BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Документы

Инструкция N 10 от 10.03.95 о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость

Тип документа
Документы
Дата принятия
10.03.1995

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

И Н С Т Р У К Ц И Я

о порядке исчисления и уплаты налога

на добавленную стоимость

N 10  от  10.03.1995

 (в силу 01.06.1995) 

Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 29-30 ст.7 от 01.06.1995

* * *

Министерство финансов при этом направляет Инструкцию Министерства финансов от 10 марта 1995 г. N 10 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", которая издана на основании Закона "О налоге на добавленную стоимость" и вводится в действие с момента ее издания.

В период до 10.03.1995 г. в практической работе по налогу на добавленную стоимость следует руководствоваться прежними действовавшими инструктивными материалами, разработанными Министерством финансов.

Министерство финансов просит обратить внимание, что Инструкция "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" разработана на основании Закона "О налоге на добавленную стоимость", однако в связи с принятием Закона "О государственном бюджете на 1995 год" в течение 1995 года не может быть применима в полной мере. Поэтому в практической работе в 1995 году следует руководствовать как инструкцией, так и письмами Министерства финансов от 23.12.1994 года N 18-6-02-43, от 24.01.1995 г. N 09-6-02-02 относительно положений, изложенных в соответствии с Законом "О государственном бюджете на 1995 год".

В связи с вводом в действие указанной инструкции утрачивают силу Инструкция Министерства финансов от 03.01.1992 года N 2 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", дополнения, изменения и разъяснения к ней, вышедшие в период до 01.01.1995 года за исключением письма от 23.12.1994 года N 18-6-02-43 "Об особенностях исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов в 1995 году".

Об изложенном доведите до сведения налогоплательщиков.

_________________

Примечание:

"Закон о налоге на добавленную стоимость" N 246-XIII от 8 ноября 1994 г. и "Постановление о введении в действие Закона о налоге на добавленную стоимость" N 265-XIII от 8 ноября 1994 г. были опубликованы в Официальном мониторе N 10 от 17 февраля 1995 года.

ИНСТРУКЦИЯ

О порядке исчисления и уплаты налога

на добавленную стоимость

(Издана на основании Закона Республики Молдова

"О налоге на добавленную стоимость")

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Налог на добавленную стоимость является республиканским (общегосударственным) налогом и представляет собой косвенный налог, взимаемый на каждой стадии производства и реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг с прироста стоимости, а также при импорте товаров.

В соответствии с действующей классификацией налог на добавленную стоимость входит в разряд общих налогов на потребление и относится к многоступенчатым налогам.

Налог на добавленную стоимость охватывает все отрасли хозяйствования в которых производится и реализуется продукция, выполняются работы и оказываются платные услуги, а также импорт.

2. В соответствии с Законом "Об основах налоговой системы" налог на добавленную стоимость зачисляется в национальный публичный бюджет и распределяется в бюджеты различных уровней в порядке и на условиях, определяемых Парламентом при утверждении бюджета на предстоящий год.

3. Споры по налогу на добавленную стоимость между плательщиками налога и контролирующими органами подлежат рассмотрению в соответствии с действующим законодательством.

II. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА

1. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются осуществляющие облагаемую налогом предпринимательскую деятельность:

а) предприятия, имеющие согласно законодательству Республики Молдова статус юридических лиц, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, а также предприятия с иностранными инвестициями;

b) полные и командитные товарищества, реализующие товары (работы, услуги) от своего имени, а также индивидуальные предприятия;

с) другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Республики Молдова, имеющие расчетные счета в учреждениях банков, за исключением самостоятельных подразделений предприятий, для которых законодательством Республики Молдова дополнительно определен порядок централизованного внесения платежей;

d) международные объединения и организации и иностранные юридические лица, за исключением представительств иностранных фирм, не инвестирующих свой капитал и чья деятельность на территории страны не носит характер предпринимательства;

е) учреждения и организации - за осуществляемую ими предпринимательскую деятельность, финансируемой из бюджета;

f) лица, в том числе иностранные, за исключением лиц, выручка которых от реализации товаров (работ, услуг) в расчете на год составляет менее 400 минимальных заработных плат;

g) хозяйствующие субъекты - импортеры, а также лица, которые импортируют товары стоимостью свыше 1000 долларов США.

2. Плательщиками налога на добавленную стоимость, независимо от организационно-правовой формы хозяйствования, являются предприятия, как постоянно совершающие облагаемые налогом операции, так и те, для которых данные операции носят случайный характер.

3. Юридические и физические лица, указанные в подпунктах "а" - "е" пункта 1, в дальнейшем именуются "предприятия".

III. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1. Объектом налогообложения является всякая передача собственности материальной (движимой и недвижимой) и нематериальной на территории Республики Молдова, в том числе импортирование ее через таможенные границы Республики Молдова.

Под передачей собственности материальной (движимой, недвижимой) и нематериальной понимается реализация товаров *, выполнение работ * и оказание услуг* одним экономическим агентом другому, а также населению.

________________

* Далее именуются "товары (работы, услуги)"

2. Объектом налогообложения при реализации товаров, в отношении которых установлено налогообложение, является реализация всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных.

Для целей налогообложения товаром считаются предмет, изделие, продукция, в том числе производственно-технического назначения, теплоэнергия и газ, недвижимое имущество, включая здания и сооружения, нематериальные активы.

3. При реализации работ объектом налогообложения являются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательских и других работ, не освобожденных от налога на добавленную стоимость.

4. При оказании услуг объектом налогообложения является реализация:

а) услуг грузового транспорта, включая транспортировку электрической и тепловой энергии, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, хранению;

b) услуг по сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу;

с) посреднических услуг, связанных с поставкой товаров;

d) услуг связи, бытовых и коммунальных услуг;

е) туристско-экскурсионных услуг;

f) услуг по реализации товаров;

g) услуг вневедомственной охраны;

h) рекламных услуг;

i) инновационных услуг, услуг по обработке данных и информационному обеспечению;

j) всех других платных услуг, кроме льготируемых.

5. К объекту налогообложения также относится реализация (передача) товаров (работ, услуг) внутри предприятия, затраты по которым не относятся на издержки производства (обращения), а также своим работникам. К подобным реализациям принято относить реализацию (передачу) товаров (работ, услуг), произведенных за счет собственных источников финансирования. Например, стоимость произведенного хозяйственным способом монтажа нового оборудования, строительства зданий и сооружений и т.д.

6. В объект налогообложения также включаются денежные средства, полученные предприятиями в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам - за реализованные товары (работы, услуги).

7. Объектом налогообложения по ввозимым на территорию республики товарно-материальным ценностям являются объемы импортируемых в Республику Молдова через ее таможенные границы товаров.

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАГАЕМОГО ОБОРОТА

1. Для определения облагаемого оборота принимается:

а) для предприятий-производителей стоимость реализуемых товаров (работ, услуг):

- исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов (без включения в них налога на добавленную стоимость и суммы акциза);

- исходя из государственных регулируемых цен и тарифов (без включения в них налога на добавленную стоимость), применяемых на услуги производственно-технического назначения между предприятиями (услуги связи, электро- и теплоэнергия и другие, устанавливаемые в соответствии с нормативными актами);

- исходя из государственных регулируемых цен и тарифов, включающих в себя налог на добавленную стоимость, применяемых на товары, услуги, оказываемые населению (услуги связи, электро- и теплоэнергия и другие, устанавливаемые в соответствии с нормативными актами).

b) для предприятий розничной торговли, снабженческо-сбытовых, оптовых, заготовительных и других, оказывающих услуги по реализации товаров:

- доход от реализации товаров, включая импортные, реализуемых по свободным ценам, определяемый как сумма разницы между ценами реализации товаров и ценами приобретения, включая сумму налога.

При этом цена реализации формируется в соответствии с действующим порядком (в том числе в зависимости от спроса и предложения или с учетом установленных надбавок, скидок, вознаграждений и т.д.).

с) для предприятий комиссионной торговли и предприятий, оказывающих посреднические услуги ( в том числе биржи, аукционы) и других предприятий:

- доход от этой деятельности, определяемый в виде комиссионного и других сборов;

d) для предприятий общественного питания:

- доход от реализации продукции собственного производства, а также покупных (включая импортные) товаров, определяемый в виде торговых надбавок и наценок, которые применяются к ценам приобретения этих товаров с учетом налога;

е) для строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций - стоимость реализованных работ, определяемая исходя из договорных цен.

Строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственным способом, приравниваются к работам, выполненным на сторону, и облагаются налогом исходя из стоимости выполненных работ.

2. По товарно-материальным ценностям ( в том числе и нематериальным активам), ввозимым на территорию Республики Молдова, для определения облагаемого оборота принимается таможенная стоимость (без учета подлежащего уплате акциза по товарам, облагаемым в Республике Молдова, таможенных пошлин, сборов и прочих платежей, установленных таможенным законодательством).

3. В облагаемый оборот включаются:

а) полученные за реализованные товары (работы, услуги)

- денежные средства от других предприятий и организаций в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

- суммы в порядке оплаты частями;

b) сумма авансов и предварительная оплата в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

В облагаемый оборот не включаются денежные средства, зачисляемые в уставные фонды предприятий его учредителями в порядке, установленном законодательством Республики Молдова, а также средства, перечисляемые на целевое бюджетное финансирование.

К средствам целевого бюджетного финансирования, не включаемым в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот, относятся средства, перечисляемые на соответствующие счета предприятий и учреждений, предусмотренные в бюджетах различного уровня на финансирование целевых программ.

[Пкт.4 утр. силу в соотв. с Письмом N 10-23-02/1-3-234 от 17.02.97, в силу 27.03.1997]

5. В случаях оплаты труда товарами (в том числе собственного производства) или реализации предприятием населению, включая своих работников, этих товаров через кассу по ценам ниже себестоимости облагаемый оборот определяется исходя из рыночных цен (включая торговую надбавку), сложившихся на момент реализации, но не ниже цен, определяемых с учетом фактической себестоимости (или стоимости приобретения этого товара) и расходов на покрытие затрат по хранению и реализации.

6. При закупке предприятиями продукции у населения и реализации ее без переработки облагаемый оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой ее приобретения у населения. При использовании этой продукции в производстве в качестве сырья или комплектующих изделий - исходя из отпускных цен произведенных из нее готовых товаров.

