Документы
Конвенция от 15.11.94 между Республикой Молдова и Республикой Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращения уклонения от уплаты налогов
Примечание: Ратифицирована Пост. Парл. N 600-XIII от 03.10.95
Конвенция между Республикой Молдова и Республикой Польша
об избежании двойного налогообложения доходов и имущества
и предотвращения уклонения от уплаты налогов
от 15.11.94
Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 72-73 от 07.11.1996
* * *
Республика Молдова и Республика Польша
- желая заключить Конвенцию об избежании двойного налогообложения
доходов и имущества и предотвращения уклонения от уплаты налогов, и
- подтверждая стремление к развитию и углублению взаимных
экономических отношений,
договорились о нижеследующем:
СТАТЬЯ 1
ЛИЦА, К КОТОРЫМ ПРИМЕНЯЕТСЯ КОНВЕНЦИЯ
Эта конвенция будет применяться к лицам, которые являются
резидентами одного или обоих договоравающихся государств.
СТАТЬЯ 2
НАЛОГИ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ КОНВЕНЦИЯ
1. Эта конвенция применяется к налогам на доходы и на имущество,
взимаемым от имени договаривающегося государства или его
политико-административного подразделения, или местных властей,
независимо от способа из взимания.
2. Налогами на доход и на имущество считаются все налоги, взимаемые
с общей суммы дохода и стоимости имущества, или с элементов дохода,
включая налоги на недвижимое имущество и налог на общую сумму заработ-
ной платы и жалования, выплачиваемых предприятием.
3. Налогами, на которые распространяется эта конвенция, в частности,
являются:
а) в Молдове:
- налог на прибыль (доход) предприятий;
- подоходный налог с физических лиц;
- налог на имущество;
(в дальнейшем "молдавский налог");
b) в Польше:
- подоходный налог с юридических лиц;
- подоходный налог с физических лиц;
(в дальнейшем "польский налог").
4. Эта конвенция также применяется к любым идентичным или подобным
по существу налогам, которые взимаются одним из договоривающихся госу-
дарств после даты подписания этой конвенции в дополнение к или вместо
существующих налогов этого договаривающегося государства. Компетентные
органы договаривающихся государств уведомят друг друга о любых сущес-
твенных изменениях, которые будут сделаны в их законодательствах, касаю-
щихся налогообложения.
СТАТЬЯ 3
ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Для целей этой конвенции, если иное не вытекает из контекста:
а) термин "Молдова" в географическом смысле означает территорию Рес-
публики Молдова;
b) термин "Польша" в географическом смысле означает территорию Рес-
публики Польша, в том числе каждую территорию вне ее территориальных
вод, на которой по законодательству Польши и в соответствии с междуна-
родным правом Польша может осуществлять суверенные права в отношении
морского дна, его подпочвы и их природных ресурсов;
с) термины "договаривающееся государство" и "другое договаривающее-
ся государство" означают, в зависимости от контекста, Польшу или Молдову;
d) термин "лицо" включает физическое лицо, юридическое лицо или лю-
бое другое объединение лиц;
е) термин "компания" означает любое корпоративное объединение или
любую организацию, рассматриваемую в налоговых целях как корпоративное
объединение;
f) термины "предприятие договаривающегося государства" и "предприя-
тие другого договаривающегося государства" означают соответственно пред-
приятие, являющееся резидентом договаривающегося государства, и пред-
приятие, являющееся резидентом другого договаривающегося государства;
g) термин "международная перевозка" означает любую перевозку мор-
ским, речным или воздушным судном, дорожным транспортным средством, эк-
сплуатируемым предприятием договаривающегося государства, кроме случаев,
когда морское, речное или воздушное судно, дорожное транспортное сред-
ство эксплуатируется исключительно между пунктами в другом договариваю-
щемся государстве;
h) термин "компетентный орган" означает, в отношении Молдовы - Ми-
нистерство финансов или его уполномоченный орган, и в отношении Польши
- министра финансов Польши или его полномочного представителя.
2. При применении настоящей конвенции договаривающимся государством
любой термин, не определенный в конвенции, имеет то значение, которое
придается законодательством этого договаривающегося государства в отно-
шении налогов, на которые распространяется конвенция, если из контекста
не вытекает иное.
СТАТЬЯ 4
РЕЗИДЕНЦИЯ
1. При применении настоящей конвенции термин "резидент одного дого-
варивающегося государства" означает лицо, которое по законодательству
этого государства подлежит налогообложению в нем на основании местожи-
тельства, постоянного местопребывания, местонахождения руководящего ор-
гана, места регистрации или другого аналогичного признака. Этот термин,
однако, не включает лицо, которое подлежит налогообложению в этом госу-
дарстве, только если это лицо получает доходы из источников в этом госу-
дарстве или в отношении находящегося в нем имущества.
2. В случае, когда в соответствии с положениями пункта 1 этой статьи
физическое лицо является резидентом обоих договаривающихся государств,
его положение определяется в соответствии со следующими правилами:
а) он считается резидентом договаривающегося государства, в котором
он располагает постоянным жилищем. Если он располагает постоянным жили-
щем в обоих договаривающихся государствах, он считается резидентом того
государства, в котором он имеет более тесные личные и экономические свя-
зи (центр жизненных интересов);
b) если договаривающееся государство, в котором он имеет центр жиз-
ненных интересов, не может быть определено или если он не располагает
постоянным жилищем ни в одном из договаривающихся государств, он счи-
тается резидентом того договаривающегося государства, где он обычно про-
живает;
с) если он обычно проживает в обоих государствах или если он обычно
не проживает ни в одном из них, он считается резидентом того государ-
ства, гражданином которого он является;
d) если он является гражданином обоих договаривающихся государств
или если он не является гражданином ни одного из них, то компетентные
органы договаривающихся государств решают этот вопрос по взаимному сог-
ласию.
