Закон Республики Молдова о принципах субсидирования развития сельского хозяйства и сельской местности

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

З А К О Н

о принципах субсидирования развития сельского хозяйства и сельской местности

[Наименование изменено Законом N 281 от 29.11.2018, в силу 18.02.2019]

№ 276  от  16.12.2016

 (в силу 01.01.2017, за исключением положений ст.21 – в силу 1 января 2020)

Мониторул Офичиал ал Р. Молдова № 67-71 ст. 93 от 03.03.2017

* * *

Последнее изменение: Закон № 244 от 28.07.2022, в силу с 19.08.2022

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Объект регулирования

Статья 2. Цель закона

Статья 3. Основные понятия

Статья 4. Сфера применения

Глава II

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

СУБСИДИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Статья 5. Основные принципы деятельности по субсидированию сельского хозяйства и сельской местности

Статья 6. Принцип предсказуемости и стабильности правового регулирования

Статья 7. Принцип прозрачности процесса принятия решений

Статья 8. Принцип равного обращения

Статья 9. Принцип эффективности, основанной на финансово-экономических аргументах и показателях

Статья 10. Принцип непрерывности процессов поддержки развития сельского хозяйства и сельской местности

Статья 11. Принцип принятия на себя ответственности получателями субсидий

Статья 12. Принцип разумности затрат

Глава III

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ

СУБСИДИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Статья 13. Полномочия Правительства

Статья 14. Полномочия органа центрального публичного управления

Статья 15. Полномочия и финансирование Агентства по интервенции и платежам в области сельского хозяйства

Статья 16. Утратила силу

Глава IV

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕР ПОДДЕРЖКИ,

ПОДЛЕЖАЩИХ СУБСИДИРОВАНИЮ

Статья 17. Приоритеты Национальной стратегии развития сельского хозяйства и сельской местности

Статья 18. Национальный фонд развития сельского хозяйства и сельской местности

Статья 19. Утратила силу

Статья 20. Меры поддержки и субсидии для них

Статья 21. Прямые платежи

Статья 22. Льготы, предоставляемые отдельным категориям сельскохозяйственных производителей

Статья 23. Предоставление субсидии авансом

Глава V

КРИТЕРИИ ПРИЕМЛЕМОСТИ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ СУБСИДИЯМИ.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАЯВИТЕЛЕЙ И ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СУБСИДИЙ

Статья 24. Общие критерии приемлемости

Статья 25. Особые критерии приемлемости

Статья 26. Неприемлемые затраты и имущество

Статья 27. Права и обязанности заявителей и получателей субсидий

Глава VI

РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВОК НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБСИДИЙ

И ВЫПЛАТА СУБСИДИЙ. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

ПРЕДПИСАНИЙ СУБСИДИРОВАНИЯ

Статья 28. Процедура рассмотрения заявки на предоставление субсидии

Статья 29. Прием пакета запрашиваемых документов

Статья 30. Срок рассмотрения заявки на предоставление субсидии

Статья 31. Процедура проверки на местах

Статья 32. Дача разрешения на выплату субсидии

Статья 33. Выплата субсидий и прямых платежей

Статья 34. Список запрещенных получателей субсидий

Глава VII

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Статья 35. Сельскохозяйственная интегрированная информационная система

Глава VIII

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 36. Вступление в силу

Статья 37. Организация исполнения

Примечание: По всему тексту Закона  слова «Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды» заменить словами «Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности» в соответствующем падеже согласно Закону N 156 от 09.06.2022, в силу 01.07.2022

Примечание: По всему тексту закона слова «субсидии (прямые платежи)», «Субсидии (прямые платежи)» и «субсидия (прямой платеж)» заменить соответственно словами «субсидии и прямые платежи», «Субсидии и прямые платежи» и «субсидия и прямой платеж» в соответствующем падеже согласно Закону N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021

Примечание: По всему тексту закона аббревиатуру «МИГ» заменить словами «местные инициативные группы» в соответствующем падеже согласно Закону N 50 от 09.04.2021, в силу 14.06.2021

Примечание: По всему тексту закона, слова «Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности» заменить словами «Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды» в соответствующем падеже согласно Закону N 79 от 24.05.2018, в силу 15.06.2018

Принимая во внимание необходимость установления всеобъемлющей и единой правовой базы субсидирования агропромышленного сектора и развития сельской местности в Республике Молдова, поддержки отечественных сельскохозяйственных производителей и необходимость адаптации нормативно-правовой базы в области сельскохозяйственного субсидирования к практике Европейского Союза,

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Объект регулирования

(1) Настоящий закон устанавливает общие принципы государственных политик по поощрению и стимулированию сельскохозяйственной деятельности и развития сельской местности, приоритеты использования финансовых средств, предназначенных для развития сельского хозяйства и сельской местности.

(2) Установленные настоящим законом принципы являются базовыми и не лишают государство права уделять особое внимание развитию сельского хозяйства и улучшению качества жизни в сельской местности.

(3) Настоящий закон не регулирует принципы предпринимательской деятельности, а также бюджетно-налоговой системы Республики Молдова.

[Ст.1 ч.(1) изменена Законом N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

[Ст.1 изменена Законом N 281 от 29.11.2018, в силу 18.02.2019]

 

Статья 2. Цель закона

(1) Настоящий закон призван способствовать модернизации агропромышленного сектора и развитию сельской местности путем:

a) повышения конкурентоспособности агропромышленного сектора путем модернизации и реструктуризации рынка;

b) обеспечения устойчивого управления природными ресурсами в сельском хозяйстве;

c) повышения уровня жизни в сельской местности.

(2) Для достижения намеченной в части (1) цели государство через свои компетентные органы власти поддерживает:

a) модернизацию агропродовольственной цепи в целях соответствия требованиям Европейского Союза по безопасности пищевых продуктов и требованиям качества;

b) облегчение для фермеров доступа к рынкам капитала, средств производства и готовой продукции;

c) реформирование системы образования, научных исследований и консультационных услуг в агропромышленном секторе и создание Сельскохозяйственной интегрированной информационной системы;

d) внедрение современных практик управления сельскохозяйственными угодьями и водными ресурсами;

e) внедрение технологий производства, дружественных окружающей среде, экологической продукции, а также сохранение биоразнообразия;

f) адаптацию к климатическим изменениям и смягчение их последствий для сельскохозяйственного производства;

g) выделение инвестиций на развитие физической инфраструктуры и инфраструктуры услуг в сельской местности;

h) увеличение возможностей трудоустройства в несельскохозяйственных сферах и увеличение доходов в сельской местности;

i) участие местного сообщества в развитии сельской местности.

 

Статья 3. Основные понятия

В целях настоящего закона следующие основные понятия используются в значении:

подход LEADER – метод развития сельских сообществ, который предполагает привлечение местных субъектов к разработке и внедрению стратегий местного развития и работает на основе таких принципов, как территориальный подход, местное партнерство, подход «снизу вверх», интегрированные и многосекторальные действия, новаторство, сетевое сотрудничество и кооперация;

акт проверки – документ, посредством которого фиксируется административная операция по установлению на месте объекта инвестиции, заявленной в заявке на предоставление субсидии;

сельскохозяйственная деятельность – производство, выращивание или возделывание сельскохозяйственной продукции, а также первичная/конечная обработка сельскохозяйственной продукции, доение, разведение и содержание животных для сельскохозяйственных нужд или содержание земель в надлежащих сельскохозяйственных и природоохранных условиях;

Агентство по интервенции и платежам в области сельского хозяйства – административный орган, подчиненный Министерству сельского хозяйства и пищевой промышленности, ответственный за эффективное управление Национальным фондом развития сельского хозяйства и сельской местности, включая финансовые средства, полученные от партнеров по развитию;

получатель субсидии – заявитель субсидии, чья заявка на предоставление субсидии положительно оценена и утверждена к оплате Агентством по интервенции и платежам в области сельского хозяйства;

критерии приемлемости – обязательные для заявителей субсидии условия;

развитие сельской местности – спланированный процесс устойчивых социальных, экономических, культурных изменений, а также изменений окружающей среды, направленных на улучшение качества жизни в сельской местности;

фермер-женщина – зарегистрированный в сельском населенном пункте сельскохозяйственный производитель, учредителем/членом (в случае крестьянских хозяйств) и управляющим которого является женщина, имеющая соответствующие профессиональные навыки и квалификацию и впервые выступающая в сельскохозяйственном предприятии в качестве его управляющей;

Национальный фонд развития сельского хозяйства и сельской местности – совокупность бюджетных средств, а также средств, полученных от партнеров по развитию, предназначенных для финансирования мер поддержки;

форс-мажорные обстоятельства – исключительные обстоятельства/ситуации, такие как: смерть – единственного учредителя, если нет наследников; стихийное бедствие, поразившее сельскохозяйственные угодья; случайное уничтожение находящегося на угодьях сельскохозяйственного имущества; эпизоотия, серьезно поразившая поголовье сельскохозяйственного производителя;

грант – безвозмездный финансовый или технический вклад в закупку имущества (активов), предоставленный сельскохозяйственному производителю донорами, в том числе иностранными;

группа производителей – группа сельскохозяйственных производителей в смысле Закона о группах сельскохозяйственных производителей и их объединениях № 312 от 20 декабря 2013 года;

