Документы
Конвенция от 21.02.95 между Правительством Республики Молдова и Правительством Румынии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал
Примечание: Ратифицирова Пост. Парл. N 628-XIII от 03.11.95
Конвенция между Правительством Республики Молдова и Правительством
Румынии об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от уплаты налогов на доход и капитал
от 21.02.95
Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 16-17 от 13.03.1997
* * *
Правительство Республики Молдова и Правительство Румынии, стремясь к
развитию и углублению экономических отношений путем заключения Конвенции
об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от
уплаты налогов на доход и на капитал, согласились о нижеследующем:
Статья 1
Лица, к которым применяется Конвенция
Настоящая Конвенция применяется к лицам, являющимся резидентами
одного или обоих Договаривающихся Государств.
Статья 2
Охватываемые налоги
1. Настоящая Конвенция применяется к налогам на доходы и на капитал,
взимаемым от имени каждого Договаривающегося Государства его местными
органами власти или административно-территориальными единицами,
независимо от способа их взимания.
2. Налогами на доход и на капитал считаются все налоги, взимаемые с
общего дохода, с общего капитала или с отдельных элементов дохода и
капитала, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или
недвижимого имущества, а также налоги с прироста капитала.
3. Существующими налогами, на которые распространяется действие
настоящей Конвенции, являются:
а) В Республике Молдова:
(I) налог на прибыль предприятий;
(II) налог на доход банков и страховых компаний;
(III) подоходный налог с физических лиц;
(IV) налог на недвижимое имущество;
b) в Румынии:
(I) налог на доходы, полученные физическими лицами;
(II) налог на прибыль юридических лиц;
(III) налог на заработную плату и другие аналогичные выплаты;
(IV) налог на доходы, полученные от сельскохозяйственной
деятельности;
(V) налог на дивиденды;
(VI) налог на недвижимое имущество.
4. Конвенция будет применяться также к любым идентичным или подобным
по существу налогам, установленным после подписания этой Конвенции в
дополнение или вместо существующих налогов, на которые делается ссылка в
третьем пункте. Компетентные органы Договаривающихся Государств будут
уведомлять друг друга о любых существенных изменениях, вносимых в их
налоговое законодательство.
Статья 3
Общие понятия
1. Для целей настоящей Конвенции в той мере, в какой контекст не
требует иного толкования:
а) выражения "одно Договаривающееся Государство" и "другое
Договаривающееся Государство" означают Республику Молдова или Румынию в
зависимости от контекста;
b) термин "Республика Молдова", использованный в географическом
смысле, означает территорию Республики Молдова, на которой она
осуществляет свои суверенные права в соответствии с собственным
законодательством и международным правом;
с) термин "Румыния" означает Румынию и при использовании в
географическом смысле означает территорию Румынии, в том числе ее
территориальное море, а также исключительную экономическую зону, на
которой Румыния осуществляет свой суверенитет, суверенные права или
юрисдикцию в соответствии с собственным законодательством и
международным правом на разработку и эксплуатацию природных,
биологических и минеральных ресурсов, находящихся в водах моря, на дне и
в недрах этих вод;
d) термин "лицо" означает физическое лицо, компанию или любое другое
объединение лиц, созданное на законном основании в каждом из
Договаривающихся Государств;
е) термин "компания" означает любое юридическое лицо или любую
другую организацию, которая в целях налогообложения рассматривается как
юридическое лицо;
f) выражения "предприятие одного Договаривающегося Государства" и
"предприятие другого Договаривающегося Государства" означают,
соответственно, предприятие, эксплуатируемое резидентом одного
Договаривающегося Государства, и предприятие, эксплуатируемое резидентом
другого Договаривающегося Государства;
g) выражение "международная перевозка" означает любую перевозку
морским, речным, воздушным судном, автомобильным или железнодорожным
транспортом, эксплуатируемым предприятием резидента в одном
Договаривающемся Государстве, кроме случаев, когда такие перевозки
осуществляются только между пунктами, расположенными в другом
Договаривающемся Государстве;
h) выражение "компетентный орган" означает:
(I) для Республики Молдова - Министерство финансов или его
уполномоченный представитель;
(II) для Румынии - Министерство финансов или его уполномоченный
представитель.
2. При применении этой Конвенции одним Договаривающимся Государством
любой термин, не определенный иначе в Конвенции, будет иметь, если
контекст не требует иного толкования, то значение, которое придается ему
законодательством этого Государства в отношении налогов, к которым
применяется настоящая Конвенция.
Статья 4
Резидент
1. Для целей настоящей Конвенции выражение "резидент одного
Договаривающегося Государства" означает любое лицо, которое по
законодательству этого Государства подлежит налогообложению согласно
своему местожительству, постоянному месту пребывания, местонахождению
руководящего органа или любого другого аналогичного критерия. Это
выражение, однако, не включает лицо, которое подлежит налогообложению в
этом Государстве только за то, что получает доходы из источников,
находящихся в этом Государстве, или имеет размещенный там капитал.
