Scrisoarea IFPS nr.17-2/1-13-511-2873/10 din 15.05.2009 cu privire la unele particularităţi de reflectare a diferenţei sumelor, ce apar în rezultatul operaţiilor, efectuate în unităţi convenţionale (valută străină) între agenţii economici - rezidenţi
ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ
Письмо Главной государственной налоговой инспекции
N 17-2/1-13-511-2873/10 от 15.05.2009 г.
(в силу 15.05.2009)
"Contabilitate şi audit", 2009 г., N 5, стр.116
* * *
Главная государственная налоговая инспекция доводит до сведения и для руководства в работе некоторые особенности отражения суммовых разниц, полученных в результате операций, совершенных в условных единицах (в иностранной валюте) между экономическими агентами – резидентами.
Действующее гражданское законодательство разрешает сторонам гражданских договоров устанавливать стоимость договора (вознаграждение, цену) в иностранной валюте или в условных единицах.
Одновременно, согласно ч.(1) ст.21 Закона о валютном регулировании № 62-XVI от 21.03.2008 г. (Monitorul Oficial № 127-130 от 18.07.2008 г.) на территории Республики Молдова платежи и переводы между резидентами осуществляются в национальной валюте, за исключением случаев, предусмотренных ч.(2) вышеуказанной статьи.
Согласно ч.(1) ст.8 Закона о бухгалтерском учете № 113-XVI от 27.04.2007 г. (Monitorul Oficial № 90-93 от 29.06.2007 г.) бухгалтерский учет ведется в национальной валюте.
Таким образом, любое обязательство как налогоплательщика, так и перед налогоплательщиком, сумма которого выражена в иностранной валюте, пересчитывается по курсу Национального банка Молдовы, действующему на день совершения операции.
Также обязательство, выраженное в условных единицах, отражается в бухгалтерском учете в национальной валюте по курсу, предусмотренному в договоре сторонами.
В случае, если на момент погашения обязательства курс обмена Национального банка Молдовы отличается от курса на момент совершения операции, то обязательство пересчитывается и устанавливается суммовая разница, которая относится на доход или расходы.
Разрешается вычет расходов, связанных с суммовой разницей по совершенным операциям, в случае, если они являются обычными и необходимыми и оплачены налогоплательщиком в течение налогового года исключительно в целях осуществления предпринимательской деятельности, согласно ч.(1) ст.24 Налогового кодекса № 1163-ХIII от 24 апреля 1997 г. (повторно опубликован в Monitorul Oficial от 8 февраля 2007 г., специальный выпуск).
Доход, установленный вследствие пересчета обязательства, выраженного в условных единицах (в иностранной валюте), считается налогооблагаемым доходом согласно ст.18 Налогового кодекса.
Подтверждение и учет понесенных затрат осуществляются на основании первичных документов – Накладная или Налоговая накладная, а также других документов строгой отчетности (ст.20 Закона о бухгалтерском учете).
В первичных документах строгой отчетности – Накладная или Налоговая накладная – суммовая разница отражается со знаком "-", если суммовая разница отрицательная, а в случае, если суммовая разница положительная, выдается Накладная, Налоговая накладная и т.д.
Таким образом, в случае, если экономические факты соответствуют вышеуказанным условиям, экономическим агентам – резидентам разрешается вычет в налоговых целях расходов, связанных с суммовой разницей, полученной в результате совершенных операций.
Далее приводим пример вычета в налоговых целях суммовой разницы.
Пример. Юридическое лицо "А" реализует юридическому лицу "В" 25 единиц товара на основании договора купли-продажи. Согласно договору купли-продажи, подписанному 10 декабря 2008 года, цена одной единицы товара составляет 20€. Официальный курс лей-евро Национального банка Молдовы на момент поставки товара составляет 13 леев.
Обязательства юридического лица "В" перед юридическим лицом "А" составляют 6500 леев (25 × 20 × 13).
Оплата юридического лица "В" за приобретенный товар осуществляется 10 февраля 2009 года. Официальный курс лей – евро Национального банка Молдовы составляет 14 леев.
Таким образом, обязательство юридического лица "В" перед юридическим лицом "А" пересчитывается, а суммовая разница в размере 500 леев относится на текущие расходы за 2009 год и подлежит вычету в налоговых целях.
Также на суммовую разницу в размере 500 леев выписывается соответствующий документ строгой отчетности.
В то же время, юридическому лицу "А" также необходимо пересчитать сумму обязательств, и суммовая разница будет отнесена на доходы 2009 года.
| ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ИНСПЕКЦИИ | Андриан ТИМОТИН |