приемлемая инвестиция – имущество (активы), вложенное в предпринимательскую деятельность или в деятельность по улучшению качества жизни в сельской местности, осуществляемую на территории Республики Молдова, сданное в эксплуатацию на условиях и в сроки, предусмотренные по каждой мере поддержки, подлежащее финансовой поддержке из Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности;

аффилированные предприятия – хозяйственные общества, предприятия, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (кроме групп производителей), принадлежащие одному и тому же акционеру/ одним и тем же акционерам, лицам, либо хозяйственные общества, которые, не будучи зависимыми друг от друга, объединены под единым руководством или управляются органами, состоящими в основном из тех же лиц, либо аффилированные лица физического лица;

мера/подмера поддержки – финансово поддерживаемое государством основное направление в сельском хозяйстве и сельской местности, способствующее реализации одного или нескольких приоритетов политики развития сельского хозяйства и сельской местности, установленных в Национальной стратегии развития сельского хозяйства и сельской местности;

вернувшийся мигрант – гражданин Республики Молдова, находившийся за границей не менее одного года с целью осуществления трудовой деятельности на основании трудового договора, вернувшийся в Республику Молдова начиная с 2020 года и зарегистрировавший свою сельскохозяйственную деятельность в одной из установленных законом форм;

прямой платеж – выраженная в фиксированной сумме в расчете на голову животного в зависимости от видов и количества животных безвозмездная финансовая поддержка, предоставляемая из Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности;

первичная обработка – деятельность, состоящая в совокупности операций по определенной технологии, в рамках которых сельскохозяйственная продукция растительного или животного происхождения подготавливается для использования в качестве сырья или полуфабрикатов в различных отраслях агропродовольственной промышленности;

конечная обработка – деятельность, состоящая в совокупности операций по определенной технологии, в рамках которых сельскохозяйственная продукция растительного или животного происхождения прошла все этапы обработки, будучи готова к ее использованию в конечной цели, для которой она произведена;

справочная цена – стоимость инвестиции в агропромышленную технику, оборудование и инвентарь по отношению к базе данных, принятая в качестве основы для расчета субсидии;

сельскохозяйственный производитель – физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, юридическое лицо (хозяйственное общество независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, кооператив или государственное предприятие), осуществляющие сельскохозяйственную деятельность на территории страны;

сельскохозяйственный микропроизводитель – сельскохозяйственный производитель, который имеет на праве собственности или владения и пользования до 2 гектаров пахотной земли, и/или до 1 гектара земли, занятой многолетними культурами, или 1 гектар земли под овощами в открытом грунте, или 0,1 гектара земли под овощами в закрытом грунте либо до 40 голов крупного рогатого скота, или до 50 голов свиней, овец/коз и в любом случае не превышает критериев, установленных Законом о малых и средних предприятиях № 179/2016 для микропредприятия;

мелкий сельскохозяйственный производитель – сельскохозяйственный производитель, который имеет на праве собственности или владения и пользования от 2 до 10 гектаров пахотной земли, и/или от 1 до 3 гектаров земли, занятой многолетними культурами, или от 1 до 3 гектаров земли под овощами в открытом грунте, или от 0,1 до 0,3 гектара земли под овощами в закрытом грунте либо от 41 до 100 голов крупного рогатого скота, или от 51 до 2000 голов свиней, или от 51 до 150 голов овец/коз и в любом случае не превышает критериев, установленных Законом о малых и средних предприятиях № 179/2016 для малого предприятия;

средний сельскохозяйственный производитель – сельскохозяйственный производитель, который имеет на праве собственности или владения и пользования от 10 до 75 гектаров пахотной земли, и/или от 3 до 15 гектаров земли, занятой многолетними культурами, или от 3 до 5 гектаров земли под овощами в открытом грунте, или от 0,3 до 1 гектара земли под овощами в закрытом грунте либо от 101 до 250 голов крупного рогатого скота, или от 2001 до 10000 голов свиней, или от 151 до 450 голов овец/коз и в любом случае не превышает критериев, установленных Законом о малых и средних предприятиях № 179/2016 для среднего предприятия;

крупный сельскохозяйственный производитель – сельскохозяйственный производитель, который имеет на праве собственности или владения и пользования более 75 гектаров пахотной земли, и/или более 15 гектаров земли, занятой многолетними культурами, или более 5 гектаров под овощами в открытом грунте, или более 1 гектара земли под овощами в закрытом грунте либо более 250 голов крупного рогатого скота, или более 10000 голов свиней, или более 450 голов овец/коз;

экологическое сельскохозяйственное производство – сельскохозяйственное производство, отвечающее критериям, установленным Законом об экологическом сельскохозяйственном производстве № 115-XVI от 9 июня 2005 года;

программа LEADER – государственная программа, администрируемая Министерством сельского хозяйства и пищевой промышленности, в рамках которой местные инициативные группы на основании плана действий и соответствующего бюджета могут требовать финансирования от Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности. Программа включает два компонента:

— поддержка деятельности местных инициативных групп;

— содействие реализации стратегий местного развития;

информационная система учета заявителей и получателей субсидий – управляемая Агентством по интервенции и платежам в области сельского хозяйства интегрированная электронная система, предназначенная для учета заявителей и получателей субсидий;

Сельскохозяйственная интегрированная информационная система – информационная система учета данных в агропромышленном секторе;

заявитель – любое юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке, или орган местного публичного управления первого уровня (села и коммуны, в том числе города с населением до 10000 жителей со статусом резидента согласно последней проведенной переписи населения и жилищ), определенный в Законе об административно-территориальном устройстве Республики Молдова № 764/2001, образовательные и научно-инновационные учреждения в области сельского хозяйства и ирригационные ассоциации, которые подают заявление на предоставление финансовой поддержки из Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности в соответствии с критериями, установленными в соответствующих мерах поддержки;

субсидия – безвозмездная и не облагаемая налогом финансовая поддержка, предоставляемая из Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности для поддержки инвестиций в развитие сельского хозяйства и сельской местности, соответствующих критериям приемлемости;

молодой фермер – зарегистрированный в сельском населенном пункте сельскохозяйственный производитель – физическое или юридическое лицо, единственным учредителем и управляющим которого является физическое лицо в возрасте от 18 до 40 лет на момент подачи заявки на предоставление безвозмездной финансовой поддержки, имеющее соответствующие профессиональные навыки и квалификации и впервые выступающее в сельскохозяйственном предприятии в качестве управляющего таковым;

неблагополучная зона – сельская зона, где из-за минусов, связанных с демографией, окружающей средой, качеством почвы и другими факторами, доходы населения от сельского хозяйства ниже, чем в среднем по стране. Список неблагополучных зон утверждается Правительством по предложению органа центрального публичного управления.

[Ст.3 изменена Законом N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

[Ст.3 изменена Законом N 50 от 09.04.2021, в силу 14.06.2021]

[Ст.3 изменена Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

[Ст.3 дополнена Законом N 17 от 20.02.2020, в силу 14.04.2020]

[Ст.3 изменена Законом N 281 от 29.11.2018, в силу 18.02.2019]

[Ст.3 изменена Законом N 140 от 27.07.2018, в силу 17.08.2018]

 

Статья 4. Сфера применения

Настоящий закон затрагивает:

a) принципы разработки и внедрения государственной политики в области субсидирования сельского хозяйства и сельской местности, включая порядок формирования Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности;

b) приоритеты агропромышленного сектора, поддерживаемые Национальным фондом развития сельского хозяйства и сельской местности;

c) прямые платежи для некоторых видов животных;

d) предоставление субсидий агропромышленному сектору для частичного покрытия понесенных в процессе сельскохозяйственного производства расходов и/или осуществления инвестиций в сельское хозяйство;

e) критерии приемлемости для получателей субсидий в сельском хозяйстве и сельской местности;

f) полномочия органов публичного управления, наделенных функциями исполнения положений законодательства в области субсидирования сельского хозяйства и сельской местности, их отношения с заявителями и получателями субсидий;

g) общие принципы управления публичными финансовыми средствами, выделенными для предоставления субсидий в сельском хозяйстве и сельской местности;

h) информационные системы в сельском хозяйстве;

i) иные аспекты, касающиеся запросов субсидий в сельском хозяйстве и сельской местности, обработки заявок на их предоставление и выплаты субсидий.

[Ст.4 изменена Законом N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

 

Глава II

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

СУБСИДИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

[Наименование главы II изменено Законом N 281 от 29.11.2018, в силу 18.02.2019]

 

Статья 5. Основные принципы деятельности по субсидированию сельского хозяйства и сельской местности

Регулирование деятельности по субсидированию сельского хозяйства и сельской местности осуществляется на следующих основных принципах:

a) предсказуемость и стабильность правового регулирования;

b) прозрачность процесса принятия решений;

c) равное обращение;

d) эффективность, основанная на финансово-экономических аргументах и показателях;

е) непрерывность процессов поддержки сельскохозяйственных производителей;

f) принятие на себя ответственности получателями субсидий;

g) разумность затрат.

[Ст.5 дополнена Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

 

Статья 6. Принцип предсказуемости и стабильности правового регулирования

(1) Регулирование деятельности по субсидированию сельского хозяйства и сельской местности осуществляется настоящим законом, законом о государственном бюджете на соответствующий год, постановлениями Правительства, а также нормативными актами органов центрального публичного управления, утвержденными в пределах установленных настоящим законом полномочий.

