Документы
Конвенция от 29.08.95 между Правительством Республики Молдова и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов
Примечание: Ратифицирована Пост. Парл. N 764-XIII от 06.03.96
Конвенция между Правительством Республики Молдова и Правительством
Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и
предотвращении уклонений от уплаты налогов
от 29.08.95
Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 81-82/2 от 19.12.1996
* * *
Правительство Республики Молдова и Правительство Украины, желая зак-
лючить Конвенцию об избежании двойного налогообложения доходов и имущес-
тва и предотвращении уклонений от уплаты налогов и подтверждая свое
стремление к развитию и углублению взаимных экономических отношений, до-
говорились о следующем:
Статья 1
Лица, к которым применяется Конвенция
Настоящая конвенция применяется к лицам, являющимся резидентами од-
ного или обоих договаривающихся государств.
Статья 2
Налоги, на которые распространяется Конвенция
1. Настоящая конвенция применяется к налогам на доходы и имущество,
взимаемым от имени договаривающегося государства или его политико-адми-
нистративного подразделения, или местных властей, независимо от способа
их взимания.
2. Налогами на доход и на имущество считаются все налоги, взимаемые
с общей суммы дохода и стоимости имущества, или с элементов дохода,
включая налоги на доходы от отчуждения имущества и налоги на общую сум-
му заработной платы и жалованья, выплачиваемые предприятием.
3. Налогами, на которые распространяется настоящая конвенция, в час-
тности являются:
а) в Украине:
(i) налог на прибыль предприятий; и
(ii) подоходный налог с граждан
(в дальнейшем именуемый "украинский налог");
b) в Молдове:
(i) налог на прибыль (доход) предприятий;
(ii) подоходный налог с физических лиц;
(iii) налог на имущество
(в дальнейшем именуемый "молдавский налог")
4. Настоящая конвенция распространяется также на любые идентичные
или по существу аналогичные налоги, которые будут взиматься одним из до-
говаривающихся государств после даты подписания настоящей конвенции, в
дополнение к или вместо существующих налогов этого договаривающегося го-
сударства. Компетентные органы договаривающихся государств уведомляют
друг друга о любых существенных изменениях, которые произойдут в их за-
конодательствах относительно налогообложения.
Статья 3
Общие определения
1. В понимании настоящей конвенции, если из контекста не вытекает
иное:
а) термин "Украина" при использовании в географическом значении оз-
начает территорию Украины ее континентальный шельф и ее исключительную
(морскую) экономическую зону, а также какую-либо другую территорию за
пределами территориальных вод Украины, которая в соответствии с междуна-
родным правом определяется или может быть в дальнейшем определена, как
территория, в пределах которой могут применяться права Украины в отноше-
нии морского дна, недр и их природных ресурсов;
b) термин "Республика Молдова" означает Республика Молдова и при ис-
пользовании в географическом смысле включает территорию, воды и воздуш-
ное пространство, относительно которых Республика Молдова осуществляет
свои суверенные права и юрисдикцию, в т. ч. право на эксплуатацию недр и
натуральных ресурсов согласно нормам международного права;
с) термин "национальное лицо" означает:
(i) физическое лицо, имеющее гражданство договаривающегося государ-
ства;
(ii) все юридические лица, партнерства и ассоциации, получающие свой
статус как таковой по действующему законодательству договаривающегося
государства;
d) термины "договаривающееся государство" и "другое договаривающее-
ся государство" означают в зависимости от контекста Украину или Молдову;
е) термин "лицо" означает физическое лицо, юридическое лицо, компа-
нию или любое другое объединение лиц;
f) термин "компания" означает любое корпоративное объединение или
любую организацию, которая рассматривается с целью налогообложения как
корпоративное объединение;
g) термины "предприятие договаривающегося государства" и "предприя-
тие другого договаривающегося государства" означают соответственно пред-
приятие, управляемое резидентом одного договаривающегося государства, и
предприятие, управляемое резидентом другого договаривающегося государ-
ства;
h) термин "международная перевозка" означает любую перевозку мор-
ским, речным или воздушным судном, дорожным транспортным средством, эк-
сплуатируемым предприятием договаривающегося государства, кроме случаев,
когда морское, речное или воздушное судно, дорожное транспортное сред-
ство эксплуатируются исключительно между пунктами в другом договариваю-
щемся государстве;
i) термин "компетентный орган" означает применительно к Украине Ми-
нистерство финансов или его уполномоченного представителя и примени-
тельно к Молдове - Министерство финансов или его уполномоченного пред-
ставителя.
2. При применении настоящей конвенции договаривающимися государства-
ми любой термин, не определенный в конвенции, имеет то значение, кото-
рое ему дано законодательством этого договаривающегося государства при-
менительно к налогам, на которые распространяется настоящая конвенция,
если из контекста не вытекает иное.
Статья 4
Резиденция
1. При применении настоящей конвенции термин "резидент одного дого-
варивающегося государства" означает лицо, которое по законодательству
этого договаривающегося государства подлежит налогообложению в нем на
основании местожительства, постоянного местопребывания, местонахождения
руководящего органа, места регистрации или другого аналогичного призна-
ка. Этот термин вместе с тем не включает лицо, которое подлежит нало-
гообложению в этом государстве, только если это лицо получает доходы из
источников в этом государстве или в отношении находящегося в нем имущес-
тва.
2. В случае, если в соответствии с положениями пункта 1 этой статьи,
физическое лицо является резидентом обоих договаривающихся государств,
его положение определяется в соответствии с такими правилами:
а) он считается резидентом в том договаривающемся государстве, в ко-
тором он имеет постоянное жилье. Если он имеет постоянное жилье в обоих
договаривающихся государствах, он считается резидентом того договариваю-
щегося государства, в котором он имеет более тесные личные и экономичес-
кие связи (центр жизненных интересов);
b) в случае, если договаривающееся государство, в котором он имеет
центр жизненных интересов, не может быть определено или если он не имеет
постоянного жилья ни в одном из договаривающихся государств, он считает-
ся резидентом того договаривающегося государства, в котором он обычно
проживает;
с) если он обычно проживает в обоих договаривающихся государствах
или если он обычно не проживает ни в одном из них, он считается резиден-
том в том договаривающемся государстве, национальным лицом которого он
является;
d) если он является национальным лицом обоих договаривающихся госу-
дарств или если он не является национальным лицом ни одного из них, ком-
петентные органы договаривающихся государств решают вопрос о налогообло-
жении такого резидента по взаимному согласию.