7. При производстве товаров (работ, услуг) из давальческого сырья и материалов облагаемым оборотом является стоимость обработки.

8. Стоимость многооборотной тары, в том числе стеклопосуды, имеющей залоговую стоимость, не включается в облагаемый оборот реализуемых товаров, затаренных в эту тару.

По такой таре облагаемым оборотом у предприятий-изготовителей тары является стоимость реализации ее покупателям.

9. Внутренний оборот продукции полуфабрикатов, работ, услуг для промышленно-производственных нужд одними структурными единицами другим структурным единицам предприятия не являются облагаемым. Под структурными единицами предприятия следует понимать структурные единицы, не имеющие счета в учреждении банка и не реализующие самостоятельно товары (работы, услуги).

V. ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ), ОСВОБОЖДЕННЫХ

ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

1. Налогом на добавленную стоимость не облагаются:

а) экспортируемые товары (работы, услуги, в том числе транспортные), произведенные в Республике Молдова, а также импортированные в республике по которым налог исчислен и уплачен в бюджет при импорте. При утверждении Государственного бюджета Парламент определяет порядок обложения налогом на добавленную стоимость товаров (работ, услуг) отечественного производства, экспортируемых в государства - участники СНГ;

b) товары (работы, услуги), приобретаемые дипломатическими представительствами иностранных государств, аккредитованными в Республике Молдова, - на взаимной основе (согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года);

с) импортируемые сырье, комплектующие изделия, технологическое и прочее оборудование, транспортные средства (кроме легковых автомобилей);

Указанная льгота в части сырья и комплектующих изделий распространяется только на экономических агентов республики, у которых указанные ввозимые товарно-материальные ценности используются в процессе производства продукции;

d) услуги по перевозке пассажиров;

Под услугами по перевозке пассажиров следует понимать услуги по их перевозке предприятиями (независимо от форм собственности) всеми видами транспорта;

е) квартирная плата, плата за проживание в общежитии, коммунальные услуги для населения, для учреждений и организаций, финансируемых из бюджета;

В составе коммунальных услуг учитываются следующие их виды:

- услуги водоснабжения и водоотведения (канализация);

- услуги теплоснабжения (центральное отопление и горячее водоснабжение);

- услуги по санитарной очистке жилищного фонда;

f) выкупаемое в порядке приватизации имущество государственных предприятий, приватизированные гражданами жилищные помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда и в домах, находящихся в собственности предприятий, учреждений и организаций.

В случае получения доходов от услуг по приватизации (продажа приглашений, входных билетов, специальные сборы, реализация имущества предприятий в процессе приватизации и др.) уплата налога на добавленную стоимость с этих доходов производится в общем порядке;

g) операции по страхованию и перестрахованию; выдача и передача ссуд: операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа, а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и других); операции, совершаемые по денежным вкладам; расчетно-кассовое обслуживание в банковских учреждениях.

К необлагаемым банковским операциям относятся:

- кредитные операции;

- переводные операции, розыск сумм, не поступивших на счета;

- расчетно-кассовое обслуживание, открытие и переоформление счетов;

- депозитные операции;

- выдача чековых книжек;

- трастовые операции;

- валютные операции и услуги;

- сделки, связанные с ценными бумагами (акциями, облигациями и пр.);

h) выручка от продажи государственных лотерейных билетов, почтовых марок (кроме используемых в целях коллекционирования), маркированных почтовых открыток и конвертов, услуги по доставке пенсий, пособий инвалидам и пенсионерам;

i) действия, выполняемые уполномоченными на те органы, за которые взимается государственная пошлина, а также услуги, оказываемые членами коллегии адвокатов, государственными нотариальными конторами, органами записи актов гражданского состояния и переводчиками;

j) реализация конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, кладов;

к) выдача, получение и уступка патентов, авторских прав, лицензий;

l) услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным процессом, услуги по подготовке кадров и повышению их квалификации, плата за обучение детей и подростков в кружках, секциях, студиях, арендная плата за неиспользование спортивных сооружений, а также услуги по содержанию детей в дошкольных содержаниях,

Товары (работы, услуги), вырабатываемые в соответствии с учебно-производственным процессом и реализуемые учебными предприятиями образовательных учреждений (включая учебно-производственные мастерские), освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость только в случае, если доход, получаемый от этой деятельности, направляется в данное образовательное учреждение на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса;

m) научные исследования и экспериментальные разработки, проектно-изыскательские работы, осуществляемые научно-исследовательскими институтами, независимо от их вида собственности и источника финансирования, а также продукция, получаемая с экспериментальных участков;

n) услуги в сфере культуры, искусства, физической культуры и спорта, оказываемые учреждениями и организациями, финансируемыми из бюджета, а также за счет средств благотворительных фондов и профсоюзов, услуги культов, связанные с выполнением религиозных обрядов.

К учреждениям культуры и искусства, физической культуры и спорта относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, цирки библиотеки, музеи, выставки, клубные учреждения (дворцы и дома культуры клубы стационарные и передвижные, дома кино, литератора, композитора и др., планетарии), парки культуры и отдыха, ботанические сады и зоопарки, стадионы, спортивные залы, стрелковые тиры и теннисные корты.

При оказании услуг вышеназванными учреждениями от налога на добавленную стоимость, в частности, освобождаются:

- стоимость входных билетов (абонементов) на демонстрацию кинофильмов, видеопрограмм, на спектакли, концерты, цирковые представления, посещение музеев, выставок (включая передвижные), творческих вечеров; в парки культуры и отдыха (городские сады); в зоопарки, планетарии;

- выдача на прокат аудио- и видеокассет, музыкальных инструментов, сценических костюмов, культинвентаря, театрального реквизита и др.;

- изготовление копий звукозаписей, фонограмм, концертов, спектаклей, музыкальных произведений из фонотек театров, музеев, библиотек, клубных учреждений;

- составление библиографических списков и справок по запросам читателей (за исключением запросов, связанных с производственной деятельностью), составление каталогов книг, периодических изданий, рукописей, архивных документов и художественных коллекций, находящихся в личных библиотеках и архивах граждан, доставка читателям книг на дом или к месту работы, прием на дому прочитанной литературы и доставка ее в библиотеку, письменное информирование читателей о поступлении в фонд библиотеки интересующих их изданий и материалов;

- реализация кинофильмов и видеопрограмм, предназначенных для всех видов кинопоказа;

- тиражирование, запись и перезапись кинофильмов и видеопрограмм для выдачи на прокат кинозрелищным предприятиям, киноустановкам, видеозалам, а также населению;

- дублирование, субтитрирование отечественных и зарубежных кинофильмов и видеофильмов;

- выдача напрокат кинофильмов, кино- и видеопрограмм кинозрелищным предприятиям, киноустановкам, видеозалам, а также населению;

- ремонт и обслуживание кино- и видеопроекционной аппаратуры;

- другие виды услуг, оказываемые учреждениями культуры и искусства, финансируемыми из бюджета, соответствующие профилю их деятельности и предусмотренные уставом;

- стоимость входных билетов на спортивные соревнования, спортивно-зрелищные мероприятия, календарные и матчевые встречи, проводимые на спортивных сооружениях, абонементов и разовых билетов на занятия физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта, школах, клубах оздоровительной направленности, закаливания плавания, оздоровительного бега и ходьбы, атлетической, ритмической и лечебной гимнастики и т.д.;

о) услуги в сфере здравоохранения, услуги по уходу за больными и престарелыми, товары, связанные с охраной здоровья (в том числе очковые линзы), путевки в лечебно-оздоровительные учреждения и дома отдыха;

При этом платные медицинские услуги для населения освобождаются от налога на добавленную стоимость независимо от источника их оплаты. Ветеринарные услуги от налога не освобождаются.

К товарам, связанным с охраной здоровья, относятся:

- лекарственные средства;

- лекарственные травы;

- резиновые изделия, применяемые в медицине;

- перевязочные материалы;

- бактерийные, биохимические, химические, радиоизотопные реактивы и препараты, применяемые для медицинских целей;

- медицинская техника;

- аптечная посуда;

- средства профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.

От уплаты налога на добавленную стоимость освобождаются также услуги торгово-закупочных и посреднических организаций по реализации лекарственных средств, бактерийных препаратов и лекарственных трав;

р) товары (работы, услуги), производимые лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при психиатрических и психоневрологических учреждениях, при детских благотворительных фондах, а также предприятиями общественных организаций инвалидов, другими предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 60 процентов общей численности работников.

Среднесписочная численность работников предприятия определяется в порядке, установленном инструкцией по статистике численности и заработной платы работающих по найму, утвержденной Постановлением Государственного Департамента Республики Молдова по статистике от 27 июля 1993 года N 25.

При определении права на получение указанной льготы для предприятий (кроме предприятий общественных организаций инвалидов), в которых численность инвалидов в общей численности работников составляет не менее 60 процентов, следует исходить из среднесписочной численности работников учреждений и организаций, в которых работают инвалиды, того отчетного периода (месяца), за который составляется налоговый расчет.

В случаях, когда в текущем отчетном периоде среднесписочная численность работников учреждений и организаций, в которых работают инвалиды, составит менее 60 процентов, исчисление налога осуществляется в общеустановленном порядке;

r) продукция собственного производства студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, больниц, детских дошкольных учреждений, финансируемых из бюджета;

s) услуги, оказываемые общественными банями и душевыми павильонами;

u) игрушки, литература, непродовольственные товары для детей, учебники и школьные принадлежности, детское питание.

Перечень товаров, освобожденных от налога в соответствии с данной льготой, изложен в приложении N 9 к инструкции;

t) услуги, связанные с похоронами, изготовлением памятников и надгробий;

v) работы по содержанию, ремонту и строительству дорог, по ремонту детских оздоровительных лагерей, строительно-монтажные работы в жилищном строительстве, а также строительно-монтажные работы, финансируемые из бюджета и целевых внебюджетных фондов;

х) услуги по сбору, приемке, складированию и хранению токсических отходов.

2. Льготы, изложенные в первом пункте данного раздела, распространяются как на товары (работы, услуги) отечественного производства, так и на импортируемые товары.

3. Перечень товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на добавленную стоимость, может уточняться Парламентом при утверждении Государственного бюджета.

