BIZLEXLegislația Republicii Moldova
Documente

Scrisoarea nr.10-22-03/8 din 17.04.97 cu privire la modul de calculare şi achitare la buget a impozitului pe beneficiul întreprinderilor

Tipul documentului
Documente
Data adoptării
17.04.1997
Textul în limba selectată nu este disponibil. Este afișată cealaltă versiune lingvistică.

ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ

О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога

на прибыль предприятий

(Письмо Главной Государственной налоговой инспекции)

N 10-22-03/8  от  17.04.97

 (в силу 17.04.1997) 

"Contabilitate şi audit", 1997, N 6, стр.67

* * *

В связи с поступающими запросами и необходимостью популяризации порядка налогообложения прибыли (доходов) юридических лиц Главная Государственная налоговая инспекция сообщает следующее.

В настоящее время налогообложение прибыли (доходов) юридических лиц ведется в соответствии со следующими законодательными и нормативными актами Республики Молдова: Закон об основах налоговой системы № 1198-ХII от 17 ноября 1992 г., Закон о налоге на прибыль предприятий № 1214-ХII от 2 декабря 1992 г., Постановление Парламента "О введении в действие Закона о налоге на прибыль предприятий" от 2 декабря 1992 г., Закон о Государственной налоговой службе № 876-ХII от 22 января 1992 г. и Закон о предпринимательстве и предприятиях № 845-ХII от 3 января 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями, Закон о государственном бюджете на 1996 год № 686-XIII от 14 декабря 1995 г., постановления Правительства, принятые во исполнение постановления Парламента "О введении в действие Закона о налоге на прибыль предприятий", и другие законодательные и нормативные акты, которые устанавливают порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль.

В соответствии с постановлением Парламента "О введении в действие Закона о налоге на прибыль предприятий" данный Закон введен в действие с 1 января 1993 г. Одновременно установлено, что с введением указанного Закона утрачивают силу ранее действующие нормативные акты, регламентирующие вопросы налогообложения прибыли (доходов).

В порядке, предусмотренном настоящим письмом, облагается налогом прибыль, полученная как на территории Республики Молдова, так и за ее пределами, включая страны Содружества Независимых Государств.

Положения настоящего письма не распространяются на %:

a) банки и предприятия, получающие доходы от операций с ценными бумагами, которые уплачивают налог в соответствии с другими законодательными актами республики;

b) предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, получающие прибыль от деятельности в Республике Молдова и за рубежом;

c) индивидуальные хозяйства и физические лица, доходы от предпринимательской деятельности которых облагаются налогом в соответствии с Законом "О подоходном налоге с физических лиц" № 1218-XII от 3 декабря 1992 г.

Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль и доходы указанных юридических и физических лиц регулируется другими нормативными актами Министерства финансов.

I. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА

1. Плательщиками налога на прибыль являются:

a) все расположенные на территории Республики Молдова хозяйственные субъекты (государственные, кооперативные, акционерные, арендные, коллективные, общественные и другие – в дальнейшем предприятия) независимо от видов собственности и организационно-правовых форм, осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеющие самостоятельный баланс и являющиеся юридическими лицами;

b) сельскохозяйственные предприятия индустриального типа, перечень которых утвержден Постановлением Правительства № 266 от 17 мая 1993 г., сельскохозяйственные научно-исследовательские институты и учреждения (за исключением их опытных сельскохозяйственных структурных подразделений, ведущих самостоятельный учет), межхозяйственные районные объединения по биологическому и агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства, межхозяйственные мелиоративные объединения и предприятия, другие агропромышленные формирования, не производящие продукцию сельского хозяйства.

Сельскохозяйственные предприятия, за исключением предприятий индустриального типа, не уплачивают налог на прибыль от производства и реализации своей сельскохозяйственной продукции, а также от реализации продукции, полученной в результате промышленной переработки исключительно собственного сырья своими структурными подразделениями, не составляющими самостоятельного бухгалтерского баланса. Структурным подразделением сельскохозяйственного предприятия, не составляющим самостоятельного бухгалтерского баланса, может быть цех по переработке исключительно сельскохозяйственного сырья из собственного урожая.

