданским обществом

Статья 8. Информирование гражданского общества

Раздел 3

Общие обязанности в торговле продовольственными

товарами и кормами для животных

Статья 9. Продовольственные товары и корма для животных, импортируемые в Республику Молдова

Статья 10. Международные стандарты

Раздел 4

Общие предписания законодательства

о безопасности пищевых продуктов

Статья 11. Предписания в отношении безопасности продовольственных товаров

Статья 12. Предписания в отношении безопасности кормов для животных

Статья 13. Демонстрация

Статья 14. Ответственные за соблюдение законодательства о безопасности пищевых продуктов

Статья 15. Прослеживаемость

Статья 16. Ответственность предпринимателей продовольственного сектора за безопасность продовольственных товаров

Статья 17. Ответственность предпринимателей кормового сектора

Глава III

КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Статья 18. Компетенция учреждаемого Национального агентства по безопасности пищевых продуктов

Статья 19. Компетенция Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты

Статья 191. Система быстрого оповещения по пищевым продуктам и кормам для животных на национальном уровне

Статья 192. Нормы конфиденциальности для системы быстрого оповещения на национальном уровне

Статья 193. Срочные меры в отношении пищевых продуктов и кормов для животных, происходящих из Республики Молдова или импортируемых

Глава IV

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Вступление в силу. Обязанности Правительства

Примечание: По всему тексту закона, слова «Министерство здравоохранения» заменить словами «Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты» в соответствующем падеже, а слова «Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности» – словами «Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды» согласно Закону N 79 от 24.05.2018, в силу 15.06.2018

Парламент принимает настоящий органический закон.

[Преамбула исключена Законом N 226 от 23.09.2016, в силу 21.01.2017]

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет, цель и сфера применения настоящего закона

(1) Целью настоящего закона является достижение высокого уровня защиты здоровья людей и интересов потребителей в отношении безопасности пищевых продуктов, в том числе традиционных, принимая во внимание их многообразие, обеспечение эффективного функционирования национального рынка.

(2) С указанной в части (1) целью настоящий закон:

а) устанавливает общие принципы законодательства, регулирующего пищевые продукты и корма для животных, в целом, и их безопасность, в частности;

b) учреждает Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов, устанавливает и разграничивает компетенции в области безопасности пищевых продуктов и кормов для животных этого Агентства и Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты;

с) укрепляет правовую и институциональную основу безопасности пищевых продуктов и кормов для животных.

(3) Настоящий закон распространяется на все этапы продовольственной цепочки.

(4) В отступление от положения части (3) настоящий закон не распространяется на первичную продукцию, предназначенную для домашнего потребления, переработки или хранения в домашних условиях.

 

Статья 2. Основные понятия

В настоящем законе используются следующие основные понятия:

анализ риска – процесс, включающий три взаимосвязанных компонента: оценку риска, управление риском и информирование о риске;

компетентный орган – центральный орган власти, обладающий полномочиями по организации официального контроля;

продовольственный бизнес – любой бизнес, независимо от того, имеет ли он целью получение прибыли или нет, является ли он государственным или частным, который осуществляется на любом этапе продовольственной цепочки;

розничная торговля – обработка или переработка продовольственных товаров в пунктах их хранения, продажи или поставки конечному потребителю, включая сбытовые терминалы, изготовителей блюд на вынос или с доставкой на дом, столовые на предприятиях и в учреждениях, рестораны и других поставщиков аналогичных ресторанных услуг, магазины, базы снабжения крупных торговых центров, оптовые магазины, супермаркеты;

информирование о риске – интерактивный обмен информацией и мнениями в процессе анализа риска об опасностях и рисках, факторах, связанных с риском, восприятиях риска между субъектами, ответственными за оценку рисков и управление рисками, предприятиями продовольственного и кормового секторов, научными кругами и другими заинтересованными сторонами, в том числе объяснение результатов оценки риска и оснований решений, принимаемых по вопросам управления рисками;

конечный потребитель – последний потребитель продовольственного товара, не использующий его в рамках операций или деятельности предприятия продовольственного сектора;

официальный контроль – любая форма контроля, осуществляемого компетентным органом для проверки соответствия с законодательством всей продовольственной цепочки;

оценка риска – процесс, имеющий под собой научные основы, охватывающий четыре этапа: выявление опасности, характеристику опасности, оценку проявления и характеристику риска;

управление риском – отличный от оценки риска процесс, состоящий в том, чтобы в консультации с заинтересованными сторонами взвесить “за” и “против” разных возможных политических шагов, учесть оценку риска и другие легитимные факторы и при необходимости выбрать надлежащие превентивные и контрольные меры;

корм для животных – любые переработанные, частично переработанные либо не переработанные вещества или продукты, в том числе добавки, предназначенные для кормления животных;

продовольственная цепочка – процесс, состоящий из ряда этапов, включая импорт, начиная с первичного производства продовольственного товара и заканчивая его хранением, перевозкой, продажей или поставкой конечному потребителю, а также, когда уместно, импорт, производство, хранение, переработка, перевозка, сбыт, продажа и поставка кормов для животных;

