BIZLEXLegislația Republicii Moldova
Documente

Scrisoarea nr.17-18-15-842/4469 din 03.10.2002 cu privire la aplicarea prevederilor art.236 din Codul fiscal

Tipul documentului
Documente
Data adoptării
03.10.2002
Textul în limba selectată nu este disponibil. Este afișată cealaltă versiune lingvistică.

ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ

О едином применении статьи 236 Налогового кодекса

(Письмо Главной государственной налоговой инспекции)

N 17-18-15-842/4469  от  03.10.2002

 (в силу 03.10.2002) 

* * *

Главная государственная налоговая инспекция, в связи с многочисленными обращениями территориальных налоговых инспекций в части применения положений статьи 236 Налогового кодекса, сообщает следующее.

В соответствии с положениями части (2) из вышеупомянутой статьи, штраф составляет часть налогового обязательства и взыскивается в порядке, установленном для взимания налогов. В случае, когда привлеченный к ответственности налогоплательщик не оспаривает совершение налогового нарушения и в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения по делу о налоговом нарушении уплачивает налоговое обязательство (пошлину), сбор, пеню и/или штраф, указанные в решении, он имеет право на уменьшение штрафа на 50%.

Таким образом, напоминаем, что установленный срок для уплаты (три рабочих дня) сумм, предусмотренных в Решении начинается на следующий день после вынесения решения.

Юридическую норму статьи 236(2) Налогового кодекса следует применять по вынесенным решениям, начиная с 1 июля 2002, с даты вступления в силу Раздела V Налогового кодекса.

Также отмечаем, что положения части (2) статьи 236 Раздела V распространяются только на налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные Налоговым кодексом. Имея в виду, что взносы на обязательное государственное социальное страхование регламентируются Законом о государственной системе социального страхования № 489-XIV от 08 июля 1999 г., а также годовыми законами о бюджете государственного социального страхования, они не попадают под действие положений части (2) статьи 236 Налогового кодекса.

В этом порядке, налоговые служащие, в процессе проведения налоговых проверок, должны проверять состояние расчетов и платежей налогоплательщика по взносам на обязательное государственное социальное страхование с изложением этих позиций в акте и решении по делу о налоговом нарушении, без того, чтобы взносы на социальное страхование являлись объектом условий, предусмотренных настоящим письмом, для получения права на уменьшение штрафа на 50%.

Состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом по налоговым обязательствам следует проверять с отражением этой позиции в акте проверки. В случае, если налогоплательщик имеет задолженность перед бюджетом, эту позицию следует отразить и в Решении с отражением в нем сумм задолженности.

После вынесения Решения по делу о налоговом нарушении в случае, если налогоплательщик не оспаривает совершение налогового нарушения, для получения права на уменьшение штрафа на 50% он должен уплатить в срок, указанный в вышеупомянутой норме:

- налоги, сборы и другие платежи, пеню, указанные в Решении (кроме взносов и задолженности по социальному страхованию).

- 50% от наложенных штрафов по налогам, сборам и другим платежам в результате налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом.

После погашения вышеупомянутых сумм налогоплательщик подает заявление в территориальную налоговую инспекцию. Это заявление должно содержать следующее: наименование (фамилия, имя) налогоплательщика, фискальный код, просьба об уменьшении налагаемого штрафа на 50%, номер и дата акта проверки и Решения, с приложением к заявлению подтверждения уплаты сумм, указанных в Решении.

В случае, если налогоплательщик имеет переплату в бюджет, в заявлении которое он подает в налоговую инспекцию, он указывает просьбу о перечислении переплаченных сумм в счет существующих налоговых обязательств.

На основании заявления налоговым инспекторам следует проверить соблюдение налогоплательщиком вышеизложенных условий и в случае, если они были соблюдены, налоговой инспекции следует вынести новое Решение, которое изменит позицию из прошлого Решения, отражающую штраф, и соответственно будет составлен формуляр ACT, на основании которого будет производиться уменьшение сумм штрафов в базе данных. Следует отметить, что формуляр ACT составляется как после вынесения Решения по результатам проведенного налогового контроля, так и после вынесения Решения об уменьшении штрафа на 50%.

