BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Содержание
Законы

Закон № 633 от 10.11.1995

о порядке взыскания налогов, сборов и других платежей

Тип документа
Законы
Дата принятия
10.11.1995

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

З А К О Н

о порядке взыскания налогов, сборов и других платежей

[Название в редакции Закона N 869-XIII от 07.06.1996, в силу 11.07.1996]

N 633-XIII  от  10.11.95

 (в силу 08.05.1996) 

Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 8-9 ст.80 от 08.02.1996

* * *

Утратил силу: 01.07.2002

Закон Р.Молдова N 408-XV от 26.07.2001

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Статья 1. Общие положения и используемые понятия

Статья 2. Виды платежей, взыскиваемых в соответствии с настоящим законом

Статья 3. Органы, осуществляющие взыскание платежей

Статья 4. Утратила силу

Статья 5. Отсрочка и рассрочка платежей

Статья 6. Принудительное взыскание платежей в отношении юридических лиц

Статья 61. Принудительное взыскание платежей в отношении физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств

Статья 62. Общие правила принудительного взыскания платежей

Статья 63. Наложение ареста на имущество

Статья 64. Изъятие наличных денежных средств

Статья 65. Обращение взыскания на дебиторскую задолженность

Статья 66. Реализация имущества, подвергнутого аресту

Статья 67. Возврат имущества, подвергнутого аресту

Статья 7. Списание (снятие с учета) платежей, безнадежных или невозможных ко взысканию

Статья 8. Возврат и зачет переплат и излишне исчисленных и внесенных (взысканных) платежей

Статья 9. Обжалование действий и решений, связанных с применением настоящего закона

Статья 10. Вступление настоящего закона в силу

Примечание: В названии и по всему тексту закона исключить: слово “обязательные” в словосочетании “обязательные платежи”; слова “, фонды социальной поддержки населения”, “и в фонды социальной поддержки населения” согласно Закону N 1160-XIII от 23.04.1997, в силу 12.06.1997

Примечание: По всему тексту закона слово “налогоплательщик” заменить словом “плательщик” согласно Закону N 869-XIII от 07.06.1996, в силу 11.07.1996

Парламент принимает настоящий закон.

[Преамбул исключен Законом N 869-XIII от 07.06.1996, в силу 11.07.1996]

Статья 1. Общие положения и используемые понятия

(1) Настоящий закон устанавливает правовые нормы и определяет организационные принципы принудительного взыскания налогов и сборов, составляющих налоговую систему Республики Молдова, а также других платежей, не внесенных в государственный и местные бюджеты, бюджет государственного социального страхования и во внебюджетные фонды в установленные сроки.

(2) В настоящем законе используются следующие понятия:

платежи – налоги и сборы, составляющие налоговую систему Республики Молдова, а также другие платежи в государственный и местные бюджеты (в том числе по банковским кредитам, предоставленным под гарантии этих бюджетов), бюджет государственного социального страхования и во внебюджетные фонды, в том числе пеня, налагаемая за несвоевременное внесение указанных налогов, сборов и других платежей, применяемая также в отношении предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в соответствии с законодательством функции органов взыскания платежей, если взысканные ими суммы не были внесены в соответствующий бюджет или фонд в установленные сроки;

недоимка – платежи, значащиеся в бухгалтерском (налоговом) учете и отчетности как задолженность, не перечисленная в установленные сроки;

отсрочка платежей – перенесение срока уплаты платежей, установленного законом или иным нормативным актом либо налоговым органом на более позднее время;

рассрочка платежей – перенесение срока уплаты части платежей, установленного законом или иным нормативным актом либо налоговым органом, на более позднее время, в том числе с распределением на несколько сроков;

переплата – платежи, внесенные (взысканные) в больших по сравнению с расчетами (декларациями) размерах, а также досрочно;

недоплата – платежи, недовнесенные (недовзысканные) по сравнению с суммами, исчисленными в расчетах (декларациях);

излишне исчисленные и внесенные (взысканные) платежи – платежи, излишне исчисленные и внесенные (взысканные) в результате ошибочного их исчисления (взыскания) или нарушения установленного порядка их исчисления;

имущество – совокупность вещей, материальных ценностей, нематериальных активов, денежных средств (в том числе в расчетах с должниками), доходов от работодателей и из других источников, ценных бумаг и другого имущества, находящихся в собственности лица, независимо от того, в чьем фактическом пользовании они находятся, а также имущественных прав и обязанностей;

арест имущества – опись имущества дебитора, собственником которого он является, и объявление запрета распоряжаться этим имуществом;

принудительное взыскание платежей – безусловное принуждение к уплате просроченных платежей;

банковские счета – расчетные счета, расчетные субсчета (специальные безналичные счета), текущие, бюджетные, валютные, внебюджетные, депозитные и другие счета, за исключением специальных ссудных и ссудных (кредитных) счетов;

плательщик – юридическое или физическое лицо, обязанное в соответствии с законом вносить платежи в соответствующие бюджеты и фонды.

