BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Документы

Федерация профсоюзов связи Республики Молдова\r Коллективное соглашение на уровне отрасли связи на 2005-2006 год

Тип документа
Документы
Дата принятия
01.03.2005
Федерация профсоюзов связи Республики Молдова Коллективное соглашение на уровне отрасли связи на 2005-2006 год Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 51-54/165 от 01.04.2005 * * * Подписывающие стороны - Министерство транспорта и связи Республики Молдова, Федерация профсоюзов связи Республики Молдова, представляющая работников - членов профсоюза отрасли, и Федерация патроната связи Республики Молдова, представляющая работодателей предприятий отрасли, использующих оплачиваемый труд, в целях обеспечения реализации норм, предусмотренных Трудовым кодексом, Законом об оплате труда и другими нормативными актами, регламентирующими оплату труда, а также в целях установления оптимальных условий работы и эффективного использования рабочего времени и времени отдыха работниками отрасли связи, согласились о нижеследующем: Глава I Организация, оплата и нормирование труда Статья 1. Труд работников оплачивается в прямой зависимости от количества и качества труда, спроса и предложения рабочей силы, результатов и условий работы предприятий и действующего законодательства. Статья 2. Труд работников отрасли связи может организовываться и оплачиваться в соответствии со следующими системами и формами оплаты труда: а) системы: - тарифная система оплаты труда; - бестарифная система оплаты труда. b) формы: - повременная; - по прямому индивидуальному договору; - по коллективному договору; - по индивидуальному трудовому договору со специальными условиями оплаты труда. Оплата труда по данным системам и формам производится в соответствии с Положением о системах и формах организации и оплаты труда работников соответствующего предприятия. Статья 3. Тарифная ставка на момент подписания Соглашения с учетом коэффициента сложности в области почтовой связи составляет 484 лея, в области телекоммуникаций - 572 лея. Тарифная ставка по каждому предприятию отрасли корректируется и устанавливается в зависимости от роста прибыли и экономической эффективности предприятия, а также минимального размера тарифной ставки для 1-й категории квалификационного разряда, установленного соответствующим постановлением Правительства (с учетом коэффициента сложности, установленного по отрасли). Статья 4. Работникам, работающим в неблагоприятных условиях, устанавливаются, в зависимости от фактического состояния условий труда, компенсационные надбавки в следующем порядке: Количество баллов в зависимости Размер надбавки, от степени вредности, установленных в леях в соответствии с Постановлением Правительства N 1335 от 10 октября 2002 года 0,5 - 2,0 75 2,1 - 4,0 90 4,1 - 4,0 105 6,1 - 8,0 120 8,1 - 10,0 135 более 10 150 Статья 5. Месячная надбавка за выслугу лет устанавливается в минимальном размере 5% за 3 года и максимальном 40% к основному окладу за более 20 лет непрерывного стажа работы в отрасли. Порядок и конкретные размеры надбавок за выслугу лет устанавливаются в коллективном трудовом договоре на уровне предприятия в соответствии с Положением о порядке установления ежемесячной надбавки за стаж работы в области связи (Приложение N 1). Статья 6. За сложность и интенсивность труда работникам устанавливается надбавка к зарплате в размере до 80% основного оклада. Статья 7. За почетное звание "Maestru în Comunicaţii", "Radist de Onoare" работникам выплачивается ежемесячная надбавка в размере 20% к основному окладу. Статья 8. Для возмещения расходов персонала, постоянная работа которого имеет разъездной характер, при служебных поездках в пределах обслуживаемых участков выплачивается ежемесячная надбавка в размере 20% основного оклада, если продолжительность работы с разъездным характером составляет 12 и более дней в месяц и продолжительность каждой поездки больше нормальной продолжительности рабочего дня и 1,5% месячного основного оклада, если работа будет осуществляться в указанных условиях менее 12 дней в месяц. В обоих случаях размер ежемесячной надбавки не должен превышать размер суточных (выплачиваемых при служебных командировках), установленных на территории Республики Молдова. В рабочее время работников, работа которых имеет разъездной характер, включается время проезда от исходного пункта (предприятия, филиала и др.) до места назначения (обслуживаемый участок) и, соответственно, время проезда от места назначения (обслуживаемый участок) к исходному пункту (предприятие, филиал и др.). Статья 9. На предприятиях, на которых из-за специфики работы не может обеспечиваться еженедельный выходной в воскресный день, работникам выплачивается ежемесячная надбавка в размере не ниже 10% основного оклада. Статья 10. Дополнительные годовые стимулирующие выплаты в размере не менее одной средней зарплаты устанавливаются работникам, непосредственно принимающим участие в получении прибыли предприятия. Для установления этих выплат используются средства прибыли предприятия. Порядок выплаты, конкретный размер и категории работников устанавливаются в коллективном договоре предприятия. Статья 11. Работодателям предприятий надлежит разрабатывать нормы труда работников в соответствии с достигнутым уровнем техники и технологий, организации технологического процесса и труда. Статья 12. Процесс разработки норм труда должен исключать перегрузку работников и одновременно способствовать увеличению числа работников. Глава II Рабочее время и время отдыха