Постановление № 146 от 04.03.2020
об утверждении Заключения по проекту Закона о внесении изменений в некоторые нормативные акты
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об утверждении Заключения по проекту Закона о внесении
изменений в некоторые нормативные акты
№ 146 от 04.03.2020
(в силу 06.03.2020)
Мониторул Офичиал ал Р. Молдова № 70-74 ст. 209 от 06.03.2020
* * *
Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить и представить Парламенту Заключение по проекту Закона о внесении изменений в некоторые нормативные акты.
| ПРЕМЬЕР-МИНИСТР | Ион КИКУ |
| Контрасигнуют: | |
| зам. премьер-министра, | |
| министр финансов | Сергей ПУШКУЦА |
| министр экономики | |
| и инфраструктуры | Анатол УСАТЫЙ |
| министр юстиции | Фадей НАГАЧЕВСКИ |
| № 146. Кишинэу, 4 марта 2020 г. | |
Утверждено
Постановлением Правительства
№ 146/2020
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по проекту Закона о внесении изменений в
некоторые нормативные акты
Правительство рассмотрело проект Закона о внесении изменений в некоторые нормативные акты, представленный в качестве законодательной инициативы (№ 241 от 25 октября 2019 г.) группой депутатов Парламента, и сообщает следующее.
В настоящее время физические лица могут заниматься видами деятельности, указанными в пункте 36) статьи 5 Налогового кодекса № 1163/1997, без регистрации в организационно-правовой форме, без права вычета расходов, за исключением вычетов, связанных с суммами взносов обязательного медицинского страхования и обязательных отчислений в бюджет государственного социального страхования (статья 36 Налогового кодекса № 1163/1997).
Для правильного определения налогового обязательства в случае осуществления деятельности с правом вычета расходов необходима регистрация в установленной законодательством организационно-правовой форме.
Также отмечаем, что с учетом специфики профессиональной деятельности, осуществляемой в секторе юстиции, для нее был установлен отдельный, преференциальный режим. Поэтому считается нецелесообразным считать профессиональную деятельность в секторе юстиции и в сфере здравоохранения самостоятельной профессиональной деятельностью, поскольку эта деятельность аналогична предпринимательской деятельности.
В отношении права вычета расходов на основе электронных документов, в том числе на основании кассовых чеков, отмечаем, что в соответствии с частями (1) и (5) статьи 11 Закона № 287/2017 о финансовом учете и отчетности экономические факты учитываются на основании первичных документов. Первичные документы, оформленные как на бумаге, так и в электронном виде, имеют одинаковую юридическую силу. Таким образом, для обеспечения правильности вычета расходов необходимо соблюдать вышеуказанные нормы.
Что касается подписи, применяемой к документам, то она должна выполняться вручную или в электронной форме, при этом данные способы являются единственными, которые могут быть приняты согласно законодательству. Сканированный документ может включать риск, связанный с совершением фиктивных сделок.
Относительно ограничения на вычет расходов, подтвержденных только на основании фискальных чеков, отмечаем, что это положение в настоящее время содержится в части (10) статьи 24 Налогового кодекса № 1163/1997, согласно которой разрешается вычет не подтвержденных документально обычных и необходимых расходов, понесенных налогоплательщиком в течение налогового периода, в размере 0,2% облагаемого дохода.
В то же время отмечаем, что, по существу, фискальный чек не соответствует требованиям, установленным в статье 11 Закона № 287/2017 о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а именно не позволяет идентифицировать покупателя, что влечет риск уклонения от уплаты налогов.
К качеству материалов, используемых для печати чеков, не предъявляются специальные требования, в связи с чем информация, напечатанная на чеках, не сохраняется в течение длительного времени. Таким образом, необходимо отметить, что срок давности для определения налоговых обязательств составляет 4 года, а для хранения документов, обосновывающих экономические действия, – 6 лет.
Стоит отметить, что возможность вычета расходов на основе фискального чека будет рассмотрена дополнительно, после реализации концепции «Электронный мониторинг продаж», которая позволит хранить данные фискального чека в информационной системе Государственной налоговой службы.
В отношении снижения ставки подоходного налога для лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в секторе юстиции, с 18% до 12% отмечаем, что в условиях действующего налогового режима это предложение не может быть принято, поскольку эти лица пользуются специальным налоговым режимом и имеют право на вычет расходов, понесенных в процессе деятельности, аналогично юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также личные освобождения аналогично физическим лицам, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность.
Вместе с тем налоговый режим, применяемый в отношении доходов лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в секторе юстиции, в том числе с точки зрения социального и медицинского страхования, будет подвергнут дополнительному комплексному анализу в контексте выполнения действий, предусмотренных в ежегодном Плане деятельности Правительства на 2020 год, с точки зрения воздействия и бюджетных последствий.
Что касается распространения действия положений части (8) статьи 92 на зарегистрированных новых экономических агентов, на период, не превышающий 3 последовательных календарных лет, отмечаем, что в соответствии с частью (8) статьи 92 Налогового кодекса № 1163/1997 индивидуальный предприниматель, крестьянское (фермерское) хозяйство, в которых среднегодовая численность работников в течение налогового периода не превышает 3 единиц и которые не зарегистрированы в качестве плательщиков НДС, представляют не позднее 25 марта года, следующего за фискальным годом, единую налоговую отчетность.