Прибыль сельскохозяйственных предприятий, полученная от превышения внереализационных доходов над расходами и от несельскохяйственной деятельности, в том числе от реализации промышленной продукции, полученной из давальческого и закупленного от других хозяйств сельскохозяйственного сырья, облагается налогом на общих основаниях. При определении суммы налогооблагаемой прибыли, полученной от реализации промышленной продукции из давальческого и заготовленного от других хозяйств сельскохозяйственного сырья, необходимо исходить из удельного веса сырья, поступившего в переработку за отчетный период, а по первичному виноделию и консервной продукции – за год его переработки.

2. В соответствии со ст.21 Закона о предпринимательстве и предприятиях предприятиям предоставлено право учреждать вне своего места расположения филиалы и представительства с правом открытия субрасчетного (текущего) счета. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и не могут быть самостоятельными плательщиками налога на прибыль.

II. ИСЧИСЛЕНИЕ ОБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ

3. Для исчисления налога на прибыль принимается балансовая прибыль предприятия, состоящая из прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), товаров, основных средств и прочих активов предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

4. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на их производство и реализацию, включаемыми в себестоимость.

При определении затрат и финансовых результатов предприятий следует руководствоваться "Основными положениями по составу затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в ее себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов предприятий", утвержденными Постановлением Правительства № 340 от 2 июня 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями к нему, внесенными Постановлениями Правительства Республики Молдова № 148 от 20.04.94 г., № 405 от 09.06.94 г., № 953 от 28.12.94 г., № 527 от 26.07.95 г., № 615 от 04.09.95 г., № 342 от 21.06.96 г., № 575 от 24.10.96 г., а также отраслевыми методическими указаниями и рекомендациями по вопросам учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), согласованными с Министерством финансов, Министерством экономики и Госдепартаментом республики по статистике.

В соответствии с указанными "Основными положениями..." предусмотрен следующий порядок определения выручки от реализации и формирования прибыли.

При предварительной и аккредитивной форме оплаты продукция (работы, услуги) и товары считаются реализованными только после фактической отгрузки (сдачи транспортной организации или покупателю), а при расчетах наличными деньгами – по мере поступления средств в кассу.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по мере отгрузки товаров (выполненных работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов для оплаты. В случае длительности банковского документооборота в пределах республики, а также при систематической задержке оплаты за продукцию (работы, услуги) (при безналичных расчетах) разрешается определить выручку от реализации по мере поступления средств за отгруженные товары и продукцию (работы, услуги) на счета в учреждения банков или в кассу предприятия.

Прибыль от реализации товаров и услуг торговых и коммерческо-посреднических организаций определяется как разница между валовым доходом от реализации наценки (без налога на добавленную стоимость) и издержками обращения, включая транспортные расходы за пределы республики, таможенные сборы и пошлины, сбор на импорт и экспорт товаров.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова № 342 от 21 июня 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Республики Молдова № 340 от 2 июня 1993 г." все затраты, связанные с приобретением и реализацией товаров (за исключением социально значимых), относятся на издержки обращения.

По социально значимым товарам установлен следующий порядок возмещения затрат, связанных с приобретением и реализацией товаров:

- по экспортируемым товарам затраты относятся на издержки обращения;

- по импортируемым товарам, реализуемым на территории республики, транспортные расходы по поставке продукции от поставщика до места назначения, уплаченные таможенные сборы и государственные пошлины включаются в цену товара;

- по товарам, производимым и поставляемым в торговый оборот на территории республики, все затраты включаются в издержки обращения (за исключением строительных материалов, по которым транспортные расходы по доставке их от поставщика до места продажи (независимо от места их приобретения) включаются в отпускную цену).

