BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Постановления

Постановление № 7 от 03.01.2020

о внесении изменений в Постановление Правительства № 998/2003 о деятельности службы по сбору местных налогов и сборов в составе примэрии

Тип документа
Постановления
Дата принятия
03.01.2020

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о внесении изменений в Постановление Правительства № 998/2003

о деятельности службы по сбору местных налогов и сборов

в составе примэрии

№ 7  от  03.01.2020

 (в силу 01.03.2020) 

Мониторул Офичиал ал Р. Молдова № 3-6 ст. 7 от 10.01.2020

* * *

На основании части (1) статьи 160 Налогового кодекса № 1163/1997 (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, специальный выпуск от 8 февраля 2007 г.), с последующими изменениями, Правительство

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. В Постановление Правительства № 998/2003 о деятельности службы по сбору местных налогов и сборов в составе примэрии (Официальный монитор Республики Молдова, 2003 г., № 191-195, ст.1059), с последующими изменениями, внести следующие изменения:

1) в пункте 22 постановления слова «Оплата местных налогов и сборов будет осуществляться сборщиками налогов» заменить текстом «Перевод денежных поступлений налогов, пени и/или штрафов (пени) осуществляют сборщики налогов и налогоплательщики»;

2) в приложении № 1:

a) в пункте 1 текст «Закона о бюджете социального страхования на соответствующий год» исключить;

b) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. ССМНС администрирует следующие местные налоги и сборы:

a) земельный налог с физических лиц (граждан) и крестьянских хозяйств (фермеров);

b) налог на недвижимость с физических лиц (граждан);

c) сбор с владельцев собак;

d) сбор за парковку;

e) сбор на санитарию.»;

c) пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Порядок организации и функционирования ССМНС установлен в положении, утверждаемом местным советом. Положение разрабатывается на основании настоящего Типового положения. После принятия местным советом положение в 10-дневный срок представляется подразделению Государственной налоговой службы.»;

d) из пункта 10 абзац первый исключить;

e) в пункте 12:

в подпункте c) текст «письма, заявления и жалобы налогоплательщиков» заменить текстом «ходатайства налогоплательщиков»;

дополнить подпунктом g1) следующего содержания:

«g1) обеспечивает выполнение действий по подготовке документов, необходимых для принятия решения о погашении налогового обязательства путем вычета и взятия на специальный учет согласно части (1) статьи 174 Налогового кодекса № 1163/1997»;

f) в пункте 16:

подпункт f) изложить в следующей редакции:

«f) получать, регистрировать и решать поданные ходатайства, а также обеспечивать законность решений и их сообщение в установленный законом срок»;

подпункт g) признать утратившим силу;

3) приложение № 2 изложить в следующей редакции:

«Приложение № 2

к Постановлению Правительства

№ 998/2003

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке исчисления, учета и уплаты налогов и сборов,

администрируемых службой по сбору местных налогов

и сборов в составе примэрии

В соответствии с положениями части (2) статьи 156 и пункта b) статьи 158 Налогового кодекса № 1163/1997 служба сбора местных налогов и сборов в пределах примэрии (в дальнейшем – ССМНС) обязана вести учет налогоплательщиков и налоговых обязательств, администрируемых ССМНС, включая пеню и штрафы.

В целях контроля за использованием и хранением записей строгого учета, касающихся налогового администрирования, органы местного публичного управления, после обеспечения ССМНС данными документами, информируют в обязательном порядке подразделение Государственной налоговой службы о количестве, номерах и их серии.

I. Учет налогоплательщиков и их налоговых обязательств по оплате

земельного налога и налога на недвижимость на основании

платежных извещений

1. ССМНС ведет учет местных налогов и сборов по каждому налогоплательщику в отдельности в Автоматизированной информационной системе «Погашение налоговых обязательств посредством Службы по сбору местных налогов и сборов» (в дальнейшем – АИС ССМНС).