Статья 13. Исходя из нормальной продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю, предприятия отрасли, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, устанавливают пятидневную рабочую неделю с 8-часовым рабочим днем и двумя выходными днями, один из которых воскресенье. На некоторых предприятиях, с учетом специфики работ, разрешается применение и других типов рабочей недели со следующим распределением рабочего времени: а) шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем с 7-часовой продолжительностью рабочего дня в первые 5 дней и 5-часовой - на шестой день работы; b) четырехдневная рабочая неделя с 10-часовой продолжительностью рабочего дня и 3 выходными днями; c) 4,5-дневная рабочая неделя с 9-часовой продолжительностью рабочего дня в первые 4 дня работы и 4-часовой на пятый день, с двумя с половиной выходными днями. Тип рабочей недели, время начала и окончания работы, продолжительность смены, перерывов, чередование рабочих и нерабочих дней устанавливаются правилами внутреннего распорядка предприятия и могут быть условиями коллективного трудового договора. Статья 14. На предприятиях, а также в некоторых цехах и на производственных участках или для некоторых конкретных профессий, в которых, исходя из специфики деятельности, невозможно обеспечить соблюдение нормальной дневной или недельной продолжительности рабочего времени, допускается 12-часовая продолжительность рабочего времени с последующим отдыхом не менее 24 часов. Статья 15. Предприятиям, которые применяют многосменный режим работы, обеспечить компенсационную доплату в размере 20 процентов часовой тарифной ставки за каждый проработанный час во вторую смену и 50 процентов часовой тарифной ставки за каждый проработанный час в третью смену. В этом случае доплата за работу в ночное время не производится. Статья 16. Всем работникам ежегодно предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней. В продолжительность отпуска не включаются праздничные нерабочие дни. Статья 17. До утверждения Правительством перечня работ и рабочих мест с вредными условиями труда продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для работников, работающих в неблагоприятных условиях, устанавливается в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства N 573 от 1 августа 1994 года, с пересчетом в календарных днях, минимальный потолок которых должен быть не менее 4 календарных дней. Статья 18. На основании части (5) статьи 121 Трудового кодекса руководящим работникам и специалистам предприятий, труд которых требует повышенных психоэмоциональных усилий, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней. Конкретный перечень должностей, требующих повышенных психоэмоциональных усилий, устанавливается на уровне предприятия в коллективном трудовом договоре. Статья 19. По семейным обстоятельствам, при предъявлении соответствующих документов, работникам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск в рабочих днях в следующих случаях: - вступление работника в брак - 3 дня; - вступление в брак детей работника - 3 дня; - рождение или усыновление ребенка - 2 дня; - смерть одного из членов семьи (родителей, мужа, жены, ребенка) - 5 дней; - смерть близкого родственника (дедов, брата, сестры, свекров) - 3 дня; - матерям, имеющим детей в 1 и 2-м классах - 1 день в начале учебного года; - призыв члена семьи в ряды Национальной армии - 1 день. Статья 20. Руководители предприятий, наряду с остальными членами трудового коллектива, пользуются всеми правами и льготами, предусмотренными настоящим Коллективным соглашением, а также коллективным трудовым договором соответствующего предприятия. Глава III Заключительные положения Статья 21. Действие настоящего коллективного соглашения распространяется на всех членов профсоюза отрасли связи. Работникам, не являющимся членами профсоюза, гарантии, предусмотренные настоящим соглашением, обеспечиваются только при условии выплаты профсоюзу предприятия, на котором работают, процента из заработной платы в порядке, установленном статьей 390 Трудового кодекса Республики Молдова. Статья 22. Настоящее коллективное соглашение вступает в силу со дня регистрации в Министерстве труда и социальной защиты. Статья 23. Гарантии, предусмотренные в настоящем соглашении, обязательны для всех работников - членов профсоюза и работодателей предприятий отрасли связи, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы. Статья 24. Стороны гарантируют соблюдение гарантий, оговоренных в настоящем соглашении. Статья 25. Гарантии, предусмотренные коллективными трудовыми договорами, не могут быть ниже уровня настоящего соглашения. Статья 26. Правом толкования и комментирования положений настоящего соглашения обладают только подписавшие его стороны. Подписали: От Министерства транспорта и связи: Министр транспорта и связи Василе ЗГАРДАН От имени работодателей: Председатель Федерации патроната связи Тудор ЧИКЛИЧ От имени работников: Председатель Федерации профсоюзов связи Ион ПЫРГАРУ Зарегистрировано в Министерстве труда и социальной защиты Валериан РЕВЕНКО Приложение к Коллективному соглашению на уровне отрасли связи на 2005-2006 годы Положение о порядке установления ежемесячной надбавки за стаж работы в области связи ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее положение определяет порядок исчисления стажа работы в области связи, а также устанавливает условия начисления и выплаты месячной надбавки. 