VI. СТАВКА НАЛОГА

1. Налог на добавленную стоимость исчисляется по ставке, установленной в размере 20 процентов к облагаемому обороту, определяемому исходя из цен и тарифов, не включающих налог на добавленную стоимость и акциз. Как правило, эту ставку налога применяют предприятия-производители товаров (работ, услуг) к оборотам, исчисляемым по свободным (рыночным) ценам и тарифам, не включающим налог на добавленную стоимость и акциз, а также предприятия-импортеры - к таможенной стоимости импортируемых товаров.

По этой же ставке у данных предприятий исчисляется налог на добавленную стоимость от установленных в результате проверки сумм, не включенных в облагаемый оборот и по которым не были выделены отдельной строкой в платежных и сопроводительных документах суммы налога по реализации товаров собственного производства, сырья, материалов и товарно-материальных ценностей (по которым ранее произведено возмещение) а также импортируемых товаров.

2. К оборотам от реализации товаров (работ, услуг), включающих налог на добавленную стоимость в размере 20 процентов, для исчисления суммы налога применяется расчетная величина от установленной ставки налога в размере 16,67 процента. По такой же расчетной величине облагаются обороты предприятий розничной торговли, общественного питания, предприятий, осуществляющих посредническую деятельность, при аукционной продаже, комиссионной торговле и др.

Исчисление налога на добавленную стоимость при получении предприятиями за реализуемые товары (работы, услуги) денежных средств в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или при направлении их в счет увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а также в виде сумм авансовых, предварительных платежей или оплаты частями производится по расчетной величине от ставки налога - 16 67 процента.

VII. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ ЗА РЕАЛИЗУЕМЫЕ ТОВАРЫ

(РАБОТЫ, УСЛУГИ)

1. Реализация товаров (работ, услуг) производится предприятиями-производителями другим предприятиям по свободным отпускным ценам и тарифам (сформированным в соответствии с действующим порядком) с увеличением их на сумму налога на добавленную стоимость, а по отдельным видам услуг - по государственным регулируемым ценам и тарифам, включающим налог на добавленную стоимость.

В расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, инкассовых распоряжениях), а также в реестрах чеков и в реестрах на получение средств с аккредитива на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога на добавленную стоимость выделяется отдельной строкой.

2. Стоимость стеклянной многооборотной тары, включаемая в расчетные документы и предъявляемая к оплате при отгрузке продукции покупателям, не учитывается при исчислении налога на добавленную стоимость.

3. Сопроводительные первичные документы, фиксирующие факты совершения операции (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, акты приемки выполненных работ, оказанных услуг и другие), должны соответствовать типовым формам и отражать все требуемые реквизиты с выделением по каждой хозяйственной операции отдельной строкой суммы налога на добавленную стоимость.

4. При реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных по государственным регулируемым ценам и тарифам, в которые включен налог на добавленную стоимость, из общей стоимости, предъявленной к оплате, отдельно выделяется сумма налога на добавленную стоимость.

5. В таком же порядке выделяется в расчетных документах налог по товарам, продаваемым на аукционах, биржах, а также в других случаях, когда цены на товары включают в себя налог на добавленную стоимость.

6. Оптово-сбытовые, коммерческие и другие предприятия, реализующие товары по свободным розничным ценам и уплачивающие в бюджет налог на добавленную стоимость с разницы между ценой реализации и ценой приобретения, также в расчетных и сопроводительных документах обязаны выделить налог на добавленную стоимость, уплаченный как поставщику товара, так и в бюджет, от услуг по реализации.

7. Расчетные и сопроводительные документы по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, выписываются без выделения сумм налога, но с обязательной пометкой "Без НДС". При большом ассортименте реализуемых льготируемых товаров (работ, услуг) на промышленных и оптово-сбытовых предприятиях указанные документы должны выписываться отдельно от документов на товары (работы услуги), облагаемые налогом.

8. В случае частичного акцепта требования (требования-поручения), в котором выделен налог, соответственно уменьшаются суммы, причитающиеся поставщику. В заявлении об отказе от акцепта покупатель из состава общей суммы, от оплаты которой он отказывается, обязан выделить сумму налога, приходящуюся на сумму отказа.

9. Реализация товаров (работ, услуг) населению производится по свободным и регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим сумму налога на добавленную стоимость.

VIII. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА

1. Налог на добавленную стоимость на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия (работы, услуги), используемые для производственных нужд, на издержки производства и обращения не относится.

2. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам-плательщикам налога на добавленную стоимость в бюджет Республики Молдова или уплаченными при импорте за товары, стоимость которых относится на издержки производства (обращения).

3. Суммы налога, уплаченные поставщикам республик, относятся на расчеты с бюджетом за тот отчетный период, в который произведена оплата за эти материальные ресурсы (работы, услуги) или получены (оприходованы) товарно-материальные ценности - в случае обменных операций.

4. Не исключаются из налоговой суммы, полученной от покупателей, налог, уплаченный поставщикам:

а) по товарам (работам, услугам), используемым для нужд непроизводственного характера, а также основным средствам и нематериальным активам. Уплата налога по товарам (работам, услугам), использованным для непроизводственных нужд, производится за счет соответствующих источников финансирования. Основные средства и нематериальные активы отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога, в том числе и по импорту (кроме случаев их приобретения без уплаты налога на добавленную стоимость на основе льгот, предусмотренных Законом о налоге на добавленную стоимость);

b) по сырью, материалам, топливу, комплектующим изделиям и другим товарам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции и осуществления операций, освобожденных от налога в соответствии с подпунктами "d-х" раздела у настоящей инструкции. Уплаченные поставщикам суммы налога в этих случаях относятся на издержки производства и обращения. Отнесение уплаченного налога на себестоимость льготируемых товаров (работ, услуг) и увеличение на эту сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, осуществляется в том отчетном периоде, в котором произведены эти товары;

с) по товарам (работам, услугам), приобретенным у населения и независимо от цели их использования.

5. В случаях, когда в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях) не выделена сумма налога на добавленную стоимость, исчисление ее расчетным путем не производится, и на расчеты с бюджетом эти суммы налога не относятся.

6. В случаях, если товарно-материальные ценности поступили в счет взаимных расчетов за отгруженные товары, оказанные услуги или выполненные работы (а также наоборот), на уменьшение причитающихся бюджету сумм налога могут быть приняты те суммы налога, которые нашли отражение в соответствующих первичных документах, подтверждающих указанную хозяйственную операцию (акты сверки по взаимным расчетам за оказанные услуги, выполнение работы, отгруженные товары, товарно-транспортные накладные и другие документы).

7. При наличных расчетах (предусмотренных законодательством) по оказанным услугам и приобретенным товарам, затраты по которым относятся на себестоимость, основанием для соответствующего уменьшения сумм налога подлежащих уплате в бюджет, могут служить квитанции гостиниц (оформленные на бланках строгой отчетности), а также чеки кассовых аппаратов, отражающие название предприятия, наименование товара (работ услуг), количество, сумму, уплаченную покупателем, и дату покупки. Кроме того, при расчетах между экономическими агентами на территории республики могут быть учтены для уменьшения подлежащих уплате сумм налога приходные кассовые ордера на прием наличных денег в кассу с отражением в них отдельной строкой уплаченных сумм налога на добавленную стоимость.

8. При реализации товаров (работ, услуг) обслуживающими производствами и хозяйствами, состоящими на балансе предприятий (жилищно-коммунальные, детские сады, прачечные, бани, столовые, пошивочные мастерские, теплицы и др.), уплата налога на добавленную стоимость производится в установленном порядке. При этом налог по приобретенным для указанных производств и хозяйств товарно-материальным ценностям, а также по реализуемым ими товарам (работам, услугам) должен отражаться на обособленном субсчете.

9. В случае превышения сумм налога по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам) над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), разница засчитывается в счет уплаты предстоящих платежей.

10. В случае возврата покупателями товаров после оплаты расчетных документов, а также отказа от ранее оплаченных работ (услуг) на сумму налога по таким операциям уменьшаются очередные платежи в бюджет. Перерасчеты по налогу производятся после отражения в учете соответствующих операций по корректировке оборотов по реализации товаров (работ, услуг) и если при этом не истек годичный срок со дня поступления сумм налога в бюджет. Указанные перерасчеты должны быть отражены в расчетах по налогу на добавленную стоимость в том отчетном периоде, в котором была произведена корректировка оборотов. Если товары, на которые установлен гарантийный срок службы, возвращаются в пределах этого срока предприятию-изготовителю, то уплаченный по ним налог на добавленную стоимость засчитывается в предстоящие платежи независимо от срока первоначальной оплаты расчетных документов покупателями и поступления налога в бюджет.

11. При полном или частичном возврате товаров (работ, услуг), приобретаемых для производственных целей, по которым ранее был принят в уменьшение платежей в бюджет налог на добавленную стоимость, должно быть произведено начисление этих сумм налога для уплаты в бюджет за тот отчетный период, в котором были произведены расчеты по возврату.

IX. СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАСЧЕТОВ И УПЛАТЫ

НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

1. Плательщики налога на добавленную стоимость представляют налоговым органам по месту своего нахождения в срок до 20 числа после истечения каждого календарного месяца соответствующие расчеты по налогу на добавленную стоимость:

- по облагаемым оборотам (кроме импорта) - по форме, предусмотренной в приложении № 1 к настоящей инструкции;

- по импортируемым товарам - по форме, предусмотренной в приложении № 2 к настоящей инструкции.

Расчеты по налогу на добавленную стоимость составляются в двух экземплярах, второй экземпляр остается в делах плательщиков. При этом для упрощения составления расчетов по налогу на добавленную стоимость рекомендуется ведение регистров учета налога на добавленную стоимость по приобретенным и реализованным товарам (работам, услугам), которые могут быть составлены по формам согласно приложениям № 6, № 7 и № 8 к настоящей инструкции.

Если за истекший месяц предприятие-плательщик не имело данных по заполнению указанных расчетов, то за этот период плательщик обязан представить налоговому органу в указанные сроки справку за подписями руководителя и главного бухгалтера об отсутствии оборотов.

2. Уплата налога, кроме как по импортируемым товарам, производится ежемесячно, исходя из фактических оборотов реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц, не позднее 20 числа следующего месяца. По импортируемым в страну товарам - до или в момент принятия таможенной декларации.

