Закон № 1432 от 28.12.2000
о порядке установления и пересмотра минимальной заработной платы
ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
З А К О Н
о порядке установления и пересмотра минимальной заработной платы
№ 1432-XIV от 28.12.2000
(в силу 27.02.2001)
Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 21-24 ст.79 от 27.02.2001
* * *
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Статья 2. Минимальная заработная плата
Статья 3. Порядок установления, условия определения и пересмотра минимальной заработной платы
Статья 4. Соотнесение выплат с минимальной заработной платой
Статья 5. Выплаты, связанные с трудом, действующие на момент вступления в силу настоящего закона
Статья 6. Источники финансирования повышения минимальной заработной платы
Статья 7. Заключительные положения
Парламент принимает настоящий органический закон.
Настоящий закон частично перелагает (части (1)–(3) статьи 1, пункты 3 и 5 статьи 3, пункты (а) и (d) части (1) статьи 4, часть (1) статьи 5, статьи 7, 9 и часть (1) статьи 10) Директиву Европейского парламента и Совета (EС) 2022/2041 от 19 октября 2022 года о надлежащем уровне минимальной заработной платы в Европейском Союзе, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 275 от 25 октября 2022 года, CELEX: 32022L2041.
[Формула гармонизации введена Законом N 114 от 18.06.2026, в силу 30.06.2026]
Статья 1. Общие положения
(1) Настоящий закон определяет порядок установления и пересмотра минимальной заработной платы в целях улучшения условий жизни и труда, в частности повышения надлежащего уровня минимальной заработной платы, содействия восходящей социальной конвергенции и сокращения неравенства в оплате труда.
(2) Положения настоящего закона являются обязательными для исполнения предприятиями, учреждениями, организациями и другими юридическими лицами независимо от вида собственности и организационно-правовой формы.
(3) Для достижения цели настоящего закона государство:
a) содействует ведению коллективных переговоров;
b) поддерживает расширение охвата коллективными переговорами для установления минимальной заработной платы на национальном, отраслевом, территориальном уровнях и на уровне предприятия сторонами социального партнерства;
c) обеспечивает улучшение фактического доступа работников к защите права на установление и гарантирование минимальной заработной платы в случаях, предусмотренных законодательством, коллективными трудовыми договорами и коллективными соглашениями.
(4) Положения настоящего закона не затрагивают автономию сторон социального партнерства и их право заключать коллективные трудовые договоры и коллективные соглашения в соответствии с процедурой, установленной законодательством.
(5) В настоящей статье понятие "стороны социального партнерства" используется в значении, предусмотренном статьей 16 Трудового кодекса № 154/2003.
[Ст.1 ч.(1) в новой редакции, ч.(3)–(5) введена Законом N 114 от 18.06.2026, в силу 30.06.2026]
Статья 2. Минимальная заработная плата
(1) Минимальная заработная плата представляет собой установленный государством размер заработной платы в леях за простой, неквалифицированный труд, ниже которого работодатель не вправе производить оплату за выполненную работником месячную или часовую норму труда.
(2) Месячная оплата труда работника, который отработал установленную норму времени за определенный период и который выполнил возложенные на него обязанности или норму труда, не может быть ниже установленного размера минимальной заработной платы.
(3) В минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, компенсационные и поощрительные выплаты.
(4) Соблюдение размера минимальной заработной платы является обязательным для всех хозяйствующих субъектов независимо от вида собственности и организационно-правовой формы. Этот размер не может быть уменьшен ни коллективным договором, ни индивидуальным трудовым договором.
(5) С минимальной заработной платой соотносятся только выплаты, связанные с трудом. Все другие социальные выплаты (пенсии, стипендии, компенсации, пособия и др.), а также государственные пошлины, налоги, тарифы, штрафы и другие платежи, не связанные с трудом, устанавливаются в размерах, не соотносимых с минимальной заработной платой.
Статья 3. Порядок установления, условия определения и пересмотра минимальной заработной платы
(1) Минимальная месячная заработная плата и минимальная часовая заработная плата, исчисляемая исходя из месячной нормы рабочего времени, устанавливаются и пересматриваются на основании постановления Правительства после консультаций с патронатами и профсоюзами.
(2) Размер минимальной заработной платы устанавливается в зависимости от конкретных экономических условий и уровня средней заработной платы по национальной экономике, а также прогнозируемого уровня инфляции таким образом, чтобы обеспечить достойный уровень жизни, способствовать сокращению бедности трудо-устроенных лиц, содействовать социальной сплоченности и восходящей социальной конвергенции, а также уменьшить различия в оплате труда женщин и мужчин.
