BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Содержание
Документы

Письмо N 141 от 27.12.95 об особенностях исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов в 1996 г.

Тип документа
Документы
Дата принятия
27.12.1995

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

Об особенностях исчисления и уплаты налога на

добавленную стоимость и акцизов в 1996 г.

N 141  от  27.12.1995

 (в силу 14.06.1996) 

Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 38-39 ст.48 от 14.06.1996

* * *

В связи с принятием Парламентом Закона Республики Молдова "О Государственном бюджете на 1996 г." и Закона Республики Молдова "О внесении дополнений и изменений в Закон "О налоге на добавленную стоимость" Министерство финансов сообщает особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов в 1996 г.

Плательщиками являются юридические и физические лица, в том числе и иностранные, осуществляющие предпринимательскую деятельность, за исключением тех, у которых облагаемый оборот по реализации товаров (работ, услуг) в расчете на год составляет менее 1000 минимальных заработных плат.

Изменялся необлагаемый минимум для физических лиц, несубъектов предпринимательства, импортирующих товары. Не облагаются налогом на добавленную стоимость физические лица, несубъекты предпринимательства, ввозящие товары на сумму менее 600 дол. США. Эта сумма является необлагаемой в течение календарного года независимо от количества поездок в году.

Для иностранных лиц, посещающих Молдову, разрешается ввозить в республику без обложения налогом на добавленную стоимость собственное имущество для личного пользования, необходимое для визита, при условии, если ввезенное имущество не остается в Молдове по окончании пребывания в ней иностранного лица, и подарки на сумму не более 50 дол. США.

Внесены некоторые изменения и уточнения в перечень товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на добавленную стоимость.

Редакция лит."с" части 1 статьи 5 Закона Республики Молдова от 8.11.94 г. N 264-XIII "О налоге на добавленную стоимость", предусматривающая необложение налогом импортируемого сырья, комплектующих изделий, технологического и прочего оборудования, транспортных средств (кроме легковых автомобилей) уточнена. Перечень необлагаемых налогом на добавленную стоимость ввозимых товарно-материальных ценностей впредь будет определяться Законом "О Государственном бюджете" на очередной год.

Статьей 26 Закона "О Государственном бюджете на 1996 г." установлено, что в 1996 г. не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость импортируемые в республику из других стран, кроме стран СНГ, семена, предназначенные для размножения и внедрения в производство новых технологий, минеральные удобрения и средства защиты растений, посадочный материал, ветеринарные препараты, сельхозтехника и оборудование и запасные части к ним.

Конкретизирован перечень необлагаемых в соответствии с лит."е" коммунальных услуг для населения. В законе определено, что к таким услугам относятся: услуги водоснабжения, водоотведения (канализация), теплоснабжение (центральное отопление и горячее водоснабжение), санитарная очистка.

Применение льготы, освобождающей от уплаты налога на добавленную стоимость услуги в сфере культуры, искусства, физической культуры и спорта (лит."n" части 1 статьи 5) с 1.01.96 г. ограничивается перечнем услуг, утверждаемых Правительством Республики Молдова, который будет сообщен после его утверждения.

Литера "u", определяющая льготу по необлагаемым изделиям детского ассортимента дополнена словами "периодическая литература". Ранее, в течение 1995 г. льгота по детской периодической литературе представлялась в соответствии с Законом "О Государственном бюджете на 1995 г."

Законом "О внесении изменений и дополнений в Закон "О налоге на добавленную стоимость" также определено, что не облагаются налогом на добавленную стоимость:

- товары, являющиеся гуманитарной и технической помощью в соответствии с действующим законодательством;

- азартные игры (эксплуатация игровых автоматов с денежными выигрышами, проведение лотерей, эксплуатация оборудования казино, принятие ставок на спортивных и иных состязаниях и мероприятиях и др.).