[Ст.1 изменена Законом N 1160-XIII от 23.04.1997, в силу 12.06.1997]

[Ст.1 изменена Законом N 869-XIII от 07.06.1996, в силу 11.07.1996]

Статья 2. Виды платежей, взыскиваемых в соответствии с настоящим законом

(1) В порядке, предусматриваемом настоящим законом, взыскиваются следующие виды платежей:

а) недоимки по налогам и сборам, задолженность по взносам в бюджет государственного социального страхования, задолженность по кредитам, предоставленным Министерством финансов, и по банковским кредитам, предоставленным под гарантии государственного или местных бюджетов;

b) пени, налагаемые налоговыми органами;

с) платежи во внебюджетные фонды, контроль за внесением которых возложен на налоговые органы.

(2) Со дня, следующего за днем истечения установленного срока, не внесенные в соответствующий бюджет или фонд платежи считаются недоимкой и взыскиваются налоговыми органами в принудительном порядке независимо от времени, прошедшего после истечения срока внесения платежей.

[Ст.2 изменена Законом N 1160-XIII от 23.04.1997, в силу 12.06.1997]

[Ст.2 изменена Законом N 869-XIII от 07.06.1996, в силу 11.07.1996]

Статья 3. Органы, осуществляющие взыскание платежей

(1) Органами, осуществляющими взыскание платежей, не внесенных в установленные сроки, в порядке, предусматриваемом настоящим законом, являются налоговые органы, которые выполняют эти функции, руководствуясь законодательством.

(2) Принудительное взыскание платежей в порядке, предусматриваемом настоящим законом, другими органами контроля как непосредственно, так и при посредничестве налоговых органов не допускается.

(3) Принудительное взыскание платежей в порядке, предусматриваемом настоящим законом, осуществляется налоговыми органами как на основе проведенных ими проверок, так и на основе проверок, проведенных Счетной палатой.

[Ст.3 изменена Законом N 764-XIV от 24.12.1999, в силу 27.01.2000]

Статья 4. Общие правила принудительного взыскания платежей, не внесенных в установленные сроки

[Ст.4 утратила силу согласно Закону N 1160-XIII от 23.04.1997, в силу 12.06.1997]

[Ст.4 изменена Законом N 869-XIII от 07.06.1996, в силу 11.07.1996]

Статья 5. Отсрочка и рассрочка платежей

(1) В исключительных случаях по решениям налоговых органов, согласованным с Министерством финансов (в отношении платежей в государственный бюджет, бюджет государственного социального страхования и республиканские внебюджетные фонды) и с исполнительными органами местного публичного управления (в отношении платежей в местные бюджеты и местные внебюджетные фонды), плательщику могут быть предоставлены отсрочки и рассрочки платежей без применения пени. Упомянутые отсрочки и рассрочки предоставляются плательщику только в пределах календарного года при условии, что просроченная задолженность по платежам превышает его дебиторскую задолженность.

(2) Исключительными случаями, при наличии которых могут быть предоставлены отсрочки и рассрочки платежей, признаются:

а) стихийные бедствия, а результате которых плательщику причинен значительный материальный ущерб, предотвращение которого было объективно невозможно;

b) наличие задолженности по произведенным расходам, подлежащим возмещению из бюджета в порядке прямого финансирования, а также за продукцию (работы, услуги), реализованную бюджетным учреждениям.

(3) По ходатайству плательщика налоговые органы по согласованию с Министерством финансов (в отношении платежей в государственный бюджет, бюджет государственного социального страхования и республиканские внебюджетные фонды) и с исполнительными органами местного публичного управления (в отношении платежей в местные бюджеты и местные внебюджетные фонды) вправе предоставлять отсрочки и рассрочки платежей и в иных случаях, кроме предусматриваемых частью (2), с применением пени. Упомянутые отсрочки и рассрочки предоставляются при условии, что сумма недоимок в соответствующие бюджеты и фонды превышает дебиторскую задолженность, и только на основе заключенного с плательщиком договора, условия которого определяются по согласованию с вышеуказанными органами.

[Ст.5 изменена Законом N 1160-XIII от 23.04.1997, в силу 12.06.1997]

[Ст.5 дополнена Законом N 869-XIII от 07.06.1996, в силу 11.07.1996]

Статья 6. Принудительное взыскание платежей в отношении юридических лиц

(1) В случае невнесения платежей в установленный срок юридическим лицом, со дня, следующего за днем истечения срока, или со дня, следующего за днем обнаружения пропуска срока, налоговый орган обязан выставить инкассовые распоряжения о взыскании денежных средств с банковских счетов плательщика.