3. В случае, если в соответствии с положениями пункта 1 лицо, не яв-
ляющееся физическим лицом, является резидентом обоих договаривающихся
государств, оно считается резидентом того договаривающегося государства,
в котором расположен его фактический руководящий орган.
Статья 5
Постоянное представительство
1. Для целей настоящей конвенции термин "постоянное представи-
тельство" означает постоянное место деятельности, через которое полнос-
тью или частично осуществляется предпринимательская деятельность пред-
приятия.
2. Термин "постоянное представительство", в частности, включает:
а) местонахождение дирекции;
b) отделение;
с) контору;
d) фабрику;
е) мастерскую;
f) установку или сооружение для разведки природных ресурсов;
g) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое
место добычи природных ресурсов;
h) склад или другое сооружение, используемое для поставки товаров.
3. Строительная площадка, или монтажный, или сборочный объект яв-
ляются постоянным представительством только в том случае, если они су-
ществуют более 12 месяцев.
4. Несмотря на предыдущие положения этой статьи, термин "постоянное
представительство" не рассматривается как таковой, что включает:
а) использование сооружений исключительно для целей хранения или де-
монстрации товаров или изделий,
b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприя-
тию, исключительно в целях хранения или демонстрации;
с) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприя-
тию, исключительно в целях переработки другим предприятием;
d) содержание постоянного места деятельности исключительно с целью
закупки товаров или изделий, или для сбора информации для предприятия;
е) содержание постоянного места деятельности исключительно с целью
осуществления для предприятий любой другой деятельности подготовительно-
го или вспомогательного характера;
f) содержание постоянного места деятельности исключительно для осу-
ществления любой комбинации видов деятельности, перечисленных в подпун-
ктах от а) до е), при условии, что совокупная деятельность постоянного
места деятельности, возникающая вследствие этой комбинации, имеет подго-
товительный или вспомогательный характер.
5. Если кроме агента с независимым статусом, о котором говорится в
пункте 6 этой статьи, другое лицо, независимо от положений пунктов 1 и 2
этой статьи, действует от имени предприятия и имеет, и обычно ис-
пользует в договаривающемся государстве полномочия заключать контракты,
или содержит запасы товаров и изделий, принадлежащих предприятию, из ко-
торых осуществляется регулярная поставка этих товаров и изделий от име-
ни предприятия, то это предприятие рассматривается как такое, что имеет
постоянное представительство в этом государстве относительно любой дея-
тельности, которую это лицо предпринимает для предприятия, за исключе-
нием, если деятельность этого лица ограничивается той, что указана в
пункте 4, которая, если и осуществляется через постоянное место дея-
тельности, не делает из этого постоянного места деятельности постоянное
представительство согласно положению этого пункта.
6. Предприятие не рассматривается как имеющее постоянное представи-
тельство в договаривающемся государстве, только если оно осуществляет
предпринимательскую деятельность в этом государстве через брокера, ко-
миссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии,
что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.
7. Тот факт, что компания, которая является резидентом договариваю-
щегося государства, контролирует или контролируется компанией, которая
является резидентом другого договаривающегося государства или которая
осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом договариваю-
щемся государстве (или через постоянное представительство, или иным об-
разом), сам по себе не превращает одну из этих компаний в постоянное
представительство другой компании.
Статья 6
Доходы от недвижимого имущества
1. Доходы, получаемые резидентом договаривающегося государства от
недвижимого имущества (включая доход от сельского или лесного
хозяйства), находящегося в другом договаривающемся государстве, могут
облагаться налогом в этом другом государстве.
2. Термин "недвижимое имущество" должен иметь то значение, которое
он имеет в законодательстве договаривающегося государства, в котором на-
ходится данное имущество. Этот термин должен в любом случае включать
имущество, вспомогательное относительно недвижимого имущества, скот и
оборудование, используемые в сельском и лесном хозяйстве, права, к кото-
рым применяются положения общего права относительно земельной собствен-
ности, узуфрукт недвижимого имущества и права на переменные или фиксиро-
ванные платежи в качестве компенсации за разработку или право на разра-
ботку минеральных запасов, источников и других природных ресурсов. Мор-
ские, речные и воздушные суда, дорожные транспортные средства не рас-
сматриваются как недвижимое имущество.
3. Положения пункта 1 этой статьи применяются также к доходам, полу-
чаемым от прямого использования, сдачи в аренду или использования недви-
жимого имущества в любой другой форме.
4. Положения пунктов 1 и 3 этой статьи применяются также к доходам
от недвижимого имущества предприятий и к доходам от недвижимого имущес-
тва, используемого для осуществления независимых личных услуг.
Статья 7
Прибыль от предпринимательской
деятельности
1. Прибыль предприятий договаривающегося государства облагается на-
логом только в этом государстве, если только это предприятие не осущес-
твляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся госу-
дарстве через расположенное в нем постоянное представительство. Если
предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность как указано
выше, прибыль предприятия облагается налогом в другом государстве, но
только в той части, которая относится к этому постоянному представи-
тельству.
2. С учетом положений пункта 3 настоящей статьи, если предприятие
одного договаривающегося государства осуществляет предпринимательскую
деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное
там постоянное представительство, то в каждом договаривающемся государ-
стве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую
оно могло бы получить в случае, если бы было отдельным и самостоя-
тельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью в
таких же или аналогичных условиях, и действовало в полной независимости
от предприятия, постоянным представительством которого оно является.