2. Если в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо
является резидентом обоих Договаривающихся Государств, его статус
определяется следующим образом:
а) оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, в
котором имеет постоянное жилье; если располагает постоянным жильем в
обоих государствах, оно считается резидентом того Договаривающегося
Государства, в котором имеет более тесные личные и экономические связи
(центр жизненных интересов);
b) если Договаривающееся Государство, в котором это лицо имеет центр
cвоих жизненных интересов, не может быть определено или если оно не
располагает постоянным жильем ни в одном из Договаривающихся Государств,
оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, где обычно
проживает;
с) если это лицо обычно проживает в обоих Договаривающихся
Государствах или не проживает ни в одном из них, оно считается
резидентом того Договаривающегося Государства, гражданином которого
является;
d) если это лицо не является гражданином ни одного из
Договаривающихся Государств, компетентные органы Договаривающихся
Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.
3. Если в соответствии с положениями пункта 1 лицо, не являющееся
физическим лицом, является резидентом обоих Договаривающихся Государств,
компетентные органы решают этот вопрос по взаимному согласию.
Статья 5
Постоянное представительство
1. Для целей настоящей Конвенции выражение "постоянное
представительство" означает постоянное место деятельности, через которое
предприятие полностью или частично осуществляет свою деятельность.
2. Выражение "постоянное представительство", в частности, включает:
а) место управления;
b) филиал;
c) офис;
d) фабрику;
e) мастерскую;
f) ферму, плантацию, сад или виноградник; и
g) шахту, нефтяную и газовую скважину, карьер или любое другое место
добычи природных ресурсов.
3. Выражение "постоянное представительство" включает также:
а) строительную площадку, проект монтажа или сооружения либо
связанную с этим деятельность по наблюдению, но только тогда, когда
такая площадка, проект существуют или деятельность продолжается более 12
месяцев;
b) оказание услуг, включая консультационные, предприятия одного
Договаривающегося Государства через посредство служащих или другой
персонал, нанятый предприятием для этой цели в другом Договаривающемся
Государстве, при условии, что эта деятельность продолжается для такого
же или связанного с ним проекта на период или периоды, составляющие
более 6 месяцев в любом 12-месячном периоде.
4. Несмотря на предыдущие положения этой статьи, выражение
"постоянное представительство" не включает:
а) использование сооружений исключительно для целей хранения,
демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;
b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию
исключительно в целях хранения, демонстрации или поставки;
c) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию
исключительно для целей переработки другим предприятием;
d) реализация товаров или изделий, принадлежащих предприятию,
выставленных в рамках временной международной ярмарки или выставки,
максимум в течение 30 дней после закрытия указанной ярмарки или выставки;
e) содержание постоянного места деятельности исключительно в целях
закупки товаров или изделий или сбора информации для предприятия;
f) содержание постоянного места деятельности исключительно в целях
осуществления для предприятия любой другой деятельности
подготовительного или вспомогательного характера;
g) содержание постоянного места деятельности исключительно для
осуществления любой комбинации видов деятельности, перечисленных в
подпунктах а)-f), при условии, что вся деятельность, осуществляемая в
постоянном месте деятельности, возникающаяв результате такой комбинации,
имеет подготовительный или вспомогательный характер.
5. Независимо от положений пунктов 1 и 2, лицо, которое осуществляет
деятельность в одном Договаривающемся Государстве от имени предприятия
другого Договаривающегося Государства, не являясь агентом с независимым
статусом, к которому применяются положения пункта 6, рассматривается как
имеющее постоянное представительство в первом Государстве, если оно:
а) имеет в первом указанном Государстве полномочия вести переговоры
и заключать договоры для или от имени этого предприятия, или
b) содержит в первом указанном Государстве запасы товаров и изделий,
из которых осуществляет регулярную поставку товаров или изделий для или
от имени этого предприятия, или
с) принимает распоряжения в первом указанном Государстве
исключительно или почти исключительно для самого предприятия или для
подобного предприятия и других предприятий, которые контролируются им
или заинтересованы в его контроле.
6. Предприятие не рассматривается как имеющее постоянное
представительство в Договаривающемся Государстве, только если оно
осуществляет предпринимательскую деятельность в этом Государстве через
брокера, главного комиссионного агента или любого другого агента с
независимым статусом, при условии, что эти лица будут действовать в
рамках обычной их деятельности.
7. Тот факт, что компания, которая является резидентом одного
Договаривающегося Государства, контролирует или контролируется компанией
являющейся резидентом другого Договаривающегося Государства, или
которая осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом
Государстве (через постоянное представительство или иным образом), не
является достаточным для превращения одной из этих компаний в постоянное
представительство другой компании.
Статья 6
Доходы от недвижимого имущества
1. Доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося
Государства от недвижимого имущества (в том числе доход от сельского или
лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве,
могут облагаться налогами в этом другом Государстве.
2. Выражение "недвижимое имущество" имеет значение, которое придано
ему законодательством Договаривающегося Государства, где находится
данное имущество. Это выражение включает в любом случае вспомогательное
имущество, скот и оборудование, используемые в сельском и лесном
хозяйстве, права, к которым применяются положения общего права в
отношении земельной собственности, узуфрукт недвижимого имущества и
права на переменные или фиксированные ренты за разработку или право на
разработку минеральных месторождений, источников и других природных
ископаемых; морские, речные и воздушные суда, железнодорожный и
автомобильный транспорт не рассматриваются как недвижимое имущество.
