BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Содержание
Постановления

Постановление № 10 от 19.01.2010

об утверждении Положения об удержании подоходного налога с заработной платы и других выплат, осуществленных работодателем в пользу работника, и бланков, подтверждающих удержание подоходного налога у источника выплаты

Тип документа
Постановления
Дата принятия
19.01.2010

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об утверждении Положения об удержании подоходного налога

с заработной платы и других выплат, осуществленных

работодателем в пользу работника, и бланков,

подтверждающих удержание подоходного

налога у источника выплаты

N 10  от  19.01.2010

 (в силу 26.01.2010) 

Мониторул Офичиал N 11-12 ст.53 от 26.01.2010

* * *

Утратил силу: 01.09.2014

Постановление Правительства N 697 от 22.08.2014

В целях исполнения положений части (1) ст.88 и части (5) ст.92 раздела II Налогового кодекса № 1163-XIII от 24 апреля 1997 г. (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, 2007 г., специальный выпуск) Правительство

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить:

Положение об удержании подоходного налога с заработной платы и других выплат, осуществленных работодателем в пользу работника, согласно приложению № 1;

Отчет о сумме выплаченного дохода и о подоходном налоге, удержанном из этого дохода, согласно приложению № 2;

Информацию о заработной плате и других выплатах, осуществленных работодателем в пользу работников, и о подоходном налоге, удержанном из этих выплат, согласно приложению № 3;

Информацию о выплатах, произведенных резидентам из источников дохода, отличных от заработной платы, и о подоходном налоге, удержанном из этих выплат, согласно приложению № 4;

Информацию о подоходном налоге, удержанном из источников дохода, отличных от заработной платы, выплаченном нерезидентам, согласно приложению № 5;

Пояснительную записку о заполнении приложений № 2, 3, 4 и 5 согласно приложению № 6;

Информацию о доходах, начисленных и выплаченных в пользу физического (юридического) лица, и о подоходном налоге, удержанном из этих доходов, согласно приложению № 7;

Заявление работника о предоставлении освобождений по подоходному налогу, удержанному из заработной платы, согласно приложению № 8.

Приложение № 1

к Постановлению Правительства

№ 10 от 19 января 2010 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об удержании подоходного налога с заработной платы и других

выплат, осуществленных работодателем в пользу работника

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Цель Положения об удержании подоходного налога с заработной платы и других выплат, осуществленных работодателем в пользу работника (в дальнейшем – Положение), состоит в регламентировании порядка расчета, удержания и уплаты в бюджет подоходного налога, удержанного из заработной платы и из других выплат, осуществленных работодателем в пользу работника, в соответствии с положениями Налогового кодекса № 1163-XIII от 24 апреля 1997 г. (в дальнейшем – Кодекс) (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, 2007 г., специальный выпуск).

2. Подоходный налог удерживается у источника выплаты из выплат, осуществленных в пользу следующих субъектов налогообложения:

граждане Республики Молдова, иностранные граждане и лица без гражданства;

независимые подрядчики.

3. Объектами налогообложения у источника выплаты являются:

а) для работника – доход в денежной и/или не в денежной форме, направленный на выплату в их пользу в виде заработной платы (включая премии и предоставленные льготы), за исключением освобождений и вычетов, на которые работники имеют право, а также доход, направленный на выплату в виде других налогооблагаемых источников дохода, указанных в статье 18 Кодекса;

b) для независимых подрядчиков, определенных как работники по найму в условиях части (5) статьи 88 Кодекса, – суммы в денежной и не в денежной форме, направленные на выплату работодателем в их пользу за оказание услуг либо выполнение работ, а также предоставленные льготы.

4. Доход, полученный не в денежной форме, оценивается каждым субъектом налогообложения и составляет среднюю цену поставки товаров и/или оказания аналогичных услуг за месяц, предшествовавший месяцу, в котором был получен доход не в денежной форме. В случае, если в месяце, предшествовавшем месяцу, в котором был получен доход не в денежной форме, не были осуществлены поставки товаров и/или не были оказаны услуги, доход, полученный не в денежной форме, не может быть меньше, чем себестоимость товаров и/или услуг, поставленных и/или оказанных за текущий месяц.

