BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Документы

Письмо N (10-13-03/1-611)53 от 18.12.2000. Некоторые особенности выдачи акцизного сертификата, заполнения декларации по акцизам и ведения книги учета

Тип документа
Документы
Дата принятия
18.12.2000

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

Некоторые особенности выдачи акцизного сертификата,

заполнения декларации по акцизам и ведения книги учета

(Письмо Министерства финансов)

N (10-13-03/1-611)53  от  18.12.2000

 (в силу 18.12.2000) 

"Contabilitate şi audit", 2001, N 1, стр.99

* * *

Министерство финансов в связи с введением раздела IV Налогового кодекса доводит до сведения следующее. В соответствии со ст.126 раздела IV Налогового кодекса юридические и физические лица, намеревающиеся или занимающиеся переработкой и/или производством товаров, подлежащих обложению акцизами, юридические лица, намеревающиеся заняться или занимающиеся деятельностью в области азартных игр обязаны регистрироваться в качестве субъектов и получить в органах государственной налоговой службы акцизный сертификат налогообложения субъекта до начала деятельности в данной области.

В случае осуществления предпринимательской деятельности без наличия акцизного сертификата у субъекта налогообложения подакцизные товары согласно ст.4 части 7 подпункта g) Закона о ведении в действие раздела IV Налогового кодекса конфискуются, а также налагается штраф в размере 3600 леев.

Для получения акцизного сертификата экономическому агенту следует обратиться в ГНИ по месту регистрации с заявлением согласно форме, установленной в приложении N 1.

В заявлении экономический агент указывает фамилию, имя, юридический (домашний) адрес по основному месту экономической деятельности и данные о лицензии, выданной соответствующими органами. Надо отметить, что в разделе "Данные о лицензии" для экономических агентов, которые располагают несколькими видами лицензий на переработку и/или производство (в том числе реализация) подакцизных товаров, а также осуществление деятельности в области азартных игр по каждому виду деятельности в отдельности, указывается номер лицензии, дата выдачи и срок ее (их) деятельности.

Одновременно экономический агент должен задекларировать акцизное помещение, которое согласно ст.119 п.3) НК представляет совокупность мест, принадлежащих облагаемому субъекту, в том числе здания, помещения, территории, земельные участки, другие расположенные отдельно места, где подакцизные товары перерабатываются и/или производятся, отгружаются (вывозятся) налогооблагаемыми субъектами, где проводятся азартные игры.

При декларировании акцизного помещения, экономический агент должен выделить отдельно по всем существующим местам акцизного помещения их тип (помещение, производственный отдел, склад и т.д.), их полный адрес расположения (уезд, город (село), улица, телефон), а также наименование (имя, отчество) владельца места акцизного помещения.

В случае, когда владельцем места является другое юридическое или физическое лицо, с которым экономический агент заключил договоры аренды или найма, указывается наименование (имя, отчество) арендодателя или наймодателя. Одновременно данные об арендодателе (наймодателе), о его юридическом адресе, налоговом коде, телефоне, а также сроке действия контракта аренды (найма), указываются экономическим агентом ниже, под декларированным акцизном помещении.

При представлении заявления на выдачу сертификата по акцизу государственной налоговой инспекции, ответственный инспектор, принявший заявление, в верхнем правом углу заявления делает запись с указанием даты получения заявления, наименование налоговой инспекции, которой было получено заявление, его фамилия и имя, а также входящий номер заявления, указанный в хронологическом порядке, соответствующий количеству заявлений, фактически поданных в Государственную налоговую инспекцию.

К заявлению экономический агент должен приложить копию схемы (плана) размещения акцизного помещения исходя из положений ст.119 (3) и 126 (3) НК.

Вместе с тем, согласно ст.126 (2), d) Налогового кодекса экономический агент обязан довести до сведения ГНИ конкретные формы и методы контроля, применение которых обеспечивает сохранность подакцизных товаров, в том числе при их перемещении из одного подакцизного места в другое. Если эти места находятся на других территориях, на обратной стороне заявления делается соответствующая запись. Например: охрана помещения, отсутствие возможности проникновения на акцизную территорию посторонних лиц, в том числе в ночное время, процедура документирования, учета и контроля подакцизных товаров при их вывозе, транспортировке за пределы подакцизных помещений. В случае, когда заявление содержит сведения, поддающиеся проверке, ГНИ выдает лицу, подавшему заявление акцизный сертификат экономического агента, зарегистрированный как субъект налогообложения по форме согласно приложению N 2. Акцизный сертификат выдается в течение 2-х дней с момента подачи заявления.

В акцизный сертификат вносятся данные заявления о субъекте налогообложения и о подакцизном помещении, декларируемом экономическим агентом.

В графе "Вид деятельности согласно имеющейся лицензии" указываются только виды деятельности по переработке и/или производству подакцизных товаров, а также по осуществлению деятельности, связанной с азартными играми.