3. В случае, когда в соответствии с положениями пункта 1 лицо, не
являющееся физическим лицом, является резидентом обоих договаривающихся
государств, тогда он считается резидентом государства, в котором распо-
ложен его фактический руководящий орган.
СТАТЬЯ 5
ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
1. Для целей настоящей конвенции термин "постоянное представи-
тельство" означает постоянное место деятельности, через которое полнос-
тью или частично осуществляется предпринимательская деятельность пред-
приятия.
2. Термин "постоянное представительство", в частности, включает:
а) местонахождение дирекции;
b) отделение;
с) контору;
d) фабрику;
е) мастерскую;
f) шахту, нефтяную или газовую скважину, каменоломню или любое дру-
гое место добычи природных ископаемых.
3. Строительная площадка или монтажный, или сборочный объект являют-
ся постоянными представительствами, только если они существуют более
двенадцати месяцев. Компетентные органы договаривающихся государств, в
которых осуществляются эти работы, могут в исключительных случаях на ос-
нове ходатайства лица, осуществляющего эти работы, не рассматривать эту
деятельность как образующую постоянное представительство и в тех слу-
чаях, когда продолжительность этих работ превышает 12 месяцев, но на
срок не свыше 24 месяцев.
4. Вопреки предшествующим положениям этой статьи термин "постоянное
представительство" не рассматривается как включающий:
а) использование сооружений исключительно для целей хранения, демон-
страции или поставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;
b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприя-
тию исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки;
с) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприя-
тию исключительно для целей переработки другим предприятием;
d) содержание постоянного места деятельности исключительно для це-
лей закупки товаров или изделий, или для сбора информации для предприя-
тия;
е) содержание постоянного места деятельности исключительно в целях
осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительно-
го или вспомогательного характера;
f) содержание постоянного места деятельности исключительно для осу-
ществления любой комбинации видов деятельности, перечисленных в подпун-
ктах от а) до е), при условии, что совокупная деятельность постоянного
места деятельности, возникающая в результате такой комбинации, имеет
подготовительный или вспомогательный характер.
5. Если помимо агента с независимым статусом, о котором говорится в
п. 6 этой статьи, другое лицо вне зависимости от положений пп. 1 и 2
этой статьи действует от имени предприятий и имеет, и обычно использует
в договаривающемся государстве полномочия заключать контракты от имени
предприятия, то это предприятие рассматривается как имеющее постоянное
представительство в этом государстве в отношении любой деятельности, ко-
торую это лицо предпринимает для предприятия, за исключением, если дея-
тельность этого лица ограничивается той, что указана в п. 4, которая
хоть и осуществляется через постоянное место деятельности, но не делает
из этого постоянного места деятельности постоянное представительство.
6. Предприятие не рассматривается как имеющее постоянное представи-
тельство в договаривающемся государстве только если оно осуществляет
предпринимательскую деятельность в этом государстве через брокера, ко-
миссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии,
что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.
7. Тот факт, что компания, являющаяся резидентом договаривающегося
государства, контролирует или контролируется компанией, являющейся рези-
дентом другого договаривающегося государства, или которая осуществляет
предпринимательскую деятельность в этом другом государстве (либо через
постоянное представительство, либо каким-либо другим образом), сам по
себе не превращает одну из этих компаний в постоянное представительство
другой компании.
СТАТЬЯ 6
ДОХОДЫ ОТ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
1. Доходы, получаемые резидентом договаривающегося государства от
недвижимого имущества (включая доход от сельскохозяйственной и лесной
эксплуатации), находящегося в другом договаривающемся государстве, мо-
гут облагаться налогами в этом другом государстве.
2. Термин "недвижимое имущество" должен иметь значение, которое он
имеет в законодательстве договаривающегося государства, в котором нахо-
дится данное имущество. Этот термин должен в любом случае включать иму-
щество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу, скот и
оборудование, используемые в сельском и лесном хозяйстве, права, к кото-
рым применяются положения общего права в отношении земельной собствен-
ности, узуфрукт недвижимого имущества и права на переменные или фиксиро-
ванные платежи в качестве компенсации за разработку или право на разра-
ботку минеральных запасов, источников и других природных ресурсов. Мор-
ские, речные и воздушные суда, дорожные транспортные средства не рас-
сматриваются в качестве недвижимого имущества.
3. Положения п. 1 этой статьи применяются также к доходам, получае-
мым от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой
другой форме недвижимого имущества.
4. Положения пп. 1 и 3 этой статьи применяются также к доходам от
недвижимого имущества предприятий и к доходам от недвижимого имущества,
используемого для осуществления независимых личных услуг.
