BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Документы

Письмо N 34(10-13-02/1-2973) от 18.08.99 Отдельные вопросы исчисления НДС предприятиями, производящими сельхозпродукцию и перерабатывающими ее

Тип документа
Документы
Дата принятия
18.08.1999

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

Отдельные вопросы исчисления НДС предприятиями, производящими

сельхозпродукцию и перерабатывающими ее

(Письмо Министерства финансов)

N 34(10-13-02/1-2973)  от  18.08.1999

 (в силу 18.08.1999) 

"Contabilitate şi audit", 1999, N 9, стр.68

* * *

В соответствии со ст.26 е) Закона о бюджете на 1999 год продукция растениеводства и садоводства в натуральном виде и продукция животноводства в натуральном виде, в живом и убойном весе, поставленная ее производителями независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, освобождена от обложения налогом на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость по затратам, осуществленным для производства данной продукции, относится на увеличение этих затрат.

В связи с этим у предприятий, одновременно производящих указанную продукцию и перерабатывающих ее, возникает ряд вопросов применения НДС, по которым Главная государственная налоговая инспекция разъясняет следующее.

Независимо от того реализуется ли продукция, указанная в ст.26 е) Закона о бюджете на 1999 год, ее производителями или подвергается ими же дальнейшей переработке, НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям и услугам, используемым для производства этой продукции, относится на увеличение ее затрат по производству.

Кроме того, поскольку указанные предприятия производят как облагаемую продукцию, так и необлагаемую, то на осуществляемые ими поставки распространяются общие требования по зачету НДС на приобретаемые товарно-материальные ценности (услуги), предусмотренные в ст.102 Налогового кодекса:

1. Если приобретаемые товарно-материальные ценности (услуги) используются только для осуществления облагаемых поставок, то суммы НДС по ним относятся в зачет при соблюдении требований ст.102 (1) и (6).

2. Если приобретаемые товарно-материальные ценности (услуги) используются исключительно для осуществления необлагаемых поставок, то в соответствии с требованиями ст.26 е) Закона о бюджете на 1999 год и ст.102 (2) Налогового кодекса суммы НДС по ним относятся в затраты.

3. Если приобретаемые товарно-материальные ценности (услуги) используются как для производства облагаемой, так и необлагаемой продукции, то в соответствии со ст.102 (3) Налогового кодекса суммы НДС по ним относятся в затраты при условии наличия в данном отчетном периоде более 50% необлагаемых поставок, и в зачет - при наличии более 50% облагаемых поставок.

Между тем, учитывая сезонный характер деятельности сельхозпредприятий, может сложиться ситуация при которой в один отчетный период предприятие только приобретает товарно-материальные ценности, услуги, а в другой - осуществляет поставки.

В этом случае предприятие должно ориентироваться на соотношение реализованной облагаемой и необлагаемой продукции по результатам предыдущего года, если планируемые экономические показатели на текущий год у него сохранены на том же уровне.

Если предприятие значительно изменило по сравнению с прошлым годом соотношение объемов производства облагаемой и необлагаемой продукции, то за базу в отчетном периоде должны быть взяты плановые показатели.

При этом независимо от принятого метода определения процента произведенной облагаемой и необлагаемой продукции для данного отчетного периода, по окончании текущего года производится перерасчет с бюджетом правильности отнесения в зачет сумм НДС, исходя из фактически сложившихся показателей:

- излишне отнесенная в зачет сумма НДС уплачивается в бюджет и одновременно относится на затраты;

- излишне отнесенная на затраты - списывается с затрат и относится в зачет.

Указанные изменения отражаются в декларации за январь месяц, следующего за отчетным годом, в разделе IV "Корректировка предыдущих налоговых периодов". При этом в графе 1 "отчетный период, в котором производится корректировка" указывается тот месяц, в котором при определении сумм НДС, относящихся в зачет, был принят другой показатель, несоответствующий полученному по результатам года. Следующие графы заполняются соответственно производимым изменениям и требованиям Порядка заполнения субъектами обложения НДС Декларации по НДС с уточнениями, сообщенными в письме Главной государственной налоговой инспекции N 17(10-13-02/1-1375) от 12.05.99 г. Затем итоги граф 2 и 3 строки 15 в установленном порядке соответственно отражаются по строке 5 и строке 9.

Изложенное следует довести до сведения заинтересованных субъектов налогообложения.