Закон о социальной помощи
Республика Молдова
ПАРЛАМЕНТ
ЗАКОН № 547
от 25-12-2003
о социальной помощи
Опубликован : 12-03-2004 в Monitorul Oficial № 42-44 статья № 249
Версия в силе с 24.08.2018 согласно
ЗП172 от 27.07.18,MO 321-332/529 от 24.08.2018
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем законе следующие основные понятия используются в значении:
социальная помощь – часть национальной системы социальной защиты, в рамках которой государство и гражданское общество берут на себя обязательства по предупреждению, уменьшению или устранению временных или постоянных последствий некоторых событий, рассматриваемых как социальные риски, ограничивающих участие или исключающих из общества лиц и семьи, находящиеся в трудном положении;
социальный риск – опасность для лица или семьи быть подвергнутыми негативным экономическим последствиям утраты физического потенциала, трудового или социального статуса (заболевание, несчастный случай, ограничение возможностей, старение, смерть, материнство, безработица, социальная неадаптированность и др.);
социальный ассистент – лицо со специальным образованием, обладающее дипломом лиценциата или мастерата, оказывающее социальные услуги лицам и семьям, которые временно находятся в трудном положении и не в состоянии в силу определенных экономических, социальных, физических или психологических факторов обеспечить собственными средствами и силами достойный уровень жизни;
социальный работник – лицо, прошедшее специальное обучение в области ухода на дому и предоставляющее соответствующие услуги;
социальная анкета – документ, констатирующий текущее материальное и социальное положение лица или семьи, ходатайствующих о предоставлении социальной помощи, и содержащий данные о лице или членах семьи (возраст, занятие, доходы), жилье и имуществе, которыми они владеют, проблемах, с которыми сталкиваются;
малоимущие лица и семьи – социально уязвимые лица и семьи, находящиеся в условиях, препятствующих их нормальной экономической, воспитательной, социальной и иной деятельности;
получатели социальной помощи – малоимущие лица и семьи, которым на основании заявления, социальной анкеты и подтверждающих документов предоставляются социальные выплаты и/или социальные услуги;
трудная ситуация– положение лица, которое по причине потери физической, психической или интеллектуальной самостоятельности нуждается в социальной помощи для осуществления повседневных жизненно важных функций;
определение ребенка в семью – форма защиты несовершеннолетнего, который остался без надзора родителей или родители которого находятся в рискованном или ином положении, требующем установления опеки;
социальная реинтеграция – восстановление основных функций (экономической, воспитательной, социальной и др.) лица или семьи, позволяющее им участвовать в социальной жизни;
многодетная семья – семья с тремя и более детьми.
Статья 2. Цели закона
Целями настоящего закона являются определение принципов и задач социальной помощи, установление права на социальную помощь, выплат и услуг социальной помощи, ее получателей, а также требований к персоналу системы социальной помощи.
Статья 3. Принципы социальной помощи
Социальная помощь основывается на следующих принципах:
а) признание независимости и самостоятельности личности, уважение человеческого достоинства;
b) всеобщность права на социальную помощь, гарантирование ее доступности;
c) социальная солидарность;
d) гибкость осуществляемых мер социальной помощи, соответствие их реальным потребностям лица или семьи, находящихся в трудном положении;
e) социальное партнерство как средство реализации и оценки мер социальной помощи;
f) персональная ответственность получателя социальной помощи.
Статья 4. Задачи социальной помощи
(1) Задачами социальной помощи являются предупреждение и преодоление трудной ситуации лица или семьи и обеспечение их социальной интеграции с соблюдением принципа самостоятельности.
(2) Социальная реинтеграция лица или семьи с ущемленным социальным статусом направлена на восстановление и улучшение их отношений в обществе.
Статья 5. Применение закона
Настоящий закон применяется:
а) к гражданам Республики Молдова, а также к иностранцам, указанным в части (1) статьи 2 Закона об интеграции иностранцев в Республике Молдова № 274 от 27 декабря 2011 года
b) к отечественным и иностранным физическим и юридическим лицам независимо от их организационно- правовой формы и вида собственности с местом проживания/местом нахождения в Республике Молдова.
