BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Содержание
Законы

Закон № 1319 от 27.10.2000

о внесении изменений и дополнений в Закон о таможенном тарифе

Тип документа
Законы
Дата принятия
27.10.2000

ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

З А К О Н

о внесении изменений и дополнений

в Закон о таможенном тарифе

N 1319-XIV  от  27.10.2000

 (в силу 22.03.2001) 

Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 31-34 ст.111 от 22.03.2001

* * *

Парламент принимает настоящий органический закон.

В Закон о таможенном тарифе № 1380-XIII от 20 ноября 1997 года (Официальный монитор Республики Молдова, 1998 г., № 40-41, ст.286), с последующими изменениями и дополнениями, внести следующие изменения и дополнения:

1. В статье 2:

понятия "таможенный тариф" и "таможенная стоимость товара" изложить в следующей редакции:

"таможенный тариф – каталог, включающий номенклатуру товаров, ввозимых на таможенную территорию или вывозимых с нее, а также размер таможенных пошлин, взимаемых с данных товаров;";

"таможенная стоимость товара – стоимость товара, ввозимого на таможенную территорию или вывозимого с нее, определяемая в целях сбора таможенных пошлин и налогов;";

дополнить статью следующими понятиями:

"страна импорта – страна или таможенная территория, куда ввозятся товары, услуги;

идентичные товары – товары, одинаковые во всех отношениях, включая физические характеристики, качество и репутацию на рынке. Незначительные внешние различия не препятствуют тому, чтобы считать товары, в остальных отношениях удовлетворяющие данному определению, идентичными;

однородные товары – товары, которые хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и сходные составляющие материалы, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть в коммерческом отношении взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров должны учитываться их качество, репутация на рынке, наличие производственной или торговой марки;

товары того же класса или вида – товары, которые относятся, согласно Товарной номенклатуре Республики Молдова, утвержденной Правительством, к группе или категории товаров, производимых определенной отраслью или промышленным сектором, и включают идентичные или однородные товары;

роялти – платежи за патенты, производственные или торговые марки и авторские права.".

2. В статье 7:

часть (4) дополнить словами ", как в таможенный орган, так и в судебную инстанцию, без уплаты штрафа.";

часть (5) дополнить текстом "в случае, если таможенным органом выявлена недостоверность данных, содержащихся в декларации. Расходы, связанные с осуществлением по настоянию таможенного органа дополнительного контроля, результаты которого подтвердили первоначальную информацию декларанта, возмещаются таможенным органом.".

3. В статье 8:

часть (5) дополнить словами "без уплаты штрафа декларантом или иным лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов";

дополнить статью частью (7) следующего содержания:

"(7) Для статьи 7 и настоящей статьи выражение "без уплаты штрафа" означает, что декларант не может быть оштрафован или подвергнут иным санкциям лишь по той причине, что он решил воспользоваться правом обжалования.".

4. Часть (1) статьи 9 изложить в следующей редакции:

"(1) Начисление и взимание таможенной пошлины производятся на основе таможенной стоимости товара до или в момент предъявления таможенной декларации, если законодательством не предусмотрено иное.".

5. Пункт а) части (1) статьи 10 дополнить словами ", либо по цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате".

6. В статье 11:

название статьи дополнить словами: ", либо по цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате";

в части (1):

после слов "предметом которой он является," дополнить часть словами "либо по цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате,";

пункты с), d) и е) изложить в следующей редакции:

"с) распределенная пропорционально стоимость следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно поставляются покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт оцениваемого товара, в той мере, в какой эта стоимость не была включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

- материалов, компонентов, частей и других подобных элементов, являющихся составной частью товара;

- инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных в производстве товара;

- материалов, израсходованных при производстве товара;

- инженерно-проектных работ, работ по развитию, художественных и конструкторских работ, чертежей и эскизов, выполненных за пределами страны и необходимых для производства товара;

d) роялти и лицензионные платежи, относящиеся к оцениваемому товару, которые покупатель должен уплатить прямо или косвенно в качестве выполнения условия продажи оцениваемого товара, в той мере, в какой эти роялти и платежи не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, кроме роялти и лицензионных платежей за право воспроизведения и распространения кинематографической продукции;

е) стоимость какой-либо части выручки от любой из последующих перепродаж, распоряжения или использования товара, которая прямо или косвенно причитается продавцу.";

дополнить статью новой частью (2) и частью (3) следующего содержания:

"(2) Любое добавление к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, производится в соответствии с положениями настоящей статьи лишь на основе объективных и поддающихся количественному определению данных.