3. При определении прибыли постоянного представительства допускает-
ся вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства,
включая распределение управленческих и общеадминистративных расходов,
понесенных для целей предприятия в целом как в государстве, где располо-
жено постоянное представительство, так и в любом другом месте. В любом
случае такие издержки не должны включать любые суммы, которые выплачи-
ваются иначе, чем покрытие затрат, которые действительно имели место
постоянным представительством предприятию или его другому подразделению
как роялти, гонорар или другие подобные платежи за пользование патента-
ми или другими правами, или как комиссионные за предоставленные особые
услуги или управление, или, исключая банки, как проценты за заем, пре-
доставленный предприятием постоянному представительству.
4. По мере того, что определение в договаривающемся государстве сог-
ласно его законодательству прибыли, относящейся к постоянному представи-
тельству, на базе пропорционального распределения общей суммы прибыли
предприятия его различным подразделениям, является обычной практикой,
ничто в пункте 2 этой статьи не будет препятствовать договаривающемуся
государству определить налогооблагаемую прибыль посредством такого рас-
пределения, как это диктуется практикой; выбранный метод распределения,
однако, должен быть таким, что его результаты будут соответствовать
принципам, содержащимся в этой статье.
5. Никакая прибыль не относится к постоянному представительству на
основании простой закупки постоянным представительством товаров или из-
делий для предприятия.
6. Для целей предыдущих пунктов прибыль, относящаяся к постоянному
представительству, определяется ежегодно одним и тем же методом, если
только не будет достаточной и веской причины для изменения.
7. Если прибыль включает виды доходов или прирост стоимости недвижи-
мого имущества, которые рассматриваются отдельно в других статьях нас-
тоящей конвенции, положения этих статей не затрагиваются положениями
настоящей статьи.
Статья 8
Международный транспорт
1. Прибыль, полученная резидентом договаривающегося государства от
эксплуатации морских, речных и воздушных судов, дорожных транспортных
средств в международных перевозках облагается налогом только в этом го-
сударстве.
2. Для целей этой статьи прибыль от эксплуатации морских, речных и
воздушных судов, дорожных транспортных средств в международных перевоз-
ках включает:
а) доход от сдачи в аренду морских, речных и воздушных судов, дорож-
ных транспортных средств; и
b) прибыль от использования, содержания или сдачи в аренду контейне-
ров (включая трейлеры и сопутствующее оборудование для транспортировки
контейнеров), используемых для транспортирования товаров или изделий,
где такая аренда или такое использование, содержание или аренда, в зави-
симости от случая, являются побочными по отношению к эксплуатации мор-
ского, речного и воздушного судна, дорожного транспортного средства в
международных перевозках.
3. Если прибыль, согласно пункту 1 этой статьи, получает резидент
договаривающегося государства от участия в пуле, совместном предприятии
или в международном транспортном агентстве, прибыль, относящаяся к тако-
му резиденту, будет облагаться налогом только в договаривающемся госу-
дарстве, резидентом которого он является.
Статья 9
Ассоциированные предприятия
1. В случае, когда:
а) предприятие договаривающегося государства прямо или косвенно
участвует в управлении, контроле или капитале предприятия другого дого-
варивающегося государства, или
b) одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, кон-
троле или капитале предприятия одного договаривающегося государства и
предприятия другого договаривающегося государства, и в каждом случае
между двумя предприятиями в их предпринимательских и финансовых взаи-
моотношениях создаются или устанавливаются условия, отличные от тех, ко-
торые имели бы место между двумя независимыми предприятиями, тогда лю-
бая прибыль, которая могла бы быть начислена одному из них, но из-за на-
личия этих условий не была ему начислена, может быть включена договари-
вающимся государством в прибыль этого предприятия и соответственно обло-
жена налогом.
2. В случае, когда одно договаривающееся государство включает в до-
ходы предприятия этого государства - и соответственно облагает налогом
- прибыль, по которой предприятие другого договаривающегося государства
облагается налогом в этом другом государстве, и прибыль, таким образом
включенная, является прибылью, которая была бы начислена предприятию
первого договаривающегося государства, если бы условия взаимоотношений
между двумя предприятиями были бы условиями, которые существуют между
независимыми предприятиями, тогда это другое государство должно сделать
соответствующие уступки в сумме налога, взимаемого с этой прибыли. При
определении такой поправки должны быть рассмотрены другие положения нас-
тоящей конвенции, а компетентные органы договаривающихся государств мо-
гут проконсультироваться друг с другом в случае необходимости.
Статья 10
Дивиденды
1. Дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом
договаривающегося государства, резиденту другого договаривающегося госу-
дарства, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
2. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в договари-
вающемся государстве, резидентом которого является компания, выплачиваю-
щая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого государства,
но если получатель фактически имеет право на дивиденды, взимаемый налог
не должен превышать:
а) 5 процентов общей суммы дивидендов, если право на дивиденды фак-
тически имеет компания (в отличие от партнерства), и эта компания яв-
ляется владельцем по крайней мере 25 процентов капитала компании, выпла-
чивающей дивиденды;
b) 15 процентов общей суммы дивидендов в других случаях.
Этот пункт не касается налогообложения компании в отношении прибыли,
из которой выплачиваются дивиденды.
3. Термин "дивиденды" при использовании в этой статье означает до-
ход от акций или других прав, которые не являются долговыми обяза-
тельствами, дающими право на участие в прибыли, так же как доход от дру-
гих корпоративных прав, который подлежит такому же налогообложению, как
доходы от акций в соответствии с налоговым законодательством государ-
ства, резидентом которого является компания, распределяющая прибыль.
