BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Содержание
Документы

Коллективное соглашение (отраслевой уровень) на 2011-2014 гг.

Тип документа
Документы
Дата принятия
31.12.2010

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА И ФЕДЕРАЦИЯ

ПРОФСОЮЗОВ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖБ

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

(отраслевой уровень) на 2011 – 2014 гг.

 (в силу 01.01.2011) 

Мониторул Офичиал № 103-106 ст.683 от 24.06.2011

* * *

Министерство финансов и федерация профсоюзов работников государственных служб (Федерация SINDASP), именуемые в дальнейшем стороны, заключили настоящее Коллективное соглашение в целях выполнения некоторых общих и конкретных действий по регулированию условий труда работников центрального аппарата министерства и предприятий, подведомственных министерству, повышения уровня социальной защиты продвижения и развития системы социального партнерства.

Настоящее коллективное соглашение оговорено и заключено на основании конвенций Международной организации труда, стороной которых является Республика Молдова, № 98 о применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров, № 144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм и № 154 о содействии коллективным переговорам; а также Закона о государственной должности и статусе государственного служащего № 158-XVI от 4 июля 2008 г., Закона о статусе лиц, исполняющих ответственные государственные должности, № 199 от 16 июля 2010 г., Закона о статусе персонала кабинета лиц, исполняющих ответственные государственные должности, № 80 от 7 мая 2010 г., Закона о профессиональных союзах № 1129-XIV от 7 июля 2000 г., положений Трудового кодекса № 154-XV от 28 марта 2003 г., а также прочих законодательных и нормативных актов.

Структура и содержание Коллективного соглашения были одобрены сторонами и по обоюдному согласию стороны согласились о нижеследующем.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Коллективное соглашение заключено на 2011 – 2014 годы.

2. Положения Коллективного соглашения вступают в силу 1 января 2011 г. и действительны до 31 декабря 2014 г.

3. Положения настоящего Коллективного соглашения распространяются на всех работников министерства и работников предприятий, подведомственных министерству, предусмотренные в приложении, являясь неотъемлемой частью настоящего Коллективного соглашения.

4. В настоящем Коллективном соглашении основные понятия используются в значении:

- предприятие – министерство /подведомственные учреждения;

- работодатель – руководитель министерства /подведомственных предприятий, орган, наделенный правовой компетенцией для назначения на должность или нанимающий на должность работников на основании индивидуального трудового договора;

- работники – лица, исполняющие ответственные государственные должности, государственные служащие предприятия, в том числе работники с особым статусом, персонал, вовлеченный в кабинет лиц, исполняющих государственные должности, лица, осуществляющие техническое обслуживание, работники, лица, работающие на государственных предприятиях, подведомственные министерству, работники учреждений, др., указанные в приложении, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.

5. В случае, когда на протяжении срока действия Коллективного соглашения возникнут правовые урегулирования, более благоприятные, нежели права и социальные гарантии, следующие из Коллективного соглашения, они станут неотъемлемой правовой частью настоящего Коллективного соглашения.

6. Положения настоящего Коллективного соглашения являются основой для ведения переговоров и заключения коллективных трудовых договоров в министерстве, а также в подведомственных учреждениях, и являются минимальными для предприятий и их работников.

7. Коллективные трудовые договоры не могут содержать положения ниже уровня требований, предусмотренных настоящим Коллективным соглашением, коллективными конвенциями на национальном уровне, прочими законодательными и нормативными актами или положениями, нарушающими права работников, а в случае, когда коллективные трудовые договоры содержат положения противоречащие коллективному соглашению, законодательству, их положения будут адаптированы.

8. Каждая из сторон в период действия Коллективного соглашения на основании взаимного согласия вправе предлагать изменения и/или дополнения в порядке, предусмотренном законодательством.

9. Текст Коллективного соглашения размещается на веб-сайте министерства финансов.

10. Заключенные коллективные трудовые договоры остаются в силе:

а) на протяжении срока действия – в случае изменения названия предприятия;

b) на протяжении всего процесса реорганизации – в случае реорганизации путем слияния (соединения/поглощения) или расчленения (разделения/отделения);

c) на протяжении всего процесса ликвидации предприятия.

ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

11. Стороны в силу своих служебных полномочий:

11.1) обязуются выполнять положения настоящего Коллективного соглашения;

11.2) обеспечить финансирование программ по развитию и проведению мероприятий, представляющих общий интерес: семинары, круглые столы, спартакиады, прочая спортивная деятельность для работников;

11.3) информировать работников об изменениях в трудовом законодательстве, в частности об изменениях в системе оплаты труда, в том числе, касающихся надбавок, доплат, премий;

11.4) осуществлять контроль подведомственных предприятий за соблюдением положений действующего законодательства.