(3) При определении таможенной стоимости товара не допускается добавлений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, за исключением тех, которые предусмотрены в настоящей статье.";

часть (2) считать частью (4);

пункт d) части (4) изложить в следующей редакции:

"d) участники сделки являются связанными лицами, за исключением случаев, когда их связанность не влияет на стоимость сделки, и стоимость сделки приемлема для таможенных целей согласно положениям части (5);";

дополнить статью частями (5), (6) и (7) следующего содержания:

"(5) а) При определении того, является ли стоимость сделки приемлемой для целей части (4), тот факт, что покупатель и продавец связаны между собой в значении части (6), не является достаточным основанием для признания стоимости сделки неприемлемой. В этом случае изучаются обстоятельства продажи, и стоимость сделки принимается при условии, что указанная связь не повлияла на цену. Если таможенный орган, располагая информацией, полученной от декларанта или из иных источников, имеет основания считать, что связь повлияла на цену, он сообщает свои доводы декларанту (если декларант просит – в письменной форме) и предоставляет ему возможность обосновать стоимость сделки.

b) При продаже, осуществляемой связанными между собой лицами, стоимость сделки принимается и товар оценивается в соответствии с положениями части (4), если декларант докажет, что такая стоимость близка к одной из следующих стоимостей, имевших место в то же или почти в то же время:

- стоимости сделки при продажах несвязанным покупателям идентичных или однородных товаров из той же страны экспорта;

- таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определенной согласно положениям статьи 15;

- таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определенной согласно положениям статьи 16.

с) При применении вышеуказанных критериев учитывается разница в коммерческих уровнях, в количественных уровнях, в компонентах, перечисленных в настоящей статье, и в расходах, понесенных продавцом при продажах, в которых продавец и покупатель не связаны между собой, по сравнению с расходами, понесенными продавцом при продажах, в которых продавец и покупатель связаны между собой.

d) Критерии, указанные в пункте b), применяются по инициативе декларанта и только с целью сопоставления.

(6) Для целей настоящего закона лица признаются связанными между собой, если:

- одно из них является членом совета директоров или членом наблюдательного совета предприятия другого лица, и наоборот;

- они являются юридически признанными деловыми партнерами;

- одно из них является работодателем, другое – работником;

- какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем не менее 5 процентов акций с правом голоса, выпущенных в обращение обоими;

- одно из них прямо или косвенно контролирует другое;

- оба прямо или косвенно контролируются третьим лицом;

- вместе прямо или косвенно контролируют третье лицо;

- оба являются членами одной семьи.

(7) Лица, имеющие деловые связи, в случае, когда одно из них является исключительно агентом, дистрибьютором или концессионером другого (независимо от используемого наименования), считаются связанными между собой для целей настоящего закона, если они подпадают под действие положений части (6).".

7. Часть (4) статьи 14 изложить в следующей редакции:

"(4) Если расходы, предусмотренные в пункте а) части (1) статьи 11, включены в стоимость сделки, последняя корректируется с учетом существенной разницы, которая может иметь место между этими расходами для оцениваемых товаров и идентичных или однородных товаров и обусловлена различиями в расстояниях и транспортных средствах.".

8. Статью 15 изложить в следующей редакции:

"Статья 15. Метод определения таможенной стоимости товара по его единичной стоимости

(1) Если ввезенный на таможенную территорию (оцениваемый) товар продается в том состоянии, в каком был ввезен, его таможенная стоимость в соответствии с положениями настоящей статьи основывается на цене единицы продукции, по которой этот товар или идентичный либо однородный товар продается в наибольшем совокупном количестве лицам, которые не связаны с продавцом, одновременно или почти одновременно с ввозом оцениваемого товара, при условии осуществления следующих вычетов:

а) комиссионных, обычно уплачиваемых или согласованных к уплате, либо надбавок, применяемых в обычном порядке в отношении прибыли и покрытия общих расходов при продажах товаров того же класса или вида;

b) обычных транспортных и страховых расходов, а также связанных с ними расходов, понесенных на территории Республики Молдова;

с) расходов, предусмотренных в пункте а) части (1) статьи 11;

d) таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате в связи с ввозом или продажей товаров.

(2) Если ни ввезенный на таможенную территорию (оцениваемый) товар, ни идентичный или однородный товар не продается одновременно или почти одновременно с ввозом оцениваемого товара, то таможенная стоимость основывается, если иное не предусмотрено в части (1), на цене единицы продукции, по которой эти товары продаются в том состоянии, в каком были ввезены, на самую раннюю дату после ввоза оцениваемого товара, но не позднее 90-го дня после ввоза.

(3) Если ни ввезенный на таможенную территорию (оцениваемый) товар, ни идентичный или однородный товар не продается в том состоянии, в каком был ввезен, то по запросу декларанта таможенная стоимость основывается на цене единицы продукции, по которой эти товары после дальнейшей обработки продаются в наибольшем совокупном количестве лицам, не связанным с продавцом, при этом делаются поправки на добавленную стоимость, обусловленную обработкой, и вычеты, предусмотренные в части (1).".

9. Статью 16 изложить в следующей редакции:

"Статья 16. Метод определения таможенной стоимости товара по его расчетной стоимости

(1) Таможенная стоимость товара согласно положениям настоящей статьи основывается на его расчетной стоимости, включающей:

а) издержки или стоимость материалов и производственных операций или других работ по изготовлению товара;

b) объем прибыли и общих расходов, равный тому, который отражается обычно в продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемый товар, изготовленных производителями для ввоза в страну импорта;

с) издержки или любые другие расходы, предусмотренные в пункте а) части (1) статьи 11.

