Постановление № 289 от 14.03.2007
об утверждении Положения о порядке учета и начисления амортизации основных средств в целях налогообложения
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об утверждении Положения о порядке учета и начисления
амортизации основных средств в целях налогообложения
№ 289 от 14.03.2007
(в силу 23.03.2007)
Мониторул Офичиал N 39-42 ст.305 от 23.03.2007
* * *
Утратил силу: 01.01.2020
Постановление Правительства N 704 от 27.12.2019
Примечание: В названии и в тексте постановления слово «износ» заменить словом «амортизация» согласно Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018
В целях выполнения положений части (10) статьи 26 и частей (16) и (17) статьи 261 Налогового кодекса № 1163-XIII от 24 апреля 1997 года (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, 2005 г., специальный выпуск), с последующими изменениями и дополнениями, Правительство
[Формула принятия изменена Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить Положение о порядке учета и начисления амортизации основных средств в целях налогообложения (прилагается).
| Премьер-министр | Василе ТАРЛЕВ |
| Контрассигнуют: | |
| министр финансов | Михаил ПОП |
| министр экономики и торговли | Игорь ДОДОН |
| Кишинэу, 14 марта 2007 г.
№ 289. |
Утверждено
Постановлением Правительства
№ 289 от 14 марта 2007 г.
Примечание: По всему тексту Положения: слово «износ» в любом падеже заменить словом «амортизация» в соответствующем падеже; слово «ликвидация» заменить словом «кассация» в соответствующем падеже, согласно Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке учета и начисления амортизации основных
средств в целях налогообложения
Глава I.
Цель настоящего положения
1. Цель настоящего положения состоит в описании порядка учета и расчета амортизации основных средств в целях налогообложения, порядка определения вычитаемых расходов на ремонт этих средств, а также расчета налогового результата в случае их выбытия.
Глава II.
Сфера применения
2. Действие настоящего положения распространяется на всех юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и зарегистрированных в соответствии с законодательством Республики Молдова.
Глава III.
Предмет начисления амортизации
3. Собственность, на которую начисляется амортизация, – это материальная собственность, отраженная в балансе налогоплательщика в соответствии с законодательством и используемая в предпринимательской деятельности, стоимость которой предположительно уменьшается по мере физического и морального износа, срок использования которой больше одного года, а стоимость превышает сумму, установленную положениями Налогового кодекса.
Основные средства, полученные в виде взноса в уставный капитал и использованные в предпринимательской деятельности, являются предметом начисления амортизации.
Собственностью, на которую начисляется амортизация, признаются также инвестиции в основные средства, указанные в части (3) статьи 26 и части (3) статьи 261 Налогового кодекса.
Расчет и вычет амортизации основных средств, являющихся предметом договора лизинга, осуществляются лизингополучателем в случае финансового лизинга и лизингодателем – в случае операционного лизинга.
Не начисляется износ на земельные участки, продуктивный и рабочий скот (кроме рабочих лошадей, сторожевых собак), библиотечный фонд, многолетние насаждения, не вступившие в пору плодоношения; основные средства, которые не используются в предпринимательской деятельности, незавершенное строительство.
Не разрешается вычет амортизации основных средств, полученных безвозмездно, кроме случаев, когда их стоимость включена в облагаемый доход налогоплательщика.
В случае частичного финансирования приобретения основных средств и/или создания собственными силами из источников, составляющих необлагаемый доход, амортизация начисляется на часть, понесенную предприятием.
Сумма субсидий, полученных в результате осуществления инвестиций путем приобретения основных средств за счет собственных средств, не влияет на размер стоимостного базиса основных средств.
[Пкт.3 в редакции Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
[Пкт.3 изменен Пост.Прав. N 883 от 26.11.2012, в силу 30.11.2012]
[Пкт.3 изменен Пост.Прав. N 801 от 06.09.2010, в силу 14.09.2010]
31. Хозяйствующие субъекты, получившие статус резидента информационно-технологического парка в течение налогового года, не имеют права на вычет в налоговых целях расходов на амортизацию основных средств в соответствующем налоговом году.
[Пкт.31 введен Пост.Прав. N 996 от 21.11.2017, в силу 24.11.2017]
Глава IV.
Учет основных средств
[Название главы в редакции Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
4. Для начисления амортизации согласно статьям 26 и 27 Налогового кодекса все основные средства классифицируются по пяти категориям собственности.
Категории собственности, по которым классифицируются основные средства в налоговых целях, применяются только для реализации положений ст.26-27 Налогового кодекса, Постановления Правительства № 338 от 21 марта 2003 года «Об утверждении Каталога основных средств и нематериальных активов», а также настоящего положения.
Начиная с 2004 года отнесение собственности к категориям собственности осуществляется в соответствии с Каталогом основных средств и нематериальных активов, утвержденным Постановлением Правительства № 338 от 21 марта 2003 года.
По собственности, представляющей собой инвестиции в основные средства, являющиеся предметом договора операционного лизинга, имущественного найма, концессии и аренды, начисление амортизации осуществляется в порядке, предусмотренном для категории собственности, к которой относятся соответствующие основные средства.
[Пкт.4 дополнен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
41. Учет основных средств в целях налогообложения согласно статье 261 Налогового кодекса ведется по каждому объекту отдельно.
[Пкт.41 введен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
Глава V.
Метод начисления амортизации основных средств в целях налогообложения
Раздел 1
Расчет амортизации согласно статьям 26 и 27 Налогового кодекса
[Название раздела введено Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
5. Согласно части (5) ст.26 Налогового кодекса величина амортизации основных средств, подлежащая вычету, определяется путем умножения стоимостного базиса основных средств на конец отчетного периода, относящихся к какой-либо категории собственности, на соответствующую норму амортизации:
|
Uf = |
Bf x Nu |
|
––––, |
|
|
100 |
где Uf - начисленная амортизация в целях налогообложения;
Bf - стоимостный базис основных средств на конец отчетного периода;
Nu - норма амортизации соответствующей категории собственности.
Для собственности, относящейся к I категории, величина амортизации основных средств, подлежащая вычету, определяется по каждому объекту в отдельности, а для собственности, относящейся к II – V категориям, амортизация определяется исходя из стоимостного базиса на конец отчетного периода соответствующей категории.
Пример 1. Стоимостный базис станка на начало отчетного периода составляет 10000 леев и относится к V категории собственности, по которой норма амортизации равна 30%.
Для расчета амортизации основных средств в целях налогообложения заполняется ведомость учета основных средств по категориям собственности и их амортизации в целях налогообложения:
|
Таблица 1 (в леях) |
|||||
| Отчетный период | Стоимостный базис основных средств на начало отчетного периода | Сумма поступлений | Стоимостный базис основных средств на конец отчетного периода | Начисленная амортизация | Стоимостный базис основных средств на начало следующего отчетного периода |
| 1 | 2 | 3 | 4 (2+3) | 5 (4 × 30%) | 6 (4-5) |
| Первый год | 10000 | - | 10000 | 10000 × 30% = 3000 | 7000 |
| Второй год | 7000 | - | 7000 | 7000 × 30% = 2100 | 4900 |
| Третий год | 4900 | - | 4900 | 4900 | 0 |
[Пкт.5 изменен Пост.Прав. N 883 от 26.11.2012, в силу 30.11.2012]
[Таблица в редакции Пост.Прав. N 801 от 06.09.2010, в силу 14.09.2010]
51. Хозяйствующим субъектам, у которых в соответствии с законодательством об информационно-технологических парках отозван статус резидента информационно-технологического парка, на период применения режима налогообложения, установленного в разделе II Налогового кодекса, входная стоимость основных средств по каждой категории имущества равняется, в налоговых целях, балансовой стоимости данных активов в начале месяца, следующего за месяцем, в котором отозван статус резидента информационно-технологического парка.
[Пкт.51 введен Пост.Прав. N 996 от 21.11.2017, в силу 24.11.2017]
6. Стоимостный базис основных средств на конец отчетного периода определяется как стоимостный базис основных средств на начало отчетного периода, увеличенный на стоимость вновь приобретенных и/или созданных своими силами основных средств и на сумму корректировок и уменьшенный на сумму от их реализации или уменьшенный на остаточную стоимость отчужденного автомобиля исходя из стоимости, по которой он был включен в соответствующую категорию собственности (в случае отчуждения или выбытия автомобиля, который был включен в категорию собственности со стоимостью, предусмотренной пунктом b) части (9) статьи 26 Налогового кодекса), уменьшенный на скорректированный стоимостный базис основных средств, отчуждаемых при дарении, безвозмездной передаче, уменьшенный на скорректированный стоимостный базис основных средств отчуждаемых при вынужденном выбытии или списании недоамортизированного объекта.
Сумма корректировок, которая относится на увеличение стоимостного базиса основных средств соответствующей категории собственности, состоит из:
a) суммы превышения расходов, понесенных в течение налогового года на ремонт собственности, над нормой, установленной в частях (8) и (9) ст.27 Налогового кодекса от стоимостного базиса соответствующей категории собственности на начало отчетного периода;
b) суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего зачету в соответствии с Налоговым кодексом, исчисленного из балансовой стоимости реализованных основных средств, числящихся в бухгалтерском учете с налогом на добавленную стоимость;
c) суммы предполагаемой остаточной стоимости основных средств при их списании в бухгалтерском учете в связи с полной амортизацией.
