BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Постановления

Постановление № 221 от 11.04.2017

об утверждении Положения о порядке погашения налогового обязательства и аннулирования сумм переплат путем применения срока давности

Тип документа
Постановления
Дата принятия
11.04.2017

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об утверждении Положения о порядке погашения

налогового обязательства и аннулирования сумм

переплат путем применения срока давности

№ 221  от  11.04.2017

 (в силу 14.04.2017) 

Мониторул Офичиал ал Р. Молдова № 119-126 ст. 297 от 14.04.2017

* * *

На основании статей 173 и 266 Налогового кодекса № 1163-XIII от 24 апреля 1997 года (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, 2007 г., специальный выпуск), с последующими изменениями и дополнениями, Правительство

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить Положение о порядке погашения налогового обязательства и аннулирования сумм переплат путем применения срока давности (прилагается).

Утверждено

Постановлением Правительства

№ 221 от 11 апреля 2017 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке погашения налогового обязательства и аннулирования

сумм переплат путем применения срока давности

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Положение о порядке погашения налогового обязательства и аннулирования сумм переплат путем применения срока давности (в дальнейшем – Положение) направлено на установление процедуры погашения налогового обязательства и аннулирования сумм переплат путем применения срока давности, определенной Налоговым кодексом № 1163-XIII от 24 апреля 1997 года.

2. Сроки давности определяются и применяются в соответствии с положениями статей 264, 265, 266 Налогового кодекса № 1163-XIII от 24 апреля 1997 года и части (4) статьи 17 Закона № 1593/2002 о размере, порядке и сроках уплаты взносов обязательного медицинского страхования.

[Пкт.2 дополнен Пост.Прав. N 510 от 19.07.2023, в силу 24.07.2023]

II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРОКА ДАВНОСТИ ДЛЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

3. Налоговое обязательство представляет собой обязательство налогоплательщика по уплате в бюджет определенной суммы в качестве налога (пошлины), сбора, взносов обязательного медицинского страхования и взносов обязательного государственного социального страхования, установленных в процентном выражении, пени и/или штрафа.

[Пкт.3 дополнен Пост.Прав. N 510 от 19.07.2023, в силу 24.07.2023]

4. Сроком давности для определения налогового обязательства является срок, установленный в статье 264 Налогового кодекса № 1163-XIII от 24 апреля 1997 года.

5. Срок давности для определения налоговых обязательств не распространяется на налоги (пошлины), сборы, пени или налоговые санкции, относящиеся к конкретному налогу (пошлине), сбору, если налоговый отчет, устанавливающий налоговое обязательство, содержит информацию, вводящую в заблуждение, или отражает факты, образующие состав налогового преступления, либо если он не был представлен вообще.

6. Течение срока давности начинается с момента определения налогового обязательства.

7. В случае, когда определение налогового обязательства осуществлено в срок, установленный в статье 264 Налогового кодекса № 1163-XIII от 24 апреля 1997 года, это налоговое обязательство погашается путем применения срока давности.

8. Срок давности приостанавливается в случаях, перечисленных в части (2) статьи 265 Налогового кодекса № 1163-XIII от 24 апреля 1997 года, на основании следующих документов, которые подтверждают право на приостановление:

1) документ, имеющий юридическую силу и подтверждающий, что физическое лицо находится под арестом или приговорено к лишению свободы;

2) окончательное и вступившее в законную силу решение, которое подтверждает тот факт, что судебная инстанция вынесла решение о взыскании налога (пошлины), сбора, пени и/или штрафа;

3) контракт об изменении срока погашения налогового обязательства путем отсрочки/рассрочки (заключенный на основании части (5) статьи 180 Налогового кодекса № 1163-XIII от 24 апреля 1997 года);

4) информация из интегрированной информационной системы Пограничной полиции об отсутствии в Республике Молдова налогоплательщика – физического лица или ответственного должностного лица налогоплательщика – юридического лица более 6 лет подряд в течение срока давности, полученная в соответствии с положениями Соглашения о сотрудничестве между Департаментом пограничной полиции Министерства внутренних дел и Главной государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов;

5) документ, имеющий юридическую силу и подтверждающий, что налогоплательщик находится в процессе несостоятельности в соответствии с Законом о несостоятельности № 149 от 29 июня 2012 года;

6) решение о взятии налогового обязательства на специальный учет согласно части (1) статьи 206 Налогового кодекса № 1163/1997;

7) определение судебного исполнителя о возбуждении исполнительного производства, выданное на основании исполнительного документа, поданного Государственной налоговой службой.

