BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Содержание
Постановления

Постановление № 697 от 22.08.2014

об утверждении Положения об удержании подоходного налога с заработной платы и других выплат, осуществляемых работодателем в пользу физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с выполняемой работой

Тип документа
Постановления
Дата принятия
22.08.2014

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об утверждении Положения об удержании подоходного налога с заработной

платы и других выплат, осуществляемых работодателем в пользу

физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую

деятельность, связанную с выполняемой работой

№ 697  от  22.08.2014

 (в силу 01.09.2014) 

Мониторул Офичиал № 256-260 ст.745 от 29.08.2014

* * *

Примечание: В названии постановления, в резолютивной части постановления, в названии Положения текст "Положение об удержании подоходного налога с заработной платы и других выплат, осуществленных работодателем в пользу работника, а также выплат в пользу физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, предоставляющих услуги и/или выполняющих работы" в любой грамматической форме заменить текстом "Положение об удержании подоходного налога с заработной платы и других выплат, осуществляемых работодателем в пользу физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с выполняемой работой" в соответствующей грамматической форме, согласно Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024

В целях выполнения положений статей 151, 88 и 92 Налогового кодекса № 1163-XIII от 24 апреля 1997 г. (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, 2007 г., специальный выпуск), с последующими изменениями и дополнениями, Правительство

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение об удержании подоходного налога с заработной платы и других выплат, осуществляемых работодателем в пользу физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с выполняемой работой (прилагается).

2. Настоящее Постановление вступает в действие с 1 сентября 2014 г.

3. Признать утратившими силу Постановление Правительства № 10 от 19 января 2010 г. "Об утверждении Положения об удержании подоходного налога с заработной платы и других выплат, осуществленных работодателем в пользу работника, и бланков, подтверждающих удержание подоходного налога у источника выплаты" (Официальный монитор Республики Молдова, 2010 г., № 11-12, ст.53), с последующими изменениями.

Утверждено

Постановлением Правительства

№ 697 от 22 августа 2014 г.

Примечание: По всему тексту Положения и приложений слово "инвалид" в любой грамматической форме заменить словами "лицо с ограниченными возможностями" в соответствующем падеже согласно Пост.Прав. N 592 от 24.07.2017, в силу 11.08.2017

Примечание: В тексте Положения и в приложениях к нему слова "налоговый орган", "территориальный налоговый орган" и "Государственная налоговая инспекция" в любом падеже заменить словами "Государственная налоговая служба" в соответствующем падеже согласно Пост.Прав. N 522 от 06.07.2017, в силу 14.07.2017

ПОЛОЖЕНИЕ

об удержании подоходного налога с заработной платы и других выплат,

осуществляемых работодателем в пользу физических лиц,

не осуществляющих предпринимательскую деятельность,

связанную с выполняемой работой

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Цель Положения об удержании подоходного налога с заработной платы и других выплат, осуществленных работодателем в пользу физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с выполняемой работой (в дальнейшем – Положение), заключается в регламентировании порядка расчета, удержания и уплаты в бюджет подоходного налога, удержанного из заработной платы и из других выплат, осуществленных работодателем в пользу работника, а также выплат в пользу физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с выполняемой работой, в соответствии с положения Налогового кодекса № 1163/1997.

[Пкт.1 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

11. Для целей настоящего Положения понятие "работодатель" применяется по аналогии в отношении "бенефициаров работ" и "единиц в системе дуального образования.

[Пкт.11 введен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

2. Субъектами налогообложения у источника выплаты на основании статьи 88 Налогового кодекса, являются:

1) работники, выполняющие работу, соответствующую определенной специальности, квалификации или должности, и получающие заработную плату на основании индивидуального трудового договора;

2) физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, предоставляющие услуги и/или выполняющие работы;

3) лица, выполняющие случайную неквалифицированную работу (поденщики).

4) студенты – стажеры и/или ученики на основании отношений, регулируемых Кодексом Республики Молдова об образовании № 152/2014 и/или Законом № 110/2022 о дуальном образовании.

[Пкт.2 дополнен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

[Пкт.2 дополнен Пост.Прав. N 311 от 24.05.2023, в силу 02.06.2023]

3. Объектами налогообложения являются:

1) для работников – доход в денежной и/или не в денежной форме, направленный на выплату в их пользу в виде заработной платы (включая премии и предоставленные льготы), за исключением освобождений и вычетов, на которые работники имеют право в соответствии с Налоговым кодексом, а также доход, направленный на выплату в виде других налогооблагаемых источников дохода, указанных в статье 18 Налогового кодекса;

2) для физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, предоставляющих услуги и/или выполняющих работы, – доходы в денежной и не в денежной форме, направленные на выплату работодателем в их пользу за оказание услуг либо выполнение работ, а также предоставленные льготы, за исключением вычетов, на которые эти лица имеют право.

3) для физических лиц, выполняющих случайную неквалифицированную работу (поденщиков) – вознаграждение, предназначенное для выплаты им за осуществление неквалифицированной деятельности разового характера, а также предоставленные налогооблагаемые льготы;

4) для студентов – стажеров и/или учеников в системе дуального образования – ежемесячное вознаграждение за профессиональную подготовку, выплачиваемое по договору о профессиональной подготовке в системе дуального образования, а также предоставляемые налогооблагаемые льготы.

