ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
З А К О Н
об официальном контроле с целью проверки соответствия кормовому и пищевому законодательству и правилам, касающимся здоровья и благополучия животных
№ 50 от 28.03.2013
(в силу 07.06.2013)
Мониторул Офичиал № 122-124 ст.383 от 07.06.2013
* * *
Последнее изменение: Закон № 155 от 15.07.2022, в силу с 05.09.2022
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет и область регулирования
Статья 2. Основные понятия
Глава II
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И КОМПЕТЕНЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ОФИЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Статья 3. Общие обязательства, касающиеся организации официального контроля
Статья 4. Операционные критерии при проведении официального контроля
Статья 5. Персонал, проводящий официальный контроль
Статья 6. Прозрачность и конфиденциальность
Статья 7. Процедуры контроля и проверки
Статья 8. Протокол контроля
Статья 9. Методы и техники контроля
Статья 10. Разграничение функций при проведении официального контроля
Глава III
ОТБОР ПРОБ И АНАЛИЗ
Статья 11. Методы отбора проб и анализа
Статья 12. Национальная референтная лаборатория и официальные лаборатории
Статья 13. Методы анализа
Глава IV
УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСОМ
Статья 14. Оперативные планы действий
Глава V
ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ИМПОРТА КОРМОВ
И ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
Статья 15. Официальный контроль импорта кормов и пищевых продуктов
Статья 16. Виды официального контроля при импорте кормов и пищевых продуктов
Статья 17. Пункты ввоза и предварительное уведомление
Статья 18. Действия в случае подозрения
Статья 19. Действия, следующие за официальным контролем кормов и пищевых продуктов из других стран
Статья 20. Специальная обработка
Статья 21. Вывоз из страны
Статья 22. Компетентный орган и таможенные органы
Статья 23. Меры по исполнению
Глава V1
ОФИЦИАЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И АВТОРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ И ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ СФЕРЫ
Статья 231. Обязанности субъектов продовольственной цепи
Статья 232. Обязанности компетентного органа
Статья 233. Официальная регистрация в сфере безопасности пищевых продуктов
Глава VI
ФИНАНСИРОВАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Статья 24. Общий принцип
Глава VII
ПЛАН КОНТРОЛЯ
Статья 25. Многолетний план контроля
Статья 26. Руководящие указания к многолетнему плану контроля
Статья 27. Годовой отчет
Глава VIII
УСЛОВИЯ ИМПОРТА
Статья 28. Общие условия импорта
Статья 29. Эквивалентность
Глава IX
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ
Статья 30. Действия в случае несоответствия
Глава X
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 31. Заключительные положения
Приложение 1 Заявление на официальную регистрацию в сфере безопасности пищевых продуктов
Приложение 2 Сертификат об официальной регистрации в сфере безопасности пищевых продуктов
Примечание: По всему тексту Закона слова «Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты» заменить словами «Министерство здравоохранения» согласно Закону N 156 от 09.06.2022, в силу 01.07.2022
Парламент принимает настоящий ординарный закон.
Настоящий закон обеспечивает транспонирование разделов I, II, III, V, VI (глава II) и VII (глава I) Регламента (ЕС) № 882/2004 Европейского Парламента и Совета от 29 апреля 2004 года об официальном контроле, проводимом с целью обеспечения проверки соответствия кормовому и пищевому законодательству, а также правилам, касающимся здоровья и благополучия животных, опубликованного в Официальном журнале Европейского Союза L 165 от 30 апреля 2004 года.
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет и область регулирования
(1) Настоящий закон устанавливает общие правила проведения официального контроля, имеющего целью проверку соответствия правилам, направленным на:
a) предупреждение, исключение или сокращение до допустимых уровней рисков для здоровья людей и животных, непосредственно или через окружающую среду;
b) гарантирование корректной практики в торговле кормами и пищевыми продуктами и защиту интересов потребителей, включая маркировку кормов и пищевых продуктов и другие формы информирования потребителей.
(2) Проведение официального контроля на основании настоящего закона не затрагивает первичной правовой ответственности субъектов кормового и продовольственного секторов за обеспечение безопасности кормов и пищевых продуктов в соответствии с кормовым и пищевым законодательством, а также какой-либо гражданско-правовой или уголовной ответственности, вытекающей из нарушения ими своих обязательств.
(3) Настоящий закон не регламентирует корма, используемые в приусадебных хозяйствах.
Статья 2. Основные понятия
В целях применения настоящего закона используются понятия, определенные в Законе о безопасности пищевых продуктов № 306/2018, и дополнительно определяются следующие основные понятия:
аудит – систематическое и независимое рассмотрение соблюдения порядка проведения официального контроля с целью проверки соответствия кормовому и пищевому законодательству, а также правилам, касающимся здоровья и благополучия животных, предназначенное для определения того, соответствуют ли действия и связанные с ними результаты установленным положениям, эффективно ли применяются эти положения и подходят ли они для достижения целей;
официальная сертификация – процедура, посредством которой компетентный орган и/или контрольные органы путем выдачи соответствующих документов удостоверяют соответствие;
идентификационная проверка – визуальный осмотр, имеющий целью проверку соответствия документов, сопровождающих партию груза, содержимому партии и информации на маркировке;
физическая проверка – проверка самих кормов или пищевых продуктов, которая может включать проверку транспортных средств, упаковки, маркировки и температуры хранения, отбор проб для лабораторного исследования и анализа или прочие контроли, необходимые для проверки соответствия кормовому и пищевому законодательству;
проверка документации – изучение торговых документов и, при необходимости, документов, требуемых на основании кормового и пищевого законодательства, а также правил, касающихся здоровья и благополучия животных, которые сопровождают партию груза;
эквивалентность – способность различных систем или мер выполнять те же цели. «Эквивалентный» означает различные системы или меры, способные выполнять те же цели;
инспектор – начальник территориального подразделения или наделенное правом инспектирования другое официальное лицо из состава Национального агентства по безопасности пищевых продуктов, имеющие образование в области защиты растений или иного агрономического профиля, в санитарно-ветеринарной или зоотехнической области, в области безопасности пищевых продуктов или общественного питания;
инспекция – исследование инспектором любого аспекта из областей, предусмотренных в части (3) статьи 18 Закона № 113 от 18 мая 2012 года, с целью проверки соответствия этих аспектов требованиям действующего законодательства;
введение – выпуск в обращение, а также ввоз товаров согласно таможенным процедурам и размещение их в свободной зоне или на таможенный склад;
кормовое и пищевое законодательство – нормативные акты, регламентирующие корма и пищевые продукты вообще, а также их безопасность на протяжении всей продовольственной цепи;
мониторинг – проведение плановых или, при необходимости, внезапных наблюдений или измерений с целью проверки уровня соответствия кормов и пищевых продуктов законодательству в данной области, а также правилам, касающимся здоровья и благополучия животных;
несоответствие законодательству – несоответствие кормов и пищевых продуктов требованиям законодательства в данной области, а также правилам, касающимся здоровья и благополучия животных;
план контроля – описание, установленное компетентным органом, содержащее общую информацию о структуре и организации его систем официального контроля;
отбор проб – отбор проб корма или пищевого продукта либо другого вещества (в том числе из окружающей среды), относящихся ко всей продовольственной цепи, с целью проверки посредством анализа соблюдения кормового и пищевого законодательства, а также правил, касающихся здоровья и благополучия животных;
официальное задержание – процедура, посредством которой компетентный орган обеспечивает, чтобы подозрительный корм или пищевой продукт не перемещался или не подвергался порче до принятия решения о его последующем назначении; данная процедура включает хранение задержанного груза субъектами кормового и продовольственного секторов в соответствии с указаниями компетентного органа;
надзор – осуществление наблюдения за деятельностью одного или нескольких предприятий кормового или продовольственного сектора, одного или нескольких субъектов кормового или продовольственного сектора;
проверка – проверка путем исследования и рассмотрения объективных данных выполнения требований, предусмотренных действующими нормативными актами.
