Письмо N (17-13-02/1-814)4 от 28.02.2003 о процедуре регистрации в качестве плательщика НДС и инициировании действий по аннулированию регистрации
ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ
О процедуре регистрации в качестве плательщика НДС и
инициировании действий по аннулированию регистрации
(Письмо Главной государственной налоговой инспекции)
N (17-13-02/1-814)4 от 28.02.2003
(в силу 28.02.2003)
* * *
Главная государственная налоговая инспекция в связи с изменениями некоторых положений ст.112 и 113 раздела III Налогового кодекса, внесенными Законом о внесении изменений и дополнений в разделы III и IV Налогового кодекса № 1527-ХV от 12 декабря 2002 года сообщает следующее.
Начиная с даты опубликования в Monitorul Оficial № 190-197 указанного закона – 31.12.2002, были отменены условия регистрации в качестве плательщика НДС, ранее предусмотренные (до 31.12.02) частями (2), (3) и (4) статьи 112 Налогового кодекса.
Также, увеличился порог регистрации в качестве плательщика НДС – стоимость облагаемых поставок товаров, услуг, осуществленных в течение любых 12 следующих друг за другом месяцев – от 100000 лей до 200000 лей.
Согласно части (2) ст.112 регистрация в качестве плательщиков НДС хозяйствующих субъектов, не отвечающих требованиям обязательной регистрации, установленным частью (1) ст.112 не осуществляется.
Налоговый период по НДС для субъектов налогообложения НДС согласно ст.114 (3) Налогового кодекса является календарный месяц. В условиях действия части (3) ст.114 при регистрации хозяйствующих субъектов в качестве плательщиков НДС первым налоговым периодом является два календарных месяца, начиная с первого дня месяца, в котором они зарегистрированы (ст.112 (1) Налогового кодекса), и заканчиваясь последним днем месяца, следующего за месяцем, в котором была регистрация.
Следует отметить, что изменения, внесенные Законом № 1527-ХV от 12 декабря 2002 года, определяют необходимость исчисления НДС по поставкам, осуществленным после даты регистрации, то есть с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором был достигнут порог 200000 леев. Уплата НДС по указанным поставкам осуществляется согласно ст.115 Налогового кодекса, первый налоговый период начиная с даты, указанной в акте регистрации (ст.114 (3) Налогового кодекса).
В случае, если в нарушение ст.112 (1) Налогового кодекса хозяйствующим субъектом налоговой службе не было представлено заявление о регистрации, а в результате проверки устанавливается, что он в условиях действия положений ст.112 (1) Налогового кодекса должен был зарегистрироваться как плательщик НДС, тогда на основании ст.94 (1) лит.а) поставки, осуществленные, начиная с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором был достигнут порог, установленный для регистрации, должны быть обложены НДС по ставкам, предусмотренным ст.96 в зависимости от специфики поставок.
При рассмотрении заявлений хозяйствующих субъектов об их регистрации в качестве субъектов налогообложения НДС территориальные Государственные налоговые инспекции должны осуществить у этих субъектов предварительные налоговые проверки (приказ ГГНИ № 30 от 01.03.02), в целях установления наличия поставок товаров, услуг, облагаемых НДС, стоимость которых не меньше порога регистрации, а также соблюдения требований, предусмотренных абзацами 4–8 из письма № (17-13-02/1-3877)48 от 16 августа 2002 года “О регистрации хозяйствующих субъектов в качестве плательщиков НДС”.
При недостаточности аргументов, представленных субъектами предпринимательства для регистрации, территориальные Государственные налоговые инспекции должны отказать в ней, о чем в письменном виде в 15-дневный срок должны проинформировать субъекта, подавшего заявление.
В случае регистрации субъекта предпринимательства в качестве плательщика НДС, территориальные Государственные налоговые инспекции должны исполнить требования, предусмотренные абзацем 16 письма № (17-13-02/1-3877)48 от 16 августа 2002.
Если в указанном периоде фактически осуществленная деятельность не будет соответствовать данным, указанным в целях регистрации или нерегулярно будут представляться отчеты, тогда регистрация должна считаться недействительной с момента вынесения решения об аннулировании регистрации.
Относительно аннулирования регистрации в качестве плательщика НДС, следует отметить, что часть (1) статьи 113 Налогового кодекса предусматривает критерий аннулирования, которым является прекращение поставок, облагаемых НДС.
Помимо этого, изменениями, осуществленными в части (3) статьи 113, определены критерии, исполнение которых дает право Государственной налоговой службе инициировать действия по аннулированию регистрации плательщиков НДС. Данными критериями являются:
- непревышение субъектом налогообложения общей стоимости облагаемых поставок в течение любых 12 следующих друг за другом месяцев – порога регистрации 200000 леев;
- непредставление декларации о НДС за каждый налоговый период.
Критерии, указанные в ст.113 (3) Налогового кодекса, являются самостоятельными и каждый из них рассматривается как достаточный для инициирования процедуры аннулирования субъекта предпринимательства, как плательщика НДС, но при этом не обязательными.
В целях администрирования согласно первому критерию процедуры аннулирования регистрации, территориальные ГНИ должны инициировать указанную процедуру у тех субъектов, у которых стоимость облагаемых поставок осуществленных в течение любых 12 месяцев, следующих друг за другом, не превышает 200000 леев и в течение указанного периода не отмечается НДС к уплате в бюджет, или общая сумма налога к уплате в бюджет за этот период меньше 20000 лей. Это не распространяется на субъектов, которые преимущественно осуществляют (более 50%) поставки облагаемые налогом на добавленную стоимость по ставке ноль и/или пониженной.
Относительно второго критерия, следует отметить, что процедура аннулирования регистрации инициируется территориальными ГНИ в случае непредставления декларации о НДС за любой налоговый период.
Следует отметить, что частью (4) ст.113 в редакции Закона № 1527-ХV от 12 декабря 2002 года, начиная с 31.12.02 установлено, что в момент аннулирования регистрации плательщиков НДС, требования обложения остатков товаров и основных средств распространяются лишь на те товары и основные средства, которые являются облагаемыми на момент аннулирования и по которым ранее НДС был отнесен на зачет, облагаемой стоимостью является рыночная стоимость поставки.
Меры, которые должны быть предприняты территориальными ГНИ в рамках работы по аннулированию регистрации хозяйствующих субъектов и удовлетворяют критериям, указанным выше, остались идентичными тем, что приведены в письме ГГНИ № (17-13-02/1-99)2 от 11.01.02 “Об аннулировании регистрации некоторых субъектов обложения”.
Как и ранее, территориальные ГНИ обязаны представлять ГГНИ ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за кварталом, информацию о субъектах налогообложения, прошедших процедуру аннулирования по форме, указанной в письме № (17-13-02/1-99)2 от 11.01.2002 года с дополнениями, изложенными в письме № (17-13-01/1-3082)33 от 25.08.02.
| НАЧАЛЬНИК ИНСПЕКЦИИ | Михаил ПОП |