Пример № 1. В результате проведенного налогового контроля на ООО "Пальмир" за период (деятельности 01.01.2000-01.06.2002 гг.) было установлено занижение НДС за налоговый период, декабрь 2001 года, в сумме 73700 лей и взносов на обязательное государственное социальное страхование (29%) по их исчислению за I квартал 2002 года в размере 1500 лей. В результате был составлен акт проверки № 3-306533 от 27 июня 2002 года и было вынесено Решение № 47 от 17 июля 2002 года, в котором решено следующее:

1. Зачисление доначисленного НДС в сумме 73700 леев;

2. Пеня за неуплату в срок НДС в сумме 5634 леев (73700 × 0,052% × 147 дней);

3. Штраф за занижение НДС в размере 100% – 3700 леев;

4. Штраф за неуплату в срок НДС в размере 5896 леев (2% × 4 месяца × 73700 леев);

5. Взносы на обязательное государственное социальное страхование в сумме 1500 леев;

6. Пеня за неуплату в срок взносов в сумме 216 леев (1500 × 0,2% × 72 дня);

7. Штраф за занижение взносов на обязательное государственное социальное страхование в сумме 1500 лей.

Таким образом, общая сумма налоговых обязательств налогоплательщика составила 162146 лей. Соответственно, у налогоплательщика есть два варианта погашения налоговых обязательств, а именно:

I Вариант. В случае, если на основании Решения ООО "Пальмир" уплатит в полном объеме в консолидированный бюджет доначисленный НДС, пеню за неуплату в срок НДС, плюс 50% штрафа за занижение НДС и штраф за неуплату в срок НДС в общей сумме 119132 лей, до 22 июля 2002 года включительно (имея в виду, что 20 и 21 июля 2002 года являются выходными днями), он будет иметь право, предусмотренное статьей 236(2) Налогового кодекса.

II Вариант. В случае погашения налогоплательщиком налоговых обязательств в размере, изложенном в первом варианте, но после 22 июля 2002 года, то он не будет иметь права на уменьшение штрафа на 50% и будет обязан уплатить штраф в полном объеме.

Одновременно следует отметить, что взносы на обязательное государственное социальное страхование и наложенные санкции за несоблюдение условий начисления и уплаты этих взносов не являются предусмотренным условием для получения права на уменьшение штрафа на 50% и должны быть уплачены в сроки, установленные для уплаты налоговых обязательств, указанных в Решении по делу о налоговом нарушении.

Пример № 2. По состоянию на 2 декабря 2002 года ООО "Баштина" имела задолженность перед бюджетом в размере 245000 лей, в том числе перед бюджетом социального страхования в сумме 5000 лей. В результате проведенного налогового контроля у вышеупомянутого налогоплательщика за период деятельности 01.09.2001-30.11.2002 был составлен акт проверки от 2 декабря 2002 года, и 9 декабря 2002 года было вынесено Решение, в котором решили следующее:

1. Зачислить доначисленный НДС в сумме 56300 леев;

2. Штраф за занижение НДС в размере 20% – 11260 леев (56300 × 20%);

3. Штраф за неуплату в срок НДС в размере 2252 леев (56300 леев × 2% × 2 месяца);

4. Пеня за неуплату в срок НДС в сумме 1815 леев (56300 леев × 0,052% × 62 дня);

5. Взносы на обязательное государственное социальное страхование в сумме 10300 лей;

6. Пеня за неуплату в срок взносов в сумме 947,6 леев (10300 леев × 0,2% × 46 дней);

7. Штраф за занижение взносов на обязательное государственное социальное страхование в сумме 10300 леев.

Также, в Решении по делу о налоговом нарушении был указан остаток задолженности в размере 245000 лей, который требовалось срочно уплатить в соответствии с пунктом № 8 Решения. Таким образом, общая сумма налоговых обязательств налогоплательщика составила 338174,6 лей. Соответственно, у налогоплательщика есть два варианта погашения налоговых обязательств, а именно:

I Вариант. В случае если на основании Решения ООО "Баштина" уплатит в бюджет в полном объеме задолженность из индивидуальной карточки, доначисленный НДС, пеню за неуплату в срок НДС в общей сумме 304871 леев (240000 леев + 56300 леев – 1815 леев – ((11260 леев + 2252 леев) × 50%) до 12 декабря 2002 года включительно, налогоплательщик попадает под действие статьи 236 (2) Налогового кодекса, имея право на уменьшение штрафа на 50%.