При формировании продажных цен с применением ограниченной торговой надбавки, независимо от количества посредников, размер торговой надбавки не должен превышать предельный уровень, установленный в размере 20 процентов к свободной отпускной цене, определенной производителем продукции, с учетом налога на добавленную стоимость (если продукция произведена на территории республики), или к цене приобретения (в случае приобретения ее за пределами республики).

Прибыль от реализации и прочего выбытия основных средств определяется как разница между выручкой от реализации основных средств, включая стоимость материальных ценностей по ценам возможного использования, поступивших в связи со списанием имущества, и остаточной стоимостью выбывших основных средств, а также расходов по их ликвидации.

Прибыль от реализации прочих активов определяется как разница между выручкой от реализации нематериальных активов, материалов и других ценностей, относящихся к оборотным средствам, валютным средствам, ценным бумагам и другим финансовым вложениям, и их балансовой стоимостью (за минусом начисленного износа по нематериальным активам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам).

Вышеуказанными "Основными положениями..." предусмотрено, что метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров. Копия приказа руководителя предприятия по этому вопросу должна быть представлена в налоговую инспекцию по месту нахождения. При отсутствии приказа выручка от реализации продукции (работ, услуг) считается по мере поступления денег на счет в банке (в кассу) предприятия.

По производственным кооперативам, ранее уплачивавшим подоходный налог, облагаемая прибыль исчисляется исходя из всей выручки от реализации продукции (работ, услуг), поступившей на расчетный счет или в кассу кооператива независимо от срока выпуска данной продукции.

Потребительские кооперативы (жилищно-строительные, гаражно-строительные, а также садоводческие товарищества), имеющие доходы от реализации продукции (работ, услуг) на сторону, от сдачи имущества в аренду и других источников доходов, уплачивают налог на прибыль в общеустановленном порядке.

5. В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, от сдачи имущества (за исключением государственного) в аренду, от других операций, не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), доходы и потери от валютных курсовых разниц, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций, а также другие потери и убытки, предусмотренные в разделе V вышеуказанных "Основных положений...".

Более подробно порядок формирования финансовых результатов предприятий предусмотрен в вышеуказанных "Основных положениях..." и в соответствующих указаниях по их применению.

6. Доходы в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в национальной валюте. Эти доходы пересчитываются в национальной валюте по официальному курсу обмена этой валюты, установленному Национальным банком Молдовы на день поступления средств на валютный счет предприятия.

7. Постановлением Правительства № 340 от 2 июня 1993 г. и дополнениями к нему утверждены нормы (нормативы) на представительские расходы, расходы на рекламу, подготовку и переподготовку кадров, учитываемые при исчислении налогооблагаемой прибыли, и командировочные расходы.

Расчет сумм превышения нормируемых величин расходов на подготовку и переподготовку кадров, рекламу и представительские расходы при исчислении налогооблагаемой прибыли составляется и представляется в Государственную налоговую инспекцию один раз в год по форме согласно приложению № 3 к инструкции Министерства финансов Республики Молдова "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий" № 4-02 от 02.09.93 г. Суммы фактически произведенных расходов в этой части включаются в издержки производства и обращения.

8. Сумма прибыли, полученная предприятием за пределами Республики Молдова, включается в общую сумму прибыли, подлежащую налогообложению в Республике Молдова, и учитывается при определении суммы налога.

9. Сумма прибыли, полученная в виде дивидендов от долевого участия в деятельности другого предприятия, исключается из налогооблагаемой прибыли. Эта прибыль подлежит налогообложению в составе прибыли предприятия – плательщика дивидендов.

10. Предприятия, получившие дотации из бюджета или внебюджетных фондов на покрытие убытков от предпринимательской деятельности, а также компенсации на покрытие убытков от стихийных бедствий, исчисляют налог на прибыль в следующем порядке. Если сумма фактических убытков по балансу за отчетный период меньше фактических сумм, полученных из бюджета или внебюджетных фондов, то излишне полученные суммы подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Пример.