2. Учет в АИС ССМНС личных электронных счетов по земельному налогу и недвижимости физических лиц (граждан) и земельному налогу крестьянских (фермерских) хозяйств начинается с получения информации со счетов налогоплательщиков, в том числе остатков из регистров, которые ведет ССМНС. Количество учетных записей должно соответствовать количеству учетных записей в Регистре учета налогоплательщиков по земельному налогу и по объектам недвижимости. Нумерация новых учетных записей будет осуществляться путем присвоения номера в хронологическом порядке.

3. После заполнения показателей по субъекту и объекту налогообложения производится исчисление налога на землю и на объекты недвижимости через АИС ССМНС. Земельный налог исчисляется путем умножения конкретных квот, установленных по этому налогу представительными органами местного публичного управления при утверждении бюджета на этот год, на поверхности земли. При исчислении земельного налога на сельскохозяйственные угодья следует учитывать тот факт, что некоторые из этих земель имеют кадастровые показатели. Для указанных земель земельный налог исчисляется как произведение между конкретной квотой, площадью и кадастровым индексом.

4. После завершения процесса исчисления налога на недвижимость и земельного налога сборщик налогов инициирует процесс формирования и обработки уведомлений об уплате налога на недвижимость и земельного налога через АИС ССМНС.

5. При выдаче платежных извещений для физических лиц (граждан) и крестьянских (фермерских) хозяйств необходимо учитывать снижение при уплате налогов, которым они пользуются в соответствии с положениями частей (6) и (7) статьи 4 Закона № 1056/2000 о введении в действие главы VI Налогового кодекса.

6. Платежные извещения должны вручаться как можно раньше, чтобы дать налогоплательщикам возможность воспользоваться сокращением согласно положениям Закона № 1056/2000 о введении в действие главы VI Налогового кодекса.

7. Вручение платежных извещений подтверждается подписью налогоплательщика с указанием даты доставки извещения. Если налогоплательщик отказывается принимать платежное извещение, сборщик отмечает этот факт в извещении, указывает дату, подписывает и запрашивает подпись налогоплательщика. Если налогоплательщик не подтверждает отказ подписью, он вызывается по месту нахождения органа местного публичного управления в срок, установленный для вручения платежного извещения для дачи разъяснения относительно отказа.

8. Пеня и/или штраф за непогашение налогового обязательства применяется согласно статье 228 Налогового кодекса № 1163/1997.

9. ССМНС ведет учет налоговых обязательств по сбору с владельцев собак, парковочному сбору и сбору на благоустройство в порядке, установленном органом местного публичного управления, через АИС ССМНС.

II. Погашение налогового обязательства и возмещение переплат и сумм,

подлежащих возмещению согласно налоговому законодательству

10. Погашение налогового обязательства осуществляется путем уплаты, аннулирования, вычета или принудительного исполнения.

11. Погашение налогового обязательства путем уплаты осуществляется в национальной валюте. Взимание денежных средств в счет погашения налоговых обязательств налогоплательщиков осуществляется сборщиком налогов или эти средства могут быть внесены через финансовые учреждения. В определенных случаях к взиманию денежных средств могут привлекаться и другие служащие примэрий, которые не имеют права подписи кассовых документов. Органы местного публичного управления могут устанавливать порядок взыскания местных налогов и сборов и посредством других лиц.

12. В случае неуплаты налогов в установленные сроки сборщик налогов обязан выехать непосредственно к плательщику для сбора денежных средств в счет погашения недоимок.

13. ССМНС устанавливает, по необходимости, порядок приема платежей от населения в помещении примэрии.

14. При взимании платежей на основании платежного извещения записи в лицевом счете производятся в хронологическом порядке осуществления операций по возникновению, изменению и погашению налогового обязательства.

15. В случае нарушения установленного срока платежа пеня начисляется автоматически Информационной системой Государственной налоговой службы. Пеня начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после истечения срока уплаты, включая дату оплаты.

16. Если установленный для уплаты срок падает на выходные (праздничные) дни, пеня начисляется начиная со дня, следующего после выходных (праздников).