[Пкт.3 дополнен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

4. Работодатель, осуществляющий связанные с выполненной работой выплату/вознаграждение (включая премии и льготы) лицам, указанным в пункте 2, обязан с учетом требуемых работником освобождений и вычетов, на которые он имеет право, исчислять, удерживать из этих выплат и перечислять в бюджет налог в установленном порядке. Работодатель не обязан следить за утратой права на использование личного освобождения.

[Пкт.4 дополнен Пост.Прав. N 901 от 30.12.2024, в силу 01.01.2025]

[Пкт.4 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

5. Экономические агенты, основная деятельность которых состоит в реализации программ и соответствует видам деятельности, предусмотренным в приложении 1 к Закону № 1164-XIII от 24 апреля 1997 года о введении в действие разделов I и II Налогового кодекса, которые выплачивают заработную плату работникам, работающим по специальностям, указанным в приложении 2 к указанному закону, исчисляют и удерживают подоходный налог в порядке, установленном в части (21) статьи 24 указанного закона.

6. Подоходный налог удерживается со связанных с выполненной работой доходов физических лиц, указанных в пункте 2, начисленных и направленных на выплату, в любой форме: заработной платы; надбавок к заработной плате; премий (в том числе по случаю знаменательных дат, юбилеев, праздников и т.д.), вознаграждений; пособий; гонораров; комиссионных; материальной помощи, выплат, осуществленных за оказанные услуги и/или выполненные работы, и других доходов, а также доходов членов совета или ревизионной комиссии предприятий, за исключением источников доходов, не облагаемых налогом в соответствии с налоговым законодательством.

[Пкт.6 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

[Пкт.6 изменен Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ РАБОТОДАТЕЛЕМ

7. Льготы, предоставляемые работодателем, которые являются налогооблагаемыми источниками дохода, приведены в статье 19 Налогового кодекса.

8. К льготам, предоставляемым работнику работодателем, относятся:

1) выплаты, предоставляемые работнику работодателем в целях возмещения его личных расходов, а также выплаты в пользу работника, осуществленные другим лицам, за исключением выплат в бюджет государственного социального страхования, выплат, указанных в частях (19) и (24) статьи 24 Налогового кодекса, не превышающих предела, установленного Правительством, и выплат, указанных в частях (193), (20) и (26) статьи 24 Налогового кодекса, не превышающих предела, установленного статьей 24 Налогового кодекса.

К выплатам, предоставляемым работнику работодателем в целях возмещения его личных расходов, относятся выплаты на лечение работника, его (ее) супруги (супруга) или его родственника, содержание детей работника в дошкольных (или школьных) учреждениях, компенсация расходов работника на приобретение или содержание жилья, автомобиля, другого его имущества и т. д.

11) стоимость талонов на питание в той части, в которой она превышает подлежащую вычету номинальную стоимость, установленную в части (1) статьи 4 Закона о талонах на питание № 166 от 21 сентября 2017 года;

[Подпкт.12) и 13) утратили силу согласно Пост.Прав. N 901 от 30.12.2024, в силу 01.01.2025]

14) выплаты, соответствующие понесенным и определенным расходам на перевозку и питание студентов – стажеров и/или учеников сверх установленного лимита в порядке, установленном Правительством.

2) аннулированная сумма долга работника перед работодателем.

К таким доходам относятся аннулированные суммы не возвращенных работником кредитов или займов, процентов за кредиты или займы, других задолженностей работника;

3) доплаты, осуществляемые работодателем, к любому платежу работника за жилье, предоставленное работодателем;

4) сумма процентных начислений, определяемая исходя из положительной разницы между средневзвешенной процентной ставкой по новым кредитам, предоставленным физическим лицам на срок более 5 лет, установленной Национальным банком Молдовы в ноябре года, предшествовавшего отчетному налоговому году, и процентной ставкой, начисленной по займам, предоставленным работнику работодателем. Положения этого пункта не распространяются на кредиты, предоставляемые банками и небанковскими кредитными организациями своим работникам на общих условиях, на которых они предоставляют кредиты сторонним физическим лицам. Для целей настоящего подпункта под "общими условиями" понимаются условия, принятые банками и небанковскими кредитными организациями в отношении предоставления кредитов не менее чем одному стороннему физическому лицу, для того же финансового продукта, который они предлагают работникам.

Доход от предоставления займа определяется ежемесячно. После погашения части займа сумма льготы исчисляется в том же порядке, в соответствии с формулой, с учетом суммы, возвращенной в счет погашения займа.

Доход от предоставления займа рассчитывается по следующей формуле:

где:

F – сумма льготы, предоставленной работодателем;

S – сумма займа;

Nzl – количество дней в месяце, в течение которых работник пользовался займом;

Rd – средневзвешенная процентная ставка, применяемая к новым кредитам, предоставленным физическим лицам на срок более 5 лет, установленная Национальным банком Молдовы;

Rdc – процентная ставка, начисленная по займу, предоставленному работодателем.

Данные положения будут применяться также к займам, предоставленным и непогашенным в налоговые периоды до 2019 года включительно, при расчете суммы предоставленной льготы.