[Ст.2 изменена Законом N 134 от 16.07.2020, в силу 07.09.2020]
Глава II
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И КОМПЕТЕНЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ОФИЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Статья 3. Общие обязательства, касающиеся организации официального контроля
(1) Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов (далее – компетентный орган) регулярно, с учетом рисков и с надлежащей частотой, проводит официальный контроль таким образом, чтобы достигнуть целей настоящего закона, принимая во внимание:
a) выявленные риски, связанные с кормами, пищевыми продуктами или животными, предприятиями кормового или продовольственного сектора, использованием кормов, пищевых продуктов или какого-либо процесса, материала, вещества, деятельности или операции, которые могут влиять на безопасность кормов или пищевых продуктов, здоровье и благополучие животных;
b) прежние данные субъектов кормового и продовольственного секторов в отношении соблюдения требований к кормам и пищевым продуктам, здоровью и благополучию животных;
c) надежность любой собственной проверки, которая уже проводилась;
d) любую информацию, указывающую на несоответствие.
(2) Официальный контроль проводится без предварительного уведомления, за исключением таких случаев, как аудит, при которых необходимо предварительное уведомление субъектов кормового и продовольственного секторов.
(3) Официальный контроль проводится на всем протяжении продовольственной цепи. Он включает контроль за предприятиями кормового и продовольственного секторов, использованием и хранением кормов и пищевых продуктов, любым процессом, материалом, веществом, деятельностью или операциями, включая транспорт, используемый для перевозки кормов или пищевых продуктов, а также контроль живых животных, требуемые для достижения целей настоящего закона.
(4) Если в ходе контроля, проводимого на месте назначения либо во время хранения или транспортировки партии груза по территории Республики Молдова, компетентный орган устанавливает несоответствие, он принимает необходимые меры, которые могут включать вывоз партии из страны или уничтожение несоответствующих партий как импортного, так и местного происхождения.
(5) За проведение по запросу хозяйствующего субъекта контроля в соответствии с пунктом 5) части (1) статьи 19 Закона о государственном контроле предпринимательской деятельности № 131/2012, а также за другие оказываемые компетентным органом услуги могут устанавливаться платежи. Размер платежей рассчитывается в зависимости от затрат, которых требуют соответствующие контроль и услуги, а также с учетом специфического положения каждого предприятия. В случае, когда платежи взимаются с субъектов кормового и продовольственного секторов, их применение основывается на общих принципах.
[Ст.3 изменена Законом N 172 от 27.07.2018, в силу 24.08.2018]
[Ст.3 дополнена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]
Статья 4. Операционные критерии при проведении официального контроля
(1) Компетентный орган обеспечивает:
a) эффективность и правомерность официальных контролей живых животных, кормов и пищевых продуктов на всем протяжении продовольственной цепи;
b) беспристрастность работников, проводящих официальный контроль;
c) доступ к лабораториям для осуществления лабораторных исследований проб, располагающим соответствующими возможностями и достаточным числом квалифицированных и опытных работников для оперативного, эффективного и качественного проведения официальных контролей;
d) наличие соответствующего и надлежащим образом содержащегося оснащения и оборудования для обеспечения эффективного и квалифицированного проведения официального контроля персоналом;
e) наличие правовых полномочий для проведения официального контроля и принятия мер, предусмотренных настоящим законом;
f) наличие оперативных планов действий и готовность к реализации таких планов в чрезвычайных ситуациях;
g) вменение в обязанность субъектам кормового и продовольственного секторов прохождения любых инспекций, проводимых в соответствии с настоящим законом, и оказания помощи сотрудникам компетентного органа в выполнении их задач по контролю.
(2) Компетентный орган осуществляет внутренний аудит или может по требованию импортеров, экспортеров или в спорном случае обращаться за осуществлением внешнего аудита к представительствам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Генеральному директорату Европейской Комиссии по здоровью и защите потребителя (DG SANCO) и/или к другим международным органам, уполномоченным в данной области, и принимать в зависимости от полученных результатов необходимые меры для обеспечения достижения целей настоящего закона. Эти аудиты подлежат независимому рассмотрению и осуществляются на основе прозрачности.
Статья 5. Персонал, проводящий официальный контроль
(1) Компетентный орган обеспечивает, чтобы все члены его персонала, проводящие официальный контроль:
а) получали соответствующую их сфере компетенции профессиональную подготовку, позволяющую им эффективно и квалифицированно выполнять обязанности и последовательно проводить официальный контроль. Плановое профессиональное обучение включает, при необходимости, области, указанные в части (3);
b) постоянно информировались в своей сфере компетенции и регулярно проходили необходимую профессиональную подготовку;
c) обладали навыками междисциплинарного сотрудничества.
(2) Компетентный орган организует курсы профессиональной подготовки персонала, ответственного за официальный контроль.
(3) Тематика профессиональной подготовки персонала включает:
a) кормовое и пищевое законодательство;
b) процедуры контроля;
c) техники контроля (аудит, отбор проб, инспекция);
d) этапы продовольственной цепи и вытекающие из этого возможные риски для здоровья людей, здоровья животных, растений и для окружающей среды;
e) оценку несоответствия законодательству;
f) неизбежные риски при выращивании животных и производстве кормов и пищевых продуктов;
g) оценку применения процедур ХАССП (Harard Analysis and Critical Control Points);
h) системы управления – такие как программы обеспечения качества, – которые применяют предприятия кормового и продовольственного секторов, и оценку этих систем в той мере, в какой они соответствуют требованиям кормового и пищевого законодательства;
i) системы официальной сертификации;
j) оперативные планы действий в чрезвычайных ситуациях;
k) предусмотренные законом процедуры и последствия официального контроля;
l) изучение письменных документов и других данных, включая относящиеся к тестированию профессиональности, аккредитации и оценке риска, которые могут иметь значение для оценки соответствия кормовому и пищевому законодательству;
m) любую иную область, в том числе здоровье животных и их благополучие, необходимую для обеспечения проведения официальных контролей в соответствии с настоящим законом.
