Документы
Инструкция от 23.10.98 о порядке исчисления и уплаты подоходного налога лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
Инструкция о порядке исчисления и уплаты подоходного налога
лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность
от 23.10.98
Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 12-13/35 от 09.02.1999
* * *
Утратил силу: 27.02.2001
Инструкция ГГНИ от 29.01.2001
"Утверждаю"
Министр финансов
Республики Молдова
N 1 от 23 октября 1998 г.
Анатолий Арапу
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке исчисления и уплаты подоходного налога лицами,
осуществляющими предпринимательскую деятельность
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая Инструкция разработана на основании Налогового кодекса
N 1163-XIII от 24 апреля 1997 г. (далее - Кодекс) и Закона об
администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и
II Налогового кодекса N 1164-XIII от 24 апреля 1997 г. (далее - Закон).
2. В ней регламентирован порядок исчисления и уплаты подоходного
налога лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность
(бизнес): порядок определения обьекта налогообложения и подоходного
налога, принципы учета доходов и вычитаемых расходов, порядок
представления декларации по подоходному налогу, сроки, порядок, форма и
место перечисления подоходного налога, порядок и условия привлечения к
ответственности за нарушение налогового законодательства, а также
порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц.
Глава II. СУБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
3. Субъектами налогообложения подоходным налогом являются
юридические и физические лица, за исключением товариществ, получающие в
течение налогового года доход из любых источников, находящихся в
Республике Молдова, а также юридические и физические лица-резиденты,
получающие инвестиционный и финансовый доход из источников, находящихся
за пределами Республики Молдова.
4. Понятия, используемые в данной главе и относящиеся к
налогоплательщикам, применяются в налоговых целях без изменения их
юридического статуса, предусмотренного действующим законодательством.
Налогоплательщиком считается любое юридическое или физическое лицо с
налогооблагаемым доходом, которое в целях налогообложения определяется
как:
5. Юридическое лицо - любое предприятие, учреждение, организация
Республики Молдова, осуществляющее предпринимательскую деятельность, за
исключением индивидуальных предприятий и крестьянских (фермерских)
хозяйств. Юридическим лицом считается и любой нерезидент, имеющий на
территории Республики Молдова значительное экономическое присутствие.
Предпринимательская деятельность, бизнес - любой вид деятельности,
осуществляемой налогоплательщиком с целью получения дохода.
В целях налогообложения дохода понятие нерезидент включает любое
лицо, которое не соответствует требованиям резидента.
Для нерезидентов значительным экономическим присутствием считается
любая предпринимательская деятельность, которая организована в
Республике Молдова и любой доход, полученный ими в Республике Молдова,
за исключением доходов, полученных физическими лицами- нерезидентами в
результате трудовой деятельности.
Доходами, полученными нерезидентами в Республике Молдова, считаются:
a) процентные начисления по долговым обязательствам органа
публичного управления Республики Молдова, или хозяйствующего
субъекта-резидента, или товарищества-резидента;
b) дивиденды, выплаченные хозяйствующим субъектом-резидентом;
с) доход от трудовой деятельности и услуг, предоставляемых в
Республике Молдова;
d) доход от предоставления в пользование движимого и недвижимого
имущества в Республике Молдова;
e) доход от продажи недвижимого имущества, находящегося в Республике
Молдова;
f) доход от продажи движимого имущества (кроме товарно-материальных
запасов), если покупатель является резидентом;
g) роялти;
h) взносы по договорам страхования или перестрахования, заключенным
в Республике Молдова.
6. Физическое лицо - любой резидент, являющийся физическим лицом в
соответствии с правовым статусом, в том числе индивидуальные предприятия
и крестьянские (фермерские) хозяйства, и любой нерезидент - физическое
лицо по доходам, полученным от трудовой деятельности.
Индивидуальным предприятием в целях налогообложения считается
предприятие, находящееся в собственности физического лица или членов
одной семьи.
Крестьянское (фермерское) хозяйство - первичная форма организации
труда в сельском хозяйстве, основанная на частной собственности на землю
или на аренде земли и на использовании средств производства членами
одной семьи для производства и переработки сельскохозяйственной
продукции в целях собственного потребления или осуществления
предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством.
Семья налогоплательщика включает супругу (супруга)
налогоплательщика, любого прямого родственника по восходящей или
нисходящей линии супруги (супруга) (родителей или детей, в том числе
усыновителей и усыновленных), а также супруга (супруг) любого прямого
родственника по восходящей или нисходящей линии со стороны его супруги
(ее супруга).
7. Товариществом в целях налогообложения считается любая
организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность на
партнерских началах и учрежденная в соответствии с законодательством,
которая:
а) имеет не более 20 членов-резидентов или лиц, управляющих в случае
смерти членов товарищества имуществом умерших;
b) отвечает требованиям пропорционального распределения между
собственниками капитала доходов и потерь согласно инструкциям, изданным
Министерством финансов.
8. Субьектами налогообложения являются и некоммерческие организации,
осуществляющие побочный бизнес.
Некоммерческая организация - юридическое лицо, не преследующее в
качестве цели своей деятельности извлечение дохода и не распределяющее
полученный доход между учредителями, членами и участниками.
Побочным бизнесом является любая коммерческая, производственная или
иная деятельность, не подлежащая освобождению от налогообложения в
соответствии со статьей 52 Кодекса.
Некоммерческие организации являются субъектами налогообложения в
случаях, если:
a) не зарегистрированы в соответствии с законодательством и не
включены в перечень организаций, освобожденных согласно законодательству
от налога;
b) не направляют весь свой доход, определенный в соответствии со
статьей 18 Кодекса, на выполнение уставных целей;
c) используют какую бы то ни было часть собственности или дохода для
выгоды какого-либо члена организации или частного лица;
d) поддерживают какую-либо политическую партию, избирательный блок
или кандидата в органы публичной власти, а также используют какую бы то
ни было часть доходов или активов для их финансирования.
Ограничения, предусмотренные подпунктом d), не распространяются на
политические партии и другие социально-политические организации.
9. Субъекты налогообложения обязаны декларировать валовой доход,
полученный из всех источников.
Глава III. СОСТАВ НАЛОГООБЛАГАЕМОГО ДОХОДА
10. В соответствии со ст. 18 Кодекса, в состав валового дохода
включаются все виды дохода, в том числе:
1) доход, полученный от осуществления предпринимательской
деятельности или профессиональной, либо другой подобной деятельности;
В тех случаях, когда субъект не зарегистрирован в соответствующем
порядке в Государственной регистрационной палате или практикует
незаконный вид деятельности, любой доход, полученный от деятельности
данного субъекта является налогооблагаемым.
Понятие "другая подобная деятельность" включает иные виды
деятельности, связанные с получением дохода, неуказанные в ст.18 Кодекса.
2) доход от деятельности товариществ, полученный членами
товариществ, и доход, полученный акционерами инвестиционных фондов в
соответствии с положениями главы 9 Кодекса;
3) доход от сдачи имущества в аренду в соответствии с Законом об
аренде N861-XII от 14.01.1992 г. и Гражданским кодексом.
В соответствии с Законом об аренде, правом сдачи имущества в аренду
пользуются любой собственник со статусом физического и юридического лица
Республики Молдова.
Аренда допускается во всех отраслях национальной экономики. Аренда
может применяться в отношении имущества всех видов и форм собственности.
В аренду могут быть сданы: земля и другие природные ресурсы,
предприятия, организации, подразделения предприятий и организаций,
здания, сооружения, помещения, оборудование, сельскохозяйственная и иная
техника, транспортные средства, инвентарь, инструмент, другие
материальные ценности.
В соответствии со ст. 7 данного Закона, основным документом,
регламентирующим отношения арендодателя с арендатором, является договор
об аренде. Он заключается в письменной форме на определенный срок, но не
более чем на 99 лет;
4) прирост капитала, определенный в соответствии с IV главой данной
Инструкции;
5) прирост капитала над его потерями, не учтенный в других видах
дохода.
К данному виду дохода относится доход, полученный от реализации
(выбытия) активов, не включенных в категорию капитальных активов в
соответствии со ст. 37 (2) Кодекса и использованных в
предпринимательской деятельности, по которым начисляется износ, и
соответственно вычитается из валового дохода.
В соответствии со ст. 27 (2) Кодекса в случае реализации в течение
налогового года собственности, находящейся на счете основных средств, ее
балансовая стоимость уменьшается на сумму, полученную от ее реализации.
Если такая реализация приводит к отрицательному результату на счете
основных средств, то величина, равная отрицательному результату,
включается в валовой доход, а остаток на счете основных средств
приравнивается к нулю.
Для собственности, которая в соответствии с Постановлением
Правительства Республики Молдова N 1218 от 31.12.1997 г. включена в I
категорию основных средств (здания, сооружения), результат от реализации
(прирост или потери) определяется по каждому объекту в отдельности, а
для основных средств, относящихся к II-V категории, результат
определяется в целом по категории (группе).
6) доход, получаемый в виде процентных начислений.
Процентные начисления могут быть получены от:
-предоставления кредитов;
-приобретения облигаций или других ценных бумаг;
-вложения денежных средств на депозитные счета;
-переплаты по подоходному налогу перед бюджетом.
К данному доходу относится вся начисленная сумма процентов, несмотря
на то, была ли часть ее капитализирована (например с депозитными
вкладами) или нет, или была направлена на погашения определенных долгов
и. т. д.
7) роялти.
Роялти-доход от предоставления в пользование нематериальной
собственности (патента, авторского право, программ для компьютеров) или
от права на пользование ею, а также от права на эксплуатацию природных
ресурсов в Республике Молдова.
8) доход от непогашения задолженности хозяйствующим субъектом в
случаях истечения срока исковой давности, ликвидации кредитора, за
исключением случаев, когда причиной образования задолженности является
неплатежеспособность налогоплательщика, объявленная решением судебной
инстанцию.
Cрок исковой давности задолженности составляет:
-для государственных предприятий - 1 год;
-для остальных лиц, занятых предпринимательской деятельностью - 3
года.
В соответствии с Законом о банкротстве N 786-XIII от 26 марта 1996
г. (в редакции Закона N 1254-XIII от 16.07.1997 г.),
неплатежеспособность - финансово-экономическое положение должника,
характеризующееся уменьшением его активов по отношению к уставному
капиталу в случае, когда последний продекларирован, или превышением
долгов должника над его активами в иных случаях и неспособностью
должника уплатить в согласованные сроки и в установленном объеме свои
долги независимо от причин, времени и места их происхождения.
9) государственные дотации, премии, призы, если они не определены
как необлагаемые налогом в законах, устанавливающих эти выплаты;
10) суммы, получаемые по договору (соглашению) о невступлении в
конкуренцию;
11) дивиденды, полученные от хозяйствующего субъекта-нерезидента.
Дивиденд - любая выплата, осуществляемая юридическим лицом акционеру
(пайщику) этого юридического лица в соответствии с его долей участия (за
исключением дивидендов в форме акций, предусмотренных частью (2) статьи
56 Кодекса, и выплат, производимых при полной ликвидации хозяйствующего
субъекта в соответствии с частью (2) статьи 57 Кодекса). Является ли
выплата дивидендом, устанавливается независимо от того, имело или нет
юридическое лицо доход в текущем налоговом году или в предыдущие годы.
Во избежание двойного налогообложения одного и того же дохода,
дивиденды облагаются один раз - у хозяйствующего субъекта - плательщика
дивидендов. Поэтому у лица, которому выплачены дивиденды, данные суммы
не включаются в состав валового дохода. Исключением являются только
дивиденды, полученные от хозяйствующих субъектов нерезидентов.
Глава IV. ПРИРОСТ (ПОТЕРИ) КАПИТАЛА
11. Прирост (потери) капитала признаются при реализации, обмене или
другой форме выбытия капитальных активов.
12. Величина прироста или потерь капитала, полученная в результате
данных операций, определяется как разница между полученным доходом и
стоимостным базисом данных активов.
В случае, если доход превышает стоимостный базис, имеет место
прирост капитала, в противном случае - потери капитала.
13. Полученный доход равен сумме полученных денежных средств или в
случае получения в обмен на реализованный капитальный актив какого-либо
другого актива доход равен рыночной стоимости полученного актива.
14. Стоимостный базис капитальных активов означает:
a) стоимость приобретенных или созданных налогоплательщиком
капитальных активов;
b) скорректированный стоимостный базис капитальных активов:
- для лица, передающего капитальные активы налогоплательщику, или
- для капитальных активов, замененных новыми.
Стоимость приобретенных капитальных активов состоит из суммы
расходов, связанных с приобретением данного актива.
Созданная стоимость (для собственности, не используемой в
предпринимательской деятельности) состоит из суммы затрат, связанных с
созданием данного актива - стоимость материалов, расходы на оплату
труда, уплату налогов и т.д.
Скорректированный стоимостный базис равен стоимостному базису
капитальных активов:
- уменьшенному на величину износа, истощения или других изменений
стоимости капитальных активов, которая списывается со счета основных
средств;
- увеличенному на стоимость восстановления и других изменений
стоимости капитальных активов, которая отражается на счете основных
средств.
В соответствии со ст. 37 (4) Кодекса при получении собственности в
результате бартерной сделки, стоимостный базис полученного актива
приравнивается к рыночной стоимости на момент совершения сделки.
Пример 1: В результате реализации автомобиля, предприятие А получило
денежные средства в сумме 10 тыс. лей и участок земли площадью 0,7 га.
Рыночная стоимость на данный момент 1 га земли данной категории равна 12
тыс. лей и таким образом стоимостный базис полученной земельной площади
составит по рыночной стоимости - 8,4 тыс. лей (12 тыс. лей Х 0,7 га).
Для некоторых видов операций, связанных с получением собственности,
существуют специальные правила определения стоимостного базиса данной
собственности:
При получении собственности в форме дарения (в соответствии со ст.
42 Кодекса) первоначальная стоимость полученного имущества равна
величине, по которой было оценено данное имущество для определения
налоговых обязательств лица, осуществляющего дарение.
В случаях обмена собственности, ее стоимостный базис, полученный в
результате данного обмена, является скорректированным стоимостным
базисом (первоначальная стоимость собственности корректируется на сумму
компенсаций). Если налогоплательщик дополнительно выплачивает
определенную сумму, стоимостный базис увеличится на данную сумму, а если
налогоплательщик получает соответствующую компенсацию - стоимостный
базис данной собственности соответственно уменьшится.
15. Сумма прироста капитала в налоговом году равна 50 процентам
суммы, превышающей признанный прирост капитала над любыми его потерями,
понесенными в течение налогового года.
16. Сумма прироста (потерь) капитала представляет результат,
полученный от одной операции, а сумма прироста (потерь) капитала в
налоговом году представляет сумму всех операций с капитальными активами
(прироста, потерь), полученными в течение налогового года.
Пример 2: Сумма прироста капитала по всем операциям в 1998 году
составляет 12 тыс. лей, а соответствующая сумма потерь капитала - 7 тыс.
лей. Превышение прироста над потерями составляет 5 тыс. лей (12-7), а
сумма, которая включается в состав валового дохода, составляет 2,5 тыс.
лей (5 тыс. лей Х 50%).
17. К капитальным активам относятся:
a) акции и другие документы, удостоверяющие право собственности в
предпринимательской деятельности.
В соответствии с Законом об акционерных обществах N 1134-XIII от 2
апреля 1997 г. акцией признается документ в форме:
- сертификата, изготовленного типографским способом, и/или
- записи на лицевом счете, открытом на имя их собственника либо
номинального владельца ценных бумаг общества, удостоверяющие право его
собственника на участие в управлении обществом, на получение дивидендов,
а также части имущества общества в случае его ликвидации.
К другим документам данной категории активов относятся активы,
которые удостоверяют долевое участие в капитале другого предприятия.
Прирост (потери) капитала для данных активов определяется как
разница между стоимостью приобретенных акций (сумма паевого взноса) и
стоимостью реализованных акций (паевые взносы).
К данной категории активов не относятся суммы дивидендов, полученные
по акциям и долевому участию, которые в соответствии со ст. 20 (j)
Кодекса являются необлагаемым доходом;
b) документы, свидетельствующие о наличии дебиторской задолженности.
К ним относятся: векселя, облигации, государственные ценные бумаги и др.;
c) частная собственность, не используемая в предпринимательской
деятельности, реализованная по цене, превышающей ее скорректированный
стоимостный базис.
Частная собственность включает все основные средства, за исключением
земли. Для целей налогообложения частная собственность, используемая в
предпринимательской деятельности, исключена из понятия капитальных
активов, и доход, полученный от данных сделок, определяется в
соответствии со ст. 27 (2) Кодекса.
В налоговых целях собственность, не используемая в
предпринимательской деятельности, считается инвестиционной
собственностью. Понятие инвестиционной собственности определено в НСБУ
25 "Учет инвестиций" и составляет инвестиции в земельные участки, здания
и другие активы, которые не используются и не эксплуатируются у
предприятия-инвестора, то есть сданы в долгосрочную аренду. Долгосрочная
аренда считается свыше одного года.
Прирост или потери капитала определяются только от реализации, или
другой формы выбытия собственности, не использованной в
предпринимательской деятельности;
d) земля.
Земля, наряду с другими активами предприятия, представляет
определенную стоимость и в учете экономического агента должна быть
оценена. Оценка земли осуществляется в соответствии со ставками,
указанными в приложении к Закону "О нормативной цене и порядке
купли-продажи земли" N 1308-XIII от 25 июня 1997 г. и других нормативных
актах, изданных впоследствии;
e) опцион на покупку или продажу капитальных активов.
Опцион - условие, предусматривающее право выбора.
18. Право на получение доходов от капитальных активов в течение
периода, превышающего десять лет, считается капитальными активами, если
рассматривается отдельно.
19. Если в налоговом году сумма всех операций составит прирост
капитала, то данное превышение облагается подоходным налогом в размере
50%, а если сумма потерь превысит сумму прироста, то в данном случае
существуют специальные ограничения.
20. Потери капитала, понесенные налогоплательщиком в течение
налогового года, вычитаются только в пределах его прироста. Потери
капитала, вычет которых не разрешен в соответствующим налоговом году
(которые превышают прирост капитала), рассматриваются как потери
капитала, понесенные в следующем году.
Пример 3: В 1999 году в результате выкупа компанией "S" 1000 акций (
приобретены по 80 лей и выкуплены по 100 лей каждая) получен доход в
сумме 20 тыс. лей (1000 акций x 100 лей- 1000 акций x 80 лей). От другой
реализации или выбытии капитальных активов получены потери в сумме 30
тыс. лей. В данном случае, потери вычитаются только в сумме 20 тыс. лей,
а остальные 10 тыс. лей (30 тыс.-20 тыс.) будут перенесены на 2000 год.
Глава V. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДОХОДА
21. Валовой доход, полученный в неденежной форме, оценивается по
рыночной стоимости в порядке, установленном Правительством.
22. При осуществлении операций в иностранной валюте:
1) при исчислении облагаемого дохода, валовой доход и другие
поступления, а также понесенные затраты в иностранной валюте,
пересчитываются в молдавские леи по курсу Национального банка Молдовы,
действовавшему на день осуществления операции;
2) любой долг, как налогоплательщика, так и налогоплательщику,
основная сумма которого (без процентов) выражена в иностранной валюте,
пересчитывается по рыночным ценам (по курсу Национального банка) и
рассматривается как проданный налогоплательщиком в последний день
налогового года по рыночной цене на тот период;
3) любой доход или убытки от предполагаемой продажи долга в
соответствии с пунктом 2) рассматривается как доход или убытки,
образовавшиеся в последний день налогового года, а стоимостным базисом
этого долга налогоплательщика или налогоплательщику становится его
рыночная стоимость.
23. В конце налогового года должны быть пересчитаны дебиторские и
кредиторские задолженности в иностранной валюте в отдельности с
последующим отражением полученных результатов соответственно в составе
доходов или убытков (вычетов).
Перерасчет долгов (дебиторских, кредиторских) осуществляется, исходя
из рыночных цен (по курсу Национального банка), установленных на
последний день налогового года - 31 декабря.
Пример 4: На 31 декабря 1998 года дебиторская задолженность компании
А, образовавшаяся в результате реализации продукции 12.03.1998 года
компании "В" в иностранной валюте, составляет 1000 долларов США. На
12.03.1998г. 1 доллар США по курсу Национального банка составил 4,57
лея. В соответствии с методом начисления в марте было отражено в составе
валового дохода 4570 лей, а на 31 декабря 1998 года курс доллара по
данным Национального Банка составил 4,64 лея. Таким образом в результате
пересчета сумма долга уже составит 4640 лей, а в составе валового дохода
отразится дополнительно 70 лей (4640-4570).
24. Порядок оценки результатов от осуществления операций в
иностранной валюте для определения налоговых обязательств определяется в
соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова N488 от 4
мая 1998г. "Об утверждении Положения по порядке исчисления налоговых
обязательств по платежам в иностранной валюте".
25. Непризнание дохода при вынужденной замене собственности.
Вынужденная замена собственности это строительство, приобретение
нового имущества взамен на разрушенное, ликвидированное имущество в
результате таких обстоятельств, как: землятресение, пожар, наводнение,
похищение, наложение ареста и других обстоятельств.
Положения данного пункта используются в случаях, когда в результате
утраты собственности, налогоплательщиком была получена определенная
компенсация в виде страхового возмещения от страховой компании (в
случаях, когда данное имущество было застраховано), доход от реализации
отходов, или других видов возмещений.
Доход при вынужденной замене собственности может быть получен в
случае, когда сумма полученной компенсации превышает скорректированный
стоимостный базис утраченной собственности.
26. Операция считается вынужденной, без признания дохода, если
полученная компенсация реинвестируется (направляется на строительство
или приобретение) в другую подобную собственность в течение периода,
разрешенного для замены.
Разрешенный период для замены - период, заканчивающийся в налоговом
году, следующем за годом, в котором произошла утрата.
Замещающая собственность рассматривается как подобная собственность,
если она имеет те же самые свойства или природу, что и заменяемая
(независимо от того, является ли она собственностью того же уровня и
качества).
27. Если в течение периода, разрешенного для замены,
налогоплательщик не осуществил замену собственности, полученный доход
будет признан и обложен на общих основаниях по окончании второго
налогового года, если в первом году данный доход не был декларирован, с
начислением пени за несвоевременное перечисление подоходного налога с
момента возникновения данной задолженности.
Если же налогоплательщик решил не заменять утраченную собственность
на другую подобную, и при этом получил возмещение, которое превышает
скорректированный стоимостной базис утраченной собственности, то данное
превышение должно быть включено в состав валового дохода и обложено в
установленном порядке в первом налоговом году.
Пример 5: Стоимость утраченной собственности - 40 тыс лей, сумма
полученной компенсации - 45 тыс лей. Налогоплательщик решил не
осуществлять замену собственности ни в I, ни во II году. В этом случае
налогоплательщик самостоятельно должен включить в состав валового дохода
5 тыс. лей (45 - 40) в году, когда произошла утрата. Если по оканчании
II налогового года замена собственности не произошла, то сумма в 5 тыс.
лей включается, в состав валового дохода плюс пеня, которая начисляется
начиная с момента возникновения задолженности.
28. Если сумма, направленная на замену другой подобной
собственности, меньше суммы, полученной компенсации, то данная разница
прибавляется к валовому доходу в год, когда произошла замена.
29. Стоимостной базис собственности, определенный в налоговых целях
равен:
1) для утраченной собственности, относящейся к I категории основных
средств, - стоимостному базису данного объекта на начало года;
2) для утраченной собственности, относящейся к остальным категориям
основных средств (II-V), - стоимости утраченного объекта, определенной
расчетно, исходя из первоначальной стоимости, нормы износа и других
корректировок по данному объекту.
Пример 6: В 2002 году в результате аварии утратил полностью рабочее
состояние автомобиль, находящийся на балансе предприятия. Данная
собственность по классификации относится к IV категории собственности,
общая сумма которой составляет 185 тыс. лей. По данным учета,
первоначальная стоимость данного автомобиля составляет 50 тыс. лей,
период использования-5 лет (4 года 5 месяцев)-с 1998 по 2002 год. Норма
износа по данной категории -20 %. Стоимостный базис по налоговому учету
данного автомобиля определяется следующим образом:
1. Исходя из нормы износа определяется стоимостный базис данного
объекта
-----+--------------+----------+-----------+--------+-------------
год | стоимость на | норма | корректи- | сумма | стоимость на
| начало года | износа,% | ровки | износа | конец года
-----+--------------+----------+-----------+--------+-------------
1998 50 20 - 10 40
1999 40 20 - 8 32
2000 32 20 - 6,4 25,6
В 2001 году по данной категории основных средств, стоимость которых
составляет 160 тыс. лей, были отражены корректировки (увеличена
стоимость основных средств) в результате проведенного ремонта в сумме 16
тыс. лей, что составляет 10% от суммы по группе (16:160X100). Таким
образом, для определения стоимостного базиса автомобиля на конец 2001
года к стоимости на начало 2001 года добавляется сумма корректировок,
относящихся к стоимости данного автомобиля, и таким образом составит:
28,16 тыс. лей (25,6 тыс. лей + 10% от 25,6 тыс. лей).