(2) Нормативные регулирующие документы, предусматривающие сокращение размера субсидий для какой-либо области сельского хозяйства и сельской местности, не могут быть приняты ранее шести месяцев со дня вступления в силу предыдущих нормативных регулирующих документов.

(3) Если ежегодный бюджетный закон не принят в установленные сроки, финансирование мер поддержки обеспечивается на основе положений о применении временного бюджета согласно Закону о публичных финансах и бюджетно-налоговой ответственности № 181 от 25 июля 2014 года.

(4) Вложенные до вступления в силу нового законодательства инвестиции управляются старым законодательством в том, что касается характера и пределов прав и обязанностей сторон, в частности, размера предоставленной субсидии, а также других последствий договора, если новый закон не предусматривает более благоприятных условий для сельскохозяйственного производителя.

 

Статья 7. Принцип прозрачности процесса принятия решений

(1) Государство в лице органов центрального публичного управления гарантирует консультирование с представителями деловых кругов и гражданского общества, другими социальными партнерами и их участие на этапе замысла, разработки и внедрения государственной политики в области субсидирования сельского хозяйства и сельской местности путем повышения прозрачности, доступа к информации и обучению.

(2) Агентство по интервенции и платежам в области сельского хозяйства обязано ежемесячно публиковать на своей официальной веб-странице полную информацию, представляющую общественный интерес, об управлении средствами, выделяемыми из Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности: списки заявителей, получателей субсидий, объем субсидий и список отклоненных заявок на предоставление субсидии.

 

[Часть (3) утратила силу согласно Закону N 140 от 27.07.2018, в силу 17.08.2018]

 

(4) До 25 января следующего за отчетным года орган центрального публичного управления должен представить Правительству отчет о деятельности по управлению финансовыми средствами, выделенными Национальному фонду развития сельского хозяйства и сельской местности.

[Ст.7 ч.(2) в редакции Закона N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

 

Статья 8. Принцип равного обращения

(1) Государство в лице компетентного органа публичного управления применяет недискриминационным образом критерии и способы предоставления субсидий в сельском хозяйстве и сельской местности ко всем заявителям, а также в процентном отношении, относительно равно, – ко всем потенциальным получателям субсидий.

(2) Предоставление субсидий основывается на презумпции соблюдения законодательства сельскохозяйственными производителями и решении в их пользу сомнений, возникающих в связи с применением законодательства, касающегося деятельности по субсидированию.

(3) Не признается нарушением принципа равного обращения применение к группе отличающихся некоторыми объективными чертами лиц режима регулирования, отличного от применяемого к другой группе лиц, определяемой на основе других критериев, если такое различное обращение вытекает из стратегических задач развития.

 

Статья 9. Принцип эффективности, основанной на финансово-экономических аргументах и показателях

(1) Орган центрального публичного управления обеспечивает эффективное использование выделенных финансовых ресурсов путем тщательного отбора мер поддержки с точки зрения их вклада в достижение целей, предусмотренных Национальной стратегией развития сельского хозяйства и сельской местности.

(2) Государство в лице компетентных органов центрального публичного управления стимулирует сельскохозяйственных производителей с целью получения результатов, выражающихся в реальных количественных и качественных показателях.

(3) Субсидии предоставляются при условии соблюдения севооборота, защиты почвы, надлежащего использования природных, людских, финансовых и производственных ресурсов, применения систем качества сельскохозяйственной и продовольственной продукции, соблюдения правил агросреды.

(4) Орган, разрабатывающий политики в области сельского хозяйства и развития сельской местности, обеспечивает эффективное использование выделенных финансовых средств путем тщательного отбора приоритетов использования субсидий, основываясь на Национальной стратегии развития сельского хозяйства и сельской местности, отраслевых политиках по обеспечению внедрения указанной стратегии, соотношении импорта и экспорта агропродовольственной продукции, технико-экономических обоснованиях и экономических аргументах, поддерживающих предложенные для субсидирования меры.

[Ст.9 ч.(3),(4) изменены Законом N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

[Ст.9 наименование, ч.(3) дополнены Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

 

Статья 10. Принцип непрерывности процессов поддержки развития сельского хозяйства и сельской местности

(1) Государство в лице органов центрального публичного управления гарантирует последовательность и предсказуемость действий органов власти, ответственных за разработку и внедрение политики субсидирования сельского хозяйства и сельской местности, регулирующих документов, утвержденных Парламентом, Правительством, другими органами публичного управления.

(2) Субсидии и прямые платежи предоставляются на основании положений, утвержденных Правительством.

[Ст.10 ч.(2) в редакции Закона N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

[Ст.10 изменена Законом N 281 от 29.11.2018, в силу 18.02.2019]

 

Статья 11. Принцип принятия на себя ответственности получателями субсидий

(1) Все заявители/получатели субсидий обязаны принимать на себя ответственность как обязательное условие получения и сохранения субсидии.

(2) При представлении ложных, искаженных, неточных данных заявки заявителей объявляются неприемлемыми, а заявитель вносится согласно установленной Правительством процедуре в Список запрещенных получателей субсидий, ведущийся Агентством по интервенциям и платежам в области сельского хозяйства.

 

Статья 12. Принцип разумности затрат

(1) Орган, ответственный за управление Национальным фондом развития сельского хозяйства и сельской местности, должен удостовериться, что все инвестиционные затраты определены методом справедливого, поддающегося проверке и прозрачного расчета.

(2) Расчет субсидий по имуществу (активам) – объекту приемлемой инвестиции должен базироваться на справочных ценах, устанавливаемых на основе периодически обновляемой методологии.

 

Глава III

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ

СУБСИДИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

[Наименование главы III изменено Законом N 281 от 29.11.2018, в силу 18.02.2019]

 

Статья 13. Полномочия Правительства

Для реализации и внедрения государственной политики в области субсидирования сельского хозяйства и сельской местности Правительство исполняет следующие полномочия:

a) предлагает Парламенту утвердить посредством закона о государственном бюджете на соответствующий год выделение финансовых средств, необходимых для продвижения политики субсидирования сельского хозяйства и сельской местности, включая предоставление прямых платежей, а также размер таковых;

b) утверждает Национальную стратегию развития сельского хозяйства и сельской местности;

c) по предложению органа, разрабатывающего политики в области сельского хозяйства и развития сельской местности, утверждает меры/подмеры поддержки, порядок, процедуру и условия запроса и предоставления субсидий и прямых платежей;

d) прогнозирует и выявляет источники финансирования Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности;

e) утверждает порядок управления Сельскохозяйственной интегрированной информационной системой;

f) ежегодно утверждает перечень рисков, сельскохозяйственных культур и видов животных, страхование которых субсидируется из Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности.

[Ст.13 дополнена Законом N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

 

Статья 14. Полномочия органа центрального публичного управления

(1) Органом центрального публичного управления, ответственным за политику субсидирования развития сельского хозяйства и сельской местности, является Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности (далее – центральный отраслевой орган).

(2) Центральный отраслевой орган осуществляет следующие полномочия:

a) разрабатывает Национальную стратегию развития сельского хозяйства и сельской местности, утверждает план действий по внедрению указанной стратегии и обеспечивает мониторинг ее внедрения;

b) обеспечивает посредством Агентства по интервенции и платежам в области сельского хозяйства выделение финансовых средств на поддержку развития сельского хозяйства и сельской местности;

c) оценивает последствия реализации политики субсидирования развития сельского хозяйства и сельской местности и на основе полученных данных вносит Правительству предложения по ее адаптации к нуждам национальной экономики и населения страны;

d) в соответствии с Законом о прозрачности процесса принятия решений № 239-XVI от 13 ноября 2008 года принимает необходимые меры для информирования как можно более широкого круга и других заинтересованных сторон в сельской местности об условиях доступа к субсидиям;

e) обеспечивает привлечение международных программ технической и финансовой помощи для пополнения Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности, в том числе в области развития сельской местности, а также их внедрение;

f) обеспечивает по согласованию с Министерством финансов распределение/перераспределение средств Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности по мерам поддержки в пределах средств фонда;

f1) утверждает распределение/перераспределение средств Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности по мерам/подмерам поддержки и по категориям сельскохозяйственных производителей;

g) утверждает справочные цены при расчете субсидии на агропромышленную технику, оборудование и инвентарь – объект приемлемой инвестиции;

h) утверждает справочник заявителя субсидий, касающийся мер поддержки.

[Ст.14 ч.(2) дополнена Законом N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

[Ст.14 ч.(2) изменена Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

[Ст.14 изменена Законом N 281 от 29.11.2018, в силу 18.02.2019]

 

Статья 15. Полномочия и финансирование Агентства по интервенции и платежам в области сельского хозяйства

(1) Агентство по интервенции и платежам в области сельского хозяйства (далее – Агентство) является административным органом, подчиненным центральному отраслевому органу, предназначенным для управления средствами Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности, а также средствами партнеров по развитию, выделяемыми ему в управление, для реализации в соответствии с законом интервенционных мер для развития сельского хозяйства и сельской местности.