12. Министерство финансов, подведомственные предприятия министерства обязуются:

12.1) обеспечить условия труда, защиты жизни, здоровья, физической и психической целостности сотрудников;

12.2) применять законные положения в области безопасности и здоровья труда.

13. Консультация с федерацией SINDASP по вопросам нормативного, институционального и регулирующего порядка, касающимся рабочих/трудовых отношений между работодателем и работниками предприятия.

14. Федерация SINDASP:

14.1) защищает профессиональные, социальные и экономические права и трудовые интересы своих членов;

14.2) предоставляет юридическую консультацию в решении индивидуальных трудовых споров и коллективных трудовых конфликтов, представляет их интересы в судебных инстанциях;

14.3) организует и проводит различные учебно-воспитательные мероприятия в области трудовых отношений, профсоюзной организации и др.

14.4) организует бальнеологическое лечение работников, а также летний отдых детей и подростков согласно действующему законодательству.

РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОЧИХ/ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

15. Административные акты о назначении на должность, индивидуальные рабочие договоры издаются согласно Закону о государственной должности и статусе государственного служащего № 158-XVI от 4 июля 2008 г., Закону о статусе лиц, исполняющих ответственные государственные должности, № 199 от 16 июля 2010 г., Закону о статусе персонала кабинета лиц, исполняющих ответственные государственные должности, № 80 от 7 мая 2010 г., правовым нормам, предусмотренным специальными законами, трудовым законодательством и прочими нормативными актами.

16. Должность является вакантной только по истечении 14 календарных дней со дня подачи заявления об отставке – период, на протяжении которого работник, попросивший отставку, сможет в любое время отозвать/аннулировать заявление об увольнении, в том числе в случае, если был указан срок увольнения меньше 14 дней.

17. Смена руководителя предприятия не прекращает трудовые отношения государственного служащего или работника без статуса государственного служащего по инициативе нового руководителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

18. По требованию работника представители профсоюзного органа содействуют в прекращении рабочих отношений/при заключении, изменении, прекращении срока действия индивидуального трудового договора.

19. Индивидуальные трудовые договоры в таможенной службе заключаются между работодателем и работником сроком на 5 лет.

20. При отступлении от пункта 19 работодатель вправе заключить индивидуальный трудовой договор сроком на 1 год в следующих случаях, если:

а) работника назначили на более низкую, чем занимаемую ранее должность;

b) в отношении работника было наложено дисциплинарное наказание;

c) в соответствии с результатами аттестации комиссия выявила, что таможенный работник не соответствует занимаемой должности.

20.1. В случаях, когда работники достигли пенсионного возраста на 5 лет раньше согласно действующему законодательству, продолжительность индивидуального трудового договора определяется до достижения необходимого пенсионного возраста.

20.2. В индивидуальные трудовые договоры вносятся изменения в положение их срока действия с момента вступления в силу настоящего Коллективного соглашения.

21. Работодатель соблюдает процессуальные нормы в случае отставки/увольнения работников.

22. При массовом сокращении работников – более 20% от общего количества, необходимо уведомить SINDASP в тридцатидневный срок с целью соблюдения прав и интересов работников.

23. В случае, когда на некоторых предприятиях в результате реорганизации согласно законодательству необходимо сокращение некоторых должностей/функций/рабочих мест, работодатель сокращает в первую очередь вакантные рабочие места, занимаемые по совместительству.

24. Предварительный приказ (об отставке/увольнении в связи с сокращением штатов, изменения численности персонала) в обязательном порядке содержит для государственных служащих, а также для работников без статуса государственного служащего, следующие положения:

а) причину увольнения с должности государственного служащего или увольнения работника;

b) критерии применения преимущественного права сохранения рабочей должности;

c) предложение должности, равной ранее занимаемой должности, в случае, когда существует подобная вакантная должность. В случае, когда вакантной должности нет или работник не согласился на нее, ему предложат другую должность согласно его квалификации, а при ее отсутствии – другую вакантную должность на предприятии.

25. В случае увольнения с государственной должности по причине сокращения численности или изменения штатов персонала, государственного служащего уведомят в тридцатидневный срок.

26. Для работников без статуса государственного служащего применяется процедура увольнения, предусмотренная ст.88 Трудового кодекса.