Каждому субъекту налогообложения присваивается регистрационный номер указанный в сертификате, состоящий из пяти цифр: первые две цифры - территориальный код ГНИ, последние три цифры - порядковый номер, зарегистрированного плательщика акцизов. Например: 12001, 12017.

В ст.4 части (7) подпункта d) Закона о введении в действие раздела IV Налогового кодекса предусмотрено, что в случае выявления органами налоговой службы случаев нарушения облагаемыми субъектами положений раздела IV Налогового кодекса, действие сертификата приостанавливается на 20-дневный срок.

В связи с этим в нижней части сертификата предусмотрена специальная строка "Дата приостановления действия сертификата по акцизам", в которой в каждом случае приостановления указывается период приостановления действия сертификата, проштампованная печатью налогового органа и подписью его начальника.

Принятие заявления и выдача акцизного сертификата возлагается на сотрудника (сотрудников) налогового бюро, назначенного приказом начальника ГНИ по уезду.

В каждом налоговом бюро ведутся два специальных регистра (в произвольной форме): один для учета бланков сертификатов, другой - для учета бланков заявления. Надо отметить, что входящие номера заявлений и сертификатов регистрации экономических агентов, как субъектов налогообложения, присваиваются в зависимости от порядковых номеров, которые заносятся в соответствующие регистры.

Как заявления, так и сертификаты по акцизу являются бланками строгой отчетности, которые выдаются экономическим агентам в единственном экземпляре.

Субъекты налогообложения - держатели сертификата, а также лица, не зарегистрированные плательщиками акцизов, в том числе коммерческие предприятия, юридические и физические лица, в адрес которых отгружаются, вывозятся и поставляются подакцизные товары, включая импортированные товары, без подтверждающих документов на эти товары для последующей их реализации, на основании статьи 127 (3) раздела IV НК и соответственно ст.4 (5) с) Закона о введении в действие раздела IV Налогового кодекса, обязаны представить в ГНИ по месту регистрации декларацию по акцизам (согласно форме, предусмотренной приложением N 3) не позднее последнего дня месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена отгрузка (вывоз) подакцизных товаров.

Декларация об акцизах, составленная в одном экземпляре заполняется в установленной форме, утвержденной Министерством финансов.

В декларации по акцизам необходимо указать наименование (фамилию, имя) субъекта налогообложения, юридический (домашний) адрес основного места ведения экономической деятельности, фискальный код, номер регистрации акцизного сертификата (в случае, когда экономический агент зарегистрирован как субъект налогообложения).

В графе 1 указывается порядковый номер подакцизного товара.

В графе 2 указывается наименование отгруженного подакцизного товара.

В графе 3 указывается код тарифной классификации подакцизного товара согласно Товарной номенклатуре Республики Молдова, указанного в графе 1 приложения к разделу IV Налогового кодекса.

В графе 4 указывается код счета согласно бюджетной классификации государственных доходов.

В графе 5 указывается крепость в процентах объемных, содержащихся в алкогольной продукции в случае, когда сумма акциза определяется в зависимости от содержания абсолютного алкоголя.

В графе 6 указывается объем в натуральном выражении в случае, если согласно разделу IV Налогового кодекса, облагаемая база определяется в натуральном выражении, отражая в скобках единицу измерения, указанную в приложении к разделу IV Налогового кодекса.

В графе 7 указывается стоимость товара без НДС и акцизов в случае, если согласно разделу IV Налогового кодекса облагаемая база определяется в стоимостном выражении. Стоимость товара без НДС и акцизов отражается в национальной валюте.

В графе 8 указывается стоимость лицензии на деятельность в области азартных игр.

В графе 9 указывается адвалорная ставка акциза в процентах от стоимости товара без НДС и акцизов или от стоимости лицензии на деятельность в области азартных игр.

В графе 10 указывается ставка акциза, установленная в абсолютной сумме на единицу подакцизного товара, который согласно приложению к разделу IV Налогового кодекса выражена в национальной валюте и евро.

В графе 11 указывается сумма акциза, исчисленная исходя из ставки акциза, соответствующая подакцизным товарам, применяемая кодной из баз обложения, указанных в графах 6, 7 и 8, например (гр.9 x гр.7), или (гр.9 х гр.8), или (гр.10 х гр.6), или (гр.10 х гр.6 х гр.5).

Согласно ст.125 раздела IV Налогового кодекса субъекту налогообложения разрешается зачет (или возмещение) акцизов, уплаченных за подакцизные товары, использованные в процессе переработки и/или производства для получения других подакцизных товаров, отгруженных из подакцизных помещений на территории республики (или использованных для переработки и/или производства подакцизных товаров, отгруженных (вывезенных) на экспорт).

Таким образом, в графе 12 указывается сумма акциза в пределах объема товара, использованного на переработку и/или производства подакцизных товаров, подлежащего зачету или возмещению.

В графе 13 указывается сумма акциза, подлежащая перечислению в бюджет, исчисленная как разница между графой 11 и графой 12, которая подлежит отражению в лицевом счете плательщика акцизов.