4. Положения пунктов 1 и 2 этой статьи не применяются, если лицо,
фактически имеющее право на дивиденды, будучи резидентом договаривающе-
гося государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в дру-
гом договаривающемся государстве, резидентом которого является компания,
выплачивающая дивиденды, через расположенное в нем постоянное представи-
тельство, или оказывает в этом другом государстве независимые личные ус-
луги с находящейся в нем постоянной базы, и холдинг, в отношении которо-
го выплачиваются дивиденды, действительно относятся к такому постоянно-
му представительству или постоянной базе. В таком случае в зависимости
от обстоятельств применяются положения статьи 7 или статьи 14 настоящей
конвенции.
5. В случае, когда компания, являющаяся резидентом одного договари-
вающегося государства, получает прибыль или доходы из другого договари-
вающегося государства, это другое государство не может взимать каких-ли-
бо налогов на дивиденды, выплачиваемые компанией, за исключением, когда
эти дивиденды выплачиваются резиденту этого другого государства, или ес-
ли холдинг, относительно которого выплачиваются дивиденды, действи-
тельно относится к постоянному представительству или постоянной базе,
расположенным в этом другом государстве, и с нераспределенной прибыли не
взимаются налоги на нераспределенную прибыль, даже если дивиденды выпла-
чиваются или нераспределенная прибыль состоит полностью или частично из
прибыли или дохода, образующихся в этом государстве.
Статья 11
Проценты
1. Проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве и вып-
лачиваемые резиденту другого договаривающегося государства, будут обла-
гаться налогом в этом другом государстве, если такой резидент имеет фак-
тическое право на эти проценты.
2. Однако такие проценты могут также облагаться налогом в том дого-
варивающемся государстве, в котором они возникают, и в соответствии с
законодательством этого государства, но если получатель фактически имеет
право на проценты, взимаемый налог не должен превышать 10 процентов от
общей суммы процентов. Компетентные органы договаривающихся государств
по взаимному соглашению могут устанавливать способ применения этого ог-
раничения.
3. Термин "проценты" при использовании в этой статье означает любой
доход от долговых требований какого-либо вида, независимо от ипотечного
обеспечения и независимо от владения правом на участие в прибылях дол-
жника, и в частности, доход от правительственных ценных бумаг и доход от
облигаций или долговых обязательств, включая премии и награды, выплачи-
ваемые по этим ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам.
4. Положения пунктов 1 и 2 этой статьи не применяются, если лицо,
фактически имеющее право на проценты, будучи резидентом одного договари-
вающегося государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в
другом договаривающемся государстве, в котором возникают проценты, че-
рез расположенное в нем постоянное представительство, или оказывает в
этом другом государстве независимые индивидуальные услуги с находящейся
там постоянной базы, и долговое требование, на основании которого выпла-
чиваются проценты, действительно относится к такому постоянному предста-
вительству или к постоянной базе. В таком случае, в зависимости от об-
стоятельств, применяются положения статьи 7 или статьи 14 настоящей кон-
венции.
5. Считается, что проценты возникают в договаривающемся государстве,
если плательщиком является само государство, его политико-административ-
ное подразделение, местные органы власти или резидент этого государства.
Если, однако, лицо, выплачивающее проценты, независимо от того, являет-
ся ли оно резидентом договаривающегося государства или нет, имеет в до-
говаривающемся государстве постоянное представительство или постоянную
базу, в связи с которым возникла задолженность, по которой выплачивают-
ся проценты, и расходы по выплате этих процентов несет постоянное пред-
ставительство или постоянная база, то считается, что такие проценты воз-
никают в том государстве, в котором находится постоянное представи-
тельство или постоянная база.
6. Если по причине особых отношений между плательщиком и лицом, фак-
тически имеющим право на проценты, или между ними обоими и любым третьим
лицом, сумма выплачиваемых процентов, относящаяся к долговому требова-
нию, на основании которого она выплачивается, превышает по каким-либо
причинам сумму, которая была бы согласована между плательщиком и лицом,
фактически имеющим право на получение процентов, при отсутствии таких
отношений, положения настоящей статьи применяются только к последней
упомянутой сумме процентов. В таком случае избыточная часть платежа
по-прежнему облагается налогом в соответствии с законодательством каждо-
го договаривающегося государства, с надлежащим учетом других положений
настоящей конвенции.
7. Положения этой статьи не применяются, если главной целью или од-
ной из главных целей какого-либо лица, которое имеет отношение к созда-
нию или передаче долгового обязательства, относительно которого выплачи-
вается процент, было получение преимуществ этой статьи путем этого соз-
дания или передачи.
8. Несмотря на положение пункта 2 этой статьи, проценты, возникаю-
щие в договаривающемся государстве, должны освобождаться от налогообло-
жения в этом государстве, если они получены и действительно принадлежат
правительству другого договаривающегося государства или его местному ор-
гану власти, или любому агентству, или с помощью этого правительства или
местного органа.
9. Несмотря на положения статьи 7 этой конвенции и пункта 2 этой
статьи, проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве, ко-
торые выплачиваются и непосредственно принадлежат резиденту другого до-
говаривающегося государства, должны освобождаться от налогообложения в
первом упомянутом государстве, если не уплачены относительно займа, осу-
ществленного, гарантированного или застрахованного, или любого другого
долгового обязательства или кредита, гарантированного или застрахованно-
го от имени другого договаривающегося государства уполномоченным на это
органом.
Статья 12
Роялти
1. Роялти, возникающие в одном договаривающемся государстве и выпла-
чиваемые резиденту другого договаривающегося государства, могут обла-
гаться налогом в этом другом государстве, если этот резидент является
фактическим бенефициаром этих роялти и подлежит налогообложению относи-
тельно роялти в этом другом договаривающемся государстве.
2. Однако эти доходы могут также облагаться налогом в договариваю-
щемся государстве, в котором они возникают и в соответствии с законода-
тельством этого государства, но налог, который определяется таким обра-
зом, не может превышать 10% общей суммы поступлений.
