BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Документы

Письмо N 17-2-09/1-1022-5343 от 19.12.2002 о вычете расходов, связанных с амортизацией нематериальных активов

Тип документа
Документы
Дата принятия
19.12.2002

ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ

О вычете расходов, связанных с амортизацией

нематериальных активов

(Письмо Главной государственной налоговой инспекции)

N 17-2-09/1-1022-5343  от  19.12.2002

 (в силу 19.12.2002) 

Contabilitate şi audit, 2003, N 1, стр.102

* * *

Главная государственная налоговая инспекция в результате рассмотрения обращения ГНИ по мун. Кишинэу в части некоторых особенностей, связанных с вычетом расходов по амортизации нематериальной собственности, приобретенной от физических или юридических лиц, либо внесенной в уставный фонд предприятия, к сведению и для руководства в работе сообщает следующее.

Согласно ст.44 (7) Налогового кодекса для целей налогообложения могут использоваться методы финансового учета, не противоречащие положениям первого.

Основы финансового учета нематериальных активов установлены в НСБУ 13 "Учет нематериальных активов" (далее – НСБУ 13) и в "Комментариях к НСБУ 13" (далее – Комментарии), утвержденных приказом Министерства финансов № 109 от 23.11.2001 г. (Monitorul Oficial al Republicii Moldova № 147-149 от 06.12.2001 г.). В нижеприведенном материале представлены основные аспекты признания нематериальных активов, приобретенных от физических или юридических лиц, либо внесенных ими в уставный капитал предприятия, а также порядок начисления амортизации этих активов.

1. В соответствии с параграфом 6 НСБУ 13 и параграфом 5 Комментариев факт наличия того или иного нематериального актива должен быть отражен, подписан, зафиксирован на материальных (бумажных, магнитных и других) носителях информации. Таковыми могут быть: документация, в которой описана технология производственного процесса; конструкторская документация; рисунки с изображением промышленных образцов; компьютерное программное обеспечение. Сами материальные носители информации, отражающие (описывающие) нематериальные активы, в учете и финансовых отчетах не регистрируются. Однако право их использования, т.е. пользования информацией, отраженной (описанной) на них, является объектом нематериальных активов.

2. Параграф 6 Комментариев предусматривает, что нематериальный актив признается (принимается) на учет, если:

а) существует обоснованная уверенность, что в результате его использования предприятие получит экономическую выгоду (прибыль). Предприятие уверено в получении будущей экономической выгоды лишь при наличии экономического обоснования возможности использования приобретаемого (создаваемого) нематериального актива: составлен бизнес-план, предусматривающий использование соответствующего актива; выполнены необходимые расчеты результатов использования актива по назначению; предприятие располагает необходимыми для использования актива ресурсами или запланировано обеспечение ими. Если предприятие не обеспечено необходимыми ресурсами и не в состоянии приобрести их, то в этом случае отсутствует возможность получения будущей экономической выгоды, а, следовательно, нет оснований для признания нематериального актива;

b) он может быть оценен (т.е. определена его стоимость) с большей степенью достоверности. В случае приобретения нематериальных активов или получения их в счет взносов в уставный капитал стоимость активов определяется по данным соответствующих документов. Основанием для признания нематериальных активов, а также для отражения их в бухгалтерских регистрах служат подтверждающие документы, типовые формы которых утверждаются Департаментом статистики (ст.16 Закона Республики Молдова N 426-XIII от 04.04.1995 г. "О бухгалтерском учете"). В настоящее время перечень первичных документов строгой отчетности, которые обязаны использовать в процессе осуществления финансово-экономической деятельности все экономические агенты, приведен в приложении 1 к Постановлению Правительства Республики Молдова № 294 от 17.03.1998 г. "Об исполнении Указа Президента Республики Молдова № 406-II от 23.12.1997 (Monitorul Oficial al Republicii Moldova № 30-33 от 09.04.1998 г.). В том случае, когда продавцом нематериальных актовов выступает физическое лицо, покупатель должен юридически обосновать данное приобретение (т.е. заключить договор купли-продажи актива), подтвердив его первичным документом, составленным в соответствии с требованиями ст.21 Закона № 426-XIII от 04.04.1995 г. "О бухгалтерском учете".