СТАТЬЯ 7
ПРИБЫЛЬ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Прибыль предприятий договаривающегося государства облагается на-
логом только в этом государстве, если только такое предприятие не осу-
ществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся го-
сударстве через расположенное в нем постоянное представительство. Если
предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность, как сказано
выше, прибыль предприятия облагается налогом в другом государстве, но
только в том размере, который может быть отнесен к такому постоянному
представительству.
2. С учетом положений п. 3 этой статьи, если предприятие одного до-
говаривающегося государства осуществляет предпринимательскую дея-
тельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там
постоянное представительство, то в каждом договаривающемся государстве к
такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно мог-
ло бы получить, если бы было отдельным и самостоятельным предприятием,
осуществляющим такую же или подобную деятельность при тех же или подоб-
ных условиях и действующим совершенно самостоятельно в отношении пред-
приятия, постоянным представительством которого оно является.
3. В определении прибыли постоянного представительства допускается
вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства,
включая распределение подтвержденных управленческих и общеадминистратив-
ных расходов, понесенных для целей предприятия в целом как в государ-
стве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом
другом месте.
4. По мере того, что определение в договаривающемся государстве в
соответствии с его законодательством прибыли, относящейся к постоянному
представительству, на базе пропорционального распределения общей суммы
прибыли предприятия его различным частям является обычной практикой,
ничто в п. 2 этой статьи не будет препятствовать этому договаривающему-
ся государству определять налогооблагаемую прибыль посредством такого
распределения, как это диктуется практикой: выбранный метод распределе-
ния, однако, должен быть таким, что его результаты будут соответство-
вать принципам, содержащимся в этой статье.
5. Никакая прибыль не относится к постоянному представительству на
основании простой закупки постоянным представительством товаров или из-
делий для предприятия.
6. Для целей предыдущих пунктов прибыль, относящаяся к постоянному
представительству, определяется ежегодно одним и тем же методом, если
только нет достаточной и веской причины для изменения.
7. Если прибыль включает виды доходов или прирост стоимости недвижи-
мого имущества, которые рассматриваются отдельно в других статьях этой
конвенции, положения этих статей не будут затрагиваться положениями нас-
тоящей статьи.
СТАТЬЯ 8
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
1. Прибыли, полученные резидентом договаривающегося государства от
эксплуатации морских, речных и воздушных судов, дорожных транспортных
средств в международных перевозках, будут облагаться налогом только в
этом государстве.
2. Для целей этой статьи прибыли от эксплуатации морских или воздуш-
ных судов в международных перевозках включают:
а) доход от сдачи в аренду порожних морских или воздушных судов
и
b) прибыли от использования, содержания или сдачи в аренду контейне-
ров (включающих трейлеры и сопутствующее оборудование для транспортиров-
ки контейнеров), используемых для транспортировки товаров или изделий;
где такая аренда или такое использование, содержание или аренда, в
зависимости от случая, являются побочными по отношению к эксплуатации
морского или воздушного судна в международных перевозках.
3. Если прибыль, в соответствии с п. 1 этой статьи, получается рези-
дентом договаривающегося государства от участия в пуле, совместном пред-
приятии или в международном транспортном агентстве, то прибыли, относя-
щиеся к такому резиденту, будут облагаться налогом только в договариваю-
щемся государстве, резидентом которого он является.
СТАТЬЯ 9
АССОЦИИРОВАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. В случае, когда:
а) предприятия договаривающегося государства прямо или косвенно
участвуют в управлении, контроле или капитале предприятия другого дого-
варивающегося государства
или
b) одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, кон-
троле или капитале предприятия одного договаривающегося государства и
предприятия другого договаривающегося государства,
и в каждом случае между двумя предприятиями в их предпринима-
тельских и финансовых взаимоотношениях создаются или устанавливаются ус-
ловия, отличные от тех, которые имели бы место между двумя независимыми
предприятиями, тогда любая прибыль, которая могла бы быть начислена од-
ному из них, может быть включена договаривающимся государством в при-
быль этого предприятия и соответственно обложена налогом.
2. В случае, когда одно договаривающееся государство включает в при-
были предприятия этого государства - и соответственно облагает налогом -
прибыли, по которым предприятие другого договаривающегося государства
были обложены налогом в этом другом государстве, и прибыли, таким обра-
зом включенные, являются прибылями, которые были бы начислены предприя-
тию первого упомянутого государства, если бы условия взаимоотношений
между двумя предприятиями были бы условиями, которые существуют между
независимыми предприятиями, тогда это другое государство должно сделать
соответствующие уступки в сумме налога, взимаемого с этих прибылей. При
определении такой поправки должны быть рассмотрены другие положения нас-
тоящей конвенции, а компетентные органы договаривающихся государств мо-
гут проконсультироваться друг с другом при необходимости.
СТАТЬЯ 10
ДИВИДЕНДЫ
1. Дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом
договаривающегося государства, резиденту другого договаривающегося госу-
дарства могут облагаться налогом в этом другом государстве.
2. Однако такие дивиденды могут также облагаться в договаривающемся
государстве, резидентом которого является компания, уплачивающая диви-
денды, и в соответствии с законодательством этого государства, но если
получатель фактически имеет право на дивиденды, взимаемый налог не дол-
жен превышать:
а) пять процентов общей суммы дивидендов, если право на дивиденды
фактически имеет компания (в отличие от товарищества), и эта компания
является владельцем по крайней мере 25 процентов капитала компании, уп-
лачивающей дивиденды;
b) 15 процентов общей суммы дивидендов в других случаях. Этот пункт
не касается налогообложения компании в отношении прибыли, из которой
выплачиваются дивиденды.
