BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Документы

Сообщение о налоговых накладных N (17-13-02/1-895)10 от 21.02.2002

Тип документа
Документы
Дата принятия
21.02.2002

ГЛАВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ

С О О Б Щ Е Н И Е

о налоговых накладных

№ (17-13-02/1-895)10  от  21.02.2002

 (в силу 07.03.2002) 

Мониторул Офичиал ал Р.Молдова № 33-35 ст.74 от 07.03.2002

* * *

Примечание: Абзацы предусматривающие порядок выписки налоговых накладных в рамках договора комиссии, утрачивают силу согласно Информационным сообщением N (17-13-02/1-6706)62 от 26.11.2007, в силу 07.12.2007

Государственные налоговые

инспекции республики

В связи c внесением изменений в раздел III Налогового кодекса и Законом о введении в действие раздела III Налогового кодекса, введенных в действие Законом № 732-XV от 13 декабря 2001 (далее – Закон) (Monitorul Oficial № 161 от 31.12.2001), относительно налоговых накладных и на основании статьи 117(1) Налогового кодекса Главная государственная налоговая инспекция доводит до сведения порядок их выписки и представления.

Согласно п.14) ст.93 раздела III Налогового кодекса в редакции указанного Закона налоговая накладная является типовой формой первичного документа строгой отчетности, представляемого покупателю субъектом налогообложения, зарегистрированным в установленном порядке, при осуществлении облагаемых поставок.

Пунктом 2 Приказа Министерства финансов Республики Молдова № 19 от 05.02.2002 и Приказом Департамента статистики и социологии Республики Молдова № 14 от 05.02.2002 "Об утверждении бланка налоговой накладной" установлено, что бланк налоговой накладной разработан путем объединения счета-фактуры НДС и товарно-транспортной накладной и используется для документального оформления поставок, облагаемых НДС.

Таким образом, начиная с 1 марта 2002 (дата вступления в силу Закона № 732-XV от 13 декабря 2001) субъекты налогообложения НДС при документальном оформлении поставок, облагаемых НДС, должны использовать налоговые накладные.

Согласно ст.117(1) в редакции Закона субъект налогообложения, осуществляющий облагаемую поставку, обязан представить покупателю налоговую накладную на данную поставку. Представление налоговой накладной осуществляется в момент возникновения налогового обязательства, установленного ст.108 Налогового кодекса, за исключением случаев, определенных Государственной налоговой службой.

Таким образом, в условиях действия положений статей 117 (1) и 108, поставщики – субъекты налогообложения в рамках облагаемых поставок товаров (услуг), осуществляемых начиная с 1 марта 2002 г., будут представлять покупателю налоговую накладную в момент возникновения налогового обязательства, а не в течение 7 рабочих дней после их осуществления.

При осуществлении поставок товаров представление покупателю налоговой накладной имеет место согласно ст.108(2) в момент отпуска (передачи) товаров покупателю. В случае транспортировки товаров датой выписки является дата начала их транспортировки.

Относительно товаров на экспорт, исходя из ст.1 п.17) Таможенного кодекса № 1149-XIV от 20.07.2000 и учитывая то, что срок наступления налогового обязательства не может не совпадать с моментом, когда по товарам предоставлено разрешение на выпуск, выписка налоговых накладных по товарам на экспорт имеет место в момент предоставления разрешения на выпуск, с соответствующим ее отражением в регистре продаж.

Налоговая накладная за поставляемые электро- и теплоэнергию, оказываемые телефонные и коммунальные услуги, газ и т.п. выписывается поставщиками за тот период, в котором осуществлялась поставка, одновременно с предоставлением счета покупателю.

Субъекты налогообложения, осуществляющие поставки нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо и т.п.) посредством выдаваемых заранее талонов, в случае, если потребитель оплачивает безналичными средствами приобретаемые партии нефтепродуктов для дальнейшего забора их путем использования талонов на разовую заправку, выписывают налоговую накладную в момент оплаты за предоставленные талоны.

Субъектам налогообложения НДС (предприятия, хлебовыпекающие и перерабатывающие молочную и мясную продукцию и пр.), которые в течение дня в соответствии с установленным графиком осуществляют в адрес одного и того же покупателя многократные поставки облагаемых НДС товаров, разрешается осуществлять выписку одной налоговой накладной в ассортименте отгруженных товаров на каждого потребителя по всему объему однодневной поставки. В целях соответствия документов по поставке, поставщик в конце дня на основании товарно-транспортных накладных выписывает налоговую накладную с отражением номеров и серии товарно-транспортных накладных, содержащую информацию по отгрузкам.

Во исполнение требовании ст.117(5) Налогового кодекса для розничной торговли и сферы услуг в специально отведенных местах с оплатой за наличные средства выписка налоговых накладных не предусмотрена. По окончании рабочего дня в Регистре поставок делается запись на основании итогов книги кассира-операциониста.

Предприятиям розничной торговли и сферы услуг, осуществляющим реализацию за наличный расчет, при требовании покупателя разрешается выписка налоговых накладных. Представление налоговой накладной указанными предприятиями осуществляется в момент оплаты за реализованные товары, оказанные услуги покупателю.

При поставке товаров (услуг) населению за наличный расчет включительно и при расчетах с населением посредством услуг финансовых учреждений, "Пошта Молдовей", других уполномоченных лиц выписка налоговых накладных поставщиками товаров (услуг) не осуществляется.

На поставки сельскохозяйственной продукции в счет оплаты аренды земли арендатору следует в последний день месяца, в котором имела место поставка, выписать налоговую накладную на общую сумму поставки, к которой прилагается информация о получателях, содержащая указанные в налоговой накладной графы с соответствующими показателями и подписью получателя.  

[Абзац введен Информ.ГГНИ № (17-13-02/1-737)11 от 20.02.2007, в силу 09.03.2007]

При передаче прав пользования программным продуктом путем выдачи сублицензии налоговая накладная выписывается лицензиантом на дату, определенную для расчета за пользование программным продуктом. 

[Абзац введен Информ.ГГНИ № (17-13-02/1-1268)16 от 27.03.2007, в силу 07.04.2007]

Предприятия общественного питания при реализации блюд собственного производства, товаров, приобретенных на стороне, не выписывают налоговую накладную (в случае, если этого не требует покупатель) и организуют учет НДС в порядке, установленном для розничной торговли. Вместе с тем, в случае, если покупателем блюд (товаров) является хозяйствующий субъект, оплачивающий аванс за обслуживание в общепите за определенный период времени, выписка налоговой накладной является обязательной, и в данном случае налоговая накладная выписывается в момент оплаты за предстоящее обслуживание.

При получении предоплаты налоговая накладная не выписывается, за исключением случаев:

- реализации периодических изданий, облагаемых НДС, путем подписки на них;

- оказания рекламных услуг.

При реализации товаров на условиях договора комиссии комитент выдает комиссионеру налоговую накладную на стоимость переданного товара без комиссионного вознаграждения в момент оплаты комиссионером предоставленного на комиссию реализованного товара. Комиссионер выдает налоговую накладную при отгрузке товаров, указав в ней стоимость отгруженных товаров, которая включает и комиссионное вознаграждение.

[Абзац дополнен Сооб. Мин.Фин. № (17-13-02/1-1621)19 от 02.04.2002]

Не выписывается налоговая накладная при начислении и уплате НДС на импорт услуг, а записи в Регистре продаж осуществляются на дату расчета по ним на основании платежных поручений (или другого документа, подтверждающего расчет) с записью их реквизитов.

В случае поставок услуг мобильной связи с порядком предварительной оплаты дата возникновения обязательства по выписке налоговых накладных возникает у хозяйствующего субъекта-поставщика в момент, установленный контрактом, для осуществления платежа по оказанным услугам.

[Абзац введен Информ. ГГНИ № (17-13-02/1-4424)51 от 05.12.05]

Что касается сумм, оплачиваемых абонентом по переговорам сверх абонентской платы за истекший период, они отражаются в налоговой накладной, в которой указывается абонентская плата за предстоящий период.

[Абзац введен Информ. ГГНИ № (17-13-02/1-4424)51 от 05.12.05]

Порядок ведения Регистров учета покупок и продаж аналогичен порядку, применяемому до введения налоговых накладных.

При этом, поскольку налоговые накладные сопровождают лишь облагаемые поставки, то они не выписываются в следующих случаях:

1) при отсутствии перехода права собственности на товарно-материальные ценности от одного субъекта к другому (передача товаров собственником на ответственное хранение). В данном случае хозяйствующие субъекты обязаны оформлять товарно-транспортную накладную;

2) при транспортировке товаров (продукции) в пределах одного предприятия. При указанных перевозках также оформляется товарно-транспортная накладная, которая в обязательном порядке на видном месте должна содержать запись "Для внутреннего применения";

3) при осуществлении поставок товаров (услуг), не облагаемых НДС. При поставках товаров, освобожденных от обложения НДС, выписывается лишь товарно-транспортная накладная.

Поскольку предприятия, оказывающие услуги по экспедированию, в заключенных с клиентами договорах предусматривают, что они обязуются предпринять необходимые меры для обеспечения перевозки, а клиент берет на себя обязательства уплатить за это оговоренную стоимость (комиссионное вознаграждение), то облагаемой стоимостью у экспедитора в целях исчисления НДС будет являться величина комиссионного вознаграждения, которое он получит непосредственно за услугу по экспедированию.

[Абзац введен Письмом ГГНИ № (17-13-02/1-445)-6 от 09.02.04]

Учитывая изложенное, предприятия, оказывающие услуги по экспедированию, должны выписывать налоговые накладные своим клиентам с указанием полной стоимости услуги по транспортировке и экспедированию в установленном порядке, а в декларации по НДС, при отражении стоимости поставок по нулевой ставке, должны указывать только сумму комиссионного вознаграждения за услугу по экспедированию, к которой применяется ставка НДС.

[Абзац введен Письмом ГГНИ № (17-13-02/1-445)-6 от 09.02.04]

Данный порядок определения обязательств по НДС распространяется исключительно на услуги по экспедированию.

[Абзац введен Письмом ГГНИ № (17-13-02/1-445)-6 от 09.02.04]

В случае, если предприятие одновременно будет действовать в качестве перевозчика и экспедитора, то отражение облагаемой стоимости в декларации по НДС будет осуществляться в общем порядке, то есть в декларации должна отражаться та сумма, которая указана в налоговых накладных.

[Абзац введен Письмом ГГНИ № (17-13-02/1-445)-6 от 09.02.04]

Изложенное довести до сведения налогоплательщиков.