BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Приказы

Приказ N 516 от 25.10.2024 об утверждении Инструкции об аннулировании регистрации в качестве плательщика НДС

Тип документа
Приказы
Дата принятия
25.10.2024

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ

П Р И К А З

об утверждении Инструкции об аннулировании

регистрации в качестве плательщика НДС

№ 516  от  25.10.2024

 (в силу 31.10.2024) 

Мониторул Офичиал ал Р. Молдова № 451-453 ст. 849 от 31.10.2024

* * *

В целях оптимизации налогового администрирования НДС и во исполнение положений ст.113 Налогового кодекса

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Инструкцию об аннулировании регистрации в качестве плательщика НДС согласно приложению к данному приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова.

Приложение

к Приказу Государственной налоговой службы

№ 516 от 25 октября 2024 г.

ИНСТРУКЦИЯ

об аннулировании регистрации в качестве плательщика НДС

1. Инициирование процедуры аннулирования регистрации в качестве плательщика НДС осуществляется в соответствии со ст.113 Налогового кодекса.

Процедура аннулирования регистрации в качестве плательщика НДС осуществляется посредством Автоматизированной информационной системы "e-Cerere" (SIA "e-Cerere").

2. Инициирование процедуры аннулирования регистрации в качестве плательщика НДС осуществляется:

1) по инициативе субъекта налогообложения – в случае прекращения поставок, облагаемых НДС, посредством соответствующего уведомления (заявления), представленного Государственной налоговой службе (в дальнейшем – ГНС) (ч.(1) ст.113 Налогового кодекса);

2) по инициативе ГНС – в случае возникновения ситуаций, указанных в ч.(2) ст.113 Налогового кодекса:

a) субъект налогообложения не представил декларацию по НДС за один налоговый период;

b) предоставленная информация о местонахождении субъекта и местонахождении его подразделений является недостоверной;

c) субъект налогообложения, находящийся в процессе ликвидации, не подал до начала налогового контроля заявление об аннулировании регистрации в качестве плательщика НДС в связи с ликвидацией.

3. Учитывая положения ч.(3) ст.113 Налогового кодекса, под действие процедуры аннулирования регистрации в качестве плательщика НДС на основании заявления налогоплательщика в соответствии с ч.(1) ст.113 Налогового кодекса не подпадают субъекты обложения, у которых на балансе имеется в наличии имущество в качестве товаров.

4. При аннулировании регистрации субъекта налогообложения на основании заявления налогоплательщика о приостановлении налогооблагаемых поставок, в соответствии с ч.(1) ст.113 Налогового кодекса, ГНС в результате анализа ситуации налогоплательщика с точки зрения рисков для налогового администрирования составит акт контроля и вынесет решение об аннулировании регистрации в качестве плательщика НДС, с последующей регистрацией информации в SIA "e-Cerere".

В случае установления факта, что налогоплательщик представляет риски для налогового администрирования, ГНС примет решение относительно необходимости осуществления налогового контроля.

Заявление об аннулировании статуса плательщика НДС по инициативе субъекта налогообложения должно быть рассмотрено в срок не более 30 дней в соответствии с положениями Административного кодекса.

5. В случае ликвидации налогоплательщика с активным статусом плательщика НДС ГНС в ходе проведения налогового контроля обеспечит аннулирование регистрации плательщика НДС с вынесением соответствующего решения.

В случае если налогоплательщик не представляет риски для администрирования НДС, аннулирование статуса плательщика НДС будет осуществлено с инициированием тематического контроля по аннулированию статуса плательщика НДС.

6. При аннулировании статуса плательщика НДС составляется акт контроля, в котором отмечается факт соответствия или несоответствия критериям аннулирования, установленным ч.(1) ст.113 Налогового кодекса, на основании которого выносится решение по аннулированию регистрации в качестве плательщика НДС с указанием соблюдения положений ч.(3) ст.113 Налогового кодекса относительно исчисления НДС на остатки основных средств, товаров, при приобретении которых был вычтен НДС, а также относительно необходимости представления последней декларации по НДС в соответствии с положениями ч.(2) ст.114 Налогового кодекса.

7. В ситуациях, когда рассматривается случай аннулирования регистрации в качестве плательщика НДС по инициативе субъекта налогообложения и не соблюдены необходимые условия для аннулирования (наличие обстоятельств, обуславливающих необходимость исполнения обязательств перед третьими лицами по поставке товаров и/или оказания услуг на основании заключенных договоров, а также обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящей инструкции), заявителю направляется уведомление о невозможности удовлетворения запроса.

