Документы
Инструкция от 23.10.98 о порядке представления физическими лицами Декларации о подоходном налоге
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
Инструкция о порядке представления физическими лицами
Декларации о подоходном налоге
от 23.10.98
Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 12-13/36 от 09.02.1999
* * *
Утратил силу: 27.02.2001
Инструкция ГГНИ от 29.01.2001
"Утверждаю"
Министр финансов
Республики Молдова
N 2 от 23 октября 1998 г.
Анатолий Арапу
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке представления физическими лицами
Декларации о подоходном налоге
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция разработана на основании Налогового кодекса
N 1163-XIII от 24 апреля 1997 года (далее - Кодекс) и регламентирует
порядок представления физическими лицами, за исключением экономических
агентов, декларации о подоходном налоге (далее - Декларация), а также
исчисления и уплаты (возврата) на ее основании подоходного налога,
исходя из совокупных доходов, полученных на протяжении налогового года
или другого декларируемого периода (далее - Декларируемый период).
2. В целях настоящей Инструкции (далее - Инструкция) используются
следующие термины:
Налогоплательщиком считается любое физическое лицо, за исключением
экономических агентов, которое на протяжении декларируемого периода
получило облагаемый доход.
Фискальный код - это идентификационный номер, присвоенный в целях
налогообложения.
Фискальный код налогоплательщика-гражданина Республики Молдова
идентичен идентификационному номеру, присвоенному согласно
Государственному регистру населения Республики Молдова.
Идентификационный номер указан на оборотной стороне удостоверения
личности гражданина.
Фискальный код налогоплательщика, не являющегося гражданином
Республики Молдова, - это номер, присвоенный ему в налоговых целях, в
стране, где он является гражданином.
В случаях, когда налогоплательщик не имеет фискального кода,
используются серия и номер паспорта, отчество, год рождения.
В случаях, когда налогоплательщик не имеет фискального кода и
паспорта, используются серия и номер свидетельства о рождении, отчество,
год рождения.
Резидентом Республики Молдова считается любой налогоплательщик,
который соответствует одному из следующих требований:
имеет постоянное местожительство в Республике Молдова;
находится на территории Республики Молдова не менее 183 дней в
течение налогового года;
является должностным лицом Республики Молдова, находящимся в течение
налогового года при исполнении служебных обязанностей за рубежом.
Резидентом считается налогоплательщик, который представляет
документы, указанные в п.72 настоящей Инструкции, посредством которых
подтверждается, что он соответствовал требованиям резидента не менее 183
дней в течение декларируемого периода.
Постоянным местожительством считается место, где налогоплательщик
имеет свое основное жилье, то есть использует его как жилье не менее 183
дней в течение налогового года.
Льгота - суммы материальных и нематериальных благ, предоставленных
работодателем своим работникам, а также осуществление в их пользу
выплат, не связанных с выполнением трудовых обязанностей работников по
найму.
Освобождение - сумма, вычитаемая из валового дохода при расчете
облагаемого дохода налогоплательщика.
Вычет - сумма, вычитаемая из валового дохода при расчете облагаемого
дохода налогоплательщика.
Налоговый год совпадает с календарным годом.
Инвестиционный доход - доход, полученный от капиталовложений и
вложений в финансовые активы, если участие налогоплательщика в
организации такой деятельности не является регулярным, постоянным и
значительным.
Роялти - доход от предоставления в пользование нематериальной
собственности (художественных ценностей, программного обеспечения,
авторских прав и т.д.) или права на пользование ею, а также от права на
эксплуатацию природных ресурсов в Республике Молдова.
3. Субъектами налогообложения, в соответствии с настоящей
Инструкцией, являются налогоплательщики, получающие в течение
декларируемого периода доход из любых налогооблагаемых источников,
находящихся в Республике Молдова, а также и резиденты, получающие
инвестиционный и финансовый доходы из источников, находящихся за
пределами Республики Молдова.
4. Субъекты налогообложения обязаны декларировать территориальным
налоговым органам валовый доход, полученный из всех налогооблагаемых
источников.
5. Объект налогообложения - это валовый доход (включая льготы),
полученный налогоплательщиком в течение декларируемого периода из всех
источников, за исключением вычетов и освобождений, на которые он имеет
право.
В валовый доход включаются и доходы, получаемые налогоплательщиком
от деятельности в качестве учредителя или члена экономических
агентов-физических лиц.
Для налогоплательщиков, за исключением указанных в п.77 настоящей
Инструкции, валовый доход определяется кассовым методом.
6. Кодексом установлены следующие размеры ставок подоходного налога:
- 10% годового облагаемого дохода, не превышающего 6000 лей;
- 15% годового облагаемого дохода, превышающего 6000 лей и не
превышающего 10800 лей;
- 25% годового облагаемого дохода, превышающего 10800 лей.
В случае, если Законом о государственном бюджете на соответствующий
год установлены другие размеры ставок, то при исчислении подоходного
налога по доходам, полученным налогоплательщиком в течение данного
налогового года, применяются ставки, утвержденные этим законом.
Таким образом, ставки подоходного налога для физических лиц
установлены Законом о государственном бюджете на 1998 год в следующих
размерах:
------------------------------------------------------------------------
Облагаемый годовой | Ставка подоходного налога
доход | (в процентах)
-------------------------------------+----------------------------------
до 6000 лей | 15
от 6001 до 10800 лей | 20
свыше 10800 лей | 32
------------------------------------------------------------------------
Исключением являются случаи, предусмотренные в гл.VIII настоящей
Инструкции.
7. В случае получения дохода не в денежной форме он оценивается по
рыночной стоимости в порядке, установленном Правительством.
8. Доход, полученный в иностранной валюте пересчитывается в
молдавские леи по курсу Национального банка Молдовы, действовавшему на
день его получения. Порядок оценки результатов операций, произведенных в
иностранной валюте, с целью определения налоговых обязательств,
определяется согласно нормативным актам Правительства.
9. Любой экономический агент, который производит выплату в пользу
физического лица, обязан по просьбе получателя выплат выдать ему в
течение 30 дней после окончания налогового года, в котором была
произведена оплата, копию информации, в которой указывается фамилия,
имя, адрес постоянного местожительства и фискальный код получателя
дохода, общая сумма дохода, полученного в течение налогового года, и
сумма подоходного налога, удержанная у источника выплаты с этих доходов.
В случаях, когда налогоплательщик сменяет постоянное местожительство
в Республике Молдова на местожительство в другой стране, копия
информации выдается в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления.
10. За нарушение законодательства о подоходном налоге предусмотрена
административная и уголовная ответственности, согласно действующему
законодательству.
Глава II. Представление декларации и уплата
в бюджет подоходного налога
11. Декларацию должен представлять любой налогоплательщик, обязанный
уплачивать подоходный налог.
К таковым относятся налогоплательщики, у которых сумма подоходного
налога, исчисленная с полученных доходов в течение декларируемого
периода, превышает общую сумму подоходного налога, удержанного в течение
данного периода у источника выплаты и уплаченного самостоятельно.
Пример 1. Налогоплательщик-резидент получил в течение налогового
года доход в общей сумме - 11300 лей, из которых 9300 лей заработную
плату и 2000 лей от сдачи в аренду недвижимого имущества. Подоходный
налог, удержанный из заработной платы (с учетом освобождения 2100 лей в
год), составил 780 лей, а из оплаты по аренде - 10 лей. Всего 790 лей.