5) затраты работодателя на предоставление работнику имущества, которое используется последним в его личных целях:

если имущество является собственностью работодателя, его затраты, определяемые по каждому предоставленному в пользование объекту в размере 0,0373 процента неамортизируемой в налоговых целях стоимости за каждый день использования, начиная с месяца, в котором объект был предоставлен в пользование работнику, при этом соответствующая стоимость остается неизменной в течение всего периода пользования объектом;

если имущество не является собственностью работодателя, к льготе, предоставляемой работнику, относятся затраты работодателя на получение права пользования этим имуществом за каждый день использования;

в случае, если работодатель предоставляет своим работникам собственность в пользование за плату, величина которой ниже суммы расходов работодателя по предоставлению ее в пользование, разница между суммой оплаты, произведенной работником, и суммой расходов работодателя также считается льготой, предоставленной работодателем.

[Пкт.8 изменен Пост.Прав. N 829 от 29.12.2025, в силу 01.01.2026]

[Пкт.8 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

[Пкт.8 изменен Пост.Прав. N 311 от 24.05.2023, в силу 02.06.2023]

[Пкт.8 изменен Пост.Прав. N 418 от 24.06.2020, в силу 10.07.2020]

[Пкт.8 изменен Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

[Пкт.8 изменен Пост.Прав. N 221 от 12.03.2018, в силу 16.03.2018]

[Пкт.8 дополнен Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

ОСВОБОЖДЕНИЯ

9. Освобождения, на которые имеет право налогоплательщик (физическое лицо-резидент), предоставляются либо по основному месту работы, либо по месту работы по совместительству, либо по месту оказания услуг, либо по месту профессиональной подготовки в системе дуального образования.

Работа по совместительству представляет собой выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянной или временной работы на основании отдельного индивидуального трудового договора.

[Пкт.9 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

[Пкт.9 изменен Пост.Прав. N 10 от 03.01.2020, в силу 10.01.2020]

[Пкт.91 утратил силу согласно Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]  

[Пкт.91 введен Пост.Прав. N 44 от 30.01.2019, в силу 01.03.2019]

92. Лица, выполняющие случайную неквалифицированную работу (поденщики) не имеют права пользоваться освобождениями, предусмотренными в главе 4 раздела II Налогового кодекса.

[Пкт.92 введен Пост.Прав. N 311 от 24.05.2023, в силу 02.06.2023]

10. Каждый налогоплательщик (физическое лицо–резидент) имеет право на одно личное освобождение, предусмотренное в частях (1) и (2) статьи 33 Налогового кодекса, при условии неиспользования освобождения в течение этого периода в другом месте.

[Пкт.10 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

101. Право на личное освобождение в размере, установленном в статье 33 Налогового кодекса, имеют физические лица-резиденты, годовой налогооблагаемый доход которых менее 360000 леев, за исключением доходов, предусмотренных в статье 901 Налогового кодекса. При определении размера годового облагаемого дохода физическое лицо–резидент учитывает также доходы, полученные от осуществляемой деятельности в соответствии с налоговыми режимами, предусмотренными в главах 102 и 103 раздела II Налогового кодекса.

[Пкт.101 дополнен Пост.Прав. N 829 от 29.12.2025, в силу 01.01.2026]

[Пкт.101 введен Пост.Прав. N 10 от 03.01.2020, в силу 10.01.2020]

11. Физическое лицо-резидент, состоящее в брачных отношениях с любым лицом, указанным в части (2) статьи 33 Налогового кодекса, имеет право на дополнительное освобождение в размере показателя, предусмотренного в части (2) статьи 34) Налогового кодекса, на соответствующий налоговый период, при условии, что жена (муж) не пользуется личным освобождением.

[Пкт.11 изменен Пост. Прав. N 940 от 22.12.2020, в силу 01.01.2021]

[Пкт.11 дополнен Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

12. Сумма ежегодных освобождений передается в полном объеме в размере индикатора ставки, предусмотренной в части (2) статьи 34 Налогового кодекса, без разделения между налогоплательщиком и его супругой (супругом).

[Пкт.12 изменен Пост. Прав. N 940 от 22.12.2020, в силу 01.01.2021]

[Пкт.12 в редакции Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

13. Если в течение налогового года супруги прерывают супружеские отношения, в случае, когда один из них пользовался освобождение на супруга (супругу), при представлении декларации каждый из них может воспользоваться только личным освобождением с соответствующим перерасчетом налогового обязательства.

[Пкт.13 изменен Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

14. Налогоплательщик (физическое лицо – резидент) имеет право на дополнительное освобождение на каждого иждивенца в размере, предусмотренном в части (1) статьи 35 Налогового кодекса, соответственно его категории.

[Пкт.14 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

[Пкт.14 в редакции Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

[Пкт.14 изменен Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

15. Иждивенцами признаются лица, которые отвечают всем требованиям, предусмотренным в части (2) статьи 35 Налогового кодекса, независимо от их возраста.

В целях применения положений пункта а) части (2) статьи 35 Налогового кодекса родственниками второй степени родства по боковой линии являются родные братья и сестры иждивенца – лица с ограниченными возможностями с детства.