продовольственное законодательство – законодательные акты, указы Президента Республики Молдова, постановления Правительства, санитарные, гигиенические, санитарно-ветеринарные, фитосанитарные правила, нормы и стандарты, другие нормативные документы, касающиеся продовольственных товаров, в целом, и их безопасности во всей продовольственной цепочке на национальном уровне, в частности, а также кормов, производимых или используемых в кормлении животных–производителей продовольственных товаров;

предприниматель продовольственного сектора – физическое или юридическое лицо, ответственное за соблюдение предписаний продовольственного законодательства на предприятиях продовольственного сектора, которые оно контролирует;

предприниматель кормового сектора – физическое или юридическое лицо, ответственное за соблюдение предписаний продовольственного законодательства на предприятиях кормового сектора, которые оно контролирует;

контрольный орган – орган, которому компетентный орган делегировал определенные полномочия по официальному контролю;

опасность – биологический, химический или физический агент, присутствующий в пищевом продукте или корме для животных и способный иметь пагубные последствия для здоровья, либо состояние этого пищевого продукта или корма, способное иметь аналогичные последствия;

введение на рынок – обладание продовольственным товаром или кормом для животных в целях их продажи, в том числе предложение в целях продажи или любой иной формы отчуждения на безвозмездной или возмездной основе, а также собственно продажа, сбыт и другие формы отчуждения;

первичное производство – производство, выращивание или возделывание первичной продукции, в том числе сбор урожая, доение и производство разводимого скота до его забоя, а также охота, рыболовство и сбор продуктов от диких животных и растений;

пищевой продукт или продовольственный товар – любые переработанные, частично переработанные либо не переработанные вещества или продукты, предназначенные для употребления в пищу человеком. Данное понятие охватывает напитки, жевательные резинки и любое вещество, в том числе воду, намеренно включенное в продовольственные товары в процессе их изготовления, приготовления или обработки. Оно охватывает воду после прохождения ею точки соответствия, так как указано ниже:

1) в случае воды, поставляемой через дистрибьюторскую сеть, – в месте, где она вытекает из кранов, находящихся внутри помещения или учреждения, и обычно используется для потребления человеком;

2) в случае воды, поступающей из цистерны, – в месте, где она вытекает из цистерны;

3) в случае воды, разлитой в бутылки или емкости для продажи, – в том месте, где она разливается в бутылки или емкости;

4) в случае воды, используемой в пищевой промышленности, – в точке, где вода используется на предприятии.

Пищевые продукты не охватывают:

а) корма для животных;

b) живых животных, кроме случаев, когда они приготовлены для употребления в пищу людьми;

c) растения до их сбора;

d) лекарства;

e) косметические изделия;

f) табак и табачные изделия;

g) наркотические средства и психотропные вещества;

h) отходы и загрязняющие примеси;

риск – функция вероятности и серьезности пагубных последствий для здоровья ввиду наличия опасности;

прослеживаемость – способность на всех этапах продовольственной цепочки обнаружить и проследить историю движения продовольственного товара, корма, животного–производителя продовольственных товаров или вещества, предназначенного для включения или способного быть включенным в продовольственный товар или в корм для животных; операции или деятельность предприятия продовольственного сектора;

предприятие кормового сектора – любое государственное или частное предприятие, осуществляющее в целях получения прибыли или без таких целей операции по изготовлению, переработке, хранению, перевозке, продаже или сбыту кормов для животных, в том числе любой производитель, который производит, перерабатывает или хранит корма для животных в собственном хозяйстве.

[Ст.2 изменена Законом N 226 от 23.09.2016, в силу 21.01.2017]

 

Статья 3. Общие цели законодательства о безопасности пищевых продуктов

(1) Общими целями законодательства о безопасности пищевых продуктов являются:

a) высокий уровень защиты жизни и здоровья людей, интересов потребителей, справедливая практика в торговле продовольственными товарами, с учетом здоровья и благополучия животных и растений, а также защиты окружающей среды;

b) облегчение торгового обмена между Республикой Молдова и другими странами, производство и торговля продовольственными товарами и кормами для животных в соответствии с общими целями и принципами.

(2) Существующие международные стандарты, внедрение которых предопределено, принимаются во внимание при развитии или адаптации законодательства о безопасности пищевых продуктов, кроме случаев, когда эти стандарты или их разделы были бы неэффективными или неподходящими для достижения правомерных целей этого законодательства, или их применение привело бы к уровню безопасности продовольственных товаров, отличному от установленного соответствующими предписаниями Европейского Союза.

 

Глава II

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ

ПРОДУКТОВ И КОРМОВ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ

 

Раздел 1

Общие принципы законодательства

о безопасности пищевых продуктов

Статья 4. Анализ рисков

(1) Для достижения общей цели, состоящей в высоком уровне защиты жизни и здоровья людей, продовольственное законодательство основывается на анализе рисков, кроме случаев, когда такой подход не соответствует обстоятельствам или характеру принимаемой меры.

