Письмо N 17-13-02/1-1281/7 от 24.03.2003 о применении НДС по международным пассажирским и грузовым авиаперевозкам, а также вспомогательным и сопутствующим услугам
ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ
О применении НДС по международным пассажирским и
грузовым авиаперевозкам, а также вспомогательным
и сопутствующим услугам
(Письмо Главной государственной налоговой инспекции)
N 17-13-02/1-1281/7 от 24.03.2003
(в силу 24.03.2003)
Contabilitate şi audit, 2003, N 4, стр.117
* * *
В связи с изменениями положений ст.III Налогового кодекса (НК) (Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты N 1440-XV от 8 ноября 2002, Закон о внесении изменений и дополнений в разделы III и IV Налогового кодекса № 1527-XV от 12 декабря 2002 года) Министерство финансов разъясняет, что с 01.01.2003 г. действует новый порядок применения НДС по поставкам товаров, услуг, связанным с международными авиаперевозками.
Пассажирские и грузовые авиаперевозки, определенные в соответствии со ст.111 лит.b) НК, как международные, облагаются налогом на добавленную стоимость в прежнем порядке, т.е. по нулевой ставке (ст.104 лит.а) НК).
Между тем, все услуги, сопутствующие этому виду перевозок и предоставляемые субъектами налогообложения республики в соответствии со ст.111 (2) НК и 111 (1) лит.с) подпункт 3 НК облагаются НДС по ставке 20%. Также облагаемыми поставками по соответствующим ставкам НДС – 20% и 8% являются поставки товаров (бензин, бортовое питание и т.д.) субъектами предпринимательства республики авиакомпаниям, осуществляющим международные перевозки.
При этом, поскольку международные перевозки облагаются по нулевой ставке, то суммы налога, уплаченные при приобретении этих товаров и услуг авиакомпаниями – субъектами предпринимательства республики при условии, что они являются плательщиками НДС, в соответствии с требованиями статьей 101 и 102 НК подлежат зачету или возмещению.
Указанное применение НДС не зависит от того, кому производится субъектом налогообложения республики поставка товаров, услуг – местным авиакомпаниям или иностранным.
Аналогичные услуги, которые авиакомпаниям предоставляются на территории других государств, не классифицируются как импорт услуг (ст.111 (2) и ст.111 (1) лит.с) подпункт 3 НК).
Также услуги по ремонту воздушного транспорта средства облагаются НДС там, где они фактически оказываются (ст.111 (1) лит.с) подпункт 1 НК), т.е. также не классифицируются как импорт услуг.
Между тем, по ряду услуг, например, по обработке данных и информации (SITA, СИРЕНА и т.д.), которые оказываются нерезидентами республики, авиакомпаниям – резидентам республики, в соответствии со ст.111 (1) лит.е) подпункт 3 НК возникает импорт услуг, который подлежит обложению в установленном порядке по ставке НДС – 20%.
При предоставлении в аренду воздушного транспорта, как арендодателем (арендатором) является нерезидент республики, местом поставки услуги признается место пользования и обладания услугой (ст.111 (1) лит.d), т.е. место эксплуатации арендованного (сданного в аренду) воздушного транспорта.
Таким образом, в случае, если взятый в аренду от нерезидента воздушный транспорт используется для совершения международных рейсов, то импорт услуг отсутствует, так как местом поставки Республика Молдова не является. В случае, если резидент республики сдает воздушный транспорт в аренду нерезиденту и местом его эксплуатации нерезидентом является не Республика Молдова, то в данном случае имеет место экспорт услуг (ст.93 п.11).
В случае, когда отношения по аренде воздушного транспорта возникают между двумя резидентами Республики Молдова, то данная услуга подлежит обложению НДС по стандартной ставке с правом зачета у получателя – плательщика НДС.
Указанные отношения по НДС распространяются и на предоставление в аренду воздушного транспорта вместе с экипажами.
В связи с изложенным с 01.01.03 г. утрачивают действие все письма, касающиеся данного вопроса и подготовленные Главной государственной налоговой инспекцией Министерства финансов до указанной даты.
| ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА | Елвира ЛУПАН |