2001 25,6 20 2,56 5,63 22,53
2002 22,53 - - - -
2. Стоимость выбывшего объекта в течение налогового года (2002 года)
равна стоимости, определенной расчетным путем по данным налогового учета
на начало года. Из данного примера стоимостный базис составляет 22,53
тыс. лей.
Пример 7: Стоимость выбывшей собственности составляет 22,53 тыс.
лей, сумма полученной компенсации-30 тыс. лей. Доход, который не будет
признан при соблюдении вышеперечисленных условий, составит 7,47 тыс. лей
(30-22,53).
Пример 8: Если в течение разрешенного периода для замены,
используется на приобретение новой собственности 28 тыс. лей, а
полученное страховое возмещение составляет 30 тыс. лей, разница в сумме
2 тыс. лей будет включена в состав валового дохода и облагается
подоходным налогом в году, в котором произошла замена.
30. Сумма полученной компенсации включает сумму полученного
возмещения и сумму дохода, полученного от реализации используемых
отходов в результате вынужденной замены.
Пример 9: В результате землетрясения был снесен центральный склад
предприятия, стоимоть которого составляет 30 тыс. лей, как результат
были получены отходы в сумме 5 тыс лей. Сумма полученного возмещения
составляет 28 тыс лей. В данном случае доход, который не будет признан
при соблюдении вышеперечисленных условий, составляет 3 тыс лей (
(28+5)-30).
31. Если на приобретение или замену новой подобной взамен старой
(утраченной) собственности было направлено меньше или в той же величине
из суммы полученной компенсации при вынужденной замене собственности,
стоимостный базис заменяемой собственности будет равен стоимостному
базису старой стоимости:
Пример 10: Стоимость разрушенного в результате аварии автомобиля
составляет 22,53 тыс. лей. Страховая компании выплатила в виде
страхового возмещения 30 тыс. лей. На приобретение нового автомобиля
было использовано 28 тыс. лей. Новый автомобиль учитывается в целях
налогообложения по стоимости старого автомобиля, что составляет 22,53
тыс лей.
Если на замену собственности из полученного возмещения направлено
больше, чем получено, то стоимостный базис новой собственности равен
стоимостному базису старой собственности плюс дополнительные раходы,
связанные с данной заменой.
Пример 11: Стоимость замененного автомобиля (разрушенного, старого)
составляет 22,53 тыс. лей. Страховая компания выплатила страховое
возмещение в сумме 30 тыс. лей. На приобретение нового автомобиля было
использовано 35 тыс. лей. Стоимость нового автомобиля составит 27,53
тыс. лей (22,53 тыс. лей + 5 тыс. лей - дополнительные затраты,
связанные с заменой (приобретением) (35 тыс. лей - 30 тыс. лей).
32. В результате чрезвычайных обстоятельств может быть повреждена
часть объекта (имущества), которая для нормального состояния нуждается в
ремонте. Если для осуществления ремонта израсходовано больше, чем сумма
полученной компенсации (страхового возмещения), то разница считаются как
расходы на восстановление имущества, для которых в соответствии со ст.
27 (8) Кодекса предусмотрен предел 5%.
Пример 12: В результате землетрясения было разрушена часть здания,
находящаяся на балансе предприятия, стоимостный базис которого
составляет 95 тыс. лей. От страховой компании получено страховое
возмещение в сумме 40 тыс. лей, а на ремонт фактически израсходовано 43
тыс. лей. Таким образом 3 тыс. лей (43-40) составляют расходы на
восстановление основных средств и в соответствии со ст. 27 (8) будут
вычитаться из валового дохода, так как не превышают 5% от их
стоимостного базиса (3 тыс. лей < 4,75 тыс. лей (95 тыс. лей X 5 %).
33. Учет возмещенных потерь. В случае возмещения налогоплательщику в
течение налогового года ранее вычтенных расходов, потерь или безнадежных
долгов, возмещенная сумма учитывается и включается в его валовой доход в
том году, в котором она была получена.
Пример 13: В марте 1999 года получена дебиторская задолженность в
сумме 10 тыс. лей, которая в 1998 году была вычтена из валового дохода
как безнадежный долг. Таким образом в 1999 году 10 тыс. лей должны быть
включены в состав валового дохода и обложены подоходным налогом.
34. Определение дохода при осуществлении дарений. Лицо, преподнесшее
какой-либо дар (в том числе некоммерческим организациям, указанным в ст.
52 Кодекса), рассматривается как лицо, продавшее подаренное имущество по
цене, являющейся наибольшей величиной из ее скорректированного
стоимостного базиса и рыночной стоимости на момент дарения. Если
скорректированная стоимость ниже рыночной стоимости, то для определения
налоговых обязательств используется рыночная стоимость.
Пример 14: Компания "В" дарит Ассоциации ветеранов автомобиль Ваз,
скорректированный стоимостной базис которого составляет 12 тыс. лей,
тогда как рыночная стоимость аналогичного автомобиля составляет 14 тыс.
лей. В данном случае дареный автомобиль рассматривается как проданный на
сумму 14 тыс. лей.
Для получателя дара, подаренное имущество оценивается в аналогичном
вышеизложенном порядке.
В соответствии со ст. 257 Гражданского кодекса, утвержденным Законом
Молдавской ССР от 26 декабря 1964 г., по договору дарения одна сторона
(даритель) передает безвозмездно другой стороне (одаряемому) имущество в
собственность.
Договор дарения заключается в соответствии с порядком, установленным
ст. 258 Гражданского кодекса, и удостоверяется нотариально.
35. Дарение может осуществляться в форме передачи:
- основных средств;
-капитальных активов;
- других оборотных активов (готовая продукция, материалы, товары).
Доход, полученный в результате осуществления дарений, подлежащий
налогообложению, определяется в зависимости от подаренных активов:
а) для основных средств и капитальных активов - как разница между
рыночной стоимостью на момент дарения и их скорректируемым стоимостным
базисом;
Скорректируемый стоимостный базис основных средств при осуществлении
дарений определяется в порядке, предусмотренном пунктом 29 Инструкции.
Пример 15: В качестве дареного имущества предприятие "Прим" передало
другому предприятию автомобиль, относящийся к IV категории основных
средств, стоимостной базис которого составляет 27 тыс. лей (определяется
расчетно). Рыночная стоимость автомобиля на момент дарения составляет 30
тыс. лей. В данном случае от данной операции в целях налогообложения
будет признан доход в сумме 3 тыс. лей (30 - 27).
Пример 16: Скорректируемый стоимостный базис дареного участка земли
в 0,5 га ООО "Orem"другому предприятию составляет 10 тыс. лей. Рыночная
цена на момент дарения данного участка составляет 13 тыс. лей. Таким
образом, прирост капитала составит 3 тыс. лей (13 - 10), а в состав
валового дохода будут включены только 1,5 тыс. лей (3 тыс. X 50 %);
b) для других оборотных материальных активов, не указанных в пункте
35 а) - разница между рыночной ценой данных активов и понесенными
затратами, связанными с приобретением или производством данных активов.
Пример 17: Рыночная стоимость переданных товаров компанией "А"
другому лицу на момент дарения составляет 7 тыс. лей. Затраты, связанные
с приобретением данных товаров, - 5 тыс. лей. Таким образом, доход,
подлежащий налогообложению, составит 2 тыс. лей (7 - 5).
Глава VI. ИСТОЧНИКИ ДОХОДА, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НАЛОГОМ
36. В валовой доход лиц, занятых предпринимательской деятельностью,
не включаются следующие виды дохода:
а) дивиденды, за исключением сумм, полученных от хозяйствующего
субъекта-нерезидента.
Во избежание двойного налогообложения, сумма дивидендов, полученных
от владения акциями (долевого участия) в уставном капитале
хозяйствующего субъекта резидента, не включается в состав валового
дохода, так как они были предварительно обложены подоходным налогом
предприятия, выплачивающего дивиденды;
b) вложения в капитал хозяйствующего субъекта, предусмотренные
статьей 55 Кодекса.
В соответствии с положениями данной статьи, вложения в капитал
хозяйствующего субъекта в обмен на долю его участия в капитале,
осуществленные лицом или лицами, которые таким образом получают контроль
над этим хозяйствующим субъектом, не облагаются налогом. Вложения могут
осуществляться в форме передачи основных средств, нематериальных
активов, роялти и т.д.
Для настоящих целей контроль означает владение такой долей участия в
капитале хозяйствующего субъекта, в которую входит:
- не менее 80 процентов прав решающего голоса всех видов участия с
правом решающего голоса;
- не менее 80 процентов общего количества акций каждого иного вида
участия.
Положения данной статьи относятся только к случаям осуществления
вложений в капитал в форме передачи имущества.
Пример 18: ООО "Омега" передало ООО "Ком" в форме вложения в капитал
(участие как учредителя в уставном капитале) оборудование взамен на
пакет акций стоимостью 40 тыс. лей, в результате чего получило долевое
учатие в уставном капитале 82%. Стоимостный базис переданного
оборудования составляет 32 тыс. лей. Так как в результате осуществления
вложений ООО "Омега" получило контроль (долевое участие> 80%) над ООО
"Ком", доход в сумме 8 тыс. лей (40-32) считается необлагаемым;
с) имущество, полученное в порядке дарения.
В целях налогообложения, стоимость имущества, полученного в качестве
дарения, не включается в состав валового дохода, так как плательщиком
подоходного налога (в случае его существования) является лицо, которое
осуществило дарение, в соответствии со ст. 42 Кодекса.
В учете подаренная собственность оценивается получателем как и
лицом, осуществляющим дарение, то есть по наибольшей величине из его
скорректированного стоимостного базиса или его рыночной цены на момент
дарения.
Глава VII. ВЫЧЕТЫ
37. Вычет - сумма, вычитаемая из валового дохода налогоплательщика
при расчете облагаемого дохода.
38. Для определения налогооблагаемого дохода из валового дохода
вычитаются расходы, относящиеся к реализованной продукции (работам,
услугам), товарам, основным средствам и иному имуществу, а также
расходы, связанные с получением других налогооблагаемых доходов, которые
определяются в соответствии с Национальными стандартами бухгалтерского
учета с учетом положений Кодекса.
39. Вычеты разрешаются в налоговом году, в котором были начислены
либо произведены расходы или другие выплаты, если только они не должны
быть учтены в другом налоговом году в целях правильного отражения дохода.
40. В состав вычетов включаются:
a) обычные и необходимые расходы, оплаченные или понесенные
налогоплательщиком в течение налогового года исключительно в целях
осуществления предпринимательской деятельности.
Обычные и необходимые расходы - это расходы, характерные для ведения
определенного вида предпринимательской деятельности, без которых
невозможно вести бизнес, которые определяются как качественными, так и
количественными признаками.
Оплаченные расходы - это оплаченные обычные и необходимые расходы,
признанные к вычету.
Понесенные расходы - это обычные и необходимые расходы, оплата
которых не была произведена, но обязательства по их оплате образовались.
b) доля расходов из расходов смешанного типа (расходов, cвязанных с
осуществлением предпринимательской деятельности и личных расходов),
приходящаяся на предпринимательскую деятельность, при условии, что
расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности,
преобладают над личными (более 50 процентов):
Пример 19: При аренде двухэтажного здания, в котором первый этаж
служит для ведения бизнеса и расходы по аренде которого составляют 70
процентов от общей суммы к оплате, а второй этаж служит жильем, арендная
плата выплачивается одной суммой. Расходы по аренде личного жилища не
подлежат вычету. Таким образом, необходимо определить расчетным путем
сумму арендной платы за помещение, которая признается к вычету при
определении налогооблагаемого дохода;
c) расходы, связанные с командированием работников,
представительские расходы, расходы по страхованию юридических лиц, в
пределах утвержденных Правительством норм и нормативов.
Вычеты расходов, связанных с командированием работников,
производятся в соответствии с нормами, утвержденными Постановлениями
Правительства Республики Молдова N 805 от 7 ноября 1994 года "О
служебных командировках работников предприятий, учреждений и организаций
Республики Молдова" (учитывая внесенные изменения) и N 613 от 4 сентября
1995 года "Об утверждении Положения о командировании за рубеж работников
учреждений и хозяйствующих субьектов".
Вычеты представительских расходов производятся в соответствии с
Положением "О предельных нормах представительских расходов, разрешаемых
к вычету из валового дохода", утвержденным Постановлением Правительства
Республики Молдова "О лимитировании некоторых видов расходов,
разрешенных к вычету из валового дохода" N 130 от 6 февраля 1998 г.
Вычет расходов по страхованию юридических лиц регламентирован
Положением о расходах по страхованию юридических лиц, разрешенных для
вычета из валового дохода от предпринимательской деятельности в целях
налогообложения, утвержденным Постановлением Правительства Республики
Молдова "О расходах по страхованию юридических лиц, разрешенных для
вычета из доходов от предпринимательской деятельности в целях
налогообложения" N 484 от 4 мая 1998 г.;
d) расходы на оплату процентных начислений, которые непосредственно
относятся к осуществлению предпринимательской деятельности, за
исключением процентных начислений, относящихся к приобретению
(стоительству) основных средств до начала их эксплуатации.
В соответствии со ст. 25 Кодекса расходы на оплату процентных
начислений, произведенных своим акционерам, в случаях, когда они в
большинстве своем являются иностранными гражданами или лицами,
освобожденными от налогообложения, и большая часть капитала юридического
лица прямо или косвенно финансируется за счет займов и кредитов,
предоставленных акционерами (пайщиками), разрешаются к вычету в пределах
процентной базисной ставки (округленной до следующего полного процента),
по которой Национальный банк Молдовы предоставил кредит в обычном
порядке, проводимом в ноябре предшествующего календарного года.
Данные ограничения применяются в случаях, когда доля акционеров -
иностранных граждан или лиц, освобожденных от налогообложения, в
уставном капитале налогоплательщика превышает 50 процентов, и сумма
оказанных кредитов акционерами в общей сумме заемного капитала тоже
превышает 50 процентов.
Расходы на оплату процентных начислений (дисконта) по долговым
обязательствам, эмиссия которых была произведена после 1 января 1998
года, разрешенных как вычет процентных начислений эмитенту, определяются
путем пропорционального распределения суммы дисконта на период действия
долгового обязательства.
Пример 20: Предприятие "А" выпускает облигации номинальной
стоимостью 1000 лей сроком на 5 лет. Облигации реализуются по стоимости
800 лей и спустя 5 лет за каждую возвращенную облигацию выплачивается
1000 лей. Для предприятия "А" в каждом отчетном периоде (налоговом году)
к вычету признаются расходы в размере 40 лей, то есть по каждой
реализованной облигации дисконт 200 лей делим на период действия
облигации - 5 лет;
e) износ основных средств;
f) сумма, составляющая менее 1000 лей, оставшаяся на счете основных
средств, после проведения корректировок;
g) расходы на содержание, ремонт и восстановление собственности в
размере не более 5 процентов их стоимости на начало отчетного периода.
Порядок определения и вычетов сумм затрат, указанных в пунктах е),
f), и g) настоящей главы, отражен в Положении о порядке начисления
износа основных средств в целях налогообложения, утвержденном
Министерством финансов N 05/1-СF-07/92 от 25 декабря 1997 года.
К данным видам расхода относятся понесенные или оплаченные расходы
по осуществлению всех видов ремонтов;
h) расходы, связанные с научными исследованиями и разработками,
кроме аналогичных расходов, относящихся к приобретению земли или иного
имущества, подвергающегося износу, а также к любым другим расходам,
оплаченным или понесенным с целью разведки и разработки месторождений
природных ресурсов;
i) амортизация нематериальных активов.
Разрешается вычет амортизации каждой единицы нематериальной
собственности, имеющей ограниченный срок службы, с учетом времени ее
службы по прямолинейному методу.
К нематериальным активам относятся: стоимость права на использование
земельных участков, природных ресурсов, основных средств (машин,
оборудования, зданий), патенты, лицензии на определенные виды
деятельности, элементы ноу-хау, программные продукты для ЭВМ и
оборудования с программным управлением, монопольные права и привилегии,
включая право прокатов фильмов, пользование лицензиями и сертификатами
на определенные виды деятельности, организационные расходы (включая
плату за государственную регистрацию и перерегистрацию предприятия,
приобретение и регистрацию брокерского места, оформление документов и
т.п.), торговые марки и торговые фирменные знаки, промышленные образцы,
модели, цена фирмы (гудвилл), авторские права, смежные права,
маркетинговые права, другие обьекты интеллектуальной собственности.
Для определения суммы вычета амортизации, первоначальная стоимость
нематериального актива распределяется на период, не превышающий срок
полезного функционирования, начиная от даты первоначального признания
актива. Срок полезной эксплуатации нематериального актива определяется
сроком, в течение которого он полезен предприятию. Порядок определения
срока полезной эксплуатации нематериальных активов осуществляется в
соответствии с требованиями Национального стандарта бухгалтерского учета
13 "Учет нематериальных активов".
Амортизационные вычеты нематериальной собственности определяются по
прямолинейному методу с момента приобретения нематериального актива до
его полной амортизации или выбытия;
k) истощение природных ресурсов.
Все расходы, связанные с разведкой и разработкой месторождений
природных ресурсов, а также сопутствующие выплаты процентных начислений
отражаются отдельно по каждому месторождению на счете материальных
активов "Природные ресурсы".
Сумма расходов, связанных с добычей невосполнимых природных
ресурсов, определяется путем умножения балансовой стоимости (остаточной
стоимости на начало отчетного периода) природных ресурсов на результат,
полученный от деления объема добычи природных ресурсов в течение
отчетного периода на предполагаемый общий объем добычи по данному
месторождению (в натуральном измерении).
Пример 21. Балансовая стоимость природных ресурсов - месторождения
строительного камня на начало 1998 года составляет 45000 лей.
Предполагаемый общий объем добычи строительного камня - 500 куб. м. В
течение 1998 года объем добычи составил 100 куб. м. Сумма истощения за
1998 год - 100 : 500 Х 45000 = 9000. К вычету для определения
налогооблагаемого дохода в 1998 году признается 9000 лей.
В 1999 году объем добычи составил 150 куб. м. Сумма истощения за
1999 год - 150 : 400 Х 36000= 13500. К вычету для определения
налогооблагаемого дохода в 1999 году подлежит 13500 лей.
Таблица 1.
------+----------+-------+-------+-------------+----------+----------
Отчет-|Балансовая|Объем |Объем | Истощение |Остаточная|Остаток
ные |стоимость |природ-|добычи | природных |стоимость |объема
пери- |природных |ных ре-|природ-| ресурсов |природных |природных
оды |ресурсов |сурсов |ных ре-|за отчетный |ресурсов |ресурсов
|на начало |на на- |сурсов | период |на конец |на конец
|отчетного |чало |за от- | |отчетного |отчетного
|периода |отчет- |четный | |периода |периода
| |ного |период | | |
| |перио- | | | |
| |да | | | |
------+----------+-------+-------+-------------+----------+----------
1998 45000 500 100 9000 36000 400
(100:500Х45000)
1999 36000 400 150 13500 22500 250
(150:400Х36000)
2000 22500 250 175 15750 6750 75
(175:250Х22500)
2001 6750 75 75 6750 - -
------+----------+-------+-------+-------------+----------+----------
Если месторождение продолжает эксплуатироваться после полного
истощения балансовой стоимости природных ресурсов, то для определения
вычитаемых расходов сумма истощения природных ресурсов не рассчитывается
и остаток балансовой стоимости природных ресурсов приравнивается к нулю.
Если добыча природных ресурсов в месторождении завершилась до
полного вычета расходов, связанных с разведкой и разработкой
месторождений природных ресурсов, то остаточная стоимость природных
ресурсов вычитается в текущем отчетном периоде и балансовая стоимость
природных ресурсов приравнивается к нулю;
l) сумма безнадежного долга в связи с осуществлением
предпринимательской деятельности;
Безнадежным долгом считается дебиторская задолженность, по которой
истек срок исковой давности, установленный ст. 74 Гражданского кодекса,
не обеспеченная соответствующими гарантиями, по которой были предъявлены
претензии в связи с несоблюдением выполнения обязательств и подано
исковое заявление.
Величина вычета по безнадежному долгу определяется отдельно по
каждому безнадежному долгу в зависимости от финансового положения
(платежеспособности) должника и оценки вероятности полного или
частичного погашения долга после предъявления иска за несоблюдение
выполнения обязательств.
Не разрешается вычет отчислений в резервные фонды по безнадежным
долгам;
m) отчисления на скидки на потери по кредитам (фонд риска).
Финансовым учреждениям разрешается вычет отчислений на скидки на
потери по кредитам (в фонд риска), размер которых определяется в
соответствии с Регламентом о классификации кредитов и формировании
скидок на потери по кредитам (фонд риска), утвержденным Национальным
банком Молдовы N 158 от 22.06.1998 г.
Если размер скидок на потери по кредитам (фонд риска), рассчитанный
на конец налогового года (отчетного периода), меньше фактического
размера, отраженного в балансе финансого учреждения на ту же дату,
разница включается в облагаемый доход за год (за отчетный период) с
уменьшением отчислений в предыдущий период из собственных средств;
n) отчисления в страховые резервные фонды.
Страховым организациям разрешается вычет расходов, связанных с
формированием резерва взносов по долгосрочным видам страхования и
страхового пенсионного фонда, запасного фонда по остальным видам
страхования (технических резервов) и фонда предупредительных
мероприятий, в порядке, установленном Постановлением Правительства
Республики Молдова "О вычете средств из резерва взносов по долгосрочным
видам страхования из страхового пенсионного фонда" N 483 от 4 мая 1998
г.;
o) все налоги за исключением подоходного налога;
p) пожертвования на благотворительные цели, величина которых не выше
7 процентов налогооблагаемого дохода. При этом облагаемый доход
налогоплательщика определяется без учета предоставляемых ему
освобождений.
Пожертвования на благотворительные цели означают пожертвования или
дары организациям, входящим в перечень организаций, освобожденных от
налога, в том числе учреждения здравохранения, образования, науки и
культуры, общества слепых, глухих и инвалидов и предприятия, созданные
для выполнения уставных целей этих обществ, общественные объединения,
религиозные, благотворительные организации, занимающиеся исключительно:
- оказанием материальной помощи и бесплатных услуг инвалидам,
больным (в соответствии с положениями части (3) статьи 36 Кодекса),
одиноким, сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей,
многодетным семьям, безработным, лицам, пострадавшим вследствие войн,
стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий;
- деятельностью, относящейся к защите прав человека, образованию,
приобретению и распространению знаний, здравоохранению, социальной
помощи населению, культуре, искусству, любительскому спорту, ликвидации
последствий стихийных бедствий, охране окружающей среды и иным сферам,
имеющим общественно-полезный характер, в соответствии с Законом об
общественных объединениях N 837-XIII от 17 мая 1996г.
Пожертвования на благотворительные цели подлежат вычету в том
случае, если они могут быть подтверждены в порядке, установленном
Постановлением Правительства Республики Молдова "Об утверждении
Положения о порядке подтверждения пожертвований на благотворительные
цели" N 489 от 4 мая 1998 г.
Пример 22: Налогооблагаемый доход без сумм пожертвований за отчетный
период составляет 134825 лей. Фактические пожертвования на
благотворительные цели - 10000 лей. К вычету признаются пожертвования в
сумме не более 8820 лей (134825X7%) : 107%.
Таким образом, налогооблагаемый доход за отчетный период составит
126005 лей (134825-8820);
r) расходы на инвестиции.
К инвестиционной деятельности относятся операции, связанные с
движением долгосрочных активов. К ним относятся: реализация основных
средств, доходы или расходы, полученные от долевого участия в других
предприятиях, доход от акций, облигаций и других ценных бумаг,
принадлежащих предприятию, полученные проценты, прирост капитала, доход
от роялти, прочие доходы (расходы) от инвестиционной деятельности.
Инвестиционный доход - доход, полученный от капиталовложений и
вложений в финансовые активы, если участие налогоплательщика в
организации такой деятельности не является регулярным, постоянным и
значительным.
При определении налогооблагаемого дохода от инвестиционной
деятельности вычитаются расходы, связанные с инвестированием, касающиеся:
- обычных и необходимых расходов, оплаченных или понесенных в
течение отчетного периода.
К ним относятся: расходы на консультационные и посреднические
услуги, расходы по оплате услуг по хранению и учету долгосрочных ценных
бумаг и ведению расчетов по операциям с ними, реестры акционеров, плата
за регистрацию котированных акций на фондовых биржах, прочие расходы;
- процентных начислений по задолженности, не обеспеченной жильем или
автомобилем налогоплательщика, при условии, что они не превышают сумму
инвестиционного дохода, то есть сумму процентных начислений, или
арендной платы, или роялти, или прироста капитала от реализации
собственности (полученных не от осуществления предпринимательской
деятельности).