На указанные цели из бюджета или внебюджетного фонда получено 100,0 тыс.лей, а фактические убытки составили 90,0 тыс.лей. Налогообложению подлежит 10,0 тыс.лей по ставке 32%, налог на прибыль в данном случае составит 3200 лей.

11. Порядок исчисления и уплаты налога с доходов, полученных предприятиями от операций с ценными бумагами, определен Законом о налоге на операции с ценными бумагами № 1429-ХII от 18.05.93 г.

12. Прибыль, исчисленная в соответствии с настоящими методическими указаниями, облагается налогом по ставке 32 процента. Доходы казино, видеосалонов, доходы от эксплуатации игровых автоматов с денежными выигрышами, игрально-призовых аттракционов подлежат обложению налогом по ставке 70 процентов от дохода. Облагаемый доход определяется как разница между выручкой от реализации и расходами, за минусом расходов на оплату труда. Основание: Закон Республики Молдова № 323-XIII от 14 декабря 1994 г "О внесении изменений и дополнений в Закон о налоге на прибыль предприятий".

13. В соответствии с законами о государственном бюджете на соответствующий год зачисление налога плательщиками производится в соответствующие бюджеты по установленным нормам.

При этом плательщики представляют учреждениям банков два отдельных платежных поручения на перечисление отчислений по установленным нормативам в местный бюджет и остальной части из общей суммы налога – в государственный бюджет.

Поскольку плательщики вносят платежи в местный и государственный бюджеты отдельными поручениями, учреждения банков производят зачисления платежей в местный бюджет без отражения этих сумм в доходах и расходах государственного бюджета.

Плательщики, предусмотренные в статье 18 Закона "О государственном бюджете на 1996 год", то есть коммерческие банки и другие кредитные учреждения, страховые компании вносят налог на прибыль в 1996 году в централизованном порядке.

III. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ В 1996 ГОДУ

По Закону "О налоге на прибыль предприятий" от 2 января 1992 г. (статья 6) с изменениями и дополнениями к нему, внесенными Законами № 323-XIII от 14.12.94 г. и № 653-XIII от 17.11.95 г.

14. При исчислении налога облагаемая прибыль уменьшается на суммы

a) фактически произведенных затрат на капитальные вложения по техническому оснащению (перевооружению) и реконструкции производства, строительству жилых домов, не завершенных строительством по состоянию на 01.01.95 г., и на природоохранные мероприятия при условии полного использования амортизационных отчислений и других собственных ресурсов, но не более 70% облагаемой прибыли.

Пример.

Налогооблагаемая прибыль предприятия составила 1000,0 тыс.лей. Фактически произведенные затраты на капитальные вложения по техническому перевооружению и реконструкции производства и на строительство жилых домов, не завершенных строительством по состоянию на 01.01.95 г., и на природоохранные мероприятия составили 1200 тыс.лей. Собственные ресурсы на эти цели составляют 200,0 тыс.лей. Таким образом, на эти цели может быть направлена прибыль в сумме 700 тыс.лей (1000 × 70 : 100). Остальные затраты в сумме 300 тыс.лей (1200 – 200 – 700) должны быть профинансированы кредитами или за счет других собственных источников, фонда социально-культурных мероприятий, других фондов. Оставшаяся сумма прибыли может быть направлена на предоставление других льгот, предусмотренных действующим законодательством, но в пределах указанной суммы (300 тыс.лей);

b) затрат на содержание находящихся на балансе предприятий объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений, спортивных сооружений, объектов культурного назначения, объектов жилищного фонда в пределах нормативов, утвержденных в установленном порядке;

c) фактически произведенных затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполненные и внедренные в технологические процессы производства в течение первого года после разработки, при условии полного использования собственных средств;

d) экономии затрат на топливно-энергетические ресурсы, израсходованные на производство продукции (работ, услуг);

e) доходов, полученных от операций с государственными ценными бумагами, распространяемыми государственными органами.