(2) Таможенный орган не вправе требовать или обязывать лицо, не являющееся резидентом, представлять для проверки учетные документы либо разрешать доступ к ним для определения расчетной стоимости. Вместе с тем информация, сообщенная производителем товара в целях определения его таможенной стоимости согласно положениям настоящей статьи, может быть проверена в другой стране таможенным органом с согласия производителя и при условии, что этим органом будет направлено письменное уведомление правительству данной страны и что оно не возражает против расследования.".

10. В статье 17:

в части (1) слова "в соответствии с международными соглашениями, одной из сторон которых является Республика Молдова." заменить словами "разумными средствами, совместимыми с положениями настоящего закона и общими принципами международных соглашений, одной из сторон которых является Республика Молдова, и на основании имеющихся данных.";

часть (2) изложить в следующей редакции:

"(2) Декларанту, по его запросу, в письменной форме сообщается о таможенной стоимости товара, определенной в соответствии с положениями настоящей статьи, и об использованном при этом методе.".

11. Статью 25 дополнить частью (4) следующего содержания:

"(4) По запросу декларанта или любого другого заинтересованного лица информация о стране происхождения или привилегированного происхождения товара сообщается ему в возможно более короткие сроки, но не позднее 150 дней со дня поступления запроса, при условии, что соответствующим органам были сообщены все необходимые сведения. Такие запросы могут приниматься до и после начала торговли соответствующим товаром. Установленные данные о стране происхождения товара действительны в течение трех лет при условии, что факты, на которых они основываются, и условия, в которых они были получены, остаются сопоставимыми.".

12. Дополнить закон новой главой VII следующего содержания:

"Глава VII

ПОРЯДОК ВОЗВРАТА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

Статья 29. Порядок возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин

(1) Суммы таможенных пошлин, излишне уплаченные в бюджет вследствие погрешностей в расчетах, внесения платежей ранее в суммах, превышающих реальные, или аннулированные после внесения изменений в таможенные декларации, возвращаются плательщику путем перечисления на его счет или засчитываются в счет других таможенных и налоговых платежей, если не прошло более одного года со дня уплаты.

(2) Для возврата указанных в части (1) сумм или зачета их в счет других платежей плательщик подает заявление таможенному органу, в котором указывает соответствующие излишне уплаченные суммы. К заявлению прилагается территориальный налоговый сертификат, подтверждающий имеющуюся задолженность плательщика перед бюджетом и Социальным фондом либо ее отсутствие.

(3) Рассмотрев заявление плательщика, таможенный орган принимает решение о возврате ему излишне уплаченных сумм, зачете их в счет других платежей или отказе в удовлетворении заявления и сообщает о принятом решении в письменной форме. Копия данного решения, а также копия акта проверки состояния расчетов, составленного в день осуществления банковских операций, прилагаются к документам, подтверждающим возврат излишне уплаченных сумм или зачет их в счет других платежей. Таможенный орган обязан рассмотреть заявление в 30-дневный срок.

(4) Указанные операции по возврату или зачету излишне уплаченных сумм осуществляются таможенным органом на основании банковских и кассовых документов путем соответствующего перевода с казначейских счетов.

(5) В случае имеющейся задолженности плательщика перед бюджетами всех уровней указанные суммы ему не возвращаются, а, подтвержденные как излишне уплаченные, направляются на погашение этой задолженности.".

13. Главы VII и VIII считать соответственно главами VIII и IX, а статьи 29 и 30 – статьями 30 и 31.

14. Дополнить закон главой X следующего содержания:

"Глава X

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ НЕКОТОРЫХ СТАТЕЙ

Статья 32. Применение положений некоторых статей

Положения некоторых статей настоящего закона применяются с учетом пояснительных примечаний к ним, изложенных в приложении 3.".

15. Действующую главу IX считать главой XI, а действующие статьи 31 и 32 – соответственно статьями 33 и 34.

16. Дополнить закон приложением 3 согласно приложению к настоящему закону.

Приложение

Приложение 3

к Закону о таможенном тарифе

Пояснительные примечания к некоторым статьям

Закона о таможенном тарифе

I. ОБЩЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ

Последовательность применения методов

определения таможенной стоимости

1. В статьях 11 – 17 установлен порядок определения таможенной стоимости товаров путем применения положений настоящего закона. Методы оценки изложены в порядке их применения.

2. Если таможенная стоимость товара не может быть определена применением положений статьи 11, обращаются последовательно к следующим статьям, вплоть до той из них, которая позволит определить таможенную стоимость. Положения каждой последующей статьи, за исключением статьи 14, можно использовать лишь в том случае, если таможенная стоимость не может быть определена применением положений предыдущей статьи.

3. В отношении статей 15 и 16 соблюдается обычный порядок применения, если декларант не требует его изменения. Если декларант потребовал этого, но затем выясняется невозможность определения таможенной стоимости путем применения положений статьи 16, таможенная стоимость должна определяться, если это возможно, в соответствии с положениями статьи 15.

4. Если таможенная стоимость не может быть определена применением положений ни одной из статей с 11 по 16 включительно, она определяется применением положений статьи 17.