Подоходный налог, исчисленный с общей суммы годового дохода
(учитывая годовое личное освобождение 2100 лей и расходы по получению
дохода от аренды 800 лей), составляет 960 лей (6000 х 10% + 2400 х 15%).
Соответственно, налогоплательщик обязан представлять Декларацию, так
как он дополнительно должен уплатить налог в сумме 170 лей (960-790).
12. Независимо от обязательств по уплате подоходного налога,
Декларацию обязан представить налогоплательщик, который в течение
налогового года:
а) получил из налогооблагаемых источников, отличных от заработной
платы, доход, превышающий 2100 лей в год;
b) получил как в виде заработной платы, так и из других источников,
отличных от заработной платы, доход, который превышает 13000 лей в год;
с) управляет наследством умершего собственника;
d) сменяет постоянное местожительство в Республике Молдова на
местожительство в другой стране;
е) является нерезидентом и имеет значительное экономическое
присутствие на территории Республики Молдова.
13. Налогоплательщик имеет право представлять Декларацию в случаях,
когда ему за декларируемый период была завышена сумма подоходного
налога, удержанная у источника выплаты и (или) уплаченная самостоятельно.
В таких случаях на основании Декларации осуществляется перерасчет
подоходного налога и излишне уплаченная сумма учитывается в счет уплаты
задолженностей по другим налогам, а при отсутствии таковых подлежит
возврату. Также территориальный налоговый орган, по согласию
налогоплательщика, имеет право учесть данную сумму в счет будущих
платежей по подоходному налогу.
14. Подоходным налогом, уплаченным самостоятельно, считается налог,
уплаченный в рассрочку и/или из собственной инициативы в целях
уменьшения суммы подоходного налога, подлежащей уплате в конце года на
основании Декларации.
Пример 2. Налогоплательщик получил в течение предыдущего налогового
года доход от аренды, налоговые обязательства по подоходному налогу из
которого превысили 400 лей.
В декларированном налоговом году данный налогоплательщик уплатил в
рассрочку согласно пункту b) части 1, ст.84 Кодекса, подоходный налог в
сумме 780 лей. Соответственно сумма 780 лей считается налогом,
уплаченным самостоятельно.
Пример 3. Налогоплательщик-резидент получил в течение налогового
года доход от аренды в сумме 200 лей ежемесячно, из которого у источника
выплаты был удержан подоходный налог в сумме 12 лей.
Учитывая, что налогоплательщик в налоговом году получает также доход
в виде заработной платы, он решил уменьшить часть своих налоговых
обязательств в течение налогового года, в котором получает доход.
Таким образом 20 мая и 15 августа налогоплательщик уплатил по 150
лей подоходного налога. Сумма 300 лей считается налогом, уплаченным
самостоятельно.
15. Если подоходный налог, пени и штрафные санкции были ошибочно
взысканы, налогоплательщик имеет право требовать их возврата в течении 3
лет со дня их уплаты (взыскания).
16. Декларация представляется территориальной Государственной
налоговой службе не позднее 31 марта года, следующего непосредственно за
отчетным декларируемым налоговым годом.
Окончательный срок представления Декларации в случаях совпадения
срока с выходным или праздником переносится на первый рабочий день,
следующий за ними.
При смене постоянного местожительства в Республике Молдова на
местожительство в другой стране Декларация представляется до последнего
рабочего дня, предшествующего дню отъезда из Республики Молдова.
В тот же срок представляется Декларация нерезидентами в случаях
выезда из Республики Молдова.
17. По письменному заявлению налогоплательщика (образец указывается
в приложении N 2 к настоящей Инструкции) территориальная государственная
налоговая инспекция может продлить срок представления Декларации до 90
дней. Продление срока разрешается только в случае, если заявление
поступило до истечения установленного срока представления Декларации.
18. Налогоплательщик представляет Декларацию территориальной
государственной налоговой инспекции по месту его жительства на момент ее
представления.
19. Налогоплательщик, представляющий Декларацию, самостоятельно
исчисляет сумму подоходного налога, подлежащую уплате (взысканию) в(из)
бюджет(а).
Подоходный налог уплачивается в бюджет не позднее установленного
срока для представления Декларации, без учета его продления, то есть не
позднее 31 марта года, следующего непосредственно за декларируемым годом.
В случаях, когда налогоплательщик представляет Декларацию по причине
смены постоянного местожительства в Республике Молдова на
местожительство в другой стране, налог уплачивается не позднее дня
отъезда из Республики Молдова.
Подоходный налог уплачивается на территории административной единицы
по месту представления Декларации.
20. Образец бланка Декларации приводится в приложении N 1 к
настоящей Инструкции.
Приложения к Декларации являются ее составной частью и заполняются
при необходимости.
Глава III. Состав дохода
21. В валовый доход налогоплательщика включаются все виды дохода, в
том числе:
- доход от осуществления предпринимательской деятельности или
профессиональной либо другой подобной деятельности;
- доход, полученный акционерами от деятельности инвестиционных
фондов, согласно положениям главы Х настоящей Инструкции;
- плата за выполненную работу и оказанные услуги (в том числе
заработная плата), льготы, предоставляемые работодателем, гонорары,
комиссионные, премии и другие подобные виды вознаграждений;
- доход от сдачи имущества в аренду;
- прирост капитала;
- доход, получаемый в виде процентных начислений;
- роялти;
- аннуитеты, за исключением пенсий и пособий, получаемых за счет
средств бюджета государственного социального страхования или на основе
межгосударственных договоров (соглашений), и доходов, получаемых на
основании договоров страхования (страхование жизни, пенсий), заключенных
до 1 января 1998 года;
- государственные дотации, премии и призы, не определенные
специально как необлагаемые налогом в законах, устанавливающих эти
выплаты;
- суммы, получаемые по договору (соглашению) о невступлении в
конкуренцию;
- доход от инвестиций и финансовый доход, получаемый за рубежом.
22. К льготам, предоставляемым работодателем относятся:
a) выплаты в целях возмещения личных расходов работника;
b) аннулированная сумма долга работника перед работодателем;
c) доплаты, осуществляемые работодателем к любому платежу работника
за жилье, предоставленное работодателем;
d) сумма процентных начислений, полученная как результат превышения
текущей процентной ставки (округленной до следующего полного процента),
по которой Национальный банк Молдовы предоставил кредит в обычном
порядке на последнем аукционе, проводимом в ноябре предшествующего
календарного года, которую он опубликовывает, над процентной ставкой,
начисленной по займам, предоставляемым работнику работодателем (в том
числе и по займам, не возвращенным до 1 января 1998 года). Сумма льготы
определяется согласно формуле:
Rb-Rp : 100%
F=SxNx -----
365
где:
F- сумма льготы,
S - сумма займа,
N - количество дней в месяце, в течение которых работник пользовался
займом,
Rb - процентная ставка, по которой Национальный банк Молдовы
предоставил кредит в обычном порядке на последнем аукционе, проводимом в
ноябре предшествующего календарного года,
Rp - процентная ставка, начисленная по займу, предоставленному
работодателем;
- затраты работодателя на предоставление работнику автомобиля для
использования в личных целях:
если автомобиль является собственностью работодателя - 0,006
процента стоимости автомобиля за каждый день использования;
если автомобиль не является собственностью работодателя - понесенные
им расходы на приобретение права пользования автомобилем за каждый день
использования.