Таким образом, расчет стоимостного базиса основных средств на конец отчетного периода производится в следующем порядке:
Bf = Bî + Sintr + Sc - Sieşir
где Bî - стоимостный базис основных средств на начало отчетного периода, относящихся к соответствующей категории собственности, который определяется как разность между стоимостным базисом основных средств на конец предыдущего отчетного периода и суммой начисленной амортизации за тот же период:
Bî = Bf - Uf
где Bî - стоимостный базис основных средств на начало отчетного периода;
Bf - стоимостный базис основных средств на конец предыдущего отчетного периода;
Uf - начисленная амортизация предыдущего отчетного периода;
Sintr - сумма поступлений, которая включает стоимость вновь приобретенных или созданных своими силами основных средств, стоимостный базис основных средств, поступивших после вынужденного выбытия, других поступлений;
Sc - сумма корректировок, рассчитанная как разность между суммой, превышающей лимит расходов на ремонт собственности, и суммой НДС, подлежащего зачету, а также суммой предполагаемой остаточной стоимости основных средств;
Sieşir - сумма выбывших основных средств, которая представляет собой сумму от реализации основных средств в случае отчуждения автомобиля, который был включен в категорию собственности со стоимостью, предусмотренной пунктом b) части (9) статьи 26 Налогового кодекса – остаточная стоимость отчужденного автомобиля, исходя из стоимости, по которой он был включен в соответствующую категорию, в случае дарения, вынужденного выбытия, кассации и других видов выбытия основных средств - их скорректированный стоимостный базис.
[Пкт.6 изменен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
[Пкт.6 дополнен Пост.Прав. N 883 от 26.11.2012, в силу 30.11.2012]
[Пкт.6 изменен Пост.Прав. N 801 от 06.09.2010, в силу 14.09.2010]
7. Устанавливается следующий порядок начисления амортизации собственности:
a) по собственности, относящейся к I категории, амортизация начисляется путем применения нормы амортизации к стоимостному базису на конец отчетного периода по каждому объекту основных средств;
b) по собственности, относящейся к II-V категориям, начисление амортизации осуществляется путем применения нормы амортизации к стоимостному базису соответствующей категории собственности на конец отчетного периода.
8. Для учета основных средств по категориям собственности и расчета их амортизации в целях налогообложения применяется единый формуляр (приложение № 1 к настоящему положению).
Ведомость учета основных средств по категориям собственности и их амортизации в целях налогообложения заполняется следующим образом:
графа 1 «Категория собственности и норма амортизации» – отражаются категории собственности, утвержденные в части (8) ст.26 Налогового кодекса;
графа 2 «Стоимостный базис основных средств на начало отчетного периода (Bî)» - стоимостный базис основных средств на начало отчетного периода, относящихся к соответствующей категории собственности, и определяется как разность между стоимостным базисом основных средств на конец предыдущего отчетного периода и суммой начисленной амортизации за тот же период;
графа 3 «Приобретенные основные средства» - сумма, относящаяся к приобретенным основным средствам;
графа 4 «Основные средства, созданные своими силами» - сумма, относящаяся к основным средствам, созданным своими силами;
графа 5 «Замена после вынужденной утраты» - скорректированный стоимостный базис основных средств, включенных в эксплуатацию после вынужденной утраты;
[Графа 6 исключена Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
графа 7 «Другие поступления» - отражается стоимость других поступлений (или другие суммы), которые не были отражены в графах 3-6;
графа 8 «Итого» - отражается итог граф 3-7;
графа 9 «Сумма превышения лимита расходов на ремонт (Sd)» - превышение понесенных расходов в течение налогового года на ремонт собственности, лимита, установленного частью (8) ст.27 Налогового кодекса, от стоимостного базиса соответствующей категории собственности на начало отчетного периода;
графа 10 «Сумма налога на добавленную стоимость (Stva)» - сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая зачету в соответствии с Налоговым кодексом, исчисленная из балансовой стоимости реализованных основных средств, числящихся в бухгалтерском учете с налогом на добавленную стоимость;
графа 11 «Сумма предполагаемой остаточности стоимости основных средств при их списании в бухгалтерском учете в связи с полной амортизацией (Svr)» - в случае списания основных средств в бухгалтерском учете в связи с полной амортизацией, стоимостный базис соответствующей категории собственности уменьшается на сумму предполагаемой остаточной стоимости соответствующих основных средств (положения пункта b) части (10) ст.27 Налогового кодекса) (Svr);
графа 12 «Другие корректировки» - сумма других корректировок, установленных действующим законодательством;
графа 13 «Итого» - сумма, отраженная в графе 9, уменьшается на суммы, указанные в графах 10 и 11;
графа 14 «Реализация» - отражается сумма, полученная от реализации основных средств;
графа 15 «Дарение или безвозмездная передача» - стоимостный базис основных средств, переданных в дар или безвозмездно;
графа 16 «Вынужденная утрата» - стоимостный базис основных средств, выбывших в результате их утраты;
[Графа 17 исключена Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
графа 18 «Другие выбытия» - стоимостный базис выбывших основных средств;
графа 19 «Списание» - стоимостный базис списанных основных средств;
графа 20 «Итого» - итог граф 14-19;
графа 21 «Стоимостный базис основных средств на конец отчетного периода (Bf)» - определяется как графа 2 + графа 8 + графа 13 – графа 20;
графа 22 «Начисленная амортизация (Uf)» - величина амортизации основных средств определяется путем умножения стоимостного базиса основных средств на конец отчетного периода (графа 21), относящихся к какой-либо категории собственности, на соответствующую норму амортизации;
графа 23 «Стоимостный базис основных средств на начало следующего отчетного периода» - из суммы графы 21 вычитается сумма графы 22.
При заполнении этой ведомости необходимо указать не только стоимостный базис основных средств, относящихся к определенной категории собственности II-V, но и количество объектов. Количество объектов основных средств указывается через дробь.
При отражении в ведомости собственности, представляющей собой инвестиции в основные средства, являющиеся предметом договора операционного лизинга, имущественного найма, концессии, аренды, необходимо учесть превышение затрат на ремонт, улучшение и тому подобные действия в отношении соответствующих основных средств над указанными затратами, вычитаемых в налоговом периоде согласно порядку, установленному в части (9) статьи 27 Налогового кодекса.
Например, к III категории собственности отнесено 13 объектов основных средств общей стоимостью поступления 47000 леев. В III разделе «Сумма поступлений» ведомости следует указать 47000/13.
Пример 2. Стоимостный базис основных средств предприятия на начало отчетного периода составляет 2202000 леев и относится к категориям собственности следующим образом:
|
Таблица 2 (в леях) |
||
| Основные средства в эксплуатации | Категория собственности | Стоимостный базис основных средств на начало отчетного периода |
| Административное здание | I | 1300000 |
| Складское помещение | I | 40000 |
| Дорога (10 км) | I | 650000 |
| 8 объектов | IV | 72000/8 |
| 6 объектов | V | 140000/6 |
| Всего | 2202000 | |
В течение отчетного периода предприятие приобрело инструмент для измерения напряжения тока (код 903091900), стоимость которого составляет 10000 леев (IV категория собственности), оборудование лабораторное (код 841919000) стоимостью - 130000 леев (IV категория собственности) и другое оборудование стоимостью 87000 леев (V категория собственности).
За отчетный период предприятием был произведен ремонт складского помещения (I категория собственности) на сумму 7600 леев и ремонт станка (V категория собственности) на сумму 5000 леев. В бухгалтерском учете сумма расходов на ремонт была отнесена на расходы периода. В целях налогообложения для определения суммы расходов по ремонту, подлежащей вычету, стоимостный базис соответствующей категории собственности на начало отчетного периода умножается на 15% (допустим, что соответствующая норма действовала в декларируемый период, приведенный в примере). Таким образом, нормы вычета расходов на ремонт следующие: для складского помещения - 6000 леев (40000 х 15% : 100%) и для станка – 21000 леев (140000 х 15% : 100%). Следовательно, сумма превышения расходов на ремонт складского помещения составляет 1600 леев (7600 - 6000) и относится на увеличение стоимостного базиса соответствующей категории собственности (увеличивается стоимостный базис складского помещения). По отношению к ремонту станка превышение лимита не установлено (5000-21000), и стоимостный базис соответствующей категории собственности не увеличивается.
В том же отчетном периоде предприятием был реализован компьютер (V категория собственности) за 7800 леев без учета НДС. Данная сумма относится на уменьшение стоимостного базиса соответствующей категории собственности.
Для расчета амортизации основных средств и определения результата от их реализации в целях налогообложения заполняется ведомость учета основных средств по категориям собственности и их амортизации в целях налогообложения за отчетный период:
|
Таблица 3 (в леях) |
||||||||||
| № п/п | Категория собственности и норма амортизации | Стои-мостный базис основ-ных средств на начало отчетного периода | Стои-мость вновь приоб-ретен-ных основ-ных средств | Сумма корректировок | Сумма от реали-зации основ-ных сред-ств | Стои-мостный базис основных средств на конец отчетного периода | Аморти-зация основ-ных сред-ств | Стои-мостный базис основных средств на начало следую-щего отчетного периода | ||
| Сумма пре-выше-ния лимита расхо-дов на ремонт | Сумма НДС, под-лежа-щая зачету | Сумма предпо-лагаемой остаточной стоимости основных средств при их списании | ||||||||
| A | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1. | Административное здание- 5% | 1300000 | 1300000 | 65000 | 1235000 | |||||
| 2. | Складское помещение – 5% | 40000 | 1600 | 41600 | 2080 | 39520 | ||||
| 3. | Дорога | 650000 | 650000 | 32500 | 617500 | |||||
| 4. | IV-20% | 72000/8 | 140000/2 | 212000/10 | 42400 | 169600/10 | ||||
| 5. | V-30% | 140000/6 | 87000/1 | 7800/1 | 219200/6 | 65760 | 153440/6 | |||
| 6. | Всего | 2202000 | 227000 | 1600 | 7800 | 2422800 | 207740 | 2215060 | ||
[Пкт.8 изменен Пост.Прав. N 883 от 26.11.2012, в силу 30.11.2012]
[Пкт.8 изменен Пост.Прав. N 801 от 06.09.2010, в силу 14.09.2010]
Раздел 2
Начисление амортизации согласно статье 261 Налогового кодекса
[Раздел 2 (пкт.81,82) введен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
81. Амортизация основных средств осуществляется с использованием линейного метода амортизации. Амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем ввода основного средства в эксплуатацию.
