BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Приказы

Приказ N 562 от 04.04.2014 об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе по созданию и обороту электронных налоговых накладных "e-Factura"

Тип документа
Приказы
Дата принятия
04.04.2014

ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ

П Р И К А З

об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе

по созданию и обороту электронных налоговых накладных “e-Factura”

[Название изменено Приказом ГНС N 532 от 05.10.2018, в силу 19.10.2018]

№ 562  от  04.04.2014

 (в силу 25.04.2014) 

Мониторул Офичиал № 99-102 ст.515 от 25.04.2014

* * *

Утратил силу: 01.07.2020

Приказ ГНС N 317 от 26.06.2020

В соответствии с лит.с) ч.(1) ст.133 Налогового кодекса № 1163-XIII от 24.04.1997 г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе по созданию и обороту электронных налоговых накладных “e-Factura” в соответствии с приложением.

[Пкт.1 изменен Приказом ГНС N 532 от 05.10.2018, в силу 19.10.2018]

2. Государственное учреждение «Центр информационных технологий в финансах» обеспечить функционирование автоматизированной информационной системы по созданию и обороту электронных налоговых накладных “e-Factura” в соответствии с требованиями Положения, утвержденного данным приказом.

[Пкт.2 изменен Приказом ГНС N 634 от 21.11.2018, в силу 12.12.2018]

[Пкт.2 изменен Приказом ГНС N 532 от 05.10.2018, в силу 19.10.2018]

3. Управлению по администрированию документов и архивированию довести данный приказ до сведения всех территориальных государственных налоговых инспекций, структурных подразделений Государственной налоговой службой и ГУ «Центр информационных технологий в финансах».

[Пкт.3 изменен Приказом ГНС N 634 от 21.11.2018, в силу 12.12.2018]

4. Главному управлению методологии налогов и сборов обеспечить публикацию данного приказа в Официальном мониторе Республики Молдова.

Приложение

к Приказу ГГНИ

№ 562 от 4 апреля 2014 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об автоматизированной информационной системе по созданию

и обороту электронных налоговых накладных “e-Factura”

[Название Положения изменено Приказом ГНС N 532 от 05.10.2018, в силу 19.10.2018]

Примечание: По всему тексту глав I и II Положения исключен следующий текст: “накладная/”, “накладная и” в соответствующем числе и падеже, согласно Приказу ГНС N 532 от 05.10.2018, в силу 19.10.2018

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок создания, отправки и приема налоговых накладных, сгенерированных в Автоматизированной информационной системе по созданию и обороту электронных налоговых накладных “e-Factura” (в дальнейшем – Система “e-Factura”) между участниками операций, задокументированных посредством данной системы.

Положение разработано в соответствии с нормами раздела III Налогового кодекса, Инструкцией о порядке учета, выдачи, хранения и использования типовых форм первичных документов строгой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства № 294 от 17.03.1998, Инструкцией по заполнению типовой формы первичного документа строгой отчетности “Налоговая накладная”, утвержденной Приказом министра финансов № 118 от 28.08.2017 г. (вступившим в силу 28.10.2017 г.) об утверждении типовой формы первичного документа строгой отчетности “налоговая накладная” и Инструкции относительно его заполнения (Monitorul Oficial al Republicii Moldova № 340-351 ст.1750 от 22.09.2017 г.).

[Пкт.1 изменен Приказом ГНС N 532 от 05.10.2018, в силу 19.10.2018]

[Пкт.1 изменен Приказом ГГНИ N 1319 от 08.09.2014, в силу 19.09.2014]

2. Платформа “e-Factura” является информационной системой, посредством которой создаются, отправляются и принимаются налоговые накладные, используемые при документировании транзакций, сгенерированных в данной системе.

3. Систему “e-Factura” могут использовать только субъекты, которые являются или становятся пользователями электронных налоговых услуг и обладают подписью электронной или цифровой аутентификации, выданной в соответствии с установленным законом порядком.

4. Подключение к Системе “e-Factura” осуществляется путем доступа к соответствующей услуге в виртуальном кабинете налогоплательщика, посредством которого осуществляется использование электронных налоговых услуг.

5. Выражая согласие на получение статуса пользователя системой “e-Factura”, налогоплательщики регистрируются в специальном регистре учета эмитентов электронных налоговых накладных.