Статья 6. Прозрачность и конфиденциальность
(1) Компетентный орган осуществляет свою деятельность при высоком уровне прозрачности. Информация, которой он располагает, должна доводиться до сведения общественности как можно скорее. В целом гражданское общество должно иметь доступ к:
a) информации о контрольной деятельности компетентного органа и ее эффективности;
b) информации на основании части (2) статьи 6 Закона о безопасности пищевых продуктов № 306/2018.
(2) Персонал компетентного органа обязан не разглашать информацию, полученную в связи с выполнением им обязанностей по официальному контролю, которая по своему характеру является конфиденциальной. Охрана профессиональной тайны не должна препятствовать распространению компетентным органом информации, указанной в пункте b) части (1).
(3) Информация, составляющая профессиональную тайну, включает, в частности:
a) конфиденциальность процедур предварительного расследования или текущих судебных производств;
b) информацию, определенную в Законе о защите персональных данных № 133 от 8 июля 2011 года и Законе о коммерческой тайне № 171-XIII от 6 июля 1994 года.
[Ст.6 ч.(1) изменена Законом N 134 от 16.07.2020, в силу 07.09.2020]
Статья 7. Процедуры контроля и проверки
(1) Официальный контроль проводится согласно процедурам контроля, которые охватывают информацию и инструкции для персонала, проводящего официальный контроль, включая следующие аспекты:
a) изложение целей, которые необходимо достигнуть;
b) задачи, ответственность и обязанности персонала;
c) процедуры отбора проб, методы и техники контроля, интерпретация результатов и последующие решения;
d) программы мониторинга и надзора;
e) меры, которые следует принять в результате официального контроля;
f) сотрудничество с другими службами или ведомствами, на которые может возлагаться соответствующая ответственность;
g) проверка пригодности методов отбора проб, методов анализа и тестов на обнаружение.
(2) Персонал компетентного органа при предъявлении подтверждающих документов имеет право свободного доступа в помещения и к документации, которой владеют субъекты кормового и продовольственного секторов, таким образом, чтобы он мог надлежаще выполнять свои функции.
(3) Компетентный орган располагает процедурами:
a) для проверки эффективности проводимого им официального контроля;
b) для обеспечения принятия исправительных мер в случае их необходимости и для обновления, если необходимо, сведений, указанных в части (1).
(4) Компетентный орган устанавливает цели, касающиеся проведения официального контроля, в отношении:
a) применения системы управления безопасностью пищевых продуктов;
b) систем управления, которые применяются субъектами кормового и продовольственного секторов с целью соблюдения требований к кормам и/или пищевым продуктам;
c) микробиологической, физической и химической безопасности кормов и пищевых продуктов.
(5) Официальный контроль в отношении лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, планируется, осуществляется и регистрируется в соответствии с положениями Закона о государственном контроле предпринимательской деятельности № 131 от 8 июня 2012 года.
[Ст.7 дополнена Законом N 230 от 23.09.2016, в силу 28.10.2016]
Статья 8. Протокол контроля
(1) Компетентный орган составляет протоколы по официальному контролю, который он провел.
(2) Протоколы контроля должны включать описание цели официального контроля, примененные методы контроля, результаты официального контроля и, при необходимости, меры, подлежащие исполнению субъектом кормового или продовольственного сектора, в отношении которого проводился контроль.
(3) Контрольный орган направляет заинтересованному субъекту копию протокола контроля, по крайней мере в случае несоответствия законодательству.
(4) Субъекты кормового и продовольственного секторов вправе опротестовать решения, содержащиеся в протоколах контроля контрольного органа, в соответствии с положениями Административного кодекса.
[Ст.8 ч.(4) изменена Законом N 155 от 15.07.2022, в силу 05.09.2022]
[Ст.8 изменена Законом N 230 от 23.09.2016, в силу 28.10.2016]
Статья 9. Методы и техники контроля
(1) Задачи, связанные с официальным контролем, осуществляются с использованием таких методов и техник, как мониторинг, надзор, проверка, аудит, инспекция, отбор проб и лабораторный анализ.
(2) Официальный контроль кормов и пищевых продуктов предусматривает помимо указанного в части (1) следующие действия:
a) исследование систем контроля, применяемых субъектами кормового и продовольственного секторов, и полученных результатов;
b) инспекцию:
– сооружений, оснащения, помещений, офисов, оборудования, транспортных средств производителей первичной продукции и предприятий, включая прилегающую территорию, а также кормов и пищевых продуктов;
– сырья, ингредиентов, технологических добавок и других продуктов, используемых для приготовления и производства кормов и пищевых продуктов;
– полуфабрикатов;
– материалов и изделий, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами;
– продуктов и процессов, используемых для очистки и хранения, а также пестицидов;
– маркировки, презентации и рекламы;
c) проверку гигиенических условий на предприятиях кормового и продовольственного секторов;
d) оценку процедур, относящихся к правилам надлежащей производственной практики (GMP), надлежащей гигиенической практике (GHP), надлежащей сельскохозяйственной практике (GAP) и системе управления безопасностью пищевых продуктов, с учетом использования руководств в данной области;
e) изучение письменных документов и других данных, которые могут иметь значение для оценки соответствия кормовому и пищевому законодательству;
f) опросы субъектов кормового и продовольственного секторов и их персонала;
g) снятие и интерпретацию показаний измерительных приборов предприятий;
h) контроль, проводимый с использованием собственных приборов контрольного органа с целью проверки измерений, произведенных субъектами кормового и продовольственного секторов.
Статья 10. Разграничение функций при проведении официального контроля
(1) В качестве компетентного органа Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов проводит официальный контроль кормов и пищевых продуктов на всех этапах продовольственной цепи.
(2) В изъятие из положений части (1) Министерство здравоохранения отвечает за официальный контроль:
а) воды до пункта, установленного так, как это указано ниже:
– в случае воды из распределительной сети – до пункта входа в помещение или предприятие, где она вытекает из крана и обычно используется для бутилирования либо для производства кормов или пищевых продуктов;
– в случае воды из резервуара – до крана, через который она вытекает из резервуара;
b) материалов, контактирующих с импортируемыми кормами и пищевыми продуктами, и в месте производства данных материалов.
(3) Министерство здравоохранения авторизует пищевые добавки, нутриенты, новые пищевые продукты, а также дополнительные вещества, используемые для получения обогащенных пищевых продуктов, и пищевые продукты специального диетического назначения для потребления человеком.