Пример 23:
---+-----------------------------+-----------+------------+-------------
N | Показатели | I вариант | II вариант | III вариант
п/п| | | |
---+-----------------------------+-----------+------------+-------------
1 прирост капитала 5000 5000 5000
2 доход от роялти 1500 1500 1500
3 итого инвестиционный доход 6500 6500 6500
4 расходы по выплате процентов 3000 6700 3000
5 расходы консультационных услуг 1500 - 2000
6 расходы по хранению акций 1000 1000 2000
7 итого расходы 5500 7700 7000
8 налогооблагаемый инвестиционный
доход 1000 - -
9 инвестиционный убыток 1200 500
10 сумма признанных расходов по
выплате процентов 3000 6500 3000
11 убытки, компенсируемые за счет
инвестиционного дохода следую-
щего отчетного периода - 1000 500
---+-----------------------------+-----------+------------+-------------
Во II варианте убыток, образовавшийся за счет расходов по выплате
процентов (200), компенсируется за счет дохода после налогообложения.
Убыток, образовавшийся за счет других расходов (1000), будет
компенсироваться за счет инвестиционного дохода следующего отчетного
периода. В III варианте указанный убыток компенсируются за счет
инвестиционного дохода следующего отчетного периода.
s) убытки от предпринимательской деятельности (превышение
предусмотренных вычетов над валовым доходом) переносятся как вычет
последовательно на три последующих года.
t) отрицательные курсовые разницы.
Пример 24:
------+------------+-------------------+-------------+----------------
Отчет-|Сумма убытка|Убытки, признанные |Налогооблага-|Сумма убытков,
ный |или налого- | как вычет |емый доход с |покрываемых за
период|облагаемого +----------+--------+учетом убытка|счет источников
|дохода |за какой |сумма | |предприятий
| |отчетный |переноса| |
| |период (N)| | |
------+------------+-------------------+-------------+----------------
1 | 2 | 3 | 4 | 7 | 8
------+------------+-------------------+-------------+----------------
1998 -1100 - -
1999 +400 1998(1) 400
2000 -300 - -
2001 +400 1998(3) 400 300
2002 +500 2000(2) 300 200
----------------------------------------------------------------------
(N) - периоды перенесения
41. Не разрешается вычет:
1) личных и семейных расходов;
2) сумм, уплаченных за приобретение земли;
3) сумм, уплаченных за приобретение собственности, на которую
начисляется износ (амортизация);
4) сумм компенсаций, вознаграждений, процентных начислений, плата за
аренду имущества и другие расходы, произведенные в интересах члена семьи
налогоплательщика, должностного лица или руководителя хозяйствующего
субъекта, члена товарищества или иного взаимозависимого лица, если
отсутствуют доказательства допустимости выплаты такой суммы;
5) убытков от реализации или обмена собственности (прямо или
опосредованно) между взаимозависимыми лицами;
6) неоплаченных расходов, обязательства по уплате которых возникли
по отношению к взаимозависимому лицу, использующему кассовый метод
учета, если налогоплательщик использует метод начислений:
Пример 25: В текущем отчетном периоде компанией "Х" нанят на работу
специалист для выполнения определенных работ.
Этот специалист является сыном президента компании и ведет учет по
кассовому методу. За отчетный период были оказаны услуги на сумму 6800
лей.
Компания "Х" должна вести учет по методу начисления и, таким
образом, признавать расходы, связанные с услугами данного специалиста.
В целях налогообложения компания "Х" должна откорректировать
(увеличить на 6800 лей) налогооблагаемый доход, так как
налогоплательщик, ведущий учет по методу начисления, не может вычитать
расходы, если услуги были оказаны взаимозависимым лицом, ведущим учет по
кассовому методу, пока они не будут оплачены.
В следующем отчетном периоде, когда погашается обязательство по
отношению к данному специалисту, то на эту сумму корректируется
(уменьшается на 6800 лей) налогооблагаемый доход.
7) расходов, связанных с приобретением, управлением или содержанием
собственности, доход от которой освобожден от налога:
Пример 26: Если доход освобожден от налогообложения, например, доход
от государственных ценных бумаг, то любые расходы, связанные с
получением этого дохода, не подлежат вычету как расходы;
8) расходов, не подтвержденных документально.
Вычет расходов, не подтвержденных документально, производится в
соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова "О
порядке и размере вычетов расходов, не подтвержденных документально" N
485 от 4 мая 1998 г.;
9) расходы, связанные с научными исследованиями и разработками,
относящиеся к земле или иному имуществу, подвергающемуся износу, а также
к любым другим расходам, оплаченным или понесенным с целью выявления
наличия или месторождения природных ресурсов, определением их количества
и качества;
10) подоходного налога, пени и штрафов по нему, а также пени и
штрафов по другим налогам (пошлинам), сборам и обязательным платежам в
бюджет;
11) налоги, уплаченные от имени какого-либо лица, кроме
налогоплательщика.
Глава VIII. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ УЧЕТА
42. Устанавливаются 3 следующих метода учета в целях налогообложения:
1) кассовый метод;
2) метод начислений;
3) метод процента выполнения.
43. Начиная с 1 января 1998 года используются следующие методы
учета, за исключением случаев, когда предусмотрено иное:
1) для физических лиц - кассовый метод или метод начислений;
2) для юридических лиц - метод начислений;
3) для государственных предприятий в 1998 и 1999 годах - по выбору
один из методов, использовавшихся ими в 1997 году. То есть,
государственные предприятия, которые в 1997 году использовали кассовый
метод, имеют право на данный метод и в 1998 -99гг.
Государственными предприятиями считаются предприятия с
государственной долей участия в размере 100%.
44. В целях правильного отражения дохода, полученного от
осуществления предпринимательской деятельности, Государственная
налоговая служба имеет право предписать лицу, ведущему крупный бизнес,
использование метода начислений.
Крупным бизнесом считается бизнес, в результате которого получен
доход, определенный в соответствии с Национальными стандартами
бухгалтерского учета N 5, величина которого превышает 10000 лей в год.
45. Под кассовым методом понимается метод, в соответствии с которым:
а) доход учитывается в налоговом году, в котором он был получен
наличными денежными средствами (либо в их эквиваленте) или в виде
материальной собственности;
b) вычеты разрешаются в налоговом году, в котором были произведены
расходы, если только они не должны быть учтены в другом налоговом году в
целях правильного отражения дохода.
46. Под методом начислений понимается метод, в соответствии с
которым:
а) доход учитывается в налоговом году, в котором он был заработан;
b) вычеты разрешаются в налоговом году, в котором они были начислены
либо произведены расходы или другие выплаты, если только они не должны
быть учтены в другом налоговом году в целях правильного отражения дохода.
47. Метод процента выполнения используется для учета дохода, вычета,
зачетов и других операций, связанных с долгосрочным договором
(соглашением).
Долгосрочный договор (соглашение) - это любое соглашение о
производстве, строительстве, установке или монтаже, заключенное на срок
не менее 24 месяцев.
Все доходы и расходы учитываются в соответствии с порядком
установленным в Национальных стандартах бухгалтерского учета, в
налоговом году, который охватывается сроком действия долговременного
договора (соглашения), на основе определения процента выполнения
предусмотренных договором (соглашением) работ в течение данного года.
Налоговые декларации за соответствующий год, за исключением года, в
котором прекращается действие договора (соглашения), заполняются с
использованием метода процента выполнения.
По завершении выполнения договора (соглашения) с целью определения
правильности процентных выплат (пени, процентов) распределение налога по
налоговым годам в соответствии с методом процента выполнения
пересчитывается с учетом фактических показателей за каждый год в
отдельности. Процентные выплаты за обнаруженные в результате такого
пересчета недоплаты или переплаты налога за какой-либо год, подлежит
уплате в срок, предусмотренный для представления налоговой декларации за
год в котором завершено выполнение договора (соглашения). Данное
положение применяется в отношении всех долгосрочных договоров
(соглашений) при представлении налоговой декларации за год, в котором
завершено выполнение договора (соглашения), но не ранее.
48. В случае изменения налогоплательщиком метода учета
соответствующие корректировки в статьях, отражающих доход, вычеты,
зачеты и другие операции осуществляются таким образом, чтобы ни одна из
статей не была упущена или учтена дважды.
49. Если изменение метода учета приводит к повышению облагаемого
дохода налогоплательщика в первом же налоговом году применения нового
метода, то величина превышения, полученного исключительно вследствие
изменения метода учета, распределяется равными частями на данный
налоговый год и на каждый из двух последующих годов.
В данном случае, превышением считается разница между доходом,
рассчитанным по кассовому методу, и доходом, исчисленным по методу
начисления от реализации остатков отгруженной, но неоплаченной продукции
(работ, услуг) (сальдо дебиторской задолженности) по состоянию на
1.01.1998 г.
Пример 27: Остаток на 1 января 1998 года отгруженной, но не
оплаченной продукции (дебиторская задолженность) ООО "Marc",
использующее до 1 января 1998 года кассовый метод учета, составляет по
фактической себестоимости 98 тыс. лей, а по продажным ценам - 140 тыс.
лей (даные примера без учета НДС).
В течение 1998 года от покупателей были получены в счет погашения
задолженности за отгруженную продукцию денежные средства на сумму 60 тыс
лей (без НДС). Фактическая себестоимость оплаченной продукции составляет
42 тыс. лей (60 тыс. лей x 0,7), где 0,7 (98 тыс. лей : 140 тыс. лей)-
коэффицент отношения фактической себестоимости остатков отгруженной
продукции к их стоимости по продажным ценам. Исходя из этого доход,
рассчитанный по кассовому методу, составляет 18 тыс. лей (60 тыс. лей -
42 тыс. лей), а доход, исчисленный на основе метода начислений, - 42
тыс. лей (140 тыс. лей - 98 тыс. лей). Сумма дохода, полученная
исключительно вследствие изменения метода учета, равна 24 тыс. лей (42
тыс. лей - 18 тыс. лей).
Данный доход будет рассрочен на период трех лет по 1/3 от суммы
налогооблагаемого дохода, в том числе:
- 8000 лей в 1998 году;
- 8000 лей в 1999 году;
- 8000 лей в 2000 году.
50. У предприятий, которые до 1 января 1998 года определяли
результат от реализации по кассовому методу, сальдо дебиторской
задолженности представляет собой себестоимость реализованной продукции,
а в состав дохода сальдо дебиторской задолженности должно быть отражено
в продажных ценах (отгруженных), используя данные синтетического и
аналитического учета по реализованной продукции.
51. 1/3 дохода, полученного исключительно вследствие изменения
учета, учитывается при определении и перечислении подоходного налога,
уплаченного в рассрочку.
52. Налогоплательщик, использующий метод начислений не имеет право
вычитать расходы, обязательства которых образовались по отношению к
взаимозависимому лицу, использующему кассовый метод, до момента
осуществления платежей.
Взаимозависимое лицо - член семьи налогоплательщика или
хозяйствующий субъект, который контролирует налогоплательщика,
контролируется налогоплательщиком либо находится совместно с ним под
чьим-либо контролем. Для целей настоящего раздела:
а) семья налогоплательщика включает супругу (супруга)
налогоплательщика, любого прямого родственника по восходящей или
нисходящей линии (родителей или детей, в том числе усыновителей и
усыновленных) самого налогоплательщика или его супруги (ее супруга), а
также супругу (супруга) любого прямого родственника по восходящей или
нисходящей линии как со стороны самого налогоплательщика, так и со
стороны его супруги (ее супруга);
b) под контролем понимается владение (непосредственно либо через
одно или более взаимозависимых лиц) 50 и более процентами капитала или
право голоса хозяйствующего субъекта. При этом физическое лицо
рассматривается как лицо, владеющее всеми долями участия в капитале,
принадлежащими прямо или косвенно членам его семьи.
53. Доход, полученный от общей собственности, учитывается как доход,
полученный совладельцами пропорционально доле каждого.
54. Для целей налогообложения используются положения НСБУ, учитывая
положения Кодекса.
55. Любое лицо, которое имеет товарно-материальные запасы
предназначенные для использования в производственном процессе, или
запасы готовой продукции, за исключением крестьянских (фермерских)
хозяйств, которые не перерабатывают сельскохозяйственную продукцию,
обязано вести их учет, если это необходимо для правильного отражения
дохода, в соответствии с методом учета товарно-материальных запасов,
определенные в порядке, установленном Правительством.
Глава IX. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
56. В соответствии со ст. 14 Кодекса, объектом налогообложения
является валовой доход (включая льготы), полученный из всех источников
любым физическим или юридическим лицом, за минусом вычетов и
освобождений, на которое это лицо имеет право, и определенные в
соответствии с требованиям Кодекса.
57. Для определения объекта налогообложения, финансовый результат,
полученный лицом, занятым в предпринимательской деятельности и
определенный в соответствии с требованиям Национальных стандартов
бухгалтерского учета (НСБУ) корректируется (увеличивается, уменьшается)
на некоторые доходы и расходы, учитывая положения Кодекса. При
осуществления корректировок финансовый результат увеличивается
(уменьшается) соответственно на сумму доходов или расходов, которые были
признаны в финансовом учете в соответствии с НСБУ и повлияли на
формирование финансового результата.
Для определения объекта налогообложения, финансовый результат
увеличивается на сумму корректировок по доходам и уменьшается на сумму
корректировок по расходам.
58. К доходам, признанным в финансовом учете в соответствии с НСБУ,
которые корректируются в соответствии с Кодексом относятся:
1) девиденды, полученные от резидентов;
2) девиденды от хозяйствующего субъекта-нерезидента, начисленные, но
не полученные;
3) девиденды от хозяйствующего субъекта-нерезидента, начисленные в
предыдущих налоговых периодах, но полученные в текущем налоговом периоде;
4) доход от получения дарений в сооветствии со ст. 20 i) Кодекса;
5) доход, получаемый в виде процентных начислений от банковских
депозитов и от операций с государственными ценными бумагами. В
соответствии со ст. 24 Закона об администрировании подоходного налога и
введении в действие разделов I и II Налогового кодекса, данный вид
дохода освобожден от налога до 1.01.2001 г.;
6) доход от вынужденной замены собственности в соответствии со ст.
22 Кодекса.
При вынужденной замене собственности в соответствии с положениями
данной статьи, доход отражается в одном из следующих случаев:
-если лицо не осуществило замену собственности в течение периода,
разрешенного для замены, - период, заканчивающийся в налоговом году, в
котором произошла утеря.
- если на замену собственности было направлено меньше, чем сумма
полученной компенсации;
7) доход, полученный в результате изменения метода учета в
соответствии со ст. 44 (8) Кодекса;
8) доход, полученный от реализации основных средств в соответствии
со ст. 27 (2) Кодекса;
9) доход от дарения активов, за исключением капитальных активов и
основных средств в соответствии со ст. 42 Кодекса.
Здесь отражается стоимость дареной собственности, оцененной в
соответствии с положениями ст. 42 Кодекса - по наибольшей стоимости
между рыночной ценой и скорректированным стоимостным базисом дареного
актива;
10) результат от операций с капитальными активами в соответствии со
ст. 37 Кодекса;
11) остаток фондов, образованных за счет средств до налогообложения
по состоянию на 31.12.1997 г., за исключением фонда риска финансовых
учреждений, резерва фонда взносов по долгосрочным видам страхования в
страховых компаниях;
12) вложения в капитал хозяйствующего субъекта, предусмотренные
статьей 55 Кодекса.
59. К расходам, признанным в финансовом учете в соответствии с НСБУ,
которые корректируются в соответствии с Кодексом относятся:
1) личные и семейные расходы, за исключением случаев, для которых
Кодекс предусматривает иное;
2) суммы, уплаченные за приобретение земли;
3) суммы, уплаченные за приобретение собственности, на которую
начисляются износ (амортизация);
4) расходы, связанные с командированием работников;
5) расходы по страхованию юридических лиц;
6) представительские расходы;
7) убытки, полученные от реализации или обмена собственности (прямо
или опосредованно) между взаимозависимыми лицами;
8) суммы компенсаций, вознаграждений, процентных начислений, плата
за аренду имущества и других расходы, произведенные в интересах члена
семьи налогоплательщика, должностного лица или руководителя
хозяйствующего субъекта, члена товарищества или иного взаимозависимого
лица, если отсутствуют доказательства допустимости выплаты такой суммы;
9) расходы, осуществленные до момента платежа, если налогоплательщик
имеет обязательство по отношению к взаимозависимому лицу, использующему
кассовый метод учета;
10) оплаченные расходы взаимозависимому лицу, использующему кассовый
метод;
11) расходы, связанные с приобретением, управлением или содержанием
собственности, доход от которой освобожден от налога;
12) процентным начислениям, выплаченным или начисленным юридическим
лицом своим акционерам, если установлено, что акционеры (пайщики) этого
юридического лица являются в большинстве своем иностранными гражданами
или лицами, освобожденными от налогообложения, и большая часть капитала
юридического лица прямо или косвенно финансируется за счет займов или
кредитов, предоставленных акционерами (пайщиками);
13) расходы на содержание, ремонт и восстановление собственности;
14) сумма износа основных средств;
15) отчисления в резервные фонды;
16) вычеты долгов, признанные как безнадежные долги в соответствии
со ст. 31 (1) Кодекса;
17) расходы, связанные с научными исследованиями и разработками,
относящиеся к имуществу, за исключением земли и имущества,
подвергающиеся износу, а также к любым другим расходам, оплаченным или
понесенным с целью выявления наличия или месторождения природных
ресурсов, определением их количества и качества;
18) другие расходы, связанные с предпринимательской деятельности,
которые были вычтены в учете налогоплательщика из фондов, образованных в
течение налогового года;
19) формирование скидок на потери по кредитам (фонд риска для
финансовых учреждений);
20) расходы, связанные с формированием резервов по долгосрочным
видам страхования и страхового пенсионного фонда (для страховых
компаний);
21) пени и штрафы по подоходному налогу, а также пени и штрафы по
другим налогам (пошлинам), сборам и обязательным платежам в бюджет;
22) убытки от реализации основных средств, а также от осуществления
дарений и при вынужденном выбытии собственности;
23) амортизация нематериальной собственности;
24) расходы, связанные с добычей невосполнимых природных ресурсов;
25) расходы по выплате процентов по задолжности, не обеспеченной
жильем или автомобилем налогоплательщика;
26) сумма пожертвований на благотворительные и спонсорские цели;
27) сумма расходов неподтвержденных документально;
28) налоги, уплаченные от имени какого-либо лица, кроме
налогоплательщика.
Пример 28: Финансовый результат предприятия "А" за период 1998 года
составляет 43700 тыс. лей. Для определения налогооблагаемого дохода и
расчета обязательства перед бюджетом, касающегося подоходного налога за
период 1998 года, финансовый результат корректируется на отклонения по
доходам и расходам в соответствии с требованиями настоящей главы.
Таблица N. 1
--------------------------------------------+-----------------+----------
Показатели | Признанно в | Разница,
+-----------------+ лей
|финан- |налоговых| (гр.3-2)
| совом |целях |
| учете | |
--------------------------------------------+-----------------+----------
1 | 2 | 3 | 4
--------------------------------------------+-----------------+----------
Результат от операций с капитальными активами 2800 1400 -1400
Доход от реализации основных средств 12000 1800 -10200
Дивиденды, за исключением дивидендов, полу-
ченных от нерезидентов 4600 - -4600
Сумма компенсации, полученная при вынужденной
замене собственности 500 - -500
Имущество, полученное в порядке дарения 850 - -850
Остаток резервных фондов по состоянию на
31.12.97г., образованный за счет дохода
до налогообложения (с учетом предусмо-
тренных исключений) - 18200 18200
Процентные начисления от государственных
ценных бумаг 5000 - -5000
Всего корректировок по доходам x x -4350
Износ основных средств 15500 23000 7500
Командировочные расходы 3500 2000 -1500
Расходы по аренде помещения, которое
служит жильем 2000 - -2000
Расходы на ремонт основных средств 6000 4500 -1500
Понесенные расходы, относящиеся к государ-
ственным ценным бумагам 1100 - -1100
Штраф, относящийся подоходному налогу 400 - -400
Всего корректировок по расходам x x 1000
Исходя из данных таблицы, объект налогообложения равен 38350 (43700
+ (- 4350) - 1000)).
Глава X. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
60. Согласно ст.83 (5) Кодекса, если юридическое лицо прекращает
свою деятельность в течение налогового года, оно обязано в пятидневный
срок со дня прекращения деятельности, известить об этом в письменной
форме территориальный орган Государственной налоговой службы и течение
60 дней после принятия решения о прекращении деятельности представить
декларацию о подоходном налоге за весь период отчетного года, на
протяжении которого юридическое лицо занималось предпринимательской
деятельностью.
61. Решение о прекращении деятельности экономического агента может
быть принято учредителями предприятия с опубликованием объявления о
ликвидации хозяйствующего субъекта в Monitorul Oficial al Republicii
Moldova или судебной инстанцией, в случае объявления предприятия
банкротом на основании Закона о банкротстве. Предприятие считается
ликвидированным с момента его исключения из Государственного
коммерческого регистра.
62. Согласно ст. 57 Кодекса при полной ликвидации предприятия
хозяйствующий субъект учитывает прирост или потери капитала так, как
если бы распределяемая в качестве выплат при ликвидации собственность
была продана по ее рыночной цене.
При ликвидации предприятия имущество, распределенное акционерам
(учредителям), считается как собственность, реализованная по рыночной
цене. Результат от данной реализации определяется как разница между
рыночной стоимостью имущества на момент распределения и реальной
балансовой стоимостью.
63. Если распределяются активы, определенные как капитальные активы,
согласно ст. 37 (2) Кодекса, в таком случае экономический агент
определяет прирост (потери) капитала, которые облагаются согласно
положениям ст. 37 (7), а если распределяются другие виды активов, тогда
полученный доход облагается по ставкам, предусмотренным в ст. 15 Кодекса.
Пример 29: Балансовая стоимость активов (основные средства и
товары), оставшихся после уплаты всех задолженностей, подлежащих
распределению учредителям предприятий согласно долевого участия, что
составляет 30 тыс. лей, рыночная стоимость на момент распределения -
45 тыс. лей. В данном случае разница в 15 тыс. леев (45-30) считается
как доход, который следует облагать на общем основании.
Пример 30: На момент ликвидации в активе баланса ООО "М" находились
следующие активы:
- основные средства - 10 тыс. лей
- материалы - 5 тыс. лей
- капитальные активы:
- ценные бумаги - 12 тыс. лей
- земля - 50 тыс.лей
- денежные средства на р/счете - 3 тыс.лей.
Рыночная стоимость этого имущества на момент ликвидации
соответственно составила по:
- основным средствам - 12 тыс.лей
- материалам - 7 тыс.лей
-капитальным активам:
ценным бумагам - 12 тыс.лей
площадям - 60 тыс.лей.
В данном случае перед распределением имущества между учредителями
(акционерами) следует определить налоговые обязательства экономического
агента в результате продажи данного имущества.
Результат от этой продажи составит:
1) по основным средствам и материалам:
(12+7) - (10+5) = 4 тыс.лей
2) по капитальным активам: (12 + 60) - (12+50) = 10 тыс.лей
Облагаемый доход составляет: 4 тыс.лей + (10 тыс.лей х 50% - сумма
прироста капитала) = 9 тыс.лей.
Подоходный налог - 9 тыс.лей х 32% = 2880 лей.
После перечисления в бюджет соответствующего налога в размере 2880
лей, оставшиеся активы следует распределить (учредителям) своим
акционерам согласно долевому участию.
64. В соответствии с пунктом в) часть (2) ст.57 Кодекса
предусматривается, что получатели распределяемой собственности
рассматриваются так, как если бы они обменяли свои доли участия в
капитале ликвидируемого хозяйствующего субъекта на сумму, равную
рыночной стоимости полученной собственности.
Данный пункт предусматривает только определение стоимостного базиса
полученной собственности при ликвидации, которая должна быть оценена
получателями собственности по ее рыночной цене.
Глава XI. СТАВКИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА
65. В соответствии со статьей 15 Кодекса, подоходный налог с
годового совокупного облагаемого дохода, полученного в 1998 году, будет
взиматься по следующим ставкам:
а) с юридических лиц (кроме сельскохозяйственных предприятий):
-в размере 32 процентов годового облагаемого дохода,
b) с сельскохозяйственных предприятий, независимо от вида
собственности и организационно-правовой формы:
- в размере 20 процентов годового облагаемого дохода, не
превышающего 10800 лей;
- в размере 32 процентов годового облагаемого дохода, превышающего
10800 лей.
c) с крестьянских (фермерских) хозяйств, a также индивидуальных
предприятий:
- в размере 15 процентов годового облагаемого дохода, не
превышающего 6000 лей;
- в размере 20 процентов годового облагаемого дохода, от 6000 лей до
10800 лей;
- в размере 32 процентов годового облагаемого дохода, превышающего
10800 лей.
С 1 января 1999 года подоходный налог с годового совокупного
облагаемого дохода, полученного в отчетном году, будет взиматься по
следующим ставкам:
а) с юридических лиц (кроме сельскохозяйственных предприятий):
-в размере 25 процентов годового облагаемого дохода,
b) с сельскохозяйственных предприятий, в том числе крестьянских
(фермерских) хозяйств, a также индивидуальных предприятий в размере:
- 10 процентов годового облагаемого дохода, не превышающего 6000 лей;
- 15 процентов годового облагаемого дохода, превышающего 6000 лей и
не превышающего 10800 лей;
- 25 процентов годового облагаемого дохода, превышающего 10800 лей.