Статья 6. Политика социальной помощи
(1) Политика социальной помощи осуществляется последовательно и преимущественно в отношении лиц и семей, находящихся в трудном положении или предрасположенных к тому, чтобы попасть в такое положение, и направлена на:
а) предупреждение или облегчение трудного положения и смягчение его последствий;
b) поддержание достойного уровня жизни лица или семьи;
c) оказание временно или постоянно дополнительной помощи посредством предоставления социальных выплат и социальных услуг.
(2) Политика социальной помощи имеет целью ориентирование осуществляемых политических и социально-экономических мер на обеспечение равных возможностей как для всех членов общества, так и для институционально-административных систем, созданных на местном и центральном уровне.
(3) Меры социальной помощи реализуются посредством осуществления соответствующих программ и персонифицированных мер, предупредительных или текущих, организованных и гарантированных органами центрального и местного публичного управления, а также другими органами или организациями гражданского общества.
(4) Программы социальной помощи разрабатываются органами центрального и местного публичного управления и согласуются с Министерством здравоохранения, труда и социальной защиты. К разработке этих программ могут привлекаться в качестве социальных партнеров неправительственные организации, отечественные и иностранные физические и юридические лица, учреждения культов, признанных в Республике Молдова, и представители гражданского общества.
(5) Координация деятельности по оказанию социальной помощи, осуществляемой в рамках национальной системы социальной защиты, возложена на орган центрального публичного управления, имеющий полномочия в данной области.
Глава II
ПОЛУЧАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Статья 7. Получатели социальной помощи
Социальной помощью пользуются лица и семьи, которые в силу экономических, физических, психологических или социальных факторов не имеют возможности своими способностями и знаниями предупредить и преодолеть трудную ситуацию, а именно:
а) дети и молодежь, здоровью, развитию и физической, психической или духовной целостности которых наносится вред в среде их проживания;
b) семьи, не выполняющие должным образом свои обязанности по уходу за детьми, их содержанию и воспитанию;
с) семьи, не имеющие доходов или с небольшими доходами;
с1) семьи, пострадавшие от насилия в семье;
d) одинокие лица, которые не могут самостоятельно вести хозяйство, нуждаются в уходе и присмотре или не способны справиться с социально-медицинскими проблемами;
f) семьи с тремя детьми и более;
g) семьи с детьми при наличии одного родителя;
h) престарелые лица;
i) лица с ограниченными возможностями;
j) другие лица и семьи, находящиеся в трудном положении.
Статья 8. Установление права на социальную помощь
(1) Социальная помощь предоставляется на основании заявления, перенаправления получателя или по долгу службы в соответствии с законодательством.
(3) Право на социальную помощь устанавливается на основании оценки потребностей лица, подтвержденных социальной анкетой и другими подтверждающими документами. Лицо или семья имеют право на информацию об условиях предоставления социальной помощи, о результатах оценки индивидуальных потребностей, дате возникновения права на социальную помощь и порядке ее получения.
(4) Социальная помощь предоставляется на основе свободно выраженного согласия нуждающегося лица, являющегося дееспособным, или его законного представителя, если данное лицо недееспособно или его дееспособность ограничена.
(5) Получатель социальной помощи обязан сообщить в письменном виде органу, предоставившему ему право на ее получение о любом событии, которое может привести к изменению, приостановлению или прекращению данного права.
(6) Право на социальную помощь не освобождает лицо от ответственности за себя и свою семью.
(7) В случае нарушения прав и свобод получателя социальной помощи получатель или его законный представитель вправе обратиться в судебную инстанцию.
Глава III
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ”.
Статья 9. Формы социальной помощи Социальная помощь предоставляется в форме социальных услуг и социальных выплат.
Статья 10. Социальные услуги
(1) Социальные услуги представляют собой комплекс мер и действий, предпринятых для удовлетворения социальных потребностей лица или семьи с целью преодоления трудных ситуаций, предупреждения маргинализации и социального исключения.
(2) Социальные услуги включают в себя первичные, специализированные и высокоспециализированные социальные услуги. Социальные услуги оказываются в основном в семейной среде, в сообществе и в качестве последнего решения – в учреждениях интернатного типа.
(3) Качество социальных услуг обеспечивается соблюдением стандартов качества, утвержденных Правительством.
(4) Социальные услуги предоставляются бесплатно, с частичной оплатой или с полной оплатой.