Государственная налоговая служба обязана получить информацию, предусмотренную в подпунктах 1)-7) настоящего пункта.

[Пкт.8 изменен Пост.Прав. N 496 от 06.08.2025, в силу 14.08.2025]

[Пкт.8 изменен Пост.Прав. N 901 от 30.12.2024, в силу 01.01.2025]

[Пкт.8 изменен Пост.Прав. N 510 от 19.07.2023, в силу 24.07.2023]

9. Течение срока давности, предусмотренного частью (2) статьи 265 Налогового кодекса № 1163-XIII от 24 апреля 1997 года, возобновляется со дня прекращения обстоятельств, послуживших правовой основой для приостановления течения срока давности, а истекший срок в период, в течение которого срок давности приостановлен, не включается в срок давности.

Восстановление срока налогового обязательства осуществляется на основании решения, выданного Государственной налоговой службой (приложение № 1 к настоящему Положению), а в случае Службы сбора налогов и местных сборов – на основании решения, принятого местным органом (приложение № 2 к настоящему Положению), на основании подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком.

91. Срок давности прерывается в соответствии с положениями Гражданского кодекса Республики Молдова № 1107/2002 на основании документов, подтверждающих наступление обстоятельств для прерывания этого срока.

[Пкт.91 введен Пост.Прав. N 510 от 19.07.2023, в силу 24.07.2023]

92. После прерывания срока давности начинается исчисление нового срока. Время, прошедшее до прерывания срока давности, не включается в новый срок давности.

[Пкт.92 введен Пост.Прав. N 510 от 19.07.2023, в силу 24.07.2023]

III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРОКА ДАВНОСТИ ДЛЯ СУММ ПЕРЕПЛАТЫ

НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

10. Переплатой является сумма налогового обязательства, уплаченная путем внесения, взыскания или принудительного исполнения в большем размере, чем это предусмотрено согласно налоговому законодательству.

11. Течение срока давности для сумм переплат и/или сумм, подлежащих возмещению согласно налоговому законодательству, начинается с даты их осуществления и/или появления.

12. Право налогоплательщика на погашение путем компенсации налогового обязательства из суммы переплаты или на возмещение из сумм переплат или сумм, подлежащих возмещению согласно налоговому законодательству, не исполненное в течение 6 лет со дня начала истечения срока давности, а также на погашение путем компенсации или возмещения взносов обязательного медицинского страхования, исчисленных в процентном отношении к заработной плате и другим выплатам, не исполненное в срок, установленный в части (4) статьи 17 Закона № 1593/2002 о размере, порядке и сроках уплаты взносов обязательного медицинского страхования, погашается путем применения срока давности.

[Пкт.12 в редакции Пост.Прав. N 510 от 19.07.2023, в силу 24.07.2023]

13. До начала процедуры аннулирования сумм путем применения срока давности Государственная налоговая служба информирует налогоплательщика об инициировании процесса аннулирования и предоставляет ему возможность представить доказательства невозможности подачи заявления о возмещении в установленный срок. В случае если налогоплательщик не представит доказательства и аргументы в пользу неистечения срока давности либо доводы о восстановлении пропущенного срока будут необоснованны, Государственная налоговая служба аннулирует суммы переплат, срок давности которых истек.

[Пкт.13 в редакции Пост.Прав. N 510 от 19.07.2023, в силу 24.07.2023]

131. Государственная налоговая служба сообщает налогоплательщику указанную в пункте 13 информацию следующим образом:

1) предприятиям, которые отвечают требованиям части (21) статьи 187 Налогового кодекса № 1163/1997, – посредством электронной почты или почтового ящика личного электронного кабинета налогоплательщика на портале Государственной налоговой службы, с размещением информации на Правительственном портале правовых единиц;

2) другим категориям налогоплательщиков, суммы переплат которых, подлежащие аннулированию, не превышают 1000 леев, – посредством размещения информации на официальной веб-странице Государственной налоговой службы либо, если сумма превышает 1000 леев, согласно статье 1291 Налогового кодекса, – посредством размещения информации на Правительственном портале правовых единиц/Правительственном портале гражданина.

