BIZLEXLegislația Republicii Moldova
Documente

Scrisoarea Ministerului Finanţelor nr.(17-13-02/1-3306)38 din 10.07.2002 privind aplicarea TVA la livrările/procurările mărfurilor, serviciilor în cadrul operaţiunilor economice cu agenţii economici, situaţi pe teritoriul republicii şi care nu au relaţii fiscale cu sistemul ei bugetar

Tipul documentului
Documente
Data adoptării
10.07.2002
Textul în limba selectată nu este disponibil. Este afișată cealaltă versiune lingvistică.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

О применении НДС по поставкам/приобретениям товаров,

услуг в рамках экономических операций с хозяйствующими

субъектами, находящимися на территории республики и не

имеющими налоговых отношений с ее бюджетной системой

(Письмо Министерства финансов)

N (17-13-02/1-3306)38  от  10.07.2002

 (в силу 10.07.2002) 

Contabilitate şi audit, 2002, N 9, стр.89

* * *

В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Закон о государственном бюджете на 2002 год, Министерство финансов доводит до сведения некоторые особенности применения налога на добавленную стоимость в рамках экономических операций, одной из сторон которых являются хозяйствующие субъекты, находящиеся на территории республики, но не имеющие налоговых отношений с ее бюджетной системой.

Положения, регламентирующие на протяжении последних лет применение налога на добавленную стоимость по поставкам и приобретениям товаров, осуществляемым в адрес/от хозяйствующих субъектов, находящихся на территории республики, но не имеющих налоговых отношений с ее бюджетной системой, претерпели некоторые изменения. Указанные изменения были внесены Законом Республики Молдова "О внесении изменений и дополнений в статью 4 Закона о государственном бюджете на 2002 год N 681-XV от 27 ноября 2001 года" N 1106-XV от 06.06.02 г. (Monitorul Oficial al Republicii Moldova N 74 от 11.06.2002 г.). В соответствии с этим законом из ст.4 Закона о государственном бюджете на 2002 год исключены части (2) и (4) и она дополнена новой частью следующего содержания:

"(3) Поставки товаров и услуг хозяйствующими субъектами, находящимися на территории Республики Молдова и не имеющими налоговых отношений с ее бюджетной системой, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость при провозе их через внутренние совместные контрольные налоговые посты согласно положениям раздела III Налогового кодекса".

Таким образом, начиная с даты вступления в действие этого закона, то есть начиная с 11 июня 2002 г., независимо от момента оплаты, все поставки товаров в адрес хозяйствующих субъектов, находящихся на территории республики, но не имеющих налоговых отношений с ее бюджетной системой, за исключением освобожденных от НДС, согласно ст.103 раздела III Налогового кодекса и Закона о государственном бюджете на 2002 год облагаются НДС по ставке, установленной ст.96 Налогового кодекса (20%, 8%, 5%), и ст.5 Закона о государственном бюджете на 2002 год в случае поставки производителями продукции растениеводства и садоводства в натуральной форме и продукции животноводства в натуральной форме, в живом и убойном весе.

Относительно оказания услуг субъектами налогообложения данным субъектам следует отметить, что налоговый режим остался идентичным тому, который применялся до 11 июня 2002 года. Все поставки являются облагаемыми НДС по ставке 20%, за исключением тех услуг, которые на основании Закона о государственном бюджете на 2002 год и ст.103 Налогового кодекса освобождены от НДС.

Начиная с 11 июня 2002 г. налоговое обязательство по поставкам товаров, услуг, осуществленным в адрес хозяйствующих субъектов, не имеющих налоговых отношений с бюджетной системой республики, в условиях действия положений ст.108 Налогового кодекса возникает в момент, когда одно из событий (осуществление поставки, выписка налоговой накладной или получение оплаты) имеет место ранее.

Налоговый режим по приобретенным товарам от хозяйствующих субъектов, расположенных на территории республики, но не имеющих налоговых отношений с ее бюджетной системой, за исключением услуг по переработке давальческого сырья, остался идентичным тому, который действовал до 11 июня 2002 г. То есть налог на добавленную стоимость уплачивается на внутренних совместных контрольных налоговых постах.

Вместе с тем в отличие от положений раздела III Налогового кодекса ст.4 (3) Закона о государственном бюджете на 2002 год предусматривает дату налогового обязательства по уплате НДС по данным поставкам в момент провоза товаров, услуг через внутренние совместные контрольные налоговые посты.

В контексте действия положений ст.8 (1) Закона о государственном бюджете на 2002 год следует отметить, что разовое перемещение физическими лицами товаров и предметов личного пользования с территории восточных районов республики, перечень которых представлен в приложении N 4 к Закону о государственном бюджете на 2002 год через внутренние совместные контрольные налоговые посты в пределах, превышающих количество, установленное в упомянутом приложении, подлежат обложению НДС на общих основаниях.

Относительно ст.5 Закона о государственном бюджете на 2002 год, которая предусматривает 5% ставку на продукцию растениеводства и садоводства в натуральной форме и продукцию животноводства в натуральной форме, в живом и убойном весе, поставляемая ее производителями, то поскольку предприятие, которое произвело эту продукцию, не является плательщиком НДС, эта продукция подлежит обложению НДС по ставке 20% .