При расчете дохода иждивенца не учитывается сумма пособий, выплачиваемых из государственного бюджета лицам с ограниченными возможностями в результате врожденного заболевания или заболевания детства, а также лицам с тяжелыми и выраженными ограничениями возможностей, которые регламентируются Законом № 499/1999 о государственных социальных пособиях некоторым категориям граждан.

[Пкт.15 дополнен Пост.Прав. N 311 от 24.05.2023, в силу 02.06.2023]

[Пкт.15 дополнен Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

16. Независимо от того, пользуется налогоплательщик личным освобождением или передает освобождение супруге (супругу), он продолжает пользоваться освобождением на иждивенцев при соблюдении требований, предусмотренных части (2) статьи 35 Налогового кодекса.

161. Физические лица, получившие в течение налогового периода доходы, облагаемые в соответствии со статьей 881 и главой 1 раздела Х Налогового кодекса, лишаются права на применение льгот, предусмотренных в статьях 33, 34 и 35 Налогового кодекса на период, в котором они получают доходы, облагаемые налогом в соответствии с особым режимом налогообложения. Льготы применяются пропорционально месяцам деятельности в стандартном режиме налогообложения.

Применение льгот допускается за месяцы, в которых получены доходы от деятельности в стандартном режиме налогообложения. Если в одном и том же месяце получены облагаемые налогом доходы в соответствии со статьей 881 и главой 1 раздела X Налогового кодекса и согласно стандартному режиму налогообложения, в этом месяце физическое лицо не будет иметь права на использование льгот.

[Пкт.161 в редакции Пост.Прав. N 311 от 24.05.2023, в силу 02.06.2023] 

[Пкт.161 введен Пост.Прав. N 996 от 21.11.2017, в силу 24.11.2017]

17. В целях определения размера и вида освобождения, которое должно предоставляться физическому лицу – резиденту, последний не позднее дня, установленного для начала работы/дуального обучения в качестве работника/студента – стажера/ученика, должен представить работодателю/единице системы дуального образования заявление о предоставлении освобождений на подоходный налог с заработной платы/вознаграждения, на которое он имеет право (в дальнейшем – заявление), в соответствии с образцом, предусмотренным в приложении № 6, и приложить к нему копии документов, подтверждающих этот факт.

[Пкт.17 в редакции Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024] 

[Пкт.17 изменен Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

18. Освобождения, на которые имеют право физические лица–резиденты, предоставляются или аннулируются с месяца, следующего за месяцем, в котором было подано (отозвано) заявление. Освобождение рассчитывается на один календарный месяц, как 1/12 от суммы личного освобождения, установленного в статье 33 Налогового кодекса.

[Пкт.18 в редакции Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024] 

[Пкт.18 дополнен Пост.Прав. N 44 от 30.01.2019, в силу 01.03.2019]

[Пкт.181 утратил силу согласно Пост.Прав. N 311 от 24.05.2023, в силу 02.06.2023]  

[Пкт.181 введен Пост.Прав. N 996 от 21.11.2017, в силу 24.11.2017]

19. В случае смерти физического лица–резидента личное освобождение или льготное личное освобождение (в зависимости от случая) предоставляется за месяцы, в которые налогоплательщик был жив, включая месяц смерти налогоплательщика.

[Пкт.19 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

20. Работник/студент–стажер/ученик системы дуального образования, который не меняет место работы/место профессиональной подготовки в системе дуального образования, не должен ежегодно представлять работодателю/ единице системы дуального образования заявление и копии (выписки) соответствующих документов, за исключением случаев, когда он приобретает право на дополнительные освобождения либо теряет право на определенные виды освобождений. Копии (выписки) документов, представленных раньше, сверяются работодателем/единицей системы дуального образования к началу каждого налогового года с оригиналами с целью проверки, не появились ли в них какие-либо изменения.

Без подачи заявления физическое лицо – резидент должно ежегодно представлять документы, имеющие ограниченный срок действия (например, подтверждение неиспользования супругом (супругой) освобождения на основании статьи 34 Налогового кодекса, согласно статье 34 Налогового кодекса, и т.д.

[Пкт.20 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

[Пкт.20 изменен Пост. Прав. N 940 от 22.12.2020, в силу 01.01.2021]

[Пкт.20 изменен Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

21. Если физическое лицо – резидент не подало заявление, неправильно указало в данном заявлении какие-либо освобождения, на которые претендует, не приложило к заявлению подтверждающие документы, а также в случаях, когда оно отзывает заявление, считается, что оно не претендует на освобождения, а работодатель/единица в системе дуального образования исчисляет и удерживает подоходный налог с направленных на выплату физическому лицу – резиденту доходов без предоставления ему освобождений.

[Пкт.21 в редакции Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024] 

22. Если в течение налогового года сумма освобождений, на которые физическое лицо – резидент имеет право, изменяется или если появляются какие-либо изменения в основных данных о нем (изменение фамилии, фискального кода, места жительства и т.д.), физическое лицо – резидент обязано в течение 10 дней после произошедшего изменения представить работодателю/единице системы дуального образования новое подписанное им заявление, приложив к нему соответствующие подтверждающие документы.