66. Сельскохозяйственные предприятия в том числе крестьянские
(фермерские) хозяйства, получающие облагаемый доход от производства и
реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также от
реализации продукции, полученной из собственного сырья в результате его
промышленной переработки, имеют право на снижение ставки налога,
предусмотренной подпунктом а) статьи 15 Кодекса:
-на 80 процентов в 1998 году,
-на 60 процентов в 1999 году,
-на 40 процентов в 2000 году,
-на 20 процентов в 2001 году.
Глава XII. НАЛОГОВЫЕ ЗАЧЕТЫ
67. В соответствии со статьей 81 Кодекса, налогоплательщики в
пределах налогового года имеют право на зачет по подоходному налогу:
а) уплаченному за рубежом на инвестиционный и финансовый доход
(статья 82).
b) удержанному из сумм предварительно выплаченных дивидендов (статья
80);
c) удержанному со следующих выплат:
-из процентных начислений и роялти(статья 89),
-из других выплат резидентам(статья 90),
d) уплаченному в течение налогового года в рассрочку (статья 84).
68. Если зачеты, на которые налогоплательщик имеет право согласно
пунктам (c) и (d), а в некоторых случаях и пункту (а), превышают
исчисленную сумму подоходного налога за минусом зачетов, предусмотренных
пунктами (а) и (b) согласно налоговой декларации за данный налоговый
год, то в соответствии со статьей 1 Закона об администрировании
подоходного налога и введении в действие разделов I и II Налогового
кодекса, Государственная налоговая служба засчитывает такое превышение
как переплату, которая впоследствии возмещается налогоплательщику по его
письменному заявлению (приложениеN 5) вместе с начисленным доходом в
виде процентов на сумму переплаты.
69. Право на зачет налога, уплаченного в любой другой стране, имеют
налогоплательщики, получившие инвестиционный или финансовый доход за
пределами республики, если такой доход подлежит налогообложению также в
Республике Молдова. Налогоплательщик, использующий в каком-либо
налоговом году зачет подоходного налога, уплаченного в другой стране, не
имеет права на вычет подоходного налога, уплаченного в другой стране, за
данный налоговый год.
Величина зачета подоходного налога, уплаченного в другой стране за
какой-либо налоговый год, не должна превышать налоговых обязательств
налогоплательщика по отношению к его инвестиционному и финансовому
доходу из источников в другой стране (за исключением расходов, связанных
с получением валового дохода) за этот же период.
70. Для получения данного зачета финансовые или инвестиционные
доходы налогоплательщиков-резидентов признаются иностранными финансовыми
или инвестиционными доходами согласно статье 78 Кодекса только в том
случае, если налогоплательщик является пятипроцентным или более (до 10%)
владельцем долей участия в капитале хозяйствующего субъекта-нерезидента,
осуществляющего инвестиционную деятельность, то есть активы которого
используются не для осуществления предпринимательской деятельности, а
для получения дохода от инвестиционной деятельности из иностранных
источников, который составляет более 50% в общей сумме его доходов.
71. Если налогоплательщик-резидент владеет (прямо или косвенно) 10
или более процентами долей участия в капитале хозяйствующего
субъекта-нерезидента, все активы которого используются для осуществления
предпринимательской деятельности, то дивиденды или другие виды доходов,
полученные налогоплательщиком-резидентом согласно статье 79 Кодекса
рассматриваются как доход из иностранного источника, не являющийся
инвестиционным или финансовым доходом, и подоходный налог, уплаченный с
этих доходов за пределами республики, зачету не подлежит.
72. Для получения зачета в подоходном налоге, уплаченном за рубежом,
налогоплательщик должен представить (приложить к налоговой декларации)
документы, подтверждающие долю его участия в капитале хозяйствующего
субъекта-нерезидента, и документ, свидетельствующий о фактической уплате
подоходного налога за рубежом.
Пример 31: Доход от предпринимательской деятельности составил 120000
лей, в том числе 21000 лей - финансовый доход, полученный за рубежом.
Расходы, связанные с получением всей суммы доходов составили 75000
лей, в том числе расходы, связанные с получением за рубежом финансового
дохода, -12000 лей.
Налогооблагаемый доход всего составил 45000 лей (120000 - 75000), в
том числе от финансового дохода, полученного за рубежом, 9000лей (21000
- 12000), или 20% (9000 : 45000), от общей суммы.
Всего сумма подоходного налога составила 14400 лей (45000 х 32%), в
том числе доля налога, приходящаяся на финансовый доход, полученный за
рубежом составляет 2880 лей (14400 х 20%).
Если налогоплательщик уплатит за рубежом подоходный налог в сумме
3600 лей, то к зачету необходимо будет принять налог равный 2880 лей, а
если за рубежом будет уплачено - 2500 лей, то данная сумма налога и
будет принята к зачету. То есть, величина зачета подоходного налога,
уплаченного в другой стране не должна превышать исчисленной доли налога,
которая приходится на финансовый доход, полученный за рубежом (в нашем
примере - 2880 лей).
73. Зачет налога, уплаченного в другой стране, производится в том же
году, в котором соответствующий доход облагается налогом в Республике
Молдова.
74. Если хозяйствующий субъект выплачивает предварительно в течение
налогового года своим акционерам дивиденды, то он обязан удержать как
налог сумму, равную 32 процентам от суммы дивидендов, подлежащих
выплате, а с 1 января 1999 года - сумму, равную 25 процентам от суммы
дивидендов, подлежащих выплате.
Удержанная сумма засчитывается как налог на облагаемый доход данного
хозяйствующего субьекта за налоговый год, в котором было произведено
данное удержание.
75. Если в каком-либо налоговом году зачеты, разрешенные
хозяйствующему субъекту, превышают подоходный налог рассчитанный в
данном году, то такое превышение не рассматривается как переплата, а
переносится на будущее и засчитывается в году, непосредственно следующем
за годом, в котором возникло указанное превышение.
Пример 32: Иcходя из примера 30 следует, что исчисленный подоходный
налог от всего облагаемого дохода ( 45000 лей), составил 14400 лей.
(Вариант 1). В течение налогового года решено выплатить
предварительно акционерам дивиденды в сумме 20000 лей.
Подоходный налог, удержанный из суммы дивидендов, направленных на
выплату, равен 6400 лей.
После вычета из исчисленной суммы подоходного налога со всего
облагаемого дохода(14400) доли налога, относящейся к финансовому доходу,
полученному за рубежом в сумме 2880 лей, принимаются к зачету и
вычитается налог, удержанный с выплаченных дивидендов-6400 лей. К взносу
в бюджет начисляется разница или подоходный налог, равный 5120 лей(14400
- 2880 - 6400).
(Вариант2). В течение налогового года решено выплатить
предварительно акционерам дивиденды в сумме 50000 лей.
Подоходный налог, удержанный из суммы дивидендов, направленных на
выплату, равен 16000 лей.
После вычета из исчисленной суммы подоходного налога с облагаемого
дохода(14400) доли налога, относящейся к финансовому доходу, полученному
за рубежом в сумме 2880 лей, к зачету принимается и вычитается налог,
удержанный с выплаченных дивидендов в сумме - 11520 лей), то есть только
в пределах оставшейся разницы(14400 - 2880). Сумма превышения
подоходного налога над суммой зачета-1600 лей, которая сложилась как
разница между фактически удержанным и уплаченным налогом с
дивидендов(16000лей), и налогом, принятым к зачету(11520 лей), считается
как переплата в пределах суммы налога, уплаченным за рубежом, то есть в
сумме 2880 лей, а оставшаяся разница в размере 1600 лей (4480 - 2880)
переносится для зачета на последующий год за годом, в котором возникло
указанное превышение.
Пример 33: В 1998 году налогоплательщик получил доход только от
инвестиционной деятельности за рубежом в сумме 20000 лей. Расходы,
связанные с получением дохода, равны 6000 лей. Налогооблагаемый доход
составил 14000 лей. Подлежит к перечислению в бюджет Республики Молдова
налог в сумме 4480 лей.
(Вариант 1). Подоходный налог с данного налогооблагаемого дохода
уплачен за рубежом в сумме 4480 лей (в пределах ставки, действующей в
республике). В течение 1998 года налогоплательщик выплатил своим
акционерам дивиденды в сумме 14000 лей, удержал и уплатил с выплаченных
дивидендов подоходный налог, равный 4480 лей.
Сумма подоходного налога, уплаченного за рубежом (4480 лей)
принимается к зачету полностью. Далее принимается к зачету сумма налога,
удержанного с предварительно выплаченных дивидендов -4480 лей, которая
(исходя из приведенного примера) рассматривается как переплата, и
возмещается налогоплательщику (включая проценты) после осуществления
соответствующих расчетов.
(Вариант 2). Подоходный налог с данного налогооблагаемого дохода
уплачен за рубежом в сумме 5000 лей. В течение 1998 года
налогоплательщик выплатил своим акционерам дивиденды в сумме 20000 лей,
удержал и уплатил с выплаченных дивидендов подоходный налог, равный 6400
лей.
Сумма подоходного налога, уплаченного за рубежом, принимается к
зачету, исчисленная только в пределах ставки, действующей в республике,
или равна 4480 лей.
Подоходный налог, удержанный с предварительно выплаченных
дивидендов, принимается к зачету полностью, при этом сумма налога, в
пределах рассчитанного налога (4480 лей), рассматривается как переплата
и возмещается налогоплательщику по его письменному заявлению (включая
проценты), а сумма превышения налога над суммой зачета 1920 лей
(6400-4480), которая сложилась как разница между налогом удержанным
(6400) и налогом, принятым к зачету (4480), переносится для зачета на
последующий год за годом, в котором возникло указанное превышение.
76. Хозяйствующий субъект, владеющий 20 или более процентами
капитала другого хозяйствующего субъекта, открывает счет дивидендов. В
случае, если первый хозяйствующий субъект получает дивиденды от второго,
он вычитает получаемую сумму чистых дивидендов из валового дохода, но
прибавляет эту сумму к своему счету дивидендов. Дивиденды, выплачиваемые
впоследствии первым хозяйствующим субъектом своим акционерам, снимаются
в первую очередь со счета дивидендов до тех пор, пока он не будет
исчерпан, и с них не производится удержание.
Лицо, получающее дивиденды от хозяйствующего субъекта, обязанного
удерживать налог с таких дивидендов или со счета дивидендов, не включает
эти дивиденды в доход.
77. Хозяйствующие субъекты, которым удерживают подоходный налог у
источника выплаты с процентных начислений, роялти, от платы за оказанные
услуги, а также осуществляющие выплаты подоходного налога в рассрочку в
течение налогового года, имеют право на зачет в подоходном налоге,
уплаченном таким образом.
Пример 34: Доход от предпринимательской деятельности составил 120000
лей, в том числе 21000лей - это финансовый доход, полученный за рубежом,
23000 лей - это доход, полученный от оказания услуг.
Сумма подоходного налога с облагаемого дохода составила 14400 лей.
(Вариант1). Сумма подоходного налога, относящаяся к финансовому
доходу, полученному за рубежом, принимаемая к зачету, составила 2880 лей.
Подоходный налог, удержанный с предварительно выплаченных дивидендов
и принимаемый к зачету, составил 6400 лей.
В соответствии со статьей 90 Кодекса у источника выплаты за
оказанные услуги при расчете удержано с суммы оплаты 5% или 1150
лей(23000 х 5 : 100).
В течение налогового года налогоплательщик уплатил в рассрочку налог
в сумме 3000 лей.
Всего подлежит доплате налог в сумме -970лей(14400 - 2880 - 6400 -
1150 - 3000).
(Вариант 2). Сумма подоходного налога, относящаяся к финансовому
доходу, полученному за рубежом, принимаемая к зачету, составила 2880 лей.
Подоходный налог, удержанный с предварительно выплаченных
дивидендов, принимаемый к зачету, составил 6400 лей.
В соответствии со статьей 90 Кодекса у источника выплаты за
оказанные услуги при расчете удержано с суммы оплаты 5% или 1150 лей.
В течение налогового года налогоплательщик уплатил в рассрочку налог
в сумме 4500 лей.
В данном случае переплата по налогу составила 530 лей (14400 - 2880
- 6400 - 1150 - 4500) и может быть возвращена, либо зачтена в погашение
задолженностей по другим видам налогов, по письменному заявлению
налогоплательщика.
Глава XIII. СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
78. Любое лицо, обязанное уплачивать подоходный налог согласно
разделу II Кодекса, представляет налоговую декларацию, заполненную в
соответствии с требованиями Государственной налоговой службы и по
установленной форме (приложениеN 1).
79. В соответствии со статьей 83 Кодекса декларация о подоходном
налоге должна представлятся Государственной налоговой службе по месту
регистрации не позднее 31 марта года, следующего непосредственно за
отчетным налоговым годом, лицами, осуществляющими предпринимательскую
деятельность на территории Республики Молдова, а также нерезидентами,
имеющими на территории Республики Молдова значительное экономическое
присутствие.
80. При прекращении деятельности в течение налогового года,
налогоплательщику предстоит в течение пяти дней после принятия
соответствующего решения письменно (приложение N 3) известить об этом
территориальную налоговую инспекцию, а затем в течение 60 дней -
представить декларацию о полученных доходах за период, на протяжении
которого налогоплательщик занимался предпринимательской деятельностью.
81. По заявлению налогоплательщика, поданному в письменном виде
(приложение N 4) и представленному до истечения установленного срока
представления налоговой декларации (до 31.03), Государственная налоговая
служба может продлить срок на не более чем 90 дней, при наличии
аргументированных доказательств для неподачи декларации.
82. Окончательный срок представления декларации о подоходном налоге,
приходящийся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносится
на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.
83. Ответственные лица за представление налоговой декларации
инвестиционных фондов, крестьянских (фермерских) хозяйств,
индивидуальных предприятий помимо декларации о подоходном налоге лица,
занимающегося предпринимательской деятельностью, должны представить
информацию о доходах, распределенных акционерам инвестиционных фондов,
членам крестьянских хозяйств, учредителям индивидуального предприятия
согласно приложениям 7 и 8 настоящей инструкции.
84. Декларация, отчет и другие документы, которые представляются в
Государственную налоговую службу, должны быть составлены по
установленным формам и подписаны уполномоченными должностными лицами,
которые впоследствии несут ответственность за ложную информацию в
соответствии с действующим законодательством.
Глава XIV. СРОКИ УПЛАТЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА
85. Налогоплательщики, которые обязаны представлять декларацию о
подоходном налоге в соответствии со статьей 83 Кодекса, уплачивают
подоходный налог в сроки и порядке, определенных статьями 84, 87 Кодекса.
86. В соответствии со ст. 84 Кодекса, уплата подоходного налога
осуществляется в рассрочку (предварительно) ежеквартально, в четыре
этапа- не позднее 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря налогового
года налогоплательщиками - юридическими и физическими лицами, которые
получают доход не от работы по найму, либо с которых не удерживается
подоходных налог у источника выплаты из процентных начислений и роялти в
соответствии с частью(2) статьи 89 и налоговые обязательства которых по
уплате налога за предыдущий налоговый год превысили 400 лей.
87. Сельскохозяйственные предприятия и крестьянские (фермерские)
хозяйства могут уплачивать подоходный налог в два этапа в течение года
-не позднее 31 марта и 30 ноября налогового года.
88. Подоходный налог, который налогоплательщики обязаны уплатить в
течение налогового года по каждому из указанных сроков, может вноситься
в бюджет двумя способами и при этом должен быть равен:
-либо одной четвертой части налога, подлежащего уплате за предыдущий
год, если уплата производится в четыре этапа или, соответственно, одной
четвертой и трем четвертым частям налога, если уплата налога
производится в два этапа (первый способ);
-либо сумме, исчисленной как налог, подлежащий уплате за текущий
налоговый год, исходя из фактических налоговых обязятельств, полученных
за каждый из указанных периодов (до 31 марта, до 30 июня, до 30
сентября, до 31 декабря, если уплата производится в четыре этапа, или до
31 марта, до 30 ноября, если уплата призводится в два этапа) (второй
способ).
Расчет сумм подоходного налога для второго способа уплаты должен
быть произведен с учетом сумм налога, удержанных с налогоплательщика у
источника выплаты, в соответствии с положениями статей 89, 90 Кодекса, с
учетом налога, удержанного с предварительно выплаченных дивидендов, в
соответствии со статьей 80 Кодекса и подоходного налога, уплаченного за
пределами республики, в соответствии со статьей 82 Кодекса.
89. Сумма подоходного налога, которая подлежит уплате в бюджет в
течение отчетного налогового года, определяется налогоплательщиками
самостоятельно без дополнительного требования со стороны Государственной
налоговой службы.
Пример 35: Первый способ уплаты.
Согласно налоговой декларации за 1998 год сумма подоходного налога,
подлежащая уплате в бюджет, составила 10000 лей.
Налогоплательщик в течение 1999 года уплатил в бюджет в рассрочку
подоходный налог, равный сумме налога, уплаченного в 1998 году, то есть
10000 лей, в том числе внес по срокам:
-не позднее 31 марта 1999 года - 2500 лей,
-не позднее 30 июня 1999 года - 2500 лей,
-не позднее 30 сентября 1999 года - 2500 лей,
-не позднее 31 декабря 1999 года - 2500 лей.
Второй способ уплаты.
В начале 1999 года налогоплательщик, выбрав второй способ уплаты,
самостоятельно определил сумму подоходного налога, подлежащую взносу в
бюджет в течение 1999 года, исходя из фактически сложившихся
показателей, то есть фактически полученного дохода в каждом указанном
периоде. Согласно произведенным расчетам эта сумма составила
соответственно - 786 лей, 2300 лей, 2700 лей, 0 лей и в установленные
сроки внесена в бюджет.
Расчет подоходного налога для второго способа уплаты может быть
произведен приблизительно, при этом погрешность не должна быть более 20%
от окончательного налогового обязательства.
Пример 36: Расчет суммы подоходного налога (например, по сроку
31.03.1999 года - 786 лей) должен быть произведен следующим образом:
Фирма "А" оказала фирме "В" услуги в период с 1.01.1999 года по
31.03.1999 года, которые последняя вычитает из валового дохода в
соответствии со статьей 24 Кодекса, на сумму 15000 лей.
Фирма "В" при расчете за оказанные услуги удержала и уплатила как
налог сумму, равную 5% от суммы оплаты в соответствии со статьей 90
Кодекса, или 750 лей (15000 х 5: 100).
Вычеты(расходы) фирмы "А" по оказанным услугам фирме "В" за данный
период составили 9000 лей.
Облагаемый доход фирмы "А" равен 6000 лей (15000 - 9000).
Начислен подоходный налог в сумме 1920 лей (6000 x 32 : 100).
Учитывая, что фирма "В" уже удержала часть подоходного налога у
источника выплаты при оплате за услуги в сумме 750 лей, фирма "А" должна
внести в бюджет не позднее 31.03.1999 года налог в сумме 1170 лей (1920
- 750), то есть исчисленный подоходный налог за минусом налога,
удержанного (5%) из суммы услуг, оказанных пользователю, или не менее
80% от рассчитанной суммы подоходного налога за минусом налога
удержанного - 786 лей(1920 х 80 : 100 - 750).
90. Налогоплательщики, получившие по итогам года налогооблагаемый
доход, подоходный налог с которого превышает сумму налога, уплаченного в
течение налогового года, состоящую из налога, уплаченного за рубежом
согласно статье 81, налога, удержанного у источника выплаты, в
соответствии со статями 89, 90, налога, удержанного с предварительно
выплаченных дивидендов в соответствии со статьей 80, и налога,
уплаченного в рассрочку согласно статье 84 Кодекса, сумму доплаты
подоходного налога определяют самостоятельно и вносят ее в бюджет без
дополнительного требования со стороны Государственной налоговой службы
не позднее срока, установленного для представления декларации (без учета
его продления) - 31.03 года, следующего за отчетным.
Пример 37: Налогоплательщик представил налоговую декларацию за 1999
год - 15.02.2000 года, согласно которой начисленная сумма подоходного
налога с доходов, полученных в отчетном налоговом году, составила 12000
лей, сумма подоходного налога, удержанная с налогоплательщика у
источника выплаты (в размере 5%) в соответствии со статьей 90 Кодекса,
составила 2100 лей. В течение 1999 года внесено в бюджет поквартально (в
рассрочку) - 7500 лей. Сумма доплаты составляет 2400 лей (12000 - 2100 -
7500) и вносится в бюджет в срок представления налоговой декларации, не
позднее 31.03.2000 года.
91. Сроки уплаты подоходного налога не продлеваются.
Глава XV. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ
92. В соответствии со статьей 9 Кодекса и статьей 13 Закона об
администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и
II Налогового кодекса (далее - Закон), Государственная налоговая служба,
для обеспечения полного и своевременного поступления в бюджеты всех
уровней и внебюджетные фонды налогов (пошлин) и сборов, пени и штрафов,
полномочна привлекать налогоплательщиков к ответственности за нарушение
налогового законодательства о подоходном налоге, то есть начислять пеню
и налагать штраф в следующем порядке:
1) За несвоевременную уплату подоходного налога:
В соответствии со статьей 1 Закона в случае неуплаты какой-либо
суммы подоходного налога в срок, установленный для представления
налоговой декларации или информации, налогоплательщику на сумму неуплаты
начисляется пеня в размере процентной ставки, по которой Национальный
банк Молдовы предоставляет кредит в обычном порядке на последнем
аукционе, проводимом в ноябре предшествующего календарного года,
увеличенной на пять пунктов и которая публикуется в Мониторул Офичиал до
конца текущего года.
В дополнение к пене в соответствии со статьей 5 Закона за неуплату
какой-либо суммы подоходного налога в установленный для уплаты срок,
сумма налога, подлежащая уплате, увеличивается на 2%, если период
неуплаты составляет не более одного месяца, с увеличением (при неуплате
в дальнейшем) на 2% в каждом последующем месяце или на долю от этих двух
процентов при неполном месяце, но не более чем на 24% в совокупности, то
есть, если период неуплаты более одного месяца-на 4%, более двух
месяцев-на 6%, более трех месяцев-на 8%, более четырех месяцев-на 10% и
т.д.,более одиннадцати месяцев-на 24%, более двенадцати месяцев-на 24%.
Пример 38: Налогоплательщик <А> представил Декларацию о подоходном
налоге за 1998 год - 15.02.1999 года. Окончательная сумма налоговых
обязательств по подоходному налогу составила 12000 лей. В течение 1998
года внесено в бюджет 9500 лей (с учетом зачетов). Подоходный налог в
сумме 2500 лей подлежит доплате не позднее 31.03.1999 года, то есть не
позднее установленного законодательством срока. Однако данная сумма
доплаты 2500 лей внесена в бюджет только 15.06.1999 года. Число
просроченных дней с 31.03.1999г по 15.06.1999г. составляет-76 или 2
месяца и 14 дней. Ставка пени равна- 20%.
За несвоевременную уплату подоходного налога налогоплательщику будет
начислена:
а) пеня в сумме - 104,11 лея - ((20% : 100 : 365 х 76 дней) х 2500),
и
б) штраф в сумме - 123,33 лея, в том числе:
за два месяца (апрель и май) - 100лей (4% х 2500);
за третий месяц (июнь) - 23,33 лея ((2% : 100 х 2500):(14 дн : 30
дн)).
Итого за несвоевременную уплату подоходного налога налогоплательщику
будет начислена сумма санкций, равная 227,44 лея.
В соответствии со статьей 12 (а, б) "Закона", налогоплательщики
привлекаются к уголовной ответственности за попытку уклонения от уплаты
подоходного налога либо сокрытия его, а также за умышленное невзимание
либо неуплату подоходного налога;
2) За недоплату подоходного налога в рассрочку:
В соответствии со статьей 7 Закона на налогоплательщика,
недоплачивающего подоходный налог, подлежащий согласно требованиям
статьи 84 Кодекса уплате в рассрочку (предварительно) в течение
налогового года, налагается штраф в размере пени от срока,
установленного для уплаты такого налога до установленного срока
представления налоговой декларации. Данный штраф налагается после
представления налоговой декларации, на основании которой определяется
недоплата подоходного налога, как разница между рассчитанным и
уплаченным налогом, и налогом, подлежащим уплате.
Штраф не налагается в случае, если долг по подоходному налогу
составляет менее 500 лей, а также если в течение налогового года
уплаченный налог равен сумме налога, подлежащей уплате за предыдущий год
или равен 80 процентам от окончательной суммы налоговых обязательств
налогоплательщика в текущем году за вычетом зачетов (исключая налог,
уплаченный в рассрочку).
Пример 39: Подоходный налог, или окончательная сумма налоговых
обязательств по подоходному налогу за 1998 год, равен 10000 лей.
Подоходный налог, подлежащий уплате в бюджет за 1999 год,
рассчитанный согласно налоговой декларации, представленной 15.02.2000
г., равен 16 000 лей.
а) Подоходный налог, удержанный у источника выплаты согласно ст. 90
Кодекса (налоговый зачет) в 1999 году составил 2000 лей.