3. Термин "дивиденды" при использовании в этой статье означает до-
ход от акций или других прав, не являющихся долговыми обязательствами,
дающими право на участие в прибыли, также как доход от других корпора-
тивных прав, который подвергается такому же налогообложению, как доходы
от акций, по налоговому законодательству государства, резидентом которо-
го является компания, распределяющая прибыль.
4. Положения пп. 1 и 2 этой статьи не применяются, если лицо, факти-
чески имеющее право на дивиденды, будучи резидентом договаривающегося
государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом до-
говаривающемся государстве, резидентом которого является компания, вып-
лачивающая дивиденды, через находящееся в нем постоянное представи-
тельство, или оказывает в этом другом государстве независимые личные ус-
луги с расположенной в нем постоянной базы, и холдинг, в отношении кото-
рого выплачиваются дивиденды, действительно относится к такому постоян-
ному представительству или постоянной базе. В таком случае, в зависимос-
ти от обстоятельств, применяются положения статьи 7 или статьи 14 этой
конвенции.
5. В случае, когда компания, которая является резидентом одного до-
говаривающегося государства, получает прибыль или доходы из другого до-
говаривающегося государства, это другое государство может не взимать ка-
ких-либо налогов на дивиденды, выплачиваемые компанией, за исключением,
если эти дивиденды выплачиваются резиденту этого государства, или если
холдинг, в отношении которого выплачиваются дивиденды, действительно от-
носится к постоянному представительству или постоянной базе, находящим-
ся в этом государстве, и с нераспределенной прибыли не взимаются налоги
на нераспределенную прибыль, даже если дивиденды выплачиваются или не-
распределенная прибыль состоит полностью или частично из прибыли или до-
хода, образующихся в этом государстве.
СТАТЬЯ 11
ПРОЦЕНТЫ
1. Проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве и вып-
лачиваемые резиденту другого договаривающегося государства, будут обла-
гаться налогом в этом другом государстве, если такой резидент имеет фак-
тическое право на эти проценты.
2. Однако такие проценты могут также облагаться налогами в том дого-
варивающемся государстве, в котором они возникают и в соответствии с за-
конодательством этого государства, но если получатель фактически имеет
право на проценты, взимаемый налог не должен превышать 10% от общей сум-
мы процентов.
3. Термин "проценты" при использовании в настоящей статье означает
доход от долговых требований любого вида вне зависимости от ипотечного
обеспечения и вне зависимости от владения правом на участие в прибылях
должника, доход от правительственных ценных бумаг и доход от облигаций
или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по этим ценным бу-
магам, облигациям или долговым обязательствам. Штрафы за несвоевремен-
ные выплаты не рассматриваются в качестве процентов в рамках этой статьи.
4. Положение пп. 1 и 2 этой статьи не применяется, если лицо, факти-
чески имеющее право на проценты, будучи резидентом одного договаривающе-
гося государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в дру-
гом договаривающемся государстве, в котором возникают проценты, через
находящееся там постоянное представительство или оказывает в этом дру-
гом государстве независимые личные услуги с находящейся там постоянной
базы, и долговое требование, на основании которого выплачиваются процен-
ты, действительно относится к такому постоянному представительству или
постоянной базе. В таком случае, в зависимости от обстоятельств, приме-
няются положения статьи 7 или статьи 14 этой конвенции.
5. Считается, что проценты возникают в договаривающемся государстве,
если плательщиком является само государство, его политико-административ-
ное подразделение, местные органы власти или резидент этого государства.
Если, однако, лицо, выплачивающее проценты, независимо от того, являет-
ся ли оно резидентом договаривающегося государства или нет, имеет в до-
говаривающемся государстве постоянное представительство или постоянную
базу, в связи с которым возникла задолженность, по которой выплачивают-
ся проценты, и расходы по выплате этих процентов несет постоянное пред-
ставительство или постоянная база, то считается, что такие проценты воз-
никают в государстве, в котором находится постоянное представительство
или постоянная база.
6. Если по причине особых отношений между плательщиком и лицом, фак-
тически имеющим право на проценты, или между ними обоими и каким-либо
третьим лицом, сумма выплачиваемых процентов, относящаяся к долговому
требованию, на основании которого она выплачивается, превышает, по ка-
ким-либо причинам, сумму, которая была бы согласована между плательщика-
ми и лицом, фактически имеющим право на получение процентов, в отсут-
ствие таких отношений положения этой статьи будут применяться только к
последней упомянутой сумме процентов. В таком случае избыточная часть
платежа по-прежнему подлежит налогообложению в соответствии с законода-
тельством каждого договаривающегося государства, с должным учетом дру-
гих положений настоящей конвенции.
7. Положения этой статьи не применяются, если главной целью или од-
ной из главных целей какого-либо лица, имеющего отношение к созданию или
передаче долгового обязательства, в отношении которого выплачивается
процент, было получение преимуществ этой статьи путем этого создания или
передачи.
8. Несмотря на положение п. 2 этой статьи, проценты, возникающие в
договаривающемся государстве, должны освобождаться от налога в этом го-
сударстве, если они получаются и действительно принадлежат прави-
тельству другого договаривающегося государства или его местному органу
власти, или любого агентства, или с помощью этого правительства или мес-
тного органа.