5. Доход, оцененный в иностранной валюте, пересчитывается в национальной валюте по официальному курсу молдавского лея, действующему на день его выплаты.

[Пкт.5 в редакции Пост.Прав. N 928 от 12.12.2012, в силу 21.12.2012]

6. Работодатель, осуществляющий выплату работнику заработной платы (включая премии и предоставленные льготы), обязан с учетом требуемых работником освобождений исчислять, удерживать из этих выплат и перечислять в бюджет налог в установленном порядке.

7. Подоходный налог следует удерживать с доходов работников, начисленных и направленных на выплату, в любой форме: заработной платы; надбавок к заработной плате; премий (в том числе по случаю знаменательных дат, юбилеев, праздников и т.д.); вознаграждений; пособий; гонораров; комиссионных; оплаты труда; материальной помощи и других выплат, осуществленных в пользу работника, за исключением источников доходов, не облагаемых налогом, предусмотренных в статье 20 Кодекса.

ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ РАБОТОДАТЕЛЕМ

8. Состав предоставляемых работодателем льгот, которые являются налогооблагаемым источником, изложены в статье 19 Кодекса.

9. К льготам, предоставляемым работодателем, относятся:

a) выплаты работнику в целях возмещения его личных расходов, а также выплаты в пользу работника, осуществленные другим лицам, за исключением выплат в бюджет государственного социального страхования и в фонд обязательного медицинского страхования.

К выплатам, осуществляемым работодателем в целях возмещения личных расходов своего работника, относятся оплата за счет средств работодателя за учебу, лечение работника или кого-либо из его родственников, содержание детей работника в дошкольных (или школьных) учреждениях, компенсация расходов работника на приобретение или содержание жилья, автомобиля, другого имущества и т.д.;

b) аннулированная сумма долга работника перед работодателем.

К таким доходам относятся аннулированные суммы не возвращенных работником кредитов или займов, процентов за кредиты или займы, других задолженностей работника;

c) доплаты, осуществляемые работодателем, к любому платежу работника за жилье, предоставленное работодателем;

d) процентные начисления, полученные как результат превышения базисной ставки (округленной до следующего полного процента), установленной Национальным банком Молдовы в ноябре года, предшествовавшего отчетному налоговому году:

для рефинансирования коммерческих банков посредством операций repo, связанных с покупкой государственных ценных бумаг, сроком на 2 месяца – по займам, предоставленным на срок до 5 лет;

по долгосрочным кредитам – по займам, предоставленным на срок более 5 лет;

над процентной ставкой, начисленной по займам, предоставленным работнику работодателем, в зависимости от срока их предоставления.

Доход от предоставления займа определяется ежемесячно. После возврата части займа сумма льготы исчисляется в том же порядке в соответствии с формулой, с учетом суммы, возвращенной в счет погашения займа.

Доход от предоставления займа определяется по следующей формуле:

где:

F – сумма льготы, предоставленной работодателем;

S – сумма займа;

N – количество дней в месяце, в течение которых работник пользовался займом;

Rb – базисная ставка (округленная до следующего полного процента), установленная Национальным банком Молдовы;

Rp – процентная ставка, начисленная по займу, предоставленному работодателем;

е) затраты работодателя на предоставление работнику имущества, которое используется последним в его личных целях:

если имущество является собственностью работодателя, его затраты, определяемые в процентах от стоимостного базиса по каждому предоставляемому для использования объекту в зависимости от категории собственности, предусмотренной частью (6) статьи 26 Кодекса, в следующем порядке:

если имущество не является собственностью работодателя, к льготе, предоставляемой работнику, относятся затраты работодателя на получение права пользования этим имуществом за каждый день использования;

в случае, если работодатель предоставляет своим работникам собственность в пользование за плату, величина которой ниже суммы расходов работодателя по предоставлению ее в пользование, разница между суммой оплаты, произведенной работником, и суммой расходов работодателя также считается льготой, предоставленной работодателем;

f) взносы в пенсионные фонды, за исключением взносов в квалифицированные пенсионные фонды, в соответствии с частью (1) статьи 64 и статьей 69 Кодекса.