(3) Необходимость изменения размера минимальной заработной платы рассматривается Правительством совместно с патронатами и профсоюзами не реже одного раза в год. В процессе оценки надлежащего уровня минимальной заработной платы в качестве базовой ставки используется показатель в размере 50 процентов прогнозируемой среднемесячной заработной платы по экономике на год, предшествующий году, на который устанавливается минимальная заработная плата. Данная базовая ставка служит исключительно инструментом оценки надлежащего уровня минимальной заработной платы и не является автоматическим механизмом установления ее размера.
(4) Пересмотр размера минимальной заработной платы осуществляется Правительством после предварительных консультаций с патронатами и профсоюзами с учетом изменения индекса потребительских цен и динамики изменения средней заработной платы по национальной экономике за соответствующий период, объема внутреннего валового продукта, производительности труда, а также прожиточного минимума в его стоимостном выражении.
(5) Правительство назначает научно-исследовательское учреждение для консультирования патронатов, профсоюзов и Правительства по вопросам, касающимся минимальной заработной платы.
[Ст.3 ч.(1)–(3) в новой редакции, ч.(5) введена Законом N 114 от 18.06.2026, в силу 30.06.2026]
Статья 4. Соотнесение выплат с минимальной заработной платой
(1) Со дня вступления в силу настоящего закона запрещается установление любых социальных выплат или платежей, не связанных с трудом, в размерах, кратных минимальной заработной плате.
(2) Государственные социальные выплаты (стипендии, компенсации, пособия, повышения к пенсии за особые заслуги перед государством и др.), а также государственные пошлины, налоги, тарифы, штрафы и другие платежи, не связанные с трудом, размер которых согласно действующему законодательству рассчитывался исходя из минимальной заработной платы в сумме 18 леев, установленной с 1 июня 1994 года, и в дальнейшем рассчитываются исходя из той же суммы до изменения этих платежей.
(3) При разработке законодательных и иных нормативных актов, а также при внесении изменений в действующие законодательные и другие нормативные акты ссылка на кратный размер или на процентное отношение к минимальной заработной плате делается только в отношении выплат, связанных с трудом (повышения, надбавки, доплаты к заработной плате и др.), а во всех других случаях выплаты устанавливаются в конкретных размерах в денежном выражении без соотнесения с минимальной заработной платой.
Статья 5. Выплаты, связанные с трудом, действующие на момент вступления в силу настоящего закона
Со дня вступления в силу настоящего закона все выплаты, связанные с трудом (повышения, надбавки, доплаты к заработной плате и др.), размер которых согласно действующему законодательству рассчитывался исходя из минимальной заработной платы в сумме 18 леев, установленной с 1 июня 1994 года, в дальнейшем применяются в тех же размерах до изменения порядка установления этих выплат, независимо от фактически установленного по стране размера минимальной заработной платы.
Статья 6. Источники финансирования повышения минимальной заработной платы
(1) Источниками финансирования затрат, связанных с установлением минимальной заработной платы, являются:
а) для бюджетных учреждений, организаций и предприятий - средства соответствующих бюджетов;
b) для хозрасчетных предприятий - собственные финансовые средства.
(2) Финансовые средства, необходимые для покрытия затрат, связанных с повышением минимальной заработной платы, для субъектов, указанных в пункте а) части (1), предусматриваются в законе о бюджете на соответствующий год.
Статья 7. Заключительные положения
(1) До вступления в силу Уголовного кодекса, Уголовно- процессуального кодекса, Гражданского процессуального кодекса в новой редакции размер штрафов исчисляется исходя из суммы 18 леев.
(2) Правительству:
в месячный срок принять постановление об установлении нового размера минимальной заработной платы по стране, порядке и сроках введения ее в отраслях национальной экономики;
в двухмесячный срок представить Парламенту предложения о приведении действующего законодательства в соответствие с настоящим законом;
в течение 2001 года принять необходимые нормативные акты, входящие в его компетенцию, и привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом.
[Ст.7 изменена Законом N 111-XVI от 02.06.2005, в силу 24.06.2005]
[Ст.7 дополнена Законом N 653-XV от 22.11.2001, в силу 20.12.2001]
| ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАРЛАМЕНТА | Думитру ДЬЯКОВ |
Кишинэу, 28 декабря 2000 г. |
|
| № 1432-XIV. |