В течение 1999 года налогоплательщик уплатил в бюджет в рассрочку
10000 лей, однако несмотря на то, что уплаченная сумма 12000 лей (10000
+ 2 000) не составила 80% от рассчитанной суммы подоходного налога, т.
е. не равна 12600 лей (16 000 х 80%), штраф за недоплату налога не будет
наложен, так как в бюджет внесена сумма подоходного налога не меньше
суммы налога, уплаченного в 1998 году ( 10000 лей).
b) Если в течение 1999 года налогоплательщик уплатил в бюджет в
рассрочку 7000 лей, то с учетом подоходного налога, удержанного у
источника выплаты 2000 лей, сумма недоплаты подоходного налога составит
1000 лей (10000 - 2000 - 7000), т. е. разницу между суммой налога,
внесенной в бюджет 9000 лей (2000 + 7000), и суммой налога, подлежащей
уплате: в нашем примере, как минимум 10000 лей. Расчет штрафа за
недоплату будет произведен следующим образом:
-в ходе документальной проверки штраф будет начислен начиная от
срока, установленного для уплаты налога до 31.12.1999 года.
В случае, если проверкой установлено, что недоплата налога возникла
по сроку 30.09.1999 года и количество дней неуплаты составило 92 дня, то
при установленной ставке пени в рамере 21% будет начислен штраф в сумме
52,93 лея (21 : 100 : 365 х 92 х 1 000);
-при приемке налоговой декларации штраф будет начислен от 31.12.1999
года до дня представления декларации: в нашем примере - до 15.02.2000
года, при условии, что подоходный налог уплачен также 15.02.2000 года,
количество дней неуплаты составит 45 дней.
Размер штрафа за недоплату налога в рассрочку будет равен 25,89 лея
(21 : 100 : 365 х 45 х 1 000).
Итого штраф за недоплату налога в рассрочку составит 78,82 лей.
В том случае, если срок уплаты подоходного налога не совпадает со
сроком представления декларации, штраф должен быть начислен с 31.12.1999
года до дня внесения налога в доход бюджета.
Если налогоплательщик не внесет данную сумму налога - 1000 лей в
бюджет до 31.03.2000 года , то есть до установленного срока
представления налоговой декларации и произведения окончательных
расчетов, то кроме штрафа за недоплату налога в рассрочку на эту сумму
налога будет начислена пеня за несвоевременное перечисление согласно
статье 1 Закона и штраф за неуплату согласно статьи 5 Закона.
Пример 40: Подоходный налог, подлежащий уплате в бюджет за 1998 год,
равен 10000 лей.
Подоходный налог, подлежащий уплате в бюджет за 1999 год,
рассчитанный согласно налоговой декларации, представленной 15.02.2000
года, равен 11000 лей.
а) Подоходный налог, удержанный у источника выплаты в 1999 году
согласно статье 90 Кодекса, равен 2000 лей.
В течение 1999 года налогоплательщик уплатил в бюджет налог в
рассрочку в сумме 6800 лей.
Всего уплачено в бюджет 8800 лей (2000 + 6800), или 80% (11000 х 80
: 100) от рассчитанной суммы подоходного налога в 1999 году.
Несмотря на то, что уплаченная сумма меньше, чем сумма подоходного
налога, подлежащая уплате в 1998 году, т. е. меньше 10000 лей, штраф не
должен быть наложен, так как в бюджет внесена минимальная из двух сумм
налога.
b) Если в течение 1999 года налогоплательщик уплатил в бюджет
подоходный налог в сумме 5000 лей, то сумма недоплаты налога составит
1800 лей (8800 - 2000 - 5000), т. е. разницу между суммой налога,
подлежащей уплате в бюджет (в нашем примере, как минимум 8800 лей), и
уплаченной суммой налога 7 000 лей (2000 + 5000). Штраф за недоплату
налога в рассрочку должен быть наложен в порядке, приведенном в
п.(b)примера 39.
Пример 41: В 1998 году налогоплательщиком получены убытки.
Подоходный налог, рассчитанный согласно налоговой декларации за 1999
год, представленной 15.02.2000 года, равен 11000 лей.
Если в течение 1999 года 80% суммы рассчитанного подоходного налога
или 8800 лей (11000 х 80%), в бюджет не уплачена, то в данном случае
штраф не должен быть начислен, так как предприятие не является
плательщиком налога в рассрочку, вследствие того, что подоходный налог
за предыдущий год (в нашем примере в 1998 году) составляет в сумме менее
400 лей и равен 0.
Пример 42: Подоходный налог или окончательная сумма подоходного
налога, уплаченный в бюджет в 1998 году, равна 10000 лей.
В течение 1999 года налогоплательщиком получены убытки.
Если в течение 1999 года не производилась уплата подоходного налога,
несмотря на то, что предприятие является плательщиком налога в
рассрочку, в данном случае штраф не начисляется, так как исходя из
фактических показателей 1999 года получены убытки и подоходный налог,
подлежащий уплате в бюджет, равен 0.
Пример 43: В течение 1999 года налогоплательщик уплатил налог в
рассрочку в сумме 10000 лей, в том числе по срокам:
31.03.1999г. - 500 лей,
30.06.1999г. - 1000 лей,
30.09.1999г. - 6000 лей,
31.12.1999г. - 2500 лей.
В ходе документальной проверки установлено, что к каждому из
указанных сроков налогоплательщик должен был перечислить налог в сумме
по 2500 лей. Недоплата налога в рассрочку по сроку 31.03.1999 года
составила -2000 лей, по сроку 30.06.1999 года - 1500 лей.
Штраф за недоплату налога в рассрочку будет начислен следующим
образом:
1. Недоплата подоходного налога в рассрочку по сроку 31.03.2000 лей
внесена в бюджет 30.09., количество просроченных дней - 183 дня, размер
штрафа равен 20%, сумма штрафа составит 200 лей (20 : 100 : 365 х 183 х
2000);
2. Недоплата по сроку 30.06.-1500 лей внесена в бюджет 30.09.,
количество просроченных дней - 91, размер штрафа равен 20%, сумма штрафа
составит 75 лей (20 : 100 : 365 х 91 х 1500).
Всего штраф за недоплату налога в рассрочку в 1999 году наложен в
сумме 275 лей (200 + 75);
3) За уклонение от представления налоговой декларации.
В соответствии со статьей 4 Закона, в случае уклонения от
представления органам Государственной налоговой службы налоговой
декларации или информации, составленной согласно статьям 83 и 92
Кодекса, или прилагаемых к ней документов в установленный срок (с учетом
обоснованно продленного срока), сумма подоходного налога, которая
указана в налоговой декларации, увеличивается на 5%, в случае если
период непредставления налоговой декларации не превышает одного месяца,
с увеличением (при непредставлении в дальнейшем) на пять процентов в
каждом последующем месяце или на долю от этих пяти процентов при
неполном месяце, но не более чем на 25% в совокупности, то есть, если
период неуплаты составляет более одного месяца-на 10%, более двух
месяцев-на 15%, более трех месяцев-на 20%, более четырех месяцев-на 25%,
более пяти месяцев-на 25%.
Сумма подоходного налога, которая используется для расчета данного
штрафа, уменьшается на налог, уплаченный в срок, а также на сумму любого
зачтенного налога.
Пример 44: Налоговая декларация о подоходном налоге за 1998 год,
составленная в соответствии со статьей 83 Кодекса, представлена
налогоплательщиком 10 июня 1999 года, то есть с опозданием на 2 месяца и
12 дней. Подоходный налог (окончательная сумма налоговых обязательств за
минусом зачетов, включая уплату налога в рассрочку), подлежащий доплате
в бюджет согласно представленной налоговой декларации, равен 9000 лей.
Штраф за несвоевременное представление налоговой декларации будет
исчислен следующим образом:
а) если данная сумма в бюджет не уплачена до 31.03.1999 года, то
штраф составит - 1080 лей, в том числе:
за два месяца (апрель, май) - 900 лей (10% х 9000),
за третий месяц(июнь) - 180 лей (5% х 9000 х (12 дн : 30 дн)).
b) если данная сумма подоходного налога внесена в бюджет частично в
сумме 3000 лей до 31 марта 1999 года, то есть в установленный срок для
представления налоговой декларации, то для определения штрафа указанная
сумма налога, уменьшается на часть налога, уплаченную в срок.
В нашем примере сумма подоходного налога, принимаемая за основу для
начисления штрафа, составит 6000 лей (9000-3000), а штраф будет начислен
в сумме 720 лей, в том числе:
за два месяца (апрель, май) - 600 лей (10% х 6000),
за третий месяц (июнь - 120 лей (5% х 6000 х (12 дн : 30 дн)).
с) если данная сумма подоходного налога внесена частично в сумме
3000 лей после 31 марта 1999 года, то есть с нарушением срока, то штраф
будет начислен без учета уплаченного налога и составит 1080 лей.
d) если подоходный налог в сумме 9000 лей внесен в бюджет полностью
до 31 марта 1999 года, то штраф за несвоевременное представление
налоговой декларации не будет наложен.
В соответствии со статьей 12(с) Закона налогоплательщики несут
уголовную ответственность за умышленное непредставление налоговой
декларации.
4) За непредставление документа или представление недостоверной
информации:
В соответствии со статьей 6 Закона, в случае, если лицо,
ответственное за удержание налогов, в течение 30 дней после окончания
налогового года не представило Государственной налоговой службе документ
с указанием имени, адреса и фискального кода физического или
юридического лица, которому произведены выплаты или в случае
представления недостоверной информации об уплате подоходного налога в
установленный срок, с учетом обоснованно продленного срока, сторона,
обязанная представить документ, уплачивает штраф в размере 10 лей за
каждый непредставленный или недостоверный документ. Максимальная сумма,
подлежащая взысканию в течение календарного года, не должна превышать
2000 лей.
Штраф может быть отменен или уменьшен, если представление
недостоверного документа не является умышленным и ошибка исправляется в
течение 30 дней после установленного срока представления документа (30
января года, следующего за отчетным).
Пример 45: Налогоплательщик 30 января 1999 года представил в
налоговую инспекцию информацию о подоходном налоге, удержанном из
источников, отличных от заработной платы, выплаченных резидентам за 1998
год, состоящую из 10 страниц. На каждой странице содержится информация
об удержании налога с доходов двадцати резидентов, итого данный документ
содержит информацию о двухстах резидентах.
В ходе документальной проверки установлено, что по пяти резидентам
налогоплательщик представил недостоверную информацию и по пятнадцати
резидентам информация не представлена.
Штраф за представление недостоверной информации будет начислен в
сумме 200 лей ((10 лей х (5+15)).
Пример 46: Налогоплательщик не представил 30 января 1999 года
информацию о подоходном налоге, удержанном из заработной платы
работников за 1998 год.
В ходе документальной проверки установлено, что данная информация
должна содержать сведения об удержании подоходного налога с заработной
платы 1200 работников предприятия.
Штраф за непредставление документа, состоящего из этих сведений,
будет рассчитан следующим образом:
- 10 лей х 1200 = 12000 лей, но так как максимальная сумма,
подлежащая взысканию, не должна превышать 2000 лей, то и сумма штрафа в
нашем примере составит 2000 лей.
5) За умышленное представление ложной или вводящей в заблуждение
информации
В соответствии со статьей 9 Закона подоходный налог увеличивается на
75% от суммы заниженного налога или от его недоплаченной в срок суммы,
если занижение, или недоплата налога является результатом:
-умышленного представления ложной или вводящей в заблуждение
информации,
-действий с целью сокрытия облагаемого дохода или уклонения от
уплаты налога,
-любых сделок, наносящих ущерб государству, осуществленных
самостоятельно либо в сговоре с другими лицами,
-препятствования должному исполнению органами Государственной
налоговой службы требований раздела II Кодекса.
Пример 47: В ходе документальной проверки, а также из информации,
полученной от правоохранительных органов, установлено, что фирма <А> в
результате сокрытия облагаемого дохода не исчислила и не уплатила в
бюджет подоходный налог в сумме 100000 лей.
Штраф за сокрытие подоходного налога составит 75000 лей (100000 х
75% : 100);
6) За ненадлежащую подготовку налоговой декларации и других
документов
В соответствии со статьей 8 Закона, в случае, если органы
Государственной налоговой службы устанавливают, что указанная в
налоговой декларации сумма подоходного налога занижена по причине
ненадлежащей подготовки налогоплательщиком налоговой декларации или
других документов, неправильного заполнения вследствие небрежности,
беспечности должностных лиц или умышленного игнорирования положений
раздела II Кодекса, сумма заниженного налога увеличивается на 20%.
Данный штраф относится только к заполнению налоговой декларации.
Пример 48: 15.02.2000 года налогоплательщик представил налоговую
декларацию, согласно которой подоходный налог, подлежащий к уплате в
бюджет за 1999 год составил 12000 лей.
В ходе документальной проверки установлено, что в результате
неправильного заполнения представленной декларации не учтены облагаемые
доходы в сумме 6000 лей, которые нашли отражение по бухгалтерскому
учету. По этой причине подоходный налог, подлежащий перечислению в
бюджет, оказался заниженным на сумму 1920 лей. Штраф за ненадлежащую
подготовку налоговой декларации должен быть начислен в сумме 384 лея
(1920 х 20 : 100);
7) За неуказание фискального кода в налоговых документах
В соответствии со статьей 10 Закона за неуказание фискального кода в
представляемой налоговой декларации и в прилагаемых к ней документах
органам Государственной налоговой службы либо любому другому лицу,
которое уполномочено взимать или уплачивать подоходный налог, налагается
штраф в размере 100 лей за каждый случай нарушения.
Пример 49: Налогоплательщик представил декларацию о подоходном
налоге, не указав свой фискальный код. В соответствии со статьей 10
Закона должен быть наложен штраф в сумме 100 лей.
8) За несообщение фискального кода другим лицам
В соответствии со статьей 11 Закона, на налогоплательщика, не
сообщившего свой фискальный код другим лицам для указания его в
документах, подготовленных последним, налагается штраф в размере 100 лей
за каждый случай нарушения.
Пример 50: Налогоплательщик при отпуске товара партнеру не указал в
товарно-транспортной накладной свой фискальный код. В соответствии со
статьей 11 "Закона" должен быть наложен штраф в сумме 100 лей.
9) Привлечение к уголовной ответственности
Налогоплательщик привлекается к уголовной ответственности согласно
действующему законодательству в следующих случаях:
а) за попытку уклонения от уплаты подоходного налога либо сокрытия
его;
b) за умышленное невзимание либо неуплату подоходного налога;
с) за умышленное непредставление налоговой декларации;
d) за нерегистрацию, сокрытие либо уничтожение учетных документов по
подоходному налогу;
e) за умышленное представление ложной или вводящей в заблуждение
информации по подоходному налогу;
f) за невыполнение требований полученной повестки относительно дачи
показаний, представления учетных и других документов, в том числе в
отношении имущества, связанного с уплатой подоходного налога.
10) Порядок наложения и уплаты штрафов
В соответствии со статьей 2 Закона штраф налагается в порядке,
установленном для взимания налогов и составляет часть налогового
обязательства лица, в отношении которого он применяется. При взыскании
штрафа применяются ограничения, предусмотренные статьей 14 Закона.
О наложении штрафа налогоплательщик ставится в известность путем
вручения органами Государственной налоговой службы соответствующего
письменного извещения о вынесении решения о применении к нему штрафных
санкций (приложение 6).
Срок уплаты наложенных штрафов наступает в срок вручения или
отправки извещения.
На любой штраф, взыскиваемый в установленном порядке, не уплаченный
после вручения извещения, начисляется пеня в установленном размере, за
период со дня вручения или отправки извещения до дня уплаты штрафа.
Наложение любого штрафа не исключает применения других санкций, а
также привлечение к уголовной ответственности согласно законодательству.
Глава XVI. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ, ВЗИМАНИЮ И ВОЗМЕЩЕНИЮ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА.
1. Сроки взимания подоходного налога, пени и штрафов
93. В соответствии со статьями 14 и 18 Закона Государственная
налоговая служба взимает подоходный налог, взыскивает пеню и штраф по
нему, направляет иск в суд в течение шести лет после их определения.
94. Принудительное взыскание подоходного налога, пени и штрафов по
нему, не уплаченных в установленные сроки, осуществляется в соответствии
с Законом о порядке взыскания налогов, сборов и других платежей N
633-ХIII от 10 ноября 1995 года.
95. В случае, если судебный процесс по взысканию подоходного налога,
пени и штрафов по нему возбужден своевременно, то сроки взыскания
продлеваются до тех пор, пока налоговые обязательства не будут выполнены
или пока вынесенное судебное решение об уплате задолженностей не утратит
силу. Основания прекращения исполнения судебного решения предусмотрены
статьей 365 Гражданско-процессуального кодекса.
2. Возмещение подоходного налога
96. В соответствии со статьей 1 "Закона", в случае переплаты
подоходного налога, налогоплательщику возвращается сумма переплаты и
процент, начисленный на эту сумму по процентной ставке, по которой
Национальный банк Молдовы предоставляет кредит в обычном порядке на
последнем аукционе, проводимом в ноябре месяце предшествующего
календарного года.
97. Доход в виде процентов на любую переплату подоходного налога
выплачивается за период, начинающийся через 30 дней после срока,
установленного для представления налоговой декларации (31 марта) или
получения декларации органами Государственной налоговой службы и
заканчивающийся днем возврата переплаты.
Процент, начисленный за переплату, не выплачивается в случаях, когда
подоходный налог не уплачен в установленный в срок.
Пример 51: Согласно налоговой декларации за 1998 год, представленной
в налоговую инспекцию 15.02.1999 года, подлежит уплате в бюджет
подоходный налог в сумме 20000 лей, фактически уплачено в бюджет 25000
лей , переплата в сумме 5000 лей возвращена по письменному заявлению
налогоплательщика 25.06.1999 года. Доход в виде процентов на сумму
переплаты будет исчислен следующим образом:
1. Если подоходный налог в сумме 25000 лей внесен в бюджет
14.02.1999 года, то доход в виде процентов(при условии, что процентная
ставка установлена в размере 16%), будет начислен через 30 дней от
установленного срока представления налоговой декларации с 1.05. по
25.06.1999 года, за 55 дней переплаты, и составит - 120,55 лей = (16 :
100 : 365 х 55 дн.) х 5000.
2. Если подоходный налог в сумме 25000 лей внесен в бюджет 30.03.
1999 года, то доход в виде процентов будет начислен через 30 дней от
установленного срока представления налоговой декларации(31 марта) с
1.05. по 25.06. 1999 года, за 55 дней переплаты, и составит - 120,55 лей
= (16 : 100 : 365 х 55) х 5000.
3. Если подоходный налог в сумме 25000 лей внесен в бюджет частично
в сумме 15000 лей - 15.02.1999 года, а 10000 лей внесены 1.04.1999 года,
то доход в виде процентов на сумму переплаты 5000 лей начислен не будет.
98. В соответствии со статьей 19 Закона возврат переплаты по
подоходному налогу, возникшей от излишне перечисленного налога или
ошибочно исчисленного и взысканного налога, пени и штрафов,
осуществляется по письменному заявлению (приложение N 5)
налогоплательщика, поданному в органы Государственной налоговой службы в
течение трех лет со дня уплаты налога, пени и штрафов.
Просьба о возврате подоходного налога может быть удовлетворена после
дополнительной проверки обоснованности требований налогоплательщика.
В случае, если налогоплательщик имеет задолженность по другим видам
налогов, возвращаемая сумма уменьшается на сумму этой задолженности.
3. Вызов налогоплательщика по повестке
99. В соответствии со статьей 17 Закона и главой 8
Гражданско-процессуального кодекса, при определении налоговых
обязательств или взыскании подоходного налога, пени и штрафов по нему,
должностные лица органов Государственной налоговой службы имеют право
вызвать повесткой (приложение N 2) предполагаемого налогоплательщика,
лицо, действительно подлежащее налогообложению, любое должностное лицо,
любое лицо, ответственное за ведение учетных документов, относящихся к
лицу, подлежащему налогообложению, либо любое другое лицо для дачи
свидетельских показаний по непосредственно интересующему органы
Государственной налоговой службы вопросу.
Повестка вручается адресату лично или отправляется по почте по
последнему и основному месту жительства или по месту работы адресата.
Время вручения повестки адресату отмечается на вручаемой повестке и на
втором ее экземпляре, подлежащем возврату в налоговую инспекцию. Лицо,
получившее повестку, расписывается в ее получении на втором экземпляре.
Лицо, получившее повестку, обязано явиться в назначенное в ней время
и по указанному в ней адресу для представления необходимых учетных и
других документов, относящихся к определению налоговых обязательств или
их исполнению, или для дачи показаний, имеющих непосредственное
отношение к рассматриваемому вопросу.
Если повестка предусматривает представление учетных и других
документов, относящихся к определению налоговых обязательств или их
исполнению, в ней должны быть точно указаны обязательные для
представления документы.
В случае, если лицо, доставляющее повестку, не застанет гражданина,
извещаемого или вызываемого по делу, по месту его жительства или работы,
то повестка вручается кому-нибудь из совместно с ним проживающих
взрослых членов семьи, а при их отсутствии - жилищно-эксплутационной
организации, примэрии села или города либо администрации по месту его
работы. Лицо, принявшее повестку, обязано на втором экземпляре указать
свою фамилию, имя и отношение к адресату(супруг, отец, мать, дочь и
т.п.) или занимаемую должность, и при первой возможности без промедления
вручить ее адресату.
При временном отсутствии адресата лицо, доставляющее повестку,
отмечает на втором экземпляре повестки, куда выбыл адресат и когда
ожидается его возвращение. Эти сведения должны быть подтверждены и
удостоверены соответствующей жилищно-эксплутационной организацией,
примэрией села или города либо администрацией по месту работы адресата.
При отказе адресата принять повестку доставляющее ее лицо делает
соответствующую отметку на повестке, которая возвращается в налоговую
инспекцию. Отметка об отказе адресата принять повестку удостоверяется
жилищно-эксплуатационной организацией, примэрией села или города либо
администрацией по месту работы адресата.
Отказ от принятия повестки не является препятствием к рассмотрению
вопроса в налоговой инспекции.
Глава XVII. ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
1. Обжалование решений и действий органов Государственной налоговой
службы.
100. В соответствии со статьей 20 Закона налогоплательщики имеют
право обжаловать решения, действия или бездействие налоговых органов и
их должностных лиц в следующем порядке:
Налогоплательщик, не согласный с исчисленной суммой подоходного
налога, пени и штрафов по нему, вправе подать письменную жалобу в
территориальную налоговую инспекцию не позднее чем в 30-дневный срок со
дня официального уведомления его об исчисленной сумме, которая обязана
рассмотреть жалобу и принять повторное решение в 30-дневный срок после
ее поступления.
К жалобе должны быть приложены документы или представлены другие
доказательства, подтверждающие позицию налогоплательщика, а в случае,
если не была представлена налоговая декларация, прилагается налоговая
декларация за обжалуемый период.
Решение территориальной налоговой инспекции по жалобе может быть
обжаловано в Главную государственную налоговую инспекцию при
Министерстве финансов в такие же сроки. Обращение с жалобой
непосредственно в Главную государственную налоговую инспекцию, минуя
территориальный орган, не допускается.
В период рассмотрения жалобы, поданной в налоговую инспекцию,
действия по принудительному взысканию оспариваемых налогов не
осуществляются.
Решение Главной государственной налоговой инспекции при Министерстве
финансов может быть обжаловано налогоплательщиком в судебную инстанцию в
установленном законодательством порядке, при этом действия по
принудительному взысканию с него налога, пени и штрафов не
приостанавливаются.
2. Право на освобождение от уплаты штрафов
101. В соответствии со статьей 3 Закона налогоплательщик имеет право
на отмену начисленных штрафов полностью или частично, а также штраф
может не налагаться, если органам Государственной налоговой службы
представлены доказательства обоснованности действий налогоплательщика,
повлекших за собой нарушение.
102. Не являются основанием для отмены штрафа или освобождения от
его уплаты:
а)неплатежеспособность налогоплательщика,
b)временное отсутствие в стране,
c)неизбежность событий, которые можно было предвидеть.
Начальник Главной государственной
налоговой инспекции, Главный
Государственный советник
Налоговой службы Николае Бивол
Приложение N 1
к Инструкции о порядке исчисления и
уплаты подоходного налога лицами,
осуществляющими предпринимательскую
деятельность N 1 от 23.10.1998 г.