6. Документы, сгенерированные в системе “e-Factura”, соответствуют всем требованиям и условиям, предъявляемым первичным документам строгой отчетности.

7. Пользователи могут использовать систему “e-Factura” в качестве “Поставщика”, “Покупателя” и “Перевозчика”. Налогоплательщики могут выбрать роли, в которых они будут выступать в системе по отношению к третьим лицам. Поставщик может отписать электронную налоговую накладную, выбрав для нее короткий или длинный жизненный цикл.

Длинный жизненный цикл подразумевает, что электронная налоговая накладная получит статус “завершенная” после ее подписания цифровой подписью Покупателем, а короткий жизненный цикл подразумевает, что электронная налоговая накладная получит статус “завершенная” после ее подписания второй подписью Поставщика.

[Пкт.7 изменен Приказом ГНС N 532 от 05.10.2018, в силу 19.10.2018]

[Пкт.7 изменен Приказом ГГНИ N 1319 от 08.09.2014, в силу 19.09.2014]

71. Положения п.3 Постановления Правительства № 294 от 17.03.1998 устанавливают категории субъектов, в отношении которых установлено обязательство по выписке исключительно электронных налоговых накладных с использованием АИС “e-Factura”.

[Пкт.71 введен Приказом ГГНИ N 1319 от 08.09.2014, в силу 19.09.2014]

8. Одновременно с выражением согласия на использование системы “e-Factura” налогоплательщики обязуются соблюдать следующие условия:

- налогоплательщики будут использовать только одну форму документа для одной и той же налоговой накладной либо сгенерированной в системе “e-Factura”, будь то формуляр на специальной бумаге с защитными знаками, приобретенный у налогового органа или отпечатанный в установленном порядке самостоятельно;

- при генерировании в системе налоговой накладной в случае, если в системе зарегистрирован только “Продавец”, а также в случае, если другие участники зарегистрированы в системе, однако они не желают принимать электронные налоговые накладные от данного “Поставщика”, налоговая накладная создается и подписывается “Продавцом” в электронной форме, после чего “Продавец” распечатывает ее на бумаге, подписывает и передает другой стороне (“Перевозчику”, “Покупателю”) для принятия и подписания. В этом случае оригиналом налоговой накладной признается экземпляр на бумажном носителе, который на основании статьи 102 Налогового кодекса будет служить подтверждением права отнесения НДС на зачет. Не является обязательным применение Поставщиком печати и подписи на бумажном носителе при использовании электронных налоговых накладных по поставкам услуг получателям, сгенерированных и подписанных Поставщиком в АИС “e-Factura”. На основании п.4 Инструкции о порядке учета, выдачи, хранения и использования типовых форм первичных документов строгой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства № 294 от 17.03.1998, применение подписи и печати Покупателя на распечатанном экземпляре (при наличии такового) электронной налоговой накладной Поставщика услуг не является обязательным, а в случае длинного жизненного цикла отсутствует необходимость применения Покупателем цифровой подписи на электронных налоговых накладных по поставкам услуг, так как они получают статус «завершенные», как у Поставщика, так и у Покупателя, после их отправки. В случае электронных налоговых накладных по поставкам услуг (по которым отсутствует обязательство применения цифровой подписи Покупателя), выданных в адрес Покупателей – пользователей системы, которые согласились принимать электронные налоговые накладные от данного “Поставщика”, Поставщик имеет возможность выбрать «Короткий цикл» (“Ciclu mic”), что обеспечит присвоение электронной налоговой накладной статуса «Завершенная» (“Finisată”), как у Поставщика, так и у Покупателя, без применения цифровой подписи Покупателя;

- на основании ч.(3) ст.1181Налогового кодекса обязательство регистрации в Генеральном электронном регистре налоговых накладных не возникает по налоговым накладным, сгенерированным в Системе “e-Factura”. В то же время поставщик на основании положений ст.1181Налогового кодекса обязан зарегистрировать в Генеральном электронном регистре налоговых накладных налоговые накладные, выданные на бумажном носителе, но не сгенерированные в Системе “e-Factura”.

