Приказ N 613 от 09.12.2020 об организации администрирования крупных налогоплательщиков
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ
П Р И К А З
oб организации администрирования
крупных налогоплательщиков
№ 613 от 09.12.2020
(в силу 18.12.2020)
Мониторул Офичиал ал Р. Молдова № 344-351 ст. 1382 от 18.12.2020
* * *
Утратил силу: 23.12.2022
Приказ ГНС N 471 от 20.12.2022
В целях повышения эффективности администрирования крупных налогоплательщиков, сокращения налоговой бреши и улучшения сбора поступлений в национальный публичный бюджет и в соответствии со ст.133 ч.(2) , 35) Налогового кодекса № 1163-XIII от 24 апреля 1997 года
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить порядок и критерии определения статуса крупного налогоплательщика в соответствии с приложением к данному приказу.
2. Статус крупного налогоплательщика может быть присвоен:
- до 650 хозяйствующим субъектам - юридическим лицам и организационным формам со статусом физического лица, осуществляющим предпринимательскую деятельность в Республике Молдова,
- до 500 физическим лицам – гражданам, которые соответствуют условиям предусмотренным в ст.5, п.3) лит.а) Налогового кодекса (далее – физические лица),
отобранным в порядке убывания в соответствии с порядком и критериями определения статуса крупного налогоплательщика, предусмотренными в приложении к настоящему приказу, на основании данных Информационной системы Государственной налоговой службы, за исключением налогоплательщиков, предусмотренных в статьях 51, 52, 531, 532, 533, 541 Налогового кодекса.
3. Крупные налогоплательщики, отобранные в соответствии с критериями, предусмотренными в приложении, находятся в администрировании главного управления администрирования крупных налогоплательщиков ГНС (далее – ГУАКН).
4. Списки крупных налогоплательщиков утверждаются приказом директора ГНС.
5. Список крупных налогоплательщиков - хозяйствующих субъектов опубликован в Официальном мониторе Республики Молдова и на веб-сайте Государственной налоговой службы.
6. Список крупных налогоплательщиков - физических лиц, согласно Закону о защите персональных данных № 133/201, не подлежит опубликованию в Официальном мониторе Республики Молдова. Физические лица - крупные налогоплательщики будут уведомлены о получении данного статуса посредством оповещения, высланного по почте или врученного лично в руки.
7. Передача личных дел крупных налогоплательщиков, включенных или исключенных из Списка крупных налогоплательщиков, осуществляется в соответствии с Инструкцией по учету налогоплательщиков, утвержденной Приказом ГНС № 352 от 28 сентября 2017.
8. Статус крупного налогоплательщика удерживается не менее двух лет.
9. Директор ГНС имеет право, в случае необходимости, принять решение об исключении налогоплательщиков из списка раньше установленного срока и о замене их другими налогоплательщиками, которые соответствуют критериям, изложенным в приложении к данному приказу.
10. В случае принятия судом заключения о возбуждении процедуры несостоятельности, хозяйствующий субъект, за исключением финансовых учреждений, может быть исключен из списка крупных налогоплательщиков.
11. Хозяйствующие субъекты и физические лица, зарегистрированные со статусом крупного налогоплательщика в соответствии с пунктом 9, будут обслуживаться ГУАКН с даты вступления в силу соответствующих Приказов ГНС об изменении Списка крупных налогоплательщиков, опубликованных в Официальном мониторе Республики Молдова.
12. Налоговые контроли, инициированные до утверждения поправок в списках крупных налогоплательщиков, будут завершены ГУАКН/ГУНА, которые инициировали данные контроли, с последующей передачей материалов в адрес ГУАКН/ГУНА в соответствии с зоной обслуживания.
13. Управлению делопроизводства и архивирования Государственной налоговой службы довести данный приказ до сведения структурных подразделений ГНС, а главное управление администрирования крупных налогоплательщиков ГНС – до сведения заинтересованных налогоплательщиков.
14. Признать утратившим силу Приказ ГНС № 1387 от 14 декабря 2016 г. об организации администрирования крупных налогоплательщиков.
15. Настоящий приказ вступает в силу с даты опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова.
| ДИРЕКТОР ГНС | Лудмила БОТНАРЬ |
| № 613 Кишинэу, 9 декабря 2020 г. | |
Приложение к Приказу ГНС
№ 613 от 9 декабря 2020 г.
ПОРЯДОК И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТУСА
КРУПНОГО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
1. Отбор/обновление Списка крупных налогоплательщиков производится в соответствии с критериями, изложенными в пункте 3, - для хозяйствующих субъектов, и в соответствии с критериями, изложенными в пункте 5 - для физических лиц.
2. Считаются правомочными налогоплательщики, соответствующие одной из следующих категорий:
- хозяйствующие субъекты, юридические и физические лица, резиденты Республики Молдова, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в соответствии с положениями Закона № 845-XII от 3 января 1992 года о предпринимательстве и предприятиях, не менее 3 лет;
- физические лица - граждане, которые соответствуют условиям, предусмотренным в ст.5, п.3) лит.а) Налогового кодекса.