3. Положения пункта 1 применяются также к доходам, получаемым от
прямого пользования, сдачи в аренду или использования в любой другой
форме недвижимого имущества.
4. Положения пунктов 1 и 3 применяются и к доходам от недвижимого
имущества предприятия и к доходам от недвижимого имущества,
используемого для оказания независимых личных услуг.
Статья 7
Прибыль предприятия
1. Прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства
облагается налогом только в этом Государстве, кроме случая, когда
предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность в другом
Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное
представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую
деятельность таким образом, его прибыль может облагаться налогом в
другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому
постоянному представительству.
2. С учетом положений пункта 3, если предприятие одного
Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую
деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там
постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к
этому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло
бы получить, если бы было обособленным и отдельным предприятием, занятым
такой же или подобной деятельностью в таких же или аналогичных условиях,
действующим в полной независимости от предприятия, постоянным
представительством которого оно является.
3. При определении прибыли постоянного представительства допускается
вычет подтвержденных расходов, понесенных для целей этого постоянного
представительства, включая управленческие и общие административные
расходы, независимо от того, понесены эти расходы в Государстве, где
находится постоянное представительство, или за его пределами. Эти
положения будут применяться с учетом ограничений, предусмотренных
внутренним законодательством.
4. По мере того, как в одном Договаривающемся Государстве является
обычной практикой, когда прибыль, относящаяся к постоянному
представительству, определяется путем распределения общей прибыли
предприятия по его различным подразделениям, ни одно положение пункта 2
не препятствует этому Договаривающемуся Государству определять
налогооблагаемую прибыль в соответствии с обычным распределением;
принятый метод распределения, однако, должен быть таким, чтобы его
результаты соответствовали принципам, изложенным в настоящей статье.
5. Никакая прибыль не будет относиться к постоянному
представительству на основании только того факта, что это постоянное
представительство закупает товары или изделия для предприятия.
6. При применении положений предыдущих пунктов прибыль, относящаяся
к постоянному представительству, определяется ежегодно одним и тем же
методом, кроме случаев, когда имеются достаточные и веские мотивы
поступить иначе.
7. Если прибыль включает виды доходов, которые рассматриваются
отдельно в других статьях настоящей Конвенции, положения этих статей не
будут затрагиваться положениями настоящей статьи.
Статья 8
Международный транспорт
1. Прибыль, полученная резидентом одного Договаривающегося
Государства от эксплуатации морских, речных и воздушных судов,
автомобильного и железнодорожного транспорта в международных перевозках,
будет облагаться налогом только в этом Договаривающемся Государстве.
2. Положения пункта 1 применяются также к прибыли, полученной от
участия в пуле, при совместной эксплуатации или в международном
транспортном агентстве, а также к процентам, причитающимся фондам,
связанным с эксплуатацией морских, речных или воздушных судов,
автомобильного и железнодорожного транспорта.
Статья 9
Ассоциированные предприятия
1. В том случае, когда:
а) предприятие одного Договаривающегося Государства прямо или
косвенно участвует в управлении, контроле или капитале предприятия
другого Договаривающегося Государства, или
b) одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении,
контроле или капитале предприятия одного Договаривающегося Государства и
предприятия другого Договаривающегося Государства, и в каждом случае
между двумя предприятиями в их коммерческих и финансовых
взаимоотношениях создаются или устанавливаются условия, отличные от тех,
которые имели бы место между двумя независимыми предприятиями, тогда
любая прибыль, которая могла бы быть получена одним из предприятий, но
из-за наличия этих условий не была получена, может быть включена в
прибыль этого предприятия и, соответственно, обложена налогом.
2. Когда одно Договаривающееся Государство включает в прибыль
предприятия этого Государства и, соответственно, облагает налогом
прибыль, в отношении которой предприятие другого Договаривающегося
Государства было подвергнуто налогообложению вэтом другом Государстве, и
прибыль, включенная таким образом, является прибылью, которая бы
причиталась предприятию первого указанного Государства, если бы
отношения между двумя предприятиями были бы такими же, как между
независимыми предприятиями, то тогда это другое Государство производит
соответствующую корректировку начисленного на эту прибыль налога. При
осуществлении такой корректировки будут учитываться другие положения
настоящей Конвенции, а компетентные органы Договаривающихся Государств
должны консультироваться друг с другом.
Статья 10
Дивиденды
1. Дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного
Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося
Государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.
2. Однако эти дивиденды могут также облагаться налогом в
Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания,
выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого
Государства, но если получатель является фактическим владельцем
дивидендов, то взимаемый таким образом налог не должен превышать 10%
валовой суммы дивидендов. Настоящий пункт не затрагивает налогообложение
компаний в отношении прибыли, из которой выплачиваются дивиденды.