Новое заявление представляется в течение налогового года в случаях, если физическое лицо – резидент:

1) приобретает право на освобождения или решило использовать освобождения, которые ему полагаются, но которыми оно не пользовался до представления нового заявления;

2) теряет право либо отказывается добровольно от освобождения для супруга (супруги) или на освобождение на иждивенцев;

3) приобретает или теряет право на льготное личное освобождение, предусмотренное в части (2) статьи 33 Налогового кодекса;

4) изменяет свою фамилию и/или фискальный код.

[Пкт.22 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

23. Новое заявление, поданное физическим лицом – резидентом, должно содержать как информацию по освобождениям, для которых сохранилось право, так и информацию, относящуюся к дополнительным освобождениям, на которые получило право.

[Пкт.23 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

24. Если физическое лицо в течение налогового года получает право на освобождения в результате получения, в налоговых целях, статуса резидента, оно представляет работодателю заявление в форме, установленной в приложении № 6. В данном случае работодатель не осуществляет перерасчет подоходного налога физического лица с начала года. Физическое лицо может использовать полное годовое освобождение по подоходному налогу путем представления Декларации физического лица о подоходном налоге.

В случае если физическое лицо в течение года добровольно отказывается от освобождений по подоходному налогу, оно представляет работодателю заявление в свободной форме, в котором потребует не оказывать соответствующие освобождения до конца отчетного года.

[Пкт.24 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

[Пкт.24 в редакции Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

25. Физическое лицо – резидент теряет право на освобождение на иждивенца в случае, если иждивенец получил доход в размере, превышающем сумму, установленную в пункте b) части (2) статьи 35 Налогового кодекса.

[Пкт.25 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

[Пкт.25 в редакции Пост.Прав. N 10 от 03.01.2020, в силу 10.01.2020]

[Пкт.25 дополнен Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

[Пкт.25 изменен Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

26. Умышленное представление физическим лицом – резидентом ложной или вводящей в заблуждение информации в заявлении и документах, удостоверяющих право на освобождения, предусматривает ответственность в соответствии с Налоговым кодексом.

[Пкт.26 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

[Пкт.27 утратил силу согласно Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

[Пкт.27 изменен Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

[Пкт.28 утратил силу согласно Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

29. Заработная плата за декабрь отчетного налогового года, выплаченная в январе года, следующего за отчетным, в соответствии с положениями пункта а) части (1) статьи 44 Налогового кодекса, облагается по ставке налога, действующей на дату выплаты заработной платы, с предоставлением освобождений, действующих на дату выплаты заработной платы.

[Пкт.29 изменен Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

[Пкт.29 дополнен Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

Подтверждение прав на освобождения

30. Статус резидента Республики Молдова подтверждается следующими документами:

1) копия документа, удостоверяющего личность. К этой категории документов относятся: удостоверение личности, временное удостоверение личности, вид на жительство, временный удостоверяющий личность документ (форма № 9), а для детей – свидетельство о рождении ребенка; или

2) копия паспорта иностранного гражданина или лица без гражданства;

3) Cертификат о резидентстве – для иностранных граждан.

[Пкт.30 дополнен Пост.Прав. N 10 от 03.01.2020, в силу 10.01.2020]

[Пкт.30 изменен Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

[Пкт.30 изменен Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

31. Право на личное освобождение в размере показателя, предусмотренного частью (1) статьи 33 Налогового кодекса, удостоверяется документами, указанными в пункте 30 настоящего Положения, подтверждающими, что налогоплательщик (физическое лицо) является резидентом Республики Молдова.

[Пкт.31 дополнен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

32. Право на личное освобождение в размере показателя, предусмотренного в части (2) статьи 33 Налогового кодекса, удостоверяется:

1) документами, указанными в пункте 30 настоящего Положения, подтверждающими, что налогоплательщик (физическое лицо – резидент) является резидентом Республики Молдова; и

2) одним из документов/копией одного из документов, соответствующих категории гражданина, указанной в графе 1 таблицы 1.

[Пкт.32 дополнен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

[Таблица 1 изменена Пост.Прав. N 592 от 24.07.2017, в силу 11.08.2017]

[Пкт.32 изменен Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

321. Физическое лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, предоставляющее услуги и/или выполняющее работы или студенты – стажеры/ученики из системы дуального образования, дополнительно к документам, указанным в пунктах 30 и 32, представляет подтверждение о факте неиспользования личного освобождения, предусмотренного в статье 33 Налогового кодекса, согласно приложению № 71 к настоящему Положению.

[Пкт.321 дополнен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

[Пкт.321 введен Пост.Прав. N 44 от 30.01.2019, в силу 01.03.2019]

33. Право на освобождение для супруги (супруга) подтверждается:

1) документами, указанными в пункте 30 настоящего Положения, подтверждающими, что налогоплательщики (супруг и супруга) являются резидентами Республики Молдова;

2) свидетельством о браке;

3) подтверждение неиспользования личного освобождения, согласно приложению № 7 к настоящему Положению.

[Пкт.33 изменен Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

34. Право на освобождение на иждивенцев подтверждается следующими документами:

[Пкт.34 изменен Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

35. Каждому физическому лицу – резиденту, который подал заявление о предоставлении освобождений, присваивается категория, соответствующая затребованным освобождениям, согласно таблице 3.