23. В валовый доход налогоплательщика не включаются следующие виды
дохода:
- страховые суммы и возмещения (за исключением аннуитетов),
полученные по договорам страхования, кроме полученных в случаях
вынужденной замены собственности;
- страховые суммы, полученные в случае смерти страхователя по
договору страхования жизни;
- компенсации, полученные в возмещение вреда в случае повреждения
здоровья, в том числе инвалидности;
- выплаты, а также другие виды компенсаций по болезни, травме или на
другой случай временной нетрудоспособности, осуществляемые в
соответствии с договорами о страховании здоровья;
- возмещение работникам расходов, относящихся к выполнению
должностных обязанностей, в пределах и в порядке, установленных
Правительством;
- стипендии учащимся, студентам и аспирантам государственных и
негосударственных учебных заведений, за исключением оплаты
преподавательской или исследовательской деятельности;
- алименты и пособия на детей;
- выходные пособия, установленные законодательством;
- адресные компенсации малообеспеченным, социально уязвимым слоям
населения;
- имущество, полученное в порядке дарения или наследования;
- дивиденды, за исключением полученных от хозяйствующего
субъекта-нерезидента;
- пособия от благотворительных организаций;
- доходы сотрудников дипломатических представительств иностранных
государств, предусмотренные п.83 и 84 настоящей Инструкции;
- суммы, получаемые донором от государственных учреждений
здравоохранения;
- выигрыши от лотерей.
Глава IV. Прирост и потери капитала
24. Сумма прироста или потерь капитала определяется
налогоплательщиком в случаях продажи, обмена или другой формы отчуждения
(выбытия) капитальных активов.
25. Для налогоплательщика капитальными активами являются:
а) акции и другие документы, удостоверяющие право собственности в
предпринимательской деятельности.
Согласно Закону "Об акционерных обществах" N1134-XIII от 2 апреля
1997 года акцией признается документ, удостоверяющий право его
собственника (акционера) на участие в управлении обществом, на получение
дивидендов, а также части имущества в случае его ликвидации. Акция может
иметь форму:
- сертификата, изготовленного типографическим способом;
- записи на лицевом счете, открытом на имя их собственника либо
номинального владельца в реестре владельцев ценных бумаг общества.
К другим документам, удостоверяющим право собственности, относятся
любые документы, подтверждающие владение налогоплательщиком определенной
долей участия в капитале экономического агента;
b) документы, свидетельствующие о наличии дебиторской задолженности.
Документом, свидетельствующим о наличии дебиторской задолженности,
является акт, посредством которого его эмитент или подписавшее лицо
подтверждает, что должен определенную сумму денег.
К документам, свидетельствующим о наличии дебиторской задолженности,
относятся векселя, облигации, долговые расписки и т.д.;
с) частная собственность, не используемая в предпринимательской
деятельности. К ней относится материальная и нематериальная частная
собственность, за исключением земельных участков, полностью или частично
принадлежащая налогоплательщику. К капитальным активам налогоплательщика
не относится частная собственность, не используемая в предпри-
нимательской деятельности, принадлежащая экономическому агенту,
учрежденному налогоплательщиком;
d) земля;
е) опцион на покупку либо продажу капитальных активов. Опцион это
условие, предусматривающее право выбора. Как капитальный актив опцион
представляет документ, в котором установлено право на приобретение или
продажу капитальных активов;
f) право на получение доходов от капитальных активов в течение
периода, превышающего 10 лет, если при отчуждении рассматривается
отдельно. Чтобы считаться капитальным активом, данное право должно быть
документально подтверждено в порядке, установленным действующим
законодательством.
26. Приростом капитала считается превышение полученной суммы в
результате продажи, обмена или другой формы отчуждения (выбытия)
капитальных активов над стоимостным базисом данных активов.
27. Прирост капитала признается как доход в полном объеме, за
исключением случаев, указанных в пунктах 39, 41 и 47 настоящей
Инструкции.
28. Потерей капитала считается превышение стоимостного базиса
капитального актива над полученной суммой в результате продажи, обмена
или другой формы их отчуждения (выбытия).
Не признаются потери капитала в результате отчуждения (выбытия)
частной собственности, не использованной в предпринимательской
деятельности.
29. Полученная сумма вследствие продажи, обмена или другой формы
отчуждения (выбытия) капитальных активов состоит из денежных средств и
исчисленной по рыночной цене стоимости капитальных активов, полученных в
результате отчуждения.
В состав полученной суммы вследствие продажи, обмена или другой
формы отчуждения (выбытия) акций и других документов, удостоверяющих
право собственности в предпринимательской деятельности, не включаются
дивиденды, полученные от держания акций и доли участия.
В состав суммы, полученной в результате продажи, обмена или другой
формы отчуждения (выбытия) документов, удостоверяющих право собствен-
ности в предпринимательской деятельности, не включаются суммы процентных
начислений и комиссионных за посредническую деятельность дилера.
30. Стоимостным базисом капитального актива является сумма,
уплаченная налогоплательщиком за его приобретение (идентичен полученной
сумме предыдущим владельцем капитального актива вследствие его продажи,
обмена или другой формы отчуждения (выбытия), скорректированная согласно
положениям п.31, или сумма понесенных налогоплательщиком затрат для
создания данного капитального актива.
Во всех случаях стоимостный базис капитального актива уменьшается на
величину износа, истощения или других физических изменений капитальных
активов, которые уменьшают их рыночную цену, и увеличивается на
стоимость восстановления и других физических изменений стоимости,
которые увеличивают их рыночную цену. Стоимостный базис, увеличенный или
уменьшенный таким образом, называется скорректированным стоимостным
базисом.
Суммы, уплаченные за приобретение, затраты, связанные с созданием, а
также уменьшения и увеличения рыночной цены в результате физических
изменений капитальных активов, должны быть подтверждены документально.
31. Для налогоплательщика, передающего капитальный актив,
скорректированный стоимостный базис переданного капитального актива
увеличивается на сумму предоставленной компенсации.
Для налогоплательщика, получающего капитальный актив, стоимостный
базис полученного капитального актива уменьшается на сумму полученной
компенсации.
Пример 4. Налогоплательщик А совершил сделку с налогоплательщиком В,
в результате которой предоставил ему квартиру (скорректированный
стоимостный базис - 14100 лей, стоимость, определенная по рыночным
ценам, - 37500 лей) взамен автомобиля (скорректированный стоимостный
базис которого 33400 лей, стоимость, определенная по рыночными ценам, -
11300 лей) и денежной суммы 32000 лей.
В таком случае прирост (потери) капитала определяется следующим
образом:
(лей)
------------------------------------------------------------------------
Налогоплательщик А | Налогоплательщик В
--------------------------------------+---------------------------------
Полученная сумма 43300 | Полученная сумма 37500
(11300+32000) |
Скорректированный | Скорректированный
стоимостный базис | стоимостный базис
переданного актива - 14100 | переданного актива - 33400
Прирост капитала 29200 | Потери капитала "-" 27900
(43300 - 14100) | (37500-(33400+32000))
------------------------------------------------------------------------
В результате сделки налогоплательщик А получил прирост капитала в
сумме 29200 лей, а налогоплательщик В - потери капитала в сумме 27900
лей, которые не признаются, так как согласно п.28 настоящей Инструкции
не признаются потери капитала, полученные в результате отчуждения
(выбытия) частной собственности, не использованной в предпринимательской
деятельности.