[Пкт.131 введен Пост.Прав. N 510 от 19.07.2023, в силу 24.07.2023]

14. Срок давности для сумм переплат и/или сумм, подлежащих возмещению согласно налоговому законодательству, приостанавливается в случае представления заявления об исполнении компенсации и/или возмещения.

15. В случае если заявление о компенсации и/или возмещении переплат или сумм, подлежащих возмещению согласно налоговому законодательству, подано по истечении срока давности, предусмотренного в пункте 12, Государственная налоговая служба может восстановить пропущенный срок и принять соответствующее заявление, если налогоплательщик представит доказательства невозможности соблюдения срока давности.

[Пкт.15 в редакции Пост.Прав. N 510 от 19.07.2023, в силу 24.07.2023]

16. Восстановление пропущенного срока заявления о компенсации и/или возмещении переплаченных сумм или сумм, подлежащих возмещению согласно налоговому законодательству, осуществляется на основании решения, выданного Государственной налоговой службой (приложение № 1 к настоящему Положению), а в случае Службы сбора налогов и местных сборов – на основании решения, принятого местным советом (приложение № 2 к настоящему Положению) в соответствии с подтверждающими документами, представленными налогоплательщиком.

IV. ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПОГАШЕНИИ НАЛОГОВОГО

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, СРОК ДАВНОСТИ КОТОРОГО ИСТЕК

17. В соответствии со статьей 173 Налогового кодекса № 1163-XIII от 24 апреля 1997 года на основании данных Информационной системы Государственной налоговой службы и подтверждающих документов, погашение путем применения срока давности налогового обязательства в результате наступления срока исковой давности осуществляется на основании письменного решения Государственной налоговой службы (приложение № 3 к настоящему Положению), утвержденного уполномоченными лицами Государственной налоговой службы в соответствии с действующим законодательством, а в случае Службы сбора налогов и местных сборов – на основании решения, утвержденного местным советом (приложение № 4 к настоящему Положению).

18. В срок не позднее 6 месяцев со дня наступления срока погашения срока давности завершается процедура подготовки/накопления необходимых документов для выдачи/принятия решения о погашении налогового обязательства, срок давности которого истек.

19. Пакет необходимых подтверждающих документов для утверждения решения о погашении налогового обязательства, срок давности которого истек, включает:

1) документ, который подтверждает дату возникновения налогового обязательства;

2) акт об отсутствии имущества, с приложенной информацией, полученной от органов, в адрес которых были сделаны запросы с целью обнаружения имущества, возможного для взыскания;

3) процессуальные акты (исполнительные документы согласно действующему законодательству) в случае принудительного взыскания судебной инстанцией и/или судебным исполнителем.

Документы, указанные в подпунктах 1) и 2), должны быть подтверждены уполномоченными лицами Государственной налоговой службы или Службы по сбору местных налогов и сборов.

[Пкт.19 дополнен Пост.Прав. N 510 от 19.07.2023, в силу 24.07.2023]

20. В случае возникновения ситуации, приведенной в пункте 8 настоящего Положения, рассмотрение соответствующих документов завершается выдачей/принятием решения о приостановлении срока давности для налогового обязательства (приложение № 5 к настоящему Положению), а в случае Службы сбора налогов и местных сборов – местным советом (приложение № 6 к настоящему Положению), с указанием причины продления срока принудительного исполнения налогового обязательства.

21. В случае аннулирования путем применения срока давности для сумм переплат и/или сумм, подлежащих возмещению согласно налоговому законодательству, аннулирование будет осуществляться на основе акта установления (приложение № 7 к настоящему Положению), без выдачи письменного решения Государственной налоговой службы.

Акт установления является подтверждением сумм, подлежащих аннулированию в Информационной системе Государственной налоговой службы, с истекшим сроком давности.

