Scrisoarea nr.17-2-09/1-320-3072 din 21.06.2002 cu privire la particularităţile aplicării legislaţiei fiscale la cooperativele de întreprinzător, ce practică activitate în domeniul agriculturii
ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ
Об особенностях применения налогового законодательства
к предпринимательским кооперативам, осуществляющим
свою деятельность в области сельского хозяйства
(Письмо Главной государственной налоговой инспекции)
N 17-2-09/1-320-3072 от 21.06.2002
(в силу 21.06.2002)
Contabilitate şi audit, 2002, N 9, стр.104
* * *
Главная государственная налоговая инспекция рассмотрела запрос Республиканского союза ассоциаций сельскохозяйственных производителей "Uniagroproiect" № 2 от 12 апреля 2002 года об особенностях применения подоходного налога и налога на добавленную стоимость к предпринимательским кооперативам (учрежденным на основании Закона о предпринимательских кооперативах № 73-XV от 12 апреля 2001 года (Monitorul Oficial al Republicii Moldova № 49-50 от 3 мая 2001 г.)), функционирующим в области сельского хозяйства, и для руководства и использования в работе сообщает следующее.
Подоходный налог
Пунктом 3) статьи I Закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 646-XV от 16 ноября 2001 года (Monitorul Oficial al Republicii Moldova № 161 от 31 декабря 2001 г.) были внесены изменения в ст.49 Налогового кодекса.
А именно данная статья дополнена новой частью (10), согласно которой начиная с 1 января 2002 года обслуживающие сельскохозяйственные кооперативы, созданные в соответствии со статьей 87 Закона о предпринимательских кооперативах № 73-XV от 12 апреля 2001 года, освобождаются от уплаты подоходного налога при выполнении определенных условий.
Поскольку в целях определения налоговых обязательств по подоходному налогу налоговый год совпадает с календарным (п.85 Инструкции о порядке исчисления и уплаты подоходного налога лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность № 3 от 29 января 2001 года, утвержденной Министерством финансов и согласованной Министерством юстиции), сообщаем, что вышеуказанные хозяйствующие субъекты освобождаются от уплаты в бюджет подоходного налога согласно ч.(10) ст.49 Налогового кодекса при одновременном выполнении следующих условий:
- в течение налогового года кооператив соответствует критериям, указанным в статье 87 Закона о предпринимательских кооперативах № 73-XV от 12 апреля 2001 года;
- данные бухгалтерского учета кооператива должны подтверждать, что в течение налогового года сумма таких показателей как стоимость товаров и услуг, поставленных кооперативом его членам и стоимость товаров, поставленных кооперативу его членами, в совокупности составляет не менее 75% от общей стоимости осуществленных поставок кооператива.
Обращаем внимание на тот факт, что на основании статьи XI Закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 646-XV от 16 ноября 2001 года изменена редакция ст.63 Закона о предпринимательских кооперативах № 73-XV от 12 апреля 2001 года, и, в частности, начиная с 1 января 2002 года данная статья предусматривает, что особенности налогообложения операций, осуществляемых между кооперативом и его членами, определяются Налоговым кодексом.
В связи с этим сообщаем, что при определении подоходного налога за 2001 год на основании предшествующей редакции ч.(2) ст.63 Закона о предпринимательских кооперативах № 73-XV от 12 апреля 2001 года для обслуживающих кооперативов была предусмотрена льгота по подоходному налогу при условии, что не менее 75 процентов общей стоимости поставок (услуг) кооператива поставляются (оказываются) его членам или, наоборот, кооперативу его членами.
То есть для освобождения кооперативов от подоходного налога за 2001 год необходимо было соблюдать одно из следующих требований: кооператив обязан поставлять (оказывать) его членам не менее 75 процентов от общей стоимости продукции (услуг) или члены кооператива обязаны поставлять (оказывать) кооперативу не менее 75 процентов от общей стоимости продукции (услуг).
А начиная с 1 января 2002 года указанная категория налогоплательщиков освобождается от уплаты подоходного налога лишь в случае соблюдения условий, предусмотренных ч.(10) ст.49 Налогового кодекса, и указанных выше.
Следует отметить, что для предоставления льготы по подоходному налогу как за 2001 год (на основании ч.(2) ст.63 Закона о предпринимательских кооперативах № 73-XV от 12 апреля 2001 года), так и за 2002 год (на основании ч.(10) ст.49 Налогового кодекса), кооператив не должен обращаться в Государственную территориальную налоговую инспекцию для регистрации права на освобождение, поскольку указанные статьи не предусматривают необходимости такой регистрации.
В случае, когда кооператив выполняет все требования, касающиеся освобождения от уплаты подоходного налога, величина налога, подлежащего льготированию, определяется при составлении Декларации о подоходном налоге лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, за соответствующий год, а Государственная налоговая служба при проведении налогового контроля проверяет исполнение кооперативом соответствующих условий.