Применение общепринятых принципов бухгалтерского учета

1. Понятие "общепринятые принципы бухгалтерского учета" обозначает признанные консенсусом или пользующиеся широкой поддержкой в стране в данное время нормы в отношении того, какие экономические ресурсы и обязательства должны фиксироваться как активы или пассивы, какие изменения в активах и пассивах должны регистрироваться, каким образом должны измеряться активы и пассивы и изменения в них, какая информация должна быть раскрыта и каким образом, какие финансовые отчеты должны быть подготовлены. Эти нормы могут представлять собой как принципы общего применения, так и подробные практические методы и процедуры.

2. Для целей настоящего закона таможенные органы Республики Молдова используют информацию, подготовленную способом, который согласуется с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, применяя соответствующую статью закона.

Например: обычные прибыль и расходы согласно положениям статьи 15 определяются путем использования информации, подготовленной способом, совместимым с общепринятыми принципами бухгалтерского учета в стране импорта. С другой стороны, обычные прибыль и расходы согласно положениям статьи 16 определяются путем использования информации, подготовленной способом, совместимым с общепринятыми принципами бухгалтерского учета в стране производства.

II. ПРИМЕЧАНИЯ К СТАТЬЯМ

к статье 2

Понятия "идентичные товары" и "однородные товары" не охватывают товары, которые включают или отражают, при необходимости, инженерно-проектные работы, работы по развитию, художественные и конструкторские работы, чертежи и эскизы, по которым не была сделана корректировка согласно пункту c) части (1) статьи 11, поскольку эти компоненты были произведены в стране импорта.

к части (4) статьи 7

1. Согласно этой части декларанту предоставляется право обжалования решения таможенного органа по определению таможенной стоимости товара. Протест может быть подан в вышестоящий таможенный орган, однако декларант имеет право внести протест и в судебную инстанцию.

2. Положение данной части дает право любой из сторон потребовать полной уплаты таможенных пошлин, начисленных до внесения протеста.

к статье 11

подпункт первый пункта b) части (1)

Понятие "комиссионные по закупке товара" означает суммы, уплаченные декларантом своему агенту для представления его интересов за рубежом при покупке товара.

подпункт второй пункта c) части (1)

1. При пропорциональном распределении стоимости компонентов, указанных в данном подпункте, между оцениваемыми товарами действуют два фактора, а именно: стоимость самого компонента и способ, которым данная стоимость должна быть распределена. Распределение стоимости этих компонентов должно производиться разумным образом в соответствии с условиями и общепринятыми принципами бухгалтерского учета.

2. Что касается стоимости компонента, то, если декларант приобретает его у продавца, с которым он не связан, по определенной цене, стоимость его равна этой цене. Если компонент был произведен декларантом или лицом, с которым он связан, то стоимостью компонента будут издержки его производства. Если компонент ранее использовался декларантом независимо от того, был ли он им приобретен или произведен, первоначальная цена приобретения или производства должна быть снижена, чтобы отразить факт его использования и получить тем самым стоимость компонента.

3. После того как стоимость компонента определена, необходимо распределить ее между товарами. Для этого существуют различные возможности.

Например: 1) стоимость может быть полностью отнесена к первой продаже, если декларант желает заплатить пошлину сразу за всю стоимость; 2) декларант может просить, чтобы стоимость была распределена по количеству единиц, произведенных до момента первой продажи; 3) декларант может просить, чтобы стоимость была распределена на всю ожидаемую продукцию, если имеются договоры или твердые обязательства в отношении этой продукции. Метод распределения зависит от документации, представленной декларантом.

В качестве иллюстрации вышеизложенного можно привести следующий случай: декларант поставляет производителю форму для использования в производстве товаров, предназначенных для ввоза, и заключает с ним договор о покупке 10000 единиц товара. Ко времени прибытия первой партии, составляющей 1000 единиц, производителем уже произведено 4000 единиц. Декларант может просить таможенный орган распределить стоимость формы на 1000, 4000 или 10000 единиц.

подпункт четвертый пункта c) части (1)

1. Добавление стоимости компонентов, указанных в данном подпункте, должно основываться на объективных и количественно определяемых данных. В целях упрощения задачи, которую представляет для декларанта и таможенного органа определение подлежащей добавлению стоимости, целесообразно использовать данные, имеющиеся в системе бухгалтерского учета.

2. Для компонентов, поставленных покупателем, которые были им приобретены или арендованы, добавлением будет стоимость покупки или аренды. Для компонентов, связанных с публичной сферой, не производится никаких добавлений к стоимости, кроме затрат на получение с них копий.

3. Простота расчета стоимости, подлежащей добавлению, зависит от структуры соответствующего предприятия, управленческой практики и методов бухгалтерского учета.

Например:

1) предприятие, ввозящее разнообразные товары из нескольких стран, ведет учетную документацию своего дизайнерского центра, находящегося вне страны импорта, таким образом, чтобы более точно показать расходы, относящиеся к данному товару. В этом случае прямая корректировка может быть осуществлена соответствующим образом путем применения положений статьи 11;

2) предприятие относит расходы своего дизайнерского центра, расположенного вне страны импорта, на свои общие расходы, без привязки к определенным товарам. В этом случае путем применения положений статьи 11 можно сделать соответствующие корректировки в отношении декларируемых товаров путем распределения всех расходов дизайнерского центра на всю продукцию, применительно к которой использовались услуги этого центра, добавив распределенные таким образом расходы к цене товаров в зависимости от количества единиц.