3. Днем совершения оборота реализации для исчисления налога на добавленную стоимость считается:

- день поступления средств на товары (работы, услуги) на счета плательщиков в учреждения банков;

- день поступления выручки в кассу при расчетах наличными деньгами, в т.ч. при реализации товаров внутри предприятия, а также своим работникам;

- день поступления товаров по обмену, при обмене товарами (бартере);

- день передачи товаров (работ, услуг) при безвозмездной их передаче;

- день принятия таможенной декларации по импортируемым товарно-материальным ценностям;

4. Срок представления расчета и срок уплаты налога, приходящийся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносится на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

5. По товарам (продукции) отгруженным, выполненным работам и оказанным услугам, не оплаченным покупателями по истечении 6 месяцев, уплата налога на добавленную стоимость производится в общеустановленном порядке.

X. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА

НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯМИ,

ОКАЗЫВАЮЩИМИ ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ

1. Плательщиками налога по транспортным перевозкам являются предприятия, выполняющие грузовые перевозки:

а) железная дорога Молдовы;

b) авиакомпании, аэропорты;

с) предприятия и объединения Министерства автомобильного транспорта и дорожного хозяйства;

d) другие предприятия независимо от форм собственности.

2. Обложению налогом подлежит выручка, полученная за перевозку грузов, грузобагажа и почты.

Налогом на добавленную стоимость облагаются также все другие виды платных услуг, предоставляемые этими предприятиями, в том числе оказываемые пассажирам на вокзалах, в поездах, аэропортах (за предоставление постельных принадлежностей в поездах, проживание в комнатах отдыха, матери и ребенка, хранение багажа и грузобагажа, предоставление услуг по аренде грузовых и пассажирских вагонов, самолетов, вертолетов, помещений и прочее).

3. При оказании прочих услуг, включая заправку горюче-смазочными материалами, продажу запасных частей и прочих материальных ценностей одними предприятиями другим предприятиям своей системы, обложению налогом подлежит стоимость услуг и проданных материальных ценностей. Если при оказании услуг реализуются товарно-материальные ценности, по которым ранее сумма налога была принята в уменьшение платежей в бюджет, то указанная сумма должна быть исчислена в общеустановленном порядке к уплате в бюджет.

4. Порядок отнесения на расчеты с бюджетом уплаченных сумм налога предприятиям-поставщикам товаров (работ, услуг), стоимость которых относится на издержки по осуществлению перевозок, изложен в разделе VIII настоящей инструкции. При этом налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам за сырье, материалы, топливо и прочие материальные ресурсы (работы, услуги), используемые при осуществлении пассажирских перевозок, на расчеты с бюджетом не относится, а включается в издержки производства и обращения этих услуг.

XI. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА ПРЕДПРИЯТИЯМИ,

ОКАЗЫВАЮЩИМИ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ,

В ТОМ ЧИСЛЕ И НАСЕЛЕНИЮ

1. Цены и тарифы на платные услуги устанавливаются по действующей методологии. По услугам, цены (тарифы) на которые устанавливаются с включением в них стоимости сырья и материалов (ремонт и изготовление обуви, услуги парикмахерских, фотографий, прачечных, химчисток и т.д., а также при выполнении услуг без оформления квитанций - при договорных формах организации труда облагаемый оборот определяется исходя из выручки, полученной от оказания этих услуг. В цену реализации для расчетов с заказчиком включается налог на добавленную стоимость, рассчитанный в процентном отношении к полной стоимости услуги.

При этом в стоимость услуги сырье и материалы включаются по ценам приобретения, без учета налога на добавленную стоимость.

2. При оказании платных услуг, по которым материалы и запасные части оплачиваются заказчиком дополнительно к стоимости работ (пошив одежды и изделий из меха, ремонт автотранспорта, мебели, ювелирных изделий и т.д.), обложению налогом подлежит:

а) стоимость выполненных и оплаченных заказчиком услуг;

b) разница между стоимостью материала, полученная с заказчиков, и стоимостью его приобретения с учетом налога (в случаях, когда материал не является давальческим).

3. Услуги по проведению гарантийных ремонтов налогом на добавленную стоимость не облагаются. При этом в соответствии с "Основными положениями по составу затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в ее себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов" стоимость работ по гарантийному обслуживанию относится на издержки производства товаров (работ, услуг). Отпуск запасных частей предприятиями-изготовителями для осуществления гарантийного ремонта налогом на добавленную стоимость не облагается.

В случаях отпуска предприятиями-изготовителями запасных частей по ценам с налогом на добавленную стоимость предприятиям, осуществляющим гарантийный ремонт, и при условии документального подтверждения ими факта использования деталей на цели такого ремонта, между этими предприятиями должны быть произведены соответствующие перерасчеты. При этом по налогу на добавленную стоимость производится зачет ранее уплаченных сумм в предстоящие платежи.

XII. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА

ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯМИ,

ПОЛУЧАЮЩИМИ ДОХОДЫ ОТ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ

И ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ

ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

1. Заготовительные, оптовые, снабженческо-сбытовые и другие предприятия, оказывающие посреднические услуги в реализации товарно-материальных ценностей (реализация товарно-материальных ценностей, поставка их до потребителей и прочие виды услуг), предприятия розничной торговли, получающие доходы в виде наценок (надбавок), вознаграждений и других сборов, исчисляют его для обложения налогом на добавленную стоимость в виде разницы между ценами реализации товаров и ценами приобретения, включая сумму налога (в т.ч. по импорту).

2. Исчисление налога производится путем применения к полученным суммам доходов расчетной величины от ставки налога в размере 16,67 процента.

3. Сумма подлежащего внесению в бюджет налога рассчитывается как разница между суммами налога, исчисленного от полученных доходов, и суммами налога, уплаченного по затратам, относимым на издержки обращения.

4. Доходы предприятий, указанных в пункте 1 настоящего раздела, полученные от реализации не облагаемых налогом на добавленную стоимость товаров (работ, услуг) (раздел V), подлежат обложению в общеустановленном порядке, за исключением доходов, полученных от реализации лекарственных средств, бактерийных препаратов, лекарственных трав (подпункт "о", раздел V).

[Пкт.5 утр. силу в соотв. с Письмом N 10-23-02/1-3-234 от 17.02.97]

6. Предприятия общественного питания при реализации продукции собственного производства (в том числе через розничную торговую сеть), а также покупных (включая импортные)товаров исчисляют налог по расчетной величине от ставки налога (16,67%) с суммы дохода, полученного в виде торговых надбавок и наценок, которые применяются к ценам приобретения с налогом. При этом на расчеты с бюджетом должен быть отнесен налог на добавленную стоимость, уплаченный предприятиям-поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), стоимость которых относится на издержки обращения.

7. Аналогичный порядок исчисления налога применяют пункты общественного питания, находящиеся на балансах предприятий. Отнесение сумм налога, уплаченных по издержкам обращения, на расчеты с бюджетом можно производить лишь в случае ведения в указанных структурных подразделениях плательщика обособленного учета затрат.

8. При осуществлении посреднической деятельности, в том числе комиссионной торговли, и получении от нее дохода в виде комиссионных сборов и вознаграждений налог исчисляется из всей суммы комиссии по расчетной величине в размере 16,67 процента.

9. При исчислении налога на добавленную стоимость с сумм авансов, перечисленных торгующим организациям в счет предстоящих поставок товаров к полученной сумме аванса применяется средний процент торгового наложения, сложившийся за последний отчетный месяц, и от полученной суммы дохода исчисляется налог по расчетной величине 16,67 процента. При этом по завершении операции производится перерасчет налога исходя из фактически примененного торгового наложения.

10. Объемы изготавливаемой заготовительно-сбытовыми предприятиями собственной продукции (консервирование мяса, овощей, фруктов, их засушка засолка и прочее) облагаются налогом на добавленную стоимость в установленном порядке по реализации данной продукции. При этом уплаченный налог на добавленную стоимость по закупленным сырью, материалам и прочему, используемому при переработке, относится на расчеты с бюджетом в тот отчетный период, в который произошла их передача производственному участку для переработки.

Тара, изготовленная в заготовительно-сбытовых организациях, облагается налогом на добавленную стоимость при непосредственной ее реализации или реализации вместе с затаренной продукцией. В случае отсутствия раздельного учета по вновь изготовленной таре и приобретенной обложение налогом на добавленную стоимость производится в момент передачи изготовленной тары на склад.

XIII. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ

СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ПОЛУЧАЮЩИМИ ДОХОДЫ

ПРИ АУКЦИОННОЙ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ, ПРИ БИРЖЕВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПУТЕВОК

1. При аукционной продаже товаров, в том числе импортных, исчисление налога производится путем применения расчетной величины 16,67 процента к сумме разницы между окончательной ценой реализации товаров и их ценой поступления на аукционы, включая выручку, полученную от оказания прочих платных услуг, осуществляемых при проведении аукциона, в том числе плата за входные билеты.

2. Биржи определяют сумму налога по расчетной величине 16,67 процента от дохода, полученного в виде комиссионного сбора со сделок, совершаемых на биржевых торгах, а также от выручки, получаемой от предоставления на ограниченный срок брокерских мест, платы за право участия в торгах, от стоимости информационно-коммерческих и других платных услуг.

3. Стоимость путевок (кроме путевок в лечебно-оздоровительные учреждения и дома отдыха) определяется с учетом включения налога на добавленную стоимость по установленной ставке 20 процентов. При этом сумма налога на добавленную стоимость по реализации путевок определяется от их стоимости по расчетной величине 16,67 процента.

4. В случаях реализации путевок, закупленных ранее у других предприятий, в том числе находящихся за пределами Республики Молдова, предприятие-реализатор уплачивает налог на добавленную стоимость исходя из разницы в ценах приобретения и реализации по расчетной величине 16,67 процента.

5. По затратам, произведенным туристическими предприятиями за пределами республики, уплаченная сумма налога на расчеты с бюджетом не относится.

XIV. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ

СТОИМОСТЬ В КРЕДИТНЫХ (БАНКОВСКИХ)

И СТРАХОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1. Изложенный в данном разделе порядок применяется при исчислении налога экономическими агентами, осуществляющими банковскую и страховую деятельность.

2. Налогом на добавленную стоимость облагаются следующие виды платных услуг (операций):

- доходы от информационных, консультационных, экспертных, посреднических (в том числе от приобретенных или арендуемых брокерских мест на биржах) услуг;

- сдача в аренду по договору лизинга, в том числе финансового лизинга платежных поручений;

- услуги по инкассации и доставке наличности клиентам;

- услуги по приему на хранение и пересылке ценностей, ценных бумаг и документов;

- доходы от доверительных операций в части управления имуществом клиентов, ликвидации имущества обанкротившихся предприятий;

- платное обеспечение клиентов нормативными документами и выписками из них;

- доходы от факторинга, реализации невозвращаемых залогов, реализации товарных возвратов и прав на них по ранее выданным ссудам;

- другие доходы, кроме доходов, полученных от оказания услуг, изложенных в подпункте "g" пункта 1 раздела V.