(2) В случае отсутствия или недостаточности денежных средств на банковских счетах плательщика в течение трех дней со дня выставления инкассового распоряжения налоговый орган вправе принять следующие решения:

a) о наложении ареста на имущество плательщика;

b) об изъятии наличных денежных средств, в том числе в иностранной валюте, находящихся в сейфе кассы плательщика или в изолированном помещении кассы, а также в его торговой сети;

c) об обращении взыскания на дебиторскую задолженность плательщика, срок погашения которой истек, если на банковских счетах, в сейфе кассы или в изолированном помещении кассы, а также в торговой сети дебитора имеются денежные средства либо если он располагает имуществом, которое в соответствии с настоящим законом может быть подвергнуто аресту и реализовано.

(3) По истечении 20-дневного срока со дня наложения ареста на имущество в случаях невнесения платежей, отсутствия или недостаточности денежных средств на банковских счетах плательщика налоговый орган вправе реализовать подвергнутое аресту имущество юридического лица, если его решение о наложении ареста на имущество не было обжаловано в установленном законодательством порядке. В случае обжалования решения налогового органа реализация имущества, арест которого оспаривается в жалобе или исковом заявлении, приостанавливается до завершения рассмотрения дела.

(4) Если вследствие рассмотрения жалобы или искового заявления арест с какой-либо части имущества снимается, налоговый орган вправе наложить арест на другое имущество плательщика.

[Ст.6 изменена Законом N 764-XIV от 24.12.1999, в силу 27.01.2000]

[Ст.6 в редакции Закона N 1160-XIII от 23.04.1997, в силу 12.06.1997]

[Ст.6 изменена Законом N 1009-XIII от 22.10.1996, в силу 12.12.1996]

[Ст.6 изменена Законом N 869-XIII от 07.06.1996, в силу 11.07.1996]

Статья 61. Принудительное взыскание платежей в отношении физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств

(1) В случае невнесения платежей в установленный срок физическим лицом и крестьянским (фермерским) хозяйством со дня, следующего за днем истечения срока, или со дня, следующего за днем обнаружения пропуска срока, налоговый орган обязан наложить арест на имущество плательщика и одновременно вручить официальное предупреждение об обращении в судебную инстанцию для взыскания платежей, если недоимки не будут погашены в 20-дневный срок со дня наложения ареста на имущество.

(2) В случае, если плательщик не разрешает должностным лицам налоговых органов входить в его жилище или в место пребывания для наложения ареста на имущество, данный факт отражается налоговым органом в акте, а наложение ареста на имущество производится после вынесения судебной инстанцией решения о принудительном взыскании платежей.

(3) По истечении 20-дневного срока со дня наложения ареста на имущество в случае невнесения платежей налоговый орган обращается в судебную инстанцию с исковым заявлением о принудительном взыскании платежей. Если плательщик не разрешает произвести наложение ареста на имущество, обращение в судебную инстанцию осуществляется без соблюдения 20-дневного срока.

(4) После удовлетворения искового заявления налоговый орган реализует имущество, подвергнутое аресту, в порядке, предусмотренном настоящим законом.

[Ст.61 введена Законом N 1160-XIII от 23.04.1997, в силу 12.06.1997]

Статья 62. Общие правила принудительного взыскания платежей

(1) Исполнение решений налогового органа о наложении ареста на имущество, об изъятии наличных денежных средств и об обращении взыскания на дебиторскую задолженность плательщика производится в районе деятельности соответствующего налогового органа его должностными лицами в присутствии плательщика или его представителя, уполномоченного в установленном порядке, а если плательщиком является физическое лицо, не зарегистрированное как субъект предпринимательства, – в присутствии совершеннолетнего члена его семьи. При необходимости исполнение решения осуществляется с участием сотрудников Департамента финансового контроля и ревизии при Министерстве финансов и полиции. В случае уклонения плательщика от участия в исполнении решения о наложении ареста на имущество и неназначения им в установленном порядке своего представителя, исполнение решения о наложении ареста на имущество производится в его отсутствие, но с обязательным участием сотрудников полиции и в присутствии двух понятых. В отношении физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств применяется та же процедура при наличии решения судебной инстанции о принудительном взыскании платежей.

(2) При смене плательщиком своего юридического адреса (места жительства) налоговый орган направляет его дело и решение о принудительном взыскании платежей в налоговый орган по новому юридическому адресу (месту жительства) плательщика для продолжения исполнения принудительного взыскания платежей без принятия нового решения.

