BIZLEXLegislația Republicii Moldova
Documente

Scrisoarea IFPS nr.26-08/1-12-51/477/58 din 24.01.2013 cu privire la aplicarea impozitului pe venit din activitatea operaţională al agenţilor economici subiecţi ai sectorului întreprinderilor mici şi mijlocii

Tipul documentului
Documente
Data adoptării
24.01.2013
Textul în limba selectată nu este disponibil. Este afișată cealaltă versiune lingvistică.

ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ

О применении налога на доход от операционной деятельности хозяйствующих

субъектов - субъектов сектора малых и средних предприятий

(Письмо Главной государственной налоговой инспекции)

N 26-08/1-12-51/477/58  от  24.01.2013 г.

 (в силу 01.02.2013) 

“Contabiltate şi audit”, 2013 г., N 2, стр.110

* * *

Главная государственная налоговая инспекция на основании п.d) ч.(1) ст.133 Налогового кодекса, учитывая изменения, внесенные Законом о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты № 178 от 01.07.2012 г. (Мониторул Офичиал № 190-192/664 от 14.09.2012 г.), а также большое количество вопросов, поступающих от налогоплательщиков, доводит до сведения содержание разъяснений Министерства финансов № 14/3-07/17 от 18.01.2013 г.

Согласно положениям ч.(1) ст.541 Налогового кодекса № 1163-XIII от 24.04.1997 г. в редакции Закона № 178 от 11.07.2012 г. (Мониторул Офичиал № 190-192/664 от 14.09.2012 г.) субъектами обложения налогом на доход от операционной деятельности (IVAO) являются хозяйствующие субъекты, не зарегистрированные в качестве плательщиков НДС, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, хозяйствующие субъекты, не зарегистрированные в качестве плательщиков НДС (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей), которые по состоянию на 31 декабря налогового периода, предшествующего декларируемому налоговому периоду, получили доход от операционной деятельности в сумме до 100000 леев, обязаны применять налоговый режим IVАО (ч.(2) ст.541 Налогового кодекса).

Также обязанность применения IVAO имеют и:

• хозяйствующие субъекты, не зарегистрированные в качестве плательщиков НДС (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей), которые по состоянию на 31 декабря налогового периода, предшествующего декларируемому налоговому периоду, не получили доход от операционной деятельности, и

• вновь созданные хозяйствующие субъекты.

При этом хозяйствующие субъекты, не зарегистрированные в качестве плательщиков НДС (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей), которые по состоянию на 31 декабря налогового периода, предшествующего декларируемому налоговому периоду, получили доход от операционной деятельности в сумме от 100000 до 600000 леев, могут выбрать налоговый режим IVAO (с уплатой налога в размере 3% дохода от операционной деятельности) или либо общеустановленный налоговый режим (с уплатой подоходного налога в размере 12% налогооблагаемого дохода) с момента добровольной регистрации в качестве плательщика НДС (ч.(3) ст.541 Налогового кодекса).

Необходимо отметить, что в соответствии с положениями ч.(2) ст.112 Налогового кодекса, субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, вправе зарегистрироваться в качестве плательщика НДС, если он в течение любых 12 следующих друг за другом месяцев осуществлял облагаемые поставки товаров, услуг (за исключением импортируемых) на сумму, превышающую 100000 леев, при условии, что оплата за эти поставки осуществляется покупателями в форме расчетов по перечислению на банковские счета субъекта предпринимательской деятельности, открытые в финансовых учреждениях, имеющих налоговые отношения с бюджетной системой Республики Молдова.

Таким образом, хозяйствующий субъект в случае осуществления поставок в объеме свыше 100000 леев может выбрать:

• применение IVAO (до регистрации в качестве плательщика НДС);

• добровольную регистрацию в качестве плательщика НДС с применением подоходного налога, предусмотренного ст.15 Налогового кодекса, или применение IVAO (до добровольной регистрации в качестве плательщика НДС).

Право выбора между налоговым режимом для субъектов сектора малых и средних предприятий (с уплатой налога в размере 3% дохода от операционной деятельности) и общеустановленным налоговым режимом (с уплатой подоходного налога в размере 12% налогооблагаемого дохода) будут иметь только те субъекты, которые добровольно зарегистрируются в качестве плательщика НДС. Выбор налогового режима осуществляется путем указания его учетной политике хозяйствующего субъекта. С момента выбора конкретного режима налогообложения и указания его в учетной политике хозяйствующий субъект не будет иметь права выбора другого налогового режима в течение текущего налогового года.

При достижении порога поставок в 600000 леев хозяйствующий субъект в соответствии с положениями ч.(1) ст.112 Налогового кодекса обязан зарегистрироваться в качестве плательщика НДС.

Соответственно, если в течение периода, за который рассчитывается IVAO (квартал), хозяйствующий субъект зарегистрировался в качестве субъекта обложения НДС (добровольно или в обязательном порядке), то до момента регистрации - первый день месяца, следующего за тем, в котором имело место превышение (ч. (1) и (2) ст.112 Налогового кодекса) - данный хозяйствующий субъект будет облагаться налогом на доход от операционной деятельности. После указанного момента данный хозяйствующий субъект будет облагаться в общем налоговом режиме, установленном Налоговым кодексом.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие полностью необлагаемые НДС поставки, а также те, которые осуществляют как облагаемые, так и необлагаемые поставки, могут выбрать общеустановленный налоговый режим (с уплатой подоходного налога в размере 12% налогооблагаемого дохода) или налоговый режим для субъектов сектора малых и средних предприятий (с уплатой налога в размере 3% дохода от операционной деятельности). Выбор налогового режима осуществляется путем указания его в учетной политике хозяйствующего субъекта. С момента выбора конкретного режима налогообложения и указания его в учетной политике хозяйствующий субъект не может выбрать другой режим налогообложения в течение текущего налогового года.