3. У предприятий, занимающихся страховой деятельностью, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость все виды платных услуг, не относящиеся к страховой и другой льготируемой деятельности.

4. Порядок исчисления налога плательщиками, оказывающими банковские и страховые услуги, предусматривает внесение в бюджет разницы между суммами налога, полученными от клиентов по оказанию им облагаемых услуг, и суммами налога, уплаченными предприятиям республики по затратам на осуществлении облагаемых операций.

По вопросам исчисления налога следует руководствоваться VIII настоящей инструкции.

XV. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ

СТОИМОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

1. Строительно-монтажные предприятия и другие предприятия, осуществляющие строительно-монтажные и ремонтные работы, являются плательщиками налога на добавленную стоимость, по объемам выполненных и оплаченных заказчиками работ, при этом следует иметь в виде, что авансовые платежи подлежат обложению в установленном порядке.

2. Стоимость всех приобретаемых материальных ресурсов, оборудования, грузовых перевозок и услуг, проектно-изыскательских работ и других подлежит включению в сметную документацию на строительство и капитальный ремонт объектов без налога на добавленную стоимость.

3. При подрядном способе строительства налог на добавленную стоимость исчисляется по ставке 20 процентов от суммы, состоящей из прямых и прочих затрат, плановых накоплений, а также различных компенсаций подрядчику заказчиком, прочих расходов и доплат. Суммы компенсаций, расходов и доплат включаются в акт выполненных работ без уплаченного налога на добавленную стоимость (к примеру, сумма дополнительных расходов с налогом на добавленную стоимость - 84 лея, в том числе налог на добавленную стоимость - 14 лей, в акт выполненных работ включается 70 лей (84-14 лей).

4. При выполнении строительно-монтажных работ хозяйственным способом облагаемым оборотом является их фактическая себестоимость. Налог на добавленную стоимость исчисляется по установленной ставке с этого оборота. Налог на добавленную стоимость по приобретенным материалам, использованным для выполнения работ, относится на расчеты с бюджетом в установленном порядке.

5. В случаях использования для выполнения строительно-монтажных работ хозяйственным способом материалов по стоимости, включающей в себя налог на добавленную стоимость, обложению налогом подлежит только стоимость строительных и монтажных работ.

6. Объемы строительно-монтажных работ, выполняемые за счет средств бюджета и средств целевых внебюджетных фондов, строительно-монтажных работ в жилищном строительстве, по ремонту и строительству дорог, а также по ремонту детских оздоровительных лагерей налогом на добавленную стоимость не облагаются. В этих случаях налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам по материалам, работам, услугам, относится на стоимость выполненных работ.

XVI. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА

ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ КРЕСТЬЯНСКИМИ

(ФЕРМЕРСКИМИ) ХОЗЯЙСТВАМИ И

ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Крестьянские (фермерские) хозяйства, а также индивидуальные предприятия являются плательщиками налога на добавленную стоимость на общих основаниях, однако следует иметь в виду, что в соответствии с Законом "О налоге на добавленную стоимость" лица, занимающиеся предпринимательством, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) в расчете на год составляет менее 400 минимальных зарплат, не являются плательщиками налога.

В связи с этим крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприятия, у которых предполагаемая выручка в расчете на год составит менее 400 минимальных зарплат, не привлекаются к уплате налога на добавленную стоимость. Для этого ежегодно в начале года налоговые инспекции определяют список крестьянских (фермерских) и индивидуальных предприятий, не заявивших себя как плательщики налога.

При возникновении в течение года у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предприятий суммы выручки, превышающей 400 минимальных зарплат, они обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость с суммы, превышающей указанные минимальные размеры, и представлять расчеты по нему.

Остальные крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприятия, т.е. у которых объем выручки более 400 минимальных зарплат, заявившие себя как плательщики, являются плательщиками по всему объему произведенных и реализуемых ими товаров (работ, услуг). Порядок исчисления и уплаты налога этими предприятиями аналогичен порядку, изложенному в разделе VIII настоящей инструкции.

XVII. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА

НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПО

ИМПОРТИРУЕМЫМ ТОВАРАМ

1. Плательщиками налога на добавленную стоимость по импортируемым товарам являются хозяйствующие субъекты-импортеры, а также лица, не зарегистрированные как хозяйствующие субъекты, но импортирующие товары стоимостью свыше 1000 долларов США.

2. Облагаемым оборотом для исчисления налога на добавленную стоимость по импортируемым товарам является их таможенная стоимость. Таможенная стоимость ввозимых на территорию страны товаров определяется в порядке, установленным таможенным законодательством.

3. Налог на добавленную стоимость по импортируемым товарно-материальным ценностям исчисляется по ставке, установленной в размере 20 процентов к облагаемому обороту.

4. Налог на добавленную стоимость по импортируемым товарам уплачивается одновременно с уплатой других таможенных платежей в сроки и на условиях, установленных таможенным законодательством для внесения таможенных платежей. При этом предоставление отсрочек по уплате таможенных платежей не освобождает импортера от уплаты пени по налогу на добавленную стоимость.

Отсрочка уплаты таможенных платежей и внесения налога на добавленную стоимость предоставляются только при выполнении одного из условий:

а) предоставление таможенному органу гарантийного обязательства уполномоченного банка, в котором обслуживается экономический агент;

b) отгрузка под залог на таможенный склад импортированного товара в объеме стоимостью эквивалента сумм, подлежащих оплате налога на добавленную стоимость. Продолжительность срока помещения на таможенный склад залоговых товаров устанавливается таможенным учреждением в соответствии с действующим порядком, о чем уведомляется в письменном виде. По истечении данного срока товары в установленном порядке передаются органам налоговой инспекции для обращения в доход государства.

При невыполнении плательщиком или уполномоченным банком гарантийного обязательства в связи с отсрочкой внесения налога на добавленную стоимость таможенный орган вправе взыскивать причитающиеся суммы с плательщика или уполномоченного банка, выдавшего гарантийное обязательство, в бесспорном порядке и сообщает о факте невыполнения гарантийных обязательств в Главную Государственную налоговую инспекцию и Национальный банк.

5. Департамент по таможенному контролю ежемесячно в лице территориальных таможенных учреждений представляет в государственные налоговые инспекции по месту нахождения плательщика сведения в разрезе плательщиков о завозе ими товарно-материальных ценностей, об исчисленных и внесенных суммах налога на добавленную стоимость и предоставлении отсрочек таможенных платежей.

6. При последующей реализации импортных товаров после выпуска их таможенными органами в свободное обращение налог на добавленную стоимость по этим товарам исчисляется и вносится в бюджет плательщиками в общем порядке и учитывается налоговыми инспекциями по месту нахождения плательщиков. Товары по которым в соответствии с подпунктом "с" статьи 5 Закона о налоге на добавленную стоимость налог не был исчислен и уплачен при ввозе в страну, при их дальнейшей реализации облагаются налогом исходя из цен реализации на общем основании.

7. Суммы налога на добавленную стоимость по импортируемым товарно-материальным ценностям зачисляются на депозитный счет таможни. Таможенные учреждения контролируют поступления налога на добавленную стоимость на депозитный счет по выпискам банка (с приложением к выписке экземпляра платежного поручения с отметкой обслуживающего банка, подтверждающей платеж) и по накопительным кассовым ведомостям, составленным на базе приходных кассовых ордеров на оприходование сумм налога на добавленную стоимость наличными средствами.

8. Суммы налога на добавленную стоимость, поступившие на депозитный счет таможни, один раз в пять дней за каждую истекшую пятидневку перечисляются на специальные счета Национального банка Республики Молдова для зачисления в Государственный бюджет в следующие сроки:

8-го числа текущего месяца - за первую пятидневку,

13-го числа текущего месяца - за вторую пятидневку,

18-го числа текущего месяца - за третью пятидневку,

23-го числа текущего месяца - за четвертую пятидневку,

28-го числа текущего месяца - за пятую пятидневку,

3-го числа следующего месяца - за остальные дни отчетного месяца.

9. В случаях обнаружения фактов неправильного исчисления сумм налога на добавленную стоимость, в том числе в связи с корректировкой таможенной стоимости, возврат уплаченных сумм налога производится за счет общих поступлений по налогу на добавленную стоимость из Государственного бюджета налоговыми инспекциями по месту регистрации плательщика. Импортер может обратиться в Государственную налоговую инспекцию по месту своего нахождения с просьбой о возврате излишне уплаченных или взысканных сумм налога на добавленную стоимость, в том числе в связи с корректировкой таможенной стоимости, в течение одного года с момента уплаты платежей. Для этого налоговому органу предъявляются следующие документы:

- заявление плательщика о возврате излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость;

- справка таможенного учреждения, подтверждающая, что уплаченная или взысканная сумма является излишней или неправильно исчисленной и по какой причине.

При наличии недоимки по другим платежам в бюджет возврат сумм не производится, а учитывается в счет ее погашения.

10. При помещении импортных товаров на таможенный склад налог на добавленную стоимость не взимается. Уплата налога на добавленную стоимость происходит в момент выпуска товаров со склада в свободное обращение в общеустановленном порядке.

11. При реимпорте товаров, произведенных в Республике Молдова, налог на добавленную стоимость взыскивается с их таможенной стоимости по действующей ставке на общем основании, т.е. как с товаров, имеющих заграничное происхождение.

12. Предприятия, временно вывозящие товарно-материальные ценности за пределы страны без их реализации и ввозящие их обратно, в том числе и в ином виде (упакованном, розлитом или в новом качестве и т.д.), налог на добавленную стоимость не уплачивают. Если в дальнейшем эти ценности реализуются, налог на добавленную стоимость по ним исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке.

Импортируемые в страну (без оплаты) товарно-материальные ценности для выполнения работ или оказания услуг по их переработке с последующим их возвратом собственнику, находящемуся за пределами Республики Молдова, не облагаются налогом на добавленную стоимость.