Отменена льгота по необложению налогом на добавленную стоимость работ по ремонту детских оздоровительных лагерей, строительно-монтажных работ, финансируемых из бюджета и целевых внебюджетных фондов. Вместо нее с 1.01.96 г. будет производиться возмещение заказчикам из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных подрядчику:

- за строительно-монтажные работы, выполняемые в жилищном строительстве;

- по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, выполненных за счет средств дорожного фонда.

Порядок возмещения будет сообщен дополнительно при внесении изменений в Инструкцию Министерства финансов.

Статья 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" также дополняется отдельными пояснениями в части применения льгот, которые вытекают из содержания названной статьи и ранее отмечались в указаниях Минфина.

В частности, Законом закреплено положение о необходимости обложения налогом на добавленную стоимость доходов предприятий, полученных от реализации приобретенных необлагаемых налогом на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), кроме доходов, полученных от реализации товаров, связанных с охраной здоровья.

Также определено, что льготы по обложению налогом на добавленную стоимость распространяются на импортируемые товары аналогичные освобожденным отечественным.

Следует отметить, что с введением в действие Закона "О внесении дополнений и изменений в Закон "О налоге на добавленную стоимость" строго регламентируется заполнение расчетных и сопроводительных документов, относительно выделения сумм налога отдельной строкой, а в случае реализации льготируемых товаров - наличие обязательной отметки в документах - "Без НДС".

Согласно принятому Закону, экономические агенты осуществляют все расчеты и поставки на основании специально установленных форм строгой отчетности - "счетов-фактур", которые будут разработаны Министерством финансов.

Кроме этого новой редакцией Закона дополнительно закреплено положение, запрещающее исчисление и отнесение на расчеты с бюджетом сумм налога на добавленную стоимость, не выделенные отдельной строкой в расчетных и сопроводительных документах на приобретение товара.

С 1.01.96 г. Законом "О налоге на добавленную стоимость" установлено, что уплаченные суммы налога по импортируемым товарам, используемым в дальнейшем в качестве сырья и комплектующих изделий ежемесячно возмещаются предприятиям-производителям. Порядок возмещения будет сообщен дополнительно.

В текст закона внесено положение о необходимости привлечения к обложению налогом отгруженных (выполненных), но не оплаченных в течение 6 месяцев товаров (работ, услуг) у предприятий, определяющих финансовый результат по мере поступления средств.

Изменениями в положения Закона закреплено, что уплата в бюджет юридическими и физическими лицами - субъектами предпринимательства налога на добавленную стоимость по импортируемым товарам производится до или в момент принятия таможенной декларации, а гражданами - в момент таможенного досмотра багажа.

Также внесены коррективы в сроки представления отчетности по налогу на добавленную стоимость. Начиная с 1.01.96 г. представление расчетов плательщиками производится по оборотам за истекший квартал не позднее 20 числа первого месяца следующего за отчетным кварталом. Форма расчета изменена и будет доведена дополнительно.

При этом следует иметь в виду, что сроки уплаты налога на добавленную стоимость не изменены и в соответствии с Законом "О налоге на добавленную стоимость" расчеты с бюджетом по этому виду платежа осуществляются ежемесячно на основе фактических данных о реализации.

В Закон "О налоге на добавленную стоимость" введено понятие "нулевая ставка", которым обозначается предоставление льгот по обложению налогом товаров (работ, услуг) при одновременном возмещении сумм уплаченного налога на добавленную стоимость по затратам, включаемым в себестоимость (издержки) их производства.

Законом "О Государственном бюджете на 1996 г." также предусмотрен ряд особенностей в исчислении налога на добавленную стоимость и акцизов в 1996 г. При этом в основном сохранен порядок расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость и акцизам, установленный в 1995 г., изменены ставки акцизов и номинальная стоимость Марок акцизного сбора.