3. Термин "дивиденды", используемый в этой статье, означает доход от
акций, от акций и реализации прав, акций горнодобывающей промышленности,
акций учредителей или других прав, не являющихся долговыми
обязательствами, дающими право на участие в прибылях, а также доход от
других корпоративных прав, который подлежит такому же налоговому режиму,
что и доход от акций, в соответствии с налоговым законодательством
Государства, резидентом которого является компания, распределяющая
прибыль.
4. Положения пунктов 1 и 2 не применяются, если фактический владелец
дивидендов, будучи резидентом одного Договаривающегося Государства,
осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся
Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая
дивиденды через находящееся там постоянное представительство, или
оказывает в этом другом Государстве независимые личные услуги с
находящейся там постоянной базы, а обладание основными правами на
дивиденды, в отношении которого выплачиваются дивиденды, действительно
относится к такому постоянному представительству или постоянной базе. В
этом случае применяются положения статьи 7 или 14, в зависимости от
обстоятельств.
5. Когда компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося
Государства, получает прибыль или доходы из другого Договаривающегося
Государства, это другое Государство не может взимать ни одного налога с
дивидендов, выплачиваемых этой компанией, за исключением случая, когда
такие дивиденды выплачиваются резиденту этого другого Государства или
когда обладание основными правами на дивиденды, которые выплачиваются,
действительно относится к постоянному представительству или постоянной
базе,находящимся в этом другом Государстве, и с нераспределенной прибыли
компании не взимаются налоги на нераспределенную прибыль, даже если
выплачиваемые дивиденды или нераспределенная прибыль состоят полностью
или частично из прибыли или дохода, образующихся в этом другом
Государстве.
Статья 11
Проценты
1. Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и
выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут
облагаться налогом в этом другом Государстве.
2. Однако эти проценты могут также облагаться налогом в
Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии
с законодательством этого Государства, но если получатель является
фактическим владельцем процентов, то взимаемый таким образом налог не
должен превышать 10% от валовой суммы процентов.
3. Независимо от положений пункта 2 этой статьи, проценты,
возникающие в одном Договаривающемся Государстве, будут освобождены от
налогообложения в этом Государстве, если они получены и фактически
находятся во владении правительства другого Договаривающегося
Государства, его местной власти или административно-территориальной
единицы либо любого агентства, банка или учреждения этого правительства,
местной власти или административно-территориальной единицы, или если
долговые обязательства резидента другого Договаривающегося Государства
гарантированы или финансированы прямо либо косвенно финансовым
учреждением, принадлежащим полностью правительству другого
Договаривающегося Государства, при условии, что заем или долговое
обязательство, которые способствуют образованию подобных процентов, не
были на коммерческой основе.
4. Таким образом, термин "проценты", используемый в настоящей
статье, означает доход от долговых обязательств любого вида, вне
зависимости от ипотечного обеспечения и от условий участия в прибылях
должника, в частности доход от государственных ценных бумаг, облигаций
или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по этим ценным
бумагам, облигациям или долговым обязательствам. Штрафы за
несвоевременные выплаты не рассматриваются в качестве процентов для
целей настоящей статьи.
5. Положения пунктов 1 и 2 не будут применяться, если фактический
владелец процентов, будучи резидентом одного Договаривающегося
Государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом
Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, через
находящееся там постоянное представительство или оказывает в этом другом
Государстве независимые личные услуги с находящейся там постоянной базы,
а долговое обязательство, в связи с которым выплачиваются проценты,
действительно относится к такому постоянному представительству или
постоянной базе. В этом случае применяются, в зависимости от
обстоятельств, положения статьи 7 или 14.
6. Проценты считаются возникающими в Договаривающемся Государстве,
если плательщиком является это Государство, его местный орган власти,
административно - территориальная единица или резидент этого
Государства. Однако когда плательщик процентов, независимо от того,
является он резидентом Договаривающегося Государства или нет, имеет в
Договаривающемся Государстве постоянное представительство или постоянную
базу, в связи с чем образовалась задолженность, по которой выплачиваются
проценты, и расходы по этим процентам несет это постоянное
представительство или постоянная база, то эти проценты считаются
возникшими в Договаривающемся Государстве, в котором находится
постоянное представительство или постоянная база.
7. Если по причине особых отношений между дебитором и кредитором или
между ними обоими и каким-либо другим лицом сумма процентов, относящаяся
к долговому обязательству, по которому она выплачивается, превышает
сумму, которая была бы согласована между дебитором и кредитором при
отсутствии таких отношений, положения настоящей статьи применяются
только к указанной последней сумме. В этом случае избыточная часть
платежа подлежит налогообложению в соответствии с законодательством
каждого Договаривающегося Государства с учетом других положений
настоящей Конвенции.
Статья 12
Роялти
1. Роялти, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и
выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут
облагаться налогом только в этом другом Государстве.
2. Однако эти роялти могут также облагаться налогом в
Договаривающемся Государстве, в котором они возникли, в соответствии с
законодательством этого Государства, но, если получатель является
фактическим владельцем роялти, налог, установленный таким образом, не
должен превышать:
а) 10 процентов от валовой суммы роялти за пользование или за
предоставление права использования любого патента, торговой марки,
дизайна или модели, плана, секретной формулы или процесса изготовления
либо за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного
опыта;
b) 15 процентов от валовой суммы роялти во всех остальных случаях.