[Пкт.35 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

[Пкт.35 изменен Пост. Прав. N 940 от 22.12.2020, в силу 01.01.2021]

[Пкт.35 изменен Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УДЕРЖАНИЯ НАЛОГА

36. Подоходный налог исчисляется и удерживается работодателем в момент направления дохода на выплату из облагаемого дохода, определяемого как разница между доходом, полученным физическим лицом в виде заработной платы/вознаграждения (включая премии, льготы и др.), и суммой вычетов и освобождений, на которые имеет право физическое лицо в соответствии с налоговым законодательством.

[Пкт.36 в редакции Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024] 

[Пкт.36 изменен Пост.Прав. N 642 от 26.08.2020, в силу 01.01.2021]

361. Подоходный налог, касающийся дохода от оплаты труда работников резидента информационно-технологического парка, включен в единый налог, подлежащий уплате резидентом информационно-технологического парка, и, соответственно, не создает дополнительных обязательств по расчету, удержанию, оплате и отчету для резидента парка.

Доход от оплаты труда, рассчитанный для работников в период применения стандартного режима, но выплачиваемый в период применения особого режима, облагается налогом на дату их оплаты, в соответствии с положениями стандартного режима.

Доход от оплаты труда, рассчитанный для работников в период применения режима, регулируемого главой 1 раздела X Налогового кодекса, но выплачиваемого в период применения стандартного режима, не будет облагаться налогом на дату их оплаты, поскольку соответствующий подоходный налог включен в единый налог.

[Пкт.361 изменен Пост.Прав. N 311 от 24.05.2023, в силу 02.06.2023]

[Пкт.361 введен Пост.Прав. N 996 от 21.11.2017, в силу 24.11.2017]

37. Ставка подоходного налога установлена в пунктах a) и а1) статьи 15 Налогового кодекса.

[Пкт.37 в редакции Пост.Прав. N 311 от 24.05.2023, в силу 02.06.2023] 

[Пкт.37 в редакции Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

38. Определение облагаемого дохода и исчисление подоходного налога, подлежащего удержанию у источника выплаты, осуществляются методом нарастающего итога с начала налогового года или в случае, если физическое лицо было принято на работу/ начало профессиональную подготовку в системе дуального образования в течение налогового года, со дня найма/ начала профессиональной подготовки в системе дуального образования.

Определение освобождений, предоставляемых физическому лицу, осуществляется методом нарастающего итога с начала налогового года или в случае, если физическое лицо было принято на работу/начало профессиональную подготовку в системе дуального в течение текущего налогового года, с месяца, следующего за месяцем, в котором было подано заявление о предоставлении освобождений.

[Пкт.38 в редакции Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024] 

39. Определение облагаемого дохода и исчисление подоходного налога работников, должности которых соответствуют занятиям, предусмотренным в приложении № 2 к Закону о введении в действие разделов I и II Налогового кодекса, осуществляется в порядке, установленном в части (21) статьи 24 указанного закона.

40. Количество месяцев в налоговом году, на протяжении которых физическое лицо считается работником/ студентом – стажером/учеником в системе дуального образования, в налоговых целях определяется:

1) в случае, когда физическое лицо было принято на работу/ начало профессиональную подготовку в системе дуального образования с предыдущего налогового года, – начиная с января;

2) в случае, когда физическое лицо было принято на работу/ начало профессиональную подготовку в системе дуального образования в течение налогового года, – начиная с месяца, в котором оно было нанято на работу/начало профессиональную подготовку в системе дуального образования.

Месяц, в котором работник/ студент – стажер/ученик системы дуального образования увольняется/завершает профессиональную подготовку в системе дуального образования, учитывается при определении количества месяцев в налоговом году, в течение которых физическое лицо работает/осуществляет профессиональную подготовку в системе дуального образования.

[Пкт.40 в редакции Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024] 

41. В целях определения подоходного налога из всех источников облагаемого дохода работодатель открывает на каждое физическое лицо личную карточку учета доходов в виде заработной платы и других выплат, осуществленных работодателем в пользу физического лица, связанную с выполненной работой в отчетный год, а также подоходного налога, удержанного из этих выплат (в дальнейшем – личная карточка).

Личная карточка заполняется работодателем ежегодно с начала каждого налогового года или, если физическое лицо нанято на работу/начало профессиональную подготовку в системе дуального образования в течение налогового года, со дня найма/начала профессиональной подготовки в системе дуального образования.

Образец личной карточки приведен в приложении № 8 к настоящему Положению.

В случае, если работники совмещают две должности на одном и том же предприятии сферы информационных технологий, работодатель должен заполнять две личные карточки:

1) личная карточка учета доходов в форме заработной платы и других выплат, включая подоходный налог, полученных от деятельности в качестве программиста или в другой должности сферы информационных технологий, функции, предусмотренные в приложении № 1 к Закону № 1164-XIII от 24 апреля 1997 года о введении в действие разделов I и II Налогового кодекса (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, специальный выпуск от 8 февраля 2007 г.)

2) личная карточка учета доходов в форме заработной платы и других доходов, включая подоходный налог, полученных от исполнения должности, иной, чем должность программиста, или иных должностей сферы информационных технологий.

[Пкт.41 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

[Пкт.41 изменен Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

411. За период применения единого налога резиденты информационно-технологических парков не обязаны заполнять персональную форму учета доходов в виде заработной платы и других выплат, произведенных резидентом в пользу своих работников.