В 1996 г. сохраняется действовавшие в течение 1995 г. положение о необложении налогом на добавленную стоимость импортируемых в Республику Молдова из стран СНГ товаров (работ, услуг) (ст.12)

При этом, уплаченные в указанных странах суммы налога на добавленную стоимость и выделенные в платежных (сопроводительных) документах отдельной строкой по товарам (работам, услугам), используемым на территории Республики Молдова для производственных целей, на издержки производства и обращения не относятся и учитываются при исчислении налога в общеустановленном порядке.

В 1996 г. товары (работы, услуги), произведенные в Республике Молдова и экспортируемые в страны СНГ, в том числе экспортируемые по поручению хозяйствующих субъектов, не имеющих взаимоотношений с бюджетной системой республики, облагаются налогом на добавленную стоимость на общих основаниях.

Суммы уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость по затратам, используемым для производства экспортируемой продукции, необлагаемой налогом, относятся на себестоимость этой продукции.

Не облагается налогом на добавленную стоимость доход, полученный в виде разницы в ценах приобретения и реализации экспортируемых товаров, кроме экспортируемых в страны СНГ, как отечественного производства, так и произведенных в странах СНГ. Уплаченные суммы налога на добавленную стоимость по затратам, произведенным по осуществлению этой операции, относятся на издержки обращения в установленном порядке.

Государственные предприятия "Пошта Молдовей", "Молдтелеком", производственное объединение "Молдэнерго", РПО "Термокомэнерго", молдавская железная дорога уплачивают налог на добавленную стоимость в течение 1996 г. централизованно (ст.18).

В 1996 г. кроме льгот, установленных Законом Республики Молдова от 8.11.94 г. N 264-XIII "О налоге на добавленную стоимость" определен ряд льгот Законом "О Государственном бюджете на 1996 г.".

Освобождены в 1996 г. от обложения налогом на добавленную стоимость (ст.26):

а) обороты по реализации:

- хлеба и хлебобулочных изделий предприятиями независимо от вида собственности и организационно-правовых форм. Уплаченные суммы налога на добавленную стоимость по муке, электроэнергии, топливу, другим материальным ресурсам и услугам для производств хлеба и хлебобулочных изделий не включаются в их себестоимость и относятся в установленном порядке на расчеты с бюджетом.

Услуги торгующих предприятий по реализации хлеба и хлебобулочных изделий также не облагаются налогом на добавленную стоимость, а суммы налога, уплаченные торгующими организациями, связанные с указанной реализацией, относятся на расчеты с бюджетом.

- молока, мяса, табака, овощей сельхозпроизводителями всем предприятиям республики независимо от вида собственности и организационно-правовых форм, имеющим взаимоотношения с бюджетной системой республики.

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по материальным ресурсам, топливу, услугам и прочим затратам, используемым для производства молока, мяса, табака, овощей не включаются в их себестоимость и относятся в установленном порядке на расчеты с бюджетом;

b) стоимость сельхозпродукции, выданной в качестве натуральной оплаты труда или в счет платы за сданную в аренду землю, занятым в сельхозпроизводстве работникам и владельцам доли земли, в пределах норм, установленных согласно приложению N 10; Закона "О Государственном бюджете на 1996 г.";

d) доходы от реализации газа природного, сжиженного и сетевого;

е) драгоценные металлы и камни в любом виде и состоянии, в том числе лом и отходы, содержащие драгоценные металлы и камни, другие материальные ценности, реализуемые Государственному хранилищу ценностей;

f) работы по оценке недвижимого имущества физических лиц для целей налогообложения;

g) акционерные общества "ASCOM-KELME" S.A., "SNESCO" S.A. и генерального подрядчика "Конструкторул-24" в части объемов строительно-монтажных работ (пропорционально выполненным объемам в соответствии с проектно-сметной документацией) по строительству фабрики спортивной обуви и инженерных сооружений в г.Орхей с отнесением уплаченного налога на добавленную стоимость за приобретаемые материалы и конструкции на стоимость строительства.