3. Термин "роялти" при использовании в этой статье означает платежи
любого вида, полученные в качестве вознаграждения за пользование или за
предоставление права пользования любых авторских прав на литературные
произведения, произведения искусства или науки (включая кинофильмы, лю-
бые фильмы или пленки, используемые для радиовещания или телевидения),
любые патенты, торговые марки, дизайн или модель, план, секретную форму-
лу или процесс, или за пользование, или за информацию (ноу-хау) относи-
тельно промышленного, коммерческого или научного опыта.
4. Положения пунктов 1 и 2 этой статьи не применяются, если факти-
ческий бенефициар роялти, будучи резидентом одного договаривающегося го-
сударства, ведет предпринимательскую деятельность в другом договариваю-
щемся государстве, в котором возникают роялти, через расположенные там
постоянное представительство, или представляет в этом другом государ-
стве независимые индивидуальные услуги с находящейся там постоянной ба-
зы, и право или имущество, применительно к которым выплачиваются роялти,
действительно связаны с этим постоянным представительством или постоян-
ной базой. В таком случае применяются положения статьи 7 или 14 настоя-
щей конвенции, в зависимости от обстоятельств.
5. Если по причине особых отношений между плательщиком и фактичес-
ким бенефициаром, или между ними обоими и любым третьим лицом, сумма
роялти, относящаяся к использованию, праву или информации, на основании
которых они выплачиваются, превышает по каким-либо причинам сумму, кото-
рая была бы согласована между плательщиком и фактическим бенефициаром,
при отсутствии таких отношений, положения этой статьи будут применяться
только к последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть
платежа по-прежнему облагается налогом в соответствии с законода-
тельством каждого договаривающегося государства, с учетом других положе-
ний настоящей конвенции.
6. Положения этой статьи не применяются, если главной целью или од-
ной из главных целей какого-либо лица, имеющего отношение к созданию или
передаче прав, относительно которых выплачиваются роялти, было получе-
ние преимуществ этой статьи путем этого создания или передачи.
7. Считается, что роялти возникают в договаривающемся государстве,
если плательщиком выступает само договаривающееся государство, его поли-
тико-административное подразделение, местные органы власти или резидент
этого государства. Если, однако, лицо, выплачивающее роялти, независимо
от того, является ли оно резидентом договаривающегося государства или
нет, имеет в договаривающемся государстве постоянное представительство
или постоянную базу, в связи с которыми возникло обязательство выплачи-
вать роялти, и затраты по выплате таких роялти несет постоянное предста-
вительство или постоянная база, то считается, что такие роялти возни-
кают в государстве, в котором расположено постоянное представительство
или постоянная база.
Статья 13
Доходы от отчуждения имущества
1. Доходы, получаемые резидентом договаривающегося государства от
отчуждения недвижимого имущества, как оно определено в статье 6 настоя-
щей конвенции, расположенного в другом договаривающемся государстве, мо-
гут облагаться налогом в этом другом государстве.
2. Доходы, получаемые резидентом договаривающегося государства от
отчуждения:
а) акций, иных, чем те акции, которые котируются на признанной фон-
довой бирже, которые получают их стоимость или большую часть стоимости
прямо или косвенно от недвижимого имущества, размещенного в другом дого-
варивающемся государстве; или
b) паев в партнерстве, активы которого состоят преимущественно из
недвижимого имущества, размещенного в другом договаривающемся государ-
стве, или из акций, как они определены в подпункте а) выше, могут обла-
гаться налогом в этом другом договаривающемся государстве.
3. Доходы от отчуждения движимого имущества, составляющего часть
коммерческого имущества постоянного представительства, которое предприя-
тие договаривающегося государства имеет в другом договаривающемся госу-
дарстве или от движимого имущества, относящегося к постоянной базе, ре-
гулярно доступной резиденту договаривающегося государства в другом дого-
варивающемся государстве для целей оказания независимых индивидуальных
услуг, включающих такие доходы от отчуждения такого постоянного предста-
вительства (отдельно или в совокупности с целым предприятием) или такой
фиксированной базы, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
4. Доходы предприятия договаривающегося государства от отчуждения
морских, речных или воздушных судов, дорожных транспортных средств, эк-
сплуатируемых в международных перевозках этим предприятием, или движимо-
го имущества, относящегося к эксплуатации таких морских, речных или воз-
душных судов, дорожных транспортных средств облагаются налогом только в
этом договаривающемся государстве.
5. Доходы от отчуждения любого имущества, отличного, от того, о ко-
тором идет речь в пунктах 1, 2, 3 и 4 этой статьи, облагаются налогом
только в договаривающемся государстве, резидентом которого является ли-
цо, которое отчуждает имущество и подлежит налогообложению относительно
этих доходов в договаривающемся государстве.
Статья 14
Независимые индивидуальные услуги
1. Доход, получаемый резидентом одного договаривающегося государ-
ства за предоставление профессиональных услуг или другую деятельность
независимого характера, облагается налогом только в этом государстве, за
исключением случая, когда он владеет регулярно доступной постоянной ба-
зой в другом договаривающемся государстве с целью проведения этой дея-
тельности. Если у него имеется такая постоянная база, доход может обла-
гаться налогом в другом государстве, но только в той части, которая от-
носится к этой постоянной базе.
2. Термин "профессиональные услуги" включает, в частности, независи-
мую научную, литературную, артистическую, художественную, образова-
тельную или преподавательскую деятельность, так же как и независимую
деятельность врачей, адвокатов, инженеров, архитекторов, зубных врачей и
бухгалтеров.
Статья 15
Зависимые индивидуальные услуги
1. С учетом положений статей 16, 18, 19 и (20) настоящей конвенции
жалованье, заработная плата и другие подобные вознаграждения, получае-
мые резидентом договаривающегося государства, в связи с работой по най-
му, облагаются налогом только в этом государстве, если только работа по
найму не осуществляется в другом договаривающемся государстве. Если ра-
бота по найму осуществляется таким образом, полученные в связи с этим
вознаграждения могут облагаться налогом в этом другом государстве.