17. Для подтверждения получения денег в счет уплаты земельного налога и налога на недвижимость плательщику выдается квитанция формы 2SF. Для взимания налоговых платежей по каждому виду платежа выдаются различные серии квитанций.

18. Запрещаются взимание платежей без выдачи квитанций строгой отчетности, выдача квитанций другой формы, кроме действующей, а также выдача одной квитанции на разные виды налогов и сборов.

19. Записи в квитанции (в двух экземплярах) вносятся ручкой, без исправлений. Первый экземпляр квитанции вручается плательщику, второй (копия) остается в пакете как оправдательный документ. Запрещается производить отдельно запись в первом экземпляре и в копии.

20. Квитанция и ее копия подписываются сборщиком налогов и плательщиком в момент уплаты.

21. Записи в квитанции производятся аккуратно, четко, разборчиво, с указанием всех данных, предусмотренных формой, а отпечатки на копиях должны быть четкими.

22. В квитанции в строке «Платежи в счет ___________» записывается название уплаченного налога или сбора. В строке, предназначенной для записи суммы прописью, место, оставшееся свободным, перечеркивается буквой Z.

23. Квитанции, заполненные неправильно, считаются недействительными, и в таком случае выдаются другие квитанции. Испорченные квитанции и их копии аннулируются с нанесением на них надписи «Испорчено» и подписи лица, выдавшего квитанцию. Испорченные квитанции и их копии остаются в пакете квитанций.

24. В случае утери или кражи квитанций налоговый сборщик обязан сообщить об этом письменно совету административно-территориальной единицы и территориальному подразделению Государственной налоговой службы с указанием количества, серий и номеров украденных или утерянных квитанций, а также представить соответствующее объяснение по данному факту. Виновные лица привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

25. Погашение налогового обязательства путем аннулирования осуществляется в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса № 1163/1997.

26. Погашение налогового обязательства путем вычета производится на основании решения местного совета, в том числе в случае, когда погашение его в принудительном порядке не представляется возможным. Ситуации погашения налогового обязательства путем вычета предусмотрены в статье 174 Налогового кодекса № 1163/1997.

27. Погашение налогового обязательства путем компенсации осуществляется путем зачисления в счет недоимки переплат или суммы, которая, согласно налоговому законодательству, подлежит возмещению. Компенсация осуществляется по инициативе органа местного публичного управления, территориального подразделения Государственной налоговой службы или по заявлению налогоплательщика, если законодательством не предусмотрено иное.

28. Дата погашения налогового обязательства, в зависимости от способа погашения, установлена в статье 178 Налогового кодекса № 1163/1997.

III. Возмещение переплаченных сумм

29. Возмещение переплаченной суммы и суммы, которая, согласно налоговому законодательству, подлежит возмещению налогоплательщику, осуществляется в порядке и в сроки, установленные в разделе V Налогового кодекса № 1163/1997.

30. Возмещение переплаченных сумм осуществляется совместно с территориальным подразделением Государственной налоговой службы, в соответствии с требованиями Положения о погашении налогового обязательства путем компенсации и/или возмещения денежных средств, утвержденного Постановлением Правительства № 235/2017. Переплаченные суммы возмещаются в случае, если заявление о возмещении было подано налогоплательщиком в срок до шести лет со дня их уплаты, а заявление, поданное по истечении 6-летнего срока, является недействительным.

31. Возмещение осуществляется при условии, что налогоплательщик не имеет недоимок перед национальным публичным бюджетом. В случае, когда налогоплательщик имеет обязательства перед бюджетом, их погашение осуществляется в приоритетном порядке. Возмещение осуществляется в следующих условиях:

1) в случаях, когда переплата не зачисляется в счет других платежей (все начисленные налоги уплачены налогоплательщиком), переплата, согласно поданному заявлению, возмещается плательщику из сумм, поступивших по тому же виду платежа, по которому переплата образовалась;

2) возмещение сумм переплат осуществляется в сроки, установленные в статье 176 Налогового кодекса № 1163/1997;