[Ст.10 изменена Законом N 79 от 24.05.2018, в силу 15.06.2018]
Глава III
ОТБОР ПРОБ И АНАЛИЗ
Статья 11. Методы отбора проб и анализа
(1) Методы отбора проб и анализа, используемые в рамках официального контроля, должны соответствовать:
a) международным договорам, стороной которых является Республика Молдова;
b) международно признанным правилам или протоколам, например, утвержденным Европейским комитетом по стандартизации (CEN), диагностическому руководству Международного эпизоотического бюро (МЭБ);
c) национальным техническим регламентам на пищевые продукты, национальным стандартам.
(2) Методы отбора проб и анализа включают:
a) методы отбора проб и анализа, в том числе используемые в случае спора подтверждающие или эталонные методы;
b) критерии эффективности, параметры анализа, погрешность измерений и процедуры валидации методов, указанных в пункте а);
c) правила интерпретации результатов.
(3) Компетентный орган должен установить надлежащие процедуры для того, чтобы гарантировать право субъектов кормового и продовольственного секторов, чья продукция подлежит отбору проб и анализу, на обращение за дополнительной экспертизой, не в ущерб обязанности компетентного органа принять срочные меры в случае чрезвычайной ситуации.
(4) Субъекты кормового и продовольственного секторов вправе получить достаточное количество проб для производства дополнительной экспертизы, если только это не является невозможным:
a) в случае чрезвычайно скоропортящихся продуктов;
b) ввиду крайне малого количества имеющегося субстрата.
(5) С пробами необходимо обращаться и наносить на них маркировку таким образом, чтобы гарантировать их юридическую и аналитическую силу.
Статья 12. Национальная референтная лаборатория и официальные лаборатории
(1) Центральный административный орган в области сельского хозяйства назначает национальную референтную лабораторию и официальные лаборатории, которые могут выполнять анализ проб, отобранных во время официального контроля.
(2) Центральный административный орган в области сельского хозяйства может назначать только те лаборатории, которые работают, оценены и аккредитованы на основе национальной и/или европейской системы стандартов.
(3) Национальная референтная лаборатория должна:
a) сотрудничать с международной референтной лабораторией или с референтной лабораторией экспортирующей страны;
b) координировать в своей области компетенции деятельность официальных лабораторий, ответственных за анализ проб;
c) организовывать сравнительные тесты между лабораториями и соответствующее последующее использование таких сравнительных исследований;
d) обеспечивать направление информации, переданной международной референтной лабораторией, компетентному органу и официальным лабораториям;
e) обеспечивать научную и техническую поддержку компетентному органу в выполнении разработанного и принятого в соответствии с настоящим законом плана контроля;
f) отвечать за выполнение других специфических обязанностей, предусмотренных в соответствии с международными требованиями, не в ущерб существующим дополнительным национальным обязанностям.
(4) Центральный административный орган в области сельского хозяйства может отменить назначение, предусмотренное в части (1), если условия, указанные в части (2), более не выполняются.
Статья 13. Методы анализа
(1) Методы анализа должны характеризоваться следующими критериями:
a) тщательность;
b) применимость (матрица и пределы концентрации);
c) предел обнаружения;
d) предел определения;
e) точность;
f) повторяемость;
g) воспроизводимость;
h) восстанавливаемость;
i) избирательность;
j) чувствительность;
k) линейность;
l) погрешность измерения.
(2) Значения точности, предусмотренные пунктом e) части (1), получаются из межлабораторных тестов, выполненных в соответствии с признанными международными или европейскими стандартами, утвержденными в установленном порядке национальным органом стандартизации. Значения повторяемости и воспроизводимости выражаются в признанной на международном уровне форме. Результаты межлабораторных тестов должны публиковаться.
(3) Методы анализа, применяемые единообразно к различным группам товаров, должны иметь приоритет перед методами, применяемыми только к отдельным товарам.
(4) В ситуациях, когда методы анализа могут быть утверждены только в отдельной лаборатории, они должны затем утверждаться в соответствии с требованиями Международного союза теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) либо, если критерии эффективности аналитических методов установлены, должны основываться на тестах на соответствие этим критериям.
(5) Методы анализа, принятые на основе настоящего закона, включаются в список стандартов для методов анализа, утвержденный компетентным органом и опубликованный в Официальном мониторе Республики Молдова.
Глава IV
УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСОМ
Статья 14. Оперативные планы действий
(1) Оперативные планы действий, разработанные соответствующими управлениями компетентного органа, устанавливают меры, которые должны быть незамедлительно приняты в случае, когда корма или пищевые продукты представляют серьезный риск для человека или животных, непосредственно или через окружающую среду.
(2) Оперативные планы действий предусматривают:
a) административные органы, которые должны быть задействованы;
b) их полномочия и ответственность;
c) каналы и процедуры обмена информацией между административными органами.
(3) При необходимости компетентный орган пересматривает данные оперативные планы действий, особенно с учетом изменений в организации компетентного органа и опыта, включая опыт, полученный в результате моделирования ситуаций.
Глава V
ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ИМПОРТА КОРМОВ
И ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
Статья 15. Официальный контроль импорта кормов и пищевых продуктов
(1) Компетентный орган проводит официальный контроль с целью проверки соответствия условий импорта кормов и пищевых продуктов санитарно-ветеринарным требованиям.
(2) Такой контроль проводится на основе многолетнего плана контроля и осуществляется в специально оборудованных местах, в том числе в пунктах пропуска через границу или на таможенных постах.
(3) Удовлетворительные результаты контроля товаров не влияют на обязанность субъектов кормового и продовольственного секторов обеспечивать соответствие кормов и пищевых продуктов законодательству в данной области с момента выпуска товаров в обращение.
Статья 16. Виды официального контроля при импорте кормов и пищевых продуктов
(1) Официальный контроль при импорте должен включать по меньшей мере систематическую проверку документации, выборочную идентификационную проверку и, при необходимости, физическую проверку.
(2) Физические проверки проводятся с частотой, зависящей от:
a) рисков, связанных с различными видами кормов и пищевых продуктов;
b) прежних данных в отношении несоблюдения требований для соответствующего продукта страной происхождения, предприятием-производителем или субъектами кормового и продовольственного секторов, импортирующими и экспортирующими продукт;
c) проверок, которые провел субъект кормового или продовольственного сектора, импортирующий продукт, и их результатов;
d) гарантий, которые предоставил компетентный орган страны происхождения.
(3) Физические проверки проводятся в надлежащих условиях и в месте, где имеется доступ к соответствующему оборудованию, служащему для контроля и позволяющему должным образом проводить исследования, отбирать пробы в количестве, соответствующем менеджменту риска, и обращаться с кормами и пищевыми продуктами с соблюдением требований гигиены. С пробами необходимо обращаться таким образом, чтобы гарантировать их юридическую и аналитическую силу. Компетентный орган обеспечивает, чтобы используемые оборудование и методология были достаточными для измерения предельных значений, установленных законодательством.