Статья 11. Социальные выплаты Социальные выплаты осуществляются в форме компенсаций, выплат, пособий, социальной и материальной помощи и помощи другого характера.
Глава IV
OРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Статья 12. Социальная помощь на центральном уровне
(1) Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты является органом центрального публичного управления, координирующим деятельность по предоставлению социальной помощи и оценивающим функционирование системы социальной помощи.
(2) Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты осуществляет следующие основные функции:
а) разрабатывает и реализует т политику социальной помощи на национальном уровне;
b) разрабатывает и продвигает нормативные акты для реализации политик в системе социальной помощи;
c) оценивает влияние политик в сфере социальной помощи с целью реформирования и улучшения предоставления социальных выплат, а также повышения качества и доступности социальных услуг;
d) регламентирует и организует систему аккредитации и инспектирования в данной сфере;
e) координирует и оценивает деятельность территориальных структур социальной помощи;
f) сотрудничает с органами местного публичного управления первого и второго уровней и с представителями гражданского общества в соответствии с законодательством с целью развития социальных услуг и обеспечения их качества;
g) определяет необходимость профессиональной подготовки персонала системы социальной помощи и обеспечивает совершенствование его профессиональных качеств;
h) развивает отношения сотрудничества с аналогичными международными учреждениями и организациями, заключает конвенции о сотрудничестве с ними;
i) создает и развивает информационную систему в данной области.
j) централизует денежные средства из общего объема предусмотренных в государственном бюджете на соответствующий год ассигнований на социальную помощь, в том числе путем их направления подведомственным учреждениям, для реализации целевых отраслевых программ.
(3) При выработке политики социальной помощи Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты консультируется с представителями гражданского общества, патронатами и профсоюзами.
(4) Центральные органы публичной власти создают учреждения, предоставляющие социальные услуги, и управляют ими только в случае, когда органы местного публичного управления не могут обеспечить создание таких учреждений и управление ими.
Статья 13. Роль органов местного публичного управления второго уровня в организации социальной помощи
(1) Органы местного публичного управления второго уровня создают территориальную структуру социальной помощи, которая совместно с органами местного публичного управления первого уровня и в сотрудничестве с представителями гражданского общества реализует политику социальной помощи и обеспечивает применение законодательства на местном уровне.
(2) Органы местного публичного управления второго уровня выполняют посредством территориальной структуры социальной помощи следующие функции
а) выявляют имеющиеся в границах административно- территориальной единицы социальные проблемы и разрабатывают стратегию развития и оказания социальной помощи в соответствии с социальной политикой Правительства, проводимой Министерством здравоохранения, труда и социальной защиты;
b) организуют и предоставляют социальную помощь в зависимости от выявленных потребностей;
b1) организуют деятельность по предотвращению ситуаций риска для детей и поддерживают развитие потенциала семьи, направленного на уход и воспитание ребенка;
b2) обеспечивают защиту детей, находящихся в ситуации риска, и детей, разлученных с родителями;
с) обобщают и систематизируют информацию о предоставленной социальной помощи и осуществляют анализ ее эффективности ;
d) поддерживают органы местного публичного управления первого уровня и представителей гражданского общества в том, что касается разработки и внедрения местных программ развития социальной помощи, а также осуществления мониторинга их выполнения;
е) обеспечивают управление финансовыми средствами и человеческими ресурсами в целях развития и оказания социальной помощи на администрируемой территории;
f) поддерживают деятельность учреждений социальной помощи, подведомственных примэриям, находящимся в границах административно-территориальной единицы второго уровня, и вносят предложения по совершенствованию этой деятельности;
g) пополняют информационную систему в области социальной помощи данными на уровне района;
h) информируют население о ситуации в области социальной помощи и порядке предоставления социальных выплат и услуг;
i) обеспечивают предоставление социальной помощи лицам, находящимся в трудной ситуации;
j) обеспечивают наблюдение за персоналом системы социальной помощи.
(3) Территориальная структура социальной помощи по согласованию с органом местного публичного управления первого уровня осуществляет прием на работу персонала системы социальной помощи в соответствии с частью (1) статьи 15 с целью защиты интересов и разрешения проблем населения, находящегося в трудном положении, проживающего в соответствующей административно территориальной единице.