3) для возмещения плательщику суммы переплат сборщик налогов составляет в двух экземплярах расчет по возмещению переплаченных сумм (приложение № 3), который утверждается примаром;

4) впоследствии заявление налогоплательщика и расчет, составленный сборщиком налогов и утвержденный примаром (дополнительно отмечается, что данная сумма ранее не была возмещена), высылаются подразделению Государственной налоговой службы для принятия необходимых мер по возмещению/компенсации переплаченных или ошибочно выплаченных сумм в бюджет налогоплательщиками;

5) подразделение Государственной налоговой службы составляет платежное поручение для возмещения/компенсации переплаченных сумм, в котором указывается фискальный код налогоплательщика бенефициара возмещения/компенсации, а при составлении кода IBAN учитывается код населенного пункта, в котором была зарегистрирована переплата;

6) сборщик налогов ежедневно осуществляет мониторинг состояния дел относительно выплат в бюджет, возмещений из бюджета на основании выписки, полученной из Государственного казначейства, соответственно экономической классификации, по населенному пункту;

7) в случае осуществления компенсации переплат от основной выплаты до пени и наоборот (по одному налогу, населенному пункту и налогоплательщику) сборщик налогов уведомляет письмом подразделение Государственной налоговой службы для осуществления соответствующих записей посредством внутренних налоговых документов.

IV. Учет поступлений и порядок перечисления

собранных сумм в бюджет

32. Учет поступлений, связанных с суммами налогов и сборов, ведется в АИС ССМНС.

33. До перечисления в бюджет денежные средства хранятся в сейфах (несгораемых шкафах) или в ящиках для денег.

34. ССМНС, получившая наличные деньги от налогоплательщика, обязана перечислить полученные деньги в бюджет от своего имени в тот же день или на следующий рабочий день. Органы местного публичного управления в селах и коммунах, в которых нет банков или их подразделений либо других поставщиков платежных услуг, могут установить для ССМНС иную периодичность перечисления в бюджет собранных сумм, но не реже одного раза в неделю.

35. На каждую операцию по перечислению денег в бюджет составляется сопроводительная ведомость установленной формы, отдельно по каждому виду налога и сбора.

36. Сопроводительные ведомости составляются на основании записей в Журнале учета поступлений налогов и местных сборов и перечисления их в бюджет и подписываются примаром (в его отсутствие – замещающим его лицом) и сборщиком налогов.

37. При перечислении собранных сумм через банки или других поставщиков платежных услуг сопроводительные ведомости составляются в трех экземплярах, из которых два передаются вместе с деньгами, а третий остается у ССМНС.

38. Документом, подтверждающим передачу денежных средств, служит квитанция, которая вместе с третьим экземпляром сопроводительной ведомости должна храниться в делах ССМНС как финансовый документ.

V. Порядок хранения документов, по которым взимаются

и перечисляются денежные средства

39. Все документы, по которым взимаются и перечисляются денежные средства по налогам и сборам, должны заполняться аккуратно и храниться как документ строгой отчетности.

40. Документы по перечислению денежных средств в бюджет (копии сопроводительных ведомостей, квитанции учреждений, через которые осуществляются перечисления) по каждому налогу и сбору в отдельности, а также неиспользованные квитанции хранятся в сейфе (несгораемом шкафу).

41. Разъединять (расшивать) пакеты квитанций запрещается.

42. Журналы заполненных лицевых счетов, документы по переплаченным или аннулированным суммам, перечислению и возврату переплат, документы о перечислении денежных средств, а также копии квитанций о приеме местных налогов и сборов хранятся в течение 5 лет, затем уничтожаются на основании акта, составленного экспертной комиссией примэрии, в порядке, установленном соответствующим архивным органом.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2020 г.

3. Государственной налоговой службе совместно с Центром информационных технологий в области финансов в течение 2 месяцев с даты вступления в силу настоящего постановления обеспечить внедрение и запуск в промышленную эксплуатацию Автоматизированной информационной системы «Погашение фискальных обязательств через Службу по сбору местных налогов и сборов».