(2) Во исполнение своих целей Агентство осуществляет следующие полномочия:

a) обеспечивает законное и надлежащее управление Национальным фондом развития сельского хозяйства и сельской местности;

b) рассматривает согласно процедурам и положениям, утвержденным в пределах предусмотренных настоящим законом компетенций, поданные заявителями заявки на предоставление субсидий, сопровождаемые пакетами запрашиваемых документов, а также их приемлемость для получения финансовой поддержки от государства;

c) разрешает выплату субсидий и прямых платежей получателям субсидий;

d) проверяет на местах объекты инвестиций для определения приемлемости инвестиций;

e) осуществляет мониторинг соблюдения критериев приемлемости и договорных условий предоставления субсидии получателями после производства выплат;

f) обеспечивает продвижение, сообщение, информирование и контроль в целях надлежащей реализации проектов, финансируемых из Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности;

g) разрабатывает и утверждает руководства по внутренним процедурам;

h) разрабатывает проект справочника заявителя субсидий, касающегося каждой меры поддержки;

i) представляет ежемесячные, полугодовые и годовые отчеты об управлении Национальным фондом развития сельского хозяйства и сельской местности центральному отраслевому органу до 15-го числа следующего за отчетным периодом месяца и обеспечивает их опубликование на официальной веб-странице Агентства.

(3) Положение об организации и функционировании Агентства, а также его структура утверждаются постановлением Правительства.

(4) Агентство возглавляется директором, которому помогают два заместителя директора. Директор и его заместители назначаются на государственную должность и освобождаются от государственной должности или увольняются с нее в соответствии с законом министром.

 

[Часть (5) утратила силу согласно Закону N 140 от 27.07.2018, в силу 17.08.2018]

 

(6) Агентство финансируется из государственного бюджета и из других источников, не запрещенных законом. Бюджет Агентства разрабатывается, утверждается и администрируется в соответствии с принципами, правилами и процедурами, установленными Законом о публичных финансах и бюджетно-налоговой ответственности № 181/2014.

(7) Независимо от организационно-правовой формы субъекты – держатели государственных реестров и другой информации, необходимой для эффективного выполнения Агентством его функций, предоставляют бесплатный доступ к реестрам и информации через учрежденную Правительством платформу интероперабельности, с установлением условий доступа и использования этих реестров и другой информации для сохранения их целостности. Расходы, связанные с обеспечением онлайнового подключения к базам данных соответствующих субъектов, покрываются за счет средств государственного бюджета.

[Ст.15 ч.(2) изменена Законом N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

[Ст.15 ч.(2) изменена Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

[Ст.15 изменена Законом N 281 от 29.11.2018, в силу 18.02.2019]

[Ст.15 изменена Законом N 140 от 27.07.2018, в силу 17.08.2018]

 

Статья 16. Надзорный совет

[Ст.16 утратила силу согласно Закону N 140 от 27.07.2018, в силу 17.08.2018]

 

Глава IV

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕР ПОДДЕРЖКИ,

ПОДЛЕЖАЩИХ СУБСИДИРОВАНИЮ

Статья 17. Приоритеты Национальной стратегии развития сельского хозяйства и сельской местности

Ежегодные бюджетные ассигнования утверждаются Правительством по предложению центрального отраслевого органа и направляются на покрытие следующих предусмотренных Национальной стратегией развития сельского хозяйства и сельской местности приоритетов:

Приоритет I. Повышение конкурентоспособности агропромышленного сектора путем реструктуризации и модернизации:

1) Мера 1. Инвестиции в сельскохозяйственные угодья для реструктуризации и адаптации к стандартам Европейского Союза:

а) стимулирование инвестиций в производство овощей, фруктов, эфиромасличных, пряно-ароматических и лекарственных растений в закрытом грунте (теплицы, парники, тоннели);

b) стимулирование инвестиций в закладку, обновление и раскорчевку многолетних насаждений, в том числе виноградных и плодовых;

c) стимулирование инвестиций в приобретение сельскохозяйственной техники и специального сельскохозяйственного оборудования;

d) стимулирование инвестиций в оснащение и технологическое переоборудование животноводческих ферм;

e) стимулирование приобретения племенных животных и сохранения племенного генофонда;

f) стимулирование кредитования сельскохозяйственных производителей коммерческими банками и небанковскими финансовыми учреждениями сферы интервенций;

g) стимулирование механизма страхования рисков в сельском хозяйстве;

2) Мера 2. Инвестиции в переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции:

a) стимулирование инвестиций в развитие инфраструктуры послеуборочной обработки и переработки:

– упаковочные цеха и холодильники для хранения фруктов, винограда и овощей;

– переработка, сушка и заморозка фруктов, винограда, овощей и картофеля;

– переработка, сушка и кондиционирование зерновых, семян масличных культур и сои;

– первичная обработка, упаковка, охлаждение, замораживание и хранение мяса, переработка, упаковка и хранение молока, переработка, упаковка и хранение пчелиного меда;

– переработка, сушка и упаковка эфиромасличных, пряно-ароматических и лекарственных растений;

b) поддержка образования и функционирования групп производителей;

с) стимулирование деятельности по продвижению.

Приоритет II. Обеспечение устойчивого управления природными ресурсами:

a) стимулирование инвестиций в консолидацию сельскохозяйственных земель;

b) стимулирование инвестиций в приобретение ирригационного оборудования;

c) стимулирование сельскохозяйственных производителей в порядке возмещения расходов на орошение;

d) стимулирование инвестиций в приобретение оборудования no-till и mini-till;

e) поддержка продвижения и развития экологического сельского хозяйства;

f) стимулирование инвестиций во внедрение практик энергоэффективности.

Приоритет III. Повышение уровня жизни и улучшение условий труда в сельской местности:

 

[Пкт.а) утратил силу согласно Закону N 29 от 10.02.2022, в силу 01.03.2022]

 

b) услуги по консультированию и обучению;

c) улучшение и развитие сельской экономической инфраструктуры;

d) развитие сельской местности;

e) диверсификация сельской экономики за счет несельскохозяйственной деятельности;

f) местное развитие посредством реализации Программы LEADER:

— поддержка деятельности местных инициативных групп;

— содействие реализации стратегий местного развития.

Приоритет IV. Схема прямых платежей.

[Ст.17 изменена Законом N 29 от 10.02.2022, в силу 01.03.2022]

[Ст.17 изменена Законом N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

[Ст.17 изменена Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

[Ст.17 дополнена Законом N 17 от 20.02.2020, в силу 14.04.2020]

[Ст.17 изменена Законом N 281 от 29.11.2018, в силу 18.02.2019]

 

Статья 18. Национальный фонд развития сельского хозяйства и сельской местности

(1) Для субсидирования инвестиций, связанных с целями и мерами поддержки, включенными в Национальную стратегию развития сельского хозяйства и сельской местности, учреждается Национальный фонд развития сельского хозяйства и сельской местности, формируемый из ежегодных ассигнований из государственного бюджета, планируемых отдельной строкой для политики субсидирования сельского хозяйства и сельской местности, а также из других источников.

(2) Ежегодные ассигнования из государственного бюджета для Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности предусматриваются в государственном бюджете на соответствующий год.

(3) Порядок распределения средств Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности между мерами поддержки определяется центральным отраслевым органом по согласованию с профильными объединениями сельскохозяйственных производителей.

[Ст.18 ч.(1) изменена Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

[Ст.18 изменена Законом N 172 от 27.07.2018, в силу 01.01.2019]

 

Статья 19. Источники покрытия административных расходов Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности

[Ст.19 утратила силу согласно Закону N 140 от 27.07.2018, в силу 17.08.2018]

[Ст.19 изменена Законом N 172 от 27.07.2018, в силу 01.01.2019]

 

Статья 20. Меры поддержки и субсидии для них

(1) Средства Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности используются для обеспечения мер поддержки, предусмотренных в статье 17.

(2) Перечень имущества (активов) – объекта приемлемой инвестиции утверждается Правительством по предложению центрального отраслевого органа.

(3) Размер субсидии, предоставляемой для каждой меры поддержки, варьирует в зависимости от целей развития, продвигаемых в программных документах в области развития сельского хозяйства и сельской местности. Максимальный предел субсидий (в процентах) определяется центральным отраслевым органом путем консультирования с профильными объединениями сельскохозяйственных производителей и, при необходимости, с партнерами по развитию и не превышает 50 процентов стоимости инвестиции, кроме случаев принятия мер, предусмотренных пунктом c) приоритета II и пунктами c), d) и f) приоритета III статьи 17, случаев, предусмотренных частью (6) настоящей статьи а также случаев регулирования субсидии и ее размера иными законами.

(4) Сумма субсидии носит компенсаторный характер, при этом сельскохозяйственный производитель имеет право лишь на одну субсидию в год в рамках одной меры поддержки, одной подмеры поддержки и одной области.

(5) Максимальная сумма, которую может запросить заявитель, определяется Правительством по предложению центрального отраслевого органа исходя из приоритетов, предусмотренных Национальной стратегией развития сельского хозяйства и сельской местности.