Следует отметить, что налоговым бюро плательщики должны представлять только одну декларацию по акцизам, по подакцизным товарам, отгруженным (выверенным) в течение одного налогового периода.

При заполнении декларации по акцизам не допускаются исправления и помарки.

Декларация по акцизам подписывается руководителем и главным бухгалтером субъекта налогообложения. Согласно статье 127 раздела IV Налогового кодекса субъект налогообложения обязан вести регистр учета отгружаемых (вывозимых) товаров по каждому месту подакцизного помещения (приложение N 4).

Записи в регистре делаются от руки ответственным лицом, утвержденным приказом руководителя предприятия до отправки (вывоза) подакцизных товаров из подакцизных помещений.

Форма регистра единого образца заполняется на основании данных, содержащихся в товаротранспортной накладной, выданной для подакцизных товаров.

В графе 1 указывается дата отправки подакцизных товаров из места подакцизного помещения.

В графе 2 указывается время отправки подакцизных товаров.

В графе 3 указывается номер транспортного средства, в котором погружен подакцизный товар, и наименование (фискальный код) экономического агента, который оказывает услуги по транспортировке.

В графе 4 указывается наименование отправленного (выведенного) подакцизного товара.

В графе 5 указывается единица измерения количества, отправленного (вывезенного) подакцизного товара.

В графе 6 указывается количество отправленного подакцизного товара.

В графе 7 указывается стоимость без НДС и акцизов подакцизных товаров в национальной валюте.

В графе 8 указывается исчисленная сумма акцизов по отгруженным (вывезенным) подакцизным товарам.

В графе 9 указываются номер и дата платежного поручения, подтверждающего уплату в бюджет суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, отправленным (вывезенным) в момент отправки (вывоза).

В графе 10 указывается сумма акциза в леях, уплаченного в бюджет за подакцизные товары, отправленные (отгруженные) на основании платежного поручения, отраженного в графе 9.

В графе 11 указывается месяц, в котором была определена переплата по акцизам в территориальной ГНИ.

В графе 12 указывается сумма акциза, уплаченная в счет образовавшейся переплаты.

В графе 13 указывается место отгрузки подакцизных товаров (на экспорт, по территории РМ и т.д.) с указанием наименования (фискальный код) получателя.

Заполненные регистры учета подакцизных товаров отправленных (вывезенных), хранятся в специально отведенном месте в течение 5 лет со дня их полного заполнения.

Согласно ст.4 части (5) Закона о введении в действие раздела IV Налогового кодекса, лица, не являющиеся субъектами обложения, в том числе коммерческие предприятия, в адрес которых юридические и физические лица поставляют (вывозят) и отгружают подакцизные товары, в том числе товары, импортированные без подтверждающих документов (копия таможенной декларации, товаротранспортные накладные, платежный документ, другие документы, установленные Государственной налоговой службой, которые подтверждают уплату акцизов) для их последующей реализации, до 2005 года должны вести раздельный учет этих товаров, полученных без документального подтверждения уплаты акцизов, в регистре (согласно форме установленной в приложении N 5), который содержит следующую информацию:

В графе 1 указывается дата приема подакцизных товаров, на которые отсутствуют документы об уплате акциза.

В графе 2 указывается наименование (фискальный код) и юридический адрес (место жительства) юридического или физического лица, которое отгрузило (вывезло) подакцизные товары без оплаты акцизов.

В графе 3 указывается наименование подакцизного товара, полученного без документов, подтверждающих уплату акциза.

В графе 4 указывается единица измерения количества подакцизного товара, полученного без документального подтверждения уплаты акциза.

В графе 5 указывается количество подакцизного товара, полученного без документального подтверждения уплаты акциза.

В графе 6 указывается стоимость без НДС и акциза подакцизного товара полученного без документального подтверждения уплаты акциза.

В графе 7 указывается адвалорная ставка акциза, установленная в процентах от стоимости товара без НДС и акцизов, которую следует применить к базе обложения по реализованным подакцизным товарам, полученным без документального подтверждения уплаты акцизов.

В графе 8 указывается ставка акциза, установленная в абсолютной сумме на единицу измерения подакцизного товара, которую следует применить к количеству реализованных подакцизных товаров, полученных без документального подтверждения уплаты акциза.

В графе 9 указывается сумма акциза, исчисленная лицами, не являющимися субъектами налогообложения, в том числе коммерческими предприятиями на подакцизный товар, полученный без документального подтверждения уплаты акциза.

В графе 10 указывается дата реализации коммерческим предприятием подакцизного товара, ранее полученного без документального подтверждения уплаты акциза.

В графе 11 указываются номер и дата платежного поручения, которое подтверждает уплату в бюджет акциза по реализованным подакцизным товарам.

В графе 12 указывается сумма акциза, фактически уплаченного в бюджет на основании платежного поручения, указанного в графе 11.

О вышеизложенном довести до сведения экономических агентов.