3. Термин "роялти", используемый в настоящей статье, означает
платежи любого вида, получаемые за использование или предоставление
авторского права на некоторые произведения литературы, искусства или
науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или пленки,
используемые для радио- или телевизионных передач, спутниковых или
кабельных передач или любым электронным способом, применяемым для
общественных передач, любой патент или торговую марку, дизайн или
модель, план, секретную формулу или производственный процесс либо за
пользование или предоставление любого промышленного, коммерческого или
научного оборудования, за информацию, касающуюся промышленного
(ноу-хау), коммерческого или научного опыта.
4. Положения пунктов 1 и 2 не применяются, если фактический владелец
роялти, будучи резидентом одного Договаривающегося Государства,
осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся
Государстве, в котором возникают роялти, через находящееся там
постоянное представительство или оказывает в этом другом Государстве
независимые личные услуги с находящейся там постоянной базы, а право или
имущество, за которые выплачиваются роялти, действительно связаны с этим
постоянным представительством или постоянной базой. В этой ситуации
применяются положения статьи 7 или 14, в зависимости от обстоятельств.
5. Роялти считаются возникшими в Договаривающемся Государстве, если
плательщиком является само это Государство, его местный орган власти,
административно-территориальная единица или резидент этого Государства.
Однако если плательщик роялти, независимо от того, является он
резидентом Договаривающегося Государства или нет, имеет в
Договаривающемся Государстве постоянное представительство или постоянную
базу, с которыми связано обязательство выплачивать роялти, и эти роялти
выплачиваются этим постоянным представительством или постоянной базой,
то такие роялти считаются возникшими в Договаривающемся Государстве, в
котором расположено постоянное представительство или постоянная база.
6. Если по причине особых отношений между плательщиком и фактическим
владельцем или между ними обоими и другим лицом сумма роялти,
относящаяся к использованию, праву или информации, за которые они
выплачиваются, превышает сумму, которая была бы согласована между
плательщиком и фактическим владельцем при отсутствии таких отношений,
положения настоящей статьи применяются только к последней указанной
сумме. В этом случае избыточная часть платежа подлежит налогообложению в
соответствии с законодательством каждого Договаривающегося Государства,
с учетом других положений настоящей Конвенции.
Статья 13
Прирост капитала
1. Доходы, полученные резидентом одного Договаривающегося
Государства от отчуждения недвижимого имущества, как определено в статье
6, находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться
налогом в этом другом Государстве.
2. Доходы от отчуждения движимого имущества, составляющего часть
актива постоянного представительства, которое предприятие одного
Договаривающегося Государства имеет в другом Договаривающемся
Государстве, или от движимого имущества, относящегося к постоянной базе,
имеющейся в распоряжении резидента одного Договаривающегося Государства
и находящейся в другом Договаривающемся Государстве, для оказания
независимых личных услуг, включая доходы от отчуждения такого
постоянного представительства (отдельно или в совокупности с
предприятием) или такой постоянной базы, могут облагаться налогом в этом
другом Государстве.
3. Доходы от отчуждения морских, речных, воздушных судов,
автомобильного и железнодорожного транспорта, эксплуатируемых в
международных перевозках, или движимого имущества, необходимого для
эксплуатации этих видов транспорта, облагаются налогом только в том
Договаривающемся Государстве, резидентом которого является фактический
владелец этих доходов.
4. Доходы получаемые от отчуждения любого иного имущества, кроме
указанного в пунктах 1, 2 и 3, будут облагаться налогом только в том
Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо,
отчуждающее имущество.
Статья 14
Независимые личные услуги
1. Доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося
Государства от оказания независимых личных услуг или другой деятельности
независимого характера, будут облагаться налогом только в этом
Государстве, если он не располагает в обычном порядке постоянной базой в
другом Договаривающемся Государстве для осуществления своей
деятельности. Если у него имеется такая постоянная база, доходы могут
облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве, но только в
той части, которая относитсяк этой постоянной базе.
2. Выражение "независимые профессиональные услуги" включает, в
частности, независимую деятельность научного, литературного,
художественного, воспитательного или педагогического характера, а также
независимую деятельность по специальности врача, адвоката, инженера,
архитектора, стоматолога и бухгалтера.
Статья 15
Зависимые личные услуги
1. С учетом положений статей 16, 18, 19, 20 и 21, заработная плата и
другие аналогичные вознаграждения, получаемые резидентом одного
Договаривающегося Государства за работу по найму, облагаются налогом
только в этом Государстве, кроме случая,когда работа по найму
осуществляется в другом Договаривающемся Государстве. Если работа по
найму осуществляется в другом Договаривающемся Государстве, полученные
вознаграждения могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
2. Независимо от положений пункта 1, вознаграждения, полученные
резидентом одного Договаривающегося Государства за работу по найму,
осуществляемую в другом Договаривающемся Государстве, облагаются налогом
только в первом Государстве, если:
а) получатель находится в другом Государстве в течение периода или
периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в любом 12-месячном
периоде; и
b) вознаграждения выплачиваются нанимателем или от имени нанимателя,
который не является резидентом другого Государства; и
с) расходы по выплате вознаграждений не несет постоянное
представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом
Государстве.