4. Изменение вышеуказанных обстоятельств требует, безусловно, принятия во внимание различных факторов при определении подходящего метода распределения стоимости.

5. В случае, если в производство какого-либо компонента вовлечено несколько стран и продукция распределяется на определенный период времени, корректировка должна быть ограничена стоимостью, фактически добавленной к этому компоненту за пределами страны импорта.

пункт d) части (1)

1. Роялти и лицензионные платежи включают, помимо прочего, платежи за патенты, производственные или торговые марки и авторские права. Однако платежи за право копирования ввозимых товаров в стране импорта не добавляются к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.

2. Платежи, произведенные покупателем за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, не добавляются к фактически уплаченной или подлежащей уплате цене за них, если такие платежи не являются условием целевой продажи на экспорт в страну импорта оцениваемых товаров.

часть (2)

1. В случае отсутствия объективных и поддающихся количественному определению данных в отношении добавлений, предусмотренных в статье 11, стоимость сделки не может быть определена согласно положениям этой статьи.

Например, такой случай может возникнуть в следующей ситуации: роялти уплачено на основе цены продажи в стране импорта литра определенного продукта, который был ввезен в килограммах и превращен после ввоза в раствор. Если роялти основано частично на ввозимых товарах и частично на других факторах, не имеющих с ними ничего общего (например, когда ввозимые товары смешиваются с отечественными ингредиентами и не могут быть раздельно идентифицированы или когда роялти не может быть выделено из специальных финансовых договоренностей между покупателем и продавцом), было бы неуместно производить добавление соответствующего элемента роялти. Однако если сумма этого роялти основывается лишь на ввозимых товарах и легко может быть исчислена, то к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, может быть произведено добавление.

2. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является полностью внесенная или подлежащая внесению плата покупателя продавцу либо в его пользу за ввозимый товар. Платеж необязательно производить в форме денег. Он может быть осуществлен прямо или косвенно посредством аккредитивов или оборотных документов. Примером косвенного платежа может служить полное или частичное погашение покупателем задолженности продавца.

3. Действия, предпринятые покупателем от своего имени, за исключением тех, для которых предусмотрена корректировка в статье 11, не рассматриваются в качестве косвенного платежа продавцу даже тогда, когда можно считать, что продавец оказался в выигрыше. Поэтому при определении таможенной стоимости товара стоимость таких действий не добавляется к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.

4. Таможенная стоимость не включает следующие расходы или платежи при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за декларируемый товар:

a) расходы на работы по строительству, возведению, монтажу, обслуживанию или оказанию технической помощи, произведенные после ввоза в отношении таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;

b) транспортные расходы после ввоза;

c) пошлины и налоги в стране импорта.

5. Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, относится к цене ввозимых товаров. Не являются частью таможенной стоимости переведенные покупателем продавцу дивиденды и другие платежи, которые не связаны с указанными товарами.

подпункт третий пункта a) части (4)

К числу ограничений, которые не должны повлиять на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, настолько, чтобы сделать ее неприемлемой, относятся ограничения, которые не сказываются существенно на стоимости товара. Такая ситуация, например, могла бы возникнуть в случае, если продавец требует от покупателя автомобилей не перепродавать или не демонстрировать их до определенной даты, являющейся началом года выпуска соответствующей модели.

пункт b) части (4)

1. Если продажа или цена зависят от соблюдения каких-либо условий или соображений, из-за которых стоимость оцениваемых товаров не может быть определена, стоимость сделки не является приемлемой для таможенных целей. Это может иметь место, например, в следующих ситуациях:

1) продавец устанавливает цену на ввозимые товары при условии, что покупатель приобретет и другие товары в определенных количествах;

2) цена ввозимых товаров зависит от цены или цен, по которым покупатель этих товаров продает другие товары продавцу ввозимых товаров;

3) цена устанавливается на основе формы платежа, не связанной с ввозимыми товарами; например, когда такие товары являются полуфабрикатами, которые продавец поставил при условии получения им определенного количества готовой продукции.

2. Однако условия или соображения, относящиеся к производству либо реализации ввозимых товаров, не приводят к отказу от использования стоимости сделки.

Например, тот факт, что покупатель поставляет продавцу проектную документацию или планы, выполненные в стране импорта, не ведет к отказу от использования стоимости сделки для целей статьи 11. Точно так же, если покупатель предпринимает от своего имени, даже при договоренности с продавцом, деятельность, связанную с продажей ввозимых товаров, стоимость этой деятельности не является частью таможенной стоимости, и подобная деятельность не ведет к отказу от использования стоимости сделки.

часть (5)

1. Пункты a) и b) предусматривают различные способы определения приемлемости стоимости сделки.

2. Пункт a) предусматривает, что в случае, если покупатель и продавец связаны между собой, изучаются обстоятельства, в которых осуществляется продажа, и стоимость сделки принимается в качестве таможенной стоимости товара при условии, что эта связь не повлияла на цену. Это не следует понимать так, что обстоятельства должны изучаться всякий раз, когда покупатель и продавец связаны между собой. Такое изучение требуется лишь тогда, когда есть сомнения в отношении приемлемости цены. Если у таможенного органа нет ни малейшего сомнения в приемлемости цены, она должна быть принята без запроса у декларанта дополнительной информации. Таможенный орган, например, может заранее изучить вопрос о взаимосвязи или может иметь подробную информацию в отношении покупателя и продавца и уже на основе такого изучения или информации может прийти к заключению об отсутствии влияния взаимосвязи на цену.

