Документы
Инструкция N 05/1-CF-06/88 от 23.12.97 об удержании подоходного налога у источника выплаты
Примечание: С поправками к Инструкции опубликованными в Monitorul
Oficial N 5 от 22.01.98
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ИНСТРУКЦИЯ
об удержании подоходного налога у источника выплаты
Nr.05/1-CF-06/88 от 23.12.97
Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 88-91/183 от 30.12.1997
* * *
Утратил силу: 10.01.2002
Инструкция ГГНИ N 14 от 19.12.2001
Утверждаю:
министр финансов
Республики Молдова
Валериу Кицан
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая инструкция разработана на основании Налогового кодекса
N 1163-XIII от 24 апреля 1997 года и Закона об администрировании
подоходного налога и введении в действие разделов I и II Налогового
кодекса N 1164-XIII от 24 апреля 1997 года. В ней регламентирован
порядок исчисления, удержания и перечисления в бюджет подоходного
налога, удержанного у источника выплаты.
2. В целях настоящей Инструкции используются следующие термины:
Гражданин - физическое лицо, не занимающееся предпринимательской
деятельностью.
Фискальный код - это идентификационный номер, присвоенный в целях
налогообложения.
Фискальный код для экономических агентов - это идентификационный
номер, присвоенный Налоговой службой согласно Налоговому регистру.
Фискальный код гражданина Республики Молдова идентичен
идентификационному номеру, присвоенному согласно Государственному
регистру населения Республики Молдова.
Идентификационный номер указан на обратной стороне удостоверения
личности гражданина.
В случаях, когда гражданин не имеет фискального кода, из-за
отсутствия удостоверения личности, используются серия и номер паспорта,
отчество, год рождения.
В случаях, когда гражданин не имеет фискального кода, по причине
отсутствия удостоверения личности и паспорта, используются серия и номер
свидетельства о рождении, отчество, год рождения.
Резидентом Республики Молдова считается:
а) Любой гражданин, который соответствует одному из следующих
требований:
- имеет постоянное местожительство в Республике Молдова;
- находится на территории Республики Молдова не менее 183 дней в
течение налогового года;
- является должностным лицом Республики Молдова, находящимся в
течение налогового года при исполнении служебных обязанностей за рубежом
республики.
Гражданин, для подтверждения факта, что является резидентом
Республики Молдова, представляет документы, указанные в пункте 26
Инструкции.
b) Любое юридическое лицо, индивидуальное предприятие или
крестьянское (фермерское) хозяйство, предпринимательская деятельность
которых организована или управляется в Республике Молдова либо основным
местом осуществления этой деятельности является Республика Молдова.
Работодателем считается предприятие, организация, учреждение,
независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, а
также физическое лицо, использующее наемную рабочую силу.
Независимым подрядчиком считается любое физическое лицо, которое
зарегистрировано в качестве субъекта предпринимательской деятельности
согласно действующему законодательству и оказывает услуги от
собственного имени.
Независимый подрядчик определяется как работник по найму, если он
соответствует двум или более из следующих требований:
- нанят для оказания услуг на основании заключенного договора между
пользователем услуг и независимым подрядчиком;
- нанят для выполнения каких-либо услуг согласно приказу, изданному
пользователем услуг;
- обязан осуществлять свою рабочую деятельность согласно
административному режиму, установленному пользователем услуг для своих
работников по найму;
- оплата за оказанные услуги не производится на его расчетный
(текущий) счет;
- оказывает услуги специфичные трудовым обязанностям работников по
найму пользователя услуг.
Работником по найму (в дальнейшем <работник>) считается любой
гражданин, нанятый на работу работодателем с целью выполнения трудовых
обязанностей за определенную плату (заработную плату), на основании
договора, заключенного согласно законодательству о труде (обязанности
работника по найму).
Освобождение - сумма, вычитаемая из валового дохода при расчете
облагаемого дохода работника.
Льгота - суммы материальных и нематериальных благ, предоставленных
работодателем своим работникам, а также осуществление в их пользу других
выплат, не связанных с выполнением трудовых обязанностей работника по
найму.
Налоговый год совпадает с календарным годом.
3. Субъектами налогообложения у источника выплаты являются:
- граждане;
- независимые подрядчики, определенные как работники по найму;
- экономические агенты (резиденты и нерезиденты).
4. Объектами налогообложения у источника выплаты являются:
- для граждан - доход, выплаченный в их пользу в виде заработной
платы (включая премии и предоставленные льготы), за исключением
освобождений, на которые имеют право работники, и доход, полученный из
других налогооблагаемых источников дохода;
- для независимых подрядчиков, определенных как работники по найму,
- суммы, выплаченные в их пользу работодателем за оказание услуг, а
также льготы;
- для экономических агентов (резидентов и нерезидентов) - суммы
процентных начислений, роялти, выплат за аренду или другие виды услуг
(включая услуги по менеджменту и услуги консультационного характера),
выплаченные в их пользу, стоимость которых вычитается плательщиком, в
соответствии со статьей 24 Налогового кодекса;
- для экономических агентов - нерезидентов - суммы ренты и страховых
взносов, выплаченные в их пользу по договорам страхования и
перестрахования.
Доходы нерезидентов, связанные с деятельностью их постоянных
представительств в Республике Молдова, облагаются в порядке и по
ставкам, установленным для доходов полученных лицами-резидентами.
5. В случае выплаты дохода не в денежной форме, он оценивается по
рыночной стоимости, в порядке, установленном Правительством.
6. Доход, выплаченный в иностранной валюте, пересчитывается в
молдавские леи по курсу Национального банка Молдовы на день его выплаты.
7. Любое лицо, обязанное уплачивать согласно Налоговому кодексу
подоходный налог, должно представлять декларацию, заполненную в порядке,
установленном Государственной налоговой службой.
Декларацию о подоходном налоге обязано представлять:
- любое физическое лицо, получающее доход из источников, отличных от
заработной платы, превышающий сумму 2100 лей в год;
- любое физическое лицо, получающее доход как в виде заработной
платы, так и из источников, отличных от заработной платы, превышающий
13000 лей в год.
Гражданин имеет право представить декларацию о подоходном налоге в
случаях, когда ему в течение налогового года была завышена сумма
подоходного налога, удержанного у источника выплаты.
8. За нарушение законодательства о подоходном налоге предусмотрена
административная и уголовная ответственность согласно действующему
законодательству.
Глава II. УДЕРЖАНИЕ ПОДОХОДНОГО
НАЛОГА С ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
9. Работодатель, осуществляющий выплату заработной платы (включая
премии и предоставленные льготы) работнику, обязан с учетом требуемых
работником освобождений, исчислять, удерживать из фактически полученных
средств, и перечислять в бюджет подоходный налог согласно порядку,
установленному настоящей Инструкцией.
Под понятием реально полученных работником средств подразумеваются
начисленные и реально направленные для выплаты работодателем суммы
дохода, включая и суммы предоставленных, за счет работодателя, льгот
работнику.
10. Согласно настоящей главе Инструкции подоходный налог следует
удерживать с доходов в любой форме заработной платы, премий, надбавок к
заработной плате, вознаграждений, пособий, гонораров, комиссионных,
оплаты труда и других выплат, осуществленных в пользу работника.
К этим доходам также относятся:
- разница между ценой реализации (оказания) работодателем товаров
(услуг) третьим лицам и ценой реализации (оказания) их своему работнику;
- аннуитеты, за исключением пенсий и пособий, получаемых за счет
средств бюджета государственного социального страхования или на основе
межгосударственных договоров (соглашений), и доходов, полученных по
договорам страхования (страхование жизни, пенсий), заключенным до 1
января 1998 года;
- государственные дотации, премии и призы, не определенные
специально как не облагаемые налогом в законах, устанавливающих эти
выплаты;
- выплаты, осуществляемые работодателем в целях возмещения личных
расходов работника. Это может быть оплата за счет средств работодателя
за учебу, лечение работника или его какого-либо родственника, содержание
детей работника в дошкольных учреждениях, компенсация расходов на
приобретение и содержание работником автомобиля, жилья, другого
имущества и т.д.;
- аннулирование работодателем долга работника или обязанностей
работника по отношению к нему. К этим доходам относятся аннулирование
сумм невозвращенных работником кредитов или займов, подлежащих возврату,
процентов за кредиты и займы, других задолженностей работника
материального характера;
- доплаты, осуществляемые работодателем к любому платежу работника
за жилье, предоставленное работодателем;
- превышение текущей процентной ставки (округленной до следующего
полного процента), по которой Национальный банк Молдовы предоставил
кредит в обычном порядке на последнем аукционе, проводимом в ноябре
предшествующего календарного года, которую он опубликовывает, над
процентной ставкой, начисленной по займам, предоставляемым работнику
работодателям (в том числе и по займам, не возвращенным до 1 января 1998
года). В этих случаях доход от предоставления кредита или займа
исчисляется в следующем порядке:
Rb - Rp
F = S x N x --------- : 100%
365
где:
F - сумма льготы,
S - сумма займа,
N - количество дней в месяце, в течение которых работник пользовался
займом,
Rb - процентная ставка, по которой Национальный банк Молдовы
предоставил кредит в обычном порядке на последнем аукционе, проводимом в
ноябре предшествующего календарного года,
Rp - процентная ставка, начисленная по займу, предоставленному
работодателем.