211. В отступление от положений пунктов 13, 131 и 21, если суммы переплат, подлежащие аннулированию, не превышают 1 000 леев, их аннулирование осуществляется системой автоматически, без выдачи акта установления, в порядке, установленном Государственной налоговой службой. Государственная налоговая служба может восстановить суммы переплат, аннулированные путем применения срока давности, если налогоплательщик представит доказательства невозможности соблюдения срока давности.

[Пкт.211 введен Пост.Прав. N 901 от 30.12.2024, в силу 01.01.2025]

V. ПРОЦЕДУРА ПОГАШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И/ИЛИ

АННУЛИРОВАНИЕ СУММ ПЕРЕПЛАТ, СРОК ДАВНОСТИ КОТОРЫХ ИСТЕК

22. Решение о погашении налогового обязательства, срок давности которого истек, выдается/принимается:

1) Государственной налоговой службой – в двух экземплярах: первый экземпляр решения подшивается к делу налогоплательщика, открытому в соответствии с частями (3) и (4) статьи 161 Налогового кодекса № 1163-XIII от 24 апреля 1997 года, с приложением подтверждающих документов об истечении срока давности, а второй доводится Государственной налоговой службой до сведения в электронном формате или, в случае отсутствия у налогоплательщика электронной почты, задекларированной в Государственной налоговой службе, – путем обнародования согласно статье 1291 Налогового кодекса № 1163/1997 с одновременным размещением информации на Правительственном портале правовых единиц / Правительственном портале гражданина;

2) местными советами – в трех экземплярах, из которых один предоставляется Государственной налоговой службе для осуществления последующих записей в Информационной системе Государственной налоговой службы; второй хранится у выдавшего органа, а третий экземпляр направляется налогоплательщику согласно процедуре, описанной в подпункте 1).

[Пкт.22 изменен Пост.Прав. N 510 от 19.07.2023, в силу 24.07.2023]

23. Учет решений о погашении налоговых обязательств, срок давности которых истек, ведется в Регистре учета решений о погашении/приостановлении срока давности налогового обязательства (приложение № 8 к настоящему Положению).

Согласно Закону о регистрах № 71-XVI от 22 марта 2007 года ведение Регистра осуществляется в электронной форме.

[Пкт.23 изменен Пост.Прав. N 510 от 19.07.2023, в силу 24.07.2023]

24. Регистрация решения в Регистре осуществляется на дату принятия решения.

25. Датой погашения налоговых обязательств путем применения срока давности считается первый день после даты, на которую истек срок давности. Датой аннулирования путем применения срока давности сумм переплаты и/или сумм, которые в соответствии с налоговым законодательством подлежат возвращению, считается дата составления акта установления.

[Пкт.25 в редакции Пост.Прав. N 901 от 30.12.2024, в силу 01.01.2025] 

26. Перевод/операция о погашении налогового обязательства на текущем счету налогоплательщика осуществляется с соблюдением даты погашения налогового обязательства и/или сумм переплат, срок давности которых истек. Отражение данных операций в Информационной системе Государственной налоговой службы осуществляется в порядке, установленном Государственной налоговой службой.

27. Если сумма налогового обязательства была взята на специальный учет согласно части (5) статьи 174 Налогового кодекса № 1163-XIII от 24 апреля 1997 года, оно погашается в порядке, установленном настоящим Положением, с соблюдением положений части (7) статьи 174 Налогового кодекса № 1163-XIII от 24 апреля 1997 года.

28. Если налоговое обязательство было погашено путем истечения срока давности в соответствии с положениями настоящего Положения, а впоследствии появились доказательства (описанные в пункте 8 настоящего Положения), подтверждающие приостановление этого срока в ситуациях, предусмотренных в пунктах 10 и 18 Положения, операции по восстановлению в Информационной системе Государственной налоговой службы осуществляются в порядке, установленном Государственной налоговой службой.

[Приложение N 3 дополнено Пост.Прав. N 510 от 19.07.2023, в силу 24.07.2023]

[Приложение N 7 в редакции Пост.Прав. N 510 от 19.07.2023, в силу 24.07.2023]