Письмо N (10-13-02/1-2150)16 от 05.05.2000 о некоторых особенностях применения НДС и акцизов в 2000 году
;
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
О некоторых особенностях применения НДС и акцизов в 2000 году*
(Письмо Министерства финансов)
N (10-13-02/1-2150)16 от 05.05.2000
(в силу 05.05.2000)
"Contabilitate şi audit", 2000, N 6, стр.72
* * *
Министерство финансов в связи с принятием Закона о бюджете на 2000 год N 918-XIV от 11 апреля 2000 г. (Monitorul Oficial N 50-52 от 1 мая 2000) доводит до сведения некоторые особенности применения НДС и акцизов в 2000 бюджетном году.
НДС
Как и в предыдущем году, в 2000 году согласно ст.9(1) Закона о бюджете на 2000 год импортируемые товары и услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в соответствии с положениями раздела III Налогового кодекса. Для декларирования импортируемых товаров (за исключением товаров, облагаемых акцизами) установлен срок до 72 часов с момента пересечения границы.
Датой уплаты акцизов по импортируемым товарам (продукции) (за исключением подлежащих маркировке акцизными марками), налога на добавленную стоимость, таможенной пошлины, сборов за осуществление таможенных процедур считается дата внесения импортером (декларантом) или третьим лицом на основании ст.14(3) Закона о бюджете на 2000 год в кассу таможенного органа или на соответствующие счета Центрального казначейства Министерства финансов денежных средств, подтвержденная выписками банковского счета.
В то же время срок 72 часа с момента пересечения границы согласно ст.9(7) Закона о бюджете на 2000 год установлен и для товаров, которые находятся в режиме транзита через таможенную территорию Республики Молдова. В соответствии со ст.14(5) Закона о бюджете на 2000 год датой уплаты налога на добавленную стоимость по импортируемым услугам считается дата получения этих услуг импортером.
Согласно ст.14(6) Закона о бюджете на 2000 год запрещается помещение на свободные таможенные склады товаров, находящихся в режиме транзита через таможенную территорию Республики Молдова, а также подакцизных товаров (продукции).
Необходимо иметь в виду, что Департамент таможенного контроля согласно ст.14(8) Закона о бюджете на 2000 год вправе продлевать срок уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары от 90 дней до 180 дней, в зависимости от вида импортируемых товаров. Продление предусмотренных сроков возможно в случае, если хозяйствующие субъекты заключили соглашения с Департаментом таможенного контроля и представили банковские гарантии (ст.14(9) Закона о бюджете на 2000 год).
Хозяйствующие субъекты, временно ввозящие товары с целью переработки, обязаны заключать соответствующие соглашения с Департаментом таможенного контроля при Министерстве финансов согласно ст.9(6) Закона о бюджете на 2000 год. Согласно ст.9(3) Закона о бюджете на 2000 год экспортируемые товары и услуги облагаются налогом на добавленную стоимость согласно пункту а) статьи 104 Налогового кодекса, то есть облагаются по нулевой ставке.
Необходимо отметить, что в отношениях с экономическими агентами, находящимися на территории Республики Молдова, которые не имеют налоговых отношений с ее бюджетной системой, следует руководствоваться положениями ст.9(2), (4) Закона о бюджете на 2000 год.
Согласно ст.9(2) Закона о бюджете на 2000 год положения статьи 9(1) Закона о бюджете на 2000 год распространяются также на товары, представляющие собой приобретенную готовую или полученную после переработки сырья клиентов продукцию, и на товары, представляющие собой полуфабрикаты, приобретенные или полученные с целью переработки от хозяйствующих субъектов, находящихся на территории Республики Молдова, но не имеющих налоговых отношений с ее бюджетной системой.
Согласно ст.9(4) Закона о бюджете на 2000 год положения ст.9(3) Закона о бюджете на 2000 год распространяются на товары, представляющие собой реализованную готовую или переданную после переработки сырья клиентов продукцию, и на товары, представляющие собой полуфабрикаты, реализованные или переданные с целью переработки хозяйствующим субъектам, находящимся на территории Республики Молдова, но не имеющим налоговых отношений с ее бюджетной системой.