Пример 1.
По заявлению работника работодатель предоставил ему 18 ноября
беспроцентный займ в сумме 5000 лей со сроком погашения 12 месяцев.
Процентная ставка кредита, предоставленного в обычном порядке
Национальным банком на последнем аукционе в ноябре предшествующего
календарного года, составляет 16%.
Работник 15 декабря частично возвратил займ, сумма возврата
составила 500 лей.
В этом случае сумма предоставленной работодателем работнику льготы,
которая включается в его налогооблагаемый доход, исчисляется в следующем
порядке:
1) за ноябрь месяц (с 18.11 по 30.11)
(5000 х 13) х (16 - 0) : 365 : 100% = 28,49 лей;
2) за период с 01 по 14 декабря
(5000 х 14) х (16 - 0) : 365 : 100% = 30,68 лей;
за период с 15 по 31 декабря
(4500 х 17) х (16 - 0) : 365 : 100% = 33,53 лей.
Итого за декабрь месяц 64,21 лей (30,68 + 33,53).
Суммы льгот 28,49 лей и 64,21 лей включаются в доход работника
соответственно в ноябре и декабре месяце;
- затраты работодателя на предоставление работнику автомобиля для
использования в личных целях:
если автомобиль является собственностью работодателя - 0,006
процента стоимости автомобиля за каждый день использования;
если автомобиль не является собственностью работодателя - понесенные
им расходы на приобретение права пользования автомобилем за каждый день
использования.
Пример 2.
На основании заявления работника работодатель предоставляет ему на
два дня собственный автомобиль, стоимость которого 73000 лей. Сумма
льготы, которая включается в доход работника, составляет 8,76 лей (73000
х 2 х 0,006%) : 100%;
- расходы работодателя по уплате взносов по добровольному
страхованию работника;
- суммы других расходов работодателя, являющихся прямыми или
косвенным доходами работника. К этим доходам относятся суммы, уплаченные
за счет средств работодателя в счет оплаты проездных билетов, питания,
подписки на газеты, журналы и книги, проезда к месту работы и обратно,
компенсации стоимости медицинского обследования, стационарного лечения,
приобретения медикаментов, санаторно-курортных и оздоровительных
путевок, в том числе на базы отдыха, находящиеся на балансе работодателя;
- взносы в пенсионные фонды, за исключением взносов в
квалифицированные пенсионные фонды, предусмотренные статьями 64 часть
(1), 65 и 69 Налогового кодекса.
11. В валовой доход работника не включаются следующие виды дохода:
- страховые суммы, полученные в случае смерти страхователя по
договору страхования жизни;
- компенсации, полученные в возмещение вреда в случае повреждения
здоровья, в том числе инвалидности;
- выплаты, а также другие виды компенсаций по болезни, травме или на
другой случай временной нетрудоспособности, осуществляемые в
соответствии с договорами о страховании здоровья;
- возмещение работникам расходов, относящихся к выполнению
должностных обязанностей, в пределах и порядке, установленных
Правительством;
- стипендии учащимся, студентам и аспирантам государственных и
негосударственных учебных заведений, за исключением оплаты
преподавательской или исследовательской деятельности;
- алименты и пособия на детей;
- выходные пособия, установленные законодательством;
- адресные компенсации малообеспеченным, социально уязвимым слоям
населения;
- имущество, полученное в порядке дарения или наследования;
- дивиденды, за исключением полученных от хозяйствующего субъекта -
нерезидента;
- пособия от благотворительных организаций;
- вложения в капитал хозяйствующего субъекта, предусмотренные
статьей 55 Налогового кодекса;
- доходы сотрудников дипломатических представительств иностранных
государств, предусмотренные статьей 54 Налогового кодекса;
- суммы, получаемые донором от государственных учреждений
здравоохранения;
- выигрыши от лотерей.
12. Освобождения по подоходному налогу, удержанному из заработной
платы (включая премии и льготы), предоставляются по месту основной
работы работников - резидентов Республики Молдова.
Основным местом работы считается предприятие, учреждение,
организация, в которой в соответствии с действующим законодательством
ведется трудовая книжка работника.
13. Каждый работник имеет право на личное освобождение.
1) Сумма личного освобождения для работников, которые не
соответствуют одному или нескольким из условий, определенных в подпункте
2) настоящего пункта, составляет 2100 лей в год.
2) Сумма личного освобождения составляет 10000 лей в год (льготное
личное освобождение) для работника, который:
а) заболел и перенес лучевую болезнь, вызванную последствиями аварии
на Чернобыльской АЭС,
b) является инвалидом, в отношении которого установлена причинная
связь наступившей инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС;
с) является родителем или супругом (супругой) погибшего или
пропавшего без вести участника боевых действий по защите территориальной
целостности и независимости Республики Молдова;
d) стал инвалидом вследствие участия в боевых действиях по защите
территориальной целостности и независимости Республики Молдова;
е) является инвалидом войны, инвалидом с детства, инвалидом I и II
групп или пенсионером - жертвой политических репрессий, впоследствии
реабилитированной.
14. Работник, состоящий в браке на протяжении всего налогового года,
имеет право на дополнительное освобождение в размере 2100 лей в год
(супружеское освобождение), если супруге (супругу) не было предоставлено
личное освобождение.
15. Работник имеет право на освобождение в размере 120 лей в год на
каждого иждивенца (освобождение на иждивенцев). В случаях, когда
иждивенец имеет несколько содержателей, освобождение на иждивенцев
предоставляется всем содержателям.
В целях предоставления освобождения иждивенцем признается лицо,
которое отвечает всем следующим требованиям:
- связано с работником или его супругой (супругом) узами родства по
восходящей или нисходящей линии (родители или дети, в том числе
усыновители и усыновленные);
- проживает совместно с работником или не проживает совместно с ним,
но обучается на дневном отделении учебного заведения более пяти месяцев
в течение налогового года;
- содержится работником;
- получает доход, не превышающий 1000 лей в год.
16. Супружеское освобождение и освобождения на иждивенцев
предоставляются только при условии, что работнику одновременно
предоставлено личное освобождение.
17. В целях определения освобождений, которые должны быть
предоставлены работнику, он, не позднее установленного для начала работы
по найму дня, представляет работодателю подписанное им заявление о
предоставлении освобождений, на которые имеет право, приложив к нему
документы, подтверждающие эти права. Образец заявления приводится в
приложении N 1 к Инструкции. В дальнейшем каждый работник представляет
заявление ежегодно, в декабре месяце, до начала налогового года, на
который требуются освобождения.
18. В случаях, когда работник не представил заявление, неправильно
указал в нем какие-либо освобождения, на которые претендует, не приложил
к заявлению подтверждающие документы, также и в случаях, когда отзывает
заявление, он считается работником, не претендующим на освобождения, а
работодатель исчисляет и удерживает подоходный налог с выплаченных ему
доходов без предоставления освобождений.
В таких случаях работодатель обязан на основании удостоверения
личности, паспорта или свидетельства о рождении работника проверить и
зарегистрировать фамилию, имя, фискальный код, адрес постоянного
местожительства работника.
19. Работник, потерявший в течение налогового года право на
супружеское освобождение или освобождения на иждивенцев, обязан в
течение 10 дней со дня, когда произошли эти изменения, представить
работодателю новое подписанное им заявление, в котором указывает только
освобождения, на которые его права сохранились. Это правило применяется
и в случаях, когда работник теряет право на льготное личное освобождение
и переходит на личное освобождение в размере 2100 лей в год.
20. В случаях, когда работник добровольно отказывается от
супружеского освобождения или освобождений на иждивенцев, он
представляет работодателю заявление о предоставлении освобождений, где
не указывает освобождение или освобождения, от которых отказался.
21. Если работник потерял полностью право на освобождение по причине
потери статуса резидента, он обязан представить работодателю в течение
10 дней со дня, когда произошли эти изменения, заявление в произвольной
форме об отзыве заявления о предоставлении освобождений. Это заявление
представляется и в тех случаях, когда работник добровольно отказывается
от всех освобождений.
22. Работник, у которого в течение налогового года появились права
на освобождения или он решил использовать освобождения, которые ему
полагаются, но которые он не использовал, имеет право представить
работодателю заявление о предоставлении освобождений, на которые он
приобрел право или решил использовать, приложив к нему подтверждающие
документы.