Статья 17. Пункты ввоза и предварительное уведомление
(1) Для организации официального контроля:
a) назначаются определенные пункты ввоза на территорию Республики Молдова, которые имеют доступ к соответствующему оборудованию, служащему для контроля различных видов кормов и пищевых продуктов;
b) компетентный орган требует от субъектов кормового и продовольственного секторов, ответственных за партии груза, предварительного уведомления о прибытии и характере груза.
(2) Компетентный орган информирует другие страны о назначенных пунктах ввоза.
Статья 18. Действия в случае подозрения
В случае подозрения в несоответствии законодательству либо если имеются сомнения относительно действительного места назначения груза или соответствия между партией груза и сертифицированными гарантиями, компетентный орган проводит официальный контроль с целью подтверждения или устранения подозрения или сомнения. Компетентный орган подвергает партию груза официальному задержанию до получения результатов официального контроля.
Статья 19. Действия, следующие за официальным контролем кормов и пищевых продуктов из других стран
(1) Компетентный орган подвергает официальному задержанию корма или пищевые продукты из других стран, не соответствующие кормовому и пищевому законодательству, и, выслушав субъектов кормового и продовольственного секторов, ответственных за партию груза, принимает следующие меры в отношении данных кормов или пищевых продуктов:
а) распоряжается об уничтожении данных кормов или пищевых продуктов, об их специальной обработке в соответствии со статьей 20 или о вывозе их из страны в соответствии со статьей 21. Также могут быть приняты другие соответствующие меры, такие как использование кормов или пищевых продуктов для целей, отличных от тех, для которых они первоначально предназначались;
b) если корма или пищевые продукты уже размещены на рынке, осуществляет мониторинг или, при необходимости, предписывает отозвать или изъять их перед принятием одной из мер, указанных выше;
c) проверяет, не оказывают ли корма или пищевые продукты отрицательного воздействия на здоровье людей или животных, непосредственно или через окружающую среду, во время или до осуществления какой-либо из мер, указанных в пунктах а) и b).
(2) Однако если:
a) официальный контроль, предусмотренный в статье 15, указывает на то, что груз вреден для здоровья людей или животных либо опасен, компетентный орган подвергает данную партию груза официальному задержанию до его уничтожения или принятия любой другой соответствующей меры, необходимой для защиты здоровья людей и животных;
b) корма или пищевые продукты, которые подлежат повышенному уровню контроля в соответствии с частью (1) статьи 16, не предъявлены для официального контроля, компетентный орган предписывает незамедлительно отозвать их и подвергнуть официальному задержанию с целью их уничтожения или вывоза из страны в соответствии со статьей 21.
(3) Решения компетентного органа в отношении партий груза могут быть обжалованы в соответствии с положениями Административного кодекса.
[Ст.19 ч.(3) изменена Законом N 155 от 15.07.2022, в силу 05.09.2022]
Статья 20. Специальная обработка
(1) Специальная обработка может включать:
a) обработку или переработку, имеющие целью приведение кормов и пищевых продуктов в соответствие с требованиями национального законодательства или с требованиями страны обратной отправки, включая обеззараживание, где необходимо, но исключая разбавление;
b) переработку любым другим подходящим способом для других целей, кроме потребления человеком или животными.
(2) Специальная обработка проводится на предприятиях, находящихся под контролем компетентного органа.
Статья 21. Вывоз из страны
(1) Компетентный орган разрешает вывоз из страны партий груза только в том случае, если:
a) место назначения согласовано с субъектом кормового или продовольственного сектора, ответственным за груз;
b) субъект кормового или продовольственного сектора предварительно проинформировал компетентный орган соответствующей страны происхождения или страны назначения, если они разные, о причинах и обстоятельствах, препятствующих размещению данных кормов или пищевых продуктов на рынке Республики Молдова;
c) в случае, когда страна назначения не является страной происхождения, компетентный орган страны назначения уведомил компетентный орган Республики Молдова о своей готовности принять груз.
(2) Не в ущерб праву субъекта на обращение за дополнительной экспертизой и если результаты официального контроля не исключают этого, вывоз из страны, как правило, осуществляется не позднее, чем в течение 80 дней со дня принятия компетентным органом решения относительно места назначения груза, кроме случаев, когда было возбуждено судебное дело. Если по истечении 80-дневного периода вывоз из страны не осуществлен, груз подлежит уничтожению, кроме случаев, когда просрочка является обоснованной.
(3) До вывоза груза из страны или подтверждения причин отбраковки груз подвергается официальному задержанию.
(4) Субъект кормового или продовольственного сектора, ответственный за партию груза, или его представитель обязан оплатить расходы, понесенные в связи с вывозом груза из страны.
Статья 22. Компетентный орган и таможенные органы
(1) Для организации официального контроля, о котором говорится в настоящей главе, компетентный орган и таможенные органы тесно сотрудничают друг с другом.
(2) В случае партий кормов и пищевых продуктов таможенные органы не разрешают их ввоз или обработку на таможенных складах без согласия компетентного органа.
(3) Если производится отбор проб, компетентный орган информирует таможенные органы и заинтересованных субъектов кормового и продовольственного секторов и указывает, может ли груз быть выпущен в обращение до получения результатов анализа проб, при условии, что обеспечивается прослеживаемость груза.
(4) В случае выпуска груза в обращение компетентный орган и таможенные органы работают совместно для достижения целей настоящего закона.
Статья 23. Меры по исполнению
Меры, необходимые для обеспечения единообразного внедрения официального контроля в отношении ввоза кормов и пищевых продуктов, относятся к:
a) кормам и пищевым продуктам, помещенным под таможенный режим импорта;
b) продуктам питания, поставляемым для экипажей и пассажиров международных транспортных средств;
c) кормам и пищевым продуктам, заказываемым дистанционно (по почте, по телефону или через Интернет) и доставляемым потребителю;
d) кормам, предназначенным для домашних животных и лошадей, и пищевым продуктам, провозимым пассажирами и экипажами международных транспортных средств;
e) цели обеспечения последовательности решений компетентного органа в отношении кормов и пищевых продуктов из других стран;
f) партиям груза, происходящим из Республики Молдова, которые были возвращены из другой страны;
g) документам, которые сопровождают партии груза, в случае, когда был произведен отбор проб.