При расчете иностранных партнеров за оказываемые им услуги частью готовой продукции, сырьем или завезенными товарами эта продукция при дальнейшей реализации облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. В сведениях, представляемых в территориальные государственные налоговые инспекции, эти товары должны быть выделены отдельно.

[Пкт.13 исключен Письмом Мин.Фин. N 11(10-23-02/1-740) от 19.03.1998, в силу 12.02.1998]

14. Налог на добавленную стоимость при транзите товарно-материальных ценностей через территорию Республики Молдова не взимается.

В случае недоставления товаров в таможенный орган назначения налог на добавленную стоимость уплачивается перевозчиком в таком же порядке, как при выпуске для свободного обращения. Ответственность по контролю за уплатой в этих случаях налога возлагается на органы таможенного контроля.

15. Товары (работы, услуги), реализуемые в зонах таможенного контроля магазинами беспошлинной торговли, налогом не облагаются как не импортируемые в страну.

16. При уничтожении товаров или отказе от товаров в пользу государства налог на добавленную стоимость не взимается.

XVIII. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА

ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ

ОТДЕЛЬНЫХ ЛЬГОТ

1. Освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), приобретаемых дипломатическими представительствами иностранных государств, аккредитованными в Республике Молдова, производится в следующем порядке.

Для получения уплаченных сумм налога дипломатическое представительство представляет ежемесячно, до 25-го числа, следующего за месяцем, в котором был произведен расчет за приобретаемый товар (работу, услугу), в Главную Государственную налоговую инспекцию заявление с указанием причитающейся ему суммы уплаченного налога.

К заявлению прилагаются перечень приобретенных в отчетном месяце товаров (работ, услуг), в котором указывается уплаченная по ним сумма вместе с налогом на добавленную стоимость, а также копии расчетных документов, подтверждающих произведенный платеж.

Сумма налога, подлежащая возврату, определяется представительствами исходя из сумм налога, выделенного в расчетных документах, кассовых ордерах, в торговых чеках (квитанциях).

2. Возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных детскими благотворительными фондами подрядчикам за выполненные строительно-монтажные, ремонтные работы, производится им на основании представленного в Государственную налоговую инспекцию по месту нахождения фонда заявления, подтверждающего внесение подрядчиком в бюджет уплаченных ему по выполненным работам сумм налога. Форма заявления аналогична форме, указанной в приложении № 3 к настоящей инструкции.

3. Экспортируемые с территории Республики Молдова товары (работы, услуги), за исключением товаров (работ, услуг), в отношении которых Парламент Республики Молдова при утверждении Закона о бюджете принимает другие решения, не облагаются налогом на добавленную стоимость в следующем порядке:

а) экспортируемые непосредственно производителями товары (работы, услуги) освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при наличии грузовой таможенной декларации со штампом таможни "Под таможенным контролем" и сопроводительных товарно-транспортных документов со штампом приграничной таможни "Выпуск разрешен", подтверждающих пересечение товаром границы;

b) при экспорте предприятиями, имеющими взаимоотношения с бюджетной системой республики, товаров, приобретенных ими с налогом (в том числе импортируемых, по которым был уплачен налог при ввозе), ранее внесенные суммы налога в бюджет Республики Молдова засчитываются в уплату предстоящих платежей или погашения задолженности по другим налогам при представлении в налоговую инспекцию следующих документов:

- заявление плательщика о зачете уплаченных сумм налога на добавленную стоимость в предстоящие платежи (приложение № 3);

- грузовой таможенной декларации со штампом таможни "Под таможенным контролем";

- сопроводительных товарно-транспортных документов со штампом приграничной таможни о фактическом пересечении границы "Выпуск разрешен";

- справки-заключения налоговой инспекции по месту регистрации поставщика товара о внесении суммы налога по данной поставке в бюджет. При этом при наличии ряда поставок, начиная от производителя до экспортера, справки-заключения представляются по каждой поставке по форме, предусмотренной в приложении № 4 к настоящей инструкции;

с) по экспортным операциям также не уплачивается налог на добавленную стоимость от полученной суммы дохода в виде разницы между ценами приобретения товара (работ, услуг) и реализации, при условии соблюдения порядка, изложенного в подпункте "а" пункта 3.

Посредники, непосредственно не экспортирующие товары (работы, услуги) и получающие доход в виде комиссионных и прочих вознаграждений, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость от суммы полученных доходов, если оказание услуги производится экономическим агентам (лицам), находящимся за пределами страны.

4. Все виды зачетов и возмещений по налогу на добавленную стоимость производятся при условии, что со дня расчетов с поставщиками за товары (работы, услуги) не истек годичный срок.

5. Зачет налога на добавленную стоимость производится в десятидневный срок со дня получения письменного заявления плательщика, о чем сообщается письменно заявителю.

XIX. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

1. Учет взаимоотношений с бюджетом в бухгалтерском учете по налогу на добавленную стоимость отражается на балансовом счете 68 "Расчеты с бюджетом" как отдельный вид платежа. Для учета налога на добавленную стоимость, а также других налогов и платежей в бюджет на синтетический счет 68 "Расчеты с бюджетом" вводятся следующие субсчета:

1. Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку;

2. Переплата налогов и платежей в бюджет;

3. НДС к зачету после оплаты поставщикам;

4. НДС, начисленный по авансам, предварительной и частичной оплате;

5. Начисленные пени по недоимке платежей в бюджет.

2. Аналитический учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость в условиях применения журнально-ордерной формы счетоводства ведется в журнале-ордере N 8 в таблице "Аналитические данные к счету 68 "Расчеты с бюджетом". В данной таблице по субсчету 1 "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку" отдельной строкой ежемесячно отражаются операции по начислению, зачету оплаченных сумм налога, подлежащих возмещению в установленном порядке в пределах непогашенной задолженности на конец отчетного месяца и уплате в погашение задолженности перед бюджетом (сальдо на начало месяца) по налогу на добавленную стоимость. На конец отчетного месяца по данному субсчету должна быть только кредиторская задолженность предприятия перед бюджетом.

3. Переплата платежей по налогу на добавленную стоимость на конец месяца, т.е. дебиторская задолженность бюджета предприятию, отражается по субсчету 2 "Переплата налогов и платежей в бюджет" путем отнесения по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по субсчету 2. "Переплата налогов и платежей в бюджет") соответствующей части суммы с кредита счетов 51 "Расчетный счет" и 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". В случае превышения сумм налога по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам) над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), разница засчитывается как переплата в счет уплаты предстоящих платежей.

4. Неоплаченные суммы налога на добавленную стоимость, указанные в сопроводительных документах поставщиков и субподрядчиков за полученные товарно-материальные ценности и товары (работы, услуги), включаемые в издержки производства и обращения, в связи с чем подлежат возмещению из бюджета после их оплаты, особо учитываются по субсчету 3. "НДС к зачету после оплаты поставщикам". Для своевременного и правильного отражения этих неоплаченных сумм налога на добавленную стоимость в зачет платежей или возмещение из бюджета после оплаты по каждому случаю (на начало и конец месяца) в аналитическом учете их следует выделять особо из состава кредиторской задолженности поставщикам, подрядчикам и другим кредиторам (в отдельной графе "в том числе НДС к зачету после оплаты"). Указанные суммы налога заполняются в регистры аналитического и синтетического учета на основании сопроводительных документов поставщиков за полученные товарно-материальные ценности и товары (работы, услуги). Общая сумма этого показателя должна быть тождественна данным счета 68 "Расчеты с бюджетом" по субсчету 3. "НДС к зачету после оплаты поставщикам". При оплате или погашении кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам тщательно сверяются данные аналитического учета с платежными документами; неоплаченные суммы налога сторнируются по дебету субсчета 3. "НДС к зачету после оплаты поставщикам" и относятся в установленном порядке по дебету субсчета 1. "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку" счета 68 "Расчеты с бюджетом". В условиях применения журнально-ордерной формы счетоводства указанные записи отражаются и проверяются в журналах-ордерах N 6, 7 и 8 а также в ведомостях 7 и 8 к журналу-ордеру N 8.

5. При наличии недоимки по налогу на добавленную стоимость пеня начисляется по данным акта сверки с Государственной налоговой инспекцией по дебету счета 81 "Использование прибыли" (по субсчету 2. Использование прибыли на другие цели") и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по субсчету 5. "Начисленные пени по недоимке платежей в бюджет").

6. Все операции, связанные с уплатой, начислением и перечислением в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, в бухгалтерском учете отражаются на основании надлежаще оформленных первичных документов и регистров бухгалтерского учета.

7. Суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным предприятиям со стороны (в том числе на бартерной основе) товарно-материальным ценностям (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей, топлива, энергии, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, тары, работ, услуг и др.), включаемым в издержки производства и обращения и используемым впоследствии для производства продукции (товаров, работ и услуг) для нужд основного и вспомогательного производства, а также для деятельности обслуживающих производств и хозяйства, при выполнении работ и услуг сторонним предприятиям и для нужд основной деятельности, отражаются по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" (на соответствующих счетах) и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". При этом следует отметить, что суммы налога, уплаченные поставщикам республики, относятся на расчеты с бюджетом за тот отчетный период, в который произведена оплата за эти материальные ресурсы (работы, услуги) или получены (оприходованы) товарно-материальные ценности в случае обменных операций.

Аналогичным образом ведется учет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным предприятиям товарно-материальным ценностям, которые включаются в издержки производства и обращения и расходуются впоследствии как для производства продукции (товаров, работ и услуг) для нужд основного и вспомогательного производства, так и для изготовления продукции (товаров, работ и услуг), не облагаемой налогом на добавленную стоимость и для непроизводственных нужд обслуживающих производств. При этом следует отметить, что по мере их расходования для непроизводственных нужд обслуживающих производств и хозяйств и на производство изделий, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, соответствующая сумма налога, исчисленная прямым путем, отражается соответственно на дебете счетов 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и 43 "Коммерческие расходы" с кредита счета 68 "Расчеты с бюджетом (по субсчету 1. "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку"). В тех случаях, когда товарно-материальные ценности для производственных целей приобретены в счет взаимных расчетов за оказанные услуги или выполненные работы (а также наоборот), на уменьшение причитающихся бюджету сумм налога могут быть отражены только те суммы налога, которые нашли отражение в соответствующих сопроводительных и других оправдательных документах, подтверждающих указанную хозяйственную операцию (товарно-транспортные накладные, акты приемки выполненных работ и другие документы, а при невозможности их оформления акты сверки по взаимным расчетам за оказанные услуги, выполненные работы, отгруженные товары). В этом случае при наличии вышеуказанных оправдательных документов сумма налога на добавленную стоимость отражается по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по субсчету 1. "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку").