9. Несмотря на положения статьи 7 этой конвенции и п. 2 этой статьи
проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве, которые вып-
лачиваются и непосредственно принадлежат резиденту другого договариваю-
щегося государства, должны освобождаться от налога в первом упомянутом
государстве, если они уплачены в отношение займа, сделанного, гарантиро-
ванного или застрахованного, или любого другого долгового обязательства
или кредита, гарантированного или застрахованного от имени другого дого-
варивающегося государства уполномоченным на то органом.
СТАТЬЯ 12
РОЯЛТИ
1. Роялти, возникающие в одном договаривающемся государстве и выпла-
чиваемые резиденту другого договаривающегося государства, могут обла-
гаться налогом в этом другом государстве, если этот резидент является
фактическим бенефициаром этих роялти и подлежит налогообложению в отно-
шении роялти в этом другом договаривающемся государстве.
2. Однако эти доходы могут облагаться налогом также в договариваю-
щемся государстве, в котором они возникают и в соответствии с законода-
тельством этого государства, но определяемый таким образом налог не мо-
жет превышать 10% валовой суммы поступлений.
3. Термин "роялти" при использовании в настоящей статье означает
платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за пользование или
за предоставление права пользования любого авторского права на произве-
дения литературы, искусства или науки (включая кинематографические
фильмы, любые фильмы или пленки для радио- или телевизионного вещания),
любые патенты, торговые марки, дизайн или модель, план, секретную форму-
лу или процесс, или за пользование, или за предоставление права пользо-
вания промышленным коммерческим или научным оборудованием, или за инфор-
мацию ("ноу-хау"), касающуюся промышленного, коммерческого или научного
опыта.
4. Положения пп. 1 и 2 этой статьи не применяются, если фактический
бенефициар роялти, будучи резидентом одного договаривающегося государ-
ства, проводит предпринимательскую деятельность в другом договаривающем-
ся государстве, в котором возникают роялти, через находящееся там пос-
тоянное представительство, или представляет в этом другом государстве
независимые личные услуги с находящейся там постоянной базы, и право или
имущество, в отношении которых выплачиваются роялти, действительно свя-
заны с этим постоянным представительством или постоянной базой. В таком
случае применяются положения статьи 7 или 14 этой конвенции, в зависи-
мости от обстоятельств.
5. Если по причине особых отношений между плательщиком и фактичес-
ким бенефициаром, или между ними обоими и каким-либо третьим лицом, сум-
ма роялти, относящаяся к использованию, праву или информации, на основа-
нии которых они выплачиваются, превышает, по каким-либо причинам, сумму,
которая была бы согласована между плательщиком и фактическим бенефициа-
ром, в отсутствие таких отношений положения этой статьи будут приме-
няться только к последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная
часть платежа по-прежнему подлежит налогообложению в соответствии с за-
конодательством каждого договаривающегося государства, с должным учетом
других положений настоящей конвенции.
6. Положения этой статьи не применяются, если главной целью или од-
ной из главных целей какого-либо лица, имеющего отношение к созданию или
передаче прав, в отношении которых выплачиваются роялти, было получение
преимуществ этой статьи путем этого создания или передачи.
СТАТЬЯ 13
ДОХОДЫ ОТ ОТЧУЖДЕНИЯ ИМУЩЕСТВА
1. Доходы, получаемые резидентом договаривающегося государства от
отчуждения недвижимого имущества, как оно определено в статье 6 этой
конвенции, и расположенного в другом договаривающемся государстве, мо-
гут облагаться налогом в этом другом государстве.
2. Доходы, получаемые резидентом договаривающегося государства от
отчуждения:
а) акций, других, чем те акции, которые котируются на признанной
фондовой бирже, получающей их стоимость или большую часть стоимости пря-
мо либо косвенно от недвижимого имущества, расположенного в другом дого-
варивающемся государстве;
b) паев в партнерстве (товариществе), активы которого состоят преи-
мущественно из недвижимого имущества, расположенного в другом договари-
вающемся государстве, или из акций, как они определены в подпункте а)
выше, могут облагаться налогом в этом другом договаривающемся государ-
стве.
3. Доходы от отчуждения движимого имущества, формирующего часть ком-
мерческого имущества постоянного представительства, которое предприятие
договаривающегося государства имеет в другом договаривающемся государ-
стве, или движимого имущества, относящегося к постоянной базе, регуляр-
но доступной резиденту договаривающегося государства в другом договари-
вающемся государстве для целей оказания независимых индивидуальных ус-
луг, включающие такие доходы от отчуждения такого постоянного представи-
тельства (отдельно либо вместе с целым предприятием) или такой фиксиро-
ванной базы, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
4. Доходы, получаемые резидентом договаривающегося государства от
отчуждения морских, речных или воздушных судов, дорожных транспортных
средств, эксплуатируемых в международных перевозках предприятием догова-
ривающегося государства, или движимого имущества, относящегося к эк-
сплуатации таких морских или воздушных судов, облагаются налогом только
в этом договаривающемся государстве.
5. Доходы от отчуждения какого-либо имущества, другого, чем то, о
котором идет речь в пунктах 1, 2, 3 и 4 этой статьи, облагаются налогом
только в договаривающемся государстве, резидентом которого является ли-
цо, отчуждающее имущество и подлежащее налогообложению в отношении этих
доходов в договаривающемся государстве.