Forma VEN
Д Е К Л А Р А Ц И Я
о подоходном налоге лица, занимающегося
предпринимательской деятельностью за ______год
Наименование лица __________________________________________________
Фискальный код _____________________________________________________
Адрес ______________________________________________________________
Банковские реквизиты _______________________________________________
Вид предприятия ____________________________________________________
сельскохозяйственное; несельскохозяйственное
(подчеркнуть)
--------------------------------------------------------+-----+---------
Показатели | Код | Сумма,
| | лей
--------------------------------------------------------+-----+---------
Прибыль (убыток) отчетного периода до налогообложения
(согласно Отчету о финансовых результатах) 010
Увеличение (уменьшение) доходов в соответствии с
налоговым законодательством * (приложение N 1D) 020
Увеличение (уменьшение) расходов в соответствии с
налоговым законодательством (приложение N 2D) 030
Доход (убыток), полученный в отчетном периоде с учетом
корректировок (увеличений, уменьшений)
(стр. 010 + стр. 020 - стр. 030) 040
Сумма фактических расходов, связанных с пожертвова-
ниями на благотворительные цели некоммерческим
организациям, но не больше установленного пре-
дела, который определяется как стр. 040 x 7 / 107 050
Сумма фактических расходов, не подтвержденных докумен-
тально, но не больше установленного предела, кото-
рый определяется как стр. 040 x 0,1 / 100,1 060
Сумма налогооблагаемого дохода (налогового убытка) без
учета налоговых убытков прошлых лет
(стр.040-стр.050-стр.060) 070
Сумма налогового убытка прошлых лет, подлежащая вычету
в текущем отчетном периоде 080 ( )
Cумма налогооблагаемого дохода (стр. 070 - стр. 080) 090
Сумма налогового убытка (отрицательный результат из
стр. 070) 100
Ставка подоходного налога, % (за исключением сельхоз-
предприятий) 110
Сумма подоходного налога (стр.090 x стр.110) (для сель-
хозпредприятий, в том числе крестьянских (фермерских)
хозяйств, а также индивидуальные предприятия - со-
гласно приложению N 3D) 120
Сумма льгот по подоходному налогу (приложение 4D) 130
Сумма подоходного налога, исчисленная от сумм поправок
доходов (расходов) предыдущих периодов, выявленных
в текущем налоговом периоде (приложение N 5D) 140
Сумма подоходного налога за вычетом льгот к начислению
(стр. 120 - стр. 130 + стр. 140) 150
Сумма налоговых зачетов - всего, в том числе 160
Подоходный налог,уплаченный за рубежом (приложение N 6D) 1601
Подоходный налог, предварительно удержанный при выплате
дивидендов (приложение N 7D) 1602
Подоходный налог, удержанный у источника выплаты
(приложение N 8) 1603
Подоходный налог, уплаченный в рассрочку 170
Всего подоходный налог к уплате
(стр.150- стр.160- стр.170) 180
Сумма переплаты подоходного налога
(стр. 160 + стр. 170 - стр. 150) 190
------------------------------------------------------------------------
* Налоговое законодательство включает Налоговый кодекс, Закон о
государственном бюджете на соответствующий год и Закон об
администрировании подоходного налога и введение в действие разделов I и
II Налогового кодекса
--------------------------------
Примечание: Сумма штрафных санкций, начисленная в течение налогового
периода:
за несвоевременную уплату подоходного
налога в рассрочку _________________
за несвоевременное представление де-
кларации по подоходному налогу _________________
Заявляем, что настоящая информация является достоверной и мы
ознакомлены с мерами ответственности, предусмотренные действующим
законодательством, в случае включения в нее ложной или неполной
информации.
Руководитель _________________________
Главный бухгалтер _________________________
Число _________________________
Получено:
Государственная налоговоя инспекция
___________________________________
по мун. (уезду)
___________________________________
Дата
___________________________________
Ф.И.О. работника налоговой службы
П Р И Л О Ж Е Н И Я
к декларации о подоходном налоге лица, занимающегося
предпринимательской деятельностью.
Приложение 1D
Справка к строке 020 "Увеличение (уменьшение) доходов в соответствии
с налоговым законодательством"
----------------------------------+-----+-------------------+---------
| Код | Признано в | Разница
Корректировки |строк|---------+---------| гр.3-2
| |финансо- |в налого-|
| |вом учете|вых целях|
----------------------------------+-----+---------+---------+---------
A | 1 | 2 | 3 | 4
----------------------------------+-----+---------+---------+---------
Дивиденды, полученные от резидентов
(НК, ст. 20(j)) 0201 0
Дивиденды от хозяйствующего субъек-
та-нерезидента начисленные, но
не полученные (НК, ст. 18 (m)) 0202 0
Дивиденды от хозяйствующего субъек-
та-нерезидента, начисленные в
предыдущих налоговых периодах,
но полученные в текущем налого-
вом периоде (НК, ст. 18 (m)) 0203 0
Доход от получения дарений (НК,
ст. 20 (i)) (гр. 2 - гр.3) 0204 x
Доход, полученный в виде процен-
тных начислений от банковских
депозитов и от операций с го-
сударственными ценными бума-
гами (Закон об администриро-
вании подоходного налога и вве-
дении в действие резделов I и
II НК, ст. 24 (8)) 0205 0
* Доход от вынужденной замены соб-
ственности (НК, ст.22) 0206
** Доход, полученный в результате
изменения метода учета
(НК,ст.44 (8)) 0207
Доход, полученный от реализации
основных средств, (НК, ст. 27
(2)) 0208
Доход от дарения активов, за исклю-
чением капитальных активов
(НК, ст. 42) (приложение 1.2D) 0209 X
Результат от операций с капиталь-
ными активами (приложение
1.1 D) 0210
Остаток фондов, образованных за
счет средств до налогообложе-
ния по состоянию на 31.12.
1997г. 0211 X
Другие (указать) 0212
ИТОГО 020 X Х
------------------------------------------------------------------------
* в гр. 2 делается запись только в год получения компенсаций на
сумму фактического дохода, полученного в результате вынужденного выбытия
актива, а в гр.3 делается запись в случае незамены утерянной
собственности другой собственностью, указывая соответствующую сумму
дохода, определенную в год утери собственности и получения компенсации в
налоговых целях или сумму неиспользованного дохода при замене другой
аналогичной собственностью в соответствии со ст. 22 НК
** гр. 2 заполняется только в год перехода на метод начислений, а в
гр. 3 в первые 3 года перехода по 1/3 данного превышения
Приложение 1.1 D
Справка к строке 0210
" Результат от операций с капитальным активами"
-------------------+---+------+----------------------+----+---+----+----+-----+----+----
Капитальные | |Доход | Выбытие капитальных |** |По-|Сум-|Сум-|Сум- |Сум-|Раз-
активы |Код|(убы- | активов |При-|те-|ма |ма |ма |ма |ни-
| |ток) | |рост|ри |по- |при-|при- |по- |ца
| |от ре-| |ка- |ка-|терь|рос-|рос- |терь|(гр.
| |ализа-|-----------+----------|пи- |пи-|ка- |та |та |вы- |11-
| |ции |Реализация | Дарение |тала|та-|пи- |ка- |капи-|чет |2)
| |(выбы-| (обмен) | |(гр.|ла |тала|пи- |тала |ко- |
| |тия) | | |4-3+|в |пре-|тала|под- |то- |
| |капи- |-----+-----+-----+----|гр. |на-|ды- |(гр.|лежа-|рых |
| |таль- |Скор-|*Сум-|Скор-|Ры- |6-5)|ло-|ду- |7-8-|щая |не |
| |ных |рек- |ма |рек- |ноч-| |го-|щих |9) |нало-|раз-|
| |акти- |тиро-|полу-|тиро-|ная | |вом|пе- | |гооб-|ре- |
| |вов по|ван- |чен- |ван- |сто-| |пе-|рио-| |ложе-|шен |
| |финан-|ный |ная |ный |имо-| |ри-|дов | |нию |в |
| |совому|стои-|от |стои-|сть | |оде| | |(гр. |на- |
| |учету |мос- |реа- |мос- | | |(гр| | |10х |ло- |
| | |тный |лиза-|тный | | |3-4| | |50%) |го- |
| | |базис|ции |базис| | |+гр| | | |вом |
| | |капи-|(об- |капи-| | |5-6| | | |го- |
| | |таль-|ме- |таль-| | | | | | |ду |
| | |ных |на) |ных | | | | | | |(гр.|
| | |акти-| |акти-| | | | | | |8+9-|
| | |вов | |вов | | | | | | |7) |
| | | | | | | | | | | | |
-------------------+---+------+-----+-----+-----+----+----+---+----+----+-----+----+----
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13
-------------------+---+------+-----+-----+-----+----+----+---+----+----+-----+----+----
1. Акции и другие 02101 x x x x x x x
документы удос-
товеряющие пра-
во собственнос-
ти в предприни-
мательской де-
ятельности
2. Документы, сви- 02102 x x x x x x x
детельствующие
о наличии деби-
торской задол-
женности
3. Частная собст- 02103 x x x x x x x
венность, не
используемая в
предприниматель-
ской деятель-
ности
4. Земля 02104 x x x x x x x
5. Опцион на по- 02105 x x x x x x x
купку или про-
дажу капиталь-
ных активов
6. Другие капи- 02106 x x x x x x x
тальные активы
ВСЕГО 0210 x x x x x x x
-------------------------------------------------------------------------------------
* сумма полученная в результате обмена равна рыночной стоимости
полученного взамен актива с учетом доплаты или переплаты
** если результат от операций в гр.7 отрицательный он указывается в
гр.8
Приложение 1.2 D
Справка к строке 0209 "Доход от дарения активов, за исключением
капитальных активов"
-----------+-----+--------------------+-------------+-------------------
Категория | Код |Балансовая стоимость|Рыночная сто-|Наибольшая величина
даренных | | Скорректированный |имость на мо-|из гр. 2 и 3 (отра-
активов | | стоимостной базис |мент дарения |жается в гр.3 стр.
| | | |0209)
-----------+-----+--------------------+-------------+-------------------
A | 1 | 2 | 3 | 4
-----------+-----+--------------------+-------------+-------------------
Текущие - | | | |
всего |0209 | | |
в том числе| | | |
товары |02091| | |
основные | | | |
средства |02092| | |
------------------------------------------------------------------------
Приложение 2D
Справка к строке 030 "Увеличение (уменьшение) расходов в
соответствии с налоговым законодательством"
----------------------------------+-----+-------------------+---------
| Код | Признано в | Разница
Корректировки |строк|---------+---------| гр.3-2
| |финансо- |в налого-|
| |вом учете|вых целях|
----------------------------------+-----+---------+---------+---------
A | 1 | 2 | 3 | 4
----------------------------------+-----+---------+---------+---------
Личные и семейные расходы (НК,
ст. 23) 0301 0
Расходы, связанные с командирова-
нием работников (НК, ст. 24 (3)) 0302
Расходы по страхованию юридичес-
ких лиц (НК, ст. 24 (3)) 0303
Представительские расходы (НК,
ст. 24 (3)) 0304
Убытки, полученные от реализации
или обмена собственности (прямо
или опосредованно) между взаимо-
зависимыми лицами (НК,ст.24 (7)) 0305 0
Расходы в интересах члена семьи
налогоплательщика, должностного
лица или руководителя хозяйству-
ющего субъекта, если отсутствуют
доказательства допустимости вы-
платы такой суммы (НК,ст.24 (6)) 0306 0
Расходы, осуществленные до момен-
та платежа, если налогоплатель-
щик имеет обязательство по от-
ношению к взаимозависимому лицу,
использующему кассовый метод
учета (НК, ст. 44 (5)) 0307 0
Оплаченные расходы взаимозависи-
мому лицу, использующему кассо-
вый метод (НК, ст. 44 (5)) 0308 0
Расходы, связанные с приобрете-
нием, управлением или содержа-
нием собственности, доход от
которой освобожден от налога
(НК, ст. 24 (8)) 0309 0
Расходы, связанные с процентными
начислениями, выплаченными или
начисленными акционерам (пайщи-
кам) в случае, если они в боль-
шинстве своем являются иностран-
ными лицами или лицами, освобож-
денными от налога (НК,ст.25 (2)) 0310
Расходы на содержание, ремонт и
восстановление собственности
(НК, ст. 27 (8)) 0311
Сумма износа основных средств
(НК, ст. 26) 0312
Расходы, связанные с научными
исследованиями и разработка- 100% - (текущ.
ми (НК, ст. 27 (6)) 0313 расх.)
Отчисления в резервные фонды
(НК, ст. 31 (2)) 0314 0
Вычеты безнадежных долгов
(НК, ст. 31 (1)) 0315
Другие расходы, связанные с пред-
принимательской деятельностью,
которые были вычтены в учете на-
логоплательщика из фондов, обра-
зованных в течение налогового
года (НК, ст. 31 (2)) 0316 0
Отчисления в фонд риска (НК,ст.31
(3) (заполняется финансовыми уч-
реждениями) 0317
Расходы, связанные с формированием
резервов по долгосрочным видам
страхования и страхового пенсион-
ного фонда (НК, ст. 50 (3) (за-
полняется страховыми компаниями) 0318
Пени, штрафы и другие санкции по
всем налогам (пошлинам), сборам
и обязательным платежам в бюджет
(НК, ст. 30 (1) 0319 0
Убытки от реализации основных
средств, в том числе при осу-
ществлений дарений и вынужден-
ном выбытии собственности
(НК,ст.27(2) 0320
Убытки от других выбытий основных
средств, чем указанные в стр.
0320 (НК, ст. 27 (2) 0321 0
Амортизация нематериальной соб-
ственности (НК, ст. 28) 0322
Расходы, связанные с добычей
невосполнимых природных ресур-
сов (НК, ст. 29) 0323
Расходы по выплате процентов по
задолженности, не обеспеченной
жильем или автомобилем налого-
плательщика (НК,ст.36(4),b) 0324
Сумма пожертвований на благо-
творительные и спонсорские цели
по данным бухгалтерского учета 0325 0
Cумма расходов, не подтвержден-
ных документально, отраженных в
бухгалтерском учете 0326 0
Другие (указать) 0327
0328
ВСЕГО 030 X X
---------------------------------------------------------------------
Приложение 2.1 D
Справка к строке 0304 "Представительские расходы"
----------------------------------------+-----+------+--------+------
Показатели | Код |Сумма,|Пре- |Сумма
| | лей |дельная |пред-
| | |ставка |стави-
| | |предста-|тель-
| | |витель- |ских
| | |ских |расхо-
| | |расхо- |дов,
| | |дов,% |лей
----------------------------------------+-----+------+--------+------
A | 1 | 2 | 3 | 4
----------------------------------------+-----+------+--------+------
Доход по данным бухгалтерского учета -
всего (сумма 6 класса Плана счетов)-
без НДС и акцизов 03041 X X
Сумма корректировок доходов (увеличений,
уменьшений) (стр. 020 декларации) 03042 X X
Сумма валового дохода - всего
(стр.03041 + стр.03042),
в том числе 03043 X X
от реализации товаров (оборот Кт суб-
счета 6112 без НДС и акцизов) 030431 0,5
другие доходы (стр.03043-стр.030431) 030432 1,0
Всего предельная сумма представитель-
ских расходов (стр.030431+стр.030432) 03044 X X
Сумма фактических представительских
расходов (отражается в приложении 2 D
стр. 0304 гр. 2) 03045 X X
Представительские расходы, разрешенные
к вычету (стр. 03045, но не больше
стр. 03044 (отражается в приложении
2 D стр. 0304 гр. 3) 0304 X X
-----------------------------------------------------------------------
Приложение 2.2 D
Справка к строке 0323 "Расходы по выплате процентов по
задолженности, не обеспеченной жильем или автомобилем налогоплательщика
(НК, ст. 36 (4), b)"
-----------------------------------------------------+------+-----------
Показатели | Код | Сумма, лей
-----------------------------------------------------+------+-----------
Инвестиционный доход - всего (сумма стр. 032111 -
0321114), в том числе 03231
Прирост капитала (стр.0210 гр.10 приложение 1.2D) 032311
Роялти 032312
Доход от финансируемой аренды долгосрочных мате-
риальных активов (субсчет 6222) 032313
Доход в виде процентов 032314
Расходы по выплате процентов по задолженности, не
обеспеченной жильем или автомобилем налогопла-
тельщика 03232
Сумма расходов по выплате процентов, признанная
к вычету (стр.03212, но не больше стр. 03211)
указывается в приложение 2 D гр.3) 0323
------------------------------------------------------------------------
Приложение 3 D
Справка к строке 120 "Сумма подоходного налога для сельхоз-
предприятий, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, а также
индивидуальных предприятий"*
----------------+-----+----+--------+---------+--------------+----------
Налогооблагаемый| Код |Сум-| Ставка |Сумма по-|**Исчисленный |Всего сум-
доход | |ма, |подоход-|доходного|подоходный на-|ма подоход
| |лей |ного на-| налога, |лог уменьшает-|ного нало-
| | |лога, % | лей |ся на _______%|га, лей
| | | |(гр. 2x3)|(гр. 4x5/100),|(гр.4 - 5)
| | | | | лей |
----------------+-----+----+--------+---------+--------------+----------
A | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
----------------+-----+----+--------+---------+--------------+----------
до 6000 лей*** | 1201| | | | |
от 6000 лей | | | | | |
до 10 800 лей | 1202| | | | |
свыше 10 800 лей| 1203| | | | |
ВСЕГО | 120 | | | | |
------------------------------------------------------------------------
* индивидуальные предприятия заполняют только гр. 2 - 4.
** указывается % снижения подоходного налога в зависимости от года (в
1998г - на 80 %,в 1999г - на 60 %, в 2000г - на 40 %, в 2001г - на 20%).
*** сельскохозяйственные предприятия применяют две ставки подоходного
налога: до 10800 лей (1202) и свыше 10800 лей (1203).
Приложение 4 D
Справка к строке 130 "Сумма льгот по подоходному налогу"
------------------------------------------------------------------------
Категория льгот| Код |Сумма дохо-|Срок | Закон, на |Сумма подо-| Сумма
| |да, подле- |пре- |основе ко- |ходного на-|льгот с
| |жащая льго-|дос- |торого пре-|лога,подле-|момента
| |тированию, |тав- |доставляет-|жащая льго-|ее пре-
| | лей |ления|ся льгота |тированию в|достав-
| | |льго-| | налоговом |ления,
| | |ты | |периоде,лей| лей
---------------+-----+-----------+-----+-----------+-----------+--------
A | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
---------------+-----+-----------+-----+-----------+-----------+--------
| 1301| | | | |
| 1302| | | | |
| 1303| | | | |
| 1304| | | | |
| 1305| | | | |
ВСЕГО | 130 | | | | |
------------------------------------------------------------------------
Приложение 4.1 D
Справка к строке 1301 "Льготы, оказанные из подоходного налога"
(заполняется финансовыми учреждениями)
------------------------------------------------------------------------
Показатели | Код | Сумма, лей
-----------------------------------------------------+------+-----------
A | 1 | 2
-----------------------------------------------------+------+-----------
Сумма потерь прибыли банков от выданных кредитов | |
специального назначения (сумма стр.130111 - 130120) |13011 |
Oт оказания льготных долгосрочных кредитов жилищно- | |
строительным кооперативам, начавшим строительство | |
жилых домов до 1 января 1993 года на условиях, пре- | |
дусмотренных Постановлением Правительства "О мерах | |
по оказанию помощи жилищно-строительным кооперати- | |
вам" N 349 от 7 июня 1993 года |130111|
Участникам боевых действий за территориальную целост-| |
ность и независимость Республики Молдова |130112|
Жертвам политических репресий периода 1917-1990 | |
годов |130113|
Участникам событий в Афганистане |130114|
Участникам ликвидации последствий Чернобыльской | |
катастрофы |130115|
Гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий в | |
августе 1994 г. |130116|
Семьям, имеющим пять или более детей |130117|
Инвалидам по зрению I и II группы. |130118|
Участникам второй мировой войны |130119|
От предоставления кредитов из средств Национального | |
банка для завершения строительства жилых домов ЖСК | |
на условиях, предусмотренных Постановлением Парла- | |
мента Республики Молдова N 834-XIII от 16 мая 1996 | |
года |130120|
Сумма налога из потерь прибыли от оказания льготных | |
и беспроцентных кредитов (стр.13011 x 32 : 100) |13012 |
Сумма подоходного налога, подлежащая льготированию | |
(стр.13011 - cтр.13012) (отражается в соответству- | |
ющей стр. приложения 4 D) |1301 |
-----------------------------------------------------+------+-----------
Приложение 5 D
Справка к строке 140 "Сумма подоходного налога, исчисленная от сумм
поправок доходов (расходов) предыдущих периодов, выявленных в текущем
налоговом периоде"
------------------------------------------------------------------------
Вид дохода (расходов) | Код | Сумма дохода | Год | * Ставка| ** Сумма
предыдущих налоговых | | (расходов), | | налога | налога
периодов, выявленных | | лей | | |
в текущем периоде, лей| | | | |
------------------------+-----+--------------+-----+---------+----------
A | 1 | 2 | 3 | 4 | 5
------------------------+-----+--------------+-----+---------+----------
| 1401| | | |
| 1402| | | |
| 1403| | | |
| 1404| | | |
ИТОГО (сумма строк | | | | |
1301 - 1304) | 140 | | | |
------------------------------------------------------------------------
* если доходы (расходы) относятся к сельскохозяйственной
деятельности, то применяется ставка для сельхозпредприятий.
** налог от выявленных расходов отражается отрицательным знаком или
в скобках.
Приложение 6 D
Справка к строке 1601 "Подоходный налог, уплаченный за рубежом"
------------------------------------------------------------------------
Показатели | Код | Сумма, лей
-----------------------------------------------------+-----+------------
A | 1 | 2
-----------------------------------------------------+-----+------------
Сумма подоходного налога, уплаченного за рубежом |16011|
Доход от инвестиционной и финансовой деятельности за | |
рубежом |16012|
Расходы, связанные с получением дохода из стр. 16012 |16013|
Налогооблагаемый доход от финансовой и инвестиционной| |
деятельности за рубежом (стр. 16012 - стр. 16013) |16014|
Ставка подоходного налога в Молдове в соответствии с | |
налоговым законодательством |16015|
Сумма подоходного налога, за вычетом льгот (стр. 150 | |
декларации) |16016|
Сумма подоходного налога (стр. 16015 x 16014), расчи-| |
танная по ставке, установлена действующим законода- | |
тельством |16017|
Сумма подоходного налога, принимаемая к зачету | |
(наименьшая сумма из стр.16011, 16016, 16017) |1601 |
------------------------------------------------------------------------
Приложение 7 D
Справка к строке 1602 "Подоходный налог, предварительно удержанный
при выплате дивидендов"
------------------------------------------------------------------------
Показатели | Код | Сумма, лей
-----------------------------------------------------+-----+------------
A | 1 | 2
-----------------------------------------------------+-----+------------
Сумма подоходного налога, за вычетом льгот (стр. 150 | |
декларации) |16021|
Cумма превышения подоходного налога при выплате диви-| |
дендов прошлого года |16022|
Сумма подоходного налога, удержанная при выплате ди- | |
видендов в текущем году |16023|
Итого сумма подоходного налога, начисленная при вы- | |
плате дивидендов (стр. 16022 + стр. 16023) |16024|
Сумма подоходного налога, исчисленная при выплате ди-| |
видендов, подлежащая переносу на следующий год | |
(стр. 16024 - стр. 16021) |16025|
Сумма подоходного налога, удержанная при выплате ди- | |
видендов, принимаемая к зачету (стр. 16024, но не | |
больше стр. 16021) |1602 |
------------------------------------------------------------------------
Приложение 8 D
Справка к строке 1603 "Подоходный налог, удержанный у источника
выплаты"
------------------------------------------------------------------------
Показатели | Код | Сумма, лей
-----------------------------------------------------+-----+------------
A | 1 | 2
-----------------------------------------------------+-----+------------
Подоходный налог, удержанный при выплате процентных | |
начислений |16031|
Подоходный налог, удержанный при выплате роялти |16032|
Подоходный налог, удержанный у источника выплаты при | |
оказании услуг, в том числе аренда |16033|
Подоходный налог, подлежащий зачету | |
(сумма стр.16031 - 16033) |1603 |
-----------------------------------------------------+-----+------------
Приложение 9D
к декларации о подоходном налоге
лица, занимающегося предприни-
мательской деятельностью
ИНФОРМАЦИЯ
об источниках доходов, полученных от инвестиционных
фондов за ___________________________г.