ОСВОБОЖДЕНИЯ

10. Освобождения, на которые имеет право налогоплательщик, предоставляются по основному месту работы работникам – резидентам Республики Молдова.

Основным местом работы считается предприятие (в том числе индивидуальное предприятие, крестьянское (фермерское) хозяйство), учреждение, организация, в которой в соответствии с действующим законодательством ведется трудовая книжка работника.

11. Каждый налогоплательщик имеет право на одно личное освобождение, предусмотренное частью (1) или (2) статьи 33 Кодекса.

12. Физическое лицо резидент, состоящее в браке, имеет право на дополнительное освобождение в размере, предусмотренном в статье 34 Кодекса.

13. Работник имеет право на освобождение на иждивенцев, которое составляет величину, предусмотренную в части (1) статьи 35 Кодекса, за исключением инвалидов с детства, освобождение на которых составляет величину, предусмотренную частью (1) статьи 33 Кодекса.

14. Иждивенцами признаются лица, которые отвечают всем требованиям части (2) статьи 35 Кодекса.

15. Для выполнения  условий, предусмотренных подпунктом d) части (2) статьи 35 Кодекса, учитываются все полученные иждивенцами источники доходов – как налогооблагаемые, так и не облагаемые.

16. В целях определения размера и вида освобождений, которые должны быть предоставлены работнику, последний не позднее дня, установленного для начала работы по найму, должен представить работодателю заявление о предоставлении освобождений (в дальнейшем – заявление), на которые он имеет право, и приложить к нему документы, удостоверяющие это право.

17. Работник, который не меняет место работы, не должен ежегодно представлять работодателю заявление и выписки (копии) соответствующих документов, за исключением случаев, когда он приобретает право на дополнительные освобождения либо теряет право на определенные виды освобождений. Копии (выписки) документов, представленных работником раньше, сверяются работодателем к началу каждого налогового года с оригиналами с целью проверки, не появились ли в них какие-либо изменения.

Без подачи заявления работник должен ежегодно представлять документы, имеющие ограниченный срок действия, например: сертификат подтверждения, выданный лицу, обучающемуся на дневном отделении учебного заведения; подтверждение супруга (супруги) по передаче освобождения согласно статье 34 Кодекса и т.д.

18. Если работник не подал заявление или неправильно указал в данном заявлении какие-либо освобождения, на которые претендует, не приложил к заявлению подтверждающие документы, а также в случаях, когда отзывает заявление, он считается работником, не претендующим на освобождения, а работодатель исчисляет и удерживает подоходный налог с направленных на выплату работнику доходов без предоставления ему освобождений.

19. Если в течение налогового года сумма освобождений, на которые работник имеет право, изменяется, или если появляются какие-либо изменения в основных данных о работнике (изменение фамилии, фискального кода, местожительства и т.д.), он обязан в течение 10 дней после произошедшего изменения представить работодателю новое подписанное им заявление, приложив к нему соответствующие подтверждающие документы.

Новое заявление представляется в течение налогового года в случаях, если работник:

a) приобретает право на освобождения или решил использовать освобождения, которые ему полагаются, но которыми он не пользовался до представления нового заявления;

b) теряет право (либо отказывается добровольно) на освобождение для супругов или на освобождение на иждивенцев;

c) приобретает (или теряет) право на льготное личное освобождение, предусмотренное частью (2) статьи 33 Кодекса;

d) изменяет свою фамилию и/или фискальный код;

e) изменяет адрес своего местожительства.

20. Новое заявление, поданное работником, должно содержать информацию по освобождениям, для которых сохранилось право, в том числе информацию, относящуюся к дополнительным освобождениям, на которые получил право.

21. Если работник полностью потерял право на освобождение по причине потери статуса резидента, он обязан представить работодателю в течение 10 дней со дня, когда произошли эти изменения, заявление в произвольной форме, в котором он отказывается от предоставления в дальнейшем данных освобождений. Такое заявление подается и в тех случаях, когда работник добровольно отказывается от всех освобождений.