Налог на добавленную стоимость
Согласно положениям ч.(1) п.25) ст.103 Налогового кодекса в редакции Закона № 646-XV от 16 ноября 2001 года освобождаются от НДС услуги, оказываемые созданными в соответствии со ст.87 Закона о предпринимательских кооперативах № 73-XV от 12 апреля 2001 года обслуживающими сельскохозяйственными кооперативами членам этих кооперативов при условии, что не менее 75 процентов общей стоимости осуществленных поставок составляет стоимость товаров и услуг, поставленных кооперативом его членам, и стоимость товаров, поставленных кооперативу его членами, если кооператив не принял решение добровольно зарегистрироваться как плательщик НДС в соответствии со статьей 112 Налогового кодекса.
Следовательно, для того, чтобы воспользоваться льготой, сельскохозяйственный кооператив должен выполнить два условия:
- объем поставок товаров и услуг, осуществленных членам кооператива, одновременно с объемом товаров, приобретенных сельскохозяйственным кооперативом от своих членов, должен превышать 75 процентов общего объема поставок;
- не регистрироваться добровольно как плательщик НДС.
В учетных документах кооператива обеспечивается ежемесячно обособленный учет следующих аспектов:
1) объем услуг, оказанных членам кооператива;
2) объем товаров, поставленных членам кооператива;
3) объем оказанных услуг и поставленных товаров другим лицам, не являющимся членами кооператива;
4) объем покупок, осуществленных кооперативом в течение налогового периода;
5) объем товаров, приобретенных от членов кооператива.
В целях исполнения положений ч.(1) п.25) ст.103 Налогового кодекса важно правильно применять положения ст.108 Налогового кодекса.
Для установления необходимости обложения НДС услуг, оказанных членам кооператива, сельскохозяйственные кооперативы на основании данных об оказанных услугах, поставленных товарах членам кооператива и о приобретенных товарах от членов кооператива определяют объем каждой группы поставок и покупок. Дата поставки определяется в соответствии с положениями ст.108 Налогового кодекса. Документальное подтверждение выполнения услуг членам кооператива (акт приемки выполненых работ, на основании которого поставщик, если он является субъектом налогообложения, составляет налоговую накладную) осуществляется лишь в конце месяца.
Таким образом, если объем поставок и покупок, указанных в пунктах 1 2 и 5, превышает 75 процентов общего объема поставок, то поставки, указанные в пункте 1, включаются в категорию не облагаемых НДС.
Объем поставок , указанных в пунктах 2 и 3, относится к поставкам, стоимость которых в случае превышения в течение 12 следующих друг за другом месяцев предела 10000 леев определяет необходимость регистрации сельскохозяйственного кооператива как субъекта налогообложения.
Если объем осуществленных поставок и покупок, указанных в пунктах 1 2 и 5, не превышает 75 процентов общей стоимости поставок, то поставки, указанные в пункте 1, не относятся к освобожденным, а входят в категорию облагаемых.
Льгота по отнесению услуг, оказанных сельскохозяйственным кооперативом членам кооператива, в категорию не облагаемых НДС действует и после даты регистрации кооператива как субъекта налогообложения. Чтобы не допустить отступления от положений раздела III Налогового кодекса, сельскохозяйственный кооператив должен обеспечивать соответствующий учет и до момента его регистрации как субъекта налогообложения.
Если между двумя субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, отношения устанавливаются на основе договора поручения, то у поверенного облагаемой стоимостью является стоимость оказанной посреднической услуги, а для правильности определения даты налогового обязательства необходимо руководствоваться ч.(1) ст.106 Налогового кодекса, согласно которой поставка товаров и услуг, осуществляется агентом от имени субъекта налогообложения, является поставкой, осуществляемой непосредственно субъектом налогообложения. Другими словами, у доверителя облагаемой стоимостью поставки является стоимость поставленных товаров, а датой возникновения налогового обязательства считается дата передачи товаров поверенным. На эту дату доверитель выдает потребителю налоговую накладную, в которой указывает стоимость поставленного товара. При реализации товара согласно условиям, предусмотренным договором комиссии, комитент выдает комиссионеру налоговую накладную в момент оплаты им реализованного товара, представленного на комиссию. Комиссионер выдает налоговую накладную при поставке товаров, указав в ней стоимость товаров, включая и комиссионное вознаграждение.
Исходя непосредственно из положений ч.(1) п.25) ст.103 Налогового кодекса данная льгота не действует в случае, если сельскохозяйственный кооператив зарегистрировался добровольно.
| ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ИНСПЕКЦИИ | Прокопие ДУКА |