Далее стоимостный базис капитальных активов составит:
(лей)
------------------------------------------------------------------------
Налогоплательщик А | Налогоплательщик В
--------------------------------------+---------------------------------
Автомобиль | Квартира 43300 (11300 + 32000)
5500 (37500 - 32000) |
------------------------------------------------------------------------
32. Если в результате сделки налогоплательщик получает в
собственность 2 или больше капитальных активов, то уплаченная сумма
распределяется по каждому полученному капитальному активу
пропорционально их рыночной стоимости на момент заключения сделки.
Пример 5. Налогоплательщик А заключил сделку с налогоплательщиком В,
в результате чего обменял 3-комнатную квартиру (скорректированный
стоимостный базис - 54000 лей, стоимость, определенная по рыночным
ценам, 123700 лей) на 1-комнатную квартиру (скорректированный
стоимостный базис - 21000 лей, рыночная стоимость - 47900 лей) и
автомобиль (скорректированный стоимостный базис - 52000 лей, рыночная
стоимость - 53200 лей).
Определяется прирост (потери) капитала:
(лей)
------------------------------------------------------------------------
| Налогоплательщик А | Налогоплательщик В
------------------------+------------------------+----------------------
Полученная | 101100 |
сумма | (47900 + 53200) | 123700
Скорректированный | |
стоимостный базис | 54000 | 73000 (21000+52000)
Прирост капитала | 47100 | 50700
------------------------------------------------------------------------
Определяется соотношение, согласно которому распределяется
уплаченная сумма каждому капитальному активу, приобретенному
налогоплательщиком А:
квартира - 47900 : (47900+53200) х 100% = 47,38%;
автомобиль - 53200 : (47900+53200) х100% = 52,62%.
Уплаченная сумма, распределенная соответственно доли капитальных
активов, составит:
квартира 123700 лей х 47,38%:100% = 58609 лей;
автомобиль 123700 лей х 52,62% : 100% = 65091 лей.
Соответственно стоимостный базис капитальных активов, приобретенных
налогоплательщиком А, составит:
квартира - 58609 лей;
автомобиль - 65091 лей.
33. Капитальные активы, находящиеся во владении налогоплательщика по
состоянию на 1 января 1998 года, считаются приобретенными по рыночным
ценам, действующим на указанную дату.
34. Стоимостным базисом капитального актива, полученного
налогоплательщиком в результате дарения после 1 января 1998 года,
является наибольшая величина из его скорректированного стоимостного
базиса или его рыночной цены на момент дарения.
35. Стоимостный базис капитальных активов в виде акций и других
документов, удостоверяющих право собственности в предпринимательской
деятельности, полученных в результате участия в капитале экономического
агента, осуществленного после 1 января 1998 года, равен доли участия в
денежном выражении согласно учредительным документам экономического
агента.
36. Стоимостный базис капитальных активов в виде документов,
свидетельствующих о наличии дебиторской задолженности, выпущенных после
1 января 1998 года, в результате предоставления их первым обладателем
эмитенту имущества не в денежной форме, для первого обладателя равен
стоимости имущества, исчисленной по рыночной цене.
37. В случае непризнания дохода при вынужденной замене собственности
стоимостный базис замещающей собственности равен скорректированному
стоимостному базису заменяемой собственности.
Собственность считается вынуждено замененной, в том числе в случае
непроизвольной утраты, если она полностью или частично уничтожена,
похищена, если на нее наложен арест или она предназначена к сносу, либо
если налогоплательщик вынужден каким-либо другим способом расстаться с
ней по причине угрозы или неизбежности одного из вышеуказанных действий
или событий.
38. Налогоплательщик нерезидент, приобретающий статус резидента,
может определить стоимость принадлежащих ему капитальных активов на
момент приобретения статуса резидента, исходя из рыночных цен,
сложившихся на данный момент. Определенная таким образом стоимость
капитальных активов является их стоимостным базисом.
39. Прирост и потери капитала не признаются в случаях
перераспределения (передачи) капитальных активов между:
а) супругами;
b) или бывшими супругами, если такое перераспределение (передача)
вытекает из необходимости раздела общей собственности при их разводе.
40. Стоимостный базис капитальных активов, указанных в п.39
настоящей Инструкции, для получателя равен их скорректированному
стоимостному базису, создавшемуся у передающего лица.
41. Величина признанного прироста капитала, полученного в результате
отчуждения налогоплательщиком жилья, уменьшается на сумму в 10000 лей за
каждый следующий за 1997 годом год, в течение которого (или которых)
налогоплательщик являлся владельцем этой собственности и использовал ее
в качестве своего основного жилья.
Основным жильем считается жилье, находящееся в собственности
налогоплательщика в течение периода не меньше чем 3 года,
заканчивающегося в день отчуждения, и которое в течение последних 3-х
лет являлось его основным местожительством.
Основным жильем считается постоянное местожительство налого-
плательщика, где он прописан.
42. Лицо, преподнесшее дар, рассматривается как лицо, продавшее
подаренное имущество по цене, являющейся наибольшей величиной из его
скорректированного стоимостного базиса или его стоимости, исчисленной по
рыночной цене на момент дарения.
43. Налогоплательщик, который перестает быть резидентом,
рассматривается как лицо, продавшее все свои капитальные активы, за
исключением недвижимого имущества, по рыночной цене на момент, когда
перестает быть резидентом.
44. В день смерти налогоплательщика, вся его собственность (за
исключением той, доход от которой освобожден от налогообложения)
рассматривается как проданная наследникам по рыночной цене.
Для умершего налогоплательщика стоимостный базис передающихся по
наследству капитальных активов равен их стоимости, исчисленной по
рыночной цене на момент передачи.
45. К собственности, доход от которой освобожден от налогообложения,
относятся:
а) основное жилье умершего налогоплательщика;
b) частная материальная собственность умершего налогоплательщика, не
используемая в предпринимательской деятельности и не полученная в
результате инвестиционной деятельности;
с) аннуитеты, другой доход от использования собственности, имеющий
характер периодических выплат, являющихся налогооблагаемыми для
наследников.
46. Для наследников стоимостный базис капитальных активов, доход от
которых освобожден от налогообложения, равен их скорректированному
стоимостному базису, создавшемуся у умершего налогоплательщика.
47. Если контрольный пакет (50 процентов и более долей участия)
субъекта малого бизнеса переходит по причине смерти собственника во
владение наследников, последние могут вместо признания прироста или
потерь капитала, согласно п.44 настоящей Инструкции, определить
стоимостные базисы своих долей в данном контрольном пакете, исходя из
скорректированного стоимостного базиса контрольного пакета,
принадлежащего умершему налогоплательщику.
В таких случаях стоимостный базис контрольного пакета для
наследников будет скорректированный стоимостный базис, создавшийся у
умершего налогоплательщика.
Субъектами малого бизнеса являются мелкие и малые предприятия,
осуществляющие предпринимательскую деятельность и соответствующие
условиям, указанным в Законе "О поддержке и защите малого бизнеса"
N112-XIII от 20 мая 1994 года.