23. Во всех случаях освобождения предоставляются или аннулируются с
месяца, следующего за месяцем, в котором было представлено (отозвано)
заявление о предоставлении освобождений (см. пример 4).
24. При установлении фактов неправильного исчисления подоходного
налога, удержанного у источника в течение налогового года, работодатель
имеет право произвести перерасчет налога до представления информации о
подоходном налоге удержанного с заработных плат работников за
соответствующий год.
Порядок подтверждения освобождений
25. Копии или выписки из оригиналов документов, приложенные к
заявлению о предоставлении освобождений, должны быть, в обязательном
порядке, удостоверены работодателем или нотариальным органом.
26. Личное освобождение в размере 2100 лей в год предоставляется
только при условии, что работник
- приложил к заявлению выписку или копию удостоверения личности или
паспорта, которые подтверждают факт, что он имеет постоянное
местожительство в Республике Молдова (работодателем проверяется прописка
работника), или
- приложил к заявлению справку(и), выданную(ые) органом(ами)
местного публичного управления Республики Молдова, которая(ые)
подтверждает(ют), что работник находился на территории Республики
Молдова не менее 183 дней в течение налогового года, на который ему
предоставляется освобождение.
27. Для подтверждения права на льготное личное освобождение работник
дополнительно к документам, указанным в пункте 26, в зависимости от
категории граждан, к которой он относится, должен приложить к заявлению
копии или выписки из следующих документов:
Таблица N 1
----------------------------------------------------------------------------
Категории граждан, имеющих|Документы, являющиеся |Органы, выдающие соответ-
право на льготное личное |основанием для предос-|ствующие документы
освобождение |тавления освобождения |
----------------------------------------------------------------------------
1. Заболевший и перенесший Удостоверение участника Министерства и депар-
лучевую болезнь, вызванную ликвидации последствий таменты, военноадми-
последствиями аварии на аварии на Чернобыльской нистративные управле-
Чернобыльской АЭС АЭС и справка Консилиу- ния (отделы),которыми
ма врачебной экспертизы были направлены эти
жизнеспособности (КВЭЖ) лица для ликвидации
аварии на Чернобыль-
ской АЭС, и КВЭЖ
2. Инвалид, в отношении Пенсионное удостовере- Территориальные управ-
которого установлена при- ние с указанием причины ления социального обес-
чинная связь наступившей инвалидности печения и защиты семьи,
инвалидности с аварией на другие уполномоченные
Чернобыльской АЭС органы
3. Родитель или супруга Удостоверение, подтв- Военно-административ-
(супруг) погибшего учас- ерждающее право на ные управления (отде-
тника боевых действии льготы лы)
по защите территориальной
целостности и независи-
мости Республики Молдова
4. Родитель или супруга Удостоверение, подт- Военно-административ-
(супруг) пропавшего без верждающее право на ные управления (отде-
вести участника боевых льготы лы)
действии по защите терри-
ториальной целостности и
независимости Республики
Молдова
5. Ставший инвалидом вслед- Пенсионное удостовере- Территориальные упра-
ствие участия в боевых дей- ние с указанием причи- вления социального
ствиях по защите территори- ны инвалидности обеспечения и защиты
альной целостности и неза- семьи
висимости Республики Мол-
дова
6. Инвалид войны Пенсионное удостовере- Территориальные упра-
ние с указанием причи- вления социального
ны инвалидности обеспечения и защиты
семьи
7. Инвалид с детства Пенсионное удостовере- Территориальные упра-
ние с указанием причи- вления социального
ны инвалидности обеспечения и защиты
семьи
8. Инвалид I или II групп Пенсионное удостовере- Территориальные упра-
ние с указанием причи- вления социального
ны инвалидности обеспечения и защиты
семьи
9. Пенсионер - жертва по- Пенсионное удостовере- Примэрии муниципий,
литических репрессий, впос- ние с указанием причи- районные исполнитель-
ледствии реабилитированная ны инвалидности ные комитеты и упол-
номоченные органы
28. Для пользования супружеским освобождением на следующий налоговый
год работнику следует приложить к заявлению:
- копию свидетельства о браке, которое подтверждает, что работник
состоит в браке, и подтверждение супруги (супруга), что она (он) не
требует личного освобождения (льготного личного освобождения) в
налоговом году, на который требуется супружеское освобождение
(подтверждение составляется в произвольной форме);
- копию или выписку из удостоверения личности или паспорта супруги
(супруга), которые подтверждают, что она (он) имеет постоянное
местожительство в Республике Молдова (проверяется работодателем прописка
супруги (супруга) работника).
В случаях, когда работник требует супружеское освобождение в течение
налогового года, оно предоставляется ему, если работник состоит в браке
с начала налогового года, на который требуется освобождение (проверяется
работодателем согласно свидетельству о браке). В данных случаях к
заявлению прилагаются:
- копия свидетельства о браке, которое подтверждает, что работник
состоит в браке, и подтверждение супруги (супруга), что она (он) не
требует личного освобождения (льготного личного освобождения) в
налоговом году, на который требуется супружеское освобождение
(подтверждение составляется в произвольной форме);
- копия или выписка из удостоверения личности или паспорта супруги
(супруга), которые подтверждают, что она (он) имеет постоянное
местожительство в Республике Молдова (проверяется работодателем прописка
супруги (супруга) работника), или справка(и), выданная(ые) органом(ами)
местного публичного управления Республики Молдова, которая(ые)
подтверждает(ют), что супруга (супруг) работника находилась на
территории Республики Молдова не менее 183 дней в текущем налоговом году.
29. Для использования освобождений на иждивенцев работнику следует
приложить к заявлению следующие документы:
1) в случае, когда иждивенец является родственником по нисходящей
линии (в том числе усыновленным) работника:
- копия или выписка из свидетельства о рождении или справки об
усыновлении иждивенца, которые подтверждают, что он является
родственником по нисходящей линии (усыновленным) работника;
- копия или выписка из удостоверения личности или паспорта иждивенца
или справка органа местного публичного управления Республики Молдова,
которые подтверждают, что он проживает совместно с работником;
2) в случае, когда иждивенец является родственником по нисходящей
линии (в том числе усыновленным) супруги (супруга) работника:
- копия или выписка из свидетельства о браке работника, которое
подтверждает, что работник состоит в браке с лицом, которое является
родственником по восходящей линии (усыновитель) иждивенца;
- копия или выписка из свидетельства о рождении или справки об
усыновлении иждивенца, которые подтверждают, что он является
родственником по нисходящей линии (усыновленный) супруги (супруга)
работника;
- копия или выписка из удостоверения личности или паспорта иждивенца
или справка органа местного публичного управления Республики Молдова,
которые подтверждают, что он проживает совместно с работником;
3) в случае, когда иждивенец является родственником по восходящей
линии (в том числе усыновителем) работника:
- копия или выписка из свидетельства о рождении или справки об
усыновлении работника, которые подтверждают, что иждивенец является
родственником по восходящей линии (усыновителем) работника;
- копия или выписка из удостоверения личности или паспорта иждивенца
или справка органа местного публичного управления Республики Молдова,
которые подтверждают, что он проживает совместно с работником;
4) в случае, когда иждивенец не проживает совместно с работником, но
является родственником по восходящей линии (в том числе и усыновителем)
супруги (супруга) работника:
- копия или выписка из свидетельства о браке работника, которое
подтверждает, что работник состоит в браке с лицом, которое является
родственником по нисходящей линии (усыновленным) иждивенца;
- копия или выписка из свидетельства о рождении или справки об
усыновлении супруги (супруга) работника, которые подтверждают, что
иждивенец является родственником по восходящей линии (усыновителем)
супруги (супруга) работника;
- копия или выписка из удостоверения личности или паспорта иждивенца
или справка органа местного публичного управления Республики Молдова,
которые подтверждают, что он проживает совместно с работником.
В случаях, когда иждивенец обучается на дневном отделении учебного
заведения, работник должен приложить к заявлению вместо документа,
подтверждающего совместное проживание с иждивенцем, справку, выданную
учебным заведением, которая подтверждает, что иждивенец обучается на
дневном отделении учебного заведения более 5 месяцев на протяжении
налогового года (образец справки приводится в приложении N 2 к
Инструкции).
Порядок определения освобождений
30. Каждому работнику, который подал заявление о предоставлении
освобождений, присваивается соответствующая категория затребованных
освобождений. При определении категории освобождений используется
следующая таблица:
Таблица N 2
-----------------------------+---------+-------------------------
Освобождения |Код осво-|Сумма освобождения (лей)
|бождения +-----------+-------------
| | годовая | месячная
-----------------------------+---------+-----------+-------------
Личное освобождение P 2100 175
Льготное личное освобождение M 10000 833
Супружеское освобождение S 2100 175
Освобождение на иждивенцев N* N x 120 N x 10
* N - количество иждивенцев.
