BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Содержание
Документы

Коллективное Соглашение на уровне сектора электроэнергетика национальной экономики Республики Молдова на 2010-2015 годы

Тип документа
Документы
Дата принятия
01.07.2006

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ

(МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИНФРАСТРУКТУРЫ И

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ “SINDENERGO”)

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

на уровне сектора электроэнергетика национальной экономики

Республики Молдова на 2010-2015 годы

 (в силу 28.07.2006) 

Мониторул Офичиал N 116-119 ст.400 от 28.07.2006

* * *

Примечание: См. Пост.Прав. N 500 от 04.04.2008 о мерах по реорганизации некоторых центральных отраслевых органов публичного управления (пкт.1 – расформировать Министерство промышленности и инфраструктуры с передачей их функций Министерству экономики и торговли)

Примечание: В тексте Коллективного соглашения наименование “Министерство промышленности и инфраструктуры” заменить наименованием “Министерство экономики”; период “2006-2010 годы” заменить периодом “2010-2015 годы”; во всем тексте соглашения слова “работник”, “работников”, “работнику” заменить словами “служащий”, “служащие”, “служащим”, “служащему”, а слова “предприятиям”, “предприятию”, “предприятие”, “предприятий” заменить соответственно словами “единицы”, “единицам”, “единице”, “единица” согласно Дополнительного соглашения N 11-6329 от 24.11.2010, N 37 от 04.11.2010, в силу 14.01.2011

Подписавшие стороны: Министерство экономики Республики Молдова и Федеративный профессиональный союз “Sindenergo” работников энергетики Республики Молдова, представляющий служащих – членов профсоюза сектора электроэнергетика национальной экономики Республики Молдова (в дальнейшем – сектор электроэнергетика) – в целях обеспечения реализации норм, предусмотренных Трудовым кодексом, законами “Об оплате труда”, “Закон об охране здоровья и безопасности труда”, “О профессиональных союзах” и другими нормативными актами, регламентирующими оплату труда, охрану труда, а также в целях установления нормальных условий труда и эффективного использования рабочего времени и времени отдыха служащими сектора электроэнергетика согласились о нижеследующем:

[Преамбул изменен Дополнительным соглашением N 11-6329 от 24.11.2010, N 37 от 04.11.2010, в силу 14.01.2011]

Заключение индивидуальных трудовых договоров

1.1. Индивидуальный трудовой договор заключается во всех единиц в письменной форме на основе переговоров между служащим и работодателем.

1.2. Индивидуальный трудовой договор не может содержать требований, противоречащих Трудовому кодексу Республики Молдова.

1.3. В целях обеспечения единообразного применения положений действующего Трудового кодекса, касающихся заключения индивидуальных трудовых договоров, подписывающие стороны согласились с применением образца Индивидуального трудового договора (приложение № 1) при заключении индивидуальных трудовых договоров с лицами, принимаемыми на работу.

1.4. Индивидуальные трудовые договоры, заключенные до 1 октября 2003 г. (дата вступления в силу Трудового кодекса), составляются в письменной форме согласно образцу только с согласия сторон.

1.5. Образец Индивидуального трудового договора согласно настоящему соглашению не применяется при оформлении трудовых отношений с руководителями (менеджерами) единица.

Занятость служащих отрасли

2.1. Реорганизация, ликвидация единицы, его структурных подразделений по инициативе работодателя, влекущие за собой массовое сокращение рабочих мест, возможны в случаях уведомления не менее чем за три месяца профсоюзных органов единицы и Республиканского совета федеративного профсоюза “Sindenergo” работников энергетики Республики Молдова и ведения с ними переговоров о соблюдении их прав и интересов.

Массовым увольнением считается:

- для хозяйствующих субъектов численностью до 100 человек – 20 процентов в месяц;

- для хозяйствующих субъектов численностью от 101 до 1000 человек – 10 процентов в месяц;

- для хозяйствующих субъектов численностью свыше 1000 человек – 5 процентов в месяц.

2.2. Выпускникам высших, средних технических учебных заведений и профессионально-технических училищ, заявленных единицам, могут быть предусмотрены в коллективном трудовом договоре гарантии трудоустройства по полученной ими специальности.

2.3. В коллективных договорах единица предусматривается комплекс мер по повышению занятости служащих:

- создание новых рабочих мест с учетом ввода энергетических объектов;

- оказание при необходимости помощи в трудоустройстве служащих и другое.

Рабочее время и время отдыха

3.1. Исходя из продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю, единицы отрасли, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, устанавливают пятидневную трудовую неделю с 8-часовым рабочим днем и двумя выходными днями, один из которых воскресенье.