(3) В случае, если имущество или дебиторы плательщика находятся в районе деятельности другого налогового органа, принудительное взыскание платежей производится налоговым органом по юридическому адресу (месту жительства) плательщика, а при необходимости – с участием сотрудников налогового органа, Департамента финансового контроля и ревизии при Министерстве финансов и полиции по месту нахождения имущества или юридическому адресу (месту жительства) дебитора.

(4) Принудительное взыскание платежей производится в рабочие дни не ранее 8 часов утра и не позднее 20 часов вечера. Если у плательщика, лица, у которого хранится его имущество, или дебитора плательщика имеется установленный в соответствующем порядке режим работы, он должен учитываться. С согласия указанных лиц исполнение решения о принудительном взыскании платежей может производиться и вне рабочего времени. Принудительное взыскание платежей в нерабочие дни допускается только в случае, если плательщик не мог быть найден в рабочие дни.

(5) В случае отсутствия плательщика по известным адресам налоговый орган обращается в судебную инстанцию для объявления его розыска в установленном законодательством порядке.

(6) Расходы, связанные с принудительным взысканием платежей, осуществляются за счет средств государственного бюджета с последующим их восстановлением за счет средств плательщика.

[Ст.62 введена Законом N 1160-XIII от 23.04.1997, в силу 12.06.1997]

Статья 63. Наложение ареста на имущество

(1) Лицо, имущество которого подлежит аресту для погашения его недоимок, обязано предъявить в этих целях все имущество, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, в том числе временно находящееся на хранении или в пользовании у других лиц. Невыполнение этой обязанности влечет ответственность в установленном законодательством порядке. Имущество, временно находящееся у плательщика на хранении, переработке или в других целях, но не принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, не подлежит аресту для погашения его недоимок, если он документально подтвердит принадлежность этого имущества другому собственнику.

(2) С целью выявления имущества плательщика должностное лицо налогового органа вправе обследовать места, используемые им для получения доходов или для хранения имущества. Лица, не обеспечивающие свободный доступ в указанные места, привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством. Физические лица и представители крестьянских (фермерских) хозяйств привлекаются к административной или уголовной ответственности в случае, если они не обеспечили свободный доступ для исполнения решения судебной инстанции о принудительном взыскании платежей.

(3) Вскрытие помещений или мест хранения имущества без согласия плательщика или в его отсутствие производится с обязательным участием сотрудников полиции и в присутствии двух понятых. Вскрытие жилого помещения или места пребывания физического лица или крестьянского (фермерского) хозяйства производится только при наличии решения судебной инстанции о принудительном взыскании платежей.

(4) Аресту и реализации подлежит все имущество плательщика, за исключением:

a) скоропортящейся сельскохозяйственной продукции, перечень которой утверждается Правительством;

b) сырья, материалов (топливо, запасные части, тара и упаковка, удобрения, пестициды, гербициды и другие химикалии, семена, фураж, предметы малой ценности и кратковременного пользования), скота для выращивания и откорма и основных производственных фондов, необходимых для ведения сельскохозяйственных работ в течение одного года со дня наложения ареста на имущество;

c) имущества, заложенного до истечения сроков внесения платежей;

d) земель сельскохозяйственного назначения;

е) ирригационных сооружений и многолетних насаждений, расположенных на землях приватизационного фонда, тракторов, комбайнов, других машин и оборудования сельскохозяйственного назначения, транспортных средств, используемых в производстве сельскохозяйственной продукции, рабочего и продуктивного скота и незавершенного сельскохозяйственного производства, находящихся на балансе сельскохозяйственных предприятий, подлежащих приватизации;

f) следующего имущества, используемого членами крестьянского (фермерского) хозяйства сообща и принадлежащего им на праве личной собственности или на праве общей собственности: ирригационных установок, одного трактора, одной транспортной единицы, используемой в производстве сельскохозяйственной продукции, одной единицы другого оборудования сельскохозяйственного назначения, двух единиц рабочего скота;

g) имущества физических лиц, на которое согласно Гражданскому процессуальному кодексу не может быть обращено взыскание.

(5) Имущество подвергается аресту в следующей последовательности:

a) имущество, не предназначенное непосредственно для использования в производственном процессе;

b) готовая продукция;

c) имущество, находящееся у других лиц на основе договоров найма, аренды, проката, хранения и т.д.;

d) недвижимое имущество, на которое согласно настоящему закону может быть наложен арест, не перечисленное в категориях, указанных в пунктах a) – c).

(6) Переход от одной категории имущества к другой осуществляется, если имущества предыдущей категории недостаточно или если должностное лицо налогового органа считает, что это имущество не может быть реализовано из-за несоответствия его по своим качествам требованиям рынка. В случае, если такое имущество было предложено плательщиком, в акте об аресте имущества указываются причины отказа от наложения на него ареста.

