BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Приказы

Приказ N 99 от 25.10.2023 о внесении изменений в Приказ министра финансов № 153/2017

Тип документа
Приказы
Дата принятия
25.10.2023

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

П Р И К А З

о внесении изменений в Приказ

министра финансов № 153/2017

№ 99  от  25.10.2023

 (в силу 14.11.2023) 

Мониторул Офичиал ал Р. Молдова № 426-429 ст.1081 от 14.11.2023

* * *

Во исполнение положений ч.(4) ст.83 Налогового кодекса № 1163/1997 г. (повторное опубликование в Monitorul Oficial al Republicii Moldova от 8 февраля 2007г., специальный выпуск)

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Приложение № 1 изложить, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Приложение № 2 изменить следующим образом:

1) Дополнить п.12 следующего содержания:

"12. За налоговые периоды 2023–2025 годов включительно, микро-, малые или средние предприятия (согласно критериям, определенным в соответствии с положениями п.(1) ст.5 Закона № 179/2016 о малых и средних предприятиях), которые выбирают применение положений п.(11) ст.87 Налогового кодекса, ставят отметку в ячейке, соответствующей букве S.

Выбор применения положений ч.(11) ст.87 Налогового кодекса осуществляется путем подачи декларации по подоходному налогу до 25 числа третьего месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Индивидуальные предприятия, крестьянские хозяйства, резиденты свободных экономических зон, резиденты Международного свободного порта "Джюрджюлешть", резиденты Международного свободного аэропорта Мэркулешть, хозяйствующие субъекты, применяющие режим налогообложения, установленный в главе 71, и хозяйствующие субъекты, осуществляющие финансовую и страховую деятельность, отнесенную к Секции К Классификатора видов экономической деятельности Молдовы, не в праве применять положения ч.(11) ст.87 Налогового кодекса.

Экономические агенты, выбирающие категорию "S - Выбираю применение положений ч.(11) ст.87 Налогового кодекса" обязаны заполнить декларацию в общем порядке и определить подоходный налог.";

2) в пункте 6 текст: "Подписи в Декларации подтверждаются печатью соответствующего налогоплательщика." исключить;

3) пункт 15 изложить в следующей редакции:

"15. Строка 0701 заполняется экономическими агентами со статусом физического лица (на основании приложения 3D). В данной строке указывается сумма освобождений учредителей, на которые они имеют право согласно статьям 33, 34, 35 Налогового кодекса. Ее заполнение допускается лишь при неиспользовании освобождения в других случаях, предусмотренных Налоговым кодексом. Показатель строки 0701 не должен превышать положительный результат расчета: строка 040 − строка 050 − строка 060."

4) пункт 22 изложить в следующей редакции:

"22. В строке 120 отражается сумма подоходного налога, определенная путем расчета: строка 090 x строку 110.";

5) пункт 26 изложить в следующей редакции:

"26. В строке 160 отражается общая сумма зачетов, в соответствии с положениями статьи 82 Налогового кодекса, которая представляет собой показатель строки 1601.";

6) пункт 27 дополнить текстом "Для экономических агентов, выбирающих категорию "S - Выбираю применение положений ч.(11) ст.87 Налогового кодекса" сумма, указанная в строке 170, не подлежит отражению в ИАС "Лицевой счет налогоплательщика".";

7) пункт 34 изложить в следующей редакции:

"34. Строка 0203 не заполняется.";

8) в пункте 37 изменение касается только редакций на румынском языке;

9) в пункте 38 текст "а в графе 3 − доход, определенный в соответствии с порядком, установленном Правительством" заменить текстом "а в графе 3 − налоговый результат от отчуждения, определенный в соответствии с порядком, установленным Правительством (п.33 Постановления Правительства № 704/2019).";

10) пункт 39 изложить в следующей редакции:

"39. Строка 0207 заполняется в случаях осуществления дарений, а также в случае пожертвований на благотворительные и спонсорские цели. В целях налогообложения, согласно положениям ч.(5) ст.21 Налогового кодекса, хозяйствующий субъект, осуществляющий дарение в форме вещей, считается продавшим подаренную вещь по цене, которая представляет собой максимальную величину между стоимостью, не амортизируемой в целях налогообложения, и рыночной стоимостью на момент дарения. Графа 2 не заполняется, поскольку в финансовом учете не признаются доходы, а графа 3 заполняется на основании приложения 1.1D (п.64 Постановления Правительства № 693/2018).";

11) пункт 47 изложить в следующей редакции:

"47. Строка 02015 отражает доход от непогашения задолженности экономическим агентом в случае, когда причиной ее образования является неплатежеспособность налогоплательщика.";

12) пункт 50 изложить в следующей редакции:

"50. В строке 02018 отражаются дивиденды, полученные юридическими лицами-резидентами от других юридических лиц-резидентов (п. z19) ст.20 Налогового кодекса), в том числе полученные дивиденды, с которых был удержан подоходный налог в соответствии с ч.31) ст.901 Налогового кодекса.";

13) пункт 51 дополнить новым абзацем следующего содержания:

"В случае получения налогоплательщиком доходов согласно ч.(6) ст.21 Налогового кодекса данные доходы корректируются путем заполнения строки 02019. В графе 2 отражаются суммы, полученные в результате хозяйственных операций с учредителями или иными взаимозависимыми лицами, осуществляемыми по цене ниже рыночной, а в графе 3 будет указана сумма сделок по рыночной цене.";

14) пункт 53 изложить в следующей редакции:

"53. При осуществлении дарения основных средств, которые ранее были использованы в предпринимательских целях, в графе 2 отражается неамортизированная стоимость в целях налогообложения данных основных средств, в графе 3 отражается рыночная стоимость подаренных активов (определенная на основании п.26) ст.5 Налогового кодекса). При дарении иных текущих активов (товары, готовая продукция, материалы) в графе 2 отражается их балансовая стоимость, а в графе 3 отражается их рыночная стоимость. В графе 4 отражается наибольшая величина, отраженная в графе 2 и графе 3. Сумма графы 4 приложения 1.1D отражается в графе 3 строки 0207 приложения 1D.";

15) пункт 54 исключить;

16) в пункте 58 во втором абзаце:

а) текст "Сумма из строки 03045" заменить текстом "Показатель, указанный в строке 03045";

б) текст "сумма из строки 03046" заменить текстом "показатель, указанный в строке 03046";

17) в пункте 62 изменение касается только редакций на румынском языке;

18) пункт 65 изложить в следующей редакции:

"65. Строка 03011 не заполняется.";

19) пункт 68 изложить в следующей редакции:

"68. В строке 03014 в графе 2 отражается сумма расходов, связанных с формированием резервных фондов, а в графе 3 указывается цифра 0. В соответствии со ст.31 ч.(2) Налогового кодекса, расходы, связанные с формированием резервов, не разрешаются к вычету.";

20) пункт 70 изложить в следующей редакции:

"70. В строке 03016 в графе 3 отражаются расходы, понесенные налогоплательщиком, связанные с предпринимательской деятельностью, которые, в течение налогового года, были вычтены за счет резервных фондов, образованных ранее, не разрешенные к вычету, ранее скорректированные по строке 03014 (ст.31 ч.(2) Налогового кодекса).";

21) пункт 74 изложить в следующей редакции:

"74. В строке 03020 отражаются расходы от реализации основных средств, в том числе при осуществлении дарений: в графе 2 − расходы, признанные в финансовом учете, а в графе 3 − расходы, признанные в целях налогообложения.";

22) пункт 75 изложить в следующей редакции:

"75. В строке 03021 отражаются расходы, понесенные в связи с выбытием основных средств в случаях, не указанных в строке 03020, в том числе при вынужденном выбытии собственности.";

23) пункт 78 изложить в следующей редакции:

"78. Строка 03024 не заполняется.";

24) в пункте 81 текст "ст.29 ч.(5)" заменить текстом "ст.29 ч.(4)";

25) пункт 83 изложить в следующей редакции:

"83. В строке 03029 отражается корректировка расходов, связанных с выплатами в пользу работников, не допускаемых к вычету в соответствии с ст.24 ч.(192) и ст.24 ч.(1) Налогового кодекса.";

26) в пункте 84 после текста "предпринимательского патента" дополнить текстом "и/или в пользу физических лиц, осуществляющих независимую деятельность согласно главе 102 раздел II Налогового кодекса (ч. (11) ст.24 Налогового кодекса).";

27) в пункте 88:

а) текст "договора об операционном найме (аренде)" заменить текстом "договора об имущественном найме, аренды, операционного лизинга или концессии";

b) текст "пункте b) части (9) статьи 27" заменить текстом "ст.261 ч. (11)";

28) пункт 90 изложить в следующей редакции:

"90. В строке 03036 отражается корректировка расходов, связанных с формированием резервов, связанных с аудиторским риском, аудиторскими обществами и аудиторами–индивидуальными предпринимателями, а также страховых взносов по договорам страхования профессиональной гражданской ответственности, заключенным согласно действующему законодательству для страхования аудиторского риска, согласно положениям ст.24 ч.(16) Налогового кодекса. В графе 2 – расходы, признанные в финансовом учете, а в графе 3 – расходы, определенные согласно положениям ст.24 ч.(16) Налогового кодекса.";

29) пункт 91 изложить в следующей редакции:

"91. В строке 03037 отражается сумма пожертвований на благотворительные и спонсорские цели в неденежной форме. В графе 2 отражается балансовая стоимость переданных активов, а в графе 3 указывается стоимостный базис данных активов, рассчитанный в целях налогообложения. При осуществлении дарения основных средств, которые ранее были использованы в предпринимательских целях, в графе 3 отражается неамортизированная стоимость в целях налогообложения данных основных средств. При осуществлении дарения иных текущих активов, кроме имущества, по которому начисляется амортизация (товары, готовая продукция, материалы), в графе 3 отражается их балансовая стоимость на момент дарения. Также необходимо заполнить строку 0207 приложения 1D.";

30) в пункте 94 после текста "патронатов" дополнить текстом ", фондов и других ассоциаций, представляющих предпринимательскую деятельность";

31) в пункте 95 после текста "переоценки" дополнить текстом "и обесценения";

32) в пункте 96 текст "микрофинансовыми организациями" заменить текстом "небанковскими кредитными организациями";

33) пункт 97 изложить в следующей редакции:

"97. Строка 03043 не заполняется.";

34) пункт 98 изложить в следующей редакции:

"98. В строке 03044 в 2 графе отражается корректировка расходов, понесенных при переходе от Национальных стандартов бухгалтерского учета к Международным стандартам финансовой отчетности, а в графе 3 указывается цифра 0, в связи с тем, что согласно положениям ст.44 ч.(9) Налогового кодекса, не допускаются к вычету.";

35) пункт 99 изложить в следующей редакции:

"99. Строка 03045 не заполняется.";

36) в пункте 102 второй абзац исключить;

37) пункт 1021 изложить в следующей редакции:

"1021. В строке 03043 в графе 3 отражается показатель, установленный в соответствии с пунктом 53 Постановления Правительства № 693/2018 г. В графе 4 отражается сумма представительских расходов, разрешенных к вычету, в пределах, установленных Правительством, определенная путем умножения показателя, указанного в графе 2, на коэффициент, указанный в графе 3.

Строки 030431, 030432 и 03044 приложения 2.1D не заполняются.";

38) Дополнить пунктами 1022-1023 следующего содержания:

"1022. В графе 4 строки 03045 отражается фактическая сумма представительских расходов, понесенных организацией, согласно финансовому учету. Показатель строки 03045 графы 4 приложения 2.1D переносится в графу 2 строки 0304 приложения 2D.

1023. В графе 4 строки 03046 отражается показатель строки 03045, но не более показателя по строке 03043. Показатель строки 03046 графы 4 приложения 2.1D переносится в графу 3 строки 0304 приложения 2D.";

39) В пункте 108 после текста "статьи 34" дополнить текстом "части (2)";

40) Пункт 109 дополнить в конце фразой "На личное освобождение имеют право только налогоплательщики (физические лица-резиденты), имеющие годовой налогооблагаемый доход менее 360 000 леев, за исключением доходов, предусмотренных статьей 901 Налогового кодекса.";

41) пункт 111 изложить в следующей редакции:

"111. Начиная с налогового отчетного периода 2021 года графа 8 не заполняется.";

42) пункт 116 изложить в следующей редакции:

"116. Приложение 4D заполняется экономическими агентами, которые пользуются налоговыми льготами по подоходному налогу. Данные льготы предоставляются в виде освобождения от налогообложения части налогооблагаемого дохода или всей суммы налогооблагаемого дохода (в пределах показателя строки 0901).";

43) Дополнить пунктами 1161-1164 следующего содержания:

"1161. При заполнении графы 1 указывается соответствующий код используемой налоговой льготы согласно Перечню кодов налоговых льгот по подоходному налогу, утвержденному Приказом ГГНИ № 1080/2012.

1162. В графе 2 указываются номер и дата закона, которым предусмотрена соответствующая льгота.

1163. В графе 3 указывается сумма необлагаемого налогом дохода, но не более показателя по строке 0901 Декларации. Общая сумма графы 3 (итог) указывается в строке 0902 Декларации.

1164. В графе 4 отражается сумма налоговых льгот, предоставленных в виде освобождения от уплаты подоходного налога на доходы, отраженные в строке 0902. Определяется расчетом (графа 3 − ставка подоходного налога в общем порядке, установленная налоговым законодательством (12%). Общая сумма графы 4 (итог) указывается в строке 140 Декларации.

Пример заполнения приложения 4D:

"Учебное заведение получает налогооблагаемый доход в размере 60 000 леев, из которых: 10 000 леев – доход, полученный от осуществления образовательного процесса в соответствии с Кодексом об образовании, и 50 000 леев – доход от осуществления другой деятельности, отличной от образовательного процесса.

В конце финансового периода образовательное учреждение заполняет приложение 4D следующим образом:

В основной таблице декларации будет отражено следующим образом:

- в строке 0901 декларации будет указана сумма 60 000 леев (налогооблагаемый доход до применения льгот);

- в строке 0901 – 10 000 леев;

- в строке 140 – 1 200 леев."

44) пункт 117 изложить в следующей редакции:

"117. Приложение 5D не заполняется.";

45) пункт 118 изложить в следующей редакции:

"118. Приложение 6D заполняется налогоплательщиками, которые пользуются налоговыми льготами, если льгота предоставляется непосредственно из исчисленной суммы подоходного налога.":

46) Дополняется пунктами 1181-1185 следующего содержания:

"1181. При заполнении графы 1 указывается соответствующий код используемой налоговой льготы согласно Перечню кодов налоговых льгот по подоходному налогу, утвержденному Приказом ГГНИ № 1080/2012.

1182. В графе 2 указывается номер и дата закона, которым предусмотрена соответствующая льгота.

1183. В графе 3 указывается сумма подоходного налога, из которой определяется налоговая льгота.

1184. В графе 4 указывается % налоговой льготы, которая предоставляется по подоходному налогу (процент, не уплачиваемый в бюджет), который определяется как разница между 100% и процентом, начисляемым в бюджет в соответствии с законом, предусматривающим указанную льготу.

1185. В графе 5 указывается сумма подоходного налога, не уплаченная в бюджет, определяется расчетным путем (графа 3 х графа 4). Общая сумма графы 5 (итог) указывается в строке 130 Декларации.

Пример заполнения приложения 6D:

"Резидент Зоны свободного предпринимательства пользуется льготой, предусмотренной ст.49 п.b) Налогового кодекса, которым установлено, что доход от деятельности в ЗСП, за исключением установленного в пункте а) ст.49 НК, взимается пропорционально 75% ставки, установленной в Республике Молдовы.

Налогооблагаемый доход, связанный с деятельностью в ЗСП, полученный налогоплательщиком, составляет 100 000 леев, подоходный налог исчисляемый в общем порядке, установленном налоговым законодательством (согласно ст.15 п.b) Налогового кодекса - 12%), составляет 12 000 леев. (100 000 х 12%).

При заполнении приложения 6D налогоплательщик отразит его следующим образом:

Учитывая, что согласно законодательству. налог взимается по ставке 75%, то остальные 25% (100-75) представляют собой льготу, отраженную в графе 4.

Сумма из графы 5 (3000 леев) будет указана в строке 130 основной таблицы декларации.";

Поправка: В п.1185 приложения 6D изложено в новой редакции:
* Согласно письму Министерства финансов Республики Молдова № 26-08/1-07-21580 от 9 февраля 2024 г.
(Официальный монитор № 64-69 от 13.02.2024, стр.102)

47) пункт 128 дополнить фразой "Указывается в строке 1601 декларации.";

48) пункт 129 дополняется двумя подпунктами следующего содержания:

"1) Первый метод заключается в прогнозировании суммы налога, подлежащей уплате в рассрочку, в налоговом периоде, следующем за тем, за который представляется декларация, с учетом суммы, прогнозируемой в качестве налога к уплате за соответствующий год;

2) Второй метод заключается в прогнозировании суммы налога, подлежащей уплате в рассрочку, в налоговом периоде, следующем за тем, за который представляется декларация, с учетом суммы налога, подлежащей уплате в предыдущем году (год, за который представляется Декларация).";

49) По всему тексту слова "лицевой счет налогоплательщика" заменить словами "ИАС "Лицевой счет налогоплательщика" в соответствующей грамматической форме.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня опубликования в Monitorul Oficial al Republicii Moldova, а утвержденные изменения вступают в силу начиная с отчетного финансового периода 2023 года.

4. Налогоплательщики, у которых возникает обязанность по представлению отчетности до утверждения и опубликования настоящего приказа, представляют декларацию по форме, действующей на дату представления.

Приложение

к Приказу министра финансов

№ 99 от 25.10. 2023 г.