22. Умышленное представление работником ложной или вводящей в заблуждение информации в заявлении и документах, удостоверяющих право на освобождения, предусматривает ответственность в соответствии с действующим законодательством.

23. Во всех случаях освобождения предоставляются или аннулируются с месяца, следующего за месяцем, в котором было подано (отозвано) заявление.

24. Работнику, не использовавшему в предыдущем налоговом году освобождения, на которые он имел право вследствие невыплаты ему заработной платы, эти освобождения предоставляются на дату выплаты задолженности по заработной плате.

Сумма не использованных в течение отчетного налогового года освобождений переносится в счет освобождений следующего налогового года в следующем порядке:

- если сумма неиспользованных освобождений превышает сумму начисленной, но не выплаченной заработной платы, – в размере, не превышающем сумму задолженности по заработной плате;

- если сумма неиспользованных освобождений меньше суммы начисленной, но не выплаченной заработной платы, – в размере всей суммы неиспользованных освобождений.

Перевод суммы неиспользованных освобождений из одного года в другой осуществляется только на основании подтверждения, представленного работником, которое подтверждает, что освобождения не были использованы.

25. В случае, когда общая сумма освобождений, использованных в течение отчетного налогового года на основном месте работы, и освобождений, переведенных по заявлению работника на следующий налоговый год, меньше суммы освобождений, на которые налогоплательщик имеет право в соответствии с законодательством, он может воспользоваться остальной частью освобождений, представив декларацию физического лица о подоходном налоге за соответствующий год, если получает другие доходы, кроме доходов, полученных на основном месте работы.

26. Подтверждение права на освобождения осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным в главе IV Положения об исчислении налоговых обязательств по подоходному налогу физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, утвержденного Постановлением Правительства № 77 от 30 января 2008 г. “Об утверждении некоторых положений” (Официальный монитор Республики Молдова, 2008 г., № 32-33, ст.174).

27. Каждому работнику, который подал заявление о предоставлении освобождений, присваивается соответствующая категория затребованных освобождений:

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УДЕРЖАНИЯ НАЛОГА

28. Подоходный налог у источника выплаты исчисляется и удерживается в момент направления дохода на выплату из облагаемого дохода, определяемого как разница между заработной платой (включая премии, льготы и др.) и суммой предоставленных ему освобождений.

29. Ставки подоходного налога установлены в пункте а) статьи 15 Кодекса.

Работник вправе требовать, чтобы работодатель удерживал из осуществляемых ему выплат налог по максимальной ставке, установленной в пункте а) статьи 15 Кодекса. Данное требование должно быть подтверждено заявлением работника, поданным на имя работодателя в произвольной форме, в котором следует указать период, в течение которого требуется удержание подоходного налога по максимальной ставке (со дня найма на работу, если работник нанят в течение года, в котором производится соответствующее удержание, с начала налогового года, со дня подачи заявления или с другого дня, указанного в заявлении). Если такое заявление подается работником в течение налогового года, но в нем требуется удержание подоходного налога по максимальной ставке и за период до дня подачи заявления, работодатель производит соответствующий перерасчет подоходного налога за весь указанный период.

30. Определение облагаемого дохода и исчисление подоходного налога, подлежащего удержанию у источника выплаты, осуществляются методом нарастающего итога с начала налогового года или со дня найма работника, если он был нанят на работу в течение налогового года.

Определение освобождений, которые должны быть предоставлены работнику, осуществляется методом нарастающего итога с начала налогового года или, в случае, когда работник был нанят на работу в течение налогового года, – с месяца, следующего за месяцем, в котором было подано заявление о предоставлении освобождений.

31. Количество месяцев в налоговом году, на протяжении которого работник считается работником по найму, в налоговых целях определяется:

a) в случае, когда работник нанят с предыдущего налогового года, – начиная с января;

b) в случае, когда работник нанят в течение налогового года, – начиная с месяца, в котором он был нанят на работу.