Инвестиционный фонд ___________________________________
(указывается его название)
Фискальный код ______________________ Код банка ________________________
Расчетный счет ____________ Номер телефона __________сообщает информацию
об участии акционера (бывшего акционера) _______________________________
(фамилия, имя, отчество)
фискальный код __________ постоянно проживающего по адресу _____________
------------------------------------------------------------------------
N | Виды дохода | Остаток на |Оплачено| Остаток |Сумма подоходного
п/п| | начало пе- | | на конец|налога, удержанного
| | риода(года)| | периода |из оплаченной суммы
| | | | (года) |
---+----------------+------------+--------+---------+-------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
---+----------------+------------+--------+---------+-------------------
|Дивиденды | | | |
|Прирост капитала| | | |
|Процентные | | | |
|начисления | | | |
------------------------------------------------------------------------
Руководитель _____________________
Главный бухгалтер _____________________
Дата _____________________
Приложение 10D
к декларации о подоходном налоге
лица, занимающегося предприни-
мательской деятельностью
Фискальный код ______________
ИНФОРМАЦИЯ
относительно лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
в составе экономического агента-физического лица
------------------------------------------------------------------------
N |Фами-|Фис-|Адрес |До-| Сумма | Соответственно |Подпись
п/п|лия, |каль|посто-|ле-|пожерт-| долевому |учреди-
|имя |ный |янного|вое|вований| распределению | теля
| |код |место-|рас|на бла-|----+----+----+----+----+-----|(члена)
| | |житель|пре|готво- |Сум-|Сум-|Сум-|Сум-|Сум-|Сумма|
| | |ства |де-|ритель-|ма |ма |ма |ма |ма |подо-|
| | | |ле-|ные це-|до- |ос- |об- |на- |льго|ход- |
| | | |ние|ли,при-|хода|во- |ла- |чис-|ты |ного |
| | | |(в |нятая к|за |бож-|гае-|лен-|по |нало-|
| | | | %)|вычету |выче|де- |мого|ного|ст. |га к |
| | | | | |том |ний |до- |по- |49 |упла-|
| | | | | |рас-| |хода|до- |Нало|те |
| | | | | |хо- | | |ход-|го- |(стр.|
| | | | | |дов | | |ного|вого| 10- |
| | | | | | | | |на- |ко- |стр. |
| | | | | | | | |лога|дек-| 11 |
| | | | | | | | | |са | |
---+-----+----+------+---+-------+----+----+----+----+----+-----+-------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13
---+-----+----+------+---+-------+----+----+----+----+----+-----+-------
---+-----+----+------+---+-------+----+----+----+----+----+-----+-------
---+-----+----+------+---+-------+----+----+----+----+----+-----+-------
---+-----+----+------+---+-------+----+----+----+----+----+-----+-------
|ИТОГО| x | x |100% | | | | | | |
---+-----+----+------+---+-------+----+----+----+----+----+-----+-------
Примечание:
1. Итоговые суммы, указанные в графах__________, должны быть
идентичны соответствующим показателям, указанным в строках
_______________ декларации;
2. Графа 11 заполняется только крестьянскими (фермерскими)
хозяйствами.
Руководитель _____________________
Главный бухгалтер _____________________
Дата _____________________
Приложение N 1А
к Инструкции о порядке исчисления и уплаты
подоходного налога лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность
N 1 от 23.10.1998 г.
ПОЯСНЕНИЕ
I. По заполнению декларации о подоходном налоге лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью
1. Наименование лица (предприятия, организации, учреждения)
указывается такое же, какое указано в свидетельстве, выданном
Государственной регистрационной палатой.
2. Фискальный код должен соответствовать номеру, указанному в
сертификате присвоения фискального кода.
3. Адрес должен соответствовать адресу, указанному в учредительных
документах.
4. Код банка, номер и название счетов должны соответствовать данным,
указанным в регистрационных карточках банковских счетов
налогоплательщиков. Данную карточку банковское учреждение после
заполнения отправляет в налоговую инспекцию, на учете в которой состоит
налогоплательщик.
5. В стр. 010 указывается результат, полученный в соответствии с
финансовым учетом (доход, убыток). Лица, обязанные сдавать "Отчет о
финансовых результатах" (форма 2) отражают в данной стр. сумму,
указанную в стр. 130 названного отчета.
6. В стр. 020 указывается общая сумма увеличения (уменьшения)
доходов, исходя из положений налогового законодательства (Налогового
кодекса, Закона о бюджете на соответствующий год, Закона об
администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и
II Налогового кодекса), определенная в соответствии с приложениями N 1D,
1.1D и 1.2D.
7. В стр. 030 отражается общая сумма увеличения (уменьшения)
расходов, определенная в соответствии с налоговым законодательством,
используя данные приложенийь 2D, 2.1D, 2.2D.
8. Строка 040 определяется расчетным путем: стр. 010 + стр. 020 -
стр. 030.
9. В стр. 050 отражается сумма расходов, связанных с пожертвованиями
на благотворительные цели, подлежащих вычету согласно ст. 36 Налогового
кодекса (далее - Кодекс).
В соответствии с данной статьей подлежит вычету сумма фактических
расходов на благотворительные цели, но не более 7 процентов облагаемого
дохода. Данный предел определяется расчетным путем: стр. 040 х 7/107.
10. В стр. 060 отражается общая сумма расходов, неподтвержденных
документально, но не более предела, установленного Постановлением
Правительства РМ N 485 от 4 мая 1998 года. Данный предел определяется
расчетным путем: стр.040 х 0,1/100,1.
11. Стр. 070 определяется расчетным путем: стр. 040 - стр. 050 -
стр. 060.
12. В стр. 080 отражается сумма налоговых убытков, перенесенная с
предыдущих налоговых периодов, но которая разрешена к вычету в текущем
налоговом периоде. Понятие "убытки, признанные в финансовом учете"
отличается от понятия "налоговые убытки", последние появляющиеся в
результате превышения расходов, связанных с предпринимательской
деятельностью, над валовым доходом, которые в соответствии со ст. 32
Кодекса переносятся последовательно на три последующих года. Общая сумма
данных налоговых убытков числится на забалансовом счете 945
"Невостребованные налоговые убытки". Порядок определения суммы налоговых
убытков, образовавшейся в предыдущие периоды и разрешенной к вычету в
текущем налоговом периоде, определяется в соответствии с п. "S" раздела
VII "Вычеты" инструкции.
13. В стр. 090 и 100 отражаются суммы облагаемого дохода или
налогового убытка, определенные расчетно.
14. Стр. 110 заполняется только юридическими лицами, за исключением
сельскохозяйственных предприятий, где указывается ставка подоходного
налога, определенная в соответствующем году. Сельскохозяйственные
предприятия определяют сумму подоходного налога на основании приложения
N 3D и указывают ее в строке 120.
Для 1998 года ставка подоходного налога для юридических лиц, за
исключением сельскохозяйственных и индивидуальных предприятий,
определена в размере 32% от облагаемого дохода. Эта ставка
распространяется и на предприятия с иностранными инвестициями,
резидентов зон свободного предпринимательства, однако при расчете их
налогового обязательства необходимо учитывать положения ст. 24 Закона об
администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и
II Налогового кодекса о предоставлении определенных льгот.
Ставки подоходного налога могут меняться ежегодно посредством
внесения соответствующих изменений в Кодекс или в Закон о бюджете на
соответствующий год.
15. Стр. 120 заполняется сельскохозяйственными предприятиями, в том
числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными
предприятиями на основании приложения 3D, а другими лицами сумма
подоходного налога определяется расчетно: стр. 090 x стр. 110.
16. Стр. 130 заполняется на основании приложения 4D:
а) категориями предприятий, которым были предоставлены льготы в
соответствии с Законом о государственном бюджете или Законом об
администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и
II Налогового кодекса (предприятия с иностранными инвестициями,
резиденты зон свободного предпринимательства). Сумма льготы в данном
случае определяется с учетом суммы подоходного налога, исчисленной в
стр. 120, и уменьшений (снижений), предусмотренных из суммы подоходного
налога.
Пример:
Сумма подоходного налога, определенная в стр. 120 резидентом зоны
свободного предпринимательства, составляет 100 тыс. леев. В соответствии
со ст. 24 (4) Закона об администрировании подоходного налога и введении
в действие разделов I и II Налогового кодекса, данным категориям
налогоплательщиков сумма подоходного налога снижается на 45%. Исходя из
этого сумма подоходного налога, подлежащая льготе, которая отражается в
строке 130, составляет 45 тыс. леев (100 х 45/100);
b) предприятиями, которым предоставлены льготы при обложении
некоторых доходов при соблюдении условий, указанных в законах, которые
их устанавливают (коммерческие банки - на сумму дохода, полученного от
предоставления хозяйствующим субъектам долгосрочных кредитов - согласно
ст. 27 (3) Закона о бюджете на 1998 год N 1446-XIII от 27.12.1997г). Для
определения суммы льготы в данном случае к сумме дохода, подлежащего
льготированию, применяется соответствующая ставка подоходного налога.
17. Стр. 140 предназначена для определения подоходного налога от
доходов и расходов предыдущих периодов, выявленных в текущем налоговом
периоде. Сумма, которая должна быть указана в этой строке, определяется
на основании приложения 5D.
Данная строка заполняется только в случаях, когда выявленные доходы
(расходы), относящиеся к предыдущим налоговым периодам, не повлияли на
текущий финансовый результат.
18. Стр. 150 определяется расчетным путем: стр. 120 - стр. 130 +
стр.140. Сумма, полученная в этой строке, отражается в личной карточке
налогоплательщика "к начислению".
19. В стр. 160 отражается общая сумма налоговых зачетов, которая
представляет сумму строк 1601, 1602, 1603.
20. В стр. 170 отражается общая сумма подоходного налога, уплаченная
в рассрочку на протяжении налогового года в соответствии со ст. 84
Кодекса.
21. Стр. 180 и 190 определяются расчетным путем соответственно:
а) на сумму подоходного налога к доплате: стр. 150 - стр. 160 - стр.
170;
b) на сумму переплаты подоходного налога: стр. 160 + стр. 170 - стр.
150.
II. Пояснения по заполнению приложений к декларации о подоходном
налоге лица, занимающегося предпринимательской деятельностью
1. При корректировке доходов с целью определения облагаемого дохода
вычитается или прибавляется сумма валового дохода до вычета расходов.
Приложение 1D
2. В стр. 0201 гр.2 отражается сумма дивидендов, полученных или
подлежащих получению от резидентов, признанная в финансовом учете.
Согласно ст. 12 Кодекса дивидендом является любая выплата,
осуществляемая юридическим лицом акционеру (пайщику) в соответствии с
его долей участия (количества акций).
3. В стр. 0202 гр. 2 отражается сумма дивидендов, начисленных в
финансовом учете, но не полученных, которые впоследствии должны быть
получены от нерезидентов.
4. В стр. 0203 гр.3 отражается сумма дивидендов, полученных от
нерезидентов, которые были начислены в предыдущие налоговые периоды и на
сумму которых был уменьшен налогооблагаемый доход. В случае, если в
предыдущие налоговые периоды налогооблагаемый доход не был уменьшен на
сумму начисленных дивидендов, то в налоговом периоде получения
дивидендов корректировки не производятся и соответственно записи в стр.
0203 не осуществляются.
5. В стр. 0204 гр. 3 отражается стоимость подаренной собственности,
определяемая согласно ст. 42 Кодекса. В соответствии с частью (2)
настоящей статьи стоимостным базисом подаренной собственности для
получателя является величина, определяемая лицом, который осуществляет
дарение для определения своих налоговых обязательств. Данная цена для
лица, преподнесшего дар, является наибольшей величиной из рыночной цены
на момент дарения и скорректированного стоимостного базиса дареного
имущества.
6. В стр. 0205 гр.2 отражается валовой доход, получаемый в виде
процентных начислений от банковских депозитов и от операций с
государственными ценными бумагами, признанный в финансовом учете.
7. Стр. 0206 заполняется в случае, если в результате чрезвычайных
обстоятельств (пожар, наводнение, похищение) имеет место утеря
(повреждение и др.) собственности, в результате которой получена
определенная компенсация. Обычно компенсация может быть получена от
страховых компаний в случае, когда имущество застраховано, или от других
лиц, виновных в утере имущества.
В гр.2 записывается доход, который определяется как разница между
суммой полученной компенсации и балансовой стоимостью имущества согласно
данным финансового учета. Если сумма компенсации меньше, чем стоимость
данного имущества, записи в данной графе на производятся.
Гр. 3 заполняется в следующих случаях:
а) когда утерянная собственность не заменена на другую аналогичную
(подобную) собственность на протяжении периода, разрешенного для замены,
- периода, заканчивающегося в налоговом году или же, следующем после
года, в котором произошло выбытие, либо или налогоплательщик решил не
заменять утерянную собственность в первом же налоговом году;
b) когда часть компенсации, использованная для замены собственности
того же типа, меньше чем сумма всей полученной компенсации.
Таким образом, в случае, описанном в п. а), будет указываться
разница между полученной компенсацией и скорректированным стоимостным
базисом, определенным в налоговых целях, а в случае, описанном в пункте
b), - разница между полученной компенсацией и суммой, использованной при
замене на другую собственность. Порядок определения скорректированного
стоимостного базиса при вынужденной замене описан в разделе V инструкции.
8. Стр. 0207 заполняется лицами, которые перешли от кассового метода
учета к методу начислений.
Согласно ст. 44 Кодекса метод начислений обязателен
а) для юридических лиц - начиная с 01.01.1998 г.;
b) для госпредприятий - начиная с 01.01.2000 г.
Соответственно гр. 2 заполняется только в том году, когда произошло
изменение метода учета. В ней указывается общая сумма величины
превышения, полученная вследствие изменения метода учета согласно ст. 44
(8) Кодекса. Гр.3 заполняется в первые 3 года после изменения метода
учета, в том числе и год его изменения, в размере 1/3 данного превышения
в каждом году.
Превышением считается разница между доходом, рассчитанным по
кассовому методу, и доходом, исчисленным по методу начисления от
реализации остатков отгруженной, но неоплаченной продукции (работ,
услуг) (сальдо дебиторской задолженности) по состоянию на 01.01.1998
года.
9. В стр. 0208 отражается доход, полученный от реализации основных
средств: в гр.2 - по данным финансового учета, а в гр. 3 - в
соответствии со ст. 27 (2) Кодекса. Порядок определения результата от
реализации основных средств согласно настоящей статье изложен в
Положении о порядке начисления износа основных средств в целях
налогообложения N 05/1-CF-07/92 от 25.12.1997 года, а также в разделе
III инструкции.
10. В стр. 0209 согласно ст. 42 Кодекса отражается доход в случае
осуществления дарений всех активов, за исключением капитальных,
рассчитанный в соответствии с приложением 1.2D. В гр.3 указывается
наибольшая величина из рыночной стоимости имущества на момент дарения и
его скорректированного стоимостного базиса.
11. Стр. 0210 заполняется лицами, которые на протяжении налогового
периода осуществляли операции (реализацию, обмен и другие способы
отчуждения) с капитальными активами, перечисленными в ст. 37 (2)
Кодекса. Данные стр. 0210 должны соответствовать данным приложения 1.1D.
В стр. 0210 гр. 2 приложения 1.1D отражается результат (доход,
убыток) от операций с капитальными активами, признанный в финансовом
учете по каждому активу, определенному как капитальный актив. В гр. 3 -
6 указываются результаты, полученные по каждому из этих активов согласно
положениям Кодекса. Данные гр. 7, 8, 10 - 13 определяются расчетно. В
гр.9 указывается сумма потерь капитала, не разрешенная к вычету в
предыдущие налоговые периоды, но разрешенная к вычету в текущем
налоговом периоде. В гр. 11 - сумма потерь капитала, неразрешеннная к
вычету в текущем налоговом году и которая переносится в последующие
налоговые годы, т.е. в следующем налоговом году данная сумма отразится в
гр.9.
12. В стр. 0211 отражается остаток фондов, образованных за счет
средств до налогообложения по состоянию на 31.12.1997 года.
13. В стр. 0212 отражаются другие доходы, не указанные в приложении
1D, но для которых Кодексом предусмотрены иные правила, чем те, которые
предусмотрены в НСБУ.
14. Сумма стр. 020 гр. 4 приложения 1D равна сумме строк 0201 - 0212
и переносится в стр. 020 декларации.
Приложение 2D
15. В стр. 0301 отражается сумма личных и семейных расходов,
отнесенных в финансовом учете к расходам предприятия, но не разрешенных
к вычету пунктом (2) ст. 24 Кодекса.
16. В стр. 0302 отражается сумма расходов, связанных с
командированием работников. В гр. 2 - расходы, признанные в финансовом
учете, а в гр.3 - расходы в пределах норм, установленных постановлениями
Правительства N 805 от 07.11.1994 г. и N 613 от 04.09.1995 г.
17. В стр. 0303 отражается сумма расходов по страхованию
собственности, работников и.т.д., соответственно в гр.2 - признанные в
финансовом учете, а в гр. 3 - оплаченные или понесенные расходы по видам
страхования, указанным в Постановлении Правительства N 484 от
04.05.1998г.
18. В стр. 0304 отражается сумма представительских расходов: в гр. 2
- сумма фактических расходов, признанных в финансовом учете, в гр. 3 -
сумма расходов в пределах нормативов, установленных Постановлением
Правительства N 130 от 06.02.1998 г. Расчет данного предела
осуществляется на основании приложения 2.1D.
Сумма из стр. 03045 гр.4 приложения 2.1D должна быть тождественна
сумме из стр. 0304 гр.2 приложения 2D, а сумма из стр. 0304 гр.4
приложения 2.1D - сумме стр. 0304 гр.3 приложения 2D.
19. В стр. 0305 гр.2 отражаются убытки, полученные от реализации или
обмена собственности между взаимозависимыми лицами. Понятие
взаимозависимого лица дано в ст.12 Кодекса.
Пример:
SRL "123" реализовало физическому лицу, которое является супругой
лица, владеющего 60% капитала SRL "123", автомобиль, стоимостный базис
которого составляет 15 тыс. леев, при цене 12 тыс.лей. В результате
сделки SRL "123" зарегистрировало убытки в сумме 3 тыс. леев. Так как
данные убытки - следствие сделки с взаимозависимым лицом, их сумма не
разрешается к вычету.
20. В стр. 0306 гр.2 указывается сумма расходов, произведенных в
интересах члена семьи налогоплательщика, должностного лица или
руководителя хозяйствующего субъекта, члена ассоциации или другого
взаимозависимого лица, если отсутствуют доказательства допустимости
выплаты такой суммы, признанной в финансовом учете.
21. В стр. 0307 гр.2 указывается сумма понесенных, но неоплаченных
расходов в результате возникновения обязательств перед взаимозависимым
лицом, использующим кассовый метод учета.
Пример:
В 1998 году АО "Анна", применяющее метод начислений на протяжении
налогового года, пользовалось услугами по ремонту, предоставляемыми
физическим лицом - ИП "Изворул", единственным учредителем которого
является отчим лица, владеющий контрольным пакетом акций АО "Анна",
использующий кассовый метод. Общая сумма услуг составила 10 тыс. леев,
из которой были оплачены только 7 тыс.лей. Учитывая, что эти лица
являются взаимозависимыми, разница в 3 тыс. леев не будет признана к
вычету.
22. В стр. 0308 отражается сумма оплаченных расходов, произведенных
лицом, использующим метод начислений взаимозависимому лицу,
использующему кассовый метод, которая в предыдущих налоговых периодах не
была разрешена к вычету из-за неоплаты.
Пример:
Исходя из данных предыдущего примера АО "Анна" в 1999 году оплатило
остаток задолженности - 3 тыс. леев - ИП "Изворул", являющемуся
взаимозависимым лицом, который в 1998 году не был разрешен к вычету. В
данном случае сумма в 3 тыс. леев будет указана в 1999 году в стр. 0308
гр.3 приложения 2D.
23. В стр. 0309 гр. 2 отражается сумма расходов, связанная с
приобретением, управлением или содержанием собственности, доход от
которой освобожден от налога.
К этим расходам относятся понесенные или оплаченные расходы в связи
с получением дохода, освобожденного от налога. Доходами, освобожденными
от налога, считаются доходы, указанные в ст. 20 Кодекса (дивиденды от
резидентов, выигрыши от лотерей и др.), а также доходы, освобожденные от
налога согласно Закону о государственном бюджете и Закону об
администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и
II Налогового кодекса (доход от операций с государственными ценными
бумагами и банковскими депозитами до 2001 года).
Пример:
В результате владения (управления) акциями, которые принадлежат
другим предприятиям, получены дивиденды. Так как согласно ст. 20 (j)
дивиденды, полученные от резидентов, считаются источниками дохода,
необлагаемыми налогом, расходы, связанные с управлением акциями, не
будут признаны к вычету, поэтому их сумма указывается в стр. 0309 гр. 2.
24. В стр. 0310 отражаются расходы, связанные с процентными
начислениями, выплаченными или начисленными акционерам (пайщикам) в
случаях, если они в большинстве своем являются иностранными лицами или
лицами, освобожденными от налога, и большая часть капитала
налогоплательщика финансируется (прямо или косвенно) этими акционерами
(пайщиками). В гр.2 отражаются расходы, признанные в финансовом учете, в
гр.3 - в пределах, установленных п. "с" раздела VII "Вычеты" инструкции.
25. В стр. 0311 отражается сумма расходов на содержание, ремонт и
восстановление собственности: в гр. 2 - признанные в финансовом учете, в
гр.3 - в пределах 5% от стоимостного базиса основных средств
(определенная без учета изменений на протяжении соответствующего
налогового года).
Признанными в финансовом учете считаются расходы, которые в
соответствии с положениям НСБУ были определены как расходы, т.е повлияли
на финансовый результат. Сумма капитализированных расходов в гр. 2 не
отражается.
Стоимостный базис основных средств, с целью определения указанного
предела является стоимостью основных средств в налоговых целях,
определяемой согласно Положению о порядке начисления износа основных
средств в целях налогообложения N 05/1-CF-07/92 от 25.12.1997г.
Понесеные (оплаченные) расходы будут учтены как расходы на
содержание, ремонт и воcстановление собственности по критерию,
установленному в инструкции.
При определении суммы расходов, разрешенных к вычету в целях
налогообложения, берутся 5 процентов из общей суммы вышеназванных
расходов, в том числе те, которые в финансовом учете были
капитализированы. Лимитирование расходов осуществляется по каждой
категории основных средств в отдельности.
Пример:
Общая сумма расходов, понесенных в 1999 году на ремонт основных
средств, относящихся ко II категории собственности, составляет 14 тыс.
леев, из которых в финансовом учете были капитализированы 6 тыс. леев, а
8 тыс. леев были отражены как расходы. Стоимость основных средств из II
категории на начало года в целях налогообложения составляли 240 тыс.
леев. В данном случае в гр. 2 следует отражать 8 тыс. леев (14 тыс. леев
- 6 тыс. леев), тогда как в гр.3 - 12 тыс. леев (240 тыс.леев х 5/100).
То есть, в гр.4 отражается сумма в 4 тыс. леев ( 12 тыс. леев - 8 тыс.
леев). Это означает, что финансовый результат при определении
облагаемого объекта будет увеличен на 4 тыс. леев.
26. В стр. 0312 отражается сумма износа основных средств,
соответственно в гр. 2 - признанная в финансовом учете: в гр. 3 -
исчисленная согласно Положению о порядке начисления износа основных
средств в целях налогообложения N 05/1-CF-07/92 от 25.12.1997 г.
27. В стр. 0313 отражается сумма расходов, связанных с научными
исследованиями и разработками в отношении собственности (за исключением
земли или собственности, на которую начисляется износ): в гр.2
отражаются расходы, признанные в финансовом учете, в гр.3 - в налоговых
целях. В налоговых целях согласно части (6) ст.27 Кодекса данные расходы
учитываются в 100-процентном размере за налоговый период, в котором они
были понесены или оплачены.
28. В стр. 0314 гр.2 отражается сумма расходов, которые повлияли на
финансовый результат и были направлены в течение года на образование
резервных фондов, в том числе для покрытия безнадежных долгов.
29. В стр. 0315 отражается сумма вычитаемых безнадежных долгов: в
гр.2 - расходы, признанные в финансовом учете, в гр.3 - в налоговых
целях, согласно части (1) ст.31 Кодекса. Признанными в финансовом учете
считаются расходы, которые повлияли на финансовый результат. В целях
налогообложения долг считается безнадежным, если соответствует
критериям, определенным согласно разделу VII Инструкции.
30. В стр. 0316 гр.3 отражаются расходы, понесенные или уплаченные
налогоплательщиком, связанные с предпринимательской деятельностью и
которые в течение налогового года были вычтены за счет резервных фондов,
образованных за счет текущих расходов, не разрешенных к вычету (части
(2) ст.31 Кодекса; стр. 0314 приложения 2).
Пример:
В 1998 году ООО "Миг" в финансовом учете образовало за счет текущих
расходов фонды (резервы) на общую сумму 26 тыс. леев, в том числе: на
покрытие безнадежных долгов - 14 тыс. леев и на другие нужды - 12 тыс.
леев. На протяжении года на покрытие безнадежных долгов были направлены
средства в сумме 19 тыс. леев, в том числе за счет резерва на покрытие
безнадежных долгов - 14 тыс. леев (признанных как безнадежные долги в
соответствии с Кодексом - 10 тыс. леев) и за счет текущих расходов - 5
тыс. леев (признанные в соответствии с Кодексом в общей сумме). Фонды
(резервы), образованные для других целей, были использованы в финансовом
учете в полной сумме, а в соответствии с Кодексом считаются признанными
только 9 тыс. леев. Исходя из этих данных в строках 0314-0316 должны
быть отражены следующие записи:
а) в стр. 0314 гр. 2 - 26 тыс. леев;
b) в стр. 0315:
- гр. 2 - 5 тыс. леев,
- гр. 3 - 15 тыс. леев;
с) в стр. 0316 гр.3 - 9 тыс. леев.