В тех случаях, когда товарно-материальные ценности для производственных целей приобретены в счет взаимных расчетов за оказанные услуги или выполненные работы (а также наоборот), на уменьшение причитающихся бюджету сумм налога могут быть отражены только те суммы налога, которые нашли отражение в соответствующих сопроводительных и других оправдательных документах, подтверждающих указанную хозяйственную операцию (товарно-транспортные накладные, акты приемки выполненных работ и другие документы, а при невозможности  их оформления акты сверки по взаимным расчетам за оказанные услуги, выполненные работы, отгруженные товары). В этом случае при наличии вышеуказанных оправдательных документов сумма налога на добавленную стоимость отражается по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по субсчету 1. "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку") и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (по субсчету 4. "Расчеты по зачету взаимных требований и кооперации").

В случаях, когда в сопроводительных и расчетных документах (поручения, требования-поручения, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные на получение товаров) не выделены сумма налога на добавленную стоимость и не подтверждена поставщиком дополнительными оправдательными документами по требованию покупателя, исчисление ее расчетным путем не производится и на расчеты с бюджетом эта сумма налога не относится.

Следует иметь в виду, что по материалам (работам, услугам), используемым для нужд непроизводственного характера, а также по основным средствам и нематериальным активам оплаченные суммы налога на добавленную стоимость не относятся на расчеты с бюджетом. Уплата налога поставщикам по товарам (работам, услугам), используемым для непроизводственных нужд, относится на специальные субсчета затрат для контроля с последующим отражением в установленном порядке по направлениям материальных затрат на себестоимость соответствующих товаров (работ, услуг) или за счет предусмотренных для этих целей источников финансирования.

8. При полном или частичном возврате товаров (работ, услуг), приобретаемых для производственных целей, по которым ранее был принят в уменьшение платежей в бюджет налог на добавленную стоимость, должно быть произведено восстановление этих сумм налога по дебету счета 63 "Расчеты по претензиям" (по соответствующему субсчету на стадии предъявлении претензии) и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по субсчету 1. "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку") для уплаты в бюджет за тот отчетный период, в котором были произведены расчеты по возврату.

9. Суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным предприятиями со стороны (в том числе на бартерной основе) товарно-материальным ценностям, используемым только для непроизводственных нужд обслуживающих производств и хозяйств, для контроля и отражения фактических расходов по целевому назначению и направлениям материальных затрат, относятся непосредственно на счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Целевым назначением по приобретенным товарно-материальным ценностям для правильного отнесения НДС на затраты непроизводственного характера является место их оприходования в подотчет материально ответственными лицами производственных подразделений. Например, приобретенные товарно-материальные ценности от поставщика сданы непосредственно кладовщикам или другим материально ответственным лицам непроизводственных подразделений. В данном случае эти товарно-материальные ценности предназначены только для непроизводственных целей, и суммы налога на добавленную стоимость по ним следует отражать для контроля за его отнесением по направлениям материальных затрат по дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (по субсчету "НДС по материальным ценностям, приобретенным для непроизводственных целей") с кредита счетов расчетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

При отнесении услуг указанных обслуживающих производств и хозяйств на непроизводственные нужды (например, стирка, ремонт и пошив белья и постельных принадлежностей для общежитий, комнаты для приезжих или гостиницы, для жилищно-коммунального хозяйства, детского сада, яслей, пансионата, дома отдыха и профилактория, санитарно-медицинской части и других непроизводственных подразделений, состоящих на балансе предприятий) соответствующая сумма НДС, исчисленная по материальным затратам, отражается на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" в дебете субсчетов учета затрат по общежитиям, комнате для приезжих, гостинице, жилищно-коммунальному хозяйству, детскому саду, яслям, пансионату, дому отдыха и профилакторию, санитарно-медицинской части и другим непроизводственным подразделениям с кредита субсчета "НДС по материальным ценностям, приобретенным для непроизводственных целей". Аналогичным образом при отпуске товаров (работ, услуг) собственного производства (обслуживающих производств и хозяйств) одними непроизводственными подразделениями, состоящими на балансе предприятия, другим непроизводственным подразделениям предприятия (жилищно-коммунальные, детские сады, дома отдыха, пансионаты и профилактории, прачечные и пошивочные мастерские в части оказанных услуг вышеуказанным подразделениям, пошивочные мастерские и др.), уплаченные суммы налога на добавленную стоимость относятся на себестоимость этих товаров (работ, услуг) в установленном порядке для их списания с субсчета "НДС по материальным ценностям, приобретенным для непроизводственных целей" на соответствующие расходы и источники финансирования.

В случаях внутреннего перемещения товарно-материальных ценностей между производственными и непроизводственными подразделениями на основании ведомости движения материальных ценностей по форме N 10 в конце месяца составляется бухгалтерская справка, на основании которой систематически производится корректировка суммы налога на добавленную стоимость по дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (по субсчету "НДС по материальным ценностям, приобретенным для непроизводственных целей"). Например, при отпуске материальных ценностей со складов предприятия и из производственных подразделений кладовщикам или другим материально ответственным лицам непроизводственных подразделений соответствующая сумма налога на добавленную стоимость из расчета 20% восстанавливается на расчеты с бюджетом бухгалтерской записью по дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (по субсчету "НДС по материальным ценностям, приобретенным для непроизводственных целей") и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по субсчету 1. "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку").

Аналогичным образом при передаче материальных ценностей кладовщиками или другими материально ответственными лицами непроизводственных подразделений производственным подразделениям или возврате на склад ранее полученных материальных ценностей соответствующая сумма налога на добавленную стоимость из расчета 20% восстанавливается путем ее отнесения на расчеты с бюджетом следующей бухгалтерской записью по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по субсчету 1. "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку" и кредиту счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (по субсчету "НДС по материальным ценностям, приобретенным для непроизводственных целей"). Допускается корректировка: составляется только одна из вышеуказанных бухгалтерских записей на разницу в стоимости полученных и переданных товарно-материальных ценностей в порядке внутреннего перемещения между непроизводственными подразделениями, основными складами и производственными подразделениями, если в справке, составленной в конце месяца на основании ведомости движения материальных ценностей по форме N 10, приведены общие суммы (полученные, переданные и превышения), на базе которых производятся соответствующие записи в бухгалтерском учете по дебету или кредиту счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" ( по субсчету "НДС по материальным ценностям, приобретенным для непроизводственных целей").

В случае получения непроизводственными подразделениями для ремонта зданий и сооружений непроизводственного назначения строительных материалов, приобретенных для передачи подрядчику, соответствующая сумма налога на добавленную стоимость из расчета 20% списывается с кредита счета 29 "Капитальные вложения" (по субсчету) в дебет счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (по субсчету "НДС по материальным ценностям, приобретенным для производственных целей"). Если из подотчета кладовщиков или других материально ответственных лиц непроизводственных подразделений переданы ОКС-у строительные материалы для отпуска подрядчикам на строительство объектов предприятия, соответствующая сумма налога на добавленную стоимость из расчета 20% отражается по дебету счета 08 "Капитальные вложения" (по субсчету) и кредиту счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (по субсчету "НДС по материальным ценностям, приобретенным для непроизводственных целей").

При отпуске подрядчикам строительных материалов для ремонта зданий и сооружений непроизводственного назначения из подотчета кладовщиков или других материально ответственных лиц непроизводственных подразделений соответствующая сумма налога на добавленную стоимость из расчета 20% относится на расчеты с бюджетом записью по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по субсчету 1 "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку") и кредиту счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (по субсчету "НДС по материальным ценностям, приобретенным для непроизводственных целей") для последующего отражения в общем порядке как реализация прочих активов по дебету счета 48 "Реализация прочих активов" и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по субсчету 1. "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку").

При отнесении услуг указанных обслуживающих производств и хозяйств на производственные нужды (например, стирка, ремонт и пошив спецодежды, фильтровальных мешочков и мешкотары для сыпучих товаров и другие аналогичные работы и услуги) соответствующая сумма НДС, исчисленная по материальным затратам на эти цели, относится на расчеты с бюджетом. В этом случае составляется бухгалтерская справка на основании расчета распределения услуг (составленного в разработочной таблице N 9) и сумма налога на добавленную стоимость отражается по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по субсчету 1. "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку") и кредиту счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (по субсчету "НДС по материальным ценностям, приобретенным для непроизводственных целей").

10. Суммы налога на добавленную стоимость по оборудованию, требующему монтажа, включаются в ее фактическую стоимость и отражаются бухгалтерской записью по дебету счета 07 "Оборудование к установкам" с кредита счетов расчетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

11. Основные средства и нематериальные активы отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога, в том числе и по импорту (кроме случаев их приобретения без уплаты налога на добавленную стоимость на основе льгот, предусмотренных Законом о налоге на добавленную стоимость). Суммы налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам, выполненным подрядным способом, по проектно-изыскательным работам на новых объектах, выполненных проектными институтами, и по приобретенному оборудованию, не требующему монтажа, включаются в их фактическую стоимость и отражаются бухгалтерской записью по дебету счета 08 "Капитальные вложения" (по субсчетам 1. "Строительство и приобретенные вложения" (по субсчетам 1. "Строительство и приобретение основных средств", 2. "Проектно-изыскательские работы на новых объектах"), а по строительным материалам, конструкциям, деталям, используемым в капитальном строительстве для передачи подрядчикам на строительство объектов заказчика - в дебет счета 08 "Капитальные вложения" (по вновь введенному субсчету 7. "НДС по строительным и другим материалам для передачи и возмещения за счет подрядчиков") с кредита счетов расчетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

При отпуске (передаче) подрядчикам строительных материалов для строительства объектов соответствующая сумма налога на добавленную стоимость из расчета 20% заказчиками относится на расчеты с бюджетом записью по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по субсчету 1. "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку") и кредиту счета 08 "Капитальные вложения" (по вновь введенному субсчету 7. "НДС по строительным и другим материалам для передачи и возмещения за счет подрядчиков"). Вышеуказанная запись составляется для последующего отражения в общем порядке как реализация прочих активов по дебету счета 48 "Реализация прочих активов" и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по субсчету 1. "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку").

12. Суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам включаются в их стоимость бухгалтерской записью по дебету счета 04 "Нематериальные активы" с кредита счетов расчетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", которые впоследствии относятся на издержки в виде износа, исчисленного в установленном порядке.

13. Предприятия торговли, снабженческо-сбытовые (посреднические), общественного питания суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам со стороны для реализации включают в стоимость товара с отражением по дебету счета 41 "Товары" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

14. Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по материальным ценностям, используемым только при осуществлении операций и выработке продукции (товаров, работ и услуг), не облагаемой налогом на добавленную стоимость согласно перечню, приводимому в подпунктах d)-х) раздела 5 настоящей инструкции, учитываются особо и отражаются по дебету счетов 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и 43 "Коммерческие расходы" на специально введенных субсчетах для этих затрат с кредита счетов расчетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

В случаях, когда предприятия-производители льготируемых товаров (работ, услуг) выпускают одновременно товары (работы, услуги) нельготируемые и не являющиеся с льготируемыми однородными, т.е. не относящиеся к одной с ними товарной группе, по таким товарам (работам, услугам) все прямые материальные затраты по производству учитываются обособленно как по выпуску льготируемых, так и по выпуску нельготируемых товаров (работ, услуг).

Сумма налога по сырью, материалам, которые израсходованы на производство льготируемых товаров (работ, услуг), должна быть отнесена на их себестоимость из расчета 20% стоимости фактических материальных затрат. Указанная сумма налога направляется на увеличение общей суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за отчетный период, в связи с чем относится на издержки производства и обращения. При невозможности исчисления и отнесения прямым счетом по фактическим материальным затратам - можно применять другие косвенные методы расчета, которые обеспечивают обоснованность результатов расчета, т.е. пропорционально другим сопоставимым данным по реализации либо производству льготируемой и нельготируемой продукции (объемы реализации и производства льготируемой или нельготируемой продукции в натуральном, денежном выражении, размеры используемых производственных площадей и пр.). Исчисленная сумма налога на добавленную стоимость по сырью, материалам, которые израсходованы на производство льготируемых товаров (работ, услуг), подлежащая включению в себестоимость указанных товаров, в бухгалтерском учете на основании составленного расчета сторнируется по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по субсчету 1. "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку") и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Одновременно эта сумма налога отражается на издержки производства как внепроизводственные расходы по дебету счета 43 "Коммерческие расходы" (на специально введенном субсчете для этих затрат "НДС для включения в себестоимость реализованных льготируемых товаров (работ, услуг)" с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

По мере реализации льготируемых товаров (работ, услуг) сумма налога по сырью, материалам, которые израсходованы на их производство, относится на себестоимость реализованной продукции по дебету счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" с кредита счета 43 "Коммерческие расходы" (по субсчету "НДС для включения в себестоимость реализованных льготируемых товаров (работ, услуг)").

15. Суммы налога на добавленную стоимость, начисленные по облагаемому обороту реализованных товаров (работ, услуг) (в том числе на бартерной основе, своим работникам и в виде натуральной оплаты), по основным средствам и прочим активам, отражаются соответственно записям по дебету счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов" и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом".

В случае возврата покупателями товаров после оплаты расчетных документов, а также отказа от ранее оплаченных работ (услуг), начисленная сумма налога по таким операциям в бухгалтерском учете сторнируется по дебету счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по субсчету 1. "Налоги и платежи начисленные к оплате по сроку") и засчитывается в уменьшение очередных платежей в бюджет. Перерасчеты по налогу производятся после отражения в учете соответствующих операций по корректировке оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Указанные перерасчеты должны быть отражены в расчетах по налогу на добавленную стоимость в том отчетном периоде, в котором выявлены эти факты и была произведена корректировка оборотов.

По товарам, на которые установлен гарантийный срок службы, при возврате забракованных изделий в пределах этого срока предприятию-изготовителю (если не произведена замена или возврат отремонтированных изделий) уплаченный по ним налог на добавленную стоимость, также сторнируется по дебету счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по субсчету 1. "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку") и засчитывается в предстоящие платежи независимо от срока первоначальной оплаты расчетных документов покупателями и поступления налога в бюджет.

Сумма налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, начисляется по мере сдачи объектов в эксплуатацию или по объемам выполненных работ (отдельных очередей и этапов) согласно актам приемки и отражается в дебете счета 08 "Капитальные вложения" с кредита счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по субсчету 1. "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку").

При реализации на сторону изготовленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг непроизводственными подразделениями, состоящими на балансе предприятий, выручка от их реализации включается в облагаемый оборот в установленном порядке с одновременным восстановлением за счет расчетов с бюджетом (ранее отнесенных сумм налога на добавленную стоимость в дебет счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (по субсчету "НДС по материальным ценностям, приобретенным для непроизводственных целей")) соответствующих сумм налога на добавленную стоимость из расчета 20% суммы материальных затрат на них бухгалтерской записью по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом " (по субсчету 1. "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку") и кредиту счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (по субсчету НДС по материальным ценностям, приобретенным для непроизводственных целей").

16. Предприятия, занимающиеся торговой, снабженческо-сбытовой (посреднической) деятельностью, суммы налога на добавленную стоимость, исчисляемые от разницы между продажной и покупной стоимостями товаров (торговой наценки), отражают по дебету счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом".

17. Начисленные суммы налога на добавленную стоимость по полученным за отчетный месяц суммам в порядке авансов, предварительной и частичной оплаты за реализованные товары (работы, услуги), переходящие как неотоваренные на следующий месяц, в бухгалтерском учете для оперативного контроля, а также для исключения дублирования и искажений в аналитическом учете отражаются только по счету 68 "Расчеты с бюджетом" на дебете субсчета 4. "НДС, начисленный по авансам, предварительной и частичной оплате" и кредите субсчета 1. "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку". По мере отгрузки товаров, оказания услуг, предъявления и сдачи выполненных работ заказчикам в счет переходящих неотоваренных авансов и предварительной оплаты, а также поступления всей выручки за реализованные товары (работы, услуги), которые в предыдущие месяца оплачивались частично, соответствующие суммы ранее начисленного налога согласно сопроводительным и расчетным документам отражаются в общем порядке соответственно бухгалтерскими записями по дебету счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг), 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов" и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" (по субсчету 4. "НДС, начисленный по авансам, предварительной и частичной оплате").

18. Налог на добавленную стоимость по переданным безвозмездно материальным ценностям (работам, услугам) другим предприятиям или гражданам (включая работников предприятия), уплачиваемый за счет собственных средств, образуемых из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в учете отражается на увеличение стоимости безвозмездно переданных материальных ценностей (работ, услуг) записью по дебету счета 88 "Фонды специального назначения" (по субсчету 3. "Безвозмездно полученные ценности") и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом". Впоследствии относится за счет свободных источников записями по дебету следующих счетов:

81 "Использование прибыли" (по субсчету 2. "Использование прибыли на другие цели");

87 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (по субсчету 2. "Нераспределенная прибыль (убыток) прошлых лет";

88 "Фонды специального назначения" (по субсчетам 1. "Фонды накопления (производственного и социального развития, развития производства и др.)", 5. "Фонд социально-культурных мероприятий", 6. "Фонд материального поощрения");

96 "Целевые финансирование и поступления" (по субсчету 6. "Другие источники целевого финансирования и поступлений") и кредиту счета 88 "Фонды специального назначения" (по субсчету 3. "Безвозмездно полученные и переданные ценности").

19. Суммы налога на добавленную стоимость по реализованным ценностям, ранее полученным от других предприятий в виде финансовой помощи, начисленные на прирост стоимости, отражаются соответственно записям по дебету счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг), 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов" и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом".

20. Суммы налога на добавленную стоимость по реализованным основным средствам определяются по облагаемому обороту исчисленного, как превышение полученной выручки от реализации над остаточной стоимостью реализованных основных средств по расчетной ставке в размере 16,67 процента к облагаемому обороту.

21. Ежемесячно кредиторская задолженность по налогу на добавленную стоимость, т.е. кредитовое сальдо по счету 68 "Расчеты с бюджетом" (субсчет 1. "Налоги и платежи, начисленные к оплате по сроку" - по аналитическому счету "Налог на добавленную стоимость"), перечисляется в бюджет с отражением в учете записи по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" и кредиту счета 51 "Расчетный счет" и других счетов учета денежных средств.

22. Каждый плательщик обязан вести учет сумм налога на добавленную стоимость, полученных от покупателей за товары (работы, услуги), и сумм полученных в порядке частичной оплаты за реализованные товары (работы, услуги), полученной финансовой помощи, направленной для пополнения фондов специального назначения, или прибыли после налогообложения, а также учет сумм, уплаченных поставщикам в соответствии с настоящей инструкцией, в следующих учетных регистрах, применяемых при журнально-ордерной форме счетоводства, соответствующих им машинограммах составляемых при автоматизации учета или других, предусмотренных в установленном порядке:

по суммам, уплаченным поставщикам, - в журналах-ордерах N 6,7 и 8, а также в ведомостях 7 и 8 к журналу-ордеру N 8 или соответствующих им машинограммах;

по суммам НДС, уплаченным поставщикам за товарно-материальные ценности, работы и услуги, подлежащим отнесению на себестоимость изделий, не облагаемых НДС, - в журналах-ордерах N 6,7 и 8,9, 10, 10-а, 10/1, 12 и 16, а также в ведомостях 7 и 8 (к журналу-ордеру N 8), 12, 13 и 15 (к журналу-ордеру N 10 и 10/1), 18 и 18/1 (к журналу-ордеру N 16) или соответствующих им машинограммах;

по суммам облагаемого оборота и НДС, полученным от покупателей за товары (работы, услуги), и суммам, полученным в порядке частичной оплаты за реализованные товары (работы, услуги), - в журнале-ордере N 11, а также в ведомостях 16 и 17 или в соответствующих им машинограммах;

- по суммам облагаемого оборота и НДС, полученной финансовой помощи направленной для пополнения фондов специального назначения или прибыли после налогообложения, - в журнале-ордере N 12 и аналитическим данным к ним или в соответствующих им машинограммах и других аналогичных регистрах.

ПРИЛОЖЕНИЯ

[Приложение N 5 исключено Письмом Мин.Фин. N 11(10-23-02/1-740) от 19.03.1998, в силу 12.02.1998]