Месяц, в котором работник увольняется, учитывается при определении количества месяцев в налоговом году, на протяжении которых работник является работником по найму.

32. В целях определения подоходного налога из всех источников облагаемого дохода работодатель открывает на каждого своего работника личную карточку учета доходов в виде заработной платы и других выплат, осуществленных работодателем в пользу работника, на отчетный год, а также подоходного налога, удержанного из этих выплат (в дальнейшем – личная карточка).

Личная карточка заполняется работодателем ежегодно с начала каждого налогового года или, если работник нанят на работу в течение налогового года, – со дня найма.

33. Личная карточка в обязательном порядке должна содержать следующие элементы:

a) полное наименование работодателя и его фискальный код;

b) фамилия и имя работника и его фискальный код;

c) адрес местожительства работника;

d) дата поступления на работу работника;

e) дата увольнения работника;

f) общая сумма не использованных в предыдущем году освобождений;

g) сумма задолженности по заработной плате за предыдущий год;

h) сумма освобождений, приходящаяся на каждый месяц текущего года;

i) общая сумма освобождений, предоставленных в текущем году;

j) общая сумма освобождений, не использованных в текущем году;

l) дата и месяц осуществления выплаты в пользу работника;

m) сумма дохода, направленного на выплату, или выплаты, осуществленные в пользу работника в текущем месяце;

n) сумма дохода, направленная на выплату работнику со дня его найма на работу и до месяца текущей выплаты включительно, исчисленная методом нарастающего итога с начала года;

o) сумма дохода нарастающим итогом, из которой определяются взносы обязательного медицинского страхования;

p) сумма взносов обязательного медицинского страхования, разрешенная на вычеты согласно части (6) статьи 36 Кодекса;

q) сумма дохода нарастающим итогом, из которой определяются индивидуальные взносы на обязательное государственное социальное страхование;

r) сумма индивидуальных взносов на обязательное государственное социальное страхование, разрешенная на вычеты согласно части (7) статьи 36 Кодекса;

s) сумма облагаемого дохода со дня найма работника на работу и до месяца текущей выплаты включительно, исчисленная методом нарастающего итога;

t) сумма налога, исчисленного из облагаемого дохода со дня найма работника на работу и до месяца текущей выплаты включительно;

u) сумма налога, подлежащего возврату из (при) текущей выплаты(-е) дохода работника.

В личной карточке налогооблагаемый доход и сумма подоходного налога, удержанного из него в течение отчетного налогового года, отражаются в соответствующих графах только в леях, с отражением в леях и банах лишь в последней записи этих граф.

34. В случаях, когда в течение месяца или в один и тот же день работодатель производит несколько выплат заработной платы, в том числе авансовые платежи, в личной карточке каждая выплата отражается отдельной строкой с указанием освобождений, приходящихся на данный месяц, с соблюдением метода нарастающего итога.

35. Предоставление освобождений и исчисление подоходного налога производятся работодателем ежемесячно методом нарастающего итога независимо от того, был ли выплачен доход в данном месяце.

36. При осуществлении выплат работнику после увольнения в том же налоговом году, в котором он уволился, независимо от времени их начисления (до или после увольнения работника), сумма подоходного налога исчисляется методом нарастающего итога с учетом количества месяцев, в течение которых работник считался работником по найму, и общей суммы освобождений, которые ему следовало предоставить до даты увольнения.

37. В случае выплаты уволенным работникам задолженностей по заработной плате в налоговом году, следующем после года увольнения, подоходный налог исчисляется и удерживается с учетом суммы неиспользованных освобождений (если таковые имеются) за период, когда работник считался работником по найму. Неиспользованные освобождения переводятся на следующий год только при наличии подтверждения, предоставленного работником, и в порядке, предусмотренном в пункте 24 настоящей главы. Подоходный налог исчисляется по ставкам, предусмотренным для годового облагаемого дохода (без деления на количество месяцев). В целях определения налогооблагаемого дохода и соответственно подоходного налога, подлежащего удержанию у источника выплаты, работодатель в начале года, следующего после года увольнения работника, должен завести на него личную карточку.