СТАТЬЯ 14
НЕЗАВИСИМЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
1. Доход, получаемый резидентом одного договаривающегося государ-
ства в отношении профессиональных услуг или другой деятельности незави-
симого характера, облагается налогом только в этом государстве, за ис-
ключением случая, когда он обладает регулярно доступной постоянной ба-
зой в другом договаривающемся государстве в целях проведения этой дея-
тельности. Если у него имеется такая постоянная база, доход может обла-
гаться налогом в другом государстве, но только по доходу, относящемуся к
этой постоянной базе.
2. Термин "профессиональные услуги" включает, в частности, независи-
мую научную, литературную, артистическую, художественную, образова-
тельную или преподавательскую деятельность, так же как и независимую
деятельность врачей, адвокатов, инженеров, архитекторов, зубных врачей и
бухгалтеров.
СТАТЬЯ 15
ЗАВИСИМЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
1. С учетом положений статей 16, 17 и 19 этой конвенции жалованье,
заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резиден-
том договаривающегося государства, в связи с работой по найму, облагают-
ся налогом только в этом государстве, если только работа по найму не
осуществляется в другом договаривающемся государстве. Если работа по
найму осуществляется таким образом, такое вознаграждение, полученное в
связи с этим, может облагаться в этом другом государстве.
2. Независимое от положений пункта 1 этой статьи вознаграждение, по-
лучаемое резидентом договаривающегося государства в связи с работой по
найму, осуществляемой в другом договаривающемся государстве, облагается
налогом только в первом упомянутом государстве, если:
а) получатель находится в другом государстве в течение периода или
периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в течение календарного
года; и
b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя,
который не является резидентом другого государства; и
с) расходы по выплате вознаграждений не несут постоянное представи-
тельство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом государ-
стве.
3. Независимо от предыдущих положений этой статьи вознаграждение,
получаемое в связи с работой по найму, осуществляемой на борту морского
или воздушного судна, эксплуатируемого в международных перевозках, или
на борту речного судна, может облагаться налогом в договаривающемся го-
сударстве, резидентом которого является предприятие, эксплуатирующее
морское, речное или воздушное судно.
СТАТЬЯ 16
ДИРЕКТОРСКИЙ ГОНОРАР
Директорские гонорары и другие подобные выплаты, получаемые резиден-
том одного договаривающегося государства в качестве члена совета дирек-
торов компании, которая является резидентом другого договаривающегося
государства, могут облагаться налогами в этом другом государстве.
СТАТЬЯ 17
АРТИСТЫ И СПОРТСМЕНЫ
1. Независимо от положений статей 14 и 15 этой конвенции, доход, по-
лучаемый резидентом договаривающегося государства в качестве работника
искусства, такого как артист театра, кино, радио или телевидения, или
музыканта, или в качестве спортсмена, от его личной деятельности, осу-
ществлемой в другом договаривающемся государстве, может облагаться нало-
гами в этом другом государстве.
2. Если доход от личной деятельности, осуществляемой работником ис-
кусств или спортсменом в этом своем качестве, начисляется не самому ра-
ботнику искусств или спортсмену, а другому лицу, этот доход может, неза-
висимо от положений статей 7, 14 и 15 этой конвенции, облагаться налога-
ми в договаривающемся государстве, в котором осуществляется дея-
тельность работника искусств или спортсмена.
СТАТЬЯ 18
ПЕНСИИ
С учетом положений п. 2 статьи 19 пенсии и другие подобные вознаг-
раждения, выплачиваемые резиденту договаривающегося государства в связи
с прошлой работой по найму, могут облагаться налогом только в этом госу-
дарстве.
СТАТЬЯ 19
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
1. а) Вознаграждение, иное, чем пенсия, выплачиваемое договариваю-
щимся государством, или его политико-административным подразделением,
или местными органами власти любому физическому лицу за службу, осущес-
твляемую для этого государства, или его политико-административного под-
разделения, или местного органа власти, облагается налогом только в этом
государстве;
b) несмотря на положение подпункта а) этого пункта, такое вознаграж-
дение облагается налогом только в другом договаривающемся государстве,
если служба осуществляется в этом государстве и физическое лицо являет-
ся резидентом этого государства, которое:
(I) является гражданином этого государства, или
(II) не стало резидентом этого государства только с целью осущес-
твления службы.
2. а) Любая пенсия, выплачиваемая договаривающимся государством или
его политико-административным подразделением, или местным органом влас-
ти, или из созданных им фондов физическому лицу за службу, осуществляе-
мую для этого государства, или его политико-административного подразде-
ления, или местного органа власти, может облагаться налогом только в
этом государстве;
b) несмотря на положение подпункта а) этого пункта такая пенсия мо-
жет облагаться налогом только в другом договаривающемся государстве, ес-
ли физическое лицо является его резидентом или гражданином.
3. Положения статей 15, 16 и 18 этой конвенции применяются к вознаг-
раждениям в отношении службы, осуществляемой в связи с проведением пред-
принимательской деятельности договаривающимся государством, или его по-
литико-административным подразделением, или местным органом власти.