2. Независимое от положений пункта 1 этой статьи вознаграждение, по-
лучаемое резидентом договаривающегося государства в связи с работой по
найму, осуществляемой в другом договаривающемся государстве, облагается
налогом только в первом упомянутом государстве, если:
а) получатель находится в другом договаривающемся государстве в те-
чение периода или периодов, не превышающих в общей сложности 183 дней в
течение 12-месячного периода; и
b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя,
который не является резидентом другого государства; и
с) расходы по выплате вознаграждений не несут постоянное представи-
тельство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом государ-
стве.
3. Независимо от предыдущих положений этой статьи вознаграждение,
получаемое в связи с работой по найму, осуществляемой на борту морского
или воздушного судна, эксплуатируемого в международных перевозках, или
на борту речного судна, может облагаться налогом в договаривающемся го-
сударстве, резидентом которого является предприятие, эксплуатирующее
морское, речное или воздушное судно.
Статья 16
Директорский гонорар
Гонорары директоров и другие подобные выплаты, получаемые резиден-
том одного договаривающегося государства в качестве члена совета дирек-
торов или другого подобного органа компании, которая является резиден-
том другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в
этом другом государстве.
Статья 17
Артисты и спортсмены
1. Независимо от положений статей 14 и 15 настоящей конвенции доход,
получаемый резидентом договаривающегося государства в качестве работни-
ка искусства, такого как артист театра, кино, радио или телевидения, или
музыкант, или в качестве спортсмена, от его личной деятельности, осущес-
твляемой в другом договаривающемся государстве, может облагаться нало-
гом в этом другом государстве.
2. Если доход от личной деятельности, осуществляемой работником ис-
кусства или спортсменом в таком его качестве, начисляется не самому ра-
ботнику искусства или спортсмену, а другому лицу, этот доход может неза-
висимо от положений статей 7, 14 и 15 этой конвенции облагаться налогом
в договаривающемся государстве, где осуществляется деятельность работни-
ка искусства или спортсмена.
3. Несмотря на положение пунктов 1 и 2, доход, указанный в этой
статье, будет освобожден от налогообложения в том договаривающемся госу-
дарстве, в котором деятельность артиста или спортсмена осуществляется,
если эта деятельность в значительной мере финансируется тем государ-
ством или другим государством, компетентные органы договаривающихся го-
сударств рассматривают каждый такой случай в рамках процедуры взаимного
согласия.
Статья 18
Пенсии
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 19 настоящей конвенции
пенсии и другие подобные вознаграждения, выплачиваемые резиденту догова-
ривающегося государства в связи с работой в прошлом, подлежат налогооб-
ложению только в государстве, из которого переводятся эти платежи.
Статья 19
Государственная служба
1. а) Вознаграждение, иное, чем пенсия, выплачиваемое договариваю-
щимся государством, или его политико-административным подразделением,
или местными органами власти какому-либо физическому лицу за службу,
осуществляемую для этого государства, или его политико-административно-
го подразделения, или местного органа власти, облагается налогом только
в этом государстве;
b) Несмотря на положение подпункта а) этого пункта, такое вознаграж-
дение облагается налогом только в другом договаривающемся государстве,
если служба осуществляется в этом государстве и физическое лицо являет-
ся резидентом этого государства, которое:
(i) является гражданином этого государства; или
(ii) не стало резидентом этого государства только с целью осущес-
твления службы.
2. а) Любая пенсия, выплачиваемая договаривающимся государством или
его политико-административным подразделением, или местным органом влас-
ти, или из созданных ими фондов физическому лицу за службу, осуществляе-
мую для этого государства, или его политико-административного подразде-
ления, или местного органа власти, облагается налогом только в этом го-
сударстве;
b) несмотря на положения подпункта а) этого пункта такая пенсия мо-
жет облагаться налогом только в другом договаривающемся государстве, ес-
ли физическое лицо является его резидентом или национальным лицом.
3. Положения статей 15, 16 и 18 настоящей конвенции применяются к
вознаграждениям в отношении службы, осуществляемой в связи с проведе-
нием предпринимательской деятельности договаривающимся государством, или
его политико-административным подразделением, или местным органом власти.
Статья 20
Студенты
1. Платежи, получаемые студентом или стажером, которые являются или
являлись непосредственно до приезда в одно договаривающееся государство
резидентами другого договаривающегося государства и находятся в первом
упомянутом государстве исключительно с целью обучения или получения об-
разования, и предназначенные для проживания, обучения и получения обра-
зования, не облагаются налогом в первом упомянутом государстве, если ис-
точники этих платежей находятся за пределами этого государства.
2. Доход, получаемый студентом или стажером, упомянутым в параграфе
1, от деятельности, осуществляемой в договаривающемся государстве в свя-
зи с обычным курсом его образования или обучения, не будет облагаться
налогом в этом государстве.
Статья 21
Другие доходы
1. Виды доходов резидента договаривающегося государства, независимо
от источника их возникновения, о которых не идет речь в предыдущих
статьях настоящей конвенции, подлежат налогообложению только в этом го-
сударстве.
2. Положения пункта 1 этой статьи не применяются к доходам, иным,
чем доход от недвижимого имущества, определенного в пункте 2 статьи 6
настоящей конвенции, если получатель таких доходов является резидентом
одного договаривающегося государства, осуществляет предпринимательскую
деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное
там постоянное представительство или предоставляет в этом государстве
независимые индивидуальные услуги через находящуюся там постоянную базу,
и право или имущество, в связи с которыми получен доход, действительно
связаны с таким постоянным представительством или постоянной базой. В
таком случае применяются положения статьи 7 или статьи 14 настоящей кон-
венции, в зависимости от обстоятельств.
Статья 22
Имущество
1. Имущество, представленное недвижимым имуществом, о котором гово-
рится в статье 6, являющееся собственностью резидента одного договари-
вающегося государства и расположенное в другом договаривающемся государ-
стве, может облагаться налогом в этом другом государстве.