48. Если на момент смерти налогоплательщик владеет контрольными
пакетами более чем одного субъекта малого бизнеса, положения п.47
настоящей Инструкции применяются только к одному из этих субъектов, по
выбору наследников первой очереди.
Наследниками первой очереди считаются родственники по восходящей и
нисходящей линии налогоплательщика (в том числе усыновители и
усыновленные).
49. Сумма прироста капитала, включаемая в состав валового дохода,
равна 50% от суммы превышения признанного в декларируемый период
прироста капитала над любыми его потерями, понесенными в течение
декларируемого периода.
50. Вычет потерь капитала в декларируемом периоде допускается в
пределах его прироста, полученного в данном периоде. Исключением
являются случаи, указанные в п.52 настоящей Инструкции.
51. Потери капитала, вычет которых в декларируемом периоде не
допускаются согласно п.50 настоящей Инструкции, рассматриваются как
потери капитала, понесенные в следующем налоговом году.
52. Ограничения в части вычета потерь капитала, предусмотренные в
п.50 настоящей Инструкции, не применяются в отношении налогоплательщика
в налоговом году, в котором произошла его смерть.
В случаях, когда сумма потерь капитала налогоплательщика в год его
смерти превышает сумму прироста капитала, полученную от него в этом же
году, сумма превышения потерь над приростом капитала вычитается из
валового дохода налогоплательщика, полученного в течение налогового
года, годом его смерти.
53. Прирост и потери капитала определяются согласно приложению N 2 к
Декларации.
Глава V. Налогообложение дохода умершего налогоплательщика
54. Доход, полученный умершим налогоплательщиком, рассматривается
как доход, полученный одним физическим лицом, и облагается согласно
Декларации, представленной от имени умершего налогоплательщика лицом,
управляющим его наследством.
55. При определении налогооблагаемого дохода налогоплательщика-
резидента в налоговом году, в котором произошла его смерть, допускаются
вычеты и освобождения, на которые он имеет право в течение года его
смерти.
56. Налогооблагаемый доход, полученный налогоплательщиком-резидентом
в год его смерти, облагается по ставкам, предусмотренным в п.6 настоящей
Инструкции.
57. При определении налогооблагаемого дохода, полученного умершим
налогоплательщиком-резидентом в годы, следующие после года его смерти,
допускаются вычеты и не предоставляются освобождения.
58. Налогооблагаемый доход, полученный умершим налогоплательщиком-
резидентом в годы, следующие после года его смерти, облагается по ставке
32%.
59. Доход умершего налогоплательщика-нерезидента облагается в
соответствии с п.54 настоящей Инструкции, в порядке и по ставкам,
предусмотренным в разделе VIII настоящей Инструкции.
Глава VI. Освобождения и другие вычеты
60. Освобождения предоставляются только налогоплательщикам-
резидентам Республики Молдова.
61. Каждый налогоплательщик имеет право на одно личное освобождение
- 2100 или 10000 лей в год.
1) Сумма личного освобождения для налогоплательщиков, которые не
соответствуют одному из условий, указанных в подп.2) данного пункта,
составляет 2100 лей в год.
2) Сумма личного освобождения составляет 10000 лей в год для
следующих налогоплательщиков:
а) заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями
аварии на Чернобыльской АЭС;
b) инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь
наступившей инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС;
с) родителей (усыновителей) погибшего участника боевых действий по
защите территориальной целостности и независимости Республики Молдова;
d) супруги (супруга) погибшего участника боевых действий по защите
территориальной целостности и независимости Республики Молдова;
е) родителей (усыновителей) пропавшего без вести участника боевых
действий по защите территориальной целостности и независимости
Республики Молдова;
f) супруги (супруга) пропавшего без вести участника боевых действий
по защите территориальной целостности и независимости Республики Молдова;
g) ставших инвалидами вследствие участия в боевых действиях по
защите территориальной целостности и независимости Республики Молдова;
h) инвалидов войны;
i) инвалидов с детства;
j) инвалидов I и II группы;
k) пенсионеров-жертв политических репрессий, впоследствии
реабилитированных.
62. При возникновении или утере прав налогоплательщика в течение
налогового года на личное освобождение, супружеское освобождение,
освобождение на иждивенцев, а также льготное личное освобождение (10000
лей), они ему предоставляются или аннулируются с месяца, следующего за
месяцем, в котором возникло или утеряно это право. Исключением являются
случаи, когда лицо, на которое затребовано освобождение на иждивенцев,
получило доход в течение налогового года свыше 1000 лей. В таких случаях
освобождение аннулируется за весь налоговый период.
63. Если налогоплательщик-резидент получает (или теряет) право в
течение налогового года на личное освобождение в сумме 10000 лей в год,
оно предоставляется (аннулируется) со следующего месяца после месяца, в
котором получено (утеряно) это право.
В таких случаях годовые личные освобождения 2100 лей и 10000 лей
предоставляются в размере 175 лей и соответственно 833,33 лея ежемесячно
за каждый месяц, на протяжении которого налогоплательщик имеет право на
соответствующее освобождение.
Пример 6. Налогоплательщик-резидент был отнесен ко II группе
инвалидности 12 августа налогового года.
В таком случае он имеет право на личное освобождение в сумме 2100
лей в год в течение первых 8 месяцев налогового года. Начиная с сентября
он имеет право на личное освобождение в сумме 10000 лей в год.
Так, личное освобождение данного налогоплательщика на целый
налоговый год составит 4733,32 лея (175х8+833,33х4).
64. Налогоплательщик-резидент, состоящий в браке, имеет право на
дополнительное освобождение в сумме 2100 лей в год с условием, что
супруге (супругу), которая(ый) является резидентом Республики Молдова,
не предоставлено личное освобождение.
Пример 7. Налогоплательщик, который использовал по месту работы
право на личное освобождение в сумме 2100 лей в год и в течение 8
месяцев личное освобождение для супруги (супруга) в сумме 2100 лей в
год, 23 августа расторгнул брак. Соответственно данный налогоплательщик
по результатам года имеет право на освобождение для супруги (супруга)
только в сумме 1400 лей (175X8).
Если налогоплательщик и его супруга (супруг) использовали право на
протяжении налогового года каждый свое личное освобождение, а по
результатам налогового года решили, что супруга (супруг) отказывается от
личного освобождения, налогоплательщик имеет право на освобождение для
супруги (супруга) с условием, что супруга (супруг) представляет
Декларацию, в которой отказывается от личного освобождения,
предоставленного в течение налогового года.
Если налогоплательщик в течение декларируемого периода пользовался
личным освобождением и освобождением для супруги (супруга), а по
результатам декларируемого периода они решили, чтобы каждый из них
использовал свое личное освобождение, оба должны представить декларации,
в которых налогоплательщик отказывается от освобождения для супруги
(супруга), которым он воспользовался в течение декларируемого периода, а
супруга (супруг) налогоплательщика указывает свое личное освобождение.
65. Освобождение на иждивенцев составляет 120 лей в год на каждого
иждивенца.