3. Если таможенный орган затрудняется принять стоимость сделки без запроса дополнительной информации, он дает возможность декларанту представить такую информацию, которая может оказаться необходимой для изучения обстоятельств продажи. В этом смысле таможенный орган должен быть готов к рассмотрению соответствующих аспектов сделки, включая способ, которым покупатель и продавец организуют свои коммерческие отношения, и порядок, по которому была установлена соответствующая цена, чтобы определить, повлияла ли взаимосвязь на цену. Если можно доказать, что покупатель и продавец, несмотря на существующую между ними связь, предусмотренную частью (6) статьи 11, взаимно покупают и продают, как если бы они и не были связаны, то это значит, что взаимосвязь не повлияла на цену.

Например: если цена была установлена способом, совместимым с нормальной ценовой практикой в соответствующей производственной отрасли, или способом, согласно которому продавец устанавливает цену продажи покупателям, с которыми он не связан, это доказывает, что взаимосвязь не повлияла на цену. Точно так же в случае, если доказано, что цена достаточна для покрытия расходов и обеспечения прибыли, соответствующей обычной прибыли, полученной за значительный период (например, на среднегодовом уровне) при продаже товаров того же класса или вида, это свидетельствует, что цена не была подвержена влиянию.

4. Пункт b) предусматривает возможность для декларанта показать, что стоимость сделки близка к "проверочной" стоимости, ранее принятой таможенным органом, и поэтому она является приемлемой согласно положениям статьи 11. Если выполняется одно из условий проверки, предусмотренных пунктом b), нет необходимости рассматривать вопрос о влиянии согласно пункту a). Если таможенный орган уже располагает достаточной информацией для того, чтобы без более глубокого изучения удостовериться в том, что одно из условий, предусмотренных в пункте b), выполнено, то у него нет причин требовать от декларанта доказательств.

5. При определении того, действительно ли одна стоимость близка к другой стоимости, принимается во внимание ряд факторов. К ним относятся главным образом характер ввозимых товаров, специфика соответствующей отрасли производства, сезон, в котором товары ввозятся, а также то, являются ли различия в стоимости существенными в коммерческом отношении. Поскольку эти факторы могут варьировать от случая к случаю, было бы невозможно применять такой единообразный стандарт, как фиксированный процент.

Например, при определении того, действительно ли стоимость сделки близка к "проверочным" стоимостям, установленным в пункте b), небольшое различие в стоимости может быть неприемлемым для одного вида товаров, в то время как для другого вида товаров даже значительное различие может быть приемлемым.

дополнительные примечания

1. Уплата процентов в соответствии с финансовым распоряжением, данным продавцом в связи с покупкой ввозимых товаров, не должна рассматриваться как часть таможенной стоимости, если:

a) уплата процентов представляет собой нечто иное, чем уплаченная или подлежащая уплате цена за товар;

b) финансовое распоряжение было сделано в письменной форме;

c) в случае необходимости покупатель может доказать, что товары проданы по декларированной цене, уплаченной или подлежащей уплате, и объявленные процентные ставки не превышают уровня стоимости таких сделок.

Эта процедура применяется независимо от того, кто осуществлял финансирование – продавец, банк или другое физическое либо юридическое лицо. Применяется она и в тех случаях, когда товары оцениваются иным, а не по стоимости сделки, методом.

2. Таможенная стоимость вспомогательных товаров с информационными технологиями (дискеты и диски с информацией) включает только стоимость вспомогательного товара (дискета, диск и т.д.) и не должна включать цену или стоимость информационных технологий.

В данном контексте понятие "вспомогательные товары" не содержит интегрированные схемы, полупроводники и другие включающие их изделия; в понятие "информационные технологии" не входят аудио-, видео- и киноматериалы.

к статье 12

1. При применении статьи 12 таможенный орган должен использовать, насколько это возможно, продажу идентичных товаров на том же коммерческом уровне и в основном в тех же количествах, что и оцениваемого товара. Если таких продаж не выявлено, может быть использована продажа идентичных товаров, осуществляемая при одном из следующих условий:

a) продажа на том же коммерческом уровне, но в иных количествах;

b) продажа на ином коммерческом уровне, но в основном в тех же количествах;

c) продажа на ином коммерческом уровне и в иных количествах.

2. Если выявлена продажа, осуществляемая при одном из перечисленных трех условий, производятся соответствующие корректировки в отношении:

a) только факторов количества;

b) только факторов коммерческого уровня;

c) факторов и коммерческого уровня и количества.

3. Условием для внесения любой корректировки, обусловленной разными коммерческими уровнями или разными количествами, независимо от того, ведет она к увеличению или к уменьшению стоимости, является наличие доказательств ее разумности и точности (например, действующего каталога цен, содержащего цены, относящиеся к разным уровням или разным количествам).