Если определение стоимости невозможно (имеют место случаи неуказания стоимости актива в первичном документе, отражения стоимости по нескольким активам в целом и т.д.), то нет оснований для признания нематериального актива, а, следовательно, и для отражения его в бухгалтерском учете.

3. Следует иметь в виду, что учет нематериальных активов ведется с соблюдением принципа оценки и признания каждого объекта в отдельности, а не в целом по всем активам.

4. После поступления нематериального актива в соответствии с НСБУ 13 его стоимость должна систематически распределяться (амортизироваться) на период, не превышающий срок его полезного использования или 20 лет начиная с даты первоначального признания актива. Срок амортизации нематериального актива предприятие определяет самостоятельно, фиксируя обязательно его в своей учетной политике.

Для большинства нематериальных активов устанавливается максимальный срок амортизации – не более 20 лет. Прогнозирование срока полезного использования актива на период, превышающий 20 лет, не представляется достаточно надежным для установления более длительного срока амортизации. Срок полезного использования, превышающий 20 лет с даты первоначального признания нематериального актива, может быть установлен только в случае, если актив является субъектом юридического права более 20 лет (это право, как правило, предоставляется правительством республики либо правительственными учреждениями), а также, если нематериальный актив неотделим от конкретного материального актива, срок полезного использования которого превышает 20 лет, и это можно достаточно точно установить.

Амортизация начисляется по всем нематериальным активам, принятым к использованию, кроме незавершенных, а также тех, которые способны приносить предприятию экономическую выгоду (прибыль) в течение неограниченного периода. Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем поступления и принятия к использованию нематериального актива, и прекращается с месяца, следующего за месяцем выбытия актива.

Для начисления амортизации нематериальных активов предприятие применяет один из следующих методов:

прямолинейный (равномерный);

по количеству произведенных единиц продукции (объему услуг);

уменьшающегося остатка.

В целях налогообложения согласно ст.28 Налогового кодекса вычет амортизации каждой единицы нематериальной собственности с ограниченным сроком службы разрешается по прямолинейному методу.

Прямолинейный (равномерный) метод начисления амортизации предусматривает определение годовой суммы амортизации нематериального актива как отношение его первоначальной стоимости к количеству лет срока полезного использования. Норма амортизации нематериального актива является постоянной на протяжении всего срока его полезного использования и рассчитывается отношением 100 к количеству лет срока полезного использования.

5. Исходя из всех представленных выше требований констатируем, что, если в результате документальной проверки налоговые органы установят, что предприятие не соблюдает хотя бы один из принципов признания нематериальных активов, т.е. выявят неисполнение налогоплательщиком условий, приведенных в пункте 1 и/или пунктах 2, 3 данного письма, налогооблагаемый доход, задекларированный последним, будет увеличен на сумму амортизации, начисленной по нематериальным активам, которые необоснованно были признаны в бухгалтерском учете.

Кроме того, если результаты проверки укажут на то, что налогоплательщик в целях налогообложения в отступление от положений ст.28 Налогового кодекса использовал для начисления амортизации нематериальных активов метод, отличный от прямолинейного, и не произвел корректировку этих расходов в стр.0322 приложения 2D к Декларации по подоходному налогу, налогооблагаемый доход (налоговый убыток), задекларированный налогоплательщиком, будет увеличен (уменьшен) на сумму которая представляет собой разницу между амортизацией, начисленной по методу уменьшающегося остатка или по количеству произведенных единиц продукции, и амортизацией, исчисленной по прямолинейному методу.

Содержание настоящего письма доведите до сведения налогоплательщиков.