Категория освобождений определяется путем сложения всех кодов
освобождений, предоставленных работнику.
Пример 3.
Работник подал заявление о предоставлении личного освобождения в
размере 2100 лей в год, супружеского освобождения (2100 лей в год) и
освобождений на 5 иждивенцев (по 120 лей в год на каждого). Сумма общего
годового освобождения в данном случае составляет 2100 @ 2100 @ 5 х 120 #
4800 лей и соответствует категории PS5. Соответственно буквы категории
будут указывать личное освобождение и супружеское освобождение, а цифра
- количество иждивенцев.
Работнику, который не имеет освобождений, присваивается категория
освобождений <0>.
Порядок исчисления и удержания налога
31. Подоходный налог у источника выплаты исчисляется и удерживается
из облагаемого дохода, определяемого как разница между заработной платой
(премий, льгот), полученной работником, и суммой освобождений.
32. Из дохода, полученного работником в денежной форме, налог
удерживается в момент выплаты.
В случаях, когда на протяжении месяца исчисленный налог не
удерживается по причине отсутствия дохода работника в денежной форме,
исчисленная сумма перечисляется в бюджет в установленный срок за счет
собственных средств работодателя. Сумма перечисленного налога считается
займом, предоставленным работнику, начиная со следующего дня после дня,
в котором работодатель перечислил в бюджет данную сумму.
33. Ставки подоходного налога, удержанного у источника выплаты из
заработной платы (премий, льгот), составляют 20 процентов от годового
облагаемого дохода, не превышающего 10800 лей, и 32 процента от годового
облагаемого дохода, превышающего 10800 лей.
34. Определение заработной платы (премий, льгот), облагаемого дохода
и исчисление подоходного налога, подлежащего удержанию у источника
выплаты, осуществляется методом нарастающего итога с начала налогового
года или в случаях, когда работник нанят на работу в течение налогового
года, - со дня найма.
Освобождения, предоставляемые работнику, определяются методом
нарастающего итога со следующего месяца за месяцем, в котором было
подано заявление о предоставлении освобождений.
35. Количество месяцев в налоговом году, на протяжении которых
работник считается работником по найму, определяется:
- в случаях, когда работник нанят с предыдущего налогового года, -
начиная с января месяца;
- в случаях, когда работник нанят в течение налогового года, -
начиная со следующего месяца после месяца, в котором он нанят.
Месяц, в котором работник увольняется, учитывается при определении
количества месяцев в налоговом году, на протяжении которых работник
является работником по найму, только при условии, что работник считается
нанятым до 01 числа данного месяца (см. пример 4).
36. С сумм причитающихся работнику, ранее начисленных и подлежащих
начислению до дня увольнения с работы включительно, независимо от
момента их выплаты, подоходный налог исчисляется и удерживается в день
(месяц) увольнения в общеустановленном порядке по действующим ставкам
(не заполняя графы 1 и 8 Личной карточки учета доходов и подоходного
налога, удержанного из них, работника) с предоставлением освобождений
(на которые работник имеет право) по месяц увольнения включительно и в
случае отсутствия средств у работодателя для выплаты причитающихся сумм
одновременно относится на депоненты. Подоходный налог перечисляется в
бюджет в течение 10 дней после окончания месяца, в котором были
выплачены причитающиеся суммы. В налоговой отчетности, представленной
работодателем за месяц или год, подоходный налог отражается только в
месяце или году, в котором были выплачены данные суммы. Причитающиеся
суммы работнику к оплате в случае отсутствия средств для их выплаты
одновременно с подоходным налогом также относятся на депоненты и в
момент выплаты отражаются в той же налоговой отчетности.
С сумм, дополнительно начисленных и выплаченных работнику после
месяца его увольнения с работы, налог исчисляется и удерживается в
момент выплаты отдельно с каждой суммы, без предоставления освобождений,
по действующим ставкам.
[Пкт.36 в редакции Информац. Государст. Налоговой]
[Инспекции N 10-2-09/1-435-1971 от 25.04.2000]
37. В целях определения облагаемого дохода, суммы освобождений и
количества месяцев с начала периода, на протяжении которого работник
считается нанятым, а также и исчисления подоходного налога, подлежащего
удержанию у источника выплаты из заработной платы (премий, льгот),
работодатель открывает на каждого своего работника по найму личную
карточку учета доходов и подоходного налога, удержанного из них (образец
карточки приводится в приложении N 3 к Инструкции). Карточка заполняется
ежегодно с начала каждого налогового года или в случае, если работник
нанят на работу в течение налогового года - со дня найма.
Пример 4.
Работник нанят на работу 09 июля и уволился 05 октября того же года.
В своем заявлении, которое было подано 09 июля, работник затребовал
личное освобождение и освобождение на 2 иждивенцев, которые
соответствуют категории освобождений Р2, в общей сумме 2340 лей (2100 +
120 + 120) в год. Месячная сумма освобождений составляет 195 лей (2340 :
12 месяцев) и предоставляется, начиная с августа месяца (см. п.23).
В период 09.07 - 10.11 работнику были выплачены следующие доходы:
--------+-------------------------------------+--------------
Дата вы-| Вид дохода |Сумма (лей)
платы | |
дохода | |
--------+-------------------------------------+--------------
27.07 Аванс 300
10.08 Заработная плата 200
27.08 Уплата за счет средств работодателя
за коммунальное обслуживание квартиры
работника 150
07.09 Заработная плата 450
21.09 Материальная помощь 100
04.10 Заработная плата 460
10.11 Заработная плата 1200
В данном случае подоходный налог, удержанный у источника выплаты из
заработной платы (премий, льгот), определяется в следующем порядке:
Дата, с которой работник считается работником по найму в текущем
налоговом году ______09.07______
(В случае, когда работник нанят с предыдущего года, вписывается
01.01, в случае, когда он нанят в течение налогового года, - дата найма)
------------------------------------------------------------------------------
Меяцы налогового года | I | II | III| IV | V | VI |VII |VIII| IX | X | XI| XII
------------------------------------------------------------------------------
Месячная сумма освобож-
дений, используемых ра-
ботником 0 195 195 195
-----------------------------------------------------------------------------
(освобождения определяются согласно заявлению работника о
предоставлении освобождений по подоходному налогу, удержанному из
заработной платы; освобождения предоставляются (аннулируются) со
следующего месяца после месяца, в котором было подано (отозвано)
заявление)
(лей)
-------+--------------+-------+------+-------+-----------+-----------
Дата | Доход |Кол-во |Сумма |Облага-|Исчислен- |Налог,
выплаты|--------------|месяцев|осво- |емый |ный налог |подлежащий
дохода |текущий| всего| |божде-|доход |с облагае- |удержанию
| | | |ний | |мого дохода|(возврату)
-------+-------+------+-------+------+-------+-----------+-----------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
-------+-------+------+-------+------+-------+-----------+-----------
27.07 300 300 0 0 300 60 60
10.08 200 500 01 195 305 61 1
27.08 150 650 01 195 455 91 30
07.09 450 1100 02 390 710 142 51
21.09 100 1200 02 390 810 162 20
04.10 460 1660 03 585 1075 215 53
---------------------------------------------------------------------
С суммы 1200 лей, которая выплачивается работнику после уволнения,
налог удерживается без предоставления освобождений и составляет 276 лей
(900x20% + 300x32%).
Пример 5.
Работник считается работником по найму на протяжении всего
налогового года. До начала налогового года работник подал заявление о
предоставлении освобождений, в котором затребовал личное освобождение.
24 февраля налогового года работник подал новое заявление, в котором
затребовал личное освобождение и освобождение на двух иждивенцев, а 17
июля налогового года он подал заявление, в котором затребовал личное
освобождение и освобождение на одного иждивенца.
На протяжении налогового года работник получил следующие доходы:
--------+-------------------------------------+--------------
Дата вы-| Вид дохода |Сумма (лей)
платы | |
дохода | |
--------+-------------------------------------+--------------
10.01 Заработная плата 430
10.02 Аванс 100
08.03 Материальная помощь 50
15.03 Заработная плата 560
12.04 Отпускные 2520
08.07 Заработная плата 650
19.09 Заработная плата 330
22.10 Заработная плата 600
18.12 Заработная плата 850
В данном случае, подоходный налог, удержанный у источника выплаты из
заработной платы (премий, льгот), определяется в следующем порядке:
Дата, с которой работник считается работником по найму в текущем
налоговом году 01.01 .