В течение 1996 г. (ст.27) облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов объемы реализации периодических изданий, за исключением тех, которые кроме распространения информации и публицистических материалов осуществляют другие виды хозяйственной деятельности или целью которых являются исключительно получение прибыли.

Уплаченные при импорте товаров суммы налога на добавленную стоимость и акцизов при экспорте этих товаров в страны СНГ из бюджета не возвращаются (ст.12).

Установленный на 1996 г. перечень подакцизных товаров и ставки на них изложены в приложении N 1 к настоящему письму.

На указанный перечень не распространяется действие других законодательных и нормативных актов, предусматривающих освобождение от уплаты акцизов.

В течение 1996 г. не облагаются акцизами спирты (ректификат, сырец, коньячный) и табак, импортируемые для переработки и производства подакцизных товаров, для хозяйствующих субъектов, имеющих налоговые взаимоотношения с бюджетной системой, располагающих цехами для выработки и розлива алкогольной продукции, ферментации табака и производства табачных изделий, на основании соответствующих лицензий (ст. 14).

Виноматериалы для производства вин натуральных, крепленых, игристых, шипучих, вина в розлив, а также неферментированный табак, произведенные в Республике Молдова и экспортируемые в любую страну или реализуемые хозяйствующим субъектам, не имеющим отношения с бюджетной системой республики, облагаются акцизами в соответствии с действующим законодательством по месту их производства.

Плательщики акцизов по продукции, произведенной из давальческого сырья, принадлежащего юридическим и физическим лицам (независимо от вида собственности и организационно-правовой формы), ведущим бухгалтерский учет и имеющим самостоятельный баланс, расчетный счет в банке и налоговые взаимоотношения с бюджетом республики, являются хозяйствующие субъекты - собственники сырья (ст. 15).

Плательщики акцизов по продукции, произведенной из давальческого сырья, принадлежащего хозяйствующим субъектам, не имеющим налоговые взаимоотношения с бюджетной системой республики, являются предприятия, осуществляющие изготовление или доработку (в т. ч. розлив) подакцизных товаров.

При отсутствии у производителя соответствующих таможенных документов о вывозе перечисленной продукции за пределы республики в течение 3 месяцев со дня ее отпуска, она подлежит обложению акцизами по полной ставке с начислением пени.

Водка, ликеры, крепкие национальные и др. спиртные напитки, произведенные из давальческого сырья хозяйствующих субъектов, не имеющих отношений с бюджетной системой республики, облагаются акцизами в размере 50% ставок, установленных на 1996 г., при их отпуске собственнику давальческого сырья с условием обязательного их вывоза за пределы республики. Уплата акцизов производится в сроки, установленные Законом "Об акцизах" (приложение 5 к Закона "О Государственном бюджете на 1996г.").

В 1996 г. сохраняются положения, обязывающие таможенные органы осуществлять контроль за исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость и акцизов при импорте товаров, а также обеспечивать импортеров Марками акцизного сбора (ст.17).

Таможенные органы обязаны представлять в Государственные налоговые инспекции по месту регистрации предприятий информацию о произведенном ими импорте и экспорте товаров.

Импортируемое в республику пиво, табачные изделия, водка, вина виноградные, вина виноградные, насыщенные диоксидом углерода, дивин (коньяки) подлежат маркировке Маркой акцизного сбора (без обложения акцизами).

Государственным налоговым инспекциям следует ежеквартально сообщать в Главную Государственную налоговую инспекцию сведения об использовании экономическими агентами льгот, предусмотренных Законом "О Государственном бюджете на 1996 г." (в разрезе количественных показателей реализации льготируемых товаров (продукции) и потерь бюджета по применению льгот).

Изменения, касающиеся порядка реализации товаров, подлежащих маркировке Маркой акцизного сбора, были доведены письмом Главной Государственной налоговой инспекции от 19.12. 95 N 09-23-01-40.

На перечень товаров, подлежащих маркировке Маркой акцизного сбора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, предусматривающих какие-либо освобождения.