СТАТЬЯ 20
СТУДЕНТЫ
Платежи, получаемые студентом или стажером, которые являются или яв-
лялись непосредственно до приезда в одно договаривающееся государство
резидентами другого договаривающегося государства и находящиеся в пер-
вом упомянутом государстве исключительно с целью обучения или получения
образования, и предназначенные для проживания, обучения и получения об-
разования, не облагаются налогами в первом упомянутом государстве, если
источники этих платежей находятся за пределами этого государства.
СТАТЬЯ 21
ДРУГИЕ ДОХОДЫ
1. Виды доходов резидента договаривающегося государства, независимо
от источника их возникновения, о которых не идет речь в предыдущих
статьях настоящей конвенции, подлежат налогообложению в этом государстве.
2. Положения п. 1 этой статьи не применяются к доходам, иным, чем
доходы от недвижимого имущества, определенного в п. 2 статьи 6 этой кон-
венции, если получатель таких доходов является резидентом одного догова-
ривающегося государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в
другом договаривающемся государстве через расположенное в нем постоян-
ное представительство и предоставляет в этом государстве независимые ин-
дивидуальные услуги посредством находящейся там постоянной базы, и пра-
во или имущество, в связи с которыми получен доход, действительно связа-
ны с таким постоянным представительством или постоянной базой. В таком
случае применяются положения статьи 7 или статьи 14 этой конвенции, в
зависимости от обстоятельств.
СТАТЬЯ 22
ИМУЩЕСТВО
1. Имущество, представленное недвижимым имуществом, о котором гово-
рится в статье 6, являющееся собственностью резидента одного договари-
вающегося государства и находяшееся в другом договаривающемся государ-
стве, может облагаться налогом в этом другом государстве.
2. Имущество, представленное недвижимым имуществом, являющимся час-
тью коммерческого имущества постоянного представительства, которое пред-
приятие одного договаривающегося государства имеет в другом договариваю-
щемся государстве, или представленный недвижимым имуществом, связанным с
постоянной базой, доступной резиденту одного договаривающегося государ-
ства в другом договаривающемся государстве в целях предоставления неза-
висимых индивидуальных услуг, может облагаться налогом в этом другом го-
сударстве, в котором находится это имущество.
3. Имущество, представленное морскими или воздушными судами, дорож-
ными транспортными средствами, эксплуатируемыми предприятием договари-
вающегося государства в международных перевозках, или судами речного
транспорта, или недвижимым имуществом, связанным с эксплуатацией этих
морских, воздушных и речных судов, дорожных транспортных средств, обла-
гается налогом только в этом договаривающемся государстве.
4. Все другие элементы имущества резидента договаривающегося госу-
дарства облагаются налогом только в этом государстве.
СТАТЬЯ 23
УСТРАНЕНИЕ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1. Если резидент одного договаривающегося государства получает до-
ход или владеет капиталом, которые, согласно с положениями этой конвен-
ции, могут облагаться налогом в другом договаривающемся государстве,
первое упомянутое государство позволит:
а) вычесть из налога на доход этого резидента сумму, равную подоход-
ному налогу, уплаченному в этом другом государстве;
b) вычесть из налога на капитал этого резидента сумму, равную нало-
гу на капитал, выплаченную в этом другом государстве.
Эти вычеты в любом случае не должны превышать часть налога с дохода
или с капитала, подсчитанную до предоставления вычета, относящуюся к до-
ходу или капиталу, который может облагаться налогом в этом другом госу-
дарстве, в зависимости от обстоятельств.
2. Если, согласно с любыми положениями конвенции, полученный доход
или капитал резидента договаривающегося государства освобожден от нало-
га в этом государстве, это государство может тем не менее при подсчете
суммы налога на остальную часть дохода или капитала этого резидента при-
нять во внимание освобожденный от налога доход или капитал.
СТАТЬЯ 24
НЕДИСКРИМИНАЦИЯ
1. Граждане и юридические лица-резиденты договаривающегося государ-
ства не будут подвергаться в другом договаривающемся государстве како-
му-либо налогообложению или связанному с ним обязательству, которое яв-
ляется другим или более обременительным, чем налогообложение и связан-
ные с ним обязательства, которым подвергаются или могут подвергаться
граждане этого другого государства при тех же обстоятельствах. Это поло-
жение также применяется, независимо от положений статьи 1, к физическим
лицам, не являющимся резидентами одного или обоих договаривающихся госу-
дарств.
2. Налогообложение постоянного представительства, которое предприя-
тие договаривающегося государства имеет в другом договаривающемся госу-
дарстве, не будет менее благоприятным в этом другом государстве, чем на-
логообложение предприятий этого другого государства, осуществляющих по-
добную деятельность в этом другом государстве.
3. Предприятия договаривающегося государства, имущество которых пол-
ностью либо частично принадлежит или контролируется, прямо или косвенно,
одним или более резидентами другого договаривающегося государства, не
будет подвергаться в первом упомянутом государстве какому-либо налогооб-
ложению или связанному с ним обязательству, которое является другим или
более обременительным, чем налогообложение и связанные с ним обяза-
тельства, которым подвергаются или могут подвергаться другие подобные
предприятия первого упомянутого государства.
4. Ничто содержащееся в этой статье не будет истолковано как обяза-
тельство какого-то из договаривающихся государств предоставлять лицу, не
являющемуся резидентом этого государства, какие-либо персональные осво-
бождения, льготы и вычитания для налоговых целей, которые предоставляют-
ся лицам, являющимся резидентами.