2. Имущество, представленное недвижимым имуществом, являющимся час-
тью коммерческого имущества постоянного представительства, которое пред-
приятие одного договаривающегося государства имеет в другом договариваю-
щемся государстве, или представленное недвижимым имуществом, связанным с
постоянной базой, доступной резиденту одного договаривающегося государ-
ства в другом договаривающемся государстве в целях предоставления неза-
висимых индивидуальных услуг, может облагаться налогом в этом другом го-
сударстве.
3. Имущество, представленное морскими и воздушными судами, дорожны-
ми транспортными средствами, эксплуатируемыми предприятием договариваю-
щегося государства в международных перевозках, или судами речного тран-
спорта, а также недвижимым имуществом, связанным с эксплуатацией этих
морских, воздушных и речных судов, дорожных транспортных средств, обла-
гается налогом только в этом договаривающемся государстве.
4. Все иные элементы имущества резидента договаривающегося государ-
ства облагаются налогом только в этом государстве.
Статья 23
Устранение двойного налогообложения
1. Если резидент одного договаривающегося государства получает до-
ход или владеет имуществом, которые, согласно с положениями этой конвен-
ции, могут облагаться налогом в другом договаривающемся государстве,
первое упомянутое государство c учетом положений его внутреннего законо-
дательства, касающихся устранения двойного налогообложения, позволит:
а) вычесть из налога на доход этого резидента сумму уплаченного в
этом другом государстве налога на доход;
b) вычесть из налога на имущество этого резидента сумму налога на
имущество, уплаченного в этом другом государстве.
2. Вычеты, предусмотренные пунктом 1 этой статьи, в любом случае не
должны превышать той части налога с дохода или с имущества, как было
подсчитано до предоставления вычета, которая относится к доходу или иму-
ществу, которые могут облагаться налогом в этом другом государстве, в
зависимости от обстоятельств.
3. Если в соответствии с каким-либо положением конвенции получаемый
доход или имущество резидента договаривающегося государства освобождены
от налога в этом государстве, это государство может тем не менее при
подсчете суммы налогообложения на оставшуюся часть дохода или имущества
этого резидента принять во внимание освобожденный доход или имущество.
Статья 24
Недискриминация
1. Национальное лицо договаривающегося государства не будет подвер-
гаться в другом договаривающемся государстве какому-либо налогообложе-
нию или связанному с ним обязательству, иному или более обременительно-
му, чем налогообложение и связанное с ним обязательство, которым подвер-
гаются или могут подвергаться национальные лица этого другого государ-
ства при тех же обстоятельствах. Это положение также применяется, неза-
висимо от положений статьи 1, к физическим лицам, не являющимся резиден-
тами одного или обоих договаривающихся государств.
2. Лица без гражданства, являющиеся резидентами договаривающегося
государства, не будут подвергаться ни в каком из договаривающихся госу-
дарств любому налогообложению или связанному с ним обязательству, иному
или более обременительному, чем налогообложение и связанные с ним обяза-
тельства, которым подвергаются или могут подвергаться национальные лица
данного государства в тех же самых условиях.
3. Налогообложение постоянного представительства, которое предприя-
тие договаривающегося государства имеет в этом другом договаривающемся
государстве, не должно быть менее благоприятным в этом другом государ-
стве, чем налогообложение предприятий этого другого государства, осущес-
твляющих подобную деятельность в этом другом государстве.
4. За исключением случаев, в которых применяются положения пункта 1
статьи 9, пункта 6 статьи 11 или пункта 5 статьи 12 настоящей конвенции,
проценты, роялти и другие выплаты, производимые предприятием договари-
вающегося государства резиденту другого договаривающегося государства, в
целях определения налогооблагаемой прибыли такого предприятия будут ис-
числяться на тех же самых условиях, на каких они бы выплачивались рези-
денту первого упомянутого государства. Подобным же образом любая задол-
женность предприятия одного договаривающегося государства резиденту дру-
гого договаривающегося государства должны, в целях определения налогооб-
лагаемого имущества этого предприятия, подлежать вычетам на тех же усло-
виях, что и задолженности резидента первого упомянутого государства.
5. Предприятия договаривающегося государства, имущество которых пол-
ностью или частично принадлежит или контролируется прямо или косвенно
одним или несколькими резидентами другого договаривающегося государства,
не будут подвергаться в первом упомянутом государстве какому-либо нало-
гообложению или связанному с ним обязательству, иному или более обреме-
нительному, чем налогообложение и связанное с ним обязательство, кото-
рым подвергаются или могут подвергаться другие подобные предприятия пер-
вого упомянутого государства.
6. Никакие положения той статьи не будут истолкованы как обяза-
тельства какого-либо договаривающегося государства предоставлять лицу,
которое не является резидентом этого государства, какие-либо персо-
нальные освобождения, льготы и вычеты для целей налогообложения, кото-
рые предоставляются лицам, являющимся резидентами, на основании крите-
риев, не предусмотренных общим налоговым законодательством.
7. Положения этой статьи будут применяться к налогам, рассматривае-
мым настоящей конвенцией.
Статья 25
Процедура взаимного согласования
1. Если резидент договаривающегося государства считает, что дей-
ствия одного или обоих договаривающихся государств приводят или приве-
дут к его налогообложению не в соответствии с положениями настоящей кон-
венции, он может, несмотря на средства защиты, предусмотренные нацио-
нальными законодательствами этих государств, подать свой случай для рас-
смотрения в компетентные органы договаривающегося государства, резиден-
том которого он является, или, если его случай попадает под действие
пункта 1 статьи 24 того договаривающегося государства, национальным ли-
цом которого он является. Заявление должно быть представлено в течение
трех лет с момента первого уведомления о действиях, приводящих к нало-
гообложению не в соответствии с положениями конвенции.