(2) Оценка риска основывается на имеющихся научных доказательствах и проводится независимо, объективно и прозрачно.

(3) Управление риском учитывает результаты оценки риска и, в частности, заключения национальных и международных органов в области безопасности пищевых продуктов или другие легитимные факторы в этой области, а также принцип предосторожности.

 

Статья 5. Принцип предосторожности

(1) В особых ситуациях, когда оценка имеющейся информации свидетельствует о возможности пагубных последствий для здоровья, однако сохраняется научная неопределенность, в ожидании новой научной информации на предмет более полной оценки риска могут приниматься временные меры по управлению риском, необходимые для обеспечения высокого уровня защиты здоровья потребителей.

(2) Меры, принимаемые в соответствии с частью (1), должны быть соразмерными и не накладывать на торговлю ограничения в больших масштабах, чем это необходимо для достижения высокого уровня защиты здоровья, учитывая технические и экономические возможности, а также другие факторы, признанные легитимными в деле оценки рисков. Данные меры подлежат пересмотру в разумный срок исходя из характера выявленного риска для жизни или здоровья и вида научной информации, необходимой для снятия научной неопределенности и осуществления более полной оценки риска.

 

Статья 6. Защита интересов потребителей

Законодательство о безопасности пищевых продуктов направлено на защиту интересов потребителей, обеспечивает им основу для выбора со знанием дела потребляемых ими продовольственных товаров, а также стремится предотвращать:

а) обманную коммерческую практику;

b) подделку продовольственных товаров;

с) любую иную практику, способную вводить потребителя в заблуждение.

 

Раздел 2

Принципы прозрачности

Статья 7. Консультации с гражданским обществом

В ходе разработки, оценки и пересмотра продовольственного законодательства с гражданским обществом проводятся открытые и прозрачные консультации непосредственно или через представительные органы.

 

Статья 8. Информирование гражданского общества

Без ущерба положениям действующего законодательства о доступе к документам, если существуют основания подозревать, что продовольственный товар или корм для животных может представлять риск для здоровья людей или животных, то в зависимости от характера, серьезности и масштаба риска компетентные органы принимают надлежащие меры для информирования гражданского общества о характере риска для здоровья, давая как можно более полное описание продовольственного товара либо вида продовольственного товара или корма для животных, риска, который он может представлять, и мер, которые принимаются или в ближайшее время будут приняты для предотвращения, сокращения или устранения такого риска.

 

Раздел 3

Общие обязанности в торговле продовольственными

товарами и кормами для животных

Статья 9. Продовольственные товары и корма для животных, импортируемые в Республику Молдова

Импортируемые в Республику Молдова с целью введения на рынок продовольственные товары и корма для животных должны соответствовать предписаниям действующего продовольственного законодательства, либо условиям, которые признаны, как минимум, эквивалентными этим предписаниям, либо – когда между Республикой Молдова и страной-экспортером существует специальное соглашение – предписаниям, содержащимся в подобном соглашении.

[Ст.9 изменена Законом N 226 от 23.09.2016, в силу 21.01.2017]

 

Статья 10. Международные стандарты

Республика Молдова посредством Национального агентства по безопасности пищевых продуктов:

а) способствует разработке международных технических стандартов для пищевых продуктов и кормов для животных, санитарных и фитосанитарных стандартов;

b) содействует координации деятельности, направленной на соблюдение стандартов безопасности пищевых продуктов и кормов для животных, осуществляемой международными правительственными и неправительственными организациями;

с) содействует, когда уместно и по мере необходимости, разработке соглашений о признании эквивалентности специальных мер по безопасности пищевых продуктов и кормов для животных;

d) содействует обеспечению согласованности между международными техническими стандартами и национальным законодательством в области безопасности пищевых продуктов, не допуская при этом снижения высокого уровня защиты.

 

Раздел 4

Общие предписания законодательства

о безопасности пищевых продуктов

Статья 11. Предписания в отношении безопасности продовольственных товаров

(1) Небезопасные продовольственные товары не подлежат введению на рынок.

(2) Продовольственный товар считается небезопасным, если он признан:

а) вредным для здоровья;

b) непригодным для потребления людьми.

(3) Чтобы определить, является ли продовольственный товар небезопасным, учитываются:

а) условия использования продовольственного товара потребителем и на каждом этапе продовольственной цепочки;

b) предоставленная потребителю информация, в том числе информация, содержащаяся на этикетке, или другая обычно имеющаяся у потребителя информация относительно предупреждения вредных последствий для здоровья, свойственных определенному продовольственному товару или определенной категории продовольственных товаров.

(4) Чтобы определить, является ли продовольственный товар вредным для здоровья, учитываются:

а) вероятные совокупные токсические эффекты;

b) особая медико-санитарная восприимчивость специальной категории потребителей, если продовольственный товар предназначен для этой категории.