СТАТЬЯ 25
ПРОЦЕДУРА ВЗАИМНОГО СОГЛАСОВАНИЯ
1. Если резидент договаривающегося государства считает, что дей-
ствия одного или обоих договаривающихся государств приводят или приве-
дут к его налогообложению не в соответствии с положениями настоящей кон-
венции, оно может, независимо от средств защиты, предусмотренных нацио-
нальным законодательством этих государств, представить свой случай в
компетентные органы договаривающегося государства, резидентом которого
оно является. Предыдущее предложение в равной степени относится и к фи-
зическим лицам, случай которых подпадает под действие п. 1 статьи 24
этой конвенции. Заявление должно быть представлено в течение трех лет с
момента первого уведомления о действиях, приводящих к налогообложению не
в соответствии с положениями конвенции.
2. Компетентный орган будет стремиться, если он сочтет возражение
обоснованным, и если он сам не в состоянии прийти к удовлетворительному
решению, решить случай по взаимному согласию с компетентным органом дру-
гого договаривающегося государства с целью избежания налогообложения, не
соответствующего конвенции.
3. Компетентные органы договаривающихся государств будут стремиться
разрешить по взаимному согласию любые трудности или сомнения, возникаю-
щие при истолковании или применении конвенции.
4. Компетентные органы договаривающихся государств могут вступать в
прямые контакты друг с другом в целях достижения соглашения в понимании
предыдущих пунктов.
СТАТЬЯ 26
ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
1. Компетентные органы договаривающихся государств обмениваются ин-
формацией, необходимой для выполнения положений этой конвенции или на-
циональных законодательств договаривающихся государств, касающейся нало-
гов, на которые распространяется конвенция в той мере, пока налогообло-
жение не противоречит этой конвенции в частности, чтобы предупреждать
уклонение от налогов и облегчить применение установленных законом поло-
жений. Какая-либо информация, полученная договаривающимся государством,
будет рассматриваться как конфиденциальная и будет раскрыта только ли-
цам или властям (включая суды и органы управления), вовлеченным в оцен-
ку или сбор, принудительное взыскание или судебное преследование, или
рассмотрение апелляций в отношении налогов, на которые распространяется
эта конвенция. Такие лица или органы будут использовать информацию
только для таких целей. Они могут раскрывать информацию на публичных су-
дебных слушаниях и в юридических решениях.
Обмен информацией не ограничивается налогами, предусмотренными поло-
жением статьи 2 настоящей конвенции.
2. Ни в коем случае положения п. 1 этой статьи не будут толковаться
как налагающие на компетентные органы одного из договаривающихся госу-
дарств обязательства:
а) проводить административные мероприятия, отличные от законов и ад-
министративной практики, преобладающей в одном из договаривающихся госу-
дарств;
b) предоставлять информацию, которую нельзя получить по законода-
тельству или в ходе обычного управления в одном из договаривающихся го-
сударств;
с) предоставлять информацию, которая будет раскрывать какую-либо
торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую или профессио-
нальную тайну, или торговый процесс, или информацию, раскрытие которой
бы противоречило внутреннему законодательству.
СТАТЬЯ 27
ЧЛЕНЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ И КОНСУЛЬСТВ
Ничто в этой конвенции не будет затрагивать какие-либо привилегии,
предоставленные членам дипломатических представительств или консульств
по общим нормам международного права или на основании специальных согла-
шений.
СТАТЬЯ 28
ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ
Каждое из договаривающихся государств уведомит друг друга по дипло-
матическим каналам о завершении требуемой в соответствии с внутренним
законодательством процедуры введения в силу этой конвенции. Эта конвен-
ция вступает в силу в день последнего такого уведомления и вслед за этим
будет иметь действие:
а) к налогам, взимаемым у источника с получаемых доходов, начиная с
1 января того года, который следует за годом, в котором настоящая кон-
венция вступит в силу;
b) к другим налогам на доходы и имущество, взимаемым за каждый нало-
говый год, начиная с 1 января или после этой даты в календарном году,
следующем непосредственно за годом, в котором конвенция вступила в силу.
СТАТЬЯ 29
ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ
Эта конвенция будет оставаться в силе до прекращения ее действия од-
ним из договаривающихся государств. Каждое договаривающееся государство
может прекратить действия конвенции путем передачи по дипломатическим
каналам уведомления о прекращении действия по крайней мере за шесть ме-
сяцев до окончания любого календарного года, начинающегося по истечении
пяти лет после дня вступления в силу конвенции.
В таком случае действие конвенции будет прекращено:
а) к налогам, взимаемым у источников с получаемых доходов, начиная с
1 января того года, который следует за годом, в котором было передано
уведомление о денонсации;
b) к другим налогам с дохода и имущества, взимаемым за каждый нало-
говый год, начиная с 1 января или после этой даты в календарном году,
следующем непосредственно за годом, в котором было передано уведомление
о денонсации.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся соответствующим образом на то
уполномоченные подписали настоящую конвенцию.
Совершено в двух экземплярах в _______________, "___"___19___г. на
молдавском, польском и русском языках, причем все три текста имеют оди-
наковую силу. В случаях возникновения разногласий в толковании положе-
ний настоящей конвенции преимущество имеет текст на русском языке.