BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Документы

Письмо N 05/1-CF-07/91 от 25.12.97 о методах исчисления и уплаты подоходного налога, лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью

Тип документа
Документы
Дата принятия
25.12.1997

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

О методах исчисления и уплаты подоходного налога, лицами,

занимающимися предпринимательской деятельностью

N 05/1-СF-07/91  от  25.12.1997

 (в силу 30.12.1997) 

Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 88-91 ст.185 от 30.12.1997

* * *

Министерство финансов в целях обеспечения своевременного поступления в 1998 году в бюджет республики подоходного налога сообщает следующее:

В 1998 году в соответствии со статьей 84 Налогового кодекса налогоплательщики - юридические и физические лица, которые получают доход не от работы по найму, либо освобождены от налога с процентных начислений или роялти в соответствии с частью (2) статьи 89, у которых обязательства по уплате подоходного налога за предыдущий налоговый год превысили 400 лей, обязаны производить в текущем году ежеквартальные платежи подоходного налога или уплату налога в рассрочку в четыре этапа, по срокам: 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря, а сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства - в два этапа: 31 марта и 30 ноября. При этом в течение отчетного периода налогоплательщики обязаны будут уплачивать:

- суммы, равные одной четвертой части налога, подлежащего уплате за предыдущий год, если уплата производится в четыре этапа, или суммы, равные соответственно одной четвертой и трем четвертым частям налога, подлежащего уплате за предыдущий год, если уплата налога производится в два этапа;

- или суммы, исчисленные как налог, подлежащий уплате за данный год, в порядке, предусмотренном выше.

Вновь созданные предприятия уплачивают подоходный налог в рассрочку исходя из сумм, исчисленных как налог, подлежащий уплате за данный год.

Суммы подоходного налога, которые подлежат уплате в бюджет в рассрочку в течение отчетного года, определяются налогоплательщиками самостоятельно и без дополнительного требования со стороны Государственной налоговой службы.

В начале отчетного года налогоплательщики должны выбрать один из вышеназванных методов уплаты в бюджет подоходного налога в рассрочку (предварительно) в течение года в соответствии с предложенным примером.

Пример:

Первый метод

Сумма налога на прибыль (подоходного налога), подлежащая взносу в бюджет согласно налоговым расчетам (декларации) за 1997 год, составила 10000 лей.

Налогоплательщик принял решение в течение 1998 года вносить в бюджет подоходный налог в сумме, равной налогу, подлежащему уплате за предыдущий год, или 10000 лей, в том числе:

- не позднее 31 марта 1998 года - 2500 лей,

- не позднее 30 июня 1998 года - 2500 лей,

- не позднее 30 сентября 1998 года - 2500 лей,

- не позднее 31 декабря 1998 года - 2500 лей.

Второй метод

Сумма налога на прибыль (подоходного налога), подлежащая взносу в бюджет, согласно налоговым расчетам (декларации) за 1997 год составила 10000 лей.

Налогоплательщиком, на основании произведенного анализа ожидаемых финансовых показателей, принято решение вносить в течение 1998 года сумму подоходного налога, исчисленную как налог за данный налоговый год.

Налогоплательщик самостоятельно определил сумму налога, подлежащую уплате в бюджет в рассрочку, исходя из сложившихся фактических показателей за периоды - до 31 марта 1998 года, до 30 июня 1998 года, до 30 сентября 1998 года, до 31 декабря 1998 года и согласно произведенным расчетам (в приведенном примере) эта сумма составила соответственно - 1170 лей, 2300 лей, 2700 лей, 0 лей.

Расчет сумм подоходного налога, подлежащих уплате в бюджет в рассрочку (предварительно), в течение отчетного года должен быть произведен с учетом сумм налога, удержанных у источника выплаты, в соответствии с положениями статей 89 и 90 Налогового кодекса и с учетом предварительно удержанного налога на дивиденды, в соответствии со статьей 80 Налогового кодекса.

Пример:

Рассчитаем сумму подоходного налога, подлежащую внесению в бюджет по сроку 31.03.98 года.

Фирма "А" оказала фирме "Б" услуги в период с 01.01.98 года по 31.03.98 года, которые последний вычитает из валового дохода в соответствии со статьей 24 на сумму 15000 лей.

Фирма "Б", при расчете за оказанные услуги, удержала и уплатила как налог сумму, равную 5% от суммы оплаты, в соответствии со статьей 90, или 750 лей (15000 х 5% : 100).

Вычеты (расходы) фирмы "А" по оказанным услугам фирме "Б" за данный период составили 9000 лей.

Облагаемый доход фирмы "А" равен 6000 лей (15000 - 9000).

Начислен подоходный налог в сумме 1920 лей (б000 х 32% : 100).

Учитывая, что фирма "Б" уже удержала часть подоходного налога при оплате за услуги в сумме 750 лей, фирма "А" должна внести в бюджет не позднее 31 марта 1998 года налог в сумме 1170 лей (1920 - 750), то есть исчисленный подоходный налог за минусом налога, удержанного из суммы услуг, оказанных пользователю.

В 1998 году, при выборе метода уплаты подоходного налога в рассрочку, налогоплательщикам предстоит принять за основу показатель "налог на прибыль", подлежащий взносу в бюджет в 1997 году, а для индивидуальных предприятий соответственно - подоходный налог с доходов. То есть, если налог на прибыль (подоходный налог), подлежащий взносу в бюджет в 1997 году, составил сумму свыше 400 лей, то данные налогоплательщики обязаны будут в течение 1998 года производить уплату налога в рассрочку или предварительно.

В случае несоблюдения положений статьи 84 Налогового кодекса в части недоплаты подоходного налога, уплаченного в рассрочку, предварительно в течение отчетного года, в соответствии со статьей 7 Закона об администрировании подоходного налога и введении в действие I и II разделов Налогового кодекса, к налогоплательщикам применяются штрафные санкции в размере пени, определенной исходя из процентной ставки, по которой Национальный банк Молдовы предоставляет кредит в обычном порядке на последнем аукционе, проводимом в ноябре предшествующего календарного года, и увеличенной на пять процентов (опубликованной в Monitorul Oficial), за период от срока, установленного для уплаты такого налога, до дня представления налоговой декларации. Штраф не начисляется в случае, если сумма подоходного налога, подлежащего уплате, составляет менее 500 лей, если сумма рассчитанного налога равна сумме налога, подлежащего уплате в предшествующем году, или составляет не менее 80 процентов от окончательной суммы налоговых обязательств налогоплательщика в текущем году за вычетом зачетов (исключая налог, уплаченный в рассрочку).

В целях исполнения статьи 84 Налогового кодекса и обеспечения доходной части бюджета по подоходному налогу с юридических и физических лиц в 1998 году, Министерство финансов обязывает данные указания довести до сведения налогоплательщиков до 1 января 1998 года.