В случае истечения срока функционирования основного средства в течение налогового периода расчет амортизации производится за месяц, в котором истек срок функционирования основного средства.
В целях налогообложения не признается разница от переоценки основных средств.
Ежемесячная амортизация основных средств, подлежащая вычету, определяется путем умножения стоимостного базиса основных средств на соответствующую норму амортизации и разделения на 12 месяцев:
Am.f. = (BVm.f. × Na)/12,
где:
Am.f. – амортизация, рассчитанная для целей налогообложения;
BVm.f. –стоимостный базис основного средства, подлежащего амортизации;
Na – норма амортизации для каждого основного средства.
Норма амортизации для каждого основного средства определяется как отношение между 100% и сроком его полезной службы, установленным в Каталоге основных средств и нематериальных активов, утвержденном Постановлением Правительства № 338/2003.
Срок функционирования используется для новых основных средств, приобретенных организациями, которые применяют положения статьи 261 Налогового кодекса. Для основных средств, амортизация которых рассчитана согласно статье 26 Налогового кодекса, срок функционирования представляет разницу между сроком, установленным в указанном Каталоге, и числом налоговых периодов, в которых была начислена амортизация согласно статье 26 Налогового кодекса. Срок функционирования основных средств, установленных согласно части (3) статьей 261 Налогового кодекса (инвестиции в основные средства, являющиеся предметом договора операционного лизинга, имущественного найма, концессии, аренды, безвозмездного пользования, поднайма), представляет собой продолжительность заключенного договора.
[Пкт.81 введен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
82. Учет и начисление амортизации основных средств в целях налогообложения на основании Реестра учета и расчета амортизации основных средств для целей налогообложения за налоговый период, согласно приложению № 4 к настоящему Положению.
[Пкт.82 введен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
Глава VI.
Начисление амортизации арендованных активов,
взятых в имущественный наем и лизинг
9. В зависимости от типа (формы) аренды, лизинга, устанавливается, кто понесет расходы на амортизацию активов, а также расходы на ремонт.
Принимая во внимание положения стандартов бухгалтерского учета, имущество, взятое в финансовую аренду и финансовый лизинг, отражается в балансе лизингополучателя (арендатора) как активы, а арендная плата, лизинговый платеж, подлежащие уплате, – как задолженность. Амортизация активов, переданных в финансовый лизинг и финансовую аренду, рассчитывается лизингополучателем (арендатором) в каждом отчетном периоде в течение срока их полезной службы. Соответственно, для целей налогообложения амортизация рассчитывается лизингополучателем (арендатором).
В случае, если активы сданы в операционный наем (аренду, операционный лизинг), их учет ведется на счетах и отражается в бухгалтерском балансе лизингодателя (арендодателя). Амортизация активов, переданных внаем (аренду) и операционный лизинг, рассчитывается лизингодателем (арендодателем) в каждом отчетном периоде и относятся к расходам периода, а в конце каждого отчетного периода отражаются в отчете о финансовых результатах лизингодателя (арендодателя). Соответственно, для целей налогообложения при определении налога на прибыль вычет амортизационных отчислений разрешается лизингодателю (арендодателю). Лизингополучатель (арендатор) относит на вычеты суммы арендной платы и начисленного арендного платежа в соответствии с законодательством.
[Пкт.9 в редакции Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
[Пкт.9 изменен Пост.Прав. N 313 от 28.05.2013, в силу 31.05.2013]
Глава VII.
Начальная стоимость. Оценка поступлений
[Название главы изменено Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
10. Сумма поступлений представляет собой стоимость вновь приобретенных или созданных своими силами основных средств, стоимостный базис основных средств, поступивших после вынужденного выбытия. Таким образом определяем, что поступления основных средств в эксплуатацию могут быть осуществлены путем:
приобретения;
создания собственными силами;
замены после вынужденного выбытия;
других поступлений, не отраженных в предыдущих позициях.
Вне зависимости от даты поступления основных средств амортизация начисляется за весь отчетный период и рассчитывается от стоимостного базиса основных средств на конец отчетного периода.
Стоимость вновь приобретенных основных средств состоит из цены приобретения, а также из всех расходов, связанных с их приобретением, включая расходы по перевозке, монтажу и страхованию, проценты, уплаченные или начисленные до начала эксплуатации объекта. Стоимость основных средств, относящихся к собственности, созданной своими силами, включает все расходы и выплаты процентных начислений по ним за весь период до начала их эксплуатации, налоги (пошлины) и сборы, за исключением налога на добавленную стоимость, уплаченного или подлежащего уплате субъектами налогообложения, зарегистрированными в качестве плательщиков НДС, который подлежит вычету в соответствии с разделом III Налогового кодекса.
Стоимостный базис замещающей собственности считается скорректированным стоимостным базисом заменяемой собственности, увеличенным на сумму понесенных затрат на приобретение собственности, не покрываемую доходом при вынужденной утрате (положения ст.22 Налогового кодекса).
Собственность, на которую начисляется амортизация, – инвестиции в основные средства, которые являются предметом договора операционного лизинга, имущественного найма, концессии, аренды, и оценивается как превышение затрат на ремонт, улучшение и тому подобные действия в отношении основных средств над указанными затратами, разрешенными к вычету в налоговом году согласно порядку, установленному в части (9) статьи 27 Налогового кодекса.
Сумма поступлений для легковых автомобилей состоит из цены приобретения, а также из всех расходов, связанных с их приобретением, в том случае, когда величина их стоимости не превышает соответствующий норматив, установленный в пункте a) части (9) статьи 26 Налогового кодекса.
В случае, когда стоимость легкового автомобиля выше установленного норматива, сумма поступлений для соответствующего автомобиля оценивается исходя из установленного норматива согласно пункту a) части (9) статьи 26 Налогового кодекса.
Положения части (9) ст.26 Налогового кодекса не применяются в отношении легковых автомобилей, используемых в качестве основных средств в основной деятельности, представляющей собой оказание услуг, амортизация которых включается в себестоимость продаж. Предприятия, которые отразили в предыдущие отчетные периоды в поступлениях стоимость легковых автомобилей в размере норматива, установленного согласно пункту a) части (9) статьи 26 Налогового кодекса, отражают в графе «Другие поступления» полученную разницу между фактической стоимостью автомобиля (ценой приобретения, а также из всех расходов, связанных с его приобретением) и суммой, которая была отражена в поступлениях в пределах установленного норматива.
В соответствии с положениями части (9) ст.26 Налогового кодекса норматив стоимости легкового автомобиля, который включается в поступления с целью начисления амортизации, начиная с 2007 года составляет 200000 леев (для предыдущих периодов данный норматив составлял 100000 леев). Данное положение применяется в отношении легковых автомобилей, приобретенных и включенных в эксплуатацию начиная с 2007 года, а также приобретенных в 2006 году и включенных в эксплуатацию с 2007 года.
Пример 3. Предприятие „W” (оказывает услуги такси) приобрело в 2004 году легковой автомобиль стоимостью 580000 леев. В 2004 году легковой автомобиль был передан в эксплуатацию и включен в ведомость учета основных средств по категориям собственности и их амортизации в целях налогообложения исходя из стоимости автомобиля 100000 леев (согласно пункту a) части (9) статьи 26 Налогового кодекса лимит составлял 100000 леев). При расчете амортизации основных средств в целях налогообложения за налоговый период 2006 года сумму 480000 леев (580000 – 100000) предприятие „W” отразит в графе «Другие поступления» ведомости учета основных средств по категориям собственности и их амортизации в целях налогообложения. Таким образом, стоимостный базис соответствующей категории собственности будет увеличен на 480000 леев.
[Пкт.10 изменен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
[Пкт.10 изменен Пост.Прав. N 883 от 26.11.2012, в силу 30.11.2012]
[Пкт.10 изменен Пост.Прав. N 801 от 06.09.2010, в силу 14.09.2010]
101. Начальная стоимость основных средств, для которых начисляется амортизация в соответствии со статьей 261 Налогового кодекса, составляет:
1) для основных средств, приобретенных или созданных своими силами, основных средств, взятых в финансовый лизинг, основных средств, для которых получена субсидия, – стоимость, установленная в соответствии с частью (18) статьи 261 Налогового кодекса;
2) для легковых автомобилей – стоимость, установленная в соответствии с частью (8) статьи 261 Налогового кодекса.