(В случае, когда работник нанят с предыдущего года, вписывается
01.01, в случае, когда он нанят в течение налогового года, - дата найма)
---------------------------------------------------------------------------
Месяцы | | | | | | | | | | | |
налогового | | | | | | | | | | | |
года | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII| IX | X | XI | XII
-----------------------------------------------------------------------------
Месячная сумма
освобождений,
используемых
работником 175 175 195 195 195 195 195 185 185 185 185 185
(освобождения определяются согласно заявлению работника о
предоставлении освобождений по подоходному налогу, удержанному из
заработной платы; освобождения предоставляются (аннулируются) со
следующего месяца после месяца, в котором было подано (отозвано)
заявление)
----------------------------------------------------------------------------
Дата | Доход |Количес-| Сумма |Облога-|Исчисленный на|Налог, подле-
выплаты|-------------| тво |освобож-| емый |лог с облагае-|жащий удержа-
дохода |текущий|всего|месяцев | дения |доход |мого дохода |нию (возврату
-----------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
-----------------------------------------------------------------------------
10.01 430 430 01 175 255 51 51
10.02 100 530 02 350 180 36 -15
08.03 50 580 03 545 35 7 -29
15.03 560 1140 03 545 595 119 112
12.04 2520 3660 04 740 2920 584 465
08.07 650 4310 07 1325 2895 597 13
19.09 330 4640 09 1695 2945 589 -8
22.10 600 5240 10 1880 3360 672 83
18.12 850 6090 12 2250 3840 768 96
Правила налогообложения доходов
сотрудников представительств иностранных
государств
38. Заработная плата и другие виды компенсаций, выплачиваемых
иностранным сотрудникам дипломатических представительств иностранных
государств при выполнении ими своих должностных обязанностей в
Республике Молдова, освобождаются от налога. Такое освобождение
предоставляется только при условии предоставления взаимных прав
соответствующими государствами.
39. От подоходного налога освобождаются доходы, полученные в
Республике Молдова иностранными предприятиями, а также их работниками и
консультантами в соответствии с договорами (соглашениями), заключенными
Правительством Республики Молдова с правительствами других стран и с
руководством международных организаций. Данное освобождение
предоставляется только в отношении дохода, полученного от той части их
деятельности, которая заключается в гуманитарной и технической помощи
Республике Молдова, оказываемой согласно договору (соглашению) с
правительством другой страны или с международной организацией, либо с их
агентствами по техническому сотрудничеству с Республикой Молдова.
Раздел III. УДЕРЖАНИЕ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА С ДРУГИХ ВЫПЛАТ,
ОТЛИЧНЫХ ОТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Налогообложение дивидендов
40. Дивидендом считается любая выплата, осуществляемая юридическим
лицом акционеру (пайщику) этого юридического лица, в соответствии с его
долей участия.
Не считается дивидендом распределение дохода общества в форме акций,
которое никоим образом не меняет долевого участия акционеров в капитале
хозяйствующего субъекта, и выплаты, осуществляемые в случае полной
ликвидации хозяйствующего субъекта.
41. Из дивидендов, выплачиваемых резидентам Республики Молдова из
дохода, оставшегося после налогообложения, хозяйствующий субъект не
удерживает подоходный налог у источника выплаты.
42. В случае, когда хозяйствующий субъект предварительно выплачивает
дивиденды своим акционерам (пайщикам) - резидентам Республики Молдова из
дохода до налогообложения, он обязан удержать из сумм, направленных на
выплату в качестве дивидендов, подоходный налог в размере 32%.
Исключением является случай, когда хозяйствующий субъект производит
выплату дивидендов со счета дивидендов.
43. Счет дивидендов открывается экономическим агентом в случаях,
когда он владеет 20 и более процентами капитала другого хозяйствующего
субъекта. В таких случаях дивиденды, полученные первым хозяйствующим
субъектом от второго, прибавляются к счету дивидендов. Впоследствии из
дивидендов, выплачиваемых резидентам Республики Молдова со счета
дивидендов до тех пор, пока он не будет исчерпан, не производится
удержание подоходного налога.
44. Хозяйствующий субъект, который производит выплату дивидендов
нерезидентам Республики Молдова, удерживает с сумм, направленных на их
выплату, подоходный налог в размере:
- 15% - если дивиденды выплачиваются из дохода, оставшегося после
налогообложения;
- 42,2% - если дивиденды выплачиваются предварительно из дохода до
налогообложения;
- 15% - если дивиденды выплачиваются со счета дивидендов.
Удержание налога из процентных
начислений и роялти
45. Процентные начисления - это доход, полученный в качестве
возмещения по займу, предоставленному на основании кредитного договора,
заключенного между несколькими лицами.
46. Роялти - это доход, полученный от предоставления в пользование
нематериальной собственности (художественных ценностей, программ и т.д.)
или от права на пользование ею, а также и от права на эксплуатацию
природных ресурсов в Республике Молдова.
47. Каждый плательщик процентных начислений и роялти обязан
удерживать в качестве налога сумму равную:
- 20% из суммы процентных начислений и роялти, выплачиваемых
резидентам;
- 20% из сумм роялти, выплачиваемых нерезидентам;
- 15% из суммы процентных начислений, выплачиваемых нерезидентам.
Положения настоящего пункта в части обложения процентных начислений
применяются начиная с 1 января 1999 года.
48. Не производится удержание налога из сумм процентных начислений и
роялти, выплачиваемых физическим лицам - гражданам Республики Молдова в
возрасте 60 лет и старше, по их желанию, на основании документов,
удостоверяющих их возраст (удостоверение личности, паспорт или
свидетельство о рождении). Плательщику процентных начислений или роялти
следует представить копию или выписку из оригиналов указанных
документов, заверенную хозяйствующим субъектом - плательщиком процентных
начислений или роялти или нотариально.
Удержание налога из других выплат
49. Каждое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность,
или государственные учреждения Республики Молдова, оплачивающие аренду и
другие виды услуг (включая услуги по менеджменту и услуги
консультационного характера), как резидентам, так и нерезидентам,
стоимость которых вычитается в соответствии со статьей 24 Налогового
кодекса, удерживают и уплачивают как налог сумму, равную 5 процентам
суммы соответствующей оплаты (исключение составляют п.51 и п.52).
Любая оплата, осуществляемая экономическому агенту, кроме оплаты за
материальную и нематериальную собственность, для целей настоящего пункта
считается оплатой за услуги. В документах, подтверждающих оплату за
услуги, включительно безналичную и наличную, бартером, и т.д., сумма
удержанного налога в размере 5% указывается отдельной строкой.
Пример 6.
Хозяйствующий субъект для проведения семинара арендовал у Центра
повышения квалификации кадров зал за плату в сумме 1800 лей.
При уплате этой суммы хозяйствующий субъект удерживает налог в
размере 5%, который составляет 90 лей и производит оплату Центру в сумме
1710 лей.
50. В порядке, указанном в п.49, удерживается налог и из страховых
премий, внесенных в предприятие - нерезидент на основании договоров
страхования и перестрахования, а также из ренты, выплачиваемой
нерезидентам.
51. Из сумм, выплачиваемых лицам нерезидентам за услуги по
менеджменту и услуги консультационного характера, налог удерживается по
ставке 20%.
52. Из выплат, представляющих собой налогооблагаемые источники
доходов, за исключением заработной платы (премий, льгот), дивидендов,
процентных начислений, роялти и сумм, из которых налог удерживается
согласно п.49, 50 и 51 настоящей Инструкции, производимых в пользу
физических лиц, удерживается налог по ставке 5%.
Пример 7.
Физическое лицо реализовало хозяйствующему субъекту в феврале месяце
800 кг яблок и автомобиль в общей сумме 10360 лей. При выплате этой
суммы хозяйствующий субъект удерживает налог в сумме 518 лей и
выплачивает фактически данному лицу 9842 лей.
Раздел IV. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА
53. Подоходный налог, удержанный у источника выплаты, перечисляется
в бюджет по месту нахождения хозяйствующего субъекта, который производит
эти удержания.
54. Во всех случаях подоходный налог, удержанный у источника
выплаты, должен быть перечислен в бюджет не позднее 10 числа месяца
следующего за месяцем, в котором осуществлялись удержания.
55. Хозяйствующий субъект, который произвел удержание налога, обязан
в течение 10 дней после окончания месяца, в котором произвелось
удержание или со дня прекращения деятельности, представить
территориальной государственной налоговой инспекции декларацию о
подоходном налоге, удержанном у источника выплаты за отчетный месяц
(образец декларации приводится в приложении N 4 к Инструкции).
В данной декларации указаны виды источников доходов, коды и ставки
налога, соответствующие им.