(6) В зависимости от объема Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности Правительство по предложению центрального отраслевого органа может устанавливать максимальные пределы предоставляемой сельскохозяйственному производителю субсидии, соотносимой с осуществляемой инвестицией. Максимальные пределы субсидии могут быть увеличены в случае стартаповских проектов, реализованных молодыми фермерами, фермерами-женщинами и вернувшимися мигрантами, проектов, связанных с экологическим сельскохозяйственным производством, инвестиций, осуществляемых группами производителей и предпринимательскими кооперативами, инвестиций, вкладываемых в животноводческий сектор, и инвестиций, осуществляемых с целью приобретения имущества (активов) отечественного производства.

[Ст.20 ч.(3) изменена, ч.(6) в новой редакции согласно Закона N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

[Ст.20 ч.(4) дополнена Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

[Ст.20 ч.(3) изменена Законом N 17 от 20.02.2020, в силу 14.04.2020]

[Ст.20 изменена Законом N 281 от 29.11.2018, в силу 18.02.2019]

 

Статья 21. Прямые платежи

(1) Для поддержания как можно более высокого уровня доходов сельскохозяйственных производителей, частичного возмещения понесенных ими расходов, возрождения животноводческого сектора и частичной замены импорта продукции животного происхождения государство осуществляет прямые платежи в расчете на голову животного.

(2) Прямые платежи состоят в предоставлении фиксированной суммы в расчете на голову животного в зависимости от видов и количества животных.

(3) Получателями прямых платежей могут быть сельскохозяйственные производители, занятые производством сельскохозяйственных животных, если только докажут получение с головы животного минимального количества продукции, которое ежегодно устанавливается центральным отраслевым органом после согласования с профильными объединениями сельскохозяйственных производителей.

(4) Размер прямого платежа в расчете на голову животного устанавливается положением, утверждаемым Правительством.

(5) За разведение племенных животных предоставляются повышенные прямые платежи. Размер повышения платежей устанавливается Правительством в пределах имеющихся ассигнований.

(6) Допускается предоставление прямых платежей на голову животного для видов животных, внесенных в Государственный регистр животных, ведение которого осуществляется в соответствии с Законом об идентификации и регистрации животных № 231/2006.

(7) В целях содействия развитию животноводческого сектора перечень видов животных может поэтапно как расширяться, так и сужаться Правительством в зависимости от объема Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности.

[Ст.21 в редакции Закона N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

[Ст.21 ч.(3),(4),(5),(8) изменены, ч.(9) утратила силу согласно Закону N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

 

Статья 22. Льготы, предоставляемые отдельным категориям сельскохозяйственных производителей

(1) Для поощрения и стимулирования приоритетных направлений сельскохозяйственной деятельности субсидии, предоставляемые на общих основаниях исходя из стоимости приемлемой инвестиции, увеличиваются при подаче сельскохозяйственным производителем заявки не менее чем:

a) на 15 процентов – молодым фермерам, фермерам-женщинам и вернувшимся мигрантам;

b) на 20 процентов – сельскохозяйственным производителям, занимающимся возделыванием сельскохозяйственных культур или животноводством с применением экологических технологий;

c) на 10 процентов – сельскохозяйственным производителям, закупившим приемлемое для субсидирования имущество (активы) отечественного производства;

d) на 50 процентов – группам производителей и предпринимательским кооперативам, вкладывающим инвестиции в агропродовольственный сектор согласно мерам/подмерам поддержки, принимаемым центральным отраслевым органом;

e) на 10 процентов – сельскохозяйственным производителям, вкладывающим инвестиции в животноводческий сектор, за исключением инвестиций, вкладываемых в предприятия, специализирующиеся на производстве молока;

f) на 20 процентов – сельскохозяйственным производителям, занимающимся производством коровьего, овечьего и козьего молока.

(2) Если заявитель субсидии подпадает под несколько льгот, перечисленных в части (1), в течение одного года субсидирования он вправе воспользоваться лишь одной из них по своему выбору.

(3) Льготы, предусмотренные пунктами a)–c), e) и f) части (1), не должны превышать максимальный предел в 30 процентов стоимости разрешенной субсидии и устанавливаются в пределах имеющихся ассигнований.

[Ст.22 ч.(1),(3) в редакции Закона N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

[Ст.22 ч.(1),(2) изменены, ч.(3) введена Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

 

Статья 23. Предоставление субсидии авансом

(1) В отступление от положений части (4) статьи 20 настоящего закона молодые фермеры, фермеры-женщины, вернувшиеся мигранты, а также зарегистрированные в сельской местности сельскохозяйственные микропроизводители и мелкие сельскохозяйственные производители, соответствующие понятию вновь зарегистрированного предприятия согласно Закону о малых и средних предприятиях № 179 от 21 июля 2016 года, чьи инвестиции относятся к одному из видов деятельности, предусмотренных в статье 17 настоящего закона подпунктами a), b), d) и e) пункта 1) и подпунктом a) пункта 2) приоритета I, вправе воспользоваться авансовыми субсидиями по стартаповским проектам, в рамках которых они могут запросить до 50 процентов стоимости инвестиции.

(2) Стартаповские проекты субсидируются авансом при соблюдении следующих условий:

a) обеспечиваемый заявителем финансовый вклад составляет не менее 10 процентов стоимости проекта;

b) стоимость приемлемой инвестиции не превышает 1 млн. леев;

c) проект внедряется в сельском населенном пункте;

d) срок внедрения – до 24 месяцев;

e) проект предусматривает создание рабочих мест;

f) заявитель имеет профессиональную подготовку и образование в сфере предпринимательства;

 

[Пкт.g) утратил силу согласно Закону N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

 

(3) Для финансирования стартаповских проектов из Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности выделяется по меньшей мере 5 процентов средств, предназначенных для мер поддержки, предусмотренных в статье 17.

(4) Субсидирование стартаповских проектов осуществляется в пределах выделенных на это средств на конкурсной основе, при этом приоритетными являются проекты, набравшие наибольшее количество очков. Стартаповские проекты, не набравшие необходимого количества очков, могут переводиться на следующий оценочный период в случае пополнения фондов по соответствующей компоненте.

(5) Перечисленная получателям сумма субсидии не может быть использована по иному назначению, кроме того, для которого она предоставлена. Получатели субсидий ответственны за использование субсидий в соответствии с назначением, а также за возврат полученных средств, если не могут оправдать их использование.

(6) Условия и порядок предоставления авансовых платежей по стартаповским проектам утверждаются Правительством.

(7) Получают субсидии авансом проекты, подпадающие под следующие меры поддержки:

а) улучшение и развитие сельской экономической инфраструктуры;

b) развитие сельской местности;

c) диверсификация сельской экономики за счет несельскохозяйственной деятельности;

d) местное развитие посредством реализации Программы LEADER:

— поддержка деятельности местных инициативных групп;

— содействие реализации стратегий местного развития.

(8) Проекты, подпадающие под меры поддержки, предусмотренные пунктами a) и b) части (7), получают субсидии авансом при соблюдении следующих условий:

а) заявителями и бенефициарами проектов являются органы местного публичного управления первого уровня (села и коммуны, в том числе города с населением до 10000 жителей со статусом резидента согласно последней проведенной переписи населения и жилищ);

b) финансовый вклад получателя субсидии составляет не менее 20 процентов общей стоимости проекта;

c) общая стоимость приемлемого проекта не должна превышать 3 млн.леев;

d) проект внедряется в сельской местности;

e) срок внедрения составляет до 24 месяцев;

 

[Пкт.f) утратил силу согласно Закону N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

 

(9) Проекты, подпадающие под меры поддержки, предусмотренные пунктом с) части (7), получают субсидии авансом при соблюдении следующих условий:

а) заявителями и бенефициарами проектов являются любое юридическое лицо (микро- и малое предприятие) или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, зарегистрированное в сельском населенном пункте;

b) финансовый вклад получателя субсидии составляет не менее 50 процентов общей стоимости проекта;

c) общая стоимость приемлемого проекта не должна превышать 1 млн.леев;

d) проект внедряется в сельской местности;

e) срок внедрения составляет до 24 месяцев;

 

[Пкт.f) утратил силу согласно Закону N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

 

g) проект предусматривает создание рабочих мест.

(10) Проекты, подпадающие под меры поддержки, предусмотренные пунктами a)–d) части (7), субсидируются на конкурсной основе, а проекты, набравшие наибольшее количество баллов, становятся приоритетными в пределах средств, выделенных для этой цели. Проекты, не набравшие требуемого количества баллов, переносятся на следующий оценочный период, если данный компонент будет финансироваться дополнительно.

(11) Финансовые средства, выделяемые на меры, предусмотренные пунктами a)–d) части (7), из годового бюджета Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности, устанавливаются в следующих размерах:

а) на улучшение и развитие сельской экономической инфраструктуры – до 5 процентов;

b) на развитие сельской местности – до 5 процентов;

c) на диверсификацию сельской экономики за счет несельскохозяйственной деятельности – до 5 процентов;

d) на местное развитие посредством внедрения Программы LEADER – до 5 процентов.

(111) Установленные в пунктах a)–c) части (11) финансовые средства, выделяемые на меры, предусмотренные пунктами a)–d) части (7), в случае их неиспользования перераспределяются между соответствующими мерами поддержки.

(12) Специальные условия и процедуры внедрения проектов и субсидий авансом для проектов, подпадающих под меры поддержки, предусмотренные пунктами a)–d) части (7), утверждаются Правительством.