3. Независимо от предыдущих положений этой статьи, вознаграждения,
полученные резидентом одного Договаривающегося Государства за работу по
найму, осуществляемую на борту морского, речного, воздушного судна или
на автомобильном и железнодорожном транспорте, эксплуатируемом в
международных перевозках, могут облагаться налогом только в том
Договаривающемся Государстве, в котором предприятие является резидентом.
Статья 16
Вознаграждение членов совета директоров
Вознаграждения и другие подобные выплаты, получаемые резидентом
одного Договаривающегося Государства в качестве члена совета директоров
компании, которая является резидентом другого Договаривающегося
Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
Статья 17
Артисты и спортсмены
1. Независимо от положений статей 14 и 15, доходы, полученные
резидентом одного Договаривающегося Государства в качестве работника
искусств, каковым является артист театра, кино, радио или телевидения,
музыкант, или спортсмена от его личной деятельности, осуществляемой в
другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом
другом Государстве.
2. Если доход от личной деятельности, осуществляемой работником
искусств или спортсменом, начисляется не самому работнику искусств или
спортсмену, а другому лицу, этот доход, независимо от положений статей
7, 14 и 15, может облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в
котором осуществляется деятельность работника искусств или спортсмена.
3. Независимо от положений пунктов 1 и 2, доходы, полученные от
деятельности, осуществляемой в рамках культурного обмена, установленного
соглашениями о культурном сотрудничестве между двумя Договаривающимися
Государствами, взаимно освобождаются от налога, если эта деятельность
финансируется Правительством одного Договаривающегося Государства и не
осуществляется с целью получения прибыли.
Статья 18
Пенсии
1. С учетом положений пункта 2 статьи 19, пенсии и другие подобные
вознаграждения, выплачиваемые резиденту одного Договаривающегося
Государства за работу по найму, выполненную в прошлом, облагаются
налогом только в этом Государстве.
2. Независимо от положений пункта 1 этой статьи, пенсии и другие
подобные выплаты, произведенные в рамках законодательства о социальном
обеспечении одного Договаривающегося Государства, могут облагаться
налогом только в этом Государстве.
Статья 19
Государственная служба
1. а) Вознаграждения, иные, чем пенсии, выплачиваемые
Договаривающимся Государством, его местным органом власти или
административно-территориальной единицей какому-либо физическому лицу за
услуги, оказанные этому Государству, его местным органам власти или
административно-территориальной единице, облагаются налогом только в
этом Государстве.
b) Однако такие вознаграждения облагаются налогом только в другом
Договаривающемся Государстве, если услуги оказываются в этом Государстве
и физическое лицо является резидентом этого Государства, и
(I) имеет гражданство этого Государства, или
(II) не стало резидентом этого Государства только с целью оказания
услуг.
2. а) Любые пенсии, выплачиваемые Договаривающимся Государством, его
местным органом власти или административно-территориальной единицей или
из созданных ими фондов любому физическому лицу за услуги, оказанные
этому Государству, его местному органу власти или
административно-территориальной единице, облагаются налогом только в
этом Государстве.
b) Однако такие пенсии могут облагаться налогом только в другом
Договаривающемся Государстве, если физическое лицо является резидентом и
имеет гражданство этого Государства.
3. Положения статей 15, 16 и 18 будут применяться к пенсиям и
вознаграждениям за услуги, оказываемые в связи с осуществлением
предпринимательской деятельности Договаривающимся Государством, его
местным органом власти или административно-территориальной единицей.
Статья 20
Студенты и практиканты
1. Студент или практикант, который является или являлся
непосредственно до приезда в одно Договаривающееся Государство
резидентом другого Договаривающегося Государства и который находится в
первом Договаривающемся Государстве с целью обученияили подготовки,
освобождается от налога в первом Договаривающемся Государстве на
протяжении 7 лет обучения или подготовки по следующим платежам,
полученным в целях содержания, обучения или подготовки:
а) платежи, полученные из источников, находящихся за пределами этого
Договаривающегося Государства, в целях содержания, обучения,
исследования или подготовки;
b) пожертвования, стипендии или другие платежи, осуществленные
Правительством или научными, образовательными, культурными или другими
бесприбыльными организациями.
Статья 21
Преподаватели
1. Физическое лицо, которое является или являлось резидентом одного
Договаривающегося Государства непосредственно до приезда в другое
Договаривающееся Государство и которое по приглашению университета,
колледжа, школы или другого подобного образовательного бесприбыльного
учреждения, признанного Правительством другого Договаривающегося
Государства, находится в этом другом Государстве не более двух лет со
дня своего приезда только в целях преподавания в таких образовательных
учреждениях, освобождается от уплаты налога в этом другом
Договаривающемся Государстве при получении вознаграждения за
преподавательскую деятельность.