27. Увольнение с государственной должности, а также увольнение работников допускается с письменного согласия профсоюзного органа предприятия.

28. На протяжении периода предварительного уведомления государственному служащему ежедневно предоставляется 2 часа, а работнику без статуса государственного служащего один рабочий день в неделю с сохранением соответствующей заработной платы для поиска другой работы.

ОПЛАТА ТРУДА, ПРОЧИЕ ДЕНЕЖНЫЕ ПРАВА

И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

29. Оплата труда работников осуществляется в строгом соответствии с законодательством.

30. Заработная плата выплачивается до 10 числа каждого месяца за предыдущий месяц. Конкретная дата выплаты заработной платы определяется коллективным трудовым договором.

31. В случае несвоевременной оплаты труда, незамедлительно принимаются все меры по устранению для соблюдения оговоренных сроков.

32. В случае реорганизации, ликвидации предприятия, работников признают привилегированными кредиторами и оплата заработной платы является привилегированным долгом, который полностью оплачивается до расчета с другими кредиторами.

33. Стимулирование работников, назначение определенных надбавок, доплат к заработной плате, материальной помощи, осуществляется на основании регламента, утвержденного работником совместно с профсоюзным органом предприятия.

34. В случае, когда работник выполняет служебные обязанности/трудовые обязанности сотрудника, временно отсутствующего или выполняет дополнительную работу по другой специальности, ему выплачивается доплата к заработной плате не менее 60% от суммы заработной платы должности, занимаемой по совместительству, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

35. За работу, выполняемую в неблагоприятных условиях, работникам выплачивается надбавка в зависимости от степени вредных условий труда и согласно действующему законодательству. Список рабочих мест с неблагоприятными условиями и конкретными размерами надбавки к заработной плате определяется коллективным трудовым договором.

36. Государственному служащему, назначенному руководителем (стажером) практики студентов или наставнику на время испытательного срока начинающего государственного служащего ежемесячно выплачивается 20% от заработной платы должности, за счет экономии средств, предусмотренных для оплаты труда.

37. В случае смерти государственного служащего супругу (супруге), детям или родителям выплачивается единовременное пособие, подсчитанное в соответствии со ст.42 (3) Закона о государственной должности и статусе государственного служащего, а в случае их отсутствия, другим наследникам согласно действующему законодательству.

38. Для финансирования процесса профессиональной подготовки (углубления профессиональных знаний) работников выделяются финансовые средства в размере 2,0% из фонда заработной платы предприятия.

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

39. Максимальная продолжительность рабочего времени не превышает нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренного законодательством.

40. Привлечение к сверхурочным работам допускается только в случаях, предусмотренных законодательством.

41. Продолжительность рабочего дня в преддверии нерабочих праздничных дней сокращается на 2 часа для всех работников, за исключением работников, определенных ст.96 Трудового кодекса, сокращенная продолжительность рабочего времени или согласно ст.97 Трудового кодекса, неполное рабочее время.

42. В случае, когда работник находился в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 3 до 6 лет или в дополнительном неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком от 3 до 6 лет, желает вернуться на работу до истечения этого срока, он подает письменное заявление в четырнадцатидневный срок.

ЕЖЕГОДНЫЕ ОТПУСКА

43. График ежегодных оплачиваемых отпусков составляется на следующий год по согласованию с профсоюзным органом за 30 календарных дней до наступления каждого календарного года. Каждый работник имеет право на отдых минимум один раз в 2 года.

44. Ежегодный отпуск предоставляется работнику на основании заявления, поданного за 14 календарных дней, а отпускное пособие выплачивается за 3 календарных дня до начала отпуска.

45. В случае невозможности предоставления/использования ежегодного отпуска согласно графику отпусков, работникам создаются необходимые условия для его использования в другое время того же года или в следующем году в порядке, определенном сторонами.

46. При предоставлении соответствующих документов работник пользуется дополнительным оплачиваемым отпуском по семейным обстоятельствам, выраженным в рабочих днях, в следующих случаях:

Эти дни предоставляются строго в момент наступления события и не могут быть перенесены на другое время года.

УСЛОВИЯ ТРУДА, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ ТРУДА

47. Стороны, в силу полномочий, вносят вклад в:

47.1) обеспечение рабочего места: освещение, микроклимат, оптимальная температура в рабочих кабинетах, вентиляция, гигиена согласно нормам здравоохранения;

47.2) соответствующее эргономическое обеспечение рабочего места.

