Письмо N (10-2-09/1-722-3503) от 21.06.2001 о правильности предоставления льгот физическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам по уплате земельного налога и налога на недвижимое имущество
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
О правильности предоставления льгот физическим лицам и крестьянским
(фермерским) хозяйствам по уплате земельного налога
и налога на недвижимое имущество
(Письмо Министерства финансов)
N (10-2-09/1-722-3503) от 21.06.2001
(в силу 21.06.2001)
"Contabilitate şi audit", 2001 г., N 7, стр.99
* * *
Министерство финансов в связи с многочисленными обращениями государственных территориальных налоговых органов в части правильности предоставления льготы по уплате земельного налога и налога на недвижимое имущество физическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, сообщает следующее.
В соответствии с положениями части (5) статьи 4 Закона о введении в действие раздела VI Налогового кодекса (далее - Закон) субъектами налогообложения по земельному налогу и/или налогу на недвижимое имущество являются лица, указанные в статье 277 Налогового кодекса (далее - Кодекс), с учетом положений статей 283 и 284 Кодекса и Приложения 2 к Закону. Таким образом, согласно положениям указанной статьи субъектами налогообложения по земельному налогу и налогу на недвижимое имущество являются физические и юридические лица - резиденты и нерезиденты Республики Молдова:
- собственники недвижимого имущества (земельных участков и/или улучшений на них - здания, сооружения, квартиры и другие изолированные помещения) на территории Республики Молдова. Частью (2) данной статьи установлено, что отсутствие у указанных лиц документа, удостоверяющего право собственности на недвижимое имущество, равно как и невыполнение предусмотренной законодательством обязанности по регистрации имущественных прав, не может являться основанием для непризнания этих лиц субъектами налогообложения в отношении недвижимого имущества, если фактически эти лица реализуют право владения, пользования и распоряжения данным имуществом;
- обладатели имущественных прав (права пользования, хозяйственного ведения, оперативного управления) на земли на территории Республики Молдова, находящихся в публичной собственности государства или публичной собственности административно-территориальных единиц либо в частной собственности, включая арендаторов при условии, что объект налогообложения арендован на срок более 3 лет и договором об аренде не предусмотрено иное.
В соответствии с положениями пунктов i) - m) части (1) статьи 283 Кодекса льготами по уплате земельного налога и/или налога на недвижимое имущество пользуются следующие налогоплательщики - физические лица:
- лица пенсионного возраста.
К данной категории налогоплательщиков относятся лица, получающие пенсию по возрасту, установленную согласно положениям ст.41 Закона о пенсиях государственного социального страхования N 156-ХIV от 14 октября 1998 года:
- инвалиды I и II групп;
- инвалиды детства;
- инвалиды III группы (участники боевых действий по защите территориальной целостности и независимости Республики Молдова, участники боевых действий в Республике Афганистан, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС).
Данные категории лиц (за исключением инвалидов I и II групп и инвалидов детства) пользуются этой льготой при условии, что совместно с ними не проживают трудоспособные члены семьи;
- семьи погибших участников боевых действий по защите территориальной целостности и независимости Республики Молдова и лица, находящиеся на их иждивении;
- семьи военнослужащих, погибших во время боевых действий в Республике Афганистан, и лица, находящиеся на их иждивении;
- семьи, в которых имеются дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;
- семьи умерших вследствие заболевания, полученного в результате участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и лица, находившиеся на их иждивении.
Указанные категории налогоплательщиков пользуются правом освобождения от уплаты земельного налога и налога на недвижимое имущество для всех земель и недвижимого имущества, имеющихся в собственности или обладающие имущественными правами на них. К данной категории налогоплательщиков относятся и обладатели равноценной доли земли, которые в соответствии с действующим законодательством зарегистрировали крестьянские (фермерские) хозяйства и соответствуют требованиям по предоставлению льготы по уплате земельного налога. Это объясняется тем, что согласно Закону о крестьянских (фермерских) хозяйствах N 1353-ХIV от 3 ноября 2000 года, вступившему в силу 8 февраля 2001 года (Моnitorul Oficial al Republicii Moldova, 2001 г., N 14-15, ст.52), равноценные доли земли, на основании которых образовались крестьянские (фермерские) хозяйства, являются частной собственностью членов этих хозяйств и, следовательно, при определении субъекта налогообложения необходимо учитывать предусмотренные льготы по уплате земельного налога.
Одновременно обращаем внимание, что согласно положениям части (3) статьи 36 Закона о крестьянских (фермерских хозяйствах) N 1353-XIV от 3 ноября 2000 года обладатели равноценных долей земли, не зарегистрировавшие в установленном порядке крестьянские (фермерские) хозяйства, не имеют право на льготу по уплате земельного налога.
То есть обладатели равноценной доли земли освобождаются от уплаты земельного налога только в случае, если они зарегистрировали крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с действующим законодательством и соответствуют требованиям по предоставлению указанной льготы.
В случаях, когда указанные лица, имеющие право на льготу по уплате земельного налога, передают земли в аренду, необходимо учитывать положения ст.277, которые устанавливают, что арендаторы являются субъектами налогообложения по земельному налогу в случаях, когда объект налогообложения сдан в аренду на срок более 3 лет и договором об аренде не предусмотрено иное.
Ниже приводятся некоторые специфические ситуации, которые могут возникнуть при применении налоговых норм в случаях арендных отношений:
1. При сдаче в аренду сельскохозяйственных земель на срок до 3 лет арендатор (лицо, арендующее земли) уплачивает только арендную плату за эти земли. В данном случае арендатор не уплачивает земельный налог.
2. При сдаче в аренду сельскохозяйственных земель на срок, превышающий 3 года, с уточнением в договоре об аренде, что субъектом налогообложения по земельному налогу является собственник (лицо, сдающее в аренду), арендатор также уплачивает только арендную плату (земельный налог он не уплачивает).
3. При сдаче в аренду сельскохозяйственных земель на срок более 3 лет, когда в договоре об аренде не указан субъект налогообложения по земельному налогу или уточнено, что им является арендатор, появляется новый субъект налогообложения (арендатор) и порядок его обложения по земельному налогу зависит от его правового статуса в отношении налогообложения по земельному налогу.
Одновременно сообщаем, что обладатели равноценной доли земли, которые вносят данные земли в уставный капитал предприятия, созданного в соответствии с Законом о предпринимательстве и предприятиях N 845-ХII от 3 января 1992 года (ООО, АО и др.), не являются субъектами налогообложения по земельному налогу и, соответственно, не имеют право на указанную льготу. В данном случае субъектами налогообложения являются юридические лица, к которым и принимаются соответствующие положения налогового законодательства.
Исходя из вышеизложенного Министерство финансов обращает внимание органов местной публичной власти и государственных территориальных налоговых органов на необходимость ревизирования сумм земельного налога, исчисленных для членов крестьянских (фермерских) хозяйств за 2001 год и в случаях, если указанным лицам, соответствующим требованиям по предоставлению льготы по уплате земельного налога не предоставлены такие льготы, необходимо осуществить соответствующие перерасчеты.
| Министр | Михаил Маноли |
Согласовано: |
|
| Заместитель начальника | |
| Главной государственной налоговой инспекции | Прокопие Дука |