[Пкт.8 дополнен Приказом ГГНИ N 481 от 05.06.2015, в силу 12.06.2015]

[Пкт.8 дополнен Приказом ГГНИ N 113 от 12.02.2015, в силу 20.02.2015]

[Пкт.9 исключен Приказом ГГНИ N 113 от 12.02.2015, в силу 20.02.2015]

10. Налогоплательщики, зарегистрировавшиеся в качестве пользователей Системы “e-Factura”, могут отказаться от ее использования с исключением из регистра пользователей путем выбора соответствующей опции, предусмотренной системой, с указанием мотивов, которые послужили причиной отказа.

11. Функции технико-технологического администратора системы «e-Factura» возлагаются на ГУ «Центр информационных технологий в финансах» на основании контрактных отношений с Государственной налоговой службой.

[Пкт.11 в редакции Приказа ГНС N 634 от 21.11.2018, в силу 12.12.2018]

12. Налогоплательщики могут импортировать в Систему “e-Factura” документы, созданные в собственной системе учета и сохраненные в файлах XML, XLS типа. Схемы импорта для каждого документа изложены в рубрике “Помощь” Системы “e-Factura”.

13. Пользователь Системы “e-Factura” может сохранить составленный документ в случае, если желает в дальнейшем продолжить работу по его заполнению.

14. Пользователи Системы “e-Factura” могут воспользоваться функцией автоматической загрузки налоговых накладных из персональной системы в Систему “e-Factura”.

15. Ответственные лица подписывают электронные документы с помощью цифровой подписи, соответствующей техническим нормам в сфере цифровой подписи, утвержденным Приказом Службы информации и безопасности Республики Молдова № 69 от 15.07.2016, или с помощью электронной подписи, применяемой в соответствии с действующим законодательством.

[Пкт.15 изменен Приказом ГНС N 634 от 21.11.2018, в силу 12.12.2018]

16. Сертификаты публичного ключа ответственных лиц, уполномоченных подписывать электронные документы в Системе “e-Factura”, должны быть действительны на момент проведения операции.

17. Для применения двух подписей ответственных лиц на электронном документе каждый заходит в систему с помощью персонального логина и пароля и подписывает документ, используя персональный сертификат публичного ключа.

18. Цифровая подпись применяется на налоговой накладной путем выбора необходимого документа и нажатия кнопки “Semnează”, а отправка контрагентам обеспечивается нажатием кнопки “Отправить”.

[Пкт.18 дополнен Приказом ГГНИ N 1319 от 08.09.2014, в силу 19.09.2014]

II. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

19. Требование по регистрации типовых форм строгой отчетности в Реестре учета бланков строгой отчетности не распространяется на налоговые накладные, сгенерированные в Системе “e-Factura”.

20. Налоговые накладные, сгенерированные в Системе “e-Factura”, регистрируются в установленном порядке в журналах учета приобретений и поставок, а также в приложениях к декларации по НДС.

21. Серия и номер налоговой накладной генерируются системой в автоматическом режиме после применения поставщиком первой цифровой или электронной подписи.

22. Система обеспечивает взаимоподключение с другими электронными продуктами и услугами таким образом, чтобы налоговая накладная, сгенерированная Системой “e-Factura”, с соответствующей серией и номером была присвоена “Поставщику”, который ее сгенерировал в системе.

221. Пользователи системы имеют возможность печати на бумажном носителе электронных налоговых накладных, сгенерированных в АИС “e-Factura” с визуализацией защитных знаков, предусмотренных системой (серия и номер, bar-code, QR-code) и текста «Применена цифровая подпись Поставщика» и «Применена цифровая подпись Покупателя» соответственно конкретной ситуации.

[Пкт.221 введен Приказом ГГНИ N 113 от 12.02.2015, в силу 20.02.2015]

222. Система сгенерирует для Покупателя извещение о получении в разделе «Завершенные» электронной налоговой накладной.

[Пкт.222 введен Приказом ГГНИ N 113 от 12.02.2015, в силу 20.02.2015]

23. Заполнение налоговой накладной с использованием Системы «e-Factura» осуществляется в соответствии с Приказом Министерства финансов № 118 от 28 августа 2017 об утверждении типовой формы первичного документа строгой отчетности «налоговая накладная» и Инструкции по ее заполнению.