15. Не подлежит налогообложению прибыль

a) частных и общественных благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и их предприятий, направляемая в эти фонды на цели, связанные с осуществлением ими согласно уставам благотворительной деятельности;

b) предприятий (участков, бригад) при высших и средних специальных учебных заведениях, профессионально-технических училищах, средних образовательных школах, направляемая ими на укрепление материально-технической базы и улучшение социально-бытовых условий студентов и учащихся, мастеров, работников, занятых в производственном процессе;

c) религиозных организаций (объединений) от культовой деятельности и реализации предметов, необходимых для совершения культовых обрядов в соответствии с Законом о культах;

d) специализированных государственных протезно-ортопедических предприятий, полученная от основной деятельности;

e) учебно-производственных предприятий и организаций обществ слепых, глухонемых и инвалидов при доле инвалидов в общей численности работников более 50 процентов;

f) предприятий, полученная от ликвидации токсических отходов.

16. Предприятия и организации, получившие средства на благотворительные цели, по окончании отчетного года представляют в налоговую инспекцию по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их использовании. В случае использования средств на другие цели, эти средства взыскиваются в доход бюджета в соответствии с Законом о благотворительности и спонсорстве № 521-XIII от 07.07.95 г.

17. Помимо льгот, перечисленных выше, на предприятия с иностранными инвестициями распространяются льготы, предусмотренные Законом об иностранных инвестициях.

18. Закон "О государственном бюджете на 1996 год" предусматривает следующие дополнительные льготы по налогу на прибыль на 1996 год.

При исчислении налога на прибыль (доход) юридических лиц облагаемая прибыль уменьшается:

a) на сумму прибыли (дохода), фактически перечисленную на цели благотворительности и спонсорства, – в размерах, предусмотренных Законом о благотворительности и спонсорстве № 521-XIII от 07.07.95 г. (до 10% облагаемой прибыли). В соответствии со статьей 10 указанного Закона благотворительные организации и спонсоры обязаны вести учет пользователей благотворительной помощи и спонсорской поддержки, с указанием их имен, размера и целей пожертвований и один раз в квартал представлять (в обязательном порядке) органам финансового контроля справку по форме, утвержденной ими.

В соответствии со статьей 12 указанного Закона решение о предоставлении спонсорам льгот входит в компетенцию Министерства финансов. Если официально такого разрешения нет льготу предоставлять не следует.

В случае сокрытия благотворительной организацией информации о полученных в качестве благотворительной помощи финансовых и материальных средствах, эти средства подлежат налогообложению в установленном порядке;

b) на сумму прибыли (дохода), фактически перечисленную фондам социальной поддержки населения, – в размере одного процента балансовой прибыли.

Сумма исчисленного налога на прибыль уменьшается на:

a) не более чем на 50 процентов суммы фактических расходов на содержание объектов социально-культурного назначения (детские дошкольные учреждения, общежития, ведомственный жилой фонд, учреждения здравоохранения и культуры), превышающих расходы, исчисленные по нормативам, утвержденным органами местного публичного управления.

Пример.

На балансе предприятия имеется детское дошкольное учреждение на 50 детских мест. Норма затрат на содержание одного ребенка на год, утвержденная местным органом самоуправления, составляет 1,0 тыс.лей. Всего расходов по норме 50,0 тыс.лей. Фактические расходы на содержание 50 детей составили 75,0 тыс.лей. В данном случае исчисленная сумма налога должна быть уменьшена на 12,5 тыс.лей ((75 – 50) × 50 : 100);

b) на сумму затрат по созданию дополнительно к численности работающих по состоянию на 1 января 1996 г. новых рабочих мест за счет ввода в эксплуатацию новых мощностей, реконструкции и технического перевооружения действующих производств, исходя из действующего размера минимальной заработной платы на каждое рабочее место в расчете на год.

Пример.

По состоянию на 1 января 1996 года на предприятии было 200 рабочих мест, которые все были заполнены. За счет ввода в эксплуатацию новых мощностей, реконструкции и технического перевооружения действующего производства с 1 июля введено дополнительно 20 рабочих мест. В этом случае предприятию положена льгота в сумме 2160 лей (20 × 18 × 6).