В соответствии с п.3) и п.4) ст.93 Налогового кодекса поставкой товаров является передача права собственности на эти товары, а поставкой услуг - деятельность по оказанию материальных и нематериальных потребительских и производственных услуг.

Учитывая изложенное и поскольку ст.4 (3) Закона о государственном бюджете на 2002 год предусмотрено обложение НДС поставок услуг, то при оказании услуг по переработке давальческого сырья, сырье, переданное на переработку и полученный продукт с переработки, в отсутствие перехода права собственности НДС не облагается. НДС применяется только по стоимости, осуществленной услуге по переработке, независимо от того имеет хозяйствующий субъект, оказывающий услуги, налоговые отношения с бюджетной системой республики или нет.

В случае, когда услуга по переработке оказывается хозяйствующим субъектом, имеющим налоговые отношения с бюджетной системой республики, НДС начисляется и уплачивается в бюджет поставщиком услуги с выпиской налоговой накладной, которая должна быть зарегистрирована на внутреннем совместном контрольном налоговом посту, через который провозится товар, полученный в результате переработки.

В ситуации, когда услуга оказывается субъектом, не имеющим налоговых отношений с бюджетной системой республики, начисление НДС осуществляется хозяйствующим субъектом, которому эта услуга оказана. Уплата НДС осуществляется на внутреннем совместном контрольном налоговом посту. Право на зачет сумм НДС по этой услуге обеспечивается при наличии документа, подтверждающего уплату НДС по полученной услуге.

В целях администрирования налога на добавленную стоимость в случаях оказания услуг по переработке давальческого сырья, одной из сторон которой является хозяйствующий субъект, находящийся на территории республики, но не имеющий налоговых отношений с ее бюджетной системой, Министерство финансов устанавливает следующий порядок.

Договор, заключенный с хозяйствующим субъектом, находящимся на территории республики и не имеющим налоговые отношения с ее бюджетной системой, независимо от того является он переработчиком или давальцем, должен быть зарегистрирован в Главной государственной налоговой инспекции хозяйствующим субъектом - субъектом контракта, имеющим налоговые отношения с бюджетом республики.

Договор на переработку давальческого сырья должен быть зарегистрирован и проштампован печатью ГГНИ с проставлением регистрационного номера и подписью должностного лица.

В результате регистрации договора ГГНИ письменно информирует территориальное подразделение по месту регистрации хозяйствующего субъекта, имеющего налоговые отношения с бюджетом республики и внутренний совместный контрольный налоговый пост, через который будет провозиться сырье.

Следует отметить, что возврат товара, полученного в результате переработки, должен быть осуществлен через тот же совместный контрольный налоговый пост, через который будет провозиться сырье.

Внутренний совместный контрольный налоговый пост ведет учет по каждому хозяйствующему субъекту, передающему или получающему на переработку сырье от хозяйствующего субъекта, не имеющего отношений с бюджетом республики в целях полного получения/ возврата переработанного товара в рамках конкретного договора переработки.

Возврат товара с переработки должен быть осуществлен в срок не более 10 рабочих дней после окончания, установленного договором технологического цикла переработки.

В случае, если хозяйствующий субъект республики, осуществляющий временный ввоз в республику давальческого сырья, и хозяйствующий субъект - нерезидент республики, заключают договор по переработке, в котором предусмотрено условие переработки этого сырья хозяйствующим субъектом республики, имеющим налоговые отношения с ее бюджетной системой, посредством хозяйствующего субъекта республики, не имеющего налоговых отношений с ее бюджетной системой, то при возврате готовой продукции, являющейся результатом переработки, хозяйствующему субъекту республики, который временно импортировал это сырье, НДС облагается только стоимость услуги по переработке.

В то же время хозяйствующий субъект, имеющий отношения с бюджетной системой республики, в условиях действия ст.104 и 101(5) Налогового кодекса имеет право на возмещение сумм НДС по поставке услуг на экспорт нерезиденту.

Порядок регистрации договора, провоза сырья и готовой продукции через внутренние совместные контрольные налоговые посты является идентичным упомянутому выше.

Как и прежде, до 11 июня 2002 г. право на зачет НДС по приобретениям от хозяйствующего субъекта, находящегося на территории республики и не имеющего налоговых отношений с ее бюджетной системой, обеспечивается при наличии платежного документа, подтверждающего уплату НДС на внутреннем совместном контрольном налоговом посту.

Относительно товаров, услуг, поставки которых не проходят через внутренние совместные контрольные налоговые посты исходя из специфики их осуществления (электрическая энергия, поставка воды через трубопровод и др.), по приобретениям, получениям товаров, услуг (отличные от услуг переработки) от хозяйствующего субъекта, не имеющего налоговых отношений с бюджетной системой республики, Министерство финансов сообщает, что следует руководствоваться письмом ГГНИ N (17-13-02/1-1522)16 от 25.03.2002 г.

Об изложенном довести до сведения налогоплательщиков.