[Глава V1 (ст.231-233) введена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]
Глава V1
ОФИЦИАЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И АВТОРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ И ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ СФЕРЫ
Статья 231. Обязанности субъектов продовольственной цепи
(1) Субъекты продовольственной цепи должны обеспечить, чтобы полученные и реализуемые конечному потребителю продукты не представляли риска для общественного здоровья и чтобы выполнялись все условия, предусмотренные действующим законодательством в отношении:
a) маркировки;
b) обеспечения прослеживаемости;
c) параметров качества и безопасности/безвредности сырья и конечных продуктов;
d) контроля качества питьевой воды;
e) обучения персонала;
f) применения процедур надлежащей гигиенической практики, основанных на принципах пищевой безопасности, установленных руководствами по надлежащей практике, в случае производителей животноводческой продукции или, по обстоятельствам, процедур ХАССП с учетом типа, производственной мощности и специфики предприятия.
(2) За изъятиями, предусмотренными настоящей статьей, субъекты продовольственной цепи размещают на рынке произведенные в Республике Молдова корма или пищевые продукты, только если они изготовлены и обработаны исключительно на предприятиях, официально зарегистрированных в сфере безопасности пищевых продуктов. Любая деятельность в продовольственном секторе, не зарегистрированная официально в сфере безопасности пищевых продуктов в смысле и в пределах настоящей главы, признается незаконной и подлежит приостановлению с назначением наказания за правонарушение в соответствии с положениями действующего законодательства.
(3) Официальной регистрации в сфере безопасности пищевых продуктов подлежат следующие субъекты продовольственной цепи:
a) субъекты, производящие, обрабатывающие, перерабатывающие, импортирующие и экспортирующие сырье и пищевые продукты неживотного происхождения;
b) субъекты, хранящие, сортирующие, реализующие, распределяющие, упаковывающие, расфасовывающие и транспортирующие пищевые продукты неживотного происхождения.
(4) Полный список областей деятельности, субъекты которых подлежат обязательной регистрации, устанавливается Правительством.
(5) Предприятия, предусмотренные в приложении 6 к Закону о ветеринарно-санитарной деятельности № 221/2007, могут осуществлять соответствующую деятельность только в том случае, если они авторизированы компетентным органом согласно Закону № 221/2007. Данные предприятия не обязаны обращаться за регистрацией в смысле настоящей главы, поскольку регистрируются в соответствующем порядке компетентным органом при получении ветеринарно-санитарного разрешения на деятельность.
(6) Производители сырья растительного происхождения и кормов растительного происхождения, намеревающиеся получить сертификат безопасности для сельскохозяйственного сырья и кормов растительного происхождения и не вовлеченные в другие звенья продовольственной цепи, могут зарегистрироваться и получить сертификат о регистрации при выдаче сертификата безопасности. Данные производители регистрируются компетентным органом одновременно с выдачей сертификата безопасности для сельскохозяйственного сырья и кормов растительного происхождения.
(7) Если у зарегистрированного предприятия или в деятельности обладателя сертификата о регистрации в сфере безопасности пищевых продуктов изменились данные, указанные в заявлении и/или в приложенных к заявлению документах, он обязан в срок не более 10 рабочих дней сообщить о возникших изменениях компетентному органу.
(8) Подлежащие надзору со стороны компетентного органа и официально зарегистрированные в целях настоящей главы субъекты–обладатели сертификата о регистрации, если они осуществляют лишь деятельность, подлежащую регистрации в сфере безопасности пищевых продуктов, не обязаны получать санитарное разрешение на функционирование, равно как и никакой другой разрешительный документ или сертификат для аттестации и подтверждения пищевой безопасности и безвредности продуктов, изготовленных/обработанных на зарегистрированном предприятии. В то же время зарегистрированные субъекты несут ответственность за безвредность и соответствие своих продуктов и должны принимать все необходимые меры, включающие, по обстоятельствам, проверки, тестирования и оценки, для обеспечения того, чтобы полученные и реализуемые конечному потребителю продукты не представляли риска для общественного здоровья.
[Ст.231 введена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]
Статья 232. Обязанности компетентного органа
(1) Компетентный орган обязан систематизировать (по типам субъектов и/или видам деятельности), обновлять и публиковать на своей официальной веб-странице прозрачно, бесплатно, исчерпывающе и доступно все требования и обязательства, подлежащие соблюдению субъектами, с тем чтобы они могли их знать, понимать, применять и декларировать под собственную ответственность соблюдение требований и обязательств в отношении инициирования, осуществления и прекращения деятельности по производству и оказанию услуг в рамках продовольственной цепи. Любые изданные компетентным органом документы/акты, которыми предусматривается введение, требуется соблюдение и/или налагается наказание за нарушение требований или обязательств, прямо не указанных в нормативных актах и на официальной веб-странице компетентного органа, недействительны.
(2) После получения заявления об официальной регистрации компетентный орган обязан незамедлительно и безоговорочно выдать констатационную справку согласно установленному Законом о регулировании предпринимательской деятельности путем разрешения № 160/2011 образцу, рассмотреть заявление, оценить условия деятельности субъекта продовольственной цепи и на основании критериев анализа рисков и профиля заявителя принять решение относительно контрольного посещения указанного в заявлении предприятия в течение 15 рабочих дней. У заявителей регистрации, осуществляющих предпринимательскую деятельность, контроль инициируется и проводится в соответствии с Законом о государственном контроле предпринимательской деятельности № 131/2012.
(3) Если указанная в заявлении информация является полной и в результате проведенной оценки и контроля не обнаружены отступления от требований и обязательств, прямо установленных законодательством для данного вида деятельности и типа предприятия, компетентный орган обязан в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления официально зарегистрировать предприятие и выдать сертификат о регистрации в сфере безопасности пищевых продуктов согласно образцу, приведенному в приложении 2.
(4) Компетентный орган разрабатывает и обновляет сводный реестр субъектов продовольственной цепи, официально зарегистрированных в сфере безопасности пищевых продуктов и авторизованных в ветеринарно-санитарной области. Данный реестр является открытым, и к нему можно получить доступ и ознакомиться с ним в электронной форме. Помимо этого компетентный орган ведет реестр заявлений и выданных констатационных справок.
[Ст.232 введена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]
Статья 233. Официальная регистрация в сфере безопасности пищевых продуктов
(1) Официальная регистрация и выдача сертификата о регистрации в сфере безопасности пищевых продуктов осуществляется бесплатно на неограниченный срок. Все расходы, связанные с контрольными посещениями, тестированием или экспертизами, необходимыми компетентному органу в целях регистрации, поддержания регистрации и выдачи сертификата о регистрации в сфере безопасности пищевых продуктов, покрываются за счет государственного бюджета или бюджета компетентного органа. Расходы на прочие необходимые тестирования или экспертизы осуществляются хозяйствующим субъектом в соответствии с установленными законом обязательствами.
(2) В части, не урегулированной настоящим законом, порядок запроса, предоставления, переоформления регистрации и сертификата о регистрации для хозяйствующих субъектов определяется Законом о регулировании предпринимательской деятельности путем разрешения № 160/2011. Правительство утверждает в установленных законом пределах подробную процедуру официальной регистрации для каждого типа предприятий и вида деятельности.