С учетом специфики работ разрешается применение и других типов трудовой недели в соответствии с действующим законодательством. Тип трудовой недели, время начала и окончания работы, продолжительность смены, перерывов, чередование рабочих и нерабочих дней устанавливаются правилами внутреннего распорядка единицы, коллективным и/или индивидуальным трудовыми договорами.

[Пкт.3.1 изменен Дополнительным соглашением N 11-6329 от 24.11.2010, N 37 от 04.11.2010, в силу 14.01.2011]

3.2. Продолжительность рабочего времени включает:

- подготовку рабочего места для начала работы;

- выполнение производственных обязанностей;

- восстановление трудоспособности в течение рабочего дня в связи с особыми погодными условиями, физическим напряжением и другими факторами, которые устанавливаются в нормативных актах единицы, в коллективных трудовых договорах;

- время простоя в ожидании объявления о начале работы;

- время нахождения в пути.

Коллективные трудовые договоры единица могут предусматривать и другие периоды, которые включаются в продолжительность рабочего времени.

3.3. На единицах, а также в некоторых цехах и на производственных участках или для конкретных профессий, в которых, исходя из специфики деятельности невозможно обеспечить соблюдение нормальной дневной или недельной продолжительности рабочего времени, допускается в соответствии с законодательными и иными нормативными актами 12-часовая продолжительность рабочего времени с последующим отдыхом не менее 24 часов.

3.4. Единицы, которые применяют многосменный режим работы, обеспечивают компенсационную доплату в размере 20 процентов часовой тарифной ставки за каждый проработанный час во вторую смену. Доплата 50 процентов часовой тарифной ставки выплачивается также за каждый час работы во второй смене в том случае, если она является ночной (более 50% продолжительности смены приходится на ночное время). В этом случае доплата за работу в ночное время не производится.

3.5. В тех случаях, когда служащим не может быть обеспечено ежедневное возвращение с места работы, находящегося вне населенного пункта, к месту их постоянного проживания, разрешается с их согласия работа вахтовым методом с общим учетом рабочего времени. Рабочее время и время отдыха в этот учетный период регулируются графиком работы вахтовым методом, который утверждается работодателем и представителями служащих и доводится до их сведения не менее чем за месяц до введения его в действие.

3.6. Всем служащим ежегодно по графику предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней в соответствии с законодательством. В продолжительность отпуска не включаются праздничные нерабочие дни. График ежегодных оплачиваемых отпусков служащих составляется работодателем по согласованию с представителями служащих с соблюдением требований законодательства и следующих условий:

- отпуск каждого служащего планируется таким образом, чтобы не менее одного раза в 3 года совпадал с летним сезоном;

- супруги, работающие на одном и том же единицы, имеют право на отпуск в одно и то же время;

- условия могут быть определены также коллективным трудовым договором единица.

3.7. До утверждения Правительством перечня работ и рабочих мест с вредными условиями труда продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для служащих, работающих в неблагоприятных условиях, устанавливается в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства № 573 от 1 августа 1994 года, с пересчетом в календарных днях, минимальное количество которых должно быть не менее 4 календарных дней.

3.8. На основании части (5) статьи 121 Трудового кодекса руководящим служащим, специалистам единица, труд которых требует повышенных психоэмоциональных усилий, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 7 календарных дней. Конкретный перечень должностей, требующих повышенных психоэмоциональных усилий, устанавливается на уровне единицы в коллективном трудовом договоре.

[Пкт.3.8 изменен Дополнительным соглашением N 11-6329 от 24.11.2010, N 37 от 04.11.2010, в силу 14.01.2011]

3.9. По семейным обстоятельствам, при предъявлении соответствующих документов, служащим предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск в рабочих днях в следующих случаях:

- вступление служащего в брак – 3 дня;

- вступление в брак детей служащего – 2 дня;

- рождение или усыновление ребенка – 1 день;

- смерть одного из членов семьи (родителей, мужа, жены, детей) – 3 дня;

- смерть родственников II степени – 1 день;

- матерям, имеющих детей в 1-м и 2-м классах, – 1 день в начале учебного года;

- призыв члена семьи в ряды Национальной армии – 1 день.

3.10. Руководители единицы наряду с остальными членами трудового коллектива пользуются всеми правами и льготами, предусмотренными настоящим коллективным соглашением, а также коллективным трудовым договором соответствующего единица.

Организация, оплата и нормирование труда

4.1. Труд служащих оплачивается в прямой зависимости от количества и качества труда, спроса и предложений рабочей силы, результатов и условий работы единица и действующего законодательства.