[Ст.23 ч.(7),(11) изменены Законом N 29 от 10.02.2022, в силу 01.03.2022]

[Ст.23 ч.(1) изменена, ч.(111) введена Законом N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

[Ст.23 ч.(1),(2),(8),(9) изменены Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

[Ст.23 ч.(7),(10),(11),(12) изменены Законом N 17 от 20.02.2020, в силу 14.04.2020]

[Ст.23 дополнена Законом N 281 от 29.11.2018, в силу 18.02.2019]

 

Глава V

КРИТЕРИИ ПРИЕМЛЕМОСТИ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ СУБСИДИЯМИ.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАЯВИТЕЛЕЙ И ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СУБСИДИЙ

Статья 24. Общие критерии приемлемости

(1) Подлежат субсидированию сельскохозяйственные производители, группы производителей, которые соответствуют следующим общим критериям, касающимся мер поддержки, предусмотренных в статье 17:

a) осуществили инвестицию, соответствующую целям и направлениям действия по соответствующим мерам поддержки;

b) основываются на бизнес-плане, с помощью которого могут продемонстрировать целесообразность реализуемого проекта, по субсидиям свыше 0,5 млн.леев и лишь для отдельных мер поддержки, прямо определенных центральным отраслевым органом;

c) приобрели имущество (активы) – объект приемлемой инвестиции от поставщиков и дистрибьюторов;

d) являются законными владельцами недвижимого имущества, в/на котором осуществляется инвестиция;

e) на момент подачи заявки на предоставление субсидии не имеют задолженностей по уплате налогов и сборов в национальный публичный бюджет и не находятся в процедуре несостоятельности или процедуре роспуска с ликвидацией;

f) входят в одно из профильных объединений сельскохозяйственных производителей, за исключением заявителей субсидий на меры поддержки, предусмотренные пунктами c)–f) приоритета III статьи 17;

g) подтверждают осуществление инвестиции соответствующими документами (счета-фактуры, платежные поручения, акты сдачи в эксплуатацию и т.д.);

h) не включены в Список запрещенных получателей субсидий.

(2) Не являются приемлемыми для субсидирования в целях настоящего закона юридические лица, чьи учредители, участники, акционеры, администраторы, выгодоприобретающие собственники зарегистрированы или их местонахождение находится в юрисдикциях, не отвечающих международным стандартам прозрачности. Методика определения юрисдикций, не отвечающих международным стандартам прозрачности, а также перечень соответствующих юрисдикций в целях настоящего закона утверждаются постановлением Правительства.

(3) Для всех мер поддержки являются приемлемыми также инвестиции с компонентом гранта, стоимость которого вычитается из стоимости приемлемой инвестиции для расчета субсидии.

[Ст.24 ч.(1) дополнена, ч.(3) введена Законом N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

[Ст.24 ч.(2) введена Законом N 215 от 27.11.2020, в силу 25.01.2021]

[Ст.24 пкт.f) изменен Законом N 17 от 20.02.2020, в силу 14.04.2020]

[Ст.24 изменена Законом N 281 от 29.11.2018, в силу 18.02.2019]

 

Статья 25. Особые критерии приемлемости

(1) Особые критерии приемлемости представляют собой совокупность действительных для каждой меры поддержки особых условий, соблюдение которых дает право на субсидию следующим образом:

1) при закладке многолетних насаждений – плодовых (в том числе ореховых), виноградников, плодовоягодных кустарников и клубничных плантаций, плантаций эфиромасличных культур – субсидия предоставляется для плантаций, закладываемых:

a) на площади не менее 0,5 гектара;

b) на основе проекта или, по обстоятельствам, генерального плана насаждения;

с) из сортов, внесенных в Каталог сортов растений;

с1) из сортов, не внесенных в Каталог сортов растений, но включенных в Общий каталог сортов сельскохозяйственных растений Европейского Союза (The Common Catalogue of Varieties of Agricultural Plant Species), Каталог сортов овощных культур Европейского Союза (The Catalogue of Varieties of Vegetable Species), Общий каталог сортов винограда Европейского Союза (The Common Catalogue of Varieties of Vine) и/или Информационную систему посадочного материала и материала для размножения плодовых растений FRUMATIS (Fruit Reproductive Material Information System), в соответствии с условиями, предусмотренными частью (7) статьи 27;

d) из полученного от авторизованных производителей, в том числе зарубежных, посадочного материала, качество которого может быть подтверждено сертификатом биологической ценности, с соблюдением технических правил в данной области и, по обстоятельствам, положений Закона о винограде и вине № 57-ХVI от 10 марта 2006 года;

2) для получения субсидий при раскорчевке многолетних насаждений заявители должны доказать соблюдение условий списания и раскорчевки, установленных действующими нормативными актами;

3) для инвестиций в животноводческий сектор субсидия предоставляется при соответствии заявителя следующим условиям:

a) соблюдение предусмотренных санитарно-ветеринарными нормами зооветеринарных требований по выращиванию и содержанию животных;

 

[Подпкт.b) утратил силу согласно Закону N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

 

c) владение авторизованными помещениями для содержания животных;

d) соблюдение установленных действующим законодательством природоохранных требований;

е) в случае строительства/реконструкции животноводческих ферм – наличие разработанного лицензированными в этих целях компаниями технического проекта;

f) страхование животных от производственных рисков на момент подачи заявки на предоставление субсидии;

g) соблюдение норм, связанных с идентификацией/регистрацией животных в Государственном регистре животных;

h) приобретение приемлемого имущества (животных), подтвержденное сертификатами породы, счетами, актами сдачи в эксплуатацию и т.д.;

4) для инвестиций в производство сельскохозяйственной продукции в закрытом грунте (теплицы, парники, тоннели) субсидия предоставляется при соответствии заявителя следующим условиям:

a) осуществление инвестиции на площади не менее 0,1 гектара, принадлежащей одному и тому же сельскохозяйственному производителю. Инвестиция может осуществляться на минимально приемлемой площади в 0,1 гектара, но не менее 0,03 гектара в случае, если подавший заявку сельскохозяйственный производитель, располагающий постройками закрытого грунта, пристраивает к ним другие, формируя сооружение общей площадью не менее 0,1 гектара;

b) наличие проекта/ эскизного проекта;

c) приобретение приемлемого имущества (активов), подтвержденное счетами-фактурами, актами сдачи в эксплуатацию и т.д.;

5) для инвестиций в приобретение агропромышленной техники, оборудования и инвентаря, включая оросительные системы, субсидия предоставляется при соответствии заявителя следующим условиям:

a) владение на законном основании сельскохозяйственными землями площадью не менее 50 гектаров – в случае комбайнов для уборки сельскохозяйственных культур и тракторов с мощностью двигателя более 100 лошадиных сил и не менее 2 гектаров – в случае различных сельскохозяйственных машин и оборудования;

b) наличие государственной регистрации агропромышленной техники, оборудования и инвентаря в установленном порядке;

c) приобретение приемлемого имущества (активов) от поставщиков и дистрибьюторов, подтвержденное сертификатами качества, счетами-фактурами, актами сдачи в эксплуатацию и т.д.;

d) оплата – полностью или, в соответствующих случаях, в рассрочку – приобретенной агропромышленной техники, оборудования и инвентаря;

6) для инвестиций в инфраструктуру послеуборочной обработки и переработки субсидия предоставляется при соответствии заявителя следующим условиям:

a) владение производственно-сырьевой базой. Преимущество имеют сельскохозяйственные производители и, в зависимости от обстоятельств, группы производителей, доказывающие владение производственно-материальной базой, включая законно принадлежащие им земельные площади, которая обеспечивала бы не менее:

– 50 процентов потенциала по хранению, в случае агропромышленных складов;

– 50 процентов собственной переработанной продукции от общего объема, переработанного или подлежащего переработке ежегодно в течение периода внедрения проекта, в случае оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции;

– 50 процентов местного производства, в случае первичной обработки мяса и переработки молока.

Для инвестиций, отличных от упомянутых, размер субсидии уменьшается на 50 процентов от ее базовой стоимости.

b) соответствие критериям сельскохозяйственного микропроизводителя, мелкого, среднего или крупного сельскохозяйственного производителя;

c) приобретение приемлемого имущества (активов) от поставщиков и дистрибьюторов, подтвержденное счетами-фактурами, актами сдачи в эксплуатацию и т.д.;

d) полная оплата стоимости агропромышленного оборудования/инвентаря, другого имущества (активов) – объекта приемлемой инвестиции в рамках соответствующей меры поддержки;

7) для консолидации сельскохозяйственных земель субсидия предоставляется на частичную компенсацию кадастровых работ в случае объединения не менее трех участков для формирования единого объекта недвижимости и/или консолидации не менее трех участков методом купли-продажи, мены, дарения для формирования с соседними участками сельскохозяйственного угодья;

8) для возмещения расходов на орошение субсидия предоставляется сельскохозяйственным производителям, в том числе через ассоциации водопользователей, для частичной компенсации расходов, понесенных при подаче/ повторной подаче воды для орошения;

9) для экологического сельского хозяйства субсидия предоставляется при соответствии заявителя следующим условиям:

a) регистрация сельскохозяйственных производителей в производственной системе экологического сельского хозяйства;

b) наличие договора, заключенного с органом инспекции и сертификации, аккредитованным и авторизованным центральным отраслевым органом;

c) владение сертификатом соответствия или авторизацией о подтверждении конверсии;

10) для инвестиций в физическую инфраструктуру и инфраструктуру услуг в сельской местности субсидия предоставляется при соответствии заявителя следующим условиям:

 

[Подпкт.а) утратил силу согласно Закону N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

 

b) регистрация и осуществление сельскохозяйственной деятельности в сельском населенном пункте, по которой запрашивается субсидия;

c) осуществление инвестиции на основе проекта, включая смету расходов, согласованного в случае необходимости с местными органами публичной власти;

11) для услуг по консультированию и обучению субсидия предоставляется сельскохозяйственным производителям, воспользовавшимся услугами по консультированию.