Отмечаем, что в 2000 бюджетном году не предусмотрено применение специальных ставок на импортируемые товары, установленных Законом о бюджете на 1999 год в размере 5% от таможенной стоимости товаров.
Для товаров и импортируемых предметов применяется только таможенный тариф, который устанавливается согласно приложению 6 Закона о бюджете на 2000 год.
Согласно ст.25(1) Закона о бюджете на 2000 год установлен ряд освобождений от НДС на некоторые товары (услуги), а также и для некоторых предприятий, не предусмотренных в прошлом году, а именно от НДС освобождаются:
- электрические сети напряжением 35 киловольт, проданные государственным предприятием "Moldtranselectro" (ст.25(1), 1), с) Закона о бюджете на 2000 год);
- работы по реконструкции Чадыр-Лунгского туберкулезного санатория для детей, финансируемые за счет денежных средств, предоставленных в виде гуманитарной помощи Правительством Турецкой Республики и Правительством США (ст.25(1), 1), k) Закона о бюджете на 2000 год);
- от налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины - семена картофеля первой репродукции, как при импорте, так и при реализации на внутреннем рынке (ст.25(1), 10) Закона о бюджете на 2000 год).
Некоторые освобождения, предоставленные в 1999 бюджетном году, остались в силе и в 2000 году с некоторыми отклонениями, а именно, начиная с 01.05.2000 г., от НДС освобождаются:
- электроэнергия, импортируемая и поставляемая распределительным сетям или импортируемая распределительными сетями. Налог на добавленную стоимость на услуги по транспортировке импортируемой электроэнергии исчисляется и перечисляется в бюджет в установленном порядке (ст.25(1), 1), а));
- оборудование, техника и агрегаты в комплекте к ним, представленные в приложении 17, а также грузовые автомобили, трактора и комбайны, как при производстве или импорте, так и при реализации на внутреннем рынке (ст.25(1), 1), f));
- импортируемые и реализуемые семена оригинатора, суперэлиты и элиты районированных сортов и гибридов, предназначенные для размножения и внедрения новых технологий, материал для размножения винограда и плодовый и виноградный посадочный материал предбазовый, базовый и сертифицированный, предназначенный для закладки маточных насаждений, племенные животные (включая суточный молодняк), инкубационные яйца, генетический материал для рыбоводства, кормовые добавки (соевый шрот, рыбная мука, дрожжи, фосфаты кальция, лизин, энзимы и протеино-витаминно-минеральные премиксы), витамины и провитамины, антибиотики, ветеринарные вакцины, жидкий азот, пестициды (ст.25(1), 1),g));
- деятельность по редактированию, изданию и полиграфическому исполнению книжной продукции в области культуры, воспитания, науки и образования, периодических изданий (за исключением изданий рекламного, эротического и порнографического характера), а также импорт и реализация книжной продукции указанных областей и соответствующих периодических изданий (ст.25(1), 1), j));
- сырье, материалы и комплектующие изделия, предназначенные для производства продукции, импортируемые предприятиями Общества слепых (ст.25(1), 1), h)). В этом пункте государственные налоговые инспекции обязаны осуществлять ежеквартальный контроль над импортом, осуществленном фактически предприятиями Общества слепых и непосредственным использованием названных товаров в производственной деятельности.
Также ряд освобождений, существовавших в прошлом году, но которые на основании Закона о бюджете на 2000 год претерпели некоторые изменения, освобождаются не только от НДС, но и от таможенного тарифа. К ним относятся:
- импортируемые сигареты с фильтром, как при импорте, так и при реализации их на внутреннем рынке. Начиная с 1 октября текущего года, налог на добавленную стоимость и таможенная пошлина к данным товарам применяются на общих основаниях (ст.25(1), 9));
- оборудование и другие материальные ценности до 1 июля текущего года, импортируемые для производственных целей компанией по разработке природных ресурсов "Redeco" LTD (США) согласно концессионному договору о разведке и разработке ресурсов нефти и газа (ст.25(1), 11));
- импортируемые оборудование и экипировка, полученные Национальным олимпийским комитетом и национальными профильными спортивными федерациями в дар от Международного олимпийского комитета, профильных европейских и международных спортивных федераций и других международных спортивных организаций в целях подготовки национальной команды к участию в Олимпийских играх в Сиднее (ст.25(1), 12)).