31. Стр. 0317 заполняется только финансовыми учреждениями. Сумма
отчислений на скидки на потери по кредитам, признанные в финансовом
учете, отражается в гр.2, а в гр.3 - согласно части (3) ст.31 Кодекса (в
редакции Закона N 112-XIV от 29.07.1998 г.). В 1998 году в целях
налогообложения резервирование средств в фонд риска осуществляется в
соответствии с Регламентом классификации кредитов и резервирования
средств в фонд риска, утвержденным Национальным банком Молдовы N 164 от
22.06.1998 г.
32. В стр. 0318, которая заполняется страховыми компаниями,
указывается сумма расходов, связанных с образованием резервов по
долгосрочному страхованию и фонда страхования пенсий: в гр.2 -
признанная в финансовом учете, в гр.3 - согласно положениям
постановления Правительства N 483 от 04.05.1998 г.
33. В стр. 0319 гр.2 отражаются расходы, которые повлияли на
финансовый результат, связанные с уплатой пени, штрафов и других санкций
по всем налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет.
34. В стр. 0320 отражаются потери от реализации основных средств, в
том числе при вынужденном выбытии и дарении основных средств: в гр.2 -
признанные в финансовом учете, в гр.3 - в целях налогообложения. В целях
налогообложения потери от реализации основных средств определяются
согласно Положению о порядке начисления износа основных средств в целях
налогообложения N 05/1- СF-07/92 от 25.12.1997 г. При осуществлении
дарений и вынужденном выбытии основных средств в гр. 3 указывается
стоимостный базис выбывшей собственности, определенный расчетно в
соответствии с главой IV Инструкции.
35. В стр. 0321 гр. 2 отражаются потери, признанные в финансовом
учете, понесенные в связи с выбытием основных средств в случаях, не
указанных в строке 0320.
36. В стр. 0322 отражается сумма расходов, связанных с амортизацией
нематериальной собственности: в гр.2 - признанные в финансовом учете; в
гр.3 - признанные согласно ст.28 Кодекса.
37. В стр. 0323 отражается сумма расходов, связанных с добычей
невосполнимых природных ресурсов: в гр.2 - признанные в финансовом
учете; в гр.3 - согласно ст. 29 Кодекса.
38. В стр. 0324 вносятся записи в случаях, когда налогоплательщик
осуществил инвестиции посредством кредитов, не покрытых жильем или
автомобилем налогоплательщика. В гр.2 отражаются расходы, связанные с
выплатой процентов за использование кредитов, признанные в финансовом
учете; а в гр.3 - расходы в пределах доходов, полученных от
инвестиционной деятельности. Данные гр.3 должны быть тождественны данным
в приложении 2.2D.
Доходом от инвестиции считаются прирост капитала, роялти, доход от
аренды на длительный срок, проценты.
Пример:
В 1998 г. предприятие "Лучафэрул" получило доход от инвестиций на
сумму 20 тыс. леев. Для получения данного дохода от инвестиций
предприятие "Лучафэрул" взяло из банка кредит на сумму 100 тыс. леев под
25% годовых, т.е. 25 тыс. леев в год. В соответствии с частью (4) ст.36
Кодекса в качестве вычетов могут быть взяты 20 тыс. леев.
39. В стр. 0325 гр.2 отражается сумма пожертвований на
благотворительные и спонсорские цели согласно данным финансового учета.
Здесь отражаются пожертвования на вышеуказанные цели в форме денежных
средств.
Пожертвованием в неденежной форме считается как дарение, в
результате которого доход в целях налогообложения определяется в строках
0209 и 0210 соответственно из приложений 1D,1.1D,1.2D.
40. В стр. 0326 гр.2 отражается сумма расходов, не подтвержденных
документально.
41. В стр. 0327, 0328 отражаются другие расходы, не разрешенные к
вычету или для которых, согласно Кодексу, установлены иные правила, чем
те, которые установлены НСБУ.
42. Сумма стр. 030 гр. 4 в приложении 2D равна сумме строк 0301 -
0328 и переносится в стр. 030 Декларации.
Приложение 3D
43. Приложение 3D заполняется сельскохозяйственными предприятиями в
том чиле крестьянcкими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными
предприятиями для определения подоходного налога, сумма которого
соответственно указывается в строке 120 Декларации.
В гр.3 этого приложения отражается ставка подоходного налога,
существующая в налоговом году, в зависимости от суммы облагаемого дохода.
В 1998 году ставки подоходного налога:
а) для сельскохозяйственных предприятий независимо от вида
собственности и организационно-правовой формы установленны в размере:
- 20 процентов годового облагаемого дохода, не превышающего 10800
леев;
- 32 процентов годового облагаемого дохода, превышающего 10800 леев;
b) для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных
предприятий установлены в размере:
- 15 процентов годового облагаемого дохода, не превышающего 6000
леев;
- 20 процентов годового облагаемого дохода от 6000 леев до 10800
леев;
- 32 процентов годового облагаемого дохода, превышающего 10800 леев.
В гр.5 указываются процент снижения ставки подоходного налога в
зависимости от года и наличия облагаемого дохода от производства и
реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также от
реализации продукции, полученной из собственного сырья в результате его
промышленной переработки (в 1998 г. - на 80% ; в 1999 г. - 60% ; в 2000
г. - на 40% ; в 2001 г ; - на 20%). Другие графы определяются расчетным
путем.
Индивидуальные предприятия заполняют только гр. 2 - 4 данного
приложения.
44. Сумма стр. 120 гр. 6 в приложении 3D равна сумме строк 1201 -
1202 и переносится в стр. 120 Декларации.
Приложение 4D
45. Приложение 4D заполняется лицами, получившими льготы при
соблюдении определенных условий. Льготами считаются как необлагаемые
доходы, так и снижения сумм (ставок) исчисленного подоходного налога.
Пример: (льготированию подлежит только часть дохода)
В 1998 году в соответствии с частью (3) ст.27 Закона о
государственном бюджете на 1998 год N 1446-XIII от 27.12.1997 г.
"коммерческие банки, осуществляющие кредитование хозяйствующих субъектов
в целях финансирования капитальных вложений, предназначенных для
проектирования, разработки, освоения..." освобождаются от подоходного
налога по доходу, полученному от предоставления кредитов на срок от 2 до
3 лет, - в размере 50%, на срок более 3 лет - в размере 100%.
Предположим, что от кредитов, предоставленных в этих целях сроком на 2-3
года, был получен доход в сумме 150 тыс. леев, от кредитов,
предоставленных на срок свыше 3 лет, - 100 тыс.леев. В этом случае
данные льготы регистрируются в гр.А, а сумма подоходного налога,
подлежащая льготированию (гр.4 приложения 4D) соответственно составит 24
тыс. леев (150 тыс. леев х 32/100 х 50%) и 32 тыс. леев (1000 тыс. х
32/100х100%).
Пример: (льготированию подлежит исчисленная сумма подоходного
налога).
В соответствии с частью (5) ст.24 Закона об администрировании
подоходного налога и введении в действие раздела I и II Налогового
кодекса N 1164-XIII от 24.05.97 г. (в редакции Закона N 112-XIV от
29.07.1998 г.) субъекты малого бизнеса, заключившие соглашение о
предоставлении налогового кредита с ГНИ до 1.01.1998 г., будут
пользоваться и в дальнейшем льготами по подоходному налогу до конца
соглашения. Сумма подоходного налога на 1998 год, согласно налоговой
Декларации, составляет 25 тыс.леев, т.е. субъекты малого бизнеса в гр.А
"Категория льгот" указывают "Доход субъектов малого бизнеса", в гр.4 -
Закон N 1164-XIII от 24.04.1998 г. ст.24(5), в гр.5 - 8 тыс.леев (25
тыс.леев х 32/100)х100% и т.д.
46. Приложение 4.1D заполняется только финансовыми учреждениями,
которые предоставили льготные и беспроцентные кредиты определенным
категориям лиц (ЖСК, гражданам) и которым в соответствии с Законом о
государственном бюджете компенсируются понесенные потери в связи с
предоставлением данных кредитов.
47. Сумма стр. 130 гр. 5 в приложении 4D равна сумме строк 1301 -
1305 и переносится в стр. 130 Декларации.
Приложение 5D
48. Приложение 5D необходимо для определения суммы подоходного
налога к увеличению (уменьшению) от суммы доходов расходов (потерь),
выявленных в текущем налоговом периоде, но которые относятся к
предыдущим налоговым периодам. При определении суммы подоходного налога
необходимо учитывать, что некоторые выявленные доходы (расходы) имеют
сниженные ставки по подоходному налогу (сельхозпредприятия). Выявленные
доходы (расходы) облагаются по ставке подоходного налога, действующей в
том году, к которому они относятся. Если выявленные доходы (расходы)
относятся к разным годам, в гр.А отражается сумма расходов и отдельно
сумма выявленных доходов, применяя ставку подоходного налога,
соответствующую тому году, к которому они относятся.
Пример:
В 2000 году налогоплательщик самостоятельно установил, что в 1998
году не отразил доход от реализации услуг в размере 1 400 леев, а в 1999
году - командировочные расходы в размере 500 леев. Ставка подоходного
налога в 1998 году - 32%, а в 1999 году - 28%. В таком случае, в гр.А
указываются "доход от оказания услуг" и, соответственно,
"командировочные расходы", а в гр.5 - сумма налога, определенная
соответственно для суммы доходов, - 448 леев (1 400 X 32/100), для суммы
расходов (140 леев) (500 X 28/100). Всего сумма налога в результате
уточнения результатов предыдущих периодов составляет 308 тыс. леев (448
+ (140)), которая указывается в строке 140 Декларации.
49. Сумма стр. 140 гр. 5 приложении 5D ровна сумме строк 1401 - 1405
и переносится в стр. 140 Декларации.
Приложение 6D
50. Приложение 6D заполняется налогоплательщиком в случае, когда он
в течение года получил инвестиционный и финансовый доход из источников,
находящихся за пределами Республики Молдова, в соответствии с
положениями ст. 78 Кодекса.
В стр. 16011 отражается сумма подоходного налога, уплаченного в
другой стране от полученного финансового и инвестиционного дохода.
В стр. 16012 и 16013 отражаются суммы доходов и, соответственно,
расходов, связанных с получением дохода за рубежом.
Стр. 16014 определяется расчетным путем: стр. 16012 - стр. 16013.
В стр. 16015 отражается ставка подоходного налога в налоговом году
согласно положениям налогового законодательства.
Сумма подоходного налога, уплаченная за рубежом, зачитывается в
пределах существующей ставки подоходного налога и в пределах налоговых
обязательств согласно Декларации по подоходному налогу. В соответствии
со ст.82 Кодекса сумма подоходного налога, уплаченная в другой стране от
инвестиционного или финансового дохода, засчитывается с условием, что
этот доход облагается и в Республике Молдова.
Пример:
В 1998 г. АО "Виктор" получило инвестиционный и финансовый доход за
пределами Республики Молдова в размере 5000 леев, расходы - 1 000 леев,
облагаемый доход равен 4 000 леев.
Сумма налога, уплаченного за пределами Республики Молдова, - 1 400
леев. Сумма подоходного налога, исключая льготы, рассчитанная согласно
Декларации по подоходному налогу (стр. 150 Декларации), - 1 300 леев.
Сумма подоходного налога, уплаченная в другой стране, будет
засчитываться только в сумме, рассчитанной от ставки, действующей в
Республике Молдова, - 1 280 леев (4 000 х 32/100), так как данная
величина ниже суммы подоходного налога, уплаченной за рубежом(1 400
леев) и в то же время не превышает суммы налоговых обязательств (1300
леев).
В случае, если сумма налогового обязательства согласно Декларации
составляла 900 леев, сумма подоходного налога, уплаченная в другой
стране, должна быть засчитана только в размере 900 леев. Остальные 380
леев (1 290 - 900) не могут быть зачтены ни в текущем налоговом году, ни
в предыдущих годах.
51. Сумма стр. 1601 гр. 2 в приложении 6D переносится в стр. 1601
Декларации.
Приложение 7D
52. Приложение 7D заполняется налогоплательщиком в случае, когда в
течение года при предварительной выплате дивидендов удержан подоходный
налог от суммы, направленной на выплату дивидендов.
В стр. 16021 отражается сумма подоходного налога из строки 150
Декларации.
В стр. 16022 отражается подоходный налог, уплаченный в предыдущем
периоде при предварительной выплате дивидендов, которые не были зачтены,
поскольку они превышали сумму налогового обязательства.
В стр. 16023 отражается сумма подоходного налога, удержанного при
предварительной выплате дивидендов в текущем налоговом году. Сумма
данного налога, подлежащая к перечислению, равна 32 процентам от суммы
дивидендов, подлежащих к выплате.
Сумма подоходного налога, удержанная при предварительной выплате
дивидендов, для которой не предоставляется зачет в текущем налоговом
году, т.е. превышает сумму налоговых обязательств, переносится на
налоговый год, следующий за годом, в котором появилась эта разница и
отражается в стр. 16025. Вместе с тем сумма разницы не считается
переплатой.
53. Сумма стр. 1602 гр. 2 в приложении 7D переносится в стр. 1602
Декларации.
Приложение 8D
54. Приложение 8D заполняется налогоплательщиком, которому в течение
года при оказании услуг согласно ст. 90 Кодекса (в 1998 г. в
соответствии со ст.11 Закона о госбюджете на 1998 и Постановлением
Правительства N315 от 20.03.1998 г.) и при получении дохода в виде
процентных начислений или роялти, согласно ст.89 Кодекса, был удержан
подоходный налог у источника выплаты. Сумма подоходного налога в этом
случае зачитывается в полном объеме, а в случае, когда сумма налоговых
обязательств ниже суммы подоходного налога, удержанного у источника
выплаты, сумма разницы считается переплатой и возмещается по желанию
налогоплательщика.
55. Сумма стр. 1603 гр. 2 в приложении 8D переносится в стр. 1603
Декларации.
Приложение N 2
к Инструкции о порядке исчисления
и уплаты подоходного налога лицами,
осуществляющими предпринимательскую
деятельность N 1 от 23.10.98 г.
Вручается получателю
П О В Е С Т К А
N _______ от __________
Налоговая инспекция по (району, сектору, мун.) _____________________
просит явиться _____________________________________________________
дата ____________ месяц _______________ год ________ время _________
Инспекция __________________________________________________________
ул. _________________________________ N ____________________________
по делу ____________________________________________________________
(предмет)
М.П. Начальник (зам. начальника) (дата, подпись)
____________________________________________________________________
Место для марки
Адрес ______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Получатель _________________________________________________________
Последствия неявки
Согласно ст. 12 Закона об администрировании подоходного налога и
введении в действие I и II разделов Налогового кодекса, налогоплательщик
привлекается к уголовной ответственности за невыполнение требований
повестки относительно дачи показаний, представления учетных и других
документов, в т.ч. в отношении имущества, связанного с уплатой
подоходного налога.
Листок 2, приложения N _2__
Возвращается налоговой инспекции
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В ПОЛУЧЕНИИ
Повестка направлена налоговой инспекцией по
(району, сектору, муниципию) _______________________________________
на имя _____________________________________________________________
явиться в качестве _________________________________________________
дата явки __________________ 199__________ время ___________________
вручено __________________________________________ 199 _____________
1. Лично ___________________________________________________________
(подпись получателя)
2. Другому лицу ____________________________________________________
(подпись лица, которому была вручена повестка)
Подпись получателя удостоверяю: ____________________________________
(подпись агента, ответственного лица за вручение)
3. Повестка не была вручена по причине _____________________________
____________________________________________________________________
Подтверждаю ____________________
____________________________________________________________________
ОТМЕТКА О ПОЛУЧЕНИИ
Адрес инспекции ____________________________________________________
Название инспекции _________________________________________________
ВРУЧЕНИЕ ПОВЕСТКИ
1. Повестка вручается лично лицу, указанному в ней, которое подпишет
доказательство в получении.
Направленная повестка вручается официальному лицу за подписью
доказательства в получении.
2. Если лицо, указанное в повестке, находится вне дома или на
рабочем месте, агент вручает повестку члену семьи за подписью
доказательства в получении.
В отсутствие членов семьи повестка вручается администрации по
недвижимости, администрации предприятия или учреждения, где работает
вызываемое лицо, или примэрии, в радиусе которого проживает данное лицо.
Лицо, получившее повестку, обязано вручить ее вызываемому лицу по
первому случаю.
3. Если вызываемое лицо временно отсутствует, агент должен указать
на втором листе повестки местность, куда поехал получатель и день
приезда. Информация должна быть подтверждена налоговыми органами по
месту его жительства или работы.
4. Если вызываемое лицо отказывается получить повестку, агент делает
соответствующую отметку на повестке и возвращает ее налоговой инспекции.
Эта отметка подтверждается администрацией учреждения, где работает
получатель.
Приложение N 3
к Инструкции о порядке исчисления
и уплаты подоходного налога лицами,
осуществляющими предпринимательскую
деятельность N 1 от 23.10.98 г.
Государственной налоговой инспекции
по району (муниципию)______________
от_________________________________
(наименование предприятия)
___________________________________
(фискальный код)
___________________________________
(юридический адрес)
З А Я В Л Е Н И Е
____________________________________________________________________
(наименование предприятия)
ставит Вас в известность о том, что собранием учредителей принято
решение N___от____о прекращении деятельности предприятия с__________.
(дата)
Декларация по подоходному налогу с доходов, полученных нами за
период с______по_______, будет представлена в течение 60 дней со дня
подачи заявления, но не позднее__________.
С ответственностью за несвоевременное представление налоговой
декларации, предусмотренной статьями 4 и 12 Закона об администрировании
подоходного налога и введении в действие разделов I и II Налогового
кодекса, ознакомлены.
М.П. Руководитель (подпись, Ф.И.О)
Бухгалтер (подпись, Ф.И.О.)
Дата__________
____________________________________________________________________
И З В Е Щ Е Н И Е
Государственная налоговая инспекция по району (муниципию)___________
ставит Вас в известность о том, что Декларация о подоходном налоге
за период работы с____по______должна быть представлена не
позднее________.
В случае нарушения указанного срока вы будете привлечены к
ответственности в соответствии со статьями 4 и 12 Закона об
администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и
II Налогового кодекса.
М.П. Начальник __________________________
(зам. начальника) (подпись, Ф.И.О.)
Извещение N ___ от _______ получено___________________________
(дата, подпись, Ф.И.О.получателя)
____________________________________________________________________
(линия отрыва)
_____________ __________________________
(дата, номер) (наименование предприятия)
___________________
(фискальный код)
И З В Е Щ Е Н И Е
Государственная налоговая инспекция по району (муниципию)___________
ставит Вас в известность о том, что Декларация о подоходном налоге
за период работы с____по______должна быть представлена не
позднее________.
В случае нарушения указанного срока вы будете привлечены к
ответственности в соответствии со статьями 4 и 12 Закона об
администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и
II Налогового кодекса.
М.П. Начальник _________________________________
(зам. начальника) (подпись, Ф.И.О.)
Приложение N 4
к Инструкции о порядке исчисления
и уплаты подоходного налога лицами,
осуществляющими предпринимательскую
деятельность N 1 от 23.10.98 г.
Государственной налоговой инспекции
по району (муниципию)______________
от_________________________________
(наименование предприятия)
___________________________________
(фискальный код, юридический адрес)
З А Я В Л Е Н И Е
Прошу продлить срок представления Декларации по подоходному налогу,
взимаемому с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в
связи с обстоятельствами, возникшими по следующим
причинам:_______________________________________________________________
________________________________________________________________________
Руководитель___________(Ф.И.О.)
(подпись)
Дата______
Бухгалтер_________(Ф.И.О.)
(подпись)
____________________________________________________________________
__________________________
(наименование предприятия)
______________________
(фискальный код)
_____________________
(дата, номер)
И З В Е Щ Е Н И Е
Государственная налоговая инспекция по району(муниципию)____________
разрешает продление срока представления Декларации по подоходному налогу
за______год до_________.
В случае нарушения указанного срока вы будете привлечены к
ответственности в соответствии со статьей 4 и 12 Закона об
администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и
II Налогового кодекса.
М.П. Начальник(зам. начальника) (Ф.И.О. подпись)
Извещение получил __________________________________________________
(дата, подпись, Ф.И.О.получателя)
____________________________________________________________________
(линия отрыва)
__________________________
(наименование предприятия)
_________________________
(фискальный код)
_____________________
(дата, номер)
И З В Е Щ Е Н И Е
Государственная налоговая инспекция по району(муниципию)____________
разрешает продление срока представления Декларации по подоходному налогу
за______год до_________.В случае нарушения указанного срока вы будете
привлечены к ответственности в соответствии со статьей 4 и 12 Закона об
администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и
II Налогового кодекса.
М.П. Начальник (зам. начальника) (Ф.И.О. подпись)
Приложение N 5
к Инструкции о порядке исчисления
и уплаты подоходного налога лицами,
осуществляющими предпринимательскую
деятельность N 1 от 23.10.98 г.
Государственной налоговой инспекции
по району(муниципию)_______________
от_________________________________
(наименование предприятия)
___________________________________
(фискальный код)
___________________________________
(юридический адрес)
З А Я В Л Е Н И Е
____________________________________________________________________
(наименование предприятия)
просит возвратить ошибочно исчисленный и взысканный подоходный
налог, пеню, штраф по нему, т.е. переплату по подоходному налогу, а
также доход в виде процентов, числящиеся на нашем лицевом счете по
состоянию на ___________ в сумме_________лей. Сумму подоходного налога,
подлежащую возврату, уменьшите на задолженность перед бюджетом по
следующим видам налогов:_____________________________
________________________________________________
М.П. Руководитель
Бухгалтер
Дата составления заявления_____________
__________________________________________
___________________________
(наименование предприятия)
___________________________
(фискальный код)
___________________
(дата, номер)
И З В Е Щ Е Н И Е
Государственная налоговая инспекция по району(муниципию)_________
ставит Вас в известность о том, что переплата по подоходному налогу
возвращена на Ваш расчетный счет _______________________________________
(дата, номер документа о возврате)
в сумме_______лей. Сумма подоходного налога, подлежащая возврату,
уменьшена на задолженность по следующим видам налогов:________________
________________________________________________________________________
М.П. Начальник (зам. начальника)
Извещение получил (дата, подпись, Ф.И.О.получателя)_________________
____________________________________________________________________
(линия отрыва)
__________________________
(наименование предприятия)
__________________________
(фискальный код)
_________________
(дата, номер)
И З В Е Щ Е Н И Е
Государственная налоговая инспекция по району(муниципию)____________
ставит Вас в известность о том, что переплата по подоходному налогу
возвращена на Ваш расчетный счет _______________________________________
(дата, номер документа о возврате)
в сумме_______лей. Сумма подоходного налога, подлежащая возврату,
уменьшена на задолженность по следующим видам налогов:__________________
________________________________________________________________________
М.П. Начальник(зам. начальника)
Приложение N 6
к Инструкции о порядке исчисления
и уплаты подоходного налога лицами,
осуществляющими предпринимательскую
деятельность N 1 от 23.10.98 г.
Р Е Ш Е Н И Е (выписка)
о применении финансовых санкций за нарушение законодательства о
подоходном налоге к____________________
_______________ ________________
(дата, номер) (место)
Согласно требованиям статьи 8 Налогового кодекса и руководствуясь
пунктом h) статьи 3 Закона "О Государственной налоговой службе" РЕШЕНО:
1. За нарушение_____________________________________________порядка,
предусмотренного статьями_________Налогового кодекса и статьями_________
Инструкции Государственной налоговой службы N__________от_______,
согласно статье_____Закона об администрировании подоходного налога и
введении разделов I и II Налогового кодекса, применить финансовые
санкции в виде штрафа в размере______%, в сумме________лей.
2. Настоящее решение может быть обжаловано в Государственную
налоговую инспекцию в годичный срок со дня его получения.
Начальник Государственной налоговой
инспекции по району(муниципию)
__________________________
(наименование предприятия)
__________________________
(фискальный код)
_______________ ______________________
(дата, номер) (юридический адрес)
И З В Е Щ Е Н И Е
Государственная налоговая инспекция по району (муниципию)___________
ставит Вас в известность о том, что решением N ___ от ____ за нарушение
______________________________________________________________ наложен
штраф в сумме_______________лей, который надлежит внести в доход бюджета
не позднее _______________________.В случае нарушения указанного срока
Вы будете привлечены к ответственности в соответствии с Законом об
администрировании подоходного налога и введении разделов I и II
Налогового кодекса.
М.П. Начальник (зам. начальника)
Извещение получил (дата, подпись, Ф.И.О.получателя)_________________
____________________________________________________________________
(линия отрыва)
__________________________
(наименование предприятия)
__________________________
(фискальный код)
_____________ ___________________
(дата, номер) (юридический адрес)
И З В Е Щ Е Н И Е
Государственная налоговая инспекция по району (муниципию)___________
ставит Вас в известность о том, что решением N ____ от ____ за нарушение
_______________________________________________ наложен штраф в
сумме_______________лей, который надлежит внести в доход бюджета не
позднее_______________________. В случае нарушения указанного срока вы
будете привлечены к ответственности в соответствии со статьей 2 Закона
об администрировании подоходного налога и введении разделов I и II
Налогового кодекса.
М.П. Начальник (зам. начальника)