(5) Чтобы определить, является ли продовольственный товар непригодным для потребления людьми, учитывается подлежащий выяснению вопрос о том, является ли данный продовольственный товар, принимая во внимание предусмотренный способ его использования, неприемлемым для потребления людьми по причине загрязнения (внешнего или имеющего иное происхождение) либо вследствие гниения, порчи или разложения.

(6) Если небезопасный продовольственный товар входит в состав партии или груза продовольственных товаров, принадлежащих к одинаковой категории или соответствующих одинаковому описанию, то все продовольственные товары данной партии или данного груза также предполагаются небезопасными, кроме случаев, когда детальная оценка покажет отсутствие доказательств небезопасности остальной части партии или груза.

(7) Считаются безопасными продовольственные товары, которые соответствуют специальным положениям, регулирующим безопасность пищевых продуктов, – применительно к аспектам, подпадающим под действие этих положений.

(8) Соответствие продовольственного товара специальным положениям, действующим в отношении этого товара, не препятствует уполномоченному контрольному органу принимать надлежащие меры по наложению ограничений на его введение на рынок или требовать его изъятия с рынка, если существуют основания подозревать, что, несмотря на указанное соответствие, этот продовольственный товар является небезопасным.

[Ст.11 изменена Законом N 226 от 23.09.2016, в силу 21.01.2017]

 

Статья 12. Предписания в отношении безопасности кормов для животных

(1) Ни один корм для животных не вводится на рынок или не дается животным–производителям продовольственных товаров, если он является небезопасным.

(2) Корм для животных считается небезопасным, принимая во внимание предусмотренный способ его использования, если он признан:

a) имеющим пагубные последствия для здоровья людей или животных;

b) делающим небезопасными для потребления людьми продовольственные товары, полученные от животных–производителей продовольственных товаров.

(3) Если признанный небезопасным корм для животных входит в состав партии или груза кормов, принадлежащих к одинаковой категории или соответствующих одинаковому описанию, то все корма данной партии или данного груза также предполагаются небезопасными, кроме случаев, когда детальная оценка соответствия требованиям безопасности корма покажет отсутствие доказательств небезопасности остальной части партии или груза.

(4) Считаются безопасными корма для животных, которые соответствуют специальным положениям, регулирующим безопасность кормов, – применительно к аспектам, подпадающим под действие этих положений.

(5) Соответствие корма для животных специальным положениям, действующим в отношении этого корма, не препятствует уполномоченному контрольному органу принимать надлежащие меры по наложению ограничений на его введение на рынок или требовать его изъятия с рынка, если существуют основания подозревать, что, несмотря на указанное соответствие, этот корм является небезопасным.

[Ст.12 изменена Законом N 226 от 23.09.2016, в силу 21.01.2017]

 

Статья 13. Демонстрация

Без ущерба более специальным положениям продовольственного законодательства снабжение этикетками, реклама и внешнее оформление продовольственных товаров и кормов для животных, в том числе их форма, облик или упаковка, используемые упаковочные материалы, способ их представления и обстановка, в которой они располагаются, а также информация, распространяемая о них любым путем, не должны вводить потребителя в заблуждение.

 

Статья 14. Ответственные за соблюдение законодательства о безопасности пищевых продуктов

(1) Предприниматели продовольственного и кормового секторов на предприятиях, находящихся под их контролем, принимают меры к тому, чтобы на протяжении всей продовольственной цепочки продовольственные товары или корма отвечали применимым к их деятельности предписаниям законодательства о безопасности пищевых продуктов, и проверяют соблюдение этих предписаний.

(2) Компетентный орган несет ответственность за безопасность пищевых продуктов, осуществляет мониторинг и контроль соблюдения предписаний законодательства о безопасности пищевых продуктов предпринимателями продовольственного и кормового секторов на протяжении всей продовольственной цепочки. С этой целью уполномоченный контрольный орган осуществляет официальный контроль и другие виды деятельности, в том числе по информированию общественности о безопасности пищевых продуктов и кормов для животных, надзору за безопасностью пищевых продуктов и кормов для животных, мониторингу всей продовольственной цепочки.

(3) Правительство, а в случае необходимости Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды и/или Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты разрабатывают и представляют для принятия меры и санкции, применяемые за нарушения законодательства о безопасности пищевых продуктов и кормов для животных. Применяемые меры и санкции должны быть эффективными, соразмерными и обладать предупредительным эффектом.

 

Статья 15. Прослеживаемость

(1) Прослеживаемость продовольственных товаров, кормов для животных, животных–производителей продовольственных товаров и любых иных веществ, предназначенных для включения или способных быть включенными в продовольственные товары или корма, устанавливается для всех этапов продовольственной цепочки.

(2) Предприниматели продовольственного и кормового секторов должны быть в состоянии установить личность каждого лица, поставившего им продовольственный товар, корм для животных, животного–производителя продовольственных товаров или любое иное вещество, предназначенное для включения или способное быть включенным в продовольственные товары или корма для животных. С этой целью данные предприниматели должны располагать системами и процедурами, обеспечивающими возможность предоставлять соответствующую информацию уполномоченному контрольному органу по его требованию.