2. Компетентный орган будет стремиться, если он сочтет возражение
обоснованным, и если он сам не способен принять удовлетворительное реше-
ние, решить вопрос по взаимному согласию с компетентным органом другого
договаривающегося государства с целью избежания налогообложения, не
соответствующего настоящей конвенции. Любая достигнутая договоренность
должна выполняться независимо от каких-либо временных ограничений, пре-
дусмотренных внутренним законодательством договаривающихся государств.
3. Компетентные органы договаривающихся государств будут стремиться
решить по взаимному согласию любые трудности или сомнения, возникающие
при толковании или применении настоящей конвенции.
4. Компетентные органы договаривающихся государств могут вступать в
прямые контакты друг с другом в целях достижения согласия в понимании
предыдущих пунктов.
Статья 26
Обмен информацией
1. Компетентные органы договаривающихся государств обмениваются ин-
формацией, необходимой для выполнения положений настоящей конвенции или
национальных законодательств договаривающихся государств, касающихся на-
логов, на которые распространяется настоящая конвенция в той мере, в ка-
кой налогообложение не противоречит настоящей конвенции, в частности,
чтобы предотвращать уклонения от уплаты налогов и облегчать применение
установленных законом положений против легальных уклонений. Любая инфор-
мация, полученная договаривающимся государством, будет рассматриваться
как конфиденциальная и будет раскрыта только лицам или органам власти
(включая суды и органы управления), занимающимся оценкой или взиманием,
принудительным взысканием или судебным преследованием, или рассмотре-
нием апелляций в отношении налогов, на которые распространяется настоя-
щая конвенция. Такие лица или органы будут использовать информацию
только с такой целью. Они могут раскрывать информацию в ходе публичных
судебных заседаний и при принятии юридических решений. Компетентные ор-
ганы путем консультаций будут развивать соответствующие условия, методы
и технику, касающиеся дел, в отношении которых такой обмен информацией
может быть осуществлен, включая, если необходимо, обмен информацией, ка-
сающейся налоговых уклонений.
2. Ни в каком случае положения пункта 1 этой статьи не будут истол-
ковываться как обязывающие компетентные органы одного из договаривающих-
ся государств:
а) осуществлять административные мероприятия, противоречащие зако-
нам и административной практике одного из договаривающихся государств;
b) предоставлять информацию, которую нельзя получить по законода-
тельству или в ходе обычного управления в одном из договаривающихся го-
сударств;
с) предоставлять информацию, которая раскрывает какую-либо торговую,
предпринимательскую, промышленную, коммерческую или профессиональную
тайну, или торговый процесс, или информацию, раскрытие которой противо-
речило бы государственным интересам.
Статья 27
Члены дипломатических представительств и консульских постов
Ничто в настоящей конвенции не будет затрагивать налоговых привиле-
гий, предоставленных членам дипломатических представительств или кон-
сульских постов по общим нормам международного права или на основании
специальных соглашений.
Статья 28
Вступление в действие
Каждое из договаривающихся государств уведомит друг друга по дипло-
матическим каналам о завершении необходимой соответственно внутреннему
законодательству процедуры вступления в действие настоящей конвенции.
Эта конвенция вступает в действие в день последнего такого уведомления и
ее положения будут иметь действие:
а) в Украине:
(i) относительно налогов на дивиденды, проценты или роялти для лю-
бых платежей, осуществленных на шестидесятый или после шестидесяти дней,
последующих за днем вступления конвенции в действие;
(ii) относительно налогов на прибыль предприятий для любого периода
налогообложения, начинающегося с или после 1 января календарного года,
следующего за годом вступления конвенции в действие;
(iii) относительно налога на прибыль с граждан Украины, иностранных
граждан и лиц без гражданства для каких-либо платежей, осуществленных на
шестидесятый или после шестидесяти дней, следующих за днем вступления в
действие конвенции;
b) в Молдове:
(i) к налогам, взимаемым у источника с получаемых доходов, начиная с
первого января того года, который следует за годом, в котором настоящая
конвенция вступит в силу;
(ii) к другим налогам на доходы и имущество, взимаемым за каждый на-
логовый год, начиная с первого января или после этой даты в календарном
году, следующем непосредственно за годом, в котором конвенция вступила в
силу.
Статья 29
Прекращение действия
Настоящая конвенция остается в силе до тех пор, пока ее действие не
будет прекращено одним из договаривающихся государств. Каждое договари-
вающееся государство может прекратить действие конвенции путем передачи
через дипломатические каналы уведомления о прекращении действия по край-
ней мере за 6 месяцев до окончания любого календарного года, начинающе-
гося по истечении пяти лет со дня вступления конвенции в действие. В та-
ком случае действие конвенции будет прекращено:
а) в Украине:
(i) относительно налогов на дивиденды, проценты или роялти для лю-
бых платежей, выполненных на шестидесятый или после шестидесяти дней,
следующих за днем подачи уведомления;
(ii) относительно налогов на прибыль предприятий для любого периода
налогообложения, который начинается с или после 1 января календарного
года, следующего за годом подачи уведомления;
(iii) относительно подоходного налога с граждан Украины, иностран-
ных граждан и лиц без гражданства для каких-либо платежей, осуществлен-
ных на шестидесятый или после шестидесяти дней, следующих за днем пода-
чи уведомления;
b) в Молдове:
(i) к налогам, взимаемым у источников с получаемых доходов, начиная
с первого января того года, который следует за годом, в котором было пе-
редано уведомление о денонсации;
(ii) к другим налогам с дохода и имущества, взимаемым за каждый на-
логовый год, начиная с первого января или после этой даты в календарном
году, следующим непосредственно за годом, в котором было передано уве-
домление о денонсации.
В засвидетельствование чего, нижеподписавшиеся, соответствующим об-
разом на то уполномоченные, подписали настоящую конвенцию.
Совершено в двух экземплярах в Кишинэу 29 дня августа 1995 года на
молдавском, украинском и русском языках, причем все тексты имеют одина-
ковую силу. В случаях возникновения разногласий в толковании положений
настоящей конвенции преимущество имеет текст на русском языке.