Освобождены от налога на прибыль при условии, что рентабельность от основной хозяйственной деятельности не превышает 25 процентов:

a) лечебно-производственные (трудовые) мастерские при психиатрических больницах Министерства здравоохранения, использующие труд инвалидов;

b) Республиканский экспериментальный центр по протезированию, ортопедии и реабилитации Министерства труда, социальной защиты и семьи;

c) учебные и производственные предприятия и организации, использующие труд инвалидов и пенсионеров, численность которых составляет 50 процентов штатного персонала и более;

d) предприятия пенитенциарных учреждений при условии направления не менее 70 процентов прибыли на развитие производства.

В 1996 году освобождено от уплаты налога на прибыль акционерное общество "Фонд Митрополии". Оставляемые в распоряжении "Фонда Митрополии" средства используются на строительство, реставрацию и ремонт культовых сооружений и монастырей, имеющих культурно- историческое значение и включенных в Перечень памятников Республики Молдова, охраняемых государством.

В соответствии с пунктом (5) статьи 26 Закона "О государственном бюджете на 1996 год" также освобождены от налога на прибыль Центр учета и документирования населения и Управление паспортов и виз Министерства внутренних дел. Доходы, полученные от производства и оформления документов, удостоверяющих личность, и деятельности Управления паспортов и виз, направляются в полном объеме на укрепление материально-технической базы Государственного регистра населения и национальной паспортной системы и используются в соответствии с утвержденной Правительством сметой, согласованной с Комиссией Парламента по бюджету и финансам, а также на восстановление расходов государственного бюджета, связанных с приобретением бланков паспортов.

IV. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА

19. Сумма налога на прибыль исчисляется предприятием самостоятельно на основании данных бухгалтерского отчета исходя из величины облагаемой прибыли, с учетом льгот и ставки налога.

В течение квартала предприятия производят авансовые взносы налога исходя из предполагаемой (прогнозной) суммы прибыли и ставки налога.

Для контроля за правильностью определения и полнотой перечисления в бюджет авансовых сумм налога на прибыль предприятия не позднее 10 числа первого месяца квартала представляют налоговым и финансовым органам по месту своего нахождения справки о предполагаемой (прогнозной) сумме прибыли.

Авансовые взносы налога перечисляются плательщиками 20 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога. Предприятия обязаны до наступления срока платежа сдать платежное поручение в соответствующее учреждение банка, которое исполняется в установленном порядке, а при отсутствии средств на счете платежное поручение помещается в картотеку № 2.

Авансовые платежи налога на прибыль предприятий являются обязательными платежами в доход государственного бюджета и при внесении их в бюджет в неустановленные сроки они подлежат взысканию в бесспорном порядке с начислением пени в размере 0,1 процента за каждый день просрочки.

Предприятие, у которого сумма налога за истекший квартал не превышает 1000 лей, не производит авансовые взносы налога. Также не производят авансовые взносы налога сельскохозяйственные предприятия неиндустриального типа по прибыли от несельскозяйственной деятельности.

20. По окончании каждого квартала и каждого года плательщики самостоятельно исчисляют сумму налога на прибыль (нарастающим итогом с начала года) исходя из фактически полученной ими прибыли (с учетом льгот) и представляют налоговой инспекции расчет налога в бюджет от фактической прибыли по форме согласно приложению № 13 к инструкции Министерства финансов Республики Молдова "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий" № 4-02 от 02.09.93 г.

Сельскохозяйственные предприятия, включая предприятия индустриального типа, составляют и представляют расчет налога на прибыль в бюджет по форме согласно приложению № 14 к указанной Инструкции. Порядок исчисления суммы налога предусмотрен в показателях этих форм расчета. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет, исчисляется с учетом ранее произведенных платежей.