38. При осуществлении выплат вследствие незаконного увольнения работника и последующего его восстановления на работе согласно судебному решению, по которому работодатель обязан выплатить работнику сумму за период такого увольнения, последний имеет право воспользоваться без подачи соответствующего(-их) заявления(-ий) освобождениями, затребованными до дня увольнения, при условии, что за период, пока он считался уволенным, не пользовался освобождениями на основании декларации физического лица о подоходном налоге или в другом порядке.

39. Если работник намеревается изменить (аннулировать) категорию освобождений за указанный период, он должен подать новое заявление, но только на тот налоговый год (или период года), в котором произошли какие-либо изменения.

40. Ответственность за умышленное представление недостоверной информации о суммах причитающихся освобождений возлагается на работника.

41. В случаях, когда подоходный налог в момент направления дохода на выплату не был удержан в результате осуществления выплат в виде авансовых платежей, отпуска товарно-материальных ценностей и др. без учета подоходного налога, для определения суммы дохода, направленного на выплату, и в целях правильного исчисления подоходного налога, подлежащего удержанию из этих выплат, следует использовать следующие формулы:

(1)

для Vt ≤ U1 × N + St ;

(2)

для U1 × N + St < Vt ≤ U2 × N + St ;

(3)

для Vt > U2 × N + St ,

где:

Vt – общий доход, направленный на выплату с начала года, включая доход текущей выплаты (в леях);

Va – сумма выданной в текущем месяце зарплаты без удержания подоходного налога (в леях);

R – сумма различных удержаний в текущем месяце, кроме подоходного налога и других вычетов, на которые имеет право налогоплательщик (в леях);

Vîn an – сумма дохода, направленного на выплату с начала года до текущей выплаты (в леях);

St – общая сумма освобождений, включая освобождения текущего месяца (в леях);

Iîn an – сумма удержанного налога с начала года до текущей выплаты (в леях);

U1 – предельный размер облагаемого дохода, облагаемый первой ставкой, предусмотренной статьей 15 Кодекса;

U2 – предельный размер облагаемого дохода, облагаемый второй ставкой, предусмотренной статьей 15 Кодекса;

N – количество месяцев, принимаемых при расчете налога, включая текущий месяц;

K1 – размер отчислений в пенсионный фонд, разделенный на 100;

K2 – размер отчислений в профсоюзные организации, разделенный на 100;

K3 – размер удержаний (в процентах) по исполнительным листам, разделенный на 100;

P1 – первая ставка налога, разделенная на 100;

P2 – вторая ставка налога, разделенная на 100;

P3 – третья ставка налога, разделенная на 100;

в зависимости от ставок, предусмотренных в статье 15 Кодекса:

H1 – расчетная величина, определяемая как произведение U1 на P1;

H2 – расчетная величина, определяемая как ((U2 – U1) × P2 + H1).

42. При возврате работником неправильно начисленных и выплаченных ему сумм заработной платы, а также при перерасчете в сторону уменьшения сумм предоставленных работодателем льгот в результате ошибочного их исчисления последним производится перерасчет подоходного налога путем отражения со знаком “ – “ ошибочно начисленной суммы дохода в личной карточке работника. В результате работник возвращает работодателю не всю сумму неправильно начисленных ему выплат, а сумму за минусом излишне удержанного подоходного налога.

43. В случаях, когда услуги предоставлены физическими лицами, не являющимися работниками предприятия на основании гражданского договора без заключения с ними индивидуального трудового договора и без соответствия двум или более характеристикам, определяющим его как работника по найму, уплаченные им выплаты считаются выплатами по заработной плате, из которых удерживается подоходный налог на основании статьи 88 Кодекса согласно ставкам, предусмотренным в пункте а) статьи 15 Кодекса, без распределения на количество месяцев, в которых производится оплата данных услуг.

44. Уплата налогов, удержанных у источника выплаты, а также представление налоговым органам и налогоплательщикам документов об осуществленных выплатах и/или удержанных налогах осуществляются согласно статье 92 Кодекса.