Например, если оцениваемый товар составляет партию из 10 единиц, а идентичный товар, в отношении которого имеется стоимость сделки, был продан в количестве 500 единиц, а также известно, что продавец предоставляет скидки за количество, то требуемая корректировка может быть осуществлена путем использования каталога цен продавца, из которого выбирается цена, применимая к продаже 10 единиц. Для этого не требуется, чтобы продажа была осуществлена в количестве 10 единиц, если только каталог цен составлялся добросовестно применительно к продажам в других количествах. Однако при отсутствии такого объективного доказательства определение таможенной стоимости в соответствии с положениями статьи 12 не представляется возможным.

к статье 13

Примечания к статье 12 применяются и к статье 13 с той лишь разницей, что вместо идентичных товаров имеются в виду однородные товары.

к статье 15

1. Идентичные и однородные товары для целей данной статьи означают товары, продаваемые в том состоянии, в котором они были ввезены.

Выражение "цена единицы продукции, по которой товар... продается в наибольшем совокупном количестве" означает цену, по которой наибольшее количество единиц товара продано при продажах лицам, не связанным с лицами, у которых они покупают такие товары на первом после ввоза коммерческом уровне, на котором имеют место такие продажи.

Например:

1) Товары продаются по каталогу цен, который предусматривает льготные цены единицы продукции при покупках, производимых в относительно больших количествах:

Наибольшее число единиц, проданных по одной из указанных цен, составляет 80; поэтому цена единицы продукции для наибольшего совокупного количества равна 90.

2) Осуществляются две продажи. При первой продаже 500 единиц продаются по цене 95 денежных единиц каждая, при второй – 400 единиц по цене 90 денежных единиц каждая. В этом примере наибольшее число единиц, проданных по определенной цене, составляет 500; поэтому цена единицы продукции в наибольшем совокупном количестве составляет 95.

3) Разные количества продаются по разным ценам:

a) продажи

b) всего

В этом примере наибольшее число единиц, проданных по определенной цене, равно 65; поэтому цена за единицу наибольшего совокупного количества составляет 90.

2. Любая продажа, произведенная в стране импорта в условиях, изложенных в пункте 1 настоящих примечаний, лицу, которое прямо или косвенно, бесплатно или по сниженной цене поставляет для использования в связи с производством и продажей на экспорт импортируемых товаров любой из компонентов, указанных в пункте c) части (1) статьи 11, не должна приниматься в расчет при установлении цены единицы продукции для целей статьи 15.

3. Следует отметить, что "прибыль" и "общие расходы", указанные в статье 15, должны рассматриваться как единое целое. Их величина должна определяться на основе информации, предоставляемой декларантом или от его имени, если данные декларанта согласуются с данными, полученными при продажах в стране импорта ввозимых товаров того же класса или вида. Если данные декларанта не согласуются с такими данными, то объем прибыли и общих расходов может основываться на иной подходящей информации, а не на той, которая была предоставлена декларантом или от его имени.

4. Понятие "общие расходы" включает прямые и косвенные расходы в связи с продажей соответствующих товаров.

5. Местные налоги, подлежащие уплате в связи с продажей товаров, в отношении которых вычет согласно положениям пункта d) части (1) статьи 15 не делается, вычитаются на основании положений пункта a) части (1) статьи 15.

6. При определении размера комиссионных либо прибыли и общих расходов согласно положениям статьи 15 вопрос о том, являются ли данные товары товарами "того же класса или вида", что и другие товары, решается в каждом конкретном случае с учетом существующих обстоятельств. Изучаются продажи в стране импорта наиболее узкой группы или категории ввозимых товаров того же класса или вида, что и подлежащие оценке товары, в отношении которой может быть предоставлена необходимая информация. Для целей статьи 15 понятие "товары того же класса или вида" включает товары, ввозимые из той же страны, что и оцениваемые товары, равно как и товары, ввозимые из других стран.

7. Для целей части (2) статьи 15 "самой ранней датой" является дата, на которую оцениваемые товары или идентичные либо однородные товары проданы в достаточном количестве, чтобы установить цену единицы продукции.

8. Если прибегают к варианту метода, указанному в части (3) статьи 15, вычеты, произведенные для стоимости, добавленной в результате последующей обработки или переделки, основываются на объективных и подлежащих количественному определению данных, относящихся к стоимости такой работы. Расчеты осуществляются на основе формул и методов, принятых в производственной практике.

9. Вариант метода оценки, предусмотренный в части (3) статьи 15, обычно неприменим в случаях, когда в результате последующей обработки или переделки товары утратили свою идентичность. Однако возможны случаи, когда, несмотря на утрату идентичности, добавленная в результате обработки или переделки товаров стоимость может быть точно определена без особых трудностей. И наоборот, могут иметь место случаи, когда товары сохраняют свою идентичность, но составляют столь незначительную долю в товарах, продаваемых в стране импорта, что прибегнуть к этому варианту метода оценки было бы неоправданным. Поэтому каждая подобная ситуация должна рассматриваться в каждом конкретном случае отдельно.