В целях предоставления освобождений иждивенцем признается лицо,
которое отвечает всем следующим требованиям:
- связано с налогоплательщиком или его супругой (супругом) узами
родства по восходящей или нисходящей линии (родители или дети, в том
числе усыновители и усыновленные);
- проживает совместно с налогоплательщиком или не проживает
совместно с ним, но обучается на дневном отделении учебного заведения
более 5 месяцев в течение налогового года;
- содержится налогоплательщиком;
- получает доход, не превышающий 1000 лей в год.
66. Налогоплательщикам позволяется вычитать из валового дохода
расходы, понесенные на протяжении налогового года, связанные с
получением дохода, за исключением личных и семейных.
67. Разрешается вычет пожертвований на благотворительные цели на
протяжении налогового года только в случае, если они подтверждены
документально, и их величина не превышает 7% от облагаемого дохода .
Глава VII. Подтверждение прав на освобождения и вычеты
68. Для подтверждения прав на освобождение налогоплательщик
прилагает к Декларации копии или выписки из документов, указанных в
п.72, 73, 74 и 75 настоящей Инструкции.
69. Копии или выписки из оригиналов документов, прилагаемые к
декларации, должны быть удостоверены в обязательном порядке
работодателем, где ведется учет трудовой книжки налогоплательщика на
конец декларируемого периода.
70. В случаях, когда налогоплательщик в конце налогового года не
имеет места работы, где ведется учет трудовой книжки, сопоставление
копий или выписок с оригиналов осуществляется сотрудником
Государственной налоговой службы, который принимает декларацию и
подтверждает ее личной подписью.
71. Во всех случаях, когда работодатель или сотрудник Государствен-
ной налоговой службы имеет некоторые подозрения в отношении
достоверности документов, копии или выписки из которых представляются,
их удостоверение осуществляется нотариусом.
72. Подтверждение того, что является физическим лицом-резидентом
Республики Молдова, осуществляется налогоплательщиком следующими
документами:
- удостоверение личности или паспорт, в котором указана прописка на
территории Республики Молдова в течение декларируемого периода;
- справка(и), выданная(ые) органом(ами) местного публичного
управления Республики Молдова, органом(ами) Министерства внутренних дел
Республики Молдова, уполномоченным(и) функциями учета населения и
экономическими агентами, резидентами Республики Молдова, которая(ые)
потверждает(ют), что налогоплательщик находится на территории Республики
Молдова;
- документ, подтверждающий, что налогоплательщик является
ответственным лицом Республики Молдова, которое на определенном периоде
находилось за рубежом республики при исполнении служебных обязанностей.
Пример 8. Налогоплательщик приложил к Декларации следующие документы:
- справку экономического агента, с которым находился в трудовых
отношениях, которая подтверждает факт нахождения его на территории
Республики Молдова в период с 25 апреля по 18 августа, за исключением
выходных (каждую субботу и воскресенье и 2 праздничных дней);
- справку органа местного публичного управления, подтверждающую, что
в период с 12 июля и до 18 октября он временно проживал на территории
Республики Молдова;
- выписку из удостоверения личности с пропиской в Республике Молдова
от 2 ноября и до конца года.
Соответственно этот налогоплательщик считается резидентом, потому
что в течение налогового года находился и имел постоянное
местожительство на территории Республики Молдова в течение 213 дней.
------------------------------------------------------------------------
| Число дней
Период |-------------------------------------------------------
| Всего | Выходные и праздники | На территории
| | |Республики Молдова
----------------+-----------+----------------------+--------------------
25.04-12.07 | 79 | 24 | 55
13.07-18.10 | 98 | х | 98
02.11-31.12 | 60 | х | 60
Всего | 237 | 24 | 213
------------------------------------------------------------------------
Пример 9. Налогоплательщик, имеющий постоянное местожительство в
Республике Молдова, до его переезда в другую страну, 18 июня представил
Декларацию. Этот налогоплательщик не считается резидентом Республики
Молдова, потому что в момент представления Декларации период налогового
года, в течение которого он имел постоянное местожительство в Республике
Молдова, был менее 183 дней.
В случаях, когда налогоплательщик, указанный в этом примере, после
представления Декларации будет находиться в течение декларируемого
налогового года в Республике Молдова и общее число дней в налоговом
году, в течение которого находился на территории Республики Молдова,
превысит 183 дня, он имеет право представить Декларацию, в которой
указывает освобождение, с целью перерасчета налога.
Пример 10. Налогоплательщик, указанный в примере 9, после
представления Декларации задержался в Республике Молдова до 30 июля, а
12 декабря того же года возвратился и до конца года находился на
территории Республики Молдова.
Этот налогоплательщик вправе представить Декларацию как
лицо-резидент Республики Молдова, потому что находился на территории
Республики Молдова больше 183 дней в течение налогового года.
Пример 11. Налогоплательщик представил Декларацию, к которой
приложил документы, подтверждающие, что 29 августа изменил постоянное
местожительство из Украины в Республику Молдова, а 14 октября был
зачислен в дипломатический корпус с работой за границей.
Этот налогоплательщик не может считаться резидентом Республики
Молдова, потому что находился на территории Республики Молдова и являлся
должностным лицом Республики Молдова при исполнении служебных
обязанностей за рубежом менее 183 дней в течение налогового года.
73. Право на личное освобождение в размере 2100 лей в год
удостоверяется документом, подтверждающим, что налогоплательщик является
резидентом Республики Молдова.
74. Право на личное освобождение в размере 10000 лей удостоверяется:
1) документом, подтверждающим, что налогоплательщик является
резидентом Республики Молдова;
2) одним из документов, указанных в таблице:
------------------------------------------------------------------------
Категории граждан, име- | Документы, являющиеся | Органы,выдающие соот-
ющих право на льготное | основанием для предос-| ветствующие документы
личное освобождение в | тавления освобождения |
сумме 10000 лей | |
-------------------------+-----------------------+----------------------
1. Заболевший и перенес- Удостоверение участника Министерства и депар-
ший лучевую болезнь, ликвидации последствий таменты, военно-адми-
вызванную последстви- аварии на Чернобыльской нистративные управле-
ями аварии на Черно- АЭС и справка консили- ния (отделы), которы-
быльской АЭС ума врачебной эксперти- ми были направлены эти
зы жизнеспособности лица для ликвидации
(КВЭЖ) аварии на Чернобыльс-
кой АЭС, и КВЭЖ
2. Инвалид, в отношении Пенсионное удостовере- Территориальные управ-
которого установлена ние с указанием причи- ления социального
причинная связь нас- ны инвалидности обеспечения и защиты
тупившей инвалиднос- семьи, другие уполно-
ти с аварией на Чер- моченные органы
нобыльской АЭС
3. Родитель или супруга Удостоверение,подтверж- Военно-административ-
(супруг) погибшего дающее право на льготы ные управления (отде-
участника боевых лы)
действий по защите
территориальной це-
лостности и незави-
симости Республики
Молдова
4. Родитель или супруга Удостоверение,подтверж- Военно-административ-
(супруг) пропавшего дающее право на льготы ные управления (отде-
без вести участника лы)
боевых действий по
защите территориаль-
ной целостности и
независимости Рес-
публики Молдова
5. Ставший инвалидом Пенсионное удостовере- Территориальные управ-
вследствие участия в ние с указанием причи- ления социального
боевых действий по ны инвалидности обеспечения и защиты
защите территориаль- семьи
ной целостности и
независимости Рес-
публики Молдова
6. Инвалид войны Пенсионное удостовере- Территориальные управ-
ние с указанием причи- ления социального
ны инвалидности обеспечения и защиты
семьи
7. Инвалид с детства Пенсионное удостовере- Территориальные управ-
ние с указанием причи- ления социального
ны инвалидности обеспечения и защиты
семьи
8. Инвалид I или II Пенсионное удостовере- Территориальные управ-
групп ние с указанием группы ления социального
инвалидности обеспечения и защиты
семьи
9. Пенсионер-жертва по- Пенсионное удостовере- Примэрии муниципиев,
литических репрессий, ние и справка о реаби- районные исполнитель-
впоследствии реабили- литации ные комитеты и уполно-
тированная моченные органы
------------------------------------------------------------------------
75. Право на освобождение для супруги (супруга) подтверждается:
1) документом, подтверждающим, что налогоплательщик является
резидентом Республики Молдова;
2) свидетельством о браке;
3) документом, подтверждающим, что супруга (супруг) является
резидентом Республики Молдова.