[Пкт.411 введен Пост.Прав. N 996 от 21.11.2017, в силу 24.11.2017]

42. Налогооблагаемый доход и сумма подоходного налога, удержанного из него в течение отчетного налогового года, отражаются в личной карточке в соответствующих графах только в леях, с отражением в леях и банях лишь в последней записи в этих графах.

Если экономический агент использует автоматизированные системы бухгалтерского учета, расчет указанных показателей разрешается осуществлять в леях и банях.

43. В случае, когда в течение месяца или в один и тот же день работодатель выплачивает доходы в любой форме, установленной в пункте 6, в том числе авансом, каждая выплата отражается в личной карточке отдельной строкой с указанием освобождений, приходящихся на данный месяц, с соблюдением метода нарастающего итога.

[Пкт.43 в редакции Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024] 

44. Предоставление освобождений и исчисление подоходного налога производятся работодателем ежемесячно методом нарастающего итога, за исключением заработной платы работников, обложение которой производится в порядке, предусмотренном в части (21) статьи 24 Закона о введении в действие разделов I и II Налогового кодекса, независимо от того, был ли выплачен доход в данном месяце.

45. При осуществлении выплат работнику после прекращения индивидуального трудового договора или студенту – стажеру/ученику после завершения профессиональной подготовки в системе дуального образования в том же налоговом году, в котором были прекращены трудовые отношения, независимо от времени их начисления (до или после увольнения работника/завершения профессиональной подготовки в системе дуального образования), сумма подоходного налога исчисляется методом нарастающего итога с учетом количества месяцев, в течение которых работник считался работником по найму/студентом – стажером/учеником в системе дуального образования, и общей суммы освобождений, которые ему следовало предоставить до даты прекращения индивидуального трудового договора/завершения профессиональной подготовки в системе дуального образования.

[Пкт.45 в редакции Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024] 

46. В случае выплаты работнику, с которым прекращен индивидуальный трудовой договор, или студенту – стажеру/ученику, у которого процесс профессиональной подготовки в системе дуального образования был завершен, задолженности по заработной плате/вознаграждению выплачиваются в налоговом году, следующим за годом прекращения трудовых отношений, подоходный налог исчисляется и удерживается в день выплаты. В целях определения налогооблагаемого дохода и, соответственно, подоходного налога, подлежащего удержанию у источника выплаты, работодатель/ единица в системе дуального образования должен заполнить личную карточку в начале года, следующего за годом, в котором был прекращен индивидуальный трудовой договор /завершен процесс профессиональной подготовки в системе дуального образования.

[Пкт.46 в редакции Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024] 

[Пкт.46 в редакции Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

47. При осуществлении выплат вследствие незаконного увольнения работника и последующего его восстановления на работе согласно решению судебной инстанции, по которому работодатель обязан выплатить работнику сумму за период увольнения, подоходный налог исчисляется и удерживается в момент выплаты.

В случае если в соответствии с решением судебной инстанции судебный исполнитель снял с банковского счета хозяйствующего субъекта сумму заработной платы, которую следует выплатить незаконно уволенному работнику, без удержания подоходного налога, хозяйствующий субъект обязан отразить суммы, выплаченные работнику, в месячном налоговом отчете и, соответственно, в годовом налоговом отчете, предусмотренных статьей 92 Налогового кодекса, без отражения сумм подоходного налога.

На основании положений части (41) статьи 92 Налогового кодекса, в случае внесения корректировок в информацию, представленную согласно части (3), лица, указанные в данной части, обязаны информировать получателя выплат в течение 15 рабочих дней с даты внесения изменений или принятия решения о случае нарушения законодательства.

[Пкт.47 в редакции Пост.Прав. N 901 от 30.12.2024, в силу 01.01.2025] 

[Пкт.47 изменен Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

[Пкт.47 в редакции Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

48. При осуществлении работнице, которая уходит в отпуск по беременности и родам (дородовой отпуск и послеродовой отпуск), последней облагаемой налогом выплаты (заработной платы, премии и т.д.) удержание подоходного налога производится с предоставлением затребованных освобождений:

1) на 12 месяцев, если лицо считается работником по найму с начала налогового года;

2) на то количество месяцев, в течение которых лицо считается работником по найму, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия его на работу и представления заявления о предоставлении освобождений, и до конца налогового года, если лицо нанято в течение налогового года.

В случае, если данное лицо возвращается на работу в том же году, в котором был оплачен декретный отпуск, подоходный налог из последующих выплат удерживается с учетом суммы освобождений, предоставленных при оплате декретного отпуска.

Если лицо, находящееся в декретном отпуске, отзывает до конца налогового года заявление о предоставлении ему освобождений, работодатель должен произвести перерасчет подоходного налога, предоставив данному лицу только ту сумму освобождений, на которые он фактически имеет право.