(3) Предприниматели продовольственного и кормового секторов должны располагать системами и процедурами, обеспечивающими возможность установить предприятия, которым была поставлена их продукция. Соответствующая информация предоставляется компетентным органам по их требованию.

(4) С целью облегчить прослеживаемость продовольственных товаров и кормов для животных, которые вводятся на рынок или могут продаваться в Республике Молдова, они снабжаются этикетками либо идентифицируются с помощью уместных документов или сведений в соответствии с применимыми к ним предписаниями.

[Ст.15 изменена Законом N 226 от 23.09.2016, в силу 21.01.2017]

 

Статья 16. Ответственность предпринимателей продовольственного сектора за безопасность продовольственных товаров

(1) Если предприниматель продовольственного сектора считает или имеет основания полагать, что импортированный, произведенный, переработанный, изготовленный или сбываемый им продовольственный товар не отвечает предписаниям в отношении безопасности продовольственных товаров, то он незамедлительно начинает процедуры по отзыву с рынка соответствующего товара в случаях, когда последний более не находится под непосредственным контролем данного предпринимателя, и информирует об этом уполномоченный контрольный орган. Если продукт мог уже достигнуть потребителя, то предприниматель информирует потребителей эффективным и точным образом о причинах отзыва и при необходимости забирает обратно ранее поставленную потребителям продукцию в случаях, когда другие меры являются недостаточными для достижения высокого уровня защиты здоровья.

(2) Предприниматель продовольственного сектора, ответственный за деятельность по розничной торговле и сбыту, которая не затрагивает упаковывание, снабжение этикетками, безопасность или целостность продовольственных товаров, начинает в пределах своей собственной деятельности процедуры по отзыву с рынка продукции, не отвечающей предписаниям в отношении безопасности продовольственных товаров, и вносит вклад в обеспечение безопасности продовольственных товаров путем направления информации, необходимой для прослеживания истории движения продовольственного товара, и путем содействия мерам, принимаемым производителями, переработчиками, изготовителями и/или уполномоченным контрольным органом.

(3) Если предприниматель продовольственного сектора считает или имеет основания полагать, что введенный им на рынок продовольственный товар может быть вредным для здоровья людей, он незамедлительно информирует об этом уполномоченный контрольный орган, а также о мерах, принимаемых им в целях предотвращения рисков для конечного потребителя. Он не препятствует никому, а равно не разубеждает никого сотрудничать с органами публичного управления в соответствии с законодательством и юридической практикой, когда это может позволить предотвратить, сократить или устранить риск, вызываемый продовольственным товаром.

(4) Предприниматели продовольственного сектора сотрудничают с уполномоченным контрольным органом в отношении мероприятий, проводимых в целях избежания или сокращения рисков, которые создает поставляемый или поставленный ими продовольственный товар.

[Ст.16 изменена Законом N 226 от 23.09.2016, в силу 21.01.2017]

 

Статья 17. Ответственность предпринимателей кормового сектора

(1) Если предприниматель кормового сектора считает или имеет основания полагать, что импортированный, произведенный, переработанный, изготовленный или сбываемый им корм для животных не отвечает предписаниям в отношении безопасности кормов, то он незамедлительно начинает процедуры по отзыву с рынка соответствующего корма и информирует об этом уполномоченный контрольный орган. В подобных обстоятельствах или в случае, когда партия или груз корма для животных не удовлетворяют предписаниям в отношении безопасности кормов, такой корм уничтожается, если только уполномоченный контрольный орган не принимает иное решение. Предприниматель кормового сектора информирует пользователей корма эффективным и точным образом о причинах отзыва и при необходимости забирает обратно ранее поставленную продукцию в случае, когда другие меры являются недостаточными для достижения высокого уровня защиты здоровья.

(2) Предприниматель кормового сектора, ответственный за деятельность по розничной торговле и сбыту, которая не затрагивает упаковывание, снабжение этикетками, безопасность или целостность кормов для животных, начинает в пределах своей собственной деятельности процедуры по отзыву с рынка продукции, не отвечающей предписаниям в отношении безопасности кормов, и вносит вклад в обеспечение безопасности продовольственных товаров путем направления информации, необходимой для прослеживания истории движения корма, и путем содействия мерам, принимаемым производителями, переработчиками, изготовителями и/или уполномоченным контрольным органом.

(3) Если предприниматель кормового сектора считает или имеет основания полагать, что введенный им на рынок корм для животных не отвечает предписаниям в отношении безопасности кормов, он незамедлительно информирует об этом уполномоченный контрольный орган, а также о мерах, принимаемых им в целях предотвращения риска, вытекающего из использования этого корма. Он не препятствует никому, а равно не разубеждает никого сотрудничать с уполномоченным контрольным органом в соответствии с законодательством и юридической практикой, когда это может позволить предотвратить, сократить или устранить риск, вызываемый кормом для животных.

(4) Предприниматели кормового сектора сотрудничают с уполномоченным контрольным органом в отношении мероприятий, проводимых в целях избежания или сокращения рисков, которые создает поставляемый или поставленный ими корм для животных.