76. Право на освобождение на иждивенцев подтверждается:
- в случае, когда иждивенец является родственником по нисходящей
линии (усыновленным) налогоплательщика:
1) документом, подтверждающим, что налогоплательщик является
резидентом Республики Молдова;
2) свидетельством о рождении (усыновлении) иждивенца;
3) удостоверением личности (паспортом) иждивенца или справкой органа
местного публичного управления Республики Молдова, подтверждающими, что
иждивенец проживает совместно с налогоплательщиком;
- в случае, когда иждивенец является родственником по восходящей
линии (усыновителем) налогоплательщика:
1) документом, подтверждающим, что налогоплательщик является
резидентом Республики Молдова;
2) свидетельством о рождении (усыновлении) налогоплательщика;
3) удостоверением личности (паспортом) иждивенца или справкой органа
местного публичного управления Республики Молдова, подтверждающими, что
иждивенец проживает совместно с налогоплательщиком;
- в случае, когда иждивенец является родственником по нисходящей
линии (усыновленным) супруги (супруга) налогоплательщика:
1) документом, подтверждающим, что налогоплательщик является
резидентом Республики Молдова;
2) свидетельством о браке;
3) свидетельством о рождении (усыновлении) иждивенца;
4) удостоверением личности (паспортом) иждивенца или справкой органа
местного публичного управления Республики Молдова, подтверждающими, что
иждивенец проживает совместно с налогоплательщиком;
- в случае, когда иждивенец является родственником по восходящей
линии (усыновленным) супруги (супруга) налогоплательщика:
1) документом, подтверждающим, что налогоплательщик является
резидентом Республики Молдова;
2) свидетельством о браке;
3) свидетельством о рождении (усыновлении) супруги (супруга)
налогоплательщика;
4) удостоверением личности (паспортом) иждивенца или справкой органа
местного публичного управления Республики Молдова, подтверждающим, что
иждивенец проживает совместно с налогоплательщиком.
Во всех предусмотренных в данном пункте случаях документом,
подтверждающим, что иждивенец проживает совместно с налогоплательщиком,
может быть использована домовая книга.
В случаях, когда иждивенец не проживает совместно с
налогоплательщиком, а учится на дневном отделении в учебном заведении,
документом, подтверждающим факт, что иждивенец проживает совместно с
налогоплательщиком, является справка, выданная учебным заведением,
подтверждающая, что иждивенец обучается на дневном отделении учебного
заведения более пяти месяцев на протяжении налогового года (образец
справки указан в приложении N2 к Инструкции Государственной налоговой
службы "Об удержании подоходного налога у источника выплаты"
N 05/1-CF-06/88 от 23 декабря 1997 г.).
Глава VIII. Положения, предусмотренные для нерезидентов
77. Налогоплательщик - нерезидент Республики Молдова, который на
протяжении декларированного периода получил доход на территории
Республики Молдова из других источников, кроме заработной платы,
считается, что имеет значительное экономическое присутствие на
территории Республики Молдова и облагается как юридическое лицо.
78. Доход налогоплательщика нерезидента, имеющего экономическое
присутствие на территории Республика Молдова, определяется методом
начислений.
79. Суммы подоходного налога, удержанные в течение налогового года у
источника выплаты из доходов налогоплательщика-нерезидента, имеющего
значительное экономическое присутствие на территории Республике Молдова,
а также суммы подоходного налога, уплаченные самостоятельно этим
налогоплательщиком, определяются кассовым методом.
80. Доход, полученный на территории Республики Молдова налого-
плательщиком-нерезидентом, имеющим значительное экономическое
присутствие на территории Республики Молдова, за исключением указанных в
п.81 настоящей Инструкции, облагается по ставке 32%.
81. Доходы в виде ренты, дивидендов, процентных начислений и роялти,
полученные налогоплательщиком-нерезидентом, облагаются (без вычетов) по
ставкам:
а) рента - 5%;
b) дивиденды и процентные начисления - 15%;
с) роялти- 20%.
82. Доходы, перечисленные в п.81 настоящей Инструкции, и вычеты,
связанные с их получением, не указываются в Декларации.
83. Заработная плата и другие виды компенсаций, выплачиваемые
иностранным сотрудникам дипломатических представительств иностранных
государств при выполнении ими своих должностных обязанностей в
Республике Молдова, освобождаются от подоходного налога. Такое
освобождение предоставляется только при условии предоставления взаимных
прав соответствующими государствами.
84. От подоходного налога освобождены доходы, полученные в
Республике Молдова иностранными предприятиями, а также их работниками и
консультантами в соответствии с договорами (соглашениями), заключенными
Правительством Республики Молдова и правительствами других стран и с
руководством международных организаций. Данная льгота предоставляется
только в отношении дохода, полученного от той части их деятельности,
которая заключается в предоставлении гуманитарной и технической
поддержки Республики Молдова, оказываемой по договорам (соглашениям) с
правительствами других стран или с международными организациями, либо с
их агентствами по техническому сотрудничеству с Республикой Молдова.
Глава IX. Налогооблoжение инвестиционного и финансового
доходов, полученных за рубежом
85. В состав инвестиционного дохода и финансового дохода, полученных
за рубежом, за исключением доходов в виде заработной платы, включаются
доходы, полученные за пределами Республики Молдова, в т.ч:
- дивиденды, полученные от экономических агентов- нерезидентов;
- процентные начисления, полученные от экономических агентов-
нерезидентов;
- роялти от экономических агентов-нерезидентов;
- арендная плата, полученная от экономических агентов- нерезидентов;
- прирост капитала, полученный за рубежом.
86. Разрешается вычет расходов, понесенных в связи с получением
инвестиционного и финансового доходов, полученных за рубежом, но только
в пределах указанного дохода.
87. Разрешается зачет налога, уплаченного в течение декларируемого
периода за рубежом, от инвестиционного и финансового доходов в пределах,
не превышающих налоговые обязательства налогоплательщика в Республике
Молдова, относящихся к данным доходам (за исключением расходов,
связанных с получением валового дохода) за указанный период.
Пример 12. Доход от инвестиций, полученный в течение налогового года
налогоплательщиком за рубежом, составляет 31000 лей. Расходы, понесенные
в связи с получением этого дохода, составили 7200 лей, а уплаченный
подоходный налог за рубежом - 6800 лей. Облагаемый доход
налогоплательщика (позиция 3 из Декларации), полученный в течение
налогового года, равен 178000 лей, а подоходный налог составляет 43000
лей.