к статье 16

1. Таможенная стоимость товара определяется, как правило, на основании информации, имеющейся в стране импорта. Однако для определения расчетной стоимости товара может стать необходимым изучить издержки производства оцениваемых товаров и другую информацию, которая может быть получена за пределами страны импорта. Кроме того, в большинстве случаев производитель товаров находится вне юрисдикции властей страны импорта. Использование метода расчетной стоимости будет вообще ограничено в том случае, если покупатель и продавец связаны между собой и производитель готов предоставить соответствующим органам страны импорта нужные данные об издержках производства и облегчить возможные последующие проверки.

2. "Издержки или стоимость", указанные в пункте a) части (1), определяются на основе информации о производстве оцениваемых товаров, которая предоставляется производителем или от его имени, причем эта информация должна быть подготовлена способом, совместимым с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, применяемыми в стране, где произведены товары.

3. "Издержки или стоимость" включают стоимость компонентов, указанных в подпунктах втором и третьем пункта b) части (1) статьи 11, а также стоимость, распределенную согласно положениям соответствующего примечания к статье 11, любого из компонентов, указанных в пункте c) части (1) этой же статьи, который прямо или косвенно был поставлен покупателем для использования в производстве импортируемых товаров. При этом стоимость компонентов, указанных в подпункте четвертом пункта c) этой же части, произведенных в стране импорта, включается только в той мере, в какой такие компоненты оплачиваются производителем. Понятно, что ни издержки, ни стоимость компонентов, указанных в настоящем пункте, не учитываются дважды при определении расчетной стоимости.

4. "Объем прибыли", указанный в пункте b) части (1), определяется на основе информации, предоставленной производителем или от его имени, если сообщаемые им данные согласуются с теми, которые обычно получаются при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, произведенных в стране экспорта для ввоза в страну импорта.

5. В этой связи следует отметить, что "объем прибыли и общих расходов" должен рассматриваться как единое целое. Отсюда следует, что если в каком-либо случае показатели прибыли производителя низкие, а общие расходы его высокие, то прибыль и общие расходы производителя, взятые в целом, могут, тем не менее, согласовываться с данными, которые обычно получаются при продажах товаров того же класса или вида. Такая ситуация может иметь место, например, в случае, если товар впервые поступил в страну импорта и производитель довольствуется нулевой или низкой прибылью, чтобы покрыть общие расходы, связанные с началом сбыта. Если производитель может доказать, что вследствие особых коммерческих обстоятельств он получает низкую прибыль при продаже импортных товаров, данные о его фактической прибыли должны быть взяты в расчет при условии, что он имеет веские коммерческие мотивы для их подтверждения и что его ценовая политика отражает обычную ценовую политику в соответствующей производственной отрасли. Такая ситуация может возникнуть, например, в том случае, когда производители были вынуждены временно снизить цены из-за непредвиденного падения спроса или когда они продают товары, чтобы пополнить ассортимент товаров, производимых в стране импорта, довольствуясь низкой прибылью, с целью сохранения их конкурентоспособности. Когда собственные данные производителя о прибыли и общих расходах не согласуются с теми, которые обычно получаются при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, произведенных производителями в стране экспорта для ввоза в страну импорта, то объем прибыли и общих расходов может основываться на иной информации, чем та, что предоставлена производителем товаров или от его имени.

6. Если для определения расчетной стоимости товара используется иная информация, чем та, что предоставлена производителем или от его имени, соответствующий орган страны импорта информирует декларанта, по его запросу, об источнике информации, использованных данных и основанных на них расчетах с учетом положений части (4) статьи 8.

7. Понятие "общие расходы" из пункта b) части (1) включает прямые и косвенные издержки производства и продажи товаров, не включенные в стоимость согласно пункту a) этой же части.

8. Вопрос о том, являются ли данные товары товарами "того же класса или вида", что и другие товары, решается в каждом конкретном случае с учетом соответствующих обстоятельств. При определении объема прибыли согласно положениям статьи 16 изучают продажи на экспорт в страну импорта наиболее узкой группы или категории товаров, включающих оцениваемые товары, в отношении которой может быть предоставлена необходимая информация. Для целей статьи 16 "товары того же класса или вида" должны происходить из той же страны, что и оцениваемые товары.

к статье 17

1. Таможенная стоимость товара, определяемая в соответствии со статьей 17, основывается в наиболее возможной степени на таможенных стоимостях, определенных другими методами согласно статьям 11-16.

2. Методами определения таможенной стоимости товара, подлежащими применению согласно статье 17, являются методы, изложенные в статьях 11 – 16, применяемые с разумной гибкостью, что будет соответствовать целям и положениям статьи 17.

3. Разумная гибкость применима, например, в отношении:

a) требования, согласно которому идентичные (однородные) товары должны экспортироваться в то же или почти в то же время, что и оцениваемые товары; использования в качестве основы для таможенной оценки стоимости идентичных (однородных) товаров, произведенных в иной стране, нежели страна экспорта оцениваемых товаров; использования таможенной стоимости идентичных (однородных) товаров, уже определенной согласно положениям статьи 15 или 16;

b) требования, согласно которому товар должен быть продан "в том состоянии, в каком он был ввезен" (часть (1) статьи 15) или срока "не позднее 90-го дня" (часть (2) той же статьи).