Только от таможенной пошлины освобождаются необходимые для осуществления уставной деятельности импортируемые материалы, полученные Центром информации и документации Совета Европы в Республике Молдова в дар от Совета Европы (ст.25(1), 13)).
Относительно применения остальных освобождений, действовавших в 1999 году и оставшихся в силе в 2000 бюджетном году, следует руководствоваться указаниями письма Министерства финансов N 9(10-13-02/1) от 15.02.99 г.
Дополнительно обращаем внимание на тот факт, что право на освобождение от НДС, таможенной пошлины и сборов за осуществление таможенных процедур, предусмотренное ст.25(1), 7) Закона о бюджете на 2000 год, предоставляется органам таможенной и налоговой службы только в случае существования письменного уведомления Министерства финансов об отнесении указанного импорта (реализованных товаров и услуг на территории республики) к соответствующему освобождению. В этом случае субъект налогообложения должен обратиться письменно в Министерство финансов для подтверждения вышеназванных льгот.
Также обращаем внимание, что согласно ст.25(1), 8) Закона о бюджете на 2000 год освобождаются от НДС легковые автомобили, как при импорте, так и при реализации на внутреннем рынке.
Согласно Закону о бюджете на 2000 год, также как и в 1999 бюджетном году, применяется нулевая ставка на электроэнергию, тепловую энергию и горячую воду, отпущенные населению.
В то же время предусмотрен ряд сниженных ставок, применяемых к некоторым категориям товаров. Как и в прошлом году, хлеб и другие хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты облагаются НДС по ставке 8% (ст.25(6)). Предприятиям, производящим хлеб и хлебобулочные изделия, и молокоперерабатывающим предприятиям, у которых сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная поставщикам за товары и услуги, использованные для производства указанной продукции, превышает сумму налога на добавленную стоимость, полученную от их реализации, разница возмещается из бюджета. Для правильного отнесения товаров к категории "хлебобулочные изделия" и "молочные продукты" необходимо применять Товарную номенклатуру Республики Молдова, принятую Постановлением Правительства Республики Молдова N 1068 от 11.11.99 г. При отнесении товаров к молочным продуктам следует руководствоваться указаниями ГГНИ N(10-13-02/1-1399)8 от 23.03.2000 г.
Необходимо отметить, что некоторые освобождения, которые были предусмотрены в 1999 году, согласно Закону о бюджете на 2000 год стали объектами, облагаемыми НДС. Это относится к продукции растениеводства и садоводства в натуральном виде и продукции животноводства в натуральном виде, в живом и убойном весе, поставленная ее производителями, которая на основании ст.25(7) Закона о бюджете на 2000 год, начиная с 01.05.2000 г. облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 5 процентов. В случае превышения суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной за приобретенные товары и услуги, использованные для производства указанной продукции, над суммой налога на добавленную стоимость, полученной от потребителей, разница относится на последующий налоговый период. В случае, если по истечении налогового года у производителя образуется по указанной причине дебетовое сальдо, оно относится на расходы по производству и реализации данной продукции.
В то же время ст.25(9) Закона о бюджете на 2000 год предусмотрено применение сниженной ставки в размере 5% на природный и сжиженный газ как при импорте, так и при поставке по территории Республики Молдова. В случае превышения суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной при импорте и при приобретении товаров и услуг, над суммой налога на добавленную стоимость, поступившей от поставки природного и сжиженного газа потребителям, разница относится на последующий налоговый период. Порядок перехода в учете от необлагаемых поставок к облагаемым поставкам и наоборот изложен в письме Министерства финансов N 9(10-13-02/1) от 15.02.99 г.