[Ст.17 изменена Законом N 226 от 23.09.2016, в силу 21.01.2017]

 

Глава III

КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Статья 18. Компетенция учреждаемого Национального агентства по безопасности пищевых продуктов

(1) В целях достижения высокого уровня защиты общественного здоровья и интересов потребителей в отношении безопасности пищевых продуктов, гармонизации законодательной базы и всех положений, касающихся безопасности пищевых продуктов, обеспечения безопасности пищевых продуктов и высокой степени прослеживаемости на всех этапах продовольственной цепочки, увеличения обмена товарами, устранения дублирования функций контроля и надзора, а также существенного снижения финансовой нагрузки на хозяйствующих субъектов учреждается Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов (далее – Агентство).

(2) Главной задачей Агентства является применение основного принципа политики в области безопасности пищевых продуктов – “от фермы до потребителя” на всех этапах продовольственной цепочки, включая производство кормов, здоровье животных и растений, благополучие животных, первичное производство, переработку пищевых продуктов, хранение, перевозку, продажу, а также их импорт и экспорт. Таким образом, создается правовая основа принципов и обязанностей в области безопасности пищевых продуктов на протяжении всей продовольственной цепочки, их соблюдения предпринимателями, занимающимися производством, переработкой, хранением, перевозкой, сбытом и продажей пищевых продуктов и кормов для животных, гарантируется, что они безопасны для конечного потребителя и не представляют риска для их здоровья.

(3) К главным направлениям деятельности и компетенции Агентства относятся:

а) прослеживаемость животных и продуктов питания;

b) благополучие животных;

c) ветеринарно-санитарный контроль;

d) семенной контроль;

e) контроль животных;

f) идентификация, регистрация и движение животных;

g) защита растений и фитосанитарный карантин;

h) биологическая, химическая и физическая безопасность пищевых продуктов животного и растительного происхождения;

i) здоровье животных, инфекционные болезни животных, зоонозы и зоонозные агенты;

j) надзор и контроль за производством, импортом, продажей, использованием и хранением средств фитосанитарного назначения и средств, повышающих плодородие почвы;

k) надзор и контроль за остатками пестицидов, средств, повышающих плодородие почвы, ветеринарных препаратов и других загрязнителей;

l) надзор и контроль за импортом, производством, продажей и использованием ветеринарных препаратов;

m) надзор и контроль за производством продовольственных товаров и гигиеной на предприятиях продовольственного сектора, в том числе в пищеблоках медицинских учреждений, санаторно-курортных учреждений, учреждений преддошкольного образования, учреждений дошкольного, начального, среднего, специального, внешкольного образования, образовательных альтернатив и лагерей отдыха для детей;

n) надзор и контроль за производством кормов для животных и лекарственных кормов, за гигиеной на предприятиях кормового сектора;

o) надзор и контроль за использованием генетически модифицированных организмов (ГМО);

p) надзор за качеством первичной продукции, продовольственных товаров и кормов для животных;

q) авторизация и/или регистрация операторов продовольственного сектора;

r) удостоверение безопасности пищевых продуктов для экспорта/реэкспорта;

s) надзор и контроль за материалами, контактирующими с пищевыми продуктами, используемыми на всех этапах продовольственной цепочки;

t) надзор и контроль за маркировкой в продовольственной цепочке в соответствии с положениями действующего законодательства пищевых продуктов, в том числе начальных и последующих формул питания, смесей на основе зерновых, детского питания, пищевых продуктов для специальных медицинских целей и заменителей полного рациона для контроля веса;

u) надзор на рынке за новыми пищевыми продуктами;

v) надзор и контроль за импортом, производством, введением на рынок и использованием на протяжении всей продовольственной цепочки пищевых добавок, добавок к пище, новых пищевых продуктов, обогащенных пищевых продуктов, пищевых продуктов, обработанных ионизирующим излучением, пищевых продуктов специального диетического назначения;

w) контроль на протяжении всей продовольственной цепочки за пищевыми продуктами для грудных детей и детей младшего возраста, кроме продаваемых в аптеках;

x) надзор за качеством питьевой воды, используемой предприятиями продовольственной цепочки, надзор на рынке за питьевой и минеральной водой, включая бутилированную;

y) защита потребителей в сфере пищевых продуктов и услуг на всех этапах продовольственной цепочки;

z) выявление, оценка рисков в сфере безопасности пищевых продуктов, управление ими и информирование о них;

z1) проверка записей в индивидуальных медицинских картах работников предприятий продовольственного сектора и проверка их гигиенической подготовки.

(4) Агентство подведомственно Правительству

(5) Финансирование Агентства осуществляется в пределах, предусмотренных государственным бюджетом.

(6) Подлежащие утверждению Правительством структура, организация и функции Агентства будут определяться установленными настоящим законом компетенциями в области оценки рисков, информирования о них, управления рисками по всем аспектам безопасности и качества пищевых продуктов на протяжении всей продовольственной цепочки.