3. Отбор крупных налогоплательщиков осуществляется из правомочных налогоплательщиков на основании следующих критериев:
1) Основной критерий;
2) Специфический критерий;
3) Критерий непрерывности.
1) Основной критерий представляет собой критерий агрегированного значения и является результатом агрегации 3 показателей, выбранных с экономической и бюджетной точек зрения, согласно следующим пропорциям:
а) объем оборота, отраженный в налоговых отчетах за отчетный период, предшествующий периоду, в котором осуществляется обновление списка и /или объем поставок, задекларированных в налоговых отчетах за 11 месяцев текущего года (70% налогоплательщиков будут отобраны на основании данного критерия в убывающем порядке);
b) объем налоговых обязательств, задекларированных и оплаченных налогоплательщиком за год, предшествующий тому, в котором осуществляется обновление списка и/или за 11 месяцев текущего года (20% налогоплательщиков будут отобраны в соответствии с этим критерием, по принципу убывания);
c) фонд заработной платы, задекларированный и выплаченный налогоплательщиками за год, предшествующий тому, в котором производится обновление, и/или за 11 месяцев текущего года (10% налогоплательщиков будут выбраны в соответствии с этим критерием по принципу убывания).
2) Специфические критерии включают:
а) критерий, специфичный осуществляемой деятельности;
b) инвестиционный критерий;
c) критерий взаимозависимости и/или специфических отношений;
d) критерий прямого участия.
a) Под критерий, специфичный осуществляемой деятельности, попадают:
- Национальный банк Молдовы;
- банковские финансовые учреждения;
- Агентство государственных услуг;
- Центр информационных технологий в финансах.
- Налогоплательщики, которые занимают доминирующую позицию и/или важную значимость в определенной отрасли экономики.
b) Согласно инвестиционному критерию, в категорию крупных налогоплательщиков могут быть включены вновь учрежденные налогоплательщики, которые на дату учреждения декларируют под собственную ответственность, что обязуются осуществлять инвестиции в течение максимум 3 последующих лет с даты учреждения, в размере не менее 5 млн. евро в леевом эквиваленте, по официальному курсу, установленному Национальным банком Молдовы. По истечении этого периода налогоплательщики будут отобраны в соответствии с критериями отбора, указанными в пункте 3, за исключением критерия непрерывности. Налогоплательщики подают декларацию под собственную ответственность в Государственную налоговую службу в течение первого года со дня регистрации в Агентстве государственных услуг. В течение 10 рабочих дней с даты подачи декларации Список крупных налогоплательщиков дополняется и опубликовывается в Официальном мониторе Республики Молдова.
c) критерий взаимозависимости - к категории крупных налогоплательщиков относятся юридические и/или физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и находятся в тесной связи друг с другом с организационной, финансовой и экономической точек зрения при условии, что один из них соответствует критериям, предусмотренным в пункте 3. Налогоплательщики, уставной капитал которых в размере более чем 50% прямо или косвенно принадлежит тем же самым ассоциированным участникам/акционерам, рассматриваются как налогоплательщики, являющиеся в тесной связи с финансовой, экономической и организационной точек зрения.
d) Критерий прямого участия - являются крупными налогоплательщиками юридические/физические лица, которые непосредственно владеют не менее чем 50% уставного капитала крупного налогоплательщика.
3) Критерий непрерывности:
а) крупные налогоплательщики, отобранные в соответствии с порядком, утвержденным данным приказом, которые по истечении последующих двух лет не соответствуют более основным критериям, указанных в пункте 3, не будут администрироваться главным управлением по администрированию крупных налогоплательщиков начиная с 1 января года, следующего за истечением данного периода.
b) налогоплательщики, возникшие в результате разделения крупного налогоплательщика, в зависимости от обстоятельств, будут по-прежнему администрироваться ГУАКН.
c) Вновь созданный налогоплательщик в результате слияния крупного налогоплательщика с другим налогоплательщиком, будет амнистирован ГУАКН.
4. Не будут отобраны в качестве крупных налогоплательщиков:
- налогоплательщики в процессе несостоятельности и ликвидации, в том числе, в результате реорганизации;
- государственные учреждения, за исключением Агентства государственных услуг и Центра информационных технологий в финансах;
- учебные заведения, как государственные, так и частные;
- налогоплательщики, налоговое поведение которых за последние два налоговых года не соответствует предписаниям действующего законодательства;
- налогоплательщики, чей объем задекларированных налоговых обязательств, а также общая стоимость долгосрочных активов (материальных, нематериальных и финансовых) не оправдывают их включение в число крупных налогоплательщиков.
5. В список крупных налогоплательщиков - физических лиц включаются физические лица, которые соответствуют в совокупности как минимум 3 из последующих критерий:
а) являются налоговыми резидентами Республики Молдова;
b) доходы, задекларированные за последние три года, кумулятивно превышают сумму в 3 млн. леев;
c) кумулятивная стоимость активов, находящихся в собственности в течение последнего налогового года, превышает 50 млн. леев;
d) осуществляют прямой и/или косвенный контроль над юридическим лицом - крупным налогоплательщиком.