В соответствии со статьей 13 Закона "Об основах налоговой системы" № 1198-ХII от 17 ноября 1992 г. (в редакции Закона № 478-XIII от 6 июня 1995 г.) налогоплательщик обязан исполнять в месячный срок решения налоговых и других органов, наделенных функциями налогового контроля, принятые решения по результатам проверок соблюдения налогового законодательства.

21. Уплата налога, исчисленного самим плательщиком из фактической прибыли за квартал, полугодие и девять месяцев сверх ранее внесенных сумм, производится, не ожидая извещения налогового органа, в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартального бухгалтерского отчета, а по годовым расчетам – в десятидневный срок со дня, установленного для сдачи бухгалтерского отчета за год.

Если налоговым органом в результате камеральной проверки расчетов будет установлено, что налог на прибыль подлежит взносу в бюджет в большей сумме, чем показано в расчете плательщика, уплата в бюджет доначисленных сумм налога по результатам перерасчетов производится в пятидневный срок со дня сообщения в письменном виде налоговым органом о сумме доплаты, а пеня исчисляется по истечении пятидневного срока со дня установленного для сдачи бухгалтерского отчета.

Проверенный налоговым органом расчет налога от фактической прибыли подписывается должностными лицами инспекции и не подлежит подтверждению и выдаче налогоплательщику.

Предельные сроки представления финансовой отчетности установлены Законом "О бухгалтерском учете" № 426-ХIII от 4 апреля 1995 г. (статья 49), а именно квартальная финансовая отчетность в срок с 15 по 25 число месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовая – в срок с 25 января по 15 марта после отчетного года. Конкретный срок представления финансовой отчетности устанавливают районные (муниципальные) финансовые органы в зависимости от величины предприятия.

22. Согласно статье 9 Закона Республики Молдова N 1198-ХII от 17.12.92 г. "Об основах налоговой системы" сумма налога, уплаченная предприятием за границей в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитывается при уплате налога в Республике Молдова.

При этом размер засчитываемых сумм не может превышать подлежащую уплате в Молдове сумму налога на доход, полученный за границей. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы декларации о размерах доходов, полученных за границей, и документы, подтверждающие уплату за границей налогов с этих доходов (копии банковских документов).

23. Излишне внесенные суммы налога на прибыль засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику в десяти дневной срок со дня получения от него письменного заявления.

24. Учет начисленных и поступивших в бюджет сумм налога на прибыль осуществляется налоговыми органами на карточках лицевых счетов по формам установленным Министерством финансов.

Налогоплательщикам, своевременно не представившим документы, необходимые для исчисления налога (баланс, расчет налога, поручение на авансовый платеж), налоговые органы начисляют налог в размере 110 процентов суммы налога, уплаченного за предыдущий период. После представления необходимых документов и их проверки производится перерасчет налогов исходя из фактически полученных доходов, с удержанием 10 процентов от причитающейся суммы налога.

Экономические агенты, которые в отчетном периоде не занимались предпринимательской деятельностью, вместо расчета налога на прибыль в Государственную налоговую инспекцию представляют справку, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью об отсутствии налогооблагаемой прибыли.

Суммы налога, не внесенные в установленные сроки, взыскиваются за все время просрочки, начиная с установленного срока уплаты, с начислением пени в размере 0,1 процента от неуплаченных сумм за каждый день просрочки (включая день уплаты).

Суммы налога, излишне поступившие в результате неправильного их исчисления либо нарушения установленного порядка взимания, подлежат возврату в трехгодичный срок со дня их поступления по платежам с 08.05.96 г., а до этого срока – в годичный срок. Основанием служит Инструкция о порядке возврата и зачета переплат и излишне исчисленных и внесенных (взысканных) платежей № 10-7-02/994 от 31 мая 1996 г., изданной на основании Закона Республики Молдова № 633-ХIII от 10 ноября 1995 г. "О порядке взыскания налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, не внесенные в установленные сроки".

Подача заявления о возврате излишне поступивших сумм платежей прерывает течение указанного срока.