(7) Во всех случаях арест налагается на такую часть имущества, которая необходима для погашения недоимок в соответствующие бюджеты и фонды (включая пеню, начисленную до внесения в соответствующие бюджеты или фонды сумм, полученных в результате реализации имущества, и других сумм), для возмещения расходов, связанных с принудительным взысканием платежей, и уплаты налогов и сборов, исчисленных при реализации имущества, подвергнутого аресту.

(8) Имущество, подвергнутое аресту, оставляется под роспись в акте об аресте на хранение плательщику или лицу, у которого оно находилось в момент наложения ареста. Во втором случае допускается передача имущества для хранения непосредственно плательщику, который обязан его принять. По решению должностного лица налогового органа имущество может быть передано на хранение другому лицу на основе договора. Драгоценности и другие изделия из золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, из драгоценных камней и жемчуга, а также лом изделий такого рода передаются должностными лицами налоговых органов в финансовые учреждения. За растрату, отчуждение, подмену или сокрытие переданного на хранение имущества, подвергнутого аресту, плательщик или другое виновное лицо несет материальную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

(9) Для определения части имущества, подлежащей аресту, устанавливается предварительная стоимость имущества на момент наложения ареста в соответствии с данными бухгалтерского учета плательщика. Для лиц, которые согласно законодательству не ведут бухгалтерский учет, предварительная стоимость имущества устанавливается должностным лицом налогового органа исходя из его технического состояния и других характеристик.

(10) Акт об аресте имущества должен содержать подробное описание технического состояния имущества, подвергнутого аресту. При необходимости для определения технического состояния могут приглашаться специалисты из соответствующих областей.

(11) При наложении ареста на имущество плательщику вручается официальное предупреждение о том, что подвергнутое аресту имущество будет реализовано, если недоимки в соответствующие бюджеты и фонды не будут погашены в 20-дневный срок со дня наложения ареста на имущество. Предупреждение вручается плательщику под роспись или направляется ему заказным письмом.

[Ст.63 изменена Законом N 757-XV от 21.12.2001, в силу 31.01.2002]

[Ст.63 изменена Законом N 187-XIV от 06.11.1998, в силу 03.12.1998]

[Ст.63 введена Законом N 1160-XIII от 23.04.1997, в силу 12.06.1997]

Статья 64. Изъятие наличных денежных средств

(1) Для изъятия наличных денежных средств, в том числе в иностранной валюте, должностное лицо налогового органа проверяет кассу плательщика, сейф кассы, а также его торговую сеть. Налоговый орган организует подобные проверки внезапно, начиная со дня наложения ареста на имущество и вплоть до дня, предшествующего аукциону.

(2) В качестве представителя плательщика при изъятии наличных денежных средств участвует кассир (подотчетное лицо) или замещающий его работник.

(3) Представитель плательщика обязан предъявить необходимые документы и обеспечить свободный доступ к сейфу кассы плательщика, в изолированное помещение кассы, а также в его торговую сеть. При невыполнении этой обязанности, а также за другие нарушения, выявленные в ходе внезапных проверок, виновные лица привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством.

(4) Вскрытие помещений или сейфов без согласия представителя плательщика или в его отсутствие осуществляется с обязательным участием сотрудников полиции и в присутствии двух понятых. До вызова этих лиц помещения и сейфы, в которых хранятся денежные средства, опечатываются.

(5) Изъятые денежные средства сдаются должностными лицами налоговых органов в ближайшее финансовое учреждение, которое обязано принять их и зачислить непосредственно на счета соответствующих бюджетов или фондов для погашения недоимок плательщика в эти бюджеты или фонды. Иностранная валюта сдается по курсу, установленному Национальным банком Молдовы на день сдачи.

(6) В случае невозможности сдачи денежных средств в финансовое учреждение в день их изъятия сейф и помещение кассы опечатываются и сдаются под охрану плательщику, а при необходимости охрана обеспечивается также сотрудниками полиции. Денежные средства сдаются в финансовое учреждение на следующий рабочий день.

[Ст.64 введена Законом N 1160-XIII от 23.04.1997, в силу 12.06.1997]

Статья 65. Обращение взыскания на дебиторскую задолженность

(1) Взыскание дебиторской задолженности осуществляется при условии, что местонахождением дебитора является территория Республики Молдова и что дебитор не имеет собственных задолженностей в соответствующие бюджеты и фонды. В соответствии с международными соглашениями могут быть взысканы дебиторские задолженности и за пределами Республики Молдова.