48. Предприятия, в зависимости от реальных условий труда и уровня вредности рабочего места, ежегодно выделяют в собственном бюджете финансовые средства для улучшения условий труда.

49. Лицам, работающим в условиях чрезмерного загрязнения кожи либо воздействия вредных веществ на руки, предоставлять соответствующие санитарно-гигиенические материалы.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

50. Предприятие:

50.1) продвигает/утверждает нормативные акты в сфере трудовых отношений после их согласования с профсоюзным органом;

50.2) обустраивает специальное помещение для отдельных служащих в служебных интересах в территориальных структурах, в том числе в министерстве, а также в социальных помещениях по месту работы – раздевалках, санитарных группах, специально отведенных местах для курильщиков, столовых, др.;

50.3) изучает возможность:

- наличия психолога в штатном персонале;

- открытия медпункта, столовой/буфета;

50.4) организует психологические курсы за счет средств, выделенных для финансирования процесса непрерывного профессионального развития.

50.5. Приобретает проездные билеты на общественный городской транспорт для работников подразделений, которые по роду своей деятельности передвигаются по муниципию, городу.

51. Председатель профсоюзной организации предприятия:

51.1) участвует в:

- еженедельных оперативных совещаниях;

- разработке и утверждении собственного бюджета, внутренних нормативных документов, в области трудовых, социально-экономических отношений;

51.2) участвует с правом голоса в дисциплинарных, конкурсных комиссиях по определению периода работы для предоставления надбавки за выслугу лет, а также в других комиссиях по правам и интересам работников.

52. При расчете затрат предприятия ежегодно отчисляются средства в размере 0,15% из фонда оплаты труда на:

- организацию учебных семинаров и для профессионального развития работников, для культурных мероприятий;

- проведение спортивной деятельности, отдыха, спартакиад, вечеров, экскурсий, коротких путешествий в выходные дни, др.;

- предоставление материальной помощи при болезни, дорогостоящем лечении, трудном материальном положении;

- юбилеи сотрудников – 25, 30, 40, 50, 60 лет;

- подарки детям сотрудников на Рождество, Новый год.

ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ

53. Предприятие:

53.1) бесплатно предоставляет профсоюзу помещение, средства телекоммуникации, прочие средства, необходимые для деятельности профсоюзов. Условия для бесплатного предоставления помещений оговариваются в коллективных трудовых договорах. На том же основании определяется материальная сторона для культурных и спортивных мероприятий, залы заседаний, прочие социальные комплексы, состоящие на учете предприятий, используются профсоюзами;

53.2) предоставляет членам профсоюзных органов, не освобожденным от основной работы, до четырех рабочих часов в неделю для реализации профсоюзных прав и обязанностей с сохранением средней заработной платы. Количество рабочего времени определяется коллективным трудовым договором;

53.3) освобождает от основной работы председателя профсоюзной организации, членов избирательной комиссии, членов профсоюза для участия в профсоюзном обучении, семинарах, конгрессах, конференциях, созываемых профсоюзами, с сохранением средней заработной платы.

53.4) не переводит на другое место работы лиц, избранных в состав профсоюзных органов без письменного согласия главного профсоюзного органа;

53.5) стимулирует работников, избранных в профсоюзные органы. Пути и критерии определения стимуляции определяются трудовым коллективным договором;

53.6) не принимает участие в определении структуры профсоюзной организации, в распределении денежных средств и имуществе профсоюзной организации.

Глава Х

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

54. Положения настоящего коллективного соглашения трактуются, исходя из сущности и содержания. Если не было достигнуто соглашение, положения толкуются согласно общему праву.

55. Контроль над выполнением положений настоящего Коллективного соглашения возлагается на стороны. Отчет представляется ежегодно.

56. По истечении срока действия настоящего Коллективного соглашения или в случае его неподписания Коллективное соглашение действительно до заключения нового соглашения или до продления его действия сторонами.

57. Переговоры с целью заключения нового Коллективного соглашения или его продления осуществляются сторонами за 4 месяца до истечения срока действия настоящего Коллективного соглашения.

Приложение

СПИСОК

подведомственных учреждений министерства финансов, работники

которых подпадают под настоящее Коллективное соглашение

1. Государственная налоговая служба

2. Таможенная служба

3. Служба финансового контроля и ревизии

4. Национальное агентство по государственным закупкам

5. Государственное предприятие “Fintehinfom”

6. Государственное предприятие “Государственная палата по пробирному надзору”

7. Совет по надзору за аудиторской деятельностью

8. Директорат кредитной линии