2. Надбавка за выслугу лет выплачивается ежемесячно и исчисляется в процентах к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах: - от 3 до 5 лет - 5%; - от 5 до 10 лет - 10%; - от 10 лет - за каждый отработанный год дополнительно по 1%, но не свыше 40%. 3. Выплата месячной надбавки за выслугу лет в области связи осуществляется одновременно с заработной платой за календарный месяц за счет фонда заработной платы. 4. Правом на получение месячной надбавки за выслугу лет пользуются все постоянные работники, обладающие необходимым рабочим стажем и занимающие должность или профессию из штатного расписания предприятия. 5. В стаж работы, дающий право на получение месячной надбавки за выслугу лет в области связи, включается время работы непосредственно в области связи, независимо от занимаемой должности и выполняемой работы. 6. Стаж работы определяется на момент исполнения стажа работы, дающего право на получение месячной денежной надбавки. 7. Исчисление размера и выплата месячной надбавки за стаж работы при переходе из одной группы выслуги лет в другую осуществляются начиная с 1 числа следующего месяца после достижения соответствующего стажа работы. 8. В стаж работы, дающий право на получение месячной надбавки за выслугу лет в области связи, также включаются: а) время работы на предприятиях соответствующего профиля (за исключением обслуживающего персонала); b) научно-исследовательская и преподавательская работа в научных, средних специальных и высших учебных заведениях по профильным специальностям связи; c) время работы на выборных должностях и в руководящих органах отраслевого профсоюза или отраслевого патроната; d) время действительной военной службы, в том числе на альтернативной службе, если этим периодам непосредственно предшествовала работа в области связи, а после увольнения в запас работа на предприятиях отрасли связи возобновлена не позднее, чем через три месяца, за вычетом времени переезда; e) время учебы в учебных заведениях в рамках повышения квалификации и усовершенствования кадров с отрывом от производства, если учебе непосредственно предшествовала работа в области связи и работа в этой отрасли возобновлена не позднее, чем через три месяца после окончания учебы; f) время участия в военных действиях по защите территориальной целостности и независимости Республики Молдова в зоне вооруженного конфликта; g) время частично оплачиваемого и дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста, предусмотренного законодательством; h) время работы за пределами страны по направлению предприятий связи, если делегированию непосредственно предшествовала работа в системе связи, и после него работа в области связи возобновлена не позднее чем через 2 месяца, за вычетом времени переезда. 9. В стаж работы, дающий право на получение месячной надбавки за выслугу лет в области связи, не включается время отбывания наказания в виде исправительной работы на рабочем месте, время нахождения под административным арестом, время нахождения на другой работе в связи с отбыванием дисциплинарного взыскания. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ МЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ ЗА СТАЖ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ 10. Месячная надбавка каждого работника определяется в зависимости от должностного оклада. 11. На период временного исполнения обязанностей месячная надбавка определяется исходя из должностного оклада на основном рабочем месте. 12. Выплата месячной надбавки производится за отработанные дни в соответствующий месяц. 13. Если за неотработанное время законодательством сохраняется полная или частичная зарплата, тогда выплата надбавки производится в полном объеме. 14. Месячная надбавка за выслугу лет учитывается при исчислении средней зарплаты, а также при установлении пенсий, других пособий и в аналогичных случаях. 15. В случае увольнения надбавка выплачивается за отработанные дни, предшествующие увольнению. 16. В случае смерти невыплаченная надбавка, полагающаяся умершему работнику, выплачивается его семье. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ СТАЖА РАБОТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ 17. Стаж работы, дающий право на получение месячной надбавки за выслугу лет в области связи, устанавливается комиссиями, утвержденными соответствующими руководителями. В состав комиссии входят: руководитель, представители службы кадров, бухгалтерии, профсоюзного комитета предприятия. 18. Документами для установления стажа работы могут служить трудовая книжка и личное дело работника, оформленные в законном порядке удостоверения, подтверждающие стаж работы, дающий право на получение месячной денежной надбавки за выслугу лет. 19. Подтверждение стажа работы, обеспечивающего право на получение месячной надбавки, посредством свидетельских показаний не допускается. 20. Решение комиссии по установлению стажа работы, дающего право на получение месячной надбавки, оформляется протоколом. Выписки из решения комиссии оформляются в 2 экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию и служит основой для начисления надбавки, а второй экземпляр, после ознакомления с ним соответствующего работника и скрепления его подписью, прилагается к его личному делу. 21. Обжалование решения комиссии рассматривается в 10-дневный срок комиссией, сформированной из представителей патронатов, федерации профсоюзов связи и истца. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 22. Под действие настоящего положения подпадают работники - члены профсоюза предприятий и организаций отрасли связи, подведомственных Министерству транспорта и связи и являющихся членами федерации патроната связи.