(2) Для взыскания дебиторской задолженности плательщик обязан представить налоговому органу список дебиторов, подписанный его руководителем и главным бухгалтером. По требованию налогового органа информация, содержащаяся в списках, подтверждается соответствующими документами. Список дебиторов должен содержать следующие данные:

a) полное наименование дебитора, его фискальный код, юридический адрес и номер телефона;

b) номер банковского счета дебитора, наименование и адрес финансового учреждения, в котором открыт счет;

c) дату образования дебиторской задолженности, ее общую сумму и дату истечения срока ее погашения;

d) перечень принятых мер по погашению дебиторской задолженности;

e) дату последней взаимной сверки, если таковая имела место.

(3) На основании данных плательщика налоговый орган проверяет, не имеют ли дебиторы собственных задолженностей в соответствующие бюджеты и фонды, истек ли срок погашения задолженности и имеет ли право плательщик потребовать ее погашения.

(4) Налоговый орган направляет лицам, с которых согласно настоящему закону могут быть принудительно взысканы дебиторские задолженности плательщика, запрос с требованием подтверждения задолженности и одновременно сообщает им, что с момента получения запроса на суммы, которые они должны плательщику, налагается арест в пределах недоимок плательщика и что все платежи, причитающиеся плательщику, до покрытия дебиторской задолженности или погашения недоимок они обязаны осуществлять в бюджеты или фонды, указанные налоговым органом.

(5) Лицо, получившее запрос, обязано в 5-дневный срок полностью или частично подтвердить или отклонить дебиторскую задолженность плательщика, указанную в запросе. Если дебиторская задолженность отклоняется, к письму прилагаются копии документов, подтверждающих ее погашение.

(6) В случае, если дебиторская задолженность плательщика подтверждается или отклоняется без приложения подтверждающих документов, а также если по истечении 5-дневного срока со дня направления запроса (плюс время пересылки корреспонденции) налоговым органом не получен ответ на запрос, на банковские счета дебитора выставляется инкассовое распоряжение о взыскании дебиторской задолженности.

(7) Инкассовое распоряжение выставляется налоговым органом по месту нахождения плательщика независимо от места нахождения дебитора. В инкассовом распоряжении указываются в качестве плательщика дебитор, в качестве получателя – соответствующий бюджет или фонд, а в назначении платежа указывается со ссылкой на настоящий закон, в счет какого плательщика взыскивается дебиторская задолженность.

(8) В случае отсутствия или недостаточности денежных средств на банковских счетах дебитора в течение трех дней с момента выставления инкассового распоряжения налоговый орган вправе в установленном настоящим законом порядке арестовать и реализовать имущество дебитора, изъять наличные денежные средства, в том числе в иностранной валюте, находящиеся в сейфе кассы дебитора или в изолированном помещении кассы, а также в его торговой сети.

[Ст.65 введена Законом N 1160-XIII от 23.04.1997, в силу 12.06.1997]

Статья 66. Реализация имущества, подвергнутого аресту

(1) Экспертиза и оценка подвергнутого аресту имущества плательщика, за исключением основных фондов государственных предприятий, учреждений и организаций, а также предприятий и других объектов, включенных в приложения к Закону о Программе приватизации на 1997-1998 годы, и их реализация организуются образованной Правительством постоянной республиканской комиссией, в состав которой включаются представители Министерства финансов, в том числе Главной государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов, Министерства экономики и реформ, органов местного публичного управления и соответствующих государственных налоговых инспекций. Представители органов местного публичного управления и соответствующих государственных налоговых инспекций участвуют только в тех заседаниях комиссии, на которых рассматриваются вопросы относительно подвергнутого аресту имущества, находящегося в зоне их деятельности.

(2) Для проведения экспертизы и оценки имущества за исключением основных фондов государственных предприятий, учреждений и организаций, а также предприятий и других объектов, включенных в приложения к Закону о Программе приватизации на 1997-1998 годы, и для реализации его на аукционах постоянная республиканская комиссия вправе при необходимости привлекать специалистов органов центрального и местного публичного управления, а также физических лиц и юридических лиц независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, располагающих лицензией на соответствующий вид деятельности. Оплата услуг, оказываемых этими лицами, не может превышать 10 процентов от суммы денежных средств, полученных от реализации имущества, подвергнутого аресту.

(3) Реализация имущества, подвергнутого аресту, за исключением основных фондов государственных предприятий, учреждений и организаций, а также предприятий и других объектов, включенных в приложения к Закону о Программе приватизации на 1997-1998 годы, осуществляется на аукционе “с молотка”. В случае, если на аукционе “с молотка” не был зарегистрирован ни один участник или если имущество не было реализовано, в 10-дневный срок со дня завершения регистрации на аукционе, на котором не был зарегистрирован ни один участник, или со дня проведения аукциона объявляется аукцион “на понижение”.