Для легкового автомобиля, стоимость которого не превышает норматив, установленный в пункте a) части (9) статьи 26 или в пункте a) части (8) статьи 261 Налогового кодекса, начисленная амортизация вычитается в полном размере исходя из стоимости автомобиля. При стоимости автомобиля выше установленного норматива амортизация рассчитывается по стоимости автомобиля, равной сумме норматива. Данные положения не применяются в отношении легковых автомобилей, используемых в качестве основных средств в основной деятельности, представляющей собой оказание услуг, амортизация которых является составной частью стоимости продаж;
3) для основных средств в форме инвестиций – сумма, превышающая лимит, установленный в части (11) статьи 261 Налогового кодекса;
4) для основных средств, включенных в эксплуатацию, – стоимостный базис, определенный на момент выбытия из эксплуатации;
5) для основных средств, включенных в эксплуатацию после вынужденного выбытия, – входная стоимость, установленная согласно части (2) статьи 22 Налогового кодекса;
6) основные средства, включенные после выбытия, – разность между начальной стоимостью и начисленной амортизацией.
[Пкт.101 введен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
Глава VIII.
Сумма корректировок и их влияние на стоимостный базис
основных средств на конец отчетного периода
11. Сумма корректировок представляет собой разницу между суммой превышения лимита расхода по ремонту собственности и суммой НДС, подлежащей зачету, а также суммой предполагаемой остаточной стоимости основных средств:
Sc = Sd - Stva - Svr,
где Sd - превышение расходов, понесенных в течение налогового года на ремонт собственности, лимита, установленного частью (8) ст.27 Налогового кодекса от стоимостного базиса соответствующей категории собственности на начало отчетного периода;
Stva - сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая зачету в соответствии с Налоговым кодексом, исчисленная из балансовой стоимости реализованных основных средств, числящихся в бухгалтерском учете, где сумма налога на добавленную стоимость была включена в сумму поступлений основных средств;
Svr - сумма предполагаемой остаточной стоимости основных средств при их списании в бухгалтерском учете в связи с полной амортизацией.
Сумма корректировок по собственности, отнесенной к I категории, относится на каждый объект в отдельности. Для II – V категорий собственности сумма корректировок определяется по категориям, независимо от количества объектов, входящих в соответствующую категорию.
Глава IX.
Вычет расходов по ремонту собственности
Раздел 1
Вычет расходов на ремонт согласно статьям 26 и 27 Налогового кодекса
[Название раздела 1 введено Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
12. В соответствии с пунктом а) части (8) ст.27 Налогового кодекса вычет расходов на ремонт собственности разрешается, если понесенные в налоговом году расходы не превышают лимит, установленный ст.27 Налогового кодекса от стоимостного базиса соответствующей категории собственности на начало отчетного периода.
Если понесенные в налоговом году расходы на ремонт собственности превышают лимит, установленный пунктом а) части (8) ст.27 Налогового кодекса, от стоимостного базиса по каждому объекту, относящемуся к I категории собственности, и от стоимостного базиса II-V категорий собственности (определенного без учета изменений в течение налогового года), то величина превышения рассматривается как расходы на восстановление и отражается на увеличении стоимостного базиса соответствующей категории собственности.
13. Исключением являются расходы на ремонт автомобильных дорог. Вычет расходов на ремонт автомобильных дорог как текущих расходов разрешается в размере фактически понесенных расходов.
14. В соответствующий налоговый период допускается вычет расходов на ремонт основных средств, используемых экономическим агентом в его предпринимательской деятельности согласно договору об имущественном найме (аренде), не соответствующих части (2) статьи 26 Налогового кодекса, и которые согласно указанному договору несет наниматель (арендатор). Вычет таких расходов допускается в пределах, установленных пунктом b) части (9) ст.27 Налогового кодекса, платы за аренду (имущественный наем) за налоговый период. Показатель «плата за аренду (имущественный наем) за налоговый период» составляет расходы, относящиеся к имущественному найму (аренде), и определяется согласно методу начислений.
Превышение лимита по расходам на ремонт основных средств, которые не соответствуют положениям части (2) ст.26 Налогового кодекса, а также сумма расходов на ремонт, разрешенных к вычету, определяются при заполнении формуляра (приложение № 3 к настоящему положению).
Пример 4. Согласно договору имущественного найма оборудования предприятие „X” несет расходы по ремонту в размере 140000 леев. Также предприятие понесло расходы имущественного найма согласно методу начислений в размере 850000 леев, без НДС.
В таблице 4 отражается расчет вычитаемой суммы расхода по ремонту собственности, взятой в имущественный наем. Предположим, что в налоговом периоде, в котором осуществлялся ремонт, лимит для вычета расходов по ремонту собственности, составлявших предмет договора имущественного найма (аренды), составляет 15%.
|
Таблица 4 (в леях) |
||||||
| № п/п | Наименование основных средств, взятых в имущественный наем (арендованных) | Сумма расходов за имущественный наем (аренду), понесенная в течение налогового периода | Сумма лимита согласно ст.27 НК | Сумма расходов на ремонт основных средств, взятых в имущественный наем (арендованных) | Сумма расходов на ремонт основных средств, разрешенных к вычету (сумма из гр.4, но не больше гр.3) | Сумма, отнесенная на увеличение налогооблагаемого дохода (превышение предельной суммы расходов на ремонт, не вычитаемые) |
| A | 1 | 2 | 3 (2 × 15%) | 4 | 5 | 6 (4 – 5) |
| 1 | оборудование | 850000 | 127500 | 140000 | 127500 | 12500”; |
В целях налогообложения принимаются к вычету расходы на ремонт в размере 127500 леев. Полученная разница в сумме 12500 леев расценивается как собственность V категории, на которую начисляется амортизация.
[Пкт.14 изменен Пост.Прав. N 883 от 26.11.2012, в силу 30.11.2012]
[Пкт.14 изменен Пост.Прав. N 801 от 06.09.2010, в силу 14.09.2010]
15. К расходам на ремонт относятся расходы на поддержание основных средств в рабочем состоянии (расходы на проведение текущего, среднего и капитального ремонта) с целью сохранения или восстановления возможности получения от основных средств будущих экономических выгод (прибыли) в размерах, определенных при их приобретении.
Для транспортных единиц текущий ремонт заключается в обеспечении работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния амортизации.
Расходы по техническому обслуживанию не классифицируются как расходы на ремонт.
Техническое обслуживание включает контроль, направленный на обеспечение безопасности дорожного движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов автотранспорта - санитарную обработку кузова; контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей.
Для зданий и сооружений ремонт заключается в восстановлении исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также в поддержании эксплуатационных показателей.
Текущий ремонт заключается в систематическом и плановом проведении работ по предупреждению преждевременной амортизации конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работ по устранению мелких повреждений и неисправностей в конструкциях и оборудовании, возникающих в процессе эксплуатации зданий и сооружений. К текущему ремонту относятся:
частичный ремонт и окраска кровли;
частичная замена и окраска водосточных труб;
частичный ремонт окон и дверей;
очистка от загрязнений и простая окраска фасадов, лестничных клеток;
штукатурно-малярные работы внутри здания и т.д.
16. Лимит расходов на ремонт собственности определяется от стоимостного базиса собственности на начало отчетного периода следующим образом:
по основным средствам, относящимся к I категории собственности, - по каждому объекту в отдельности;
по основным средствам, относящимся к II-V категориям, - по соответствующей категории.
17. При определении суммы, превышающей лимит расходов на ремонт, в качестве основы следует брать расходы на ремонт, которые признаются как расходы или затраты периода, а также расходы, понесенные и капитализированные в течение налогового периода. Превышение лимита расходов на ремонт, а также сумма расходов на ремонт, разрешенная к вычету, определяются путем заполнения формуляра (приложение № 2 к настоящему положению).
Пример 5. Согласно информации по финансовому учету в течение отчетного периода предприятием был произведен ремонт на сумму 167500 леев, в том числе на ремонт административного здания (I категория собственности) – 70000 леев, ремонт автомобильной дороги (I категория собственности) – 75000 леев, на ремонт инструмента по измерению напряжения тока (код 903091900) (IV категория собственности) - 500 леев, лабораторного инвентаря (код 841919000) (IV категория) - 5000 леев, оборудования (V категория) – 17000 леев. Эти расходы в бухгалтерском учете отражались как расходы периода. В том же отчетном периоде предприятие осуществило капитальные инвестиции в складские помещения (I категория собственности) и оборудование (V категория собственности). Эти расходы были отнесены на увеличение стоимости отремонтированных объектов в сумме соответственно 23000 леев и 5000 леев. Оба объекта не были выведены из эксплуатации.
В таблице 5 приведен расчет суммы расходов на ремонт собственности, разрешенных к вычету в целях налогообложения, произведенных на основе данных примера 2 о стоимостном базисе основных средств на начало отчетного периода. Предположим, что в налоговом периоде, за который производится расчет, лимит для разрешения к вычету расходов на ремонт составляет 15%.
|
Таблица 5 (в леях) |
|||||||||
| № п/п | Категория собственности и норма амортизации | Стоимост- ный базис основных средств на начало отчетного периода |
Расходы по текущему ремонту, а также расходы по капитальным инвестициям, в том числе: | Лимит расходов на ремонт | Расходы, разре- шенные к вычету (мини- мальная величина гр.5 и гр.6) |
Превышение лимита расходов на ремонт, которые относятся на увеличение стоимостного базиса соответст- вующей категории собственности |
Сумма, которая относится на увеличение налого- облагаемого дохода |
||
| расходы по текущему ремонту | расходы по капи- тальным инвести- циям |
всего | |||||||
| A | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 (2×15%) | 7 | 8 (5 – 7) | 9 (7 – 3) |
| 1. | Административное здание – 5% | 1300000 | 70000 | – | 70000 | 195000 | 70000 | – | – |
| 2. | Складское помещение – 5% | 40000 | – | 23000 | 23000 | 6000 | 6000 | 17000 | 6000 |
| 3. | Дорога | 650000 | 75000 | – | 75000 | Не лимити- ровано |
75000 | – | – |
| 4. | IV-20% | 72000/8 | 5500 | 5500 | 10800 | 5500 | – | – | |
| 5. | V-30% | 140000/6 | 17000 | 5000 | 22000 (17000 + 5000) | 21000 | 21000 | 1000 | 4000 |
| 6. | Всего | 2202000 | 167500* | 28000 | 195500 | X | 177500** | 18000*** | 10000**** |
Показатели таблицы используются при заполнении формуляра декларации о подоходном налоге и ведомости учета основных средств по категориям собственности и их амортизации в целях налогообложения следующим образом:
* сумма, указанная в позиции «Всего» гр.3, отражается в строке «Расходы на ремонт собственности» (0311) гр.2 приложения 2D к декларации о подоходном налоге;
** сумма, указанная в позиции «Всего» гр.7, отражается в строке «Расходы на ремонт собственности» (0311) гр.3 приложения 2D к декларации о подоходном налоге;
*** сумма, указанная в позиции «Всего» гр.8, отражается в гр.9 «Превышение лимита расходов на ремонт» приложения № 1 к настоящему положению;
**** сумма, указанная в позиции «Всего» гр.9, отражается в строке (0311) гр.4 приложения 2D к декларации о подоходном налоге.
Согласно произведенному расчету определили, что на увеличение стоимостного базиса основных средств на конец отчетного периода относится сумма 18000 леев, в том числе: на увеличение стоимостного базиса складского помещения – 17000 леев и на увеличение стоимостного базиса V категории собственности – 1000 леев.
[Пкт.17 изменен Пост.Прав. N 801 от 06.09.2010, в силу 14.09.2010]
18. В случае, когда основные средства, приобретенные в течение отчетного периода, включенные в состав основных средств, подвергаются ремонту, но на начало отчетного периода по соответствующей категории стоимостный базис соответствующей категории равен нулю, расходы на ремонт не признаются к вычету. Налогооблагаемый доход увеличивается на величину данных расходов, и одновременно они рассматриваются как расходы на восстановление собственности и относятся на увеличение стоимостного базиса основных средств на конец отчетного периода.
В случае, когда предприятие несет расходы по ремонту вновь приобретенных основных средств и на начало отчетного периода существует собственность по соответствующей категории, к вычету признаются расходы на ремонт в установленном лимите, определенном по данной категории.
181. Хозяйствующие субъекты, получившие статус резидента информационно-технологического парка в течение налогового года, не имеют права на вычет в налоговых целях расходов на ремонт основных средств в соответствующем налоговом году.
[Пкт.181 введен Пост.Прав. N 996 от 21.11.2017, в силу 24.11.2017]
19. Стоимостный базис основных средств по каждой категории собственности корректируется (уменьшается) на сумму налога на добавленную стоимость (Stva), подлежащего зачету в соответствии с Налоговым кодексом, исчисленного из балансовой стоимости реализованных основных средств, числящихся в бухгалтерском учете с налогом на добавленную стоимость (для основных средств, приобретенных до вступления в силу раздела III Налогового кодекса).
20. В случае списания основных средств в бухгалтерском учете в связи с полной амортизацией стоимостный базис соответствующей категории собственности уменьшается на сумму предполагаемой остаточной стоимости соответствующих основных средств (положения пункта b) части (10) ст.27 Налогового кодекса) (Svr) .
Пример 6. Предполагаемая остаточная стоимость оборудования, подлежащего уничтожению, составляет 3000 леев. В бухгалтерском учете балансовая стоимость соответствующего оборудования равна нулю в связи с полной амортизацией.
Стоимостный базис категории собственности, к которой относится данное оборудование (V категория), на начало отчетного периода составляет 47000 леев и состоит из 12 объектов. Поступления в течение отчетного периода по этой категории не были зарегистрированы. Для расчета амортизации основных средств в целях налогообложения заполняется ведомость учета основных средств по категориям собственности и их амортизации в целях налогообложения за отчетный период:
|
Таблица 6 (в леях) |
|||||||
| Категория собственности и норма амортизации | Стоимостный базис основных средств на начало отчетного периода | Сумма поступ-лений | Сумма корректи- ровок, в том числе предпола- гаемая остаточная стоимость | Сумма от реализа-ции основных средств | Стоимост-ный базис основных средств на конец отчетного периода | Аморти-зация основных средств | Стоимостный базис основных средств на начало следующего отчетного периода |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6(2+3-4-5) | 7(6x1) | 8 (6-7) |
| V-30% | 47000/12 | - | 3000/1 | - | 44000/11 | 13200 | 30800/11 |
Сумма предполагаемой остаточной стоимости в связи со списанием оборудования относится на уменьшение стоимостного базиса основных средств на конец отчетного периода соответствующей категории собственности.
[Пкт.20 изменен Пост.Прав. N 801 от 06.09.2010, в силу 14.09.2010]
Раздел 2
Вычет расходов на ремонт согласно статье 261 Налогового кодекса
[Раздел 2 (пкт.201) введен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
201. Вычет расходов на ремонт основных средств производится в соответствии с Национальными стандартами бухгалтерского учета.
Последующие расходы, связанные с содержанием, техническим обслуживанием и ремонтом основных средств, соответствующие положениям части (2) статьи 261 Налогового кодекса, понесены за их поддержание в функциональном состоянии, от которого не ожидается никаких дополнительных экономических выгод и которые, согласно положениям Национальных стандартов бухгалтерского учета, отражаются как текущие затраты/расходы для целей налогообложения, также признаваемые в вычете, в соответствии с частью (1) статьи 24 Налогового кодекса, если они признаются в качестве расходов.
Последующие затраты, понесенные в процессе ремонта или развития основных средств с целью улучшения его начальных характеристик и, соответственно, увеличения ожидаемых экономических выгод от использования объекта, которые, согласно Национальным стандартам бухгалтерского учета, капитализируются путем добавления их к балансовой стоимости этого объекта в целях налогообложения, также будут отражены как увеличение стоимости базиса этого основного средства.
Амортизация капитализированной стоимости рассчитывается с месяца, следующего за месяцем, в котором произошла капитализация.
Расходы, связанные с текущим и капитальным ремонтом основных средств, не соответствующие положениям части 2 статьи 261 Налогового кодекса, допускаются к вычету в пределах, установленных в части (11) указанной статьи.
Превышение предела затрат на ремонт, а также суммы затрат на ремонт, разрешенные к вычету, определяется путем заполнения формы, указанной в приложении 3 к настоящему Положению.
[Пкт.201 введен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
Глава X.
Порядок вычета суммы, оставшейся по соответствующей категории собственности,
составляющей величину, меньшую суммы, установленной частью (5)
ст.27 Налогового кодекса
21. Если по окончании налогового периода стоимостный базис соответствующей категории собственности составляет сумму меньшую, чем лимит, установленный в ст.27 Налогового кодекса, после проведения соответствующих корректировок оставшаяся стоимость подлежит вычету согласно части (5) ст.27 Налогового кодекса.
Пример 7. Стоимостный базис находящихся в эксплуатации основных средств, относящихся к V категории собственности, составляет 15000 леев и включает 3 объекта. Норма ежегодной амортизации по категории V составляет 30%. Если кроме амортизации нет других факторов, влияющих на стоимостный базис основных средств, расчет амортизации по соответствующей категории собственности производится следующим образом:
|
Таблица 7 (в леях) |
|||||
| Отчетные периоды | Стоимостный базис основных средств на начало отчетного периода | Корректировки отчетного периода | Стоимостный базис основных средств на конец отчетного периода | Начисленная амортизация за отчетный период | Стоимостный базис основных средств на начало следующего отчетного периода |
| 1 | 2 | 3 | 4 (2+3) | 5 (4 × 30%) | 6 (4-5) |
| Первый год | 15000/3 | - | 15000/3 | 15000 × 30% = 4500 | 10500/3 |
| Второй год | 10500/3 | - | 10500/3 | 10500 × 30% = 3150 | 7350/3 |
| Третий год | 7350/3 | - | 7350/3 | 7350 × 30% = 2205 | 5145/3 |
| Четвертый год | 5145/3 | - | 5145/3 | 5145 | 0/3 |
Предположим, что лимит, установленный частью (5) статьи 27 Налогового кодекса, составляет 6000 леев. Согласно данному примеру стоимостный базис собственности на начало 4-го отчетного периода составляет 5145 леев. Следовательно, в 4-м отчетном периоде разрешается вычет суммы 5145 леев.
[Пкт.21 изменен Пост.Прав. N 883 от 26.11.2012, в силу 30.11.2012]
[Пкт.21 изменен Пост.Прав. N 801 от 06.09.2010, в силу 14.09.2010]
Глава XI.
Порядок отражения результатов выбытия основных средств из эксплуатации
и порядок определения стоимостного базиса основных средств
[Наименование главы XI дополнено Пост.Прав. N 883 от 26.11.2012, в силу 30.11.2012]
Раздел 1
Расчет амортизации согласно статьям 26 и 27 Налогового кодекса
[Название раздела 1 введено Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
22. Выбытие основных средств из эксплуатации имеет место при:
реализации;
дарении;
вынужденном выбытии;
списании недоамортизированных основных средств;
других выбытиях, не отраженных в предыдущих позициях.
Средства, полученные от отчуждения основных средств, за исключением полученных в результате отчуждения автомобиля, который был включен в категорию собственности, со стоимостью, предусмотренной в пункте b) части (9) статьи 26 Налогового кодекса, относятся на уменьшение стоимостного базиса соответствующей категории собственности. Сумма, на которую уменьшается стоимостный базис соответствующей категории собственности, включает:
доход, полученный в результате реализации основных средств;
скорректированный стоимостный базис основных средств при их отчуждении в результате дарения, вынужденного выбытия, списания и других выбытий.
Если указанное уменьшение по категориям собственности на конец отчетного периода приводит:
к отрицательному результату, то данный результат включается в доход, а стоимость соответствующей категории собственности на начало следующего отчетного периода приравнивается к нулю;
к положительному результату по категориям собственности:
a) в случае, когда по соответствующей категории не существует собственности, данный результат относится на уменьшение дохода, а стоимость соответствующей категории собственности на начало следующего отчетного периода приравнивается к нулю;
b) в случае, когда по соответствующей категории существует собственность, за исключением I категории, в целях налогообложения не признается ни доход, ни убыток, и для соответствующей категории собственности расчет амортизации осуществляется согласно требованиям настоящего положения.
В случае отчуждения автомобиля, который был включен в категорию собственности со стоимостью, предусмотренной пунктом b) части (9) статьи 26 Налогового кодекса, стоимостный базис соответствующей категории собственности уменьшается на остаточную стоимость отчужденного автомобиля исходя из стоимости, по которой он был включен в эту категорию. Доход или убыток, исчисленный как разница между суммой средств, полученных в результате отчуждения автомобиля, и его стоимостным базисом, признается доходом или убытком в том налоговом периоде, в котором имело место отчуждение. Стоимостный базис автомобиля представляет собой стоимость автомобиля, уменьшенную на сумму начисленной амортизации.
Пример 8. В течение отчетного периода предприятие реализовало компьютер (V категория собственности) за 10000 леев и два станка (IV категория собственности) за 123000 леев. Стоимостный базис соответствующих категорий на начало отчетного периода составляет:
|
Таблица 8 (в леях) |
|
| Категория собственности | Стоимостный базис основных средств
на начало отчетного периода |
| IV |
110000/2 |
| V |
1890000/76 |
Для расчета амортизации основных средств и определения результата от их реализации в целях налогообложения заполняется ведомость учета основных средств по категориям собственности и их амортизации в целях налогообложения:
|
Таблица 9 ( в леях) |
|||||||
| Категория собственности и норма амортизации | Стоимостный базис основных средств на начало отчетного периода | Стоимость вновь приобре-тенных основных средств | Сумма коррек-тиро-вок | Сумма от реализа-ции основ-ных средств | Стоимост-ный базис основных средств на конец отчетного периода | Аморти-зация основ-ных средств | Стоимостный базис основных средств на начало следующего отчетного периода |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6(2+3+4-5) | 7(6x1) | 8 (6-7) |
| IV-20% | 110000/2 | 123000/2 | -13000/0 | - | 0/0 | ||
| V-30% | 1890000/76 | 10000/1 | 1880000/75 | 564266 | 1315734/75 | ||
Таким образом, по IV категории собственности получен отрицательный результат в сумме 13 000 леев, который является налогооблагаемым доходом, полученным от реализации станков. Амортизация по данной категории не начисляется, и стоимостный базис основных средств на начало следующего отчетного периода приравнивается к нулю. Что касается V категории собственности, то установлено, что в результате реализации компьютера в целях налогообложения не признаются ни доход, ни убытки, так как на полученную от реализации сумму (10000 леев) уменьшился стоимостный базис основных средств (75 объектов) на конец отчетного периода, и соответственно стоимостный базис V категории собственности составил 1880000 леев, амортизация, начисленная за соответствующий период, составила 564266 леев, а стоимостный базис V категории собственности на начало отчетного периода составил 1315734 лея.
Пример 9. Стоимостный базис V категории собственности на начало отчетного периода равен 43000 леев и состоит из 4 объектов. В течение отчетного периода предприятие реализовало 3 объекта за 46000 лея.
Для расчета амортизации основных средств и определения результата от их реализации в целях налогообложения заполняется ведомость учета основных средств по категориям собственности и их амортизации в целях налогообложения.
|
Таблица 10 ( в леях) |
|||||||
| Категория собственности и норма амортизации | Стоимостный базис основных средств на начало отчетного периода | Стоимость вновь приоб-ретенных основных средств | Сумма коррек-тировок | Сумма от реализации основных средств | Стоимост-ный базис основных средств на конец отчетного периода | Аморти-зация основ-ных средств | Стоимостный базис основных средств на начало следующего отчетного периода |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6(2+3+4-5) | 7(6x1) | 8 (6-7) |
| V-30% | 43000/4 | 46000/3 | -3000/1 | - | 0/1 | ||
Согласно данным указанной ведомости по V категории собственности получен отрицательный результат в размере 3000 леев, который является налогооблагаемым доходом. Амортизация по данной категории не начисляется, и стоимостный базис основных средств на начало следующего отчетного периода приравнивается к нулю.
Пример 91. Автомобиль, приобретенный по стоимости 500000 леев, был введен в эксплуатацию в 2007 году. Согласно положениям Каталога основных средств и нематериальных активов, утвержденного Постановлением Правительства № 338 от 21 марта 2003 года, автомобиль относится к V категории собственности, и для расчета амортизации в целях налогообложения автомобиль включается со стоимостью 200000 леев. В налоговом периоде 2010 года автомобиль был реализован за 450000 леев. Балансовая стоимость автомобиля в период реализации составляет 440000 леев. Финансовый результат от реализации автомобиля составляет 10000 леев (450000 – 440000). Остаточная стоимость автомобиля, рассчитанная исходя из стоимости, по которой он был включен в соответствующую категорию собственности, определяется следующим образом:
|
Таблица 101 (в леях) |
|||
| Отчетный период | Стоимостный базис автомобиля на начало отчетного периода (включенный в категорию собственности согласно ст.26 ч.(9)) | Начисленная амортизация | Стоимостный базис на начало следующего отчетного периода |
| 2008 | 200000 | 60000 | 140000 |
| 2009 | 140000 | 42000 | 98000 |
| 2010 | 98000 | ||
Таким образом, стоимость V категории собственности на конец отчетного периода уменьшится на остаточную стоимость автомобиля в сумме 98000 леев.
Стоимостный базис автомобиля в периоде, когда был реализован, составляет 398000 леев (500000 (первоначальная стоимость) – 102000 (общая сумма начисленной амортизации в период его эксплуатации).
Налоговый результат от реализации автомобиля составляет 52000 леев (450000 – 398000). В целях расчета объекта налогообложения по подоходному налогу, относящегося к соответствующему налоговому периоду, необходимо делать корректировку результатов, признанных в бухгалтерском учете (10000 леев) и в налоговых целях (52000 леев) путем заполнения строки с кодом 0206 Приложения 1D Декларации юридического лица о подоходном налоге:
|
Таблица 102 (в леях) |
||||
| Показатели | Код | Признано в | Разница гр.3 – гр.2 |
|
| финансовом учете |
налоговых целях |
|||
| A | 1 | 2 | 3 | 4 |
| Доход, полученный от реализации основных средств (НК, ст.27 ч.(2)) | 0206 | 10000 | 52000 | 4200 |
Таким образом, в результате реализации автомобиля объект налогообложения уменьшится на сумму 42000 леев.
[Пкт.22 изменен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
[Пкт.22 изменен Пост.Прав. N 801 от 06.09.2010, в силу 14.09.2010]
23. Если на конец отчетного периода по соответствующей категории собственности не существует никакой собственности, после проведения корректировок, относящихся к отчетному периоду, оставшаяся стоимость подлежит вычету, а стоимостный базис соответствующих категорий собственности на начало следующего отчетного периода приравнивается к нулю.
Пример 10. Собственность, отраженная в IV категории, была реализована за 39000 леев. Стоимостный базис на начало отчетного периода составлял 41000 леев. Для расчета амортизации основных средств и определения результата от их реализации в целях налогообложения заполняется ведомость учета основных средств по категориям собственности и их амортизации в целях налогообложения:
|
Таблица 11 ( в леях) |
|||||||
| Категория собственности и норма амортизации | Стоимостный базис основных средств на начало отчетного периода | Стоимость вновь приоб-ретенных основных средств | Сумма коррек-тировок | Сумма от реализации основных средств | Стоимост-ный базис основных средств на конец отчетного периода | Амортизация основных средств | Стоимостный базис основных средств на начало следующего отчетного периода |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6(2+3+4-5) | 7(6x1) | 8 (6-7) |
| IV-20% | 41000/4 | 39000/3 | 2000/0 | - | 0/0 | ||
Таким образом, от реализации всех объектов, числящихся по IV категории собственности, получен положительный результат в сумме 2000 леев. В целях налогообложения этот результат признается убытком, полученным от реализации. Амортизация по данной категории не начисляется, и стоимость основных средств на начало следующего отчетного периода приравнивается к нулю.
24. В случае, когда основные средства подлежат дарению, вынужденному выбытию, списанию до истечения срока их полезного функционирования и другим выбытиям, стоимостный базис основных средств на конец отчетного периода по каждой категории собственности уменьшается на скорректированный стоимостный базис выбывшего объекта.
До 1 января 2004 г. скорректированный стоимостный базис основных средств в налоговых целях определялся следующим образом:
для основных средств, относящихся к I категории собственности, - их стоимость на начало отчетного периода;
для основных средств, относящихся к II-V категориям собственности, - стоимостный базис объекта определялся расчетным путем исходя из их первоначальной стоимости, которая была включена в соответствующие категории собственности, начисленной амортизации, а также корректировок, осуществленных в связи с произведенным ремонтом, определенных в целях налогообложения.
Начиная с 1 января 2004 г. согласно положениям пункта 88 Каталога основных средств и нематериальных активов, утвержденного Постановлением Правительства № 338 от 21 марта 2003 г., скорректированный стоимостный базис основных средств в целях налогообложения определяется в следующем порядке:
а) скорректированный стоимостный базис для основных средств, относящихся к I категории собственности за соответствующий период (N), – составляет стоимостный базис на начало отчетного периода основных средств за соответствующий период (N);
b) для основных средств, относящихся к II-V категориям собственности:
скорректированный стоимостный базис одного объекта определяется путем расчета исходя из процентного соотношения балансовой стоимости на начало соответствующего периода соответствующего объекта в общей сумме балансовой стоимости объектов, отнесенных к соответствующей категории;
скорректированный стоимостный базис группы объекта определяется путем расчета исходя из процентного соотношения балансовой стоимости группы объектов в общей сумме балансовой стоимости объектов, отнесенных к соответствующей категории.
Стоимостный базис основных средств, подлежащих дарению, вынужденному выбытию, и другим выбытиям, отражается в ведомости учета основных средств по категориям собственности и их амортизации в целях налогообложения в графе «Сумма выбытий».
В случае, если ранее законсервированные основные средства пущены в эксплуатацию, категория собственности, по которой имеются объекты, увеличивается на скорректированный стоимостный базис, определенный за период, в котором основные средства подлежали, и отражаются в графе «Сумма поступлений».
Стоимостный базис автомобиля, включенного в категорию собственности со стоимостью, предусмотренной пунктом b) части (9) статьи 26 Налогового кодекса, представляет его стоимость, уменьшенную на сумму начисленной амортизации.
Стоимостный базис собственности, на которую начисляется амортизация, предусмотренная положениями части (3) статьи 26 Налогового кодекса, определяется расчетным путем, исходя из стоимости поступления собственности, которая была включена в соответствующую категорию и уменьшена на сумму их начисленной амортизации в целях налогообложения.
[Пкт.24 изменен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
[Пкт.24 дополнен Пост.Прав. N 883 от 26.11.2012, в силу 30.11.2012]
25. В случае списания основных средств в связи с изъятием из пользования раньше срока срока полезной службы стоимостный базис основных средств на конец отчетного периода по каждой категории собственности будет уменьшен на стоимостный базис соответствующих активов, определенный в налоговых целях согласно порядку, изложенному в пункте 24 настоящего положения.
[Пкт.25 изменен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
26. Стоимость базиса основных средств определяется следующим образом:
1) для основных средств, вновь приобретенных и/или введенных в эксплуатацию в соответствии со статьей 261 Налогового кодекса –стоимость основного средства, определенная в соответствии с положениями части (18) статьи 261 Налогового кодекса, за вычетом суммы амортизации, рассчитанной в период его эксплуатации, или стоимость основного средства, определенная в соответствии с положениями части (18) статьи 261 Налогового кодекса, увеличенная на сумму капитального ремонта и уменьшенная на сумму амортизации, рассчитанной в период эксплуатации основного средства;
2) для основных средств, которые находились в эксплуатации и для которых амортизация рассчитывалась в соответствии со статьей 26 Налогового кодекса, – стоимость основных средств в начале переходного периода, уменьшенная на величину амортизации, рассчитанную в период эксплуатации, или стоимостный базис основных средств в начале переходного периода, увеличенный на сумму капитального ремонта и уменьшенный на сумму амортизации, рассчитанной за период его эксплуатации;
3) для средств в форме инвестиций в основные средства – входная стоимость, уменьшенная на сумму амортизации, рассчитанную за период эксплуатации;
4) для автомобиля, указанного в пункте b) части 8 статьи 261 Налогового кодекса, – его стоимость, уменьшенная на сумму начисленной амортизации, или его стоимость, увеличенная на сумму капитального ремонта и уменьшенная на сумму рассчитанной амортизации;
5) для основных средств, вновь введенных в эксплуатацию после принудительного выхода в соответствии с частью (2) статьи 22 Налогового кодекса, – стоимостный базис замененного имущества, увеличенный на сумму расходов, понесенных при приобретении имущества, которая не покрывается доходом, полученным в случае вынужденного убытка;
6) для основных средств, определенных как плюсы при инвентаризации, – величина, определяемая в соответствии с положениями Национальных стандартов бухгалтерского учета и Международных стандартов финансовой отчетности.
[Пкт.26 введен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
27. Результат отчуждения основных средств или основных средств, которые были включены в основные средства и впоследствии переданы в группу «запасы», для целей налогообложения определяется как разница между полученным доходом и базисной стоимостью основных средств или долгосрочных активов в группе «запасы».
В случае отчуждения автомобиля, указанного в пункте b) части (8) статьи 261, доход или убыток, рассчитанный как разница между суммой средств, полученных от отчуждения транспортного средства, и его стоимостным базисом, признается как доход или убыток в налоговом периоде, в котором отчуждение имело место.
[Пкт.27 введен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
Глава XII
Порядок определения стоимостного базиса удерживаемых
основанных средств в случае первого применения
положений статьи 261 Налогового кодекса
[Глава XII (пкт.28-30) введена Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
28. В соответствии с частью (31) статьи 24 Закона № 1164/1997 о введении в действие разделов I и II Налогового кодекса по налоговому периоду 2018 года хозяйствующие субъекты могут выбрать способ начисления амортизации и расходов на ремонт собственности в соответствии со статьями 26 и 27 или статьей 261 Налогового кодекса.
Выбор налогового режима осуществляется путем указания его в учетной политике хозяйствующего субъекта до 25 апреля, а для субъектов, которые зарегистрировались в течение декларируемого налогового периода, – до 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором осуществлена регистрация.
[Пкт.28 введен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
29. Стоимостный базис каждого основного средства по состоянию на начало переходного налогового периода, к которому применяются положения статьи 261 Налогового кодекса, определяется согласно положениям части (32) статьи 24 Закона № 1164/1997 о введении в действие разделов I и II Налогового кодекса и составляет:
1) для основных средств, относящихся к I категории собственности, – стоимостный базис по состоянию на 31 декабря (последний день) предшествующего налогового периода;
2) для основных средств, относящихся к II–V категориям собственности, – стоимостный базис, определенный путем расчета исходя из процентной доли балансовой стоимости соответствующего объекта в общей сумме балансовой стоимости объектов, относящихся к соответствующей категории, по состоянию на 31 декабря (последний день) предшествующего налогового периода, применяемой к стоимостному базису категории, к которой относится соответствующее основное средство.
В случае, когда категория имущества отражает основные средства, установленные в соответствии с частью (3) статьи 26 Налогового кодекса, а также автомобили, включенные в категорию имущества, стоимость которых установлена в части (9) статьи 26 Налогового кодекса, они должны быть исключены с учетом стоимостного базиса, определяемого отдельно для каждого основного средства.
Стоимостный базис автомобиля, включенного в категорию имущества, со стоимостью, указанной в подпункте b) части (9) статьи 26 Налогового кодекса, определяется расчетным путем, исходя из начальной стоимости имущества, включенного в эту категорию, и за вычетом суммы амортизации, рассчитанной для целей налогообложения.
Стоимостный базис основных средств по состоянию на 31 декабря (последний день) предшествующего налогового периода определяется в соответствии с налоговым законодательством, применяемым на эту дату.
[Пкт.29 введен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
30. При определении стоимостного базиса основных средств относящейся ко II–V категориям собственности, если общая сумма балансовой стоимости объектов, относящихся к одной из указанных категории по состоянию на 31 декабря предшествующего налогового периода равняется нулю, следовательно, и стоимостный базис данных основных средств в целях налогообложения равняется нулю.
Таким образом, стоимостный базис соответствующей категории собственности по состоянию на 1 января налогового периода, к которому применяются положения статьи 261 Налогового кодекса, будет признан как амортизационные расходы, относящиеся к соответствующему налоговому периоду с признанием к вычету, согласно статьи 24 Налогового кодекса.
[Пкт.30 введен Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
|
Приложение № 1 к Положению о порядке учета и начисления амортизации основных средств в целях налогообложения Ведомость учета основных средств по категориям собственности и их амортизации в целях налогообложения за отчетный период ____________ |
||||||||||||||||||||||
|
____________________________ Предприятие (организация) ____________________________ Адрес |
____________________________ Регистрационное свидетельство ____________________________ Фискальный код (в леях) |
|||||||||||||||||||||
|
№ п/п |
Категория собствен-ности и норма аморти-зации | Стои-мост-ный базис основ-ных средств на начало отчет-ного перио-да (Bi) | Сумма поступления (Sintr.) | Сумма корректировок (Sc) | Сумма выбывших основных средств (Sieşir) | Стои-мост-ный базис основ-ных средств на конец отчет-ного периода (Bf) | На-чис-лен-ная амор-тиза-ция (Uf) | Стои-мост-ный базис основ-ных средств на начало следу-ющего отчет-ного периода | ||||||||||||||
| Прио-бре-тен-ные основ-ные сред-ства |
Ос-нов-ные сред-ства, соз-дан-ные сво-ими сила-ми |
Замена после вынуж-денной утраты | Дру-гие пос- туп- ления | Ито- го | Сумма превы-шения лимита расходов на ремонт (Sd) | Сумма налога на доба-влен-ную стои-мость (Stva) | Сумма предпола-гаемой остаточ-ности стоимости основных средств при их списании в бухгал-терском учете в связи с полной аморти-зацией (Svr) | Дру-гие кор-рек-ти-ров-ки | Ито-го | Реали-зация | Даре-ние или безвоз-мезд-ная пере-дача | Выну-жден-ная утрата | Спи-сание | Другие выбы-тия | Ито-го | |||||||
| А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
| 1. | I-5% | |||||||||||||||||||||
| 2. | Всего I | |||||||||||||||||||||
| 3. | II - 8% | |||||||||||||||||||||
| 4. | III -12,5% | |||||||||||||||||||||
| 5. | IV -20% | |||||||||||||||||||||
| 6. | V - 30% | |||||||||||||||||||||
| 7. | Всего | |||||||||||||||||||||
|
Руководитель предприятия Главный бухгалтер Исполнитель |
||||||||||||||||||||||
[Приложение N 1 изменено (столбцы 6 и 17 исключены) Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
[Приложение N 1 изменено Пост.Прав. N 883 от 26.11.2012, в силу 30.11.2012]
|
Приложение № 2 к Положению о порядке учета и начисления амортизации основных средств в целях налогообложения Определение превышения лимита расходов на ремонт, а также суммы расходов на ремонт, разрешенных к вычету за отчетный период _______________________ |
|||||||||
| № п/п | Категория собственности и норма амортизации | Стои-мостный базис основных средств на начало отчетного периода | Расходы на текущий ремонт, а также на капитальные инвестиции, в том числе: | Лимит расходов на ремонт согласно ст. 27 Налого-вого кодекса | Расходы, разре-шенные к вычету (мини-мальный размер из гр.5 и гр.6) | Превышение лимита расходов на ремонт, на который увеличива-ется стои-мостный базис соответ-ствующей категории | Сумма, которая относится на увеличение/ уменьшение налого-облагаемого дохода | ||
| расходы на текущий ремонт | расходы на капитализи-рованные капитальные инвестиции | Всего | |||||||
| А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 (2х%) | 7 | 8(5-7) | 9(7-3) |
| 1. | I-5% | ||||||||
| 2. | II-8% | ||||||||
| 3. | III-12,5% | ||||||||
| 4. | IV-20% | ||||||||
| 5. | V-30% | ||||||||
| 6. | Всего |
* |
х |
** |
*** |
**** |
|||
|
Показатели таблицы используются при заполнении формуляра декларации о подоходном налоге и ведомости учета основных средств по категориям собственности и их амортизации в целях налогообложения следующим образом: * сумма, указанная в позиции «Всего» гр.3, отражается в строке 0311 гр.2 приложения 2D к декларации о подоходном налоге; ** сумма, указанная в позиции «Всего» гр.7, отражается в строке 0311 гр.3 приложения 2D к декларации о подоходном налоге; *** сумма, указанная в позиции «Всего» гр.8, отражается в гр.9 приложения № 1 к Положению о порядке учета и начисления амортизации основных средств в целях налогообложения; **** сумма, указанная в позиции «Всего» гр.9, отражается в строке 0311 гр.4 приложения 2D к декларации о подоходном налоге. |
|||||||||
[Приложение N 2 изменено Пост.Прав. N 883 от 26.11.2012, в силу 30.11.2012]
|
Приложение № 3 к Положению о порядке учета и начисления амортизации основных средств в целях налогообложения Определение превышения предела расходов на ремонт основных средств, которые не соответствуют положениям ч.(2) ст.26 Налогового кодекса, а также суммы расходов на ремонт, разрешенных к вычету за отчетный период ________________________________ |
||||||
| № п/п | Наименование основных средств, взятых в имущественный наем (арендованных) | Сумма расходов за имущест-венный наем (аренду), понесенная в течение налогового периода | Сумма лимита согласно ст.27 Налогового кодекса | Сумма расходов на ремонт основных средств, взятых в имущественный наем (арендованных) | Сумма расходов на ремонт основных средств, разрешенных к вычету (сумма из гр.4, но не больше гр.3) | Сумма, отнесенная на увеличение налогооб-лагаемого дохода (превышение предельной суммы расходов на ремонт, не вычитаемые) |
| A | 1 | 2 | 3 (2х%) | 4 | 5 | 6 (4-5) |
| Всего |
х |
* |
** |
*** |
||
|
Показатели таблицы используются при заполнении формуляра декларации о подоходном налоге и ведомости учета основных средств по категориям собственности и их амортизации в целях налогообложения следующим образом: * сумма, указанная в позиции «Всего» гр.4, отражается в строке 03034 гр.2 приложения 2D к декларации о подоходном налоге; ** сумма, указанная в позиции «Всего» гр.5, отражается в строке 03034 гр.3 приложения 2D к декларации о подоходном налоге; *** сумма, указанная в позиции «Всего» гр.6, отражается в строке 03034 гр.4 приложения 2D к декларации о подоходном налоге. |
||||||
«Приложение № 4
к Положению о порядке учета и
начисления амортизации основных
средств в целях налогообложения
Реестр учета и начисления амортизации основных средств
в целях налогообложения в налоговом периоде ______
| Инвен- тарный номер |
Наимено- вание основного средства |
Стоимост- ный базис основного средства на начало переход- ного периода |
Стоимость основного средства в целях налогооб- ложения |
Месяц, с которого начисля- ется аморти- зация |
Капита- лизи- рован- ные расходы на ремонт |
Месяц, в котором был выполнен капи- тальный ремонт |
Стоимость основного средства с суммой капи- тального ремонта |
Срок полезной службы основного средства согласно Каталогу основных средств и нематери- альных активов |
Норма еже- годной аморти- зации |
Расчет ежемесячной амортизации |
Итого | |||||||||||
| I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | |||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
| Итого | ||||||||||||||||||||||
[Приложение N 4 введено Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]
Приложение № 5
к Положению о порядке учета и
начисления амортизации основных
средств в целях налогообложения
Порядок заполнения
Реестра учета и начисления амортизации основных средств
в целях налогообложения в налоговом периоде
1. В колонке 1 указывается инвентарный номер, присвоенный каждому основному средству.
2. В колонке 2 указывается название основного средства.
3. В колонке 3 указывается стоимостный базис основного средства определен в соответствии с положениями части (32) статьи 24 Закона № 1164/1997 о введении в действие разделов I и II Налогового кодекса.
4. В колонке 4 указывается стоимость основного средства, определенная в соответствии с положениями части (18) статьи 261 Налогового кодекса.
5. В колонке 5 указывается месяц, с которого начисляется амортизация в соответствии с положениями части (6) статьи 261 Налогового кодекса.
6. В колонке 6 указывается сумма расходов на ремонт, которые должны отражаться при увеличении стоимости основных средств, согласно Национальным стандартам бухгалтерского учета, в соответствии с положениями части (10) статьи 261 Налогового кодекса.
7. В колонке 7 указывается месяц, в котором был выполнен капитальный ремонт, с целью установления месяца, с которого будет рассчитываться амортизация основного средства.
8. В колонке 8 указывается стоимость основного средства с суммой капитального ремонта для того, чтобы рассчитывать амортизация основного средства от сформированная стоимости с месяца, указанного в колонке 7. Данная стоимость представляет общую сумму колонки 4 и колонки 6 или колонки 3 и колонки 6.
9. В колонке 9 указывается срок полезного функционирования основного средства согласно Каталогу основных средств и нематериальных активов, утвержденному Постановлением Правительства № 338/2003. Данный срок используется для новых основных средств, приобретенных организациями, которые применяют положения статьи 261 Налогового кодекса. Для основных средств, амортизация которых начислена согласно статье 26 Налогового кодекса, срок использования, рассчитанный как разность между сроками, установленная в соответствии с данным Каталогом, и количеством налоговых периодов, в которых амортизация была рассчитана в соответствии со статьей 26 Налогового кодекса. Срок использования основных средств, установленных согласно части (3) статьи 261 Налогового кодекса (инвестиции в основные средства, являющиеся предметом договора операционного лизинга, имущественного найма, концессии, аренды, безвозмездного пользования, поднайма) представляет срок функционирования, установленный согласно указанному Каталогу, для основного средства который был взят в пользование.
10. В колонке 10 указывается норма амортизации, установленная согласно части (7) статьи 261 Налогового кодекса.
11. В колонках 11–22 указывается сумма ежемесячной амортизации, определяемая как произведение между колонкой 3 и 1/12 частью колонки 10 или колонки 4 и 1/12 части колонки 10 или колонкой 8 и 1/12 частью колонки 10, по необходимости.
12. В колонке 23 указывается итог начисленной амортизации за налоговый период для каждого основного средства.»
[Приложение N 5 введено Пост.Прав. N 1251 от 19.12.2018, в силу 21.12.2018]