(2) Перечень документов, необходимых для получения субсидии и прямого платежа, утверждается Правительством.

[Ст.25 ч.(1) изменена Законом N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

[Ст.25 ч.(1) изменена Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

 

Статья 26. Неприемлемые затраты и имущество

Не являются объектом приемлемой инвестиции:

a) имущество, приобретенное от аффилированных лиц;

b) приобретенное имущество, бывшее в употреблении;

c) приобретенное недвижимое имущество;

d) части гранта;

e) инвестиции, осуществленные в городах Кишинэу и Бэлць;

f) налог на добавленную стоимость, за исключением проектов, подпадающих под приоритет III статьи 17, инициированных органами местного публичного управления, а также проектов, инициированных для деятельности местных инициативных групп;

g) банковские комиссионные, затраты на банковские гарантии и аналогичные расходы;

h) затраты по валютному обмену, сборы и потери, связанные с валютным обменом;

i) обучение/шефмонтаж;

j) услуги по установке, монтажу, механизированные работы, транспортные услуги, за исключением проектов, подпадающих под пункты a), c), d), e) и f) приоритета III статьи 17;

k) оплаты, осуществленные в ходе операций по обмену товарами (бартер), по возмещению, вытекающие из договоров об уступке, а также осуществленные в пользу юридических лиц, зарегистрированных или с местонахождением в юрисдикциях, не отвечающих международным стандартам прозрачности.

[Ст.26 изменена Законом N 244 от 28.07.2022, в силу 19.08.2022]

[Ст.26 изменена Законом N 215 от 27.11.2020, в силу 25.01.2021]

[Ст.26 изменена Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

 

Статья 27. Права и обязанности заявителей и получателей субсидий

(1) Заявители и получатели субсидий имеют следующие права:

a) пользоваться в полном объеме информационной поддержкой в отношении условий субсидирования;

b) подавать заявки на предоставление субсидий и прямых платежей;

c) оперативно получать информацию о недочетах, обнаруженных в поданной для предоставления субсидии документации;

d) прослеживать через электронную сеть в общедоступном разделе информационной системы учета заявителей и получателей субсидий состояние поданных заявок на предоставление субсидий и прямых платежей;

e) присутствовать при проведении инспекций на различных этапах рассмотрения заявки на предоставление субсидии;

f) ознакомляться с документами Агентства (протоколы, акты инспекций), оформленными в целях обработки поданной заявки на предоставление субсидии и прямого платежа;

g) представлять объяснения по результатам проведенных контролей;

h) пользоваться иными правами, предусмотренными законом.

(2) Заявители и получатели субсидий обязаны:

a) соблюдать требования законодательства о субсидировании сельского хозяйства и сельской местности;

b) подавать заявки на предоставление субсидий и прямых платежей с подтверждающими документами в установленном порядке и в установленные сроки;

c) обеспечивать использование согласно назначению объекта инвестиции, для которой получена субсидия;

d) содержать объект инвестиции в соответствии с передовой практикой в соответствующей области в целях обеспечения охраны окружающей среды, безопасности пищевых продуктов, здоровья и благополучия животных и растений;

e) не допускать в течение установленного Правительством срока отчуждение или передачу в какой-либо форме в пользование объекта инвестиции, для которой получена субсидия;

f) обеспечивать все условия для надлежащего проведения проверок на месте и послеоплатных инспекций полномочными представителями Агентства в срок, указанный в пункте е), включая доступ к местам и помещениям, где осуществляется инвестиция – объект субсидирования, к юридическим, финансовым, техническим документам, лежащим в основе осуществления и развития данной инвестиции, и др.;

g) соблюдать на протяжении всего установленного срока обязательства, условия приемлемости и критерии оценки, послужившие основанием для дачи разрешения на предоставление субсидии и прямого платежа;

h) уведомлять Агентство при возникновении каких бы то ни было изменений в надлежащем осуществлении инвестиции, подлежащей субсидированию;

i) выполнять иные обязательства, предписанные законодательством.

(3) Получатель субсидий, уличенный в совершении правонарушения, предусмотренного частью (3) статьи 115, частью (21) статьи 122 и частью (11) статьи 154 Кодекса о правонарушениях № 218/2008, а также в том, что представил недостоверные данные в заявке на предоставление субсидии, произвел отчуждение, передал в пользование, списал объект инвестиции или в зависимости от обстоятельств выкорчевал многолетние насаждения с нарушением установленных сроков, обязан вернуть полученную субсидию. Получатель также вносится в список запрещенных получателей субсидий, если только не уведомит Агентство о совершенных нарушениях и не вернет субсидию добровольно.

(4) Получатели субсидий обязаны сохранять в силе критерии приемлемости с момента подачи заявки на предоставление субсидии и прямого платежа в течение всего периода, установленного Правительством, в зависимости от области инвестиции, продолжительности эксплуатации или существования объекта инвестиции. В противном случае получатели субсидий обязаны вернуть сумму полученной субсидии, за исключением форс-мажорных обстоятельств.

(5) Получатели субсидий, в отношении которых инициируется процедура несостоятельности или процедура роспуска с ликвидацией, обязаны уведомить об этом Агентство в пятидневный срок.

(6) В случае инициирования в отношении получателя субсидии процедуры банкротства, упрощенной процедуры банкротства или процедуры роспуска с ликвидацией таковой обязан вернуть полученные субсидии, если на момент инициирования соответствующих процедур ему вменялось в обязанность соответствовать критериям приемлемости, на основании которых предоставлялись субсидии. Ликвидатор в течение пяти дней с момента инициирования процедур должен уведомить Агентство о сроках предъявления своих требований к должнику.

(7) При закладке многолетних насаждений сортов, предусмотренных подпунктом c1) пункта 1) части (1) статьи 25, заявитель/получатель субсидий несет ответственность за характеристики соответствующих сортов и риск использования семян и посадочного материала, для которых не подходят сельскохозяйственные условия нашей страны или сорта которых не приспособлены к ним. В случае невыполнения указанных требований получатели субсидий обязаны вернуть сумму полученной субсидии, за исключением случаев, когда риск вызван обстоятельствами непреодолимой силы.

[Ст.27 ч.(3) дополнена Законом N 102 от 14.04.2022, в силу 20.04.2022]

[Ст.27 ч.(3) в новой редакции, ч.(5)-(7) введены Законом N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

[Ст.27 ч.(2) дополнена Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

[Ст.27 изменена Законом N 281 от 29.11.2018, в силу 18.02.2019]

 

Глава VI

РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВОК НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБСИДИЙ

И ВЫПЛАТА СУБСИДИЙ. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

ПРЕДПИСАНИЙ СУБСИДИРОВАНИЯ

Статья 28. Процедура рассмотрения заявки на предоставление субсидии

(1) Рассмотрение заявок на предоставление субсидий и прямых платежей осуществляется Агентством в соответствии с положениями настоящего закона и порядком, установленным Правительством.

(2) Процедура рассмотрения заявки на предоставление субсидии включает в себя следующие этапы:

a) прием пакета запрашиваемых документов и регистрация его в установленном порядке;

b) проверка на месте объекта инвестиции;

c) рассмотрение заявки на предоставление субсидии и дача разрешения на выплату.

 

Статья 29. Прием пакета запрашиваемых документов

(1) Заявка на предоставление субсидии подается законным представителем заявителя в территориальные подразделения Агентства по месту осуществления инвестиции.

(2) Заявка на предоставление субсидии и пакет запрашиваемых документов подаются согласно установленному Правительством порядку.

(3) Принятые заявки на предоставление субсидии подлежат немедленной регистрации в ведущемся вручную регистре соответствующего территориального подразделения Агентства и в базе данных информационной системы учета заявителей и получателей субсидий.

(4) В целях обеспечения соблюдения условий приемлемости и установления достоверности прилагаемых к заявке на предоставление субсидии документов представители территориального подразделения Агентства имеют право:

a) запрашивать дополнительные документы в подтверждение достоверности прилагаемых к заявке документов, если имеются достаточные основания предполагать их недостоверность;

b) запрашивать от органов власти любого уровня информацию относительно заявителя субсидии и объекта инвестиции;

c) проверять на месте объект инвестиции, его состояние для установления понесенных расходов.

 

Статья 30. Срок рассмотрения заявки на предоставление субсидии

(1) Заявка на предоставление субсидии рассматривается в зависимости от ее сложности, объема инвестиции, для которой запрашивается субсидия, в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи заявки в территориальное подразделение Агентства; исключение составляют заявки на прямые платежи, срок рассмотрения которых определяется Правительством.