(4) В случае регистрации только одного участника на аукционе “с молотка” реализация осуществляется на основе договора с Главной государственной налоговой инспекцией по цене не ниже стоимости, установленной в результате экспертной оценки, а на аукционе “на понижение” – на основе аналогичного договора по цене, сниженной не более чем на 10 процентов от стоимости, установленной в результате экспертной оценки.

(5) Объявление о времени и месте проведения аукциона публикуется в Официальном мониторе Республики Молдова и в республиканской печати. В объявлении указываются также состав имущества, его техническое состояние и другие необходимые данные.

(6) Аукцион проводится через 15 дней после публикации объявления в Официальном мониторе Республики Молдова.

(7) Аукцион проводится в населенном пункте по месту нахождения государственного налогового органа, в зоне деятельности которого находится имущество, подвергнутое аресту. Лицо, у которого указанное имущество находится на хранении, обязано обеспечить участникам аукциона свободный доступ к нему для ознакомления.

(8) Реализация земельных участков, на которых расположены закрытые водные бассейны, здания, строения, сооружения и другие объекты, которые не могут быть перемещены без нанесения прямого ущерба их назначению, вместе с прилегающими к ним участками, необходимыми для нормального использования указанных объектов, осуществляется в соответствии с законодательством.

(9) Экспертиза и оценка подвергнутого аресту имущества плательщика, которое относится к основным фондам государственных предприятий, учреждений и организаций, а также предприятий и других объектов, включенных в приложения к Закону о Программе приватизации на 1997-1998 годы, организуются центральными отраслевыми органами или органами местного публичного управления. Реализация указанного имущества организуется Департаментом приватизации в порядке, установленном для приватизации публичного имущества.

(10) После подписания на аукционе договора купли-продажи налоговый орган осуществляет изъятие имущества, подвергнутого аресту, для передачи его покупателю. С момента подписания акта об изъятии имущества, подвергнутого аресту, право собственности на него переходит от плательщика к покупателю. С этого момента расходы по хранению или транспортировке имущества осуществляются за счет нового собственника.

(11) Изъятие имущества, подвергнутого аресту, осуществляется с обязательным участием покупателя или его полномочного представителя.

(12) Если количество изъятого имущества меньше количества, указанного в акте об аресте, плательщик, его представитель или другое лицо, у которого имущество находилось на хранении, обязаны письменно сообщить о причине недостачи. Если недостача не является следствием естественной убыли, виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

(13) В случае, если на аукционе “на понижение” не был зарегистрирован ни один участник или если имущество не было реализовано, по завершении регистрации на аукционе, на котором не был зарегистрирован ни один участник, или после проведения аукциона налоговый орган снимает арест с нереализованного имущества. Если плательщик не располагает другим имуществом, на которое может быть наложен арест для погашения недоимок, применяются положения части (14).

(14) Из денежных средств, полученных от реализации имущества, подвергнутого аресту, в первую очередь покрываются расходы, связанные с принудительным взысканием платежей, затем уплачиваются налоги и сборы, исчисленные при реализации имущества, подвергнутого аресту, и погашаются недоимки в соответствующие бюджеты и фонды. Денежные средства перечисляются или вносятся непосредственно на счета соответствующих бюджетов или фондов минуя расчетный счет плательщика или дебитора. В инкассовом распоряжении указываются в качестве плательщика покупатель, в качестве получателя – соответствующий бюджет или фонд, а в назначении платежа указывается со ссылкой на настоящий закон, в счет какого плательщика перечисляются денежные средства. Сумма, оставшаяся после погашения недоимок, возвращается плательщику.

(15) Невозможность внесения платежей после применения предусмотренных настоящим законом мер или в случае невозможности их применения влечет право налогового органа обратиться в судебную инстанцию для возбуждения дела о банкротстве юридического лица или физического лица, зарегистрированного как субъект предпринимательства. В отношении физических лиц, не зарегистрированных как субъекты предпринимательства, применяются положения статьи 7.

[Ст.66 изменена Законом N 910-XV от 14.03.2002, в силу 23.04.2002]

[Ст.66 изменена Законом N 764-XIV от 24.12.1999, в силу 27.01.2000]

[Ст.66 введена Законом N 1160-XIII от 23.04.1997, в силу 12.06.1997]

Статья 67. Возврат имущества, подвергнутого аресту

(1) Возврат имущества, подвергнутого аресту, осуществляется до перехода права собственности к покупателю в случае, если плательщик представил документы, подтверждающие внесение платежей в соответствующие бюджеты и фонды, а также покрытие расходов, связанных с принудительным взысканием платежей, в том числе расходов покупателя, связанных с участием в аукционе.

(2) После перехода права собственности к покупателю имущество не подлежит возврату плательщику. Денежные средства, излишне внесенные после этого момента, возвращаются или засчитываются в порядке, предусмотренном статьей 8.