Облагаемый доход, полоченный за рубежом, - 23800 лей=(31000-7200)лей.
Определяется процентное соотношение облагаемого дохода от
инвестиций, полученного за рубежом, к общему облагаемому доходу:
23800 : 178000 х 100% = 13,37%.
Определяются налоговые обязательства налогоплательщика относительно
доходa от инвестиций, полученного за рубежом:
43000 х 13,37% = 5749 лей.
Соответственно, в этом случае зачет налога, уплаченного за пределами
Республики Молдова, с дохода от инвестиций, полученного за рубежом,
составит 5749 лей, потому что разрешается зачет уплаченного налога за
рубежом только в пределах налоговых обязательств в Республике Молдова.
Глава Х. Доходы, полученные акционерами инвестиционных фондов
88. Доходы, полученные акционерами инвестиционных фондов, состоят из:
- дивидендов, полученных инвестиционным фондом;
- прироста капитала, полученного инвестиционными фондами в
результате их деятельности на рынке ценных бумаг;
- процентных начислений, полученных инвестиционными фондами.
89. Доходы, полученные инвестиционными фондами в формах, указанных в
п.88 настоящей Инструкции, распределяются акционерам пропорционально
доле участия.
90. Инвестиционные фонды обязаны вести раздельный учет полученных и
распределенных своим акционерам доходов в зависимости от источника
дохода.
В налоговых целях доходы инвестиционных фондов, указанные в п.88
настоящей Инструкции, считаются полученными акционерами в прямом порядке
без участия фонда.
91. Для правильного заполнения деклараций налогоплательщики
используют информацию, представленную инвестиционным фондом, согласно
приложению N7 к Инструкции о порядке начисления и уплаты подоходного
налога лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Инвестиционный фонд обязан представить своим акционерам информацию,
указанную в предыдущем абзаце, в срок до 31 января года, следующего за
отчетным. В этом же порядке представляется акционеру информация, в
месячный срок, при его выходе из инвестиционного фонда.
Глава ХI. Порядок заполнения некоторых разделов Декларации
Декларация заполняется чернилами или шариковой ручкой.
Исправление информации в Декларации разрешается только с заверением
исправления подписью налогоплательщика.
По позициям Декларации, которые не заполняются, проставляется "-"
(черточка).
92. Для заполнения раздела I "Налогооблагаемые доходы и суммы
подоходного налога, удержанные с них" используется информация
экономических агентов, представленная согласно пункту 9 настоящей
Инструкции.
В строке 1.1 указывается информация о полученных доходах от работы
по найму:
- графа 3 - общая сумма дохода, полученная в виде заработной платы,
премий и льгот до осуществления удержаний;
- графа 4 - сумма подоходного налога, удержанная у источника выплаты
из доходов, указанных в графе 3.
Пример 13. Налогоплательщик, имеющий право на личное освобождение в
размере 2100 лей в год и на 3-х иждивенцев, в течение налогового года в
результате оплаты за труд получил следующие доходы:
------------------------------------------------------------------------
Источник дохода | Период |Вало-|Предостав-|Обла- |Налог с дохо-
| | вый |ленные ос-|гаемый|да, указан-
| |доход|вобождения|доход |ного в гр.5
| | | | |
---------------------+----------+-----+----------+------+---------------
Зарплата на основном
месте работы 12 месяцев 6300 2460 3840 576
Зарплата за работу
по совместительству 7 месяцев 2600 0 2600 390
Оплата труда за ра-
боту по договорам
гражданского права 2 месяца 3000 0 3000 694
ВСЕГО X 11900 2460 9440 1660
------------------------------------------------------------------------
В этом случае в графе 3 стр.1.1 Декларации указывается общая сумма
доходов по зарплате -11900 лей, а в графе 4 - общая сумма подоходного
налога, удержанная работодателем у источника выплаты, - 1660 лей.
93. В стр.1.2:
- графа 3 - сумма облагаемого дохода индивидуального предприятия или
крестьянского (фермерского) хозяйства пропорциональна доле участия
налогоплательщика:
- графа 4 - сумма подоходного налога, уплаченная индивидуальным
предприятием или крестьянским (фермерским) хозяйством, пропорционально
доле участия налогоплательщика.
Данные, указанные в гр. 3 и 4 стр.1.2, должны соответствовать
информации, указанной в гр. 6 и 7 приложения N 8 к Инструкции о порядке
начисления и уплаты подоходного налога лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность индивидуального предприятия или
соответствующего крестьянского (фермерского) хозяйства.
Если предпринимательская деятельность осуществляется в другой форме,
то в графе 3 указывается общий доход, полученный от этой деятельности, а
в графе 4 - сумма подоходного налога, удержанная с данных доходов у
источника выплаты.
94. В строке 1.4:
- графа 3 - облагаемая сумма прироста капитала, полученная в течение
декларируемого периода (определяется в порядке, установленном в главе IV
настоящей Инструкции, и соответствует данным п.3 примечаний к
приложению N 2 к Декларации).
95. В строке 1.5:
- графа 3 - сумма полученного дохода в виде процентных начислений
как от юридических, так и от физических лиц. В этой позиции указываются
и суммы выплаченных процентных начислений в пользу лиц в возрасте 60 лет
и старше, с которых не был удержан подоходный налог у источника выплаты.
В валовый доход включаются суммы процентных начислений независимо от его
возраста. На 1998 год в этой строке не указываются доходы, полученные в
форме процентных начислений от банковских депозитов и по государственным
ценным бумагам, которые согласно абзацу 7 ст.24 Закона "Об
администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и
II Налогового кодекса" N 1164-XIII от 24 апреля 1997 года (с изменениями
и дополнениями, внесенными Законом "Об изменении и дополнении некоторых
законодательных актов" N112-XIV от 29 июля 1998 года) не подлежат
налогообложению до 1 января 2001 года;
- графа 4 - сумма подоходного налога, удержанная у источника выплаты
с доходов в виде процентных начислений.
96. В строке 1.7:
- графа 3 - сумма аннуитетов, за исключением пенсий и пособий,
получаемых за счет средств бюджета государственного социального
страхования или на основе межгосударственных договоров (соглашений);
- графа 4 - сумма подоходного налога, удержанная у источника выплаты
с доходов, указанных в предыдущем абзаце.
97. В строке 1.8:
- графа 3 - сумма государственных дотаций, премий и призов, не
определенных специально как необлагаемые подоходным налогом в законах,
устанавливающих эти выплаты;
- графа 4 - сумма подоходного налога, удержанная у источника выплаты
с доходов, указанных в предыдущем абзаце.
98. В строке 1.11:
- графа 3 - сумма доходов, полученных из других источников дохода,
облагаемых налогом, отличных от указанных по позициям 1.1-1.10. К этим
доходам относятся доходы, указанные в ст.90 Кодекса, уплаченные в пользу
физических лиц;
- графа 4 - сумма подоходного налога, удержанная у источника выплаты
из доходов, указанных в предыдущем абзаце.
Начальник
Главной государственной
налоговой инспекции Николае БИВОЛ
Форма СЕТ
Приложение N1
к Инструкции Государственной
налоговой службы N 2
от 23 октября 1998 г.
ДЕКЛАРАