Scrisoarea nr.10-25-02/954 din 24.04.98 cu privire la particularităţile impozitării persoanelor fizice în conformitate cu Legea bugetului pe anul 1998
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
Об особенностях налогообложения физических лиц
в соответствии с Законом о бюджете на 1998 год
(Письмо Министерства финансов)
N 10-25-02/954 от 24.04.1998
(в силу 24.04.1998)
"Contabilitate şi audit", 1998, N 6, стр.83
* * *
Министерство финансов Республики Молдова для информации и руководства в работе сообщает, что Законом о бюджете на 1998 год N 1446-ХIII от 27 декабря 1997 года (Официальный Монитор Республики Молдова, 1998, N 10-11, ст.52) (далее по тексту - Закон), были произведены некоторые изменения и дополнения в налогообложении физических лиц.
Подоходный налог
В соответствии с частью (5) статьи 11 Закона начиная с 1 января 1998 года ставки подоходного налога для физических лиц, установленные статьей 15 Налогового кодекса, определяются в размере:
- 15 процентов годового облагаемого дохода, не превышающего 6000 лей;
- 20 процентов годового облагаемого дохода, превышающего 6000 лей и не превышающего 10800 лей;
- 32 процента годового облагаемого дохода, превышающего 10800 лей.
Обращаем Ваше внимание, что экономические агенты, которые к моменту опубликования Закона (12 февраля 1998 года) произвели исчисление подоходного налога по ставкам 20 и 32 процента, обязаны произвести перерасчет по выплаченным суммам начиная с 1 января 1998 года по ставкам указанным выше.
Исходя из установленных ставок, порядок исчисления налога является следующим:
1) из суммы облагаемого дохода, которая не превышает сумму, полученную как результат умножения 500 лей на количество месяцев, налог составляет 15 процентов;
2) из суммы облагаемого дохода в пределах от суммы, полученной как результат умножения 500 лей на количество месяцев, и до суммы, полученной как результат умножения 900 лей на количество месяцев, налог составляет 20 процентов;
3) из суммы облагаемого дохода, которая превышает сумму, полученную как результат умножения 900 лей на количество месяцев, налог составляет 32 процента.
В целях упрощения исчисления подоходного налога предлагаем руководствоваться следующей вспомогательной таблицей:
| Размер облагаемого дохода | Исчисленный налог из облагаемого дохода |
| До 500 лей х N включительно | 15% от облагаемого дохода |
| Свыше 500 лей х N до 900 лей х N включительно | 75 лей х N + 20% от облагаемого дохода, превышающего 500 лей х N |
| Свыше 900 лей х N | 155 лей х N + 32% от облагаемого дохода, превышающего 900 лей х N |
N - количество месяцев в налоговом году, на протяжении которых работник считается работником по найму (идентичен количеству месяцев, указанному в гр.4 личной карточки).
Также рекомендуем, чтобы величина облагаемого дохода и величина исчисленного налога указывались в графах 6 и 7 личной карточки учета без бань. Исчисление налога с учетом бань производится в конце года при увольнении работника, а также из сумм, выплаченных работнику после увольнения.
Пример 1. В соответствии с поданным 15 января заявлением о предоставлении освобождений по подоходному налогу, удержанному у источника выплаты, работник, нанятый с предыдущего года, имеет право на личное освобождение в размере 2100 лей в год или 175 лей в месяц. Работник в период с 1 января до 1 апреля получил следующие доходы, начисленные в 1998 году:
30 января - заработная плата в размере 1120 лей,
6 февраля - премия по результатам 1997 года в размере 500 лей,
27 февраля - заработная плата в размере 880 лей,
1 апреля - заработная плата в размере 1100 лей.
Порядок исчисления подоходного налога, указанного в гр.7 личной карточки является следующим.
| Дата выплаты дохода | Валовый доход | Количество месяцев | Сумма освобождений | Облагаемый доход | Исчисленный налог с облагаемого дохода | Налог, подлежащий удержанию (возмещению) | |
| текущий | всего | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 30.I | 1120 | 1120 | 1 | 175 | 945 | 194 | 194 |
| 06.II | 500 | 1620 | 2 | 350 | 1270 | 254 | 60 |
| 27.II | 880 | 2500 | 2 | 350 | 2150 | 422 | 168 |
| 01.IV | 1100 | 3600 | 4 | 700 | 2900 | 480 | 58 |
В связи с тем, что первые две выплаты были произведены до вступления в силу Закона о бюджете на 1998 год, т.е. до 12 февраля 1998 года, соответствующие суммы были обложены по ставкам, действующим на момент выплаты (20 и 32%).
1) 30 января 1998 года:
- из облагаемого дохода (гр.6), который не превышает сумму, полученную как результат умножения 900 лей на количество месяцев (на момент выплаты количество месяцев равно 1), налог составляет 20 процентов:
900 лей х 1 х 20% = 180 лей;
- определяется сумма дохода, которую необходимо обложить по ставке 32%, как разница между облагаемым доходом и результатом умножения 900 лей на количество месяцев:
945 лей - 900 лей х 1 = 45 лей;
- определяется сумма налога из 45 лей:
45 лей х 32% = 14,4 лей;
- определяется сумма исчисленного налога из облагаемого дохода 945 лей:
180 лей + 14,4 лей = 194,4 лей.
2) 6 февраля 1998 года:
- так как облагаемый доход 1270 лей (гр.6) не превышает предел 900 лей, умноженные на количество месяцев (на момент выплаты количество месяцев равно 2), сумма 1270 лей облагается по ставке 20%:
1270 лей х 20% = 254 лей.
При следующей выплате (27 февраля) будет произведен перерасчет налога. Учитывая, что исчисление налога производится с нарастающего облагаемого дохода с начала года, результат перерасчета автоматически отражается в колонке 8 (Налог подлежащий удержанию (возмещению)) личной карточки учета доходов и подоходного налога.
Из выплат, производимых после 12 февраля 1998 года, подоходный налог следует удерживать по ставкам, указанным в статье 11 Закона, руководствуясь вспомогательной таблицей:
1) 27 февраля налогообложение производится в следующем порядке:
- определяется сумма дохода, которая должна быть обложена по ставке 32%:
2150 лей - 900 лей х 2 = 350 лей;
- исчисляется налог из 350 лей:
350 лей х 32% = 112 лей;
- применяется формула, указанная во вспомогательной таблице:
155 лей х 2 + 112 лей = 422 лей.
2) 1 апреля 1998:
- определяется сумма дохода, которая должна быть обложена по ставке 20%:
2900 лей - 500 лей х 4 = 900 лей;
- исчисляется налог из 900 лей:
900 лей х 20% = 180 лей;
- применяется формула, указанная во вспомогательной таблице:
75 лей х 4 + 180 лей = 480 лей.
При исчислении и удержании подоходного налога по доходам, начисленным и выплаченным в январе и феврале 1998 года, следует учитывать положения раздела V Инструкции об удержании подоходного налога у источника выплаты N 05/1-CF-06/88 от 23 декабря 1997 года (далее по тексту Инструкция) и указания Министерства финансов N 10-25-02/223 от 5 февраля 1998 года.
В соответствии с частью 5 раздела V Инструкции работнику на основании документа, подтверждающего постоянное местожительство в Республике Молдова, до подачи заявления о предоставлении освобождений на 1998 год, по основному месту работы на январь 1998 года предоставляется временно личное освобождение в сумме 175 лей.
Указание Министерства финансов N 10-25-02/223 от 5 февраля 1998 года предусматривает продление срока подачи заявления о предоставлении освобождений до 1 марта 1998 года, а это означает, что работникам, имеющим постоянное местожительство в Республике Молдова и которые не успели до 1 февраля 1998 года подать заявление о предоставлении освобождений, до его подачи, на февраль 1998 года предоставляется временно личное освобождение в сумме 175 лей. Затем, работнику будет произведен перерасчет подоходного налога исходя из затребованных освобождений.
В случаях, когда заявление будет подано до 1 марта 1998 года, перерасчет будет произведен на момент первой выплаты, которая последует за днем подачи заявления.
Работник, который до 1 марта 1998 года не подал заявления, будет считаться как работник, не претендующий на освобождения. В таких случаях временные освобождения, предоставленные ему на январь и февраль месяцы будут аннулированы, при этом работодатель произведет перерасчет на момент первой выплаты в пользу работника, которая последует после 1 марта 1998 года.
Пример 2. Работник, имеющий постоянное местожительство в Республике Молдова, нанят по основному месту работы до 1 января 1998 года и имеет право на личное и дополнительное освобождение для супруга (супруги).
За период 1 января - 10 марта 1998 года ему были выплачены следующие доходы:
5 января - премия по результатам III квартала 1997 года (начисленная в октябре 1997 года) - 395 лей;
10 января - премия по результатам IV квартала 1997 года (начисленная в январе 1998 года) - 500 лей;
5 февраля - заработная плата за январь 1998 года - 450 лей;
10 февраля - материальная помощь (исчисленная в феврале 1998 года) - 300 лей;
15 февраля - премия по результатам 1997 года (начисленная в январе 1998 года) - 350 лей;
27 февраля - подарок в связи с днем рождения - 400 лей;
10 марта - заработная плата за февраль месяц - 600 лей.
В соответствии с разделом V Инструкции с доходов, начисленных до 1 января 1998 года и выплаченных после 1 января 1998 года, по которым подоходный налог был начислен до вступления в силу Налогового кодекса, подоходный налог должен быть удержан и перечислен в бюджет в соответствии с налоговым законодательством, действующим до 1 января 1998 года. Следовательно, из премии по результатам III квартала 1997 года, начисленной в октябре 1997 года, налог был удержан по ставкам, действующим в 1997 году. Сумма дохода (премии) в размере 395 лей, а также сумма удержанного подоходного налога не будут отражены в налоговой документации, предусмотренной Налоговым кодексом и Инструкцией. При выплате дохода они будут отражены в квартальном отчете о подоходном налоге с физических лиц, который представляется территориальным налоговым инспекциям в порядке и сроках, установленных нормативными актами, действующими до 1 января 1998 года.
Доходы, начисленные и выплаченные после 1 января 1998 года, облагаются подоходным налогом в соответствии с Налоговым кодексом.
Начисление и удержание налога с указанных доходов производится в личной карточке учета доходов и подоходного налога, удержанного из них.
Далее приводится ряд примеров начисления подоходного налога в соответствии с Налоговым кодексом в зависимости от даты подачи работником заявления о предоставлении освобождений по подоходному налогу:
1) работник подал заявление о предоставлении освобождений (личного и для супруга (супруги)) 26 января 1998 года:
| Дата выплаты дохода | Валовый доход | Количество месяцев | Сумма освобождений | Облагаемый доход | Исчисленный налог с облагаемого дохода | Налог, подлежащий удержанию (возмещению) | |
| текущий | всего | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 10.01 | 500 | 500 | 1 | 175 | 325 | 65 | 65 |
| 05.02 | 450 | 950 | 2 | 700 | 250 | 50 | -15 |
| 10.02 | 300 | 1250 | 2 | 700 | 550 | 110 | 60 |
| 15.02 | 350 | 1600 | 2 | 700 | 900 | 135 | 25 |
| 27.02 | 400 | 2000 | 2 | 700 | 1300 | 210 | 75 |
| 10.03 | 600 | 2600 | 3 | 1050 | 1550 | 235 | 25 |
2) работник подал заявление о предоставлении освобождений (личного и для супруга (супруги)) 8 февраля 1998 года:
| Дата выплаты дохода | Валовый доход | Количество месяцев | Сумма освобождений | Облагаемый доход | Исчисленный налог с облагаемого дохода | Налог, подлежащий удержанию (возмещению) | |
| текущий | всего | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 10.01 | 500 | 500 | 1 | 175 | 325 | 65 | 65 |
| 05.02 | 450 | 950 | 2 | 350 | 600 | 120 | 55 |
| 10.02 | 300 | 1250 | 2 | 700 | 550 | 11О | -10 |
| 15.02 | 350 | 1600 | 2 | 700 | 900 | 135 | 25 |
| 27.02 | 400 | 2000 | 2 | 700 | 1300 | 210 | 75 |
| 10.03 | 600 | 2600 | 3 | 1050 | 1550 | 235 | 25 |
3) работник подал заявление о предоставлении освобождений (личного и для супруга (супруги)) 24 февраля 1998 года:
| Дата выплаты дохода | Валовый доход | Количество месяцев | Сумма освобождений | Облагаемый доход | Исчисленный налог с облагаемого дохода | Налог, подлежащий удержанию (возмещению) | |
| текущий | всего | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 10.01 | 500 | 500 | 1 | 175 | 325 | 65 | 65 |
| 05.02 | 450 | 950 | 2 | 350 | 600 | 120 | 55 |
| 10.02 | 300 | 1250 | 2 | 350 | 900 | 180 | 60 |
| 15.02 | 350 | 1600 | 2 | 350 | 1250 | 200 | 20 |
| 27.02 | 400 | 2000 | 2 | 700 | 1300 | 210 | 10 |
| 10.03 | 600 | 2600 | 3 | 1050 | 1550 | 235 | 25 |
4) работник до 1 марта не подал заявления о предоставлении освобождений:
| Дата выплаты дохода | Валовый доход | Количество месяцев | Сумма освобождений | Облагаемый доход | Исчисленный налог с облагаемого дохода | Налог, подлежащий удержанию (возмещению) | |
| текущий | всего | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 10.01 | 500 | 500 | 1 | 175 | 325 | 65 | 65 |
| 05.02 | 450 | 950 | 2 | 350 | 600 | 120 | 55 |
| 10.02 | 300 | 1250 | 2 | 350 | 900 | 180 | 60 |
| 15.02 | 350 | 1600 | 2 | 350 | 1250 | 200 | 20 |
| 27.02 | 400 | 2000 | 2 | 350 | 1650 | 280 | 80 |
| 10.03 | 600 | 2600 | 3 | 0 | 2600 | 445 | 165 |
В соответствии с частью (1) статьи 11 Закона, из выплат, являющихся источниками дохода, облагаемыми налогом в соответствии со статьей 18 Налогового кодекса, произведенных в пользу физических лиц (включая индивидуальные предприятия и крестьянские хозяйства), резидентов и нерезидентов, за исключением заработной платы (премий, льгот), дивидендов, процентных начислений, роялти, а также из выплат нерезидентам, указанных в статье 91 Налогового кодекса, удерживается у источника выплаты подоходный налог по ставке 0,5 процента.
Данное положение вступает в силу со дня опубликования Закона (12 февраля 1998 года), то есть по налогам, исчисленным до 12 февраля 1998 года по ставке 5 процентов, перерасчет не производится.
Обращаем внимание, что из выплат нерезидентам, указанных в статье 91 Налогового кодекса, подоходный налог следует удерживать по ставкам 5, 15 и 20% соответственно источнику дохода.
Согласно части (6) статьи 20 Закона предусмотрено, что населению, реализующему молоко перерабатывающим предприятиям республики, производится компенсация 50 бань за один килограмм молока через перерабатывающие предприятия, которые включают сумму компенсаций в закупочную цену. Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с частью 8 указанной статьи, суммы компенсаций населению не облагаются подоходным налогом. Соответствующие положения вступают в силу со дня опубликования Закона (12 февраля 1998 года).
Одновременно Законом о бюджете на 1998 год (часть (4) статья 11) была дана трактовка понятия "дохода, получаемого в виде процентных начислений", предусмотренного статьей 24 части (6) Закона об администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и II Налогового кодекса N 1164-ХIII от 24 апреля 1997 года. Таким образом, данное понятие включает доход, получаемый в виде процентных начислений от банковских депозитов и от операций с государственными ценными бумагами, который до 1 января 1999 года не подлежит налогообложению.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 4) части (1) статьи 27 Закона в 1998 году освобождаются от подоходного налога следующие категории лиц:
a) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, пенитенциарной системы и пожарной аварийно-спасательной службы Департамента гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций - по доходам, получаемым по месту основной службы. Указанные лица не могут передавать личные освобождения супруге (супругу);
b) спортсмены и тренеры - по финансовой помощи оказанной им Международным олимпийским комитетом;
c) юридические и физические лица - по доходам, получаемым от приобретения до 1 января 1999 года государственных ценных бумаг независимо от срока их выкупа;
d) физические лица - по материальной помощи получаемой из резервных фондов Правительства и местных публичных органов власти, а также за счет средств профсоюзов в соответствии с положениями, предусматривающими оказание такой помощи (пункт включен Законом N 1569-ХIII от 26 февраля 1998 года о внесении изменений и дополнений в Закон о бюджете на 1998 год и применяется с 12 февраля 1998 года).
В соответствии с частью (1) статьи 39 Закона, начиная с 1 января 1998 года, при задержке внесения налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему (за исключением кредитов, выданных Министерством финансов) устанавливается пеня в размере 0,1 процента несвоевременно уплаченной суммы за каждый день просрочки. Положения настоящей части не применяются в случае задержки перечислений по подоходному налогу, по которым размер пени определяется согласно части (1) статьи 1 Закона об администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и II Налогового кодекса N 1164-ХIII от 24 апреля 1997 года.
Начиная с 1 января 1998 года в случае неуплаты подоходного налога в установленный срок взыскивается пеня, определяемая исходя из процентной ставки (округленной до следующего полного процента), по которой Национальный банк Молдовы предоставляет кредит в обычном порядке на последнем аукционе, проводимом в ноябре предшествующего календарного года, и которую он опубликовывает, увеличенной на пять процентов. Сообщаем, что процентная ставка, установленная Национальным банком Молдовы на последнем аукционе, проведенном в ноябре 1997 года, составила 16 процентов. Следовательно, размер пени по подоходному налогу, исчисленному в 1998 году и неуплаченному в установленный срок, составляет 21 процент годовых или за каждый день задержки 21% : 365 дней.
Одновременно обращаем Ваше внимание, что за неперечисление в установленный срок подоходного налога, исчисленного в порядке, предусмотренном законодательством, действующим до 1 января 1998 года, начисляется пеня в размере 0,1 процента от неперечисленной суммы за каждый день просрочки.
Земельный налог
Ставки земельного налога указаны в приложении 7 к Закону.
Обращаем внимание, что в 1998 году земельный налог по землям сельскохозяйственного назначения снижается на 50 процентов.
В связи с тем, что органы местной публичной власти не располагают необходимыми участками в черте населенных пунктов для предоставления гражданам участков, полагающихся им в пределах норм, отводят такие участки за пределами населенных пунктов. Земельный налог за данные участки исчисляется соответственно населенным пунктам по ставкам, предусмотренным подпунктом а) пункта 2 приложения 7 к Закону (как по приусадебным участкам в черте населенных пунктов). По этим же ставкам уплачивается земельный налог за приватизированные участки садоводческих товариществ.
По землям населенных пунктов, занятых жилищным фондом (общественным, кооперативным, индивидуальным) земельный налог устанавливается на всю площадь участка (отведенную под строительство). Порядок исчисления земельного налога по указанным участкам изложен в письме Главной государственной налоговой инспекции N 10-22-03/17-1140 от 27 июня 1997 года.
В соответствии с пунктом b) части (3) статьи 20 Закона о бюджете на 1998 год установлено, что земельный налог вносится садоводческими товариществами и физическими лицами равными долями не позднее 15 августа и 15 октября.
Согласно части (4) статьи 20 Закона приостановлено действие статьи 6 Закона о земельном налоге и порядке налогообложения N 1245-ХII от 22 декабря 1992 года, а это означает что по участкам, превышающим нормы отвода, не взимается земельный налог в двухкратном размере.
В 1998 году в соответствии с пунктом 5) части (1) статьи 27 Закона освобождены от земельного налога за земельные участки, занятые жилищным фондом, за приусадебные участки и участки в садоводческих товариществах в пределах установленных норм:
- лица, достигшие возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, инвалиды I и II групп, другие нетрудоспособные лица, инвалиды III группы - участники боевых действий по защите территориальной целостности и независимости Республики Молдова, участники боевых действий в Афганистане, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Данные категории граждан освобождаются от налога при отсутствии проживающих совместно с ними трудоспособных членов семьи. В целях предоставления указанных налоговых льгот к категории "другие нетрудоспособные лица" относятся дети в возрасте до 16 лет включительно, лица, проходящие срочную военную службу, учащиеся и студенты учебных заведений (с дневным обучением) со сроком обучения более одного года;
- семьи погибших участников боевых действий по защите территориальной целостности и независимости Республики Молдова и лица, находившиеся на их содержании, семьи, имеющие детей-инвалидов.
Действующие нормы отвода земельных участков изложены в приложении к письму ГГНИ N 10-25-02 от 29 февраля 1996 года. За вышеуказанные участки которые превышают пределы установленных норм, льготы не предоставляются и облагаются по ставкам, установленным Законом.
Налог на недвижимое имущество
Ставки налога на недвижимое имущество указаны в приложении 11 к Закону.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 указанного приложения установлено, что недвижимое имущество жилищно-строительных и гаражно-строительных кооперативов и садоводческих товариществ облагается налогом в порядке и по ставкам, установленным для физических лиц. Одновременно, согласно Временному положению о порядке организации работ по оценке налогооблагаемого недвижимого имущества в целях налогообложения, принятом Постановлением Правительства Республики Молдова N 412 от 6 мая 1997 года "О выполнении Указа Президента Республики Молдова N 94-II от 19 марта 1997 года", плательщиками налога на недвижимое имущество являются члены кооперативов или товариществ, в собственности, владении, пользовании которых находится соответствующее недвижимое имущество. Также необходимо учитывать, что указанные лица пользуются льготами, предусмотренными по данному налогу.
Следовательно, территориальные финансовые органы обязаны выписать и вручить каждому члену кооператива или товарищества платежное извещение на уплату налога на недвижимое имущество.
На текущий год не претерпели изменений по сравнению с 1997 годом ставки налога по недвижимому имуществу, расположенному в муниципиях Кишинэу и Бэлць и в городах-резиденциях. Однако по недвижимому имуществу расположенному в городах и сельских населенных пунктах, была установлена единая ставка независимо от целей использования в размере 0 15 процентов от стоимости.
В соответствии с пунктом 4 (дополненным Законом о внесении изменений и дополнений в Закон о бюджете на 1998 год N 1569-ХIII от 26 февраля 1998 года) указанного приложения домовладения за исключением, используемых в целях предпринимательства, построенные в городах и сельских населенных пунктах за счет собственных средств местных жителей, не облагаются налогом.
Дополнительно в 1998 году от уплаты налога на недвижимое имущество освобождены лица, указанные в подпунктах i) и j) пункта 6) части (1) статьи 27 Закона. Данные льготы идентичны (аналогичны) льготам, предоставляемым физическим лицам по земельному налогу.
В 1998 году уплата налога на недвижимое имущество физическими лицами осуществляется равными долями в сроки не позднее 15 августа и 15 октября то есть для уплаты земельного налога и налога на недвижимое имущество установлены единые сроки.
Одновременно сообщаем, что в 1998 году в соответствии с пунктом 8 части (1) статьи 27 Закона граждане, обращающиеся в судебные инстанции по вопросам выделения доли равноценной земли и стоимостной доли имущества, освобождены от государственной пошлины.
Об изложенном в настоящем письме территориальные налоговые органы обязаны довести до сведения налогоплательщиков.
| ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА | М.А.МАНОЛИ |
"Согласовано" |
|
| Начальник Главной | |
| государственной налоговой инспекции | И.В.Присакарь |