Хозяйствующий субъект, ответственный за удержание налога у источника
выплаты, указывает в декларации соответственно источникам доходов:
гр. 4 - суммы выплаченного дохода нарастающим итогом с начала
налогового года, в том числе и за отчетный месяц;
гр. 5 - суммы удержанного налога из доходов, указанных в гр. 4;
гр. 7 - суммы дохода, выплаченного в отчетном месяце;
гр. 8 - суммы налога, удержанного из доходов, указанных в гр. 7;
56. Хозяйствующий субъект, который произвел удержание налога из
доходов (кроме заработной платы), выплаченных нерезидентам, обязан в
течение 10 дней после окончания месяца, в котором произвелось удержание
или со дня прекращения деятельности, представить территориальной
государственной налоговой инспекции информацию об удержанном у источника
выплаты налоге из доходов (кроме заработной платы), выплаченных
нерезидентам за отчетный месяц (образец информации приводится в
приложении N 5 к Инструкции).
В информации указывается:
гр. 1 - порядковый номер текущей записи;
гр. 2 - фискальный код нерезидента - получателя выплаты, из которой
произведено удержание;
гр. 3 - фамилия, имя или наименование получателя выплаты;
гр. 4 - юридический адрес или адрес постоянного местожительства
получателя выплаты;
гр. 5 - код источника дохода (согласно месячной декларации о
подоходном налоге, удержанном у источника выплаты);
гр. 6 - сумма дохода, выплаченного нерезидентам в течение отчетного
месяца, из которого был удержан налог;
гр. 7 - сумма налога, удержанного из доходов, указанных в гр. 6;
гр. 8 - сумма налога, удержанного по всем выплатам в пользу
нерезидентов на протяжении всего налогового года. Графа 8 заполняется
только в последней информации налогового года.
57. Работодатель в течение 30 дней после окончания налогового года
или со дня прекращения деятельности обязан представить территориальной
государственной налоговой инспекции информацию о подоходном налоге,
удержанном из заработной платы работников за истекший год (образец
информации приводится в приложении N 6 к Инструкции).
В информации указывается:
гр. 1 - порядковый номер текущей записи;
гр. 2 - фискальный код работника;
гр. 3 - фамилия, имя работника;
гр. 4 - год рождения работника;
гр. 5 - адрес постоянного местожительства работника;
гр. 6 - категории освобождений, которыми пользовался работник в
течение налогового года;
гр. 7 - количество месяцев, в течение которых работник пользовался
соответствующей категорией, указанной в гр. 6;
гр. 8 - общая сумма освобождений, которые были предоставлены
работнику на протяжении отчетного налогового года;
гр. 9 - сумма заработной платы (премий, льгот), выплаченная
работнику на протяжении отчетного налогового года;
гр. 10 - сумма налога, удержанного из дохода, указанного в гр. 9.
В случаях, когда работник в течение отчетного налогового года
пользовался различными категориями освобождений - в графах 1, 2, 3, 4,
5, 8, 9 и 10 заполняется одна строка, а в графах 6 и 7 столько строк,
сколькими категориями освобождений пользовался работник в течение года.
58. Хозяйствующий субъект, удерживающий налог из других выплат в
пользу резидентов, отличных от заработной платы, обязан в течение 30
дней после окончания налогового года, в котором были произведены
удержания или со дня прекращения деятельности, представить
территориальной государственной налоговой инспекции информацию о
подоходном налоге, удержанном из источников, отличных от заработной
платы, выплаченных резидентам за отчетный год.
В информации указывается:
гр. 1 - порядковый номер текущей записи;
гр. 2 - фискальный код получателя выплаты;
гр. 3 - фамилия, имя или полное наименование получателя выплаты;
гр. 4 - юридический адрес или адрес постоянного местожительства
получателя выплаты;
гр. 5 - код источника дохода (согласно месячной декларации о
подоходном налоге, удержанном у источника выплаты);
гр. 6 - сумма дохода, которая была выплачена получателю и из которой
был удержан налог на протяжении отчетного года;
гр. 7 - сумма налога, удержанного из дохода, указанного в гр. 6.
Раздел V. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Все доходы, начисленные и выплаченные начиная с 1 января 1998 года,
должны быть обложены подоходным налогом исходя из положений,
предусмотренных настоящей Инструкцией, независимо за какой период они
выплачиваются.
Исключением являются доходы, по которым до 1 января 1998 был
начислен подоходный налог, перечисление которого в бюджет производится в
порядке, установленном действующим законодательством до указанного числа.
Оплата за услуги после 1 января 1998 года, стоимость которых
включается пользователем услуг в затраты 1997 года, производится без
удержания налога по ставке 5%.
Дата представления работниками заявления о предоставлении
освобождений по подоходному налогу, удержанному из заработной платы на
1998 год, и документов, подтверждающих право на освобождения,
устанавливается 1 февраля 1998 года.
Работникам, которые до 1 января 1998 года не представили
работодателям заявления о предоставлении освобождений и соответствующие
документы, по основному месту работы предоставляется на январь 1998 года
временно личное освобождение в сумме 175 лей на основании документа,
подтверждающего постоянное местожительство в Республике Молдова.
При подаче заявления о предоставлении освобождений и подтверждающих
документов до 1 февраля 1998 года хозяйствующий субъект производит
перерасчет подоходного налога, предоставляя полагающиеся освобождения на
январь месяц 1998 года.
В случаях, когда работник не представил заявления и подтверждающие
документы до 1 февраля 1998 года, он считается работником, который не
претендует на освобождения, а временное освобождение, предоставленное
ему на январь месяц, аннулируется и работодатель производит перерасчет.
Порядок налогообложения сумм, направленных в негосударственные
квалифицированные пенсионные фонды, и сумм, полученных из них в качестве
пенсий, будет разработан после принятия и промульгации специального
закона, регламентирующего деятельность указанных фондов.
Настоящая инструкция вступает в силу с 1 января 1998 года.
Начальник Главной
государственной
налоговой инспекции,
Главный государственный
советник налоговой службы Ион ПРИСАКАРЬ
Кишинэу, 23 декабря 1997 г.
N 05/1-CF-06/88.
Приложение N 1
к Инструкции Государственной
налоговой службы
N 05/1-CF-06/88 от 23.12.97 г.
З А Я В Л Е Н И Е
работника о предоставлении освобождений по подоходному
налогу, удерживаемому из заработной платы на _________ год
ЧАСТЬ I. Заполняется работником
Фамилия, имя _______________________________________________________
Фискальный код ____________________ _____________________
Адрес постоянного местожительства __________________________________
ТРЕБУЮ СЛЕДУЮЩИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ
1. Личное освобождение ____________________ лей
(впишите 2100 или 10000)
2. Освобождение для супруги (супруга) ____________________ лей
(впишите 0 или 2100)
В случае если требуете освобождение для супруги (супруга), укажите
следующую информацию о ней (нем):
Фамилия, имя ________________________________________________________
Фискальный код ________________________
Адрес постоянного местожительства ___________________________________
3. Освобождение на иждивенцев ___________________________________ лей
(впишите результат умножения
---------------------------------------------------------------------
между количеством Ваших иждивенцев и 120)
4. В следующей таблице укажите документы, копии или выписки из которых
прилагаете к заявлению:
----------------------------------------------------------------------
Название | Название организации, | Серия, номер и дата
документа | выдавшей документ | выдачи документа
--------------------|---------------------------|---------------------
--------------------|---------------------------|---------------------
--------------------|---------------------------|---------------------
----------------------------------------------------------------------
Заявляю, что настоящая информация верна, и я ознакомлен с мерами
ответственности в случае ее искажения.
5. На основании статей 33*), 34*) и 35*) Налогового кодекса требую
годовое освобождение в сумме
_________________________________ лей ________________ лей
(прописью) (в цифрах)
___________________ ____________________
(дата) (подпись)
ЧАСТЬ II. Заполняется работодателем
Полное название работодателя _____________________________________
фискальный код ____________
Фамилия, имя, фискальный код и годовая сумма освобождений, что
соответствует категории освобождений __________ проверены.
Заявление зарегистрировано в регистре под номером ______________
___________________ ________________
(дата) (подпись)
====================Линия надреза======================================
-------- Вручается лицу подавшему заявление -----------
Служит подтверждением, что работник затребовал соответствующие
освобождения.
Полное наименование работодателя ____________________________________
фискальный код _______________
Фамилия, имя лица, подавшего заявление ______________________________
Фискальный код _______________________ ____________________
Общая сумма затребованных освобождений ___________________________лей
(прописью)
Категория представленных освобождений _______________________________
___________________ ___________________
(дата) (подпись)
Заявление подается физическими лицами - резидентами Республики
Молдова по месту основной работы:
- ежегодно, до начала налогового года, на который требуются
освобождения;
- в случае, если работник нанимается на работу в течение налогового
года, на который требуются освобождения, - не позднее дня,
установленного для начала работы по найму;
- в случаях, если в течение налогового года изменяется количество
освобождений, на которые работник имеет право, - в течение десяти дней
после происшедшего изменения.
Фискальный код - это идентификационный номер, присвоенный в целях
налогообложения.
Фискальный код гражданина Республики Молдова идентичен
идентификационному номеру, присвоенному согласно Государственному
регистру населения Республики Молдова.