4.2. Оплата труда служащих сектора электроэнергетика осуществляется на основании действующего законодательства. В рамках действующего законодательства единица сектора электроэнергетика разрабатывают документы, регламентирующие вопросы оплаты труда непосредственно на единицах.

4.3. Тарифная ставка для I квалификационного разряда (I разряда оплаты труда) на предприятиях электроэнергетического сектора устанавливается в размере, равном гарантированному минимальному размеру заработной платы в реальном секторе с применением коэффициента сложности (приложение № 2).

[Пкт.4.3 в редакции Дополнительного соглашения N 11-6329 от 24.11.2010, N 37 от 04.11.2010, в силу 14.01.2011]

4.4. Работникам, работающим в неблагоприятных условиях труда, устанавливаются в зависимости от реального состояния условий труда компенсационные надбавки в размерах, предусмотренных Коллективным соглашением (национальный уровень) № 1 от 3 февраля 2004 года “Оплата труда работников, находящихся в трудовых отношениях на основе индивидуальных трудовых договоров”, с последующими изменением и дополнениями.

[Пкт.4.4 в редакции Дополнительного соглашения N 11-6329 от 24.11.2010, N 37 от 04.11.2010, в силу 14.01.2011]

4.5. Для работников электроэнергетического сектора исчисление стажа работы для выплаты надбавки за выслугу лет осуществляется на основании Постановления Правительства № 1527 от 29 декабря 2007 года “Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа работы для выплаты надбавки за выслугу лет сотрудникам государственных предприятий, предприятий с преобладающей долей государственного капитала и монопольных предприятий электроэнергетического сектора.

[Пкт.4.5 в редакции Дополнительного соглашения N 11-6329 от 24.11.2010, N 37 от 04.11.2010, в силу 14.01.2011]

[Пкт.4.6 исключен Дополнительным соглашением N 11-6329 от 24.11.2010, N 37 от 04.11.2010, в силу 14.01.2011]

4.7. За сложность и интенсивность труда служащим могут устанавливаться надбавки к зарплате в размере до 50% основного оклада.

[Пкт.4.7 изменен Дополнительным соглашением N 11-6329 от 24.11.2010, N 37 от 04.11.2010, в силу 14.01.2011]

4.8. Нормативная база порядка и размеров возмещения затрат работников предприятий электрических сетей, чья постоянная работа связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, основывается на установках Постановления Правительства № 362 от 11 июня 1993 года “Об утверждении Положения о порядке и размерах возмещения расходов работникам связи, железнодорожного, речного, автомобильного транспорта и шоссейных дорог, предприятий электрических сетей и газопроводов, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков” с изменениями и дополнениями пункта 1 Положения установкой Постановления Правительства № 435 от 14 апреля 2003 года “Изменения и дополнения, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Республики Молдова.

[Пкт.4.8 в редакции Дополнительного соглашения N 11-6329 от 24.11.2010, N 37 от 04.11.2010, в силу 14.01.2011]

4.9. Единицы могут устанавливать вознаграждения по итогам работы за год из средств фонда, образуемого за счет прибыли единицы. Положение о порядке выплаты вознаграждения по итогам работы за год утверждается работодателем по согласованию с представителями служащих.

4.10. Работодателям единицы надлежит устанавливать нормы труда служащих в соответствии с достигнутым уровнем техники и технологии, организации технологического процесса труда.

4.11. Нормы труда для каждого служащего должны обеспечивать наиболее полное использование рабочего времени с ритмом работы, исключающим предельные физические и нервные перегрузки, вызывающие чрезмерное утомление.

Охрана здоровья и безопасность труда

[Наименование главы V в редакции Дополнительного соглашения N 11-6329 от 24.11.2010, N 37 от 04.11.2010, в силу 14.01.2011]

Примечание: Во всем тексте главы V слова “охрана труда”, “охраны труда” заменить словами “охрана здоровья и безопасность труда”, “охраны здоровья и безопасности труда” согласно Дополнительного соглашения N 11-6329 от 24.11.2010, N 37 от 04.11.2010 , в силу 14.01.2011

5.1. Нормативную основу охраны здоровья и безопасности труда для служащих единиц сектора электроэнергетика составляют Закон об охране здоровья и безопасности труда № 186 от 10 июля 2008 года, Трудовой кодекс и другие законодательные акты Республики Молдова, стандарты, нормы, правила, инструкции по охране здоровья и безопасности труда, а также международные нормативно-правовые акты, ратифицированные Республикой Молдова, устанавливающие требования безопасности и гигиены и организации труда к средствам производства, и т.д.