II Вариант. В случае погашения налогоплательщиком налоговых обязательств в размере, изложенном в первом варианте, но только после 13 декабря 2002 года, то он не имеет права на уменьшение штрафа на 50% и обязан уплатить штраф в полном объеме.

Одновременно следует отметить, что взносы на обязательное государственное социальное страхование и наложенные санкции за несоблюдение условий начисления и уплаты этих взносов не являются предусмотренным условием для получения права на уменьшение штрафа на 50% и должны быть уплачены в установленные сроки для погашения налоговых обязательств, предусмотренные в Решении по делу о налоговом нарушении.

Пример № 3. По состоянию на 30 августа 2002 года ООО "Нистру" имело задолженность перед бюджетом в размере 11250 леев. На эту же дату в результате проведенного оперативного налогового контроля инспекторами было установленное, что налогоплательщик осуществляет деятельность без контрольно-кассового аппарата. В результате был составлен акт проверки, и к 06 декабря 2002 года было вынесено Решение, в котором был указан остаток задолженности в размере 11250 лей и штраф в сумме 1600 лей.

Соответственно, у налогоплательщика есть два варианта погашения налоговых обязательств, а именно:

I Вариант. В случае, если ООО "Нистру" уплатит в полном объеме задолженность перед бюджетом в размере 11250 лей и наложенный штраф в размере 50% в сумме 800 лей (1600 × 50%) до 11 сентября 2002 года включительно (имея в виду, что 7 и 8 сентября 2002 года являются выходными днями), то он будет иметь право, предусмотренное статьей 236 (2) Налогового кодекса.

II Вариант. В случае погашения налогоплательщиком налоговых обязательств, но только после 12 сентября 2002 года, он не будет иметь права на уменьшение штрафа на 50% и будет обязан уплатить штраф в полном объеме.

Пример № 4. Налоговая Декларация по подоходному налогу за 2001 год была представлена физическим лицом 12 июля 2002 года, то есть с опозданием на 3 месяца и 12 дней. Подоходный налог, причитающийся к уплате в бюджет согласно представленной Декларации составляет 1000 лей, был уплачен также 12 июля 2002 года.

В этом случае на основании Решения, за несоблюдение порядка предоставления налоговой декларации налогоплательщик был санкционирован штрафом в размере 169,35 лей, который начислен в следующим порядке:

- за месяцы апрель, май, июнь – 150 леев (1000 леев × (5% × 3 мес.) /100%),

- за неполный месяц июль – 19,35 леев ((1000 леев × 5% /100%) × (12 дней /31 день)).

Одновременно, за неуплату в срок подоходного налога, налогоплательщик был санкционирован пеней в размере 53,56 лей (1000 лей × 0,052% × 103 дня) и штрафом в сумме 67,74 лей, который начислен в следующем порядке:

- за месяцы апрель, май, июнь – 60 леев (1000 леев × (2% × 3 мес.) /100%).

- за неполный месяц июль – 7,74 леев ((1000 леев × 2% /100%) × (12 дней /31 день)).

Соответственно, у налогоплательщика есть два варианта погашения налоговых обязательств, а именно:

I Вариант. В случае, если налогоплательщик уплатит в полном объеме в бюджет задолженность в размере 1000 лей, пеню за неуплату в срок в сумме 53,56 лей и наложенные штрафы в размере 50% в сумме 118,56 лей ((169,35 – 67,74) × 50%) до 17 июля 2002 года включительно (имея ввиду, что 13 и 14 сентября 2002 года являются выходными днями), то он будет иметь право, предусмотренное статьей 236(2) Налогового кодекса.

II Вариант. В случае погашения налогоплательщиком налоговых обязательств после 18 июля 2002 года он не будет иметь права на уменьшение штрафа на 50% и будет обязан уплатить штраф в полном объеме.