Идентификационный номер указан на обратной стороне удостоверения
личности гражданина.
В случаях, когда гражданин не имеет фискального кода, из-за
отсутствия удостоверения личности, используются серия и номер паспорта,
отчество, год рождения.
В случаях, когда гражданин не имеет фискального кода, по причине
отсутствия удостоверения личности и паспорта, используются серия и номер
свидетельства о рождении, отчество, год рождения.
Статья 33. Личное освобождение
(1) Каждый налогоплательщик (физическое лицо - резидент) имеет право
на личное освобождение в размере 2100 лей в год.
(2) Личное освобождение, определенное в части (1), составляет 10000
лей в год для следующих лиц:
а) заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями
аварии на Чернобыльской АЭС;
b) инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь
наступившей инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС;
c) родителей или супруги (супруга) погибшего или пропавшего без
вести участника боевых действий по защите территориальной целостности и
независимости Республики Молдова;
d) ставших инвалидами вследствие участия в боевых действиях по
защите территориальной целостности и независимости Республики Молдова;
e) инвалидов войны, инвалидов с детства, инвалидов I и II группы,
пенсионеров - жертв политических репрессий, впоследствии
реабилитированных.
Статья 34. Освобождение для супруги (супруга)
Физическому лицу - резиденту, состоящему в браке на протяжении всего
налогового года, и имеющему на содержании супругу (супруга),
предоставляется личное освобождение в размере 2100 лей в год, если
супруге (супругу) не предоставлено личное освобождение согласно статье
33.
Статья 35. Освобождение на иждивенцев
(1) Налогоплательщику (физическому лицу - резиденту) предоставляется
освобождение на каждого иждивенца в размере 120 лей в год.
(2) Для целей настоящего раздела иждивенцем признается лицо, которое
отвечает всем следующим требованиям:
a) связано с налогоплательщиком или его супругой (супругом) узами
родства по восходящей или нисходящей линии (родители или дети, в том
числе усыновители и усыновленные);
b) проживает совместно с налогоплательщиком или не проживает
совместно с ним, но обучается на дневном отделении учебного заведения
более пяти месяцев в течение налогового года;
c) содержится налогоплательщиком;
d) получает доход, не превышающий 1000 лей в год.
=================Линия надреза===========================================
Коды и суммы освобождений
---------------------------------+----------+-------------+--------------
Освобождения |Коды осво-|Годовая сумма|Месячная сумма
|бождений |освобождений |освобождений
| | (лей) | (лей)
---------------------------------+----------+-------------+--------------
Личное освобождение | P | 2 100 | 175
Льготное личное освобождение | M | 10 000 | 833
Освобождение для супруги (супруга| S | 2 100 | 175
Освобождение на иждивенцев | N* | N x 120 | N x 10
-------------------------------------------------------------------------
* N - количество иждивенцев.
Категория освобождений определяется как совокупность кодов
освобождений.
Приложение N 2
к Инструкции Государственной
налоговой службы
N 05/1-CF-06/88 от 23.12.97 г.
C П Р А В К А
Настоящая справка выдана _______________________________________________
(наименование учебного заведения)
________________________________________________________________________
(адрес)
в том, что ________________________, фискальный код __________________,
(фамилия, имя лица, которому выдана справка)
проживающий(ая) постоянно по адресу____________________________________,
является студентом(кой) (учеником, курсантом), _________ курса (класса,
года), факультета (отделения) _________________________, и срок его (ее)
обучения в ___________ году более 5 месяцев, а предполагаемая стипендия
на данный год не превысит сумму 1000 лей.
Справка зарегистрирована под номером ___________ и выдана _________
(дата)
М.П.
________________
(подпись)
Приложение N 3
к Инструкции Государственной
налоговой службы
N 05/1-CF-06/88 от 23.12.97 г.
Личная карточка учета доходов и подоходного налога,
удержанного из них, работника на ___________ год
Настоящая карточка заполняется работодателем на каждого своего
работника по найму. В ней ведется учет доходов, уплаченных работнику в
виде заработной платы, премий, льгот, исчисляется и ведется учет
подоходного налога, удержанного с этих доходов. Карточка заполняется
ежегодно с начала каждого налогового года или в случае, если работник
нанят на работу в течение налогового года, - со дня найма.
Полное наименование работодателя ___________________________________
Фискальный код ____________________
Фамилия, имя работника _____________________________________________
Фискальный код ____________________
Дата, с которой работник считается работником по найму в текущем
налоговом году _____________________
(В случае, когда работник нанят с предыдущего года, вписывается
01.01, в случае, когда он нанят в течение налогового года, - дата найма)
------------------------------------------------------------------------------
Меяцы налогового года | I | II | III| IV | V | VI |VII |VIII| IX | X | XI| XII
------------------------------------------------------------------------------
Месячная сумма освобож-
дений, используемых ра-
ботником
-----------------------------------------------------------------------------
(освобождения определяются согласно заявлению работника о
предоставлении освобождений по подоходному налогу, удержанному из
заработной платы; освобождения предоставляются (аннулируются) со
следующего месяца после месяца, в котором было подано (отозвано)
заявление)
------------------------------------------------------------------------------
Дата выплаты| Доход |Количество| Сумма |Облагае-|Исчисленный| Налог,
дохода |-------------|месяцев |освобож|мый до- |налог с |подлежащий
|текущий|Всего| |дений |ход |облагаемого|удержанию
| | | | | | дохода |(возврату)
------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
-------------|-------|-----|----------|-------|--------|-----------|----------
-------------|-------|-----|----------|-------|--------|-----------|----------
-------------|-------|-----|----------|-------|--------|-----------|----------
------------------------------------------------------------------------------
Руководство по заполнению карточки
------------------------------------------------------------------------------
N |
гра-|
фы |
-----------------------------------------------------------------------------
1 Указывается число и месяц текущей выплаты дохода.
2 Указывается сумма дохода, подлежащего выплате,
или предоставленных льгот.
3 Указывается сумма дохода (предоставленных льгот),
выплаченного работнику со дня найма и до момента
текущей выплаты включительно (определяется как
сумма всех доходов, указанных в гр. 2).
4 Указывается количество месяцев со дня найма и до
момента текущей выплаты включительно:
- В случаях, когда работник нанят с предыдущего
года, количество месяцев определяется начиная с
января месяца текущего налогового года.
- В случаях, когда работник нанят в течение нас-
тоящего налогового года, количество месяцев опре-
деляется начиная с месяца, следующего за месяцем,
в котором он нанят.
5 Указывается сумма освобождений, предоставленных
работнику со дня найма и до момента текущей
выплаты включительно (определяется путем сумми-
рования месячных освобождений, соответствующих
месяцам, в течение которых работник считается
работником по найму).
6 Указывается сумма облагаемого дохода со дня найма
и до момента текущей выплаты включительно (опреде-
ляется как разница между суммой дохода, выплачен-
ного работнику в течение настоящего налогового
года (последняя запись в гр.3), и суммой освобож-
дений, предоставленных ему в этот период (послед-
няя запись в гр.5).
В случаях, когда облагаемый доход меньше нуля,
вписывается <0>.
7 Указывается сумма налога, исчисленного из облага-
емого дохода со дня найма и до момента текущей
выплаты включительно, указанного в последней за-
писи в гр.6. Порядок исчисления следующий:
1) из суммы облагаемого дохода, которая не превы-
шает (900 лей x кол-во месяцев), налог составля-
ет 20%;
2) из суммы облагаемого дохода, которая превышает
предел, указанный в предыдущем абзаце, налог сос-
тавляет 32%.
8 Указывается сумма налога, подлежащего удержанию
(возврату) из (при) текущей выплаты дохода работ-
ника (определяется как разница между последней и
предпоследней записями гр.7).
---------------------------------------------------------------------------
Форма DLP Приложение N 4
к Инструкции Государственной
налоговой службы
N 05/1-CF-06/88 от 23.12.97 г.