(3) Официальная регистрация осуществляется и соответствующий сертификат выдается на основании заявления, заполненного согласно образцу, приведенному в приложении 1. К заявлению прилагаются:
a) копия документа на право собственности или договора найма недвижимости, где будет осуществляться зарегистрированная деятельность;
b) копия документа, подтверждающего обладание на праве владения и/или пользования земельным участком (для производства);
c) техническая схема предприятия с указанием, при необходимости, технологического процесса.
(4) Заявление на регистрацию должно содержать декларацию под собственную ответственность субъекта, запрос о проведении, при необходимости, компетентным органом внезапного контроля и извещение о начале деятельности на предприятии в случае отсутствия своевременного ответа компетентного органа.
(5) Если субъект продовольственной цепи, указанный в статье 231, уведомляет о своей торговой деятельности в продовольственном секторе в соответствии с Законом о внутренней торговле № 231/2010, заявления для рассмотрения запроса на официальную регистрацию в сфере безопасности пищевых продуктов не требуется. Компетентный орган по месту нахождения должен дать ход запросу на основании уведомления, полученного от местного органа публичной власти в соответствии со статьей 171 Закона о внутренней торговле № 231/2010. Местный орган публичной власти должен обратить внимание лица, подающего уведомление, на предусмотренные настоящим законом обязательства.
(6) Срок рассмотрения заявления может быть приостановлен, если оно неполно и заявитель должен представить сведения и/или документы, указанные в настоящем законе, или если обнаруженные отклонения неизбежно ведут к тому, что продукт будет представлять повышенный риск для общественного здоровья, однако поддаются устранению в срок не более 30 дней.
(7) В регистрации предприятия может быть отказано – при наличии соответствующего обоснования со стороны компетентного органа – лишь в случае, если в результате оценки или контроля на предприятии выявлены прямо предусмотренные законодательством нарушения, которые не поддаются устранению в течение 45 дней и тяжесть которых непременно создаст повышенный и неминуемый риск для общественного здоровья.
(8) Если компетентный орган не дал письменный ответ в течение 15 дней после подачи заявления, применяется принцип молчаливого согласия в соответствии с положениями Закона о регулировании предпринимательской деятельности путем разрешения № 160/2011.
(9) Официальная регистрация и сертификат о регистрации могут быть отозваны/приостановлены в порядке, установленном Законом о регулировании предпринимательской деятельности путем разрешения № 160/2011. В случаях, отличных от указанных в части (2) статьи 10 или части (1) статьи 11 Закона о регулировании предпринимательской деятельности путем разрешения № 160/2011, регистрация и сертификат о регистрации могут быть отозваны/приостановлены компетентным органом (с обращением в судебную инстанцию), только если его обладатель допустил грубое нарушение прямо предусмотренных законодательством обязательств, которое ведет или может привести к прямому, неминуемому и непосредственному ущербу для жизни и здоровья потребителя и которое не поддается устранению в ближайшее время и, соответственно, требует устранения лишь при условии прекращения или приостановления деятельности.
[Ст.233 введена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]
[Глава V1 (ст.231-233) введена Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]
Глава VI
ФИНАНСИРОВАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Статья 24. Общий принцип
Финансирование официального контроля осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели для компетентного органа.
Глава VII
ПЛАН КОНТРОЛЯ
Статья 25. Многолетний план контроля
(1) Для обеспечения эффективного внедрения официального контроля компетентный орган составляет интегрированный многолетний план контроля.
(2) Многолетний план контроля регулярно обновляется с учетом достигнутых результатов.
(3) Многолетний план контроля содержит общую информацию о структуре и организации систем контроля кормов и пищевых продуктов, контроля здоровья и благополучия животных, в частности по следующим пунктам:
a) стратегические цели плана, порядок определения первоочередного контроля и распределение ресурсов;
b) классификация риска соответствующих мероприятий;
c) общая организация и управление официальным контролем на национальном и местном уровнях, включая официальный контроль на предприятиях кормового и продовольственного секторов;
d) системы контроля, применяемые к различным секторам;
e) методы, обеспечивающие соответствие операционным критериям;
f) подготовка персонала, проводящего официальный контроль;
g) документально оформленные процедуры контроля;
h) протоколы контроля, составленные персоналом компетентного органа;
i) организация и функционирование оперативных планов действий для чрезвычайных ситуаций, связанных с заболеваниями пищевого происхождения или заболеваниями животных, заражением кормов и пищевых продуктов и другими рисками для здоровья людей;
j) организация сотрудничества и взаимопомощи.
(4) Многолетний план контроля корректируется в ходе его выполнения в свете:
a) изменений действующего законодательства;
b) появления новых заболеваний или других рисков для здоровья;
c) значительных изменений в структуре, управлении или функционировании компетентного органа;
d) результатов официального контроля;
e) любых изменений руководящих указаний;
f) результатов научных исследований.
[Ст.25 изменена Законом N 230 от 23.09.2016, в силу 28.10.2016]
Статья 26. Руководящие указания к многолетнему плану контроля
(1) Многолетний план контроля основывается на следующих руководящих указаниях:
a) продвижение последовательного и интегрированного подхода к официальному контролю на основе кормового и пищевого законодательства, а также правил, касающихся здоровья и благополучия животных во всех секторах производства и на всех этапах продовольственной цепи;
b) определение приоритетов, основанных на риске, и критериев, применяемых для классификации риска мероприятий, и эффективных процедур контроля;
c) определение других приоритетов;
d) определение всех этапов продовольственной цепи, включая использование кормов и применение наиболее надежных и соответствующих технологий;
e) содействие развитию эффективного контроля систем прослеживаемости;
f) предоставление консультаций по развитию систем регистрации осуществления и результатов контрольных мероприятий;
g) отражение норм и рекомендаций международных органов, касающихся организации и функционирования официальных служб;
h) установление критериев проведения официального контроля;
i) установление структуры и содержания годовых отчетов;
j) указание основных показателей реализации, которые должны применяться при оценке многолетнего плана контроля.
(2) При необходимости руководящие указания корректируются в свете анализа годового отчета.
Статья 27. Годовой отчет
(1) Компетентный орган составляет годовой отчет, который включает:
a) все изменения, внесенные в многолетний план контроля;
b) результаты контролей, проведенных в течение года на основании положений многолетнего плана контроля;
c) вид и число выявленных случаев несоответствия;
d) действия, обеспечивающие эффективное функционирование многолетнего плана контроля, включая меры по реализации и их результаты.
(2) Годовой отчет составляется с учетом руководящих указаний.
(3) Годовой отчет представляется Правительству до 1 февраля следующего года и доводится до сведения гражданского общества.