Единая налоговая отчетность включает отчетность по налоговым обязательствам, связанным с подоходным налогом (например, Информационная записка IALS, INR и т. д.), а также с местными налогами и сборами.
Положение части (8) статьи 92 Налогового кодекса № 1163/1997 является исчерпывающим и распространяется только на указанные категории налогоплательщиков, в остальных случаях налогоплательщики сообщают информацию о платежах, осуществленных физическим лицам, до 25 января после отчетного года.
Более того, единая налоговая отчетность характерна для правового статуса индивидуальных предпринимателей и крестьянских домохозяйств (например, льготы на личное освобождение) и не может применяться к обществам с ограниченной ответственностью.
Также считаем нецелесообразным дополнение Налогового кодекса № 1163/1997 специальным понятием для электронной налоговой накладной, созданной в автоматизированной информационной системе «e-Factura», поскольку понятие налоговой накладной, изложенное в пункте 16) статьи 93 Налогового кодекса № 1163/1997 уже включает понятие электронной налоговой накладной.
В отношении предложения о дополнении Налогового кодекса № 1163/1997 положениями, которые позволят вычитать НДС на основании чека контрольно-кассового аппарата, отмечаем, что это не может быть поддержано исходя из следующих соображений:
1) к качеству материалов, используемых при печати чеков, не предъявляются специальные требования, поэтому информация, напечатанная на чеках, не сохраняется в течение длительного времени. В этой связи необходимо отметить, что срок давности для установления налоговых обязательств составляет 4 года, а для хранения документов, обосновывающих экономические действия, – 6 лет;
2) розничная торговля и предоставление услуг в специально отведенных местах и в рамках электронной торговли с оплатой наличными и/или посредством безналичных платежных инструментов, при осуществлении которых выдается чек контрольно-кассового аппарата, является деятельностью, осуществляемой торговцами, которые продают товары непосредственно потребителям для личного пользования (конечное потребление). В случае закупок, осуществляемых в розничной торговле лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, в соответствии с частью (3) статьи 117 Налогового кодекса № 1163/1997 предусматривается неограниченное по времени право запроса налоговой накладной у поставщика.
Необходимо отметить, что возможность вычета НДС на основе фискального чека будет проанализирована дополнительно после внедрения концепта «Электронный мониторинг продаж», который позволит хранить данные из фискального чека в информационной системе Государственной налоговой службы.
Предложение о том, чтобы срок выдачи налоговой накладной в электронной форме не превышал 10 дней месяца, следующего за месяцем поставки, не может быть принято, поскольку запрет на выдачу налоговой накладной по истечении 10 дней с даты поставки, будет нарушать право покупателя осуществлять вычет сумм НДС.
Что касается дополнения статьи 12 Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности № 287/2019 положением «В случае составления первичного документа строгой отчетности в электронной форме, обязательным элементом является применение электронной подписи ответственного лица», отмечаем, что согласно положениям Закона № 91/2014 об электронной подписи и электронном документе, электронная подпись подписавшего является обязательным элементом электронного документа.
В то же время положение об отступлении от этого требования установлено в Законе о бухгалтерском учете и финансовой отчетности № 287/2017 для первичных документов, подготовленных в электронной форме, за исключением первичных документов строгой отчетности. Таким образом, в соответствии с частью (9) статьи 11 Закона № 287/2017 о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в случае если первичные документы, за исключением первичных документов строгой отчетности, составлены в электронной форме, подпись не является обязательным элементом. В таких случаях способ идентификации лиц, которые инициировали, организовали и/или одобрили осуществление соответствующих экономических действий, устанавливается внутренними процедурами.
Таким образом, независимо от способа составления первичного документа строгой отчетности (на бумаге или в электронном виде), подпись является обязательным элементом.
В данном контексте считаем нецелесообразным изменение статьи 12 Закона № 287/2017 о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, так как нормативная база уже регламентирует этот аспект.
В отношении дополнения статьи 2 Закона № 202/2013 о кредитных договорах с потребителями частью (7) «В случае кредитных договоров для микросубъектов и малых субъектов, классифицированных в соответствии с Законом № 287/2017 о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, применяются положения статей 1-3 и статей 10-23», отмечаем, что это предложение не может быть поддержано, поскольку оно превышает предмет регулирования Закона № 202/2013 о кредитных договорах с потребителями – договоры потребительского кредитования.
Согласно статье 3 Закона № 202/2013 о кредитных договорах с потребителями, потребителем является любое физическое лицо, намеревающееся заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее продукты и услуги для нужд, не связанных с предпринимательской или профессиональной деятельностью.
В то же время отмечаем, что Закон № 202/2013 о кредитных договорах с потребителями направлен на приведение национального законодательства в соответствие с законодательством Европейского Союза, и в соответствие с пунктом (а) статьи 3 Директивы 2008/48/EC Европейского парламента и Совета от 23 апреля 2008 года о кредитных договорах с потребителями и об отмене Директивы ЕС 87/102/EEC Совета «потребитель» означает физическое лицо, которое в рамках операций, регламентируемых данной Директивой, действует в целях, не связанных с его коммерческой или профессиональной деятельностью».
Таким образом, в контексте изложенного, Правительство не поддерживает данную законодательную инициативу.