(2) В сложных случаях срок, предусмотренный частью (1), может быть продлен на 10 рабочих дней с уведомлением об этом в письменной форме заявителя.

(3) Срок рассмотрения может быть приостановлен в случае исчерпания средств Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности.

 

Статья 31. Процедура проверки на местах

(1) Заявители ответственны за надлежащее соблюдение критериев приемлемости, а также за выполнение всех обязанностей и обязательств.

(2) Процедура проверки на местах основывается на следующих принципах:

a) объективность и беспристрастность при проведении проверок;

b) проведение проверок и составление соответствующих актов в порядке поступления заявок на предоставление субсидий;

c) прозрачность и доступность актов проверок;

d) презумпция соблюдения законодательства сельскохозяйственным производителем или группой производителей, подлежащими проверке;

е) констатирующий, консультативный и рекомендательный характер проверок на местах;

f) целесообразность проверки и пропорциональность его длительности – осуществление проверок в возможно более короткий срок, не выходящий за пределы предусмотренного в части (4).

(3) По каждому проверенному заявителю субсидии в соответствии с установленной процедурой оформляется акт проверок утвержденного центральным отраслевым органом образца, содержащий:

a) состав группы по проведению проверок на местах;

b) меру поддержки, доступную заявителю, и, при необходимости, краткое описание проекта с указанием запрашиваемой суммы;

c) объект проверок и программу ее проведения;

d) результаты проверок и выводы проверочной группы.

(4) Период проведения проверки не превышает 30 дней после ее начала.

(5) Заявители субсидий обязаны в 10-дневный срок представить запрашиваемые в ходе проверок информацию и документы. В случае отказа предоставить запрашиваемые информацию и документы Агентство вправе отклонить заявку на предоставление субсидии, проинформировав об этом сельскохозяйственного производителя.

(6) Процедура проверки на местах, необходимые действия в ходе проверок устанавливаются в руководствах по процедурам, утвержденных приказом директора Агентства в соответствии с Законом о государственном внутреннем финансовом контроле № 229/2010.

[Ст.31 изменена Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

 

Статья 32. Дача разрешения на выплату субсидии

(1) Процесс дачи разрешения на выплату субсидии и прямого платежа основывается на следующих принципах:

a) обеспечение прозрачности;

b) обеспечение равного отношения, беспристрастности и отсутствия дискриминации в отношении всех заявителей;

с) декларирование заявителем под личную ответственность соблюдения условий приемлемости и достоверности прилагаемых к заявке документов, инвестиционных затрат, для которых запрашивается субсидия;

d) дача разрешения на выплату в порядке поступления пакета запрашиваемых документов, осуществляемая по принципу «первым пришел – первым обслужен», в соответствии с мерами/подмерами поддержки и категориями сельскохозяйственных производителей в пределах имеющихся финансовых средств;

e) в отступление от положений статьи 23 не использованные до 1 сентября текущего года финансовые средства в рамках меры/подмеры поддержки или категории сельскохозяйственных производителей перераспределяются по предложению Агентства центральным отраслевым органом для других мер/подмер поддержки и категорий сельскохозяйственных производителей в соответствии с приоритетами и потребностями национальной экономики.

(2) Для мер поддержки, которые требуют бизнес-плана, дача разрешения на выплату производится по некоторым критериям оценки, основанным на показателях эффективности и вытекающим из целей, предусмотренных Национальной стратегией развития сельского хозяйства и сельской местности.

(3) Критерии оценки утверждаются центральным отраслевым органом.

(4) В целях обеспечения прозрачности и участия в процессе субсидирования в составе Агентства учреждается Комитет по оценке заявок на предоставление субсидий и даче разрешений на выплату (далее – Комитет по оценке и даче разрешений) – коллегиальный орган, состоящий из представителей центрального отраслевого органа, Агентства и, при необходимости, экспертов из смежных с агропромышленным сектором областей.

(5) В компетенцию Комитета по оценке и даче разрешений входит отбор заявок на предоставление субсидий, предусмотренных частью (2), и дача разрешений на выплату субсидий.

(6) Персональный состав и полномочия Комитета по оценке и даче разрешений утверждаются Агентством.

(7) Решение о даче разрешения на выплату субсидии является основанием для перечисления на счет получателя суммы субсидии и прямого платежа.

[Ст.32 ч.(1) изменена Законом N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

[Ст.32 ч.(1) дополнена Законом N 44 от 26.03.2021, в силу 30.04.2021]

[Ст.32 ч.(1) изменена Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

 

Статья 33. Выплата субсидий и прямых платежей

(1) В пятидневный срок со дня утверждения решения о предоставлении субсидии и прямого платежа Агентство заполняет платежные поручения и направляет их для исполнения Государственному казначейству.

(2) Выплата субсидии и прямого платежа производится в порядке поступления платежных поручений в Государственное казначейство, в национальной валюте, перечислением через специальный казначейский счет Агентства.

(3) При получении платежных поручений Государственное казначейство проверяет:

а) соответствие сумм утвержденным бюджетным положениям;

b) соответствие наименования и фискального кода заявителя данным поданных Агентством платежных поручений.

(4) Финансирование Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и в соответствии с прогнозами ликвидности бюджетов, по мере поступления денежных средств на счета государственного бюджета, с учетом положений Закона о публичных финансах и бюджетно-налоговой ответственности № 181 от 25 июля 2014 года, но не позднее 30 дней со дня подачи платежных поручений.

(5) По заявкам на предоставление субсидий, принятым сверх лимита средств Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности в текущем году, выплата субсидий будет разрешаться в пределах средств, выделенных фонду на следующий год, и они будут иметь приоритет при оплате.

[Ст.33 ч.(6) утратила силу согласно Закону N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

[Ст.33 ч.(6) введена Законом N 44 от 26.03.2021, в силу 30.04.2021]

 

Статья 34. Список запрещенных получателей субсидий

(1) Список запрещенных получателей субсидий представляет собой ведущийся Агентством реестр, включающий информацию о заявителях/получателях субсидий, которые представили недостоверные данные, фальшивые документы, выявленные в установленном порядке специализированными органами и Агентством, а также о тех из них, которые не выполнили принятых на себя обязательств.

(2) Процедура внесения в Список запрещенных получателей субсидий и, при необходимости, исключения из него определяется Правительством.

[Ст.34 ч.(1),(2) изменены Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

[Ст.34 изменена Законом N 281 от 29.11.2018, в силу 18.02.2019]

 

Глава VII

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Статья 35. Сельскохозяйственная интегрированная информационная система

(1) Сельскохозяйственная интегрированная информационная система представляет собой автоматизированную информационную систему, на основе которой формируется ведомственный информационный ресурс об отечественных сельскохозяйственных производителях и средствах сельскохозяйственного производства, созданный для поддержки процесса разработки, мониторинга и оценки политик развития сельского хозяйства и сельской местности.

(2) Концепция создания и порядок функционирования Сельскохозяйственной интегрированной информационной системы утверждаются Правительством.

(3) Необходимые для создания и поддержания Сельскохозяйственной интегрированной информационной системы финансовые средства выделяются из государственного бюджета и из средств доноров.

[Ст.35 ч.(3) дополнена Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

 

Глава VIII

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 36. Вступление в силу

(1) Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением положений статьи 21, которые вводятся в действие с 1 января 2020 года.

(2) К существующим на день вступления в силу настоящего закона правоотношениям, возникшим на основе договоров на предоставление субсидии, применяются положения законодательных актов, действовавших до вступления в силу настоящего закона.

(3) Начиная с 2024 года сельскохозяйственные производители, не зарегистрированные в базе данных Сельскохозяйственной интегрированной информационной системы, не смогут получать субсидии и прямые платежи.

[Ст.36 ч.(3) изменена Законом N 222 от 16.12.2021, в силу 31.12.2021]

[Ст.36 ч.(3) изменена Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

 

Статья 37. Организация исполнения

(1) Правительству в трехмесячный срок со дня опубликования настоящего закона:

a) привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом;

b) обеспечить пересмотр органами центрального публичного управления и признание ими утратившими силу своих нормативных актов, противоречащих настоящему закону;

c) представить Парламенту предложения по приведению действующего законодательства в соответствие с настоящим законом.

(2) В отступление от положений настоящего закона средства Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности используются в установленных Правительством размере и порядке для частичной компенсации убытков, понесенных сельскохозяйственными производителями в результате стихийных бедствий в 2020 году.

(21) В отступление от положений настоящего закона средства Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности используются в установленных Правительством размере и порядке для частичной компенсации акцизов на дизельное топливо, используемое сельскохозяйственными производителями в 2022 году.

(3) В отступление от положений настоящего закона применение пункта е) части (1) статьи 24 подлежит приостановлению в течение 2021 года.

[Ст.37 ч.(21) введена Законом N 103 от 14.04.2022, в силу 27.04.2022]

[Ст.37 ч.(3) введена Законом N 44 от 26.03.2021, в силу 30.04.2021]

[Ст.37 дополнена Законом N 156 от 20.07.2020, в силу 07.08.2020]

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАРЛАМЕНТА Андриан КАНДУ
№ 276. Кишинэу, 16 декабря 2016 г.
Оцените статью
Bizlex.ru
Добавить комментарий