Статья 22
Другие доходы
1. Виды доходов резидента одного Договаривающегося Государства, не
упомянутые в предыдущих статьях настоящей Конвенции, могут облагаться
налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают.
2. Положения пункта 1 не применяются к иным доходам, кроме доходов
от недвижимого имущества, определенного в пункте 2 статьи 6, если
получатель таких доходов, будучи резидентом одного Договаривающегося
Государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом
Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное
представительство или оказывает в этом другом Государстве независимые
личные услуги с находящейся там постоянной базы, и право или имущество,
в связи с которыми получен доход, действительно связаны с таким
постоянным представительством или постоянной базой. В этом случае
применяются положения статьи 7 или 14, в зависимости от обстоятельств.
Статья 23
Налогообложение капитала
1. Капитал, представленный недвижимым имуществом, о котором
говорится в пункте 2 статьи 6, может облагаться налогом в
Договаривающемся Государстве, где находится это имущество.
2. Капитал, представленный движимым имуществом, являющимся частью
актива постоянного представительства предприятия, или движимым
имуществом, принадлежащим постоянной базе и используемым для оказания
независимых личных услуг, может облагаться налогом в Договаривающемся
Государстве, в котором находится постоянное представительство или
постоянная база.
3. Морские, речные, воздушные суда, автомобильный или
железнодорожный транспорт, эксплуатируемые в международных перевозках, и
движимое имущество, связанное с эксплуатацией таких видов транспорта,
облагаются налогом только в том Договаривающемся Государстве, в котором
предприятие является резидентом.
4. Все другие элементы капитала резидента одного Договаривающегося
Государства будут облагаться налогом только в этом Государстве.
Статья 24
Устранение двойного налогообложения
1. В случае наличия одного резидента Румынии двойное налогообложение
устраняется следующим образом:
а) если резидент Румынии получает доход или владеет капиталом,
который согласно положениям этой Конвенции облагается налогом в
Республике Молдова, то Румыния освобождает от налога этот доход или
капитал, за исключением доходов, указанных в подпункте b), и при
определении ставки налога учитывает общий полученный доход, при этом
полученная ставка налога применяется только к оставшемуся доходу;
b) если резидент Румынии получает некоторые виды доходов, которые
согласно положениям статей 10, 11 и 12 могут облагаться налогом в
Республике Молдова, то Румыния разрешает вычет из налога на доход этого
резидента на сумму, равную налогу, уплаченному в Республике Молдова.
Этот вычет, однако, не может превышать часть налога, начисленного до
предоставления вычета и относящегося к подобным видам дохода, облагаемым
налогом в Республике Молдова.
2. В том случае, когда резидентом является лицо Республики Молдова,
двойное налогообложение будет устраняться путем исключения из налога на
общую прибыль (доход) этого резидента суммы, равной налогу на прибыль
(доход), уплаченной в Румынии.
Этот вычет, однако, не должен превышать суммы налога на прибыль
(доход), начисленного согласно законодательству Республики Молдова,
относящейся к сумме прибыли (дохода), полученной в Румынии.
Статья 25
Недискриминация
1. Резиденты одного Договаривающегося Государства не будут
подвергаться в другом Договаривающемся Государстве какому-либо
налогообложению или связанному с ним обязательству, отличному или более
обременительному, чем налогообложение или обязательство, которым
подвергаются или могут подвергаться резиденты другого Государства при
тех же обстоятельствах.
Независимо от положений статьи 1, положения этого пункта применяются
также к лицам, не являющимся резидентами одного или обоих
Договаривающихся Государств.
2. Налогообложение постоянного представительства, которое
предприятие одного Договаривающегося Государства имеет в другом
Договаривающемся Государстве, не должно быть в другом Государстве менее
благоприятным, чем установленное налогообложение предприятий этого
другого Государства, занимающихся той же деятельностью. Это положение не
должно истолковываться как обязывающее одно Договаривающееся Государство
предоставлять резидентам другого Договаривающегося Государства
какие-либо личные льготы,вычеты или скидки по налогообложению, которые
оно предоставляет своим резидентам.
3. За исключением случаев, когда применяются положения статьи 9,
пункта 7 статьи 11 или пункта 6 статьи 12, проценты, роялти и другие
выплаты, производимые предприятием одного Договаривающегося Государства
резиденту другого Договаривающегося Государства, в целях определения
налогооблагаемой прибыли такого предприятия подлежат вычетам на тех же
условиях, как если бы они выплачивались резиденту первого упомянутого
Государства. Аналогично любые долги предприятия одного Договаривающегося
Государства резиденту другого Договаривающегося Государства должны, в
целях определения налогооблагаемого капитала этого предприятия,
подлежать вычету так же, как и долги резидента первого упомянутого
Государства.
4. Предприятия одного Договаривающегося Государства, капитал которых
полностью или частично принадлежит одному или нескольким резидентам
другого Договаривающегося Государства или контролируется прямо либо
косвенно, не должны в первом упомянутом Договаривающемся Государстве
подвергаться любому налогообложению или связанным с ним любым
обязательствам, иным или более обременительным, чем налогообложение и
связанные с ним обязательства, которым могут подвергаться или
подвергаются другие подобные предприятия этого первого упомянутого
Государства.