[Пкт.23 в редакции Приказа ГНС N 634 от 21.11.2018, в силу 12.12.2018]

24. Практические аспекты, относящиеся к доступу и использованию Системы “e-Factura”, процессу подписания и отправки, распечатывания, обмену данными между Системой “e-Factura” и бухгалтерскими системами налогоплательщика, изложены в разделе “Помощь”, доступном в Системе “e-Factura”.

25. Дата выдачи налоговой накладной  сгенерированной в Системе “e-Factura”, генерируется в день ее подписания второй подписью “Поставщика” и соответствует данной дате.

[Пкт.25 изменен Приказом ГНС N 634 от 21.11.2018, в силу 12.12.2018]

[Пкт.25 дополнен Приказом ГГНИ N 1319 от 08.09.2014, в силу 19.09.2014]

26. Дата поставки указывается налогоплательщиком и отражает фактическую дату поставки.

27. В момент введения “Поставщиком” фискального кода “Покупателя” отражается следующая информация:

- зарегистрирован ли “Покупатель” в информационной системе государственной налоговой службы;

- зарегистрирован ли “Покупатель” в качестве пользователя Системы “e-Factura”;

- согласен ли “Покупатель” принимать налоговые накладные в электронной форме от данного “Поставщика”.

28. Учитывая тот факт, что Система “e-Factura” обеспечивает возможность отражения в налоговой накладной всех наименований и характеристик поставляемых активов, товаров и услуг, а также тот факт, что нет ограничения по количеству рядов, приложение к налоговой накладной не используется в случае налоговых накладных, сгенерированных в Системе “e-Factura”.

29. Система “e-Factura” обеспечивает возможность аннулирования налоговой накладной, сгенерированной в Системе, как в случае ее распечатывания на бумажном носителе, так и в случае ее полного жизненного цикла в электронной форме с указанием мотива аннулирования.

[Пкт.29 изменен Приказом ГГНИ N 1319 от 08.09.2014, в силу 19.09.2014]

30. Для налоговых накладных, сгенерированных в Системе “e-Factura”, с полным жизненным циклом в электронной форме, что подразумевает ее передачу в электронной форме для подписания цифровой подписью “Покупателем”, датой ее получения “Покупателем” считается дата ее подписания первой электронной или цифровой подписью “Покупателя”. В случае электронных налоговых накладных по поставкам услуг, по которым отсутствует обязательство применения цифровой подписи Покупателя, датой их получения “Покупателем” считается дата их поступления в раздел «Завершенные» (“Finisate”) у Покупателя.

[Пкт.30 изменен Приказом ГНС N 79 от 25.02.2019, в силу 08.03.2019]

[Пкт.30 изменен Приказом ГНС N 634 от 21.11.2018, в силу 12.12.2018]

[Пкт.30 дополнен Приказом ГГНИ N 481 от 05.06.2015, в силу 12.06.2015]

31. При получении “Покупателем” электронной налоговой накладной, отправленной “Поставщиком” посредством Системы “e-Factura”, “Покупатель” может ее отклонить, выразить предварительное согласие или может ее принять путем ее подписания цифровой или электронной подписью.

Отклонение налоговой накладной, отправленной в электронной форме, осуществляется путем доступа к соответствующей опции с указанием мотива отклонения.

Выражение предварительного согласия является необязательной функцией и осуществляется посредством нажатия кнопки “Согласовано”. Предварительное согласие не означает окончательного принятия, а также не свидетельствует об окончании сделки.

Окончательный акцепт посредством подписания цифровой подписью “Покупателем” удостоверяет факт осуществления сделки и принятия объекта поставки.

[Пкт.31 изменен Приказом ГГНИ N 157 от 27.02.2015, в силу 06.03.2015]

[Пкт.31 дополнен Приказом ГГНИ N 1319 от 08.09.2014, в силу 19.09.2014]

32. Вне зависимости от метода документирования транзакции дата возникновения налогового обязательства по НДС устанавливается в соответствии с положениями Налогового кодекса.

33. Для обеспечения должного применения положений ст.4 ч.(22) Закона о введении в действие раздела V Налогового кодекса по завершению периода тестирования АИС “e-Factura” дата запуска в промышленную эксплуатацию будет указана в настоящем Положении посредством осуществления соответствующего дополнения.

[Пкт.33 введен Приказом ГГНИ N 113 от 12.02.2015, в силу 20.02.2015]