Уведомление отправляется в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления посредством SIA "e-Cerere". До вручения уведомления о невозможности аннулирования статуса плательщика НДС заявитель должен быть заслушан в соответствии с положениями Административного кодекса с составлением протокола, в котором будут указаны факты и обстоятельства, на основании которых запрашивается аннулирование регистрации, а также те, которые служат основанием для отказа в аннулировании.

8. При выявлении критериев, установленных п.b) и п.c) ч.(2) ст.113 Налогового кодекса (аннулирование регистрации по инициативе ГНС), ответственное подразделение ГНС:

- посредством письма, отправленного в личный электронный кабинет налогоплательщика, информирует субъекта налогообложения о нарушении положений ч.(1) ст.115 Налогового кодекса;

- составляет акт контроля, в котором отражается факт соответствия критериям аннулирования, предусмотренным п.b) и /или п.с) ч.(2) ст.113 Налогового кодекса, и выносит решение об аннулировании регистрации в качестве плательщика НДС.

Учитывая положения ч.(4) ст.113 Налогового кодекса, датой аннулирования регистрации в качестве плательщика НДС считается дата составления акта контроля, на основании которого принято решение об аннулировании регистрации.

9. Ответственное подразделение ГНС на основании акта контроля, в котором отражен факт проверки соблюдения порядка представления декларации по НДС за каждый налоговый период (в соответствии с положениями п.b) ч.(2) ст.113 Налогового кодекса), а также вынесенного на его основании решения обеспечивает аннулирование регистрации в качестве плательщика НДС в информационной системе ГНС, регистрируя дело об аннулировании в SIA "e-Cerere", с приложением акта контроля и решения по нему в отсканированном виде в данной системе, не ранее чем после заслушивания заявителя согласно положениям Административного кодекса при вынесении решения, если есть возможность его заслушать.

Налоговый контроль считается завершенным в момент подписания акта налогового контроля всеми участниками контроля (или направления его по почте в случае отказа налогоплательщика от подписания и/или получения акта контроля, либо в случае проведения контроля в отсутствие налогоплательщика). В случае если налогоплательщик отказывается подписывать акт контроля, доведение его до сведения налогоплательщика осуществляется согласно ст.1291 Налогового кодекса. Датой завершения контроля считается дата подписания акта контроля сотрудниками налоговой службы.

Срок предъявления разногласий исчисляется с даты доведения до сведения акта контроля, в зависимости от способа доведения до сведения, а именно:

1. В случае если акт контроля был вручен налогоплательщику – дата его подписания;

2. В случае если акт контроля был доведен до сведения путем обнародования – по истечении 15 дней со дня опубликования объявления;

3. В случае если направление административных актов, повесток, иных документов или ответов на обращения осуществляется посредством почтового ящика в личном электронном кабинете налогоплательщика на портале ГНС, документы считаются полученными – в день отправки документов в почтовый ящик личного электронного кабинета налогоплательщика.

10. В случае инициирования процедуры аннулирования статуса плательщика НДС по инициативе ГНС на основании положений п.с) ч.(2) ст.113 Налогового кодекса, в целях установления факта представления недостоверной информации о местонахождении субъекта и местонахождения его подразделений инициируется проверка с составлением акта контроля.

В акте в качестве доказательства указываются документы, проверенные в ходе контроля, а также объяснения, полученные от налогоплательщика (в случае, если они были представлены), объяснения лиц, занимающих ответственные должности налогоплательщика или третьих лиц.

11. На основании акта контроля выносится решение об аннулировании регистрации в качестве плательщика НДС при строгом соблюдении порядка выдачи данных документов, предусмотренного Налоговым кодексом, и соблюдении порядка отправления и доведения до сведения актов ГНС.

При этом, обеспечивается аннулирование регистрации в качестве плательщика НДС в информационной системе ГНС с регистрацией дела об аннулировании в SIA "e-Cerere" и приложением акта контроля и решения по нему в отсканированном виде в данной системе.

12. В случае если при проведении налогового контроля в ходе процедуры ликвидации экономического агента устанавливается, что он не подал заявление об аннулировании статуса плательщика НДС до начала проведения налогового контроля, аннулирование статуса плательщика НДС осуществляется на основании п.d) ч.(2) ст.113 Налогового кодекса с отражением данного основания в акте контроля.