Статья 26
Процедура взаимного согласования
1. Если резидент одного Договаривающегося Государства считает, что
меры, принятые одним или обоими Договаривающимися Государствами,
приводят или приведут к его налогообложению, не подтвержденному
положениями настоящей Конвенции, он может, несмотря на средства защиты,
предусмотренные внутренним законодательством этих государств,
представить свой случай на рассмотрение компетентных органов
Договаривающегося Государства, резидентом которого он является, или,
если его случай подпадает под действие пункта 1 статьи 25, того
Государства, резидентом которого он является.
Материалы должны быть представлены в течение 2 лет с момента первого
уведомления о действиях, приводящих к налогообложению, противоречащему
положениям Конвенции.
2. Компетентный орган будет стремиться, если он сочтет жалобу
обоснованной и если он сам не в состоянии надлежаще разрешить ее, решить
вопрос путем взаимного согласия с компетентным органом другого
Договаривающегося Государства с целью избежания налогообложения, не
соответствующего Конвенции. Любая достигнутая договоренность должна
выполняться независимо от каких-либо ограничений, предусмотренных
внутренним законодательством Договаривающихся Государств.
3. Компетентные органы Договаривающихся Государств будут стремиться
разрешать по взаимному согласию любые трудности или сомнения,
возникающие при толковании или применении данной Конвенции. Они могут
также консультировать друг друга с целью устранения двойного
налогообложения в случаях, не предусмотренных Конвенцией.
4. Компетентные органы Договаривающихся Государств могут вступать в
прямые контакты между собой в целях достижения согласия в понимании
предыдущих пунктов. Если для достижения согласия появится необходимость
в устном обмене мнениями, такой обмен может состояться через посредство
комиссии, состоящей из представителей компетентных органов
Договаривающихся Государств.
Статья 27
Обмен информацией
1. Компетентные органы Договаривающихся Государств обмениваются
информацией, необходимой для применения положений настоящей Конвенции
или внутреннего законодательства Договаривающихся Государств,
касающегося налогов, на которые распространяется действие Конвенции в
той мере, в какой налогообложение не противоречит положениям Конвенции.
Обмен информацией не ограничивается требованиями статьи 1. Любая
информация, получаемая Договаривающимся Государством, считается
конфиденциальной, как и информация, полученная согласно внутреннему
законодательству этого Государства, и сообщается только лицам или
органам (включая суды и административные органы), занимающимся
установлением или взиманием, принудительным взысканием или судебным
преследованием либо рассмотрением апелляций по налогам, являющимся
предметом Конвенции. Такие лица или органы используют информацию только
в этих целях. Они могут раскрывать информацию в ходе судебного заседания
или при принятии судебных решений.
2. Положения пункта 1 ни в коем случае не налагают на
Договаривающееся Государство обязательство:
а) принимать административные меры, противоречащие собственному
законодательству и административной практике того или другого
Договаривающегося Государства;
b) предоставлять информацию, которую нельзя получить на основе
собственного законодательства или в ходе обычной административной
практики этого или другого Договаривающегося Государства;
с) предоставлять информацию, которая бы раскрывала какую-либо
предпринимательскую, промышленную, коммерческую или профессиональную
тайну, или производственный процесс, или информацию, раскрытие которой
противоречило бы внутреннему законодательству.
Статья 28
Дипломатические агенты и консульские служащие
Положения настоящей Конвенции не затрагивают налоговых привилегий
дипломатических агентов или консульских служащих на основании общих норм
международного права или положений специальных соглашений.
Статья 29
Вступление в силу
1. Настоящая Конвенция будет ратифицирована, и обмен
ратификационными грамотами состоится в возможно короткий срок.
2. Конвенция вступает в силу на 30-й день после обмена
ратификационными грамотами, указанными в пункте 1 этой статьи, и
положения Конвенции применяются:
а) в отношении налога, взимаемого у источника с полученного дохода
первого или после первого января календарного года, следующего за годом,
в котором Конвенция вступила в силу; или
b) в отношении других налогов на доходы и на капитал, взимаемых
первого или после первого января календарного года, следующего за годом,
в котором Конвенция вступила в силу.
Статья 30
Прекращение действия
1. Настоящая Конвенция остается в силе на неопределенный период.
2. Каждое из Договаривающихся Государств может направить другому
Договаривающемуся Государству по дипломатическим каналам ноту о
денонсации не позднее 30-го дня июня каждого календарного года, начиная
с пятого года, следующего за годом вступления в силу Конвенции. В этом
случае настоящая Конвенция прекращает свое действие:
а) в отношении налогов, взимаемых у источника с полученного дохода
первого или после первого января календарного года, следующего за годом,
в котором было передано уведомление о денонсации;
b) в отношении других налогов на доходы и на капитал, взимаемых
первого или после первого января календарного года, следующего за годом,
в котором было передано уведомление о денонсации.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, уполномоченные
соответствующим образом своими правительствами, подписали настоящую
Конвенцию.
Совершено в двух экземплярах в г.Кишинэу 21 февраля 1995 г.; оба
текста являются аутентичными.