[Пкт.48 изменен Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

481. В случаях, когда подоходный налог в момент направления дохода на выплату не был удержан в результате осуществления выплат в виде аванса, отпуска товарно-материальных ценностей и др., для определения суммы дохода, направленного на выплату, и в целях правильного исчисления подоходного налога, подлежащего удержанию из этих выплат, следует использовать следующую формулу:

где:

Vt – общий доход, направленный на выплату с начала года, включая доход текущей выплаты (в леях);

Va – сумма выданной в текущем месяце зарплаты без удержания подоходного налога (в леях);

R – сумма различных удержаний в текущем месяце, кроме подоходного налога и других вычетов, на которые имеет право налогоплательщик (в леях);

Vîn an – сумма дохода, направленного на выплату с начала года до текущей выплаты (в леях);

St – общая сумма освобождений, включая освобождения текущего месяца (в леях);

Iîn an – сумма удержанного налога с начала года до текущей выплаты (в леях);

K2 – размер взносов обязательного медицинского страхования;

K3 – размер удержаний (в процентах) по исполнительным листам, разделенный на 100;

P1 – первая ставка налога, деленная на 100.

[Пкт.481 изменен Пост.Прав. N 642 от 26.08.2020, в силу 01.01.2021]

[Пкт.481 в редакции Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

[Пкт.481 изменен Пост.Прав. N 221 от 12.03.2018, в силу 16.03.2018]

[Пкт.481 введен Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

482. В случае, если в результате предоставления освобождений или применения налоговой ставки устанавливается, что при расчете подоходного налога были допущены ошибки, до последнего дня налогового периода работодатель обязан пересчитать подоходный налог.

[Пкт.482 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

[Пкт.482 введен Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

49. При возврате выплат заработной платы/вознаграждения, исчисленных и выплаченных ошибочно, а также при перерасчете в сторону уменьшения сумм льгот, предоставленных работодателем в результате ошибочного их исчисления, производится перерасчет подоходного налога, при этом в личной карточке отражается со знаком "–" ошибочно начисленная сумма дохода. В результате работник/студент – стажер/ученик в системе дуального образования возвращает работодателю только сумму за минусом излишне удержанного подоходного налога, а не всю сумму неправильно начисленных выплат.

[Пкт.49 в редакции Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024] 

[Пкт.50 утратил силу согласно Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]  

[Пкт.50 изменен Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

51. Уплата налогов, удержанных у источника выплаты, а также представление Государственной налоговой службе и налогоплательщикам документов об осуществленных выплатах и/или удержанных налогах осуществляются согласно положениям статьи 92 Налогового кодекса.

Образцы форм отчетности, посредством которых декларируются обязательства, связанные с подоходным налогом, удержанным у источника выплаты, информация, подтверждающая доходы, выплаченные в пользу физических лиц, связанных с выполненными работами, и удержанный подоходный налог, а также порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов.

[Пкт.51 изменен Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024]

[Пкт.51 изменен Пост.Прав. N 221 от 12.03.2018, в силу 16.03.2018]

[Приложение N 1 утратило силу согласно Пост.Прав. N 221 от 12.03.2018, в силу 16.03.2018]

[Приложение N 2 утратило силу согласно Пост.Прав. N 221 от 12.03.2018, в силу 16.03.2018]

[Приложение N 2 изменено Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

[Приложение N 3 утратило силу согласно Пост.Прав. N 221 от 12.03.2018, в силу 16.03.2018]

[Приложение N 4 утратило силу согласно Пост.Прав. N 221 от 12.03.2018, в силу 16.03.2018]

[Приложение N 4 изменено Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

[Приложение N 5 утратило силу согласно Пост.Прав. N 221 от 12.03.2018, в силу 16.03.2018]

[Приложение N 5 изменено Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

[Приложение N 6 изменено Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024] 

[Приложение N 6 изменено Пост. Прав. N 940 от 22.12.2020, в силу 01.01.2021]

[Приложение N 7 изменено Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024] 

[Приложение N 7 изменено Пост. Прав. N 940 от 22.12.2020, в силу 01.01.2021]

[Приложение N 7 в редакции Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

[Приложение N 71 изменено Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024] 

[Приложение N 71 введено Пост.Прав. N 44 от 30.01.2019, в силу 01.03.2019]

РУКОВОДСТВО ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЛИЧНОЙ КАРТОЧКИ

Личная карточка учета доходов в виде заработной платы и других выплат, осуществленных работодателем в пользу физического лица, связанную с выполненной работой, а также подоходного налога, удержанного из этих выплат, заполняется работодателем на каждое физическое лицо. В личной карточке ведется учет доходов в виде заработной платы/вознаграждения (включая премии, льготы и др.), направленных на выплату физическому лицу, рассчитывается и ведется учет подоходного налога, удержанного из этих доходов. Личная карточка составляется ежегодно, с начала каждого налогового года или, если работник/студент‒стажер/ученик в системе дуального образования нанят на работу/начал профессиональную подготовку в системе дуального образования в течение налогового года – с даты найма/начала профессиональной подготовки в системе дуального образования.

[Приложение N 8 изменено Пост.Прав. N 1029 от 21.12.2023, в силу 01.01.2024] 

[Приложение N 8 в редакции Пост.Прав. N 642 от 26.08.2020, в силу 01.01.2021]

[Приложение N 8 в редакции Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

[Приложение N 8 изменено Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]

[Приложение N 9 утратило силу согласно Пост.Прав. N 970 от 03.10.2018, в силу 01.10.2018]

[Приложение N 9 в редакции Пост.Прав. N 599 от 26.07.2017, в силу 28.07.2017]