[Пкт.5.1 изменен Дополнительным соглашением N 11-6329 от 24.11.2010, N 37 от 04.11.2010, в силу 14.01.2011]

5.2. Действие законодательства об охране здоровья и безопасности труда Республики Молдова распространяется на все единицы сектора электроэнергетика и является обязательным для работодателей, должностных лиц, служащих.

5.3. Несчастный случай с служащим при наличии вины единиц, профессиональное заболевание являются чрезвычайным событием, требующим принятия мер, определяемых системой управления охраной здоровья и безопасности труда на единицы и коллективным трудовым договором.

5.4. Для восстановления здоровья служащего, пострадавшего в результате несчастного случая при наличии вины единицы, работодатель выделяет средства единицы на его лечение.

5.5. Работодатель производит по возможности частичные расходы, связанные с погребением умершего служащего.

5.6. Работодатели осуществляют финансирование работы здравпункта, столовой (буфета) при единиц, а также компенсируют частично хозяйственные расходы на содержание детской оздоровительной базы “Энергетик” в пос.Вадул луй Водэ за счет средств, остающихся в распоряжении единиц, участвуют в долевом приобретении детских путевок на базу “Энергетик” с учетом затрат в стоимости путевки:

работодатель – 60%,

профсоюзный комитет – 40%.

О гарантиях деятельности отраслевого профсоюза “Sindenergo”

6.1. Работодатели соблюдают права Федеративного профсоюза “Sindenergo” работников энергетики Республики Молдова, основанные на Конституции, Законе “О профсоюзах”, других нормативных актах, в том числе международных, одной из сторон которых является Республика Молдова.

6.2. Хозяйствующие субъекты в лице работодателя (администрации) предприятия электроэнергетического сектора предоставляют в бесплатное пользование Республиканскому совету отраслевого профсоюза “Sindenergo” и входящим в его состав первичным профсоюзным организациям необходимые для их деятельности оборудованные помещения, средства связи, услуги копировально-множительной техники, транспортные средства для проведения массовых спортивных и культурных мероприятий.

[Пкт.6.2 дополнен Дополнительным соглашением N 11-6329 от 24.11.2010, N 37 от 04.11.2010, в силу 14.01.2011]

6.3. В случае изменения формы хозяйствующего субъекта первичная профсоюзная организация продолжает деятельность на единицы в соответствии с законодательством о профсоюзах.

6.4. Работодатель (администрация) осуществляет в установленном порядке сбор членских профсоюзных взносов и перечисляет их ежемесячно на расчетный счет Республиканского совета федеративного профсоюза “Sindenergo”, профкома предприятия в размерах, установленных Уставом профсоюза “Sindenergo”.

[Пкт.6.4 введен Дополнительным соглашением N 11-6329 от 24.11.2010, N 37 от 04.11.2010, в силу 14.01.2011]

Заключительные положения

7.1. Настоящее коллективное соглашение обязательно для выполнения работодателями, администрацией и служащими единиц сектора электроэнергетика Республики Молдова независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

7.2. В случае реорганизации органов власти, хозяйственных или профсоюзных структур в период действия настоящего коллективного соглашения его выполнение возлагается на правопреемника.

7.3. Действие настоящего коллективного соглашения распространяется на всех членов профсоюза сектора электроэнергетика.

[Пкт.7.3 изменен Дополнительным соглашением N 11-6329 от 24.11.2010, N 37 от 04.11.2010, в силу 14.01.2011]

7.4. Ни одна из сторон, заключивших настоящее коллективное соглашение, не может в течение срока его действия изменить его действие в одностороннем порядке, прекратить выполнение принятых гарантий, кроме форс-мажорных случаев.

До истечения срока действия коллективное соглашение может быть изменено по согласованию сторон при принятии новых законодательных актов, коллективного соглашения (национальный уровень).

7.5. Стороны согласились, что при выполнении гарантий соглашения ими будут приложены все усилия для предотвращения возникновения коллективных трудовых споров как на уровне группы единиц, так и единица.

7.6. В случае изменения государственной формы собственности единицы сектора электроэнергетика стороны будут содействовать включению в комиссию по приватизации представителя профсоюза.

7.7. Стороны обязуются соблюдать гарантии, оговоренные в настоящем соглашении.

7.8. Гарантии, предусмотренные коллективными трудовыми договорами, не могут быть ниже уровня настоящего соглашения.

7.9. В случае, если ни одна из сторон не заявит об изменении положений настоящего коллективного соглашения в течение месяца до окончания его срока, коллективное соглашение продлевается на следующий год.

7.10. Правом толкования и комментирования положений настоящего соглашения обладают только подписавшие его стороны.