Статья 14. Роль органов местного публичного управления первого уровня в организации социальной помощи
(1) Органы местного публичного управления первого уровня выполняют следующие функции:
а) инициируют изучение положения дел в социальной сфере на подведомственной территории;
b) осуществляют анализ социальных проблем;
c) принимают и развивают местные стратегии поддержки малоимущих лиц и семей;
d) принимают программы социальной помощи и осуществляют контроль за их выполнением;
e) предоставляют человеческие, материальные и финансовые ресурсы для реализации программы социальной помощи и разрешения неотложных социальных проблем;
f) содействуют обеспечению адекватных условий труда персонала территориальной структуры социальной помощи, работающего на подведомственной территории;
g) совместно с территориальной структурой социальной помощи осуществляют мониторинг и координируют деятельность персонала системы социальной помощи.
(2) Органы местного публичного управления первого уровня могут в соответствии с выявленными потребностями самостоятельно создавать социальные услуги и учреждать единицы персонала.
Глава V
ПЕРСОНАЛ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Статья 15. Персонал системы социальной помощи
(1) Социальная помощь предоставляется:
а) социальным ассистентом;
b) социальным работником;
с) профессиональным патронатным воспитателем, получившим специальное образование;
d) родителем-воспитателем, имеющим специальное образование.
e) персональным ассистентом.
(2) Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты совместно с органами местного публичного управления определяет необходимый минимальный штат персонала учреждений социальной помощи.
(3) Учреждение социальной помощи независимо от организационно-правовой формы и вида собственности соблюдает минимальные нормы персонала в соответствии со стандартами качества социальных услуг и другими нормативными актами.
(4) Персонал системы социальной помощи обязан соблюдать законодательство и установленные нормы профессиональной этики.
(5) Профессиональное наблюдение способствует развитию и укреплению профессионализма персонала, улучшению качества социальных услуг, а также консолидации соответствующей команды на местном уровне.
Статья 16. Непрерывное профессиональное обучение
(1) Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты и Министерство образования, культуры и исследований создают систему непрерывного профессионального обучения персонала системы социальной помощи.
(2) Территориальные структуры социальной помощи и поставщики социальных услуг независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности обеспечивают непрерывное профессиональное обучение работников.
Глава VI
ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Статья 22. Источники финансирования
(1) Меры социальной помощи финансируются из средств государственного бюджета, местных бюджетов, Фонда поддержки населения, пожертвований, средств спонсоров, а также средств, внесенных получателями социальной помощи.
(2) Учреждения социальной помощи могут организовывать подсобные хозяйства с целью получения доходов, которыми они распоряжаются как собираемыми доходами.
заменен согласно ЗП172 от 27.07.18,MO 321-332/529 от 24.08.2018
(3) Для финансирования социальных услуг используются также средства, внесенные в качестве платы за социальные услуги получателями, имеющими собственные доходы.
(4) Размер платы за социальные услуги устанавливается в зависимости от собственных доходов получателей следующим образом:
а) органами местного публичного управления – за социальные услуги, финансируемые из местных бюджетов;
b) юридическими лицами по согласованию с органами местного публичного управления – за организуемые и финансируемые ими социальные услуги;
с) Правительством – за социальные услуги, финансируемые из государственного бюджета;
d) по договоренности сторон – при реализации совместно финансируемых программ социальной помощи.
Статья 23. Порядок финансирования
(1) Порядок финансирования социальной помощи устанавливается законами, регламентирующими предоставление социальных выплат и социальных услуг.
(2) Органы местного публичного управления обеспечивают, исходя из имеющихся финансовых возможностей, материальную базу, необходимую для организации и функционирования территориальных структур социальной помощи, предоставления собственных социальных услуг, и поддерживают деятельность по оказанию социальной помощи физических и юридических лиц, учреждений культов, признанных в Республике Молдова, организаций гражданского общества.
Глава VII
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Статья 26. Ответственность
Несоблюдение положений настоящего закона влечет дисциплинарную, материальную, гражданскую или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Глава VIII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27
Правительству в пятимесячный срок:
представить Парламенту предложения по приведению действующего законодательства в соответствие с настоящим законом;
привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом;
обеспечить аннулирование министерствами и департаментами нормативных актов, противоречащих настоящему закону.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАРЛАМЕНТА ЕУДЖЕНИЯ ОСТАПЧУК
№ 547-XV. Кишинэу, 25 декабря 2003 г.