Декларация
о подоходном налоге, удержанном у источника выплаты
за _______________ месяц _______ года
Наименование предприятия, организации, учреждения _______________________
Фискальный код _________Код банка __________ Расчетный счет _____________
-------------------------------------------------------------------------------
N | | Код |Сумма с начала |Ставка|Сумма за декла-
п/п| Вид источника дохода |источ-|налогового года |налога|рируемый месяц
| |ника |----------------| |----------------
| | |упла- |удержан- | (%) |упла- |удержан-
| | |ченный|ный на- | |ченный|ный на-
| | |доход |лог (лей)| |доход |лог (лей)
| | |(лей) | | |(лей) |
-------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
-------------------------------------------------------------------------------
1. Заработная плата SAL X
2. Оплата за аренду и другие
виды услуг SERV 5
3. Оплата за услуги по менед-
жементу и услуги консуль-
тационного характера:
а) резидентам MAN a) 5
b) нерезидентам MAN b) 20
4. Процентные начисления
уплаченные:
а) резидентам DOB a) 20
b) физическим лицам рези-
дентам в возрасте 60 лет DOB b) X 0 X
и старше
c) нерезидентам DOB c) 15
5. Роялти ROY 20
6. Страховые взносы,внесенные в
предприятие-нерезидент по
договорам страхования и пе-
рестрахования PRIM 5
7. Дивиденды, уплаченные с при-
были после налогообложения и
со счета дивидендов:
- резидентам DIV a) X 0 X
- нерезидентам DIV b) 15
Дивиденды, уплаченные пред-
варительно (за исключением
уплаченных со счета диви-
дендов):
- резидентам DIV c) 32
- нерезидентам DIV d) 42.2
8. Другие источники дохода и
платежей ALT 5
----------------------------------------------------------------------------
9. ВСЕГО X X
-----------------------------------------------------------------------------
Сумма налога к уплате за декларируемый месяц (строка 9, графа 8) _______
Заявляю, что настоящая информация является достоверной, и что я
ознакомлен с мерами ответственности, предусмотренными действующим
законодательством, в случае включения в нее ложной или неполной
информации.
Руководитель _______________ Получено:
Государственная налоговая инспекция
Гл. бухгалтер ______________ по району (мун.) ________________
Дата ________________
Дата ______________ Подпись ________________
ПРИМЕЧАНИЕ:
Данные о сумме платежей (гр.4) и сумме удержанного подоходного
налога (гр.5) указываются нарастающим итогом с начала налогового года.
Результат разницы между суммами, указанными в гр.5 настоящей
декларации и декларации за предыдущий месяц, должны быть равны
соответствующим суммам гр.8 настоящей декларации.
Суммы, указанные в стр.1 декларации, должны соответствовать суммам
соответствующих граф по всем личным карточкам работников по найму
хозяйствующего субъекта (включая и тех, кто уволился в течение
настоящего налогового года) на момент окончания отчетного месяца:
гр.4 декларации - гр.3 личных карточек;
гр.5 - гр.7;
гр.7 - гр.3 (только суммы, уплаченные в отчетном месяце);
гр.8 - гр.8 (только суммы, удержанные (возвращенные) в отчетном
месяце).
Данные, указанные в гр.5, стр.1 декларации за декабрь месяц
налогового года, должны соответствовать итоговой сумме, указанной в
гр.10 информации о подоходном налоге, удержанном из заработной платы
работников (приложение N 6) за соответствующий год.
Итоговая сумма по графе 5 декларации за декабрь месяц налогового
года должна быть равна сумме всех итогов по информациям об удержанном у
источника выплаты налоге из доходов (кроме заработной платы),
выплаченных нерезидентам за декабрь месяц соответствующего налогового
года (приложение N 5, гр.8), о подоходном налоге, удержанном из
заработной платы работников (приложение N 6, гр.10) и о подоходном
налоге, удержанном из источников, отличных от заработной платы,
выплаченных резидентам (приложение N 7, гр.7) за соответствующий
налоговый год.
Декларация представляется органу Государственной налоговой службы по
месту нахождения хозяйствующего субъекта, в 10-дневный срок по истечении
месяца.
Форма INR Приложение N 5
к Инструкции Государственной
налоговой службы
N 05/1-CF-06/88 от 23.12.97 г.
ИНФОРМАЦИЯ
об утверждении у источника выплаты налога из доходов
(кроме заработной платы), выплаченных нерезидентами
за ___________месяц ____________ года
Наименование предприятия, организации, учреждения _______________________
Фискальный код__________ Код банка ____________ Расчетный счет___________
Всего страниц _______
Страница N____
--------------------------------------------------------------------------------
N |Фискальный|Наименование или|Юридический адресс|Код |Даход | Сумма налога
п/п| код |фамилия, имя пол|или адресс постоя-|ис- |выпла |удержанного (лей)
| |учателя выплаты |ного местожитель- |точ |ченный|-----------------
| | |ства получателя |ника|в теку|в теку-| в тесе-
| | |выплаты | |щем ме|щем ме-| нии года
| | | | |сяце |сяце | *)
| | | | | (лей)| |
--------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
---|----------|----------------|------------------|----|------|-------|---------
---|----------|----------------|------------------|----|------|-------|---------
---|----------|----------------|------------------|----|------|-------|---------
--------------------------------------------------------------|-------|---------
|Итого по странице | |
--------------------------------------
*) графа 8 заполняется только в последней информации налогово года
--------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
---|----------|----------------|------------------|----|------|-------|---------
---|----------|----------------|------------------|----|------|-------|---------
---|----------|----------------|------------------|----|------|-------|---------
--------------------------------------------------------------|-------|---------
|Итого по странице | |
|--------------------|-------|---------
|Итого по информации | |
--------------------------------------
Заявляю, что настоящая информация является достоверной, и что я
ознакомлен с мерами ответственности, предусмотренными действующим
законодательством, в случае включения в нее ложной или неполной
информации.
Руководитель _______________ Получено:
Государственная налоговая инспекция
Гл. бухгалтер ______________ по району (мун.) ________________
Дата ________________
Дата ______________ Подпись ________________
Форма IAL Приложение N 6
к Инструкции Государственной
налоговой службы
N 05/1-CF-06/88 от 23.12.97 г.
ИНФОРМАЦИЯ
об удержанном подоходном налоге из заработной платы
работника за _______________год
Наименование предприятия, организации, учреждения _______________________
Фискальный код__________ Код банка ____________ Расчетный счет___________
Всего страниц _______
Страница N____
------------------------------------------------------------------------------
N |Фискаль| | |Адрес постоян-|Катего|Коли|Сумма ос|Доход|Сумма
п/п|ный код|Фамилия, имя| Год |ного местожи- |рия ос|чес-|вобожде-|всего|удер-
| | работника |рожде|тельства раб- |вобож-|тво |ний все-| |жанно
| | | ния |ботника |дения |меся|го (лей)|(лей)|го на-
| | | | | |цев | | |лога
| | | | | | | | |(лей)
-------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
---|-------|------------|-----|--------------|------|----|--------|-----|------
---|-------|------------|-----|--------------|------|----|--------|-----|------
---|-------|------------|-----|--------------|------|----|--------|-----|------
---------------------------------------------------------|--------|-----|------
|Итого по странице | |
-------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
---|-------|------------|-----|--------------|------|----|--------|-----|------
---|-------|------------|-----|--------------|------|----|--------|-----|------
---|-------|------------|-----|--------------|------|----|--------|-----|------
---------------------------------------------------------|--------|-----|------
|Итого по странице | |
|------------------------|-----|------
|Итого по информации | |
-------------------------------------
Заявляю, что настоящая информация является достоверной, и что я
ознакомлен с мерами ответственности, предусмотренными действующим
законодательством, в случае включения в нее ложной или неполной
информации.
Руководитель _______________ Получено:
Государственная налоговая инспекция
Гл. бухгалтер ______________ по району (мун.) ________________
Дата ________________
Дата ______________ Подпись ________________
Форма IAS Приложение N 7
к Инструкции Государственной
налоговой службы
N 05/1-CF-06/88 от 23.12.97 г.
ИНФОРМАЦИЯ
о подоходном налоге, удержанном из источников, отличных
от заработной платы, выплаченных резидентами
за____________ год
Наименование предприятия, организации, учреждения _______________________
Фискальный код__________ Код банка ____________ Расчетный счет___________
Всего страниц _______
Страница N____
---------------------------------------------------------------------------
N |Фискальный|Наименование или|Юридический адресс|Код |Даход | Сумма
п/п| код |фамилия, имя пол|или адресс постоя-|ис- |всего |удержанного
| |учателя выплаты |ного местожитель- |точ |(лей) | налога
| | |ства получателя |ника| | (лей)
| | |выплаты | | |
---------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7
---|----------|----------------|------------------|----|------|------------
---|----------|----------------|------------------|----|------|------------
---|----------|----------------|------------------|----|------|------------
--------------------------------------------------------------|------------
|Итого по странице |
---------------------------------
---------------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7
---|----------|----------------|------------------|----|------|------------
---|----------|----------------|------------------|----|------|------------
---|----------|----------------|------------------|----|------|------------
--------------------------------------------------------------|------------
|Итого по странице |
|--------------------|------------
|Итого по информации | --------------------------------------
---------------------------------
Заявляю, что настоящая информация является достоверной, и что я
ознакомлен с мерами ответственности, предусмотренными действующим
законодательством, в случае включения в нее ложной или неполной
информации.
Руководитель _______________ Получено:
Государственная налоговая инспекция
Гл. бухгалтер ______________ по району (мун.) ________________
Дата ________________
Дата ______________ Подпись ________________