(7) Агентство может передать отдельные свои полномочия или их части другим органам власти, если это необходимо для реализации целей настоящего закона.

[Ст.18 дополнена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]

[Ст.18 изменена Законом N 249 от 24.10.2013, в силу 22.11.2013]

 

Статья 19. Компетенция Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты

К компетенции Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты в области безопасности продуктов питания в рамках государственного надзора за общественным здоровьем относятся:

a) выявление, оценка рисков для общественного здоровья и питания, управление ими и информирование о них;

b) профилактика заболеваний, вызванных пищей, путем проведения первичной и вторичной профилактики;

c) учет вспышек заболеваний, вызванных пищевыми продуктами, и эпидемиологическое исследование таких случаев совместно с Агентством;

d) выдача заключений и контроль качества водопроводной питьевой воды, за исключением указанной в пункте x) части (3) статьи 18;

e) обеспечение гигиенической подготовки работников и организация их медицинского осмотра на предприятиях, занимающихся производством, переработкой, хранением, перевозкой и продажей пищевых продуктов или предоставляющих услуги общественного питания;

f) авторизация пищевых добавок, добавок к пище, новых пищевых продуктов, обогащенных пищевых продуктов, пищевых продуктов, обработанных ионизирующим излучением, заявлений о пищевой ценности и полезности для здоровья начальных и последующих формул питания, смесей на основе зерновых, детского питания, пищевых продуктов для специальных медицинских целей и заменителей полного рациона для контроля веса, а также авторизация материалов, контактирующих с пищевыми продуктами;

f1) контроль за соблюдением правил в отношении заявлений о пищевой ценности и полезности для здоровья начальной и последующих формул питания, смесей на основе зерновых, детского питания, пищевых продуктов для специальных медицинских целей, заменителей полного рациона для контроля веса, минеральной воды, продаваемых в аптеках;

f2) надзор и контроль за пищевыми продуктами для грудных детей и детей младшего возраста, а также пищевыми продуктами специального диетического назначения, продаваемыми в аптеках;

f3) авторизация природных источников минеральной воды;

f4) надзор на рынке за вводимыми на рынок материалами, контактирующими с пищевыми продуктами, за исключением материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, используемых на всех этапах продовольственной цепочки;

f5) утверждение санитарных регламентов в сфере пищевых добавок, добавок к пище, новых пищевых продуктов, обогащенных пищевых продуктов, пищевых продуктов, обработанных ионизирующим излучением, пищевых продуктов для грудных детей и детей младшего возраста, пищевых продуктов для специальных медицинских целей, заменителей полного рациона для контроля веса, пищевых продуктов специального диетического назначения, минеральной воды, материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, а также заявлений о пищевой ценности и полезности для здоровья;

g) установление показателей микробиологического и физико-химического состава продуктов питания, уровня остаточных количеств вредных для здоровья пестицидов и загрязняющих примесей в них.

[Ст.19 изменена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]

 

Статья 191. Система быстрого оповещения по пищевым продуктам и кормам для животных на национальном уровне

(1) Система быстрого оповещения по пищевым продуктам и кормам для животных на национальном уровне (далее – система быстрого оповещения) является коммуникационной сетью для уведомления о непосредственном и косвенном риске для здоровья людей, связанном с пищевыми продуктами или кормами для животных.

(2) Органы центрального публичного управления, вовлеченные в систему быстрого оповещения, – Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов, Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты, Министерство внутренних дел, Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды, Таможенная служба – назначают по одному контактному пункту в качестве члена сети. Национальным контактным пунктом назначается Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов, которое является ответственным за управление сетью.

(3) В случае если один из членов сети располагает информацией о наличии серьезного риска, прямого или косвенного, для здоровья людей, связанного с пищевыми продуктами или кормами для животных, данная информация незамедлительно сообщается Национальному агентству по безопасности пищевых продуктов посредством системы быстрого оповещения. Агентство незамедлительно направляет данную информацию всем членам сети и может включить в уведомление любые научные или технические данные, призванные облегчить предпринимаемые членами сети адекватные действия по управлению рисками.

(4) Контактные пункты незамедлительно уведомляют Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов посредством системы быстрого оповещения:

а) о любых требующих оперативного реагирования мерах, принятых ими по наложению ограничений на использование, введение на рынок или по изъятию с рынка либо отзыву пищевых продуктов или кормов для животных в целях защиты здоровья людей;

b) о любых требующих оперативных действий рекомендациях или соглашениях с предпринимателями продовольственной цепочки, имеющих целью на добровольной или обязательной основе предупредить, ограничить или ввести специфические условия для введения на рынок или возможного использования пищевых продуктов или кормов для животных по причине серьезного риска для здоровья людей;

с) о любом случае отказа компетентным органом на пограничном посту санитарно-ветеринарного или фитосанитарного контроля в пропуске груза, партии или контейнера пищевых продуктов либо кормов для животных, связанного с существованием прямого или косвенного риска для здоровья людей.