(3) В случае, если стоимость имущества, подвергнутого аресту, меньше недоимок в соответствующие бюджеты и фонды и расходов, связанных с принудительным взысканием платежей, возврат имущества осуществляется только после подтверждения внесения этих платежей в полном объеме.

[Ст.67 введена Законом N 1160-XIII от 23.04.1997, в силу 12.06.1997]

Статья 7. Списание (снятие с учета) платежей, безнадежных или невозможных ко взысканию

(1) Списание (снятие с учета) платежей, безнадежных или невозможных ко взысканию, производится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя, согласованного с Министерством финансов (в отношении платежей в государственный бюджет, бюджет государственного социального страхования и республиканские внебюджетные фонды) и с исполнительными органами местного публичного управления (в отношении платежей в местные бюджетные и местные внебюджетные фонды).

(2) Взыскание платежей признается безнадежным или невозможным в случаях:

а) ликвидации предприятия без правопреемника;

b) отсутствия имущества у юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, объявленного банкротом;

с) отсутствия или недостаточности у физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, и крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух лет со дня возникновения просроченной задолженности по платежам имущества, на которое мог бы быть наложен арест в соответствии с настоящим законом в целях ее погашения;

d) смерти физического лица и отсутствия других лиц, обязанных по закону исполнить его обязательства;

е) нерозыска физического лица, в том числе членов крестьянского (фермерского) хозяйства, выбывшего с постоянного места жительства, в течение трех лет со дня истечения срока внесения платежей и отсутствия по прежнему месту жительства имущества, на которое мог бы быть наложен арест в соответствии с настоящим законом в целях их погашения.

(3) Списание (снятие с учета) платежей, признанных безнадежными или невозможными ко взысканию, производится по истечении календарного года, в котором они были признаны таковыми.

(4) Списанные (снятые с учета) платежи подлежат специальному учету в течение трех календарных лет со дня списания (снятия с учета). Если взыскание указанных платежей оказалось безнадежным или невозможным в течение и этих трех лет, то по истечении этого периода они снимаются со специального учета.

[Ст.7 изменена Законом N 869-XIII от 07.06.1996, в силу 11.07.1996]

Статья 8. Возврат и зачет переплат и излишне исчисленных и внесенных (взысканных) платежей

(1) Возврат переплат и излишне исчисленных и внесенных (взысканных) платежей может быть произведен при условии, что заявка плательщика на возврат поступила не позднее трех лет со дня их внесения. Подача заявки прерывает течение указанного срока.

(2) Возврат переплат и излишне исчисленных и внесенных (взысканных) платежей производится по решению руководителя налогового органа или его заместителя.

(3) Одновременно с возвратом излишне исчисленных и внесенных (взысканных) платежей возвращаются и соответствующие пени.

(4) Возврат одних видов платежей при наличии недоплат по другим видам платежей допускается после погашения недоплат. По заявке плательщика или по решению (заключению) должностного лица налогового органа, уполномоченного вести учет начисления и поступления платежей, возврат одних видов платежей может быть произведен путем их зачета в недоплаты по другим видам платежей, а также в счет предстоящих платежей.

(5) Возврат платежей по решениям компетентных судебных инстанций производится в порядке и сроки, указанные в решениях этих инстанций.

[Ст.8 изменена Законом N 1009-XIII от 22.10.1996, в силу 12.12.1996]

Статья 9. Обжалование действий и решений, связанных с применением настоящего закона

(1) Действия и решения налоговых органов и их должностных лиц, связанные с применением настоящего закона, могут быть обжалованы в соответствии с законодательством, регламентирующим их деятельность. Действия и решения указанных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы только лицами, в отношении которых применяется настоящий закон.

(2) Для подачи жалобы на действия должностных лиц налогового органа и на решения о производстве взыскания в соответствии с настоящим законом устанавливается 20-дневный срок со дня осуществления обжалуемого действия или принятия решения. Подача жалобы в налоговый орган не приостанавливает взыскание платежей в порядке, предусматриваемом настоящим законом, за исключением случаев реализации имущества, подвергнутого аресту.

(3) Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, который обязан рассмотреть ее и сообщить о результатах рассмотрения заявителю в 30-дневный срок с момента получения заявления. Решение вышестоящего налогового органа может быть обжаловано в 30-дневный срок в судебную инстанцию.

[Ст.9 изменена Законом N 1160-XIII от 23.04.1997, в силу 12.06.1997]

[Ст.9 изменена Законом N 1009-XIII от 22.10.1996, в силу 12.12.1996]

Статья 10. Вступление настоящего закона в силу

Настоящий закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня опубликования.