Глава VIII
УСЛОВИЯ ИМПОРТА
Статья 28. Общие условия импорта
(1) Компетентный орган обращается к компетентному органу страны, намеревающейся экспортировать товары в Республику Молдова, с просьбой предоставить точную и обновленную информацию по общей организации и управлению системами контроля, в частности:
a) положения действующего законодательства соответствующей страны в соответствующей области;
b) утвержденные процедуры контроля и инспекции, режимы производства и карантинной обработки, процедуры утверждения допустимого уровня пищевых добавок и пестицидов;
c) процедуры оценки риска, принимаемые во внимание факторы, а также определение надлежащего уровня санитарной защиты;
d) результаты контроля товаров, предназначенных для экспорта в Республику Молдова;
e) важные изменения в структуре и функционировании систем контроля.
(2) Информация должна быть соразмерной характеру товаров и учитывать ситуацию и особенности соответствующей страны.
Статья 29. Эквивалентность
(1) После применения соглашения об эквивалентности или после давшего удовлетворительный результат аудита компетентный орган принимает решение, признающее, что меры, которые другие страны или их регионы применяют в конкретных областях, обеспечивают гарантии, эквивалентные применяемым в Республике Молдова, в случае, если экспортирующие страны предоставят объективные доказательства в этом отношении.
(2) Решение, указанное в части (1), устанавливает условия, регулирующие импорт из экспортирующей страны или региона экспортирующей страны. Условия должны включать:
a) характер и содержание сертификатов, которые должны сопровождать продукцию;
b) особые требования, применяемые к импорту в Республику Молдова.
(3) Решение, указанное в части (1), утрачивает силу, если одно или несколько из условий признания эквивалентности, установленных этим решением, перестает выполняться.
Глава IX
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ
Статья 30. Действия в случае несоответствия
(1) Обнаружив несоответствие, компетентный орган предпринимает действия, обеспечивающие исправление ситуации субъектом кормового или продовольственного сектора. При принятии решения относительно предпринимаемых действий компетентный орган учитывает природу несоответствия и прежние данные субъекта в отношении несоответствия.
(2) Такие действия включают, при необходимости, следующие меры:
a) назначение санитарных процедур или любых других мер, признаваемых необходимыми для обеспечения безопасности кормов и пищевых продуктов либо соответствия кормовому и пищевому законодательству, а также правилам, касающимся здоровья и благополучия животных;
b) ограничение или запрет размещения на рынке, импорта или экспорта кормов, пищевых продуктов или животных;
c) мониторинг и, при необходимости, предписание изъятия, отзыва и/или уничтожения кормов или пищевых продуктов;
d) разрешение использовать корма или пищевые продукты для других целей, чем те, для которых они первоначально предназначались;
e) приостановление работы или закрытие всего или части соответствующего предприятия до устранения несоответствий;
f) приостановление действия или аннулирование одобрения предприятия;
g) принятие мер, указанных в статье 19, в отношении груза из других стран.
(3) Компетентный орган направляет соответствующему субъекту или его представителю:
a) письменное уведомление о своем решении в отношении действия, которое должно быть предпринято в соответствии с частью (1), вместе с мотивировкой решения;
b) информацию о праве обжаловать такое решение в административный суд, а также о применяемой процедуре и сроках.
(4) При необходимости компетентный орган уведомляет о своем решении также компетентные органы страны-отправителя.
(5) Все расходы, понесенные согласно настоящей статье, возлагаются на субъекта кормового или продовольственного сектора.
Глава X
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 31. Заключительные положения
Правительству в шестимесячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПАРЛАМЕНТА | Лилиана ПАЛИХОВИЧ |
Кишинэу, 28 марта 2013 г. | |
№ 50. |
Приложение 1
Хозяйствующий субъект_______________________________________________ Местонахождение____________________________________________________ IDNO/IDNP __________________________________________________________ Телефон/факс_______________________________________________________ Число, месяц, год подачи заявления ____________________________________ Заявление на официальную регистрацию в сфере безопасности пищевых продуктов Территориальное подразделение НАБПП _________________________
Я, нижеподписавшийся ___________________________________________________________,
в качестве________________________________________________ прошу выдать сертификат (должность) об официальной регистрации в сфере безопасности пищевых продуктов для_______________ ________________________________________________________________, расположенного (наименование объекта) по адресу________________________ ул. _______________________________, № ________, (адрес предприятия) осуществляющего следующие виды деятельности: _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
Настоящим – заявляю под собственную ответственность, что принял все меры и соответствую установленным законодательством требованиям, согласно которым продукты, полученные на предприятии, в отношении которого запрашиваю регистрацию, не представляют риск для общественного здоровья и отвечают предусмотренным законодательством требованиям; – прошу Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов организовать, в зависимости от случая и необходимости, контрольное посещение с целью проверки выполнения заявленных выше требований и обязательств в течение 15 рабочих дней со дня подачи настоящего заявления; – сообщаю о начале деятельности через 15 рабочих дней со дня подачи настоящего заявления, если Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов не даст официального ответа на данное заявление в более короткий срок или если по результатам запрашиваемого контроля не будут выданы предписания о приведении в соответствие с заявленными выше требованиями и обязательствами.
Прилагаю: a) копию документа на право собственности или договора найма недвижимости, где будет осуществляться зарегистрированная деятельность; b) копию документа, подтверждающего обладание на праве владения и/или пользования земельным участком (для производства); c) техническую схему предприятия с указанием, при необходимости, технологического процесса.
Законный представитель хозяйствующего субъекта _____________________________ _______________ (фамилия, имя) (подпись)
М.П. |
[Приложение 1 введено Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]
Приложение 2
Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов Территориальное подразделение
_____________________
СЕРТИФИКАТ ОБ ОФИЦИАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
«__» _____________ 20 __
№ ___________
1. Выдан ______________________________________________________________________ (наименование хозяйствующего субъекта, юридический адрес, телефон) _________________________________________________________________________________
на осуществление деятельности __________________________________________________ (наименование объекта, адрес, телефон) _________________________________________________________________________________ 2. Профиль деятельности: _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
3. Акты, на основании которых выдан настоящий документ:
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Хозяйствующий субъект–обладатель настоящего документа обязан соблюдать законодательство и другие правила в области безопасности пищевых продуктов.
Несоблюдение условий, на основании которых выдан настоящий документ, изменение профиля деятельности или осуществление иных видов деятельности влечет за собой, в случае необходимости, приостановление действия настоящего документа.
Начальник территориального подразделения ___________ ____________________ (подпись) (фамилия, имя)
М.П.
Фальсификация настоящего документа наказывается в соответствии с действующим законодательством.
Телефон для жалоб и предложений: _______________ |
[Приложение 2 введено Законом N 185 от 21.09.2017, в силу 27.10.2017]