(5) Уведомление сопровождается подробным разъяснением причин предпринятого компетентным органом действия. Впоследствии своевременно предоставляется и дополнительная информация, в особенности в случае изменения или отмены мер, являющихся предметом уведомления.

(6) Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов незамедлительно направляет всем членам системы быстрого оповещения уведомление и дополнительную информацию, полученные в соответствии с частями (1) и (3). В случае отказа компетентным органом на пограничном посту санитарно-ветеринарного или фитосанитарного контроля в пропуске груза, партии или контейнера Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов незамедлительно уведомляет все пограничные посты санитарно-ветеринарного или фитосанитарного контроля, а также страну происхождения соответствующих груза, партии или контейнера.

(7) Если пищевой продукт или корм для животных стал предметом уведомления посредством системы быстрого оповещения и был отправлен в государство-импортер, Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов направляет последнему соответствующую информацию.

(8) Меры по вводу в действие Системы быстрого оповещения по пищевым продуктам и кормам для животных на национальном уровне утверждаются Правительством.

[Ст.191 изменена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]

[Ст.191 введена Законом N 226 от 23.09.2016, в силу 21.01.2017]

 

Статья 192. Нормы конфиденциальности для системы быстрого оповещения на национальном уровне

(1) Информация, которой располагают члены системы быстрого оповещения, связанная с определенными пищевыми продуктами и кормами для животных, представляющими риски для здоровья людей, открыта для гражданского общества в соответствии с положениями статьи 8. Гражданское общество имеет доступ к информации об идентификации продукта, характере риска и предпринятых мерах.

(2) Члены системы быстрого оповещения принимают меры, обеспечивающие выполнение их работниками требования о неразглашении информации, полученной ими при исполнении своих обязанностей, которая ввиду ее характера в обоснованных случаях подлежит надлежащему хранению как коммерческая тайна, за исключением случаев, когда обстоятельства требуют обнародования информации в целях защиты здоровья людей.

(3) Хранение коммерческой тайны не препятствует предоставлению компетентным органам соответствующей информации для повышения эффективности деятельности по надзору за рынком и применению законодательства о пищевых продуктах. Органы, получающие информацию, составляющую коммерческую тайну, обеспечивают ее хранение в соответствии с частью (1).

[Ст.192 введена Законом N 226 от 23.09.2016, в силу 21.01.2017]

 

Статья 193. Срочные меры в отношении пищевых продуктов и кормов для животных, происходящих из Республики Молдова или импортируемых

(1) В случаях, когда очевидно, что пищевые продукты или корма для животных могут представлять серьезные риски для здоровья людей, здоровья животных или окружающей среды, Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов, в силу своих полномочий или по требованию другого члена сети, незамедлительно принимает в зависимости от серьезности ситуации одну или несколько из следующих мер:

1) в случае пищевых продуктов и кормов для животных, происходящих из Республики Молдова:

а) приостановление введения на рынок или использования соответствующего пищевого продукта;

b) приостановление введения на рынок или использования соответствующего корма для животных;

с) установление специальных условий для соответствующего пищевого продукта или корма для животных;

2) в случае импортируемых пищевых продуктов и кормов для животных:

а) приостановление импортирования соответствующего пищевого продукта или корма для животных со всей территории страны происхождения продукта или из ее региона и, по обстоятельствам, из государства транзита;

b) установление специальных условий для соответствующего пищевого продукта или корма для животных со всей территории страны происхождения продукта или из ее региона.

(2) В срочных случаях Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов может после согласования с соответствующими странами-импортерами временно принять указанные в части (1) меры.

(3) В срок не более 10 рабочих дней временно принятые в соответствии с частью (2) меры подтверждаются, изменяются, отменяются или продлеваются, а причины, лежащие в основе принятия решения Национальным агентством по безопасности пищевых продуктов, обнародуются в течение 24 часов.

[Ст.193 введена Законом N 226 от 23.09.2016, в силу 21.01.2017]

 

Глава IV

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20.

(1) Настоящий закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня опубликования.

(11) Настоящий закон создает правовую основу безопасности пищевых продуктов и транспонирует положения глав I, II и разделов I и II главы IV Регламента (ЕС) № 178/2002 Европейского Парламента и Совета от 28 января 2002 года об установлении общих принципов и предписаний продовольственного законодательства, об учреждении Европейского органа по безопасности продуктов питания и о закреплении процедур в отношении безопасности пищевых продуктов, опубликованного в Официальном журнале Европейского Союза L 31 от 1 февраля 2002 года.

(2) Правительству в четырехмесячный срок со дня опубликования настоящего закона:

a) представить Парламенту предложения по приведению действующего законодательства в соответствие с настоящим законом;

b) утвердить структуру, предельную численность персонала и Положение о Национальном агентстве по безопасности пищевых продуктов.

[Ст.20 дополнена Законом N 226 от 23.09.2016, в силу 21.01.2017]

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАРЛАМЕНТА Мариан ЛУПУ
Кишинэу, 18 мая 2012 г.
№ 113.
Оцените статью
Bizlex.ru
Добавить комментарий