Согласно ст.25 п.15-19 Закона о бюджете на 2000 год освобождаются от уплаты в бюджет НДС следующие категории хозяйствующих субъектов:
- акционерное общество "Mina din Chiinau" за добычу инертных строительных материалов, при условии использования соответствующих средств для реализации мер по предотвращению затопления шахтных колодцев;
- на произведенные товары и оказанные услуги - организации и предприятия Общества слепых, Общества глухих и Общества инвалидов;
- средства, вырученные от продажи основных фондов и других материальных ценностей хозяйствующих субъектов, в отношении которых в экономическом суде возбужден процесс банкротства (открыта процедура ликвидации) согласно Закону о банкротстве N 786-XIII от 26 марта 1996 года, при условии использования соответствующих средств для погашения задолженности перед кредиторами. Особенности применения этих освобождений изложены в письме Министерства финансов N (10-13-02/1-4336) 51 от 07.12.99 г., которым следует руководствоваться;
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие реструктуризацию через Совет кредиторов, в размере до 50 процентов, при условии использования соответствующих средств на покрытие расходов по реструктуризации и выполнению мероприятий, предусмотренных соглашением-меморандумом. Совету кредиторов предоставляется право определять сумму реального освобождения от налога на добавленную стоимость, которая должна быть эквивалентна расходам, произведенным соответствующими хозяйствующими субъектами согласно плану их реструктуризации. Для применения этого освобождения хозяйствующие субъекты обязаны обратиться в Совет кредиторов из Министерства финансов, который после рассмотрения материалов примет решение о размере освобождения на основании которого государственные налоговые инспекции одобрят данное освобождение. Механизм предоставления льготы в ближайшее время будет разработан Советом кредиторов и доведен до сведения хозяйствующих субъектов;
- предприятия Государственной лесной службы, при условии использования соответствующих средств на воспроизводство, охрану и защиту лесного фонда. Указанные операции отражаются в кассовом исполнении государственного бюджета на основании месячных отчетов, представленных Государственной лесной службой.
Так как вышеназванные предприятия освобождены от внесения в бюджет исчисленного НДС, необходимо осуществлять поставки с применением НДС, вести учет покупок и продаж согласно требованиям Налогового кодекса, выписывать счета-фактуры по НДС, заполнять декларации по НДС и представлять для информации налоговым органам, но суммы НДС не должны быть перечислены в бюджет (за исключением определенных ст.25(1) 17) Закона о бюджете на 2000 год), а использованы по назначению. Исходя из этого, территориальные государственные налоговые инспекции обязаны строго контролировать соблюдение законодательства.
Отмечаем, что в 2000 бюджетном году аннулировано освобождение от внесения в бюджет НДС, предоставленное Департаменту информации и документирования населения Министерства внутренних дел согласно ст.26(1), 15) Закона о бюджете на 1999 год.
Согласно ст.40(2) Закона о бюджете на 2000 год сельскохозяйственные предприятия, ликвидируемые в соответствии с Законом о реструктуризации сельскохозяйственных предприятий в процессе приватизации N 392-XIV от 13 мая 1999 года, освобождаются от налога на добавленную стоимость, подоходного налога (в том числе налога на прирост капитала в связи с дооценкой основных средств), а также иных налогов и сборов при погашении их исторических и текущих долгов. Остальные налогооблагаемые поставки, осуществленные соответствующими предприятиями, которые не связаны с погашением их исторических и текущих долгов, облагаются НДС на общих основаниях.
Акцизы
На основании положений Закона о бюджете на 2000 год предусмотрен ряд особенностей применения акцизов. Эти особенности установлены в статьях 10, 11, приложении бив примечаниях к приложению.
Согласно ст.10(2) плательщиками акцизов, кроме указанных в Законе об акцизах N 347-XIII от 27 декабря 1994 г., являются:
- предприятия, реализующие подакцизные товары (продукцию), приобретенные без акцизов (в том числе товары (продукцию), приобретенные у населения или полученные на комиссию), или использующие их для производства товаров (продукции), за исключением неферментированного табака), услуг), не облагаемых акцизами;
- физические лица, не являющиеся субъектами предпринимательства, ввозящие в страну подакцизные товары (продукцию) в объемах, превышающих нормы личного потребления, установленные в приложении 9;
- магазины беспошлинной торговли, расположенные в таможенной зоне;
- резиденты зон свободного предпринимательства - по подакцизным товарам (продукции), импортируемым ими в зону, и хозяйствующие субъекты Республики Молдова
- по подакцизным товарам (продукции), поставляемым ими резидентам зон.
Плательщиками акцизов по продукции, произведенной из давальческого сырья клиента (субъекта предпринимательства Республики Молдова независимо от того, имеет ли он налоговые отношения с ее бюджетной системой, а также физического лица, не являющегося субъектом предпринимательства), являются перерабатывающие предприятия (ст.10(3) Закона о бюджете на 2000 год).
Согласно ст.10(6) Закона о бюджете на 2000 год датой уплаты акцизов по товарам (продукции) отечественного производства (за исключением подлежащих маркировке акцизными марками) считается дата поставки их покупателю.
Датой уплаты акцизов по товарам (продукции), подлежащим маркировке акцизными марками, согласно ст.14(4) Закона о бюджете на 2000 год считается дата приобретения акцизных марок.
Декларирование импортируемых подакцизных товаров (продукции) согласно ст.14(1) Закона о бюджете на 2000 год осуществляется на пограничных таможенных пунктах с обязательной уплатой акцизов, налога на добавленную стоимость, таможенной пошлины и сборов за осуществление таможенных процедур, с изъятиями, установленными законодательством в срок до 72 часов с момента пересечения границы.
В случае временного экспорта подакцизных товаров (продукции) с целью их переработки, порядок оплаты акцизов остался тот же, что и в 1999 году, с некоторыми особенностями, предусмотренными ст.10(5) Закона о бюджете на 2000 год, согласно которой в случае, если товары (продукция) временно экспортируются с целью переработки в страны СНГ, с которыми Республика Молдова заключила соглашения о принципах косвенного налогообложения товаров, работ и услуг (в настоящее время Республика Беларусь, Узбекистан, Казахстан), не облагаются акцизами.
Учитывая положения ст.10(5) Закона о бюджете на 2000 год, в случае временного экспорта подакцизных товаров (продукции) с целью их переработки при поставке их с той же целью в страны СНГ (за исключением стран, с которыми Республика Молдова заключила соглашения о принципах косвенного налогообложения товаров, работ и услуг), а также при поставке их хозяйствующим субъектам, находящимся на территории Республики Молдова, но не имеющим налоговых отношений с ее бюджетной системой, уплата акцизов производится до момента экспорта или поставки. Для таможенных органов основанием для составления акта, подтверждающего экспорт товаров (продукции), является справка об уплате акцизов, выданная органом Государственной налоговой службы по месту нахождения экспортера. В случае, если готовая продукция, полученная после переработки, представляет собой подакцизный товар, суммы акцизов, уплаченные при экспорте или поставке сырья, принимаются в зачет по мере реализации готовой продукции. В случае невозврата готовой продукции суммы акцизов, уплаченные в бюджет, не возмещаются.
В отличие от 1999 года согласно ст.11 а) Закона о бюджете на 2000 год не облагаются акцизами виноматериалы, вина наливом и табак, импортируемые для переработки и производства подакцизных товаров хозяйствующими субъектами, имеющими налоговые отношения с бюджетной системой Республики Молдова и располагающими цехами по производству и/или розливу алкогольной продукции либо цехами для ферментации табака и производства табачных изделий на основании соответствующих лицензий.
Специфичным для 2000 года является возврат к маркировке подакцизных товаров(продукции)акцизными марками. Особенности их применения предусмотрены в ст.12 Закона о бюджете на 2000 год, в которой доведены до сведения дополнительные объяснения.
Необходимо отметить, что разрешается оптовая и розничная торговля подакцизными товарами (продукцией), маркированными контрольными марками в течение трех месяцев со дня вступления в силу ст.12 (1) Закона о бюджете на 2000 год, т.е. начиная с 01.09.2000 г. По истечении указанного срока реализация товаров (продукции), маркированных контрольными марками, запрещается в случае выявления таких моментов после 01.09.2000 г. Органы, указанные в ст.12(7), будут вправе налагать арест на эти товары (продукцию) и штраф в размере их стоимости.
В приложении 5 Закона о бюджете на 2000 год установлены ставки акцизов, которые применяются как к товарам (продукции) собственного производства, так и для импортируемых в республику, включая приобретенные (полученные) от хозяйствующих субъектов, которые не имеют налоговых отношений с бюджетной системой республики.
Соответствующие ставки применяются при:
- импорте независимо от страны происхождения (за исключением импорта, предусмотренного ст.11 а) Закона о бюджете на 2000 год);
- поставке на внутренний рынок, за исключением случаев необложения акцизами, предусмотренных Законом об акцизах и Законом о бюджете на 2000 год;
- временном экспорте продукции с целью переработки за пределы республики, включая страны СНГ, за исключением стран, с которыми Республика Молдова заключила соглашения, как и хозяйствующим субъектам, которые не имеют налоговых отношений с ее бюджетной системой;
- поставке в страны СНГ, с которыми Республика Молдова не заключила соглашения о принципах косвенного налогообложения на импорт и экспорт товаров, работ, услуг. На 2000 год ставки акцизов установлены в
- денежных единицах (лей);
- денежных единицах (Euro);
- в % к объему подакцизных товаров (продукции), выраженному в леях. Для правильного определения суммы акцизов, в случае применения процентной ставки следует сделать расчет: стоимость товара без НДС и акцизов умножается на процентную ставку и делится на разницу между 100% и применяемой процентной ставкой;
- в леях / % объема/ литр для алкогольной продукции с содержанием алкоголя.
В текущем году, как и в предыдущем, предусмотрен тот же порядок зачета сумм акцизов, оплаченных за сырье для производства другой подакцизной продукции, изложенный в письме Министерства финансов N 9(10-13-02/1) от 15.02.99 г., которым и необходимо руководствоваться в практической работе.
В 2000 году согласно закону о бюджете акцизами не облагаются:
| Наименование подакцизных товаров (продукции) | Условия предоставления освобождений | Основание |
| 1 | 2 | 3 |
| Виноматериалы, табак, вина наливом | Импортируемые для переработки и производства подакцизных товаров хозяйствующими субъектами, имеющими налоговые отношения с бюджетной системой республики и располагающими цехами по производству и/или розливу алкогольной продукции либо цехами для ферментации табака и производства табачных изделий на основании лицензии | ст.11 (а) |
| Спирт, вина наливом, неферментированный табак | Реализованные хозяйствующим субъектам, имеющим налоговые отношения с бюджетной системой республики и работающим на основе лицензий в целях производства товаров, облагаемых акцизами | п.1 примечания к приложению 5 |
| Ювелирные изделия | Изготовленные из сырья, принадлежащего клиенту, в случаях, когда они (изделия) не являются предметом купли-продажи | п.4 примечания к приложению 5 |
| Ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней | Приобретаемые для пополнения государственного фонда | ст.11 (b) |
| Спирт | Приобретенный для использования в медицине | п.5 примечания к приложению 5 |
| Подакцизные товары, указанные в приложении 9 | Импортируемые в Республику Молдова физическими лицами, не являющимися субъектами предпринимательской деятельности, которые импортируют подакцизные товары (продукцию) в объемах, не превышающих нормы личного потребления | ст.10 (2), d) |
Далее необходимо обратить внимание на порядок обложения акцизом объемов реализации неферментированного табака.
Так, в соответствии с положениями пункта 1 примечания к приложению 5 Закона о бюджете на 2000 год, неферментированный табак подлежит обложению акцизами при его поставке на внутренний рынок и в страны СНГ, с которыми Республика Молдова не заключила соглашения о принципах взимания косвенных налогов при импорте и экспорте товаров (работ, услуг), за исключением случаев, когда поставка на внутренний рынок осуществляется непосредственно хозяйствующими субъектами, которые имеют налоговые отношения с бюджетной системой республики и действуют на основании лицензии, производство подакцизных товаров, то есть табачных изделий, к которым применяются ставки акцизов, предусмотренные в приложении 5 к Закону.
Если же неферментированный табак импортируется в республику для переработки, в этом случае право пользования льготой, предусмотренной ст.11 (а) Закона о бюджете на 2000 год, будут иметь хозяйствующие субъекты, которые имеют налоговые отношения с налоговой системой республики и которые располагают цехами по производству подакцизной продукции, то есть подакцизных табачных изделий. При использовании импортированного табака в иных целях, чем было указано, обязанность уплаты акцизов возникает согласно статьи 10(2) а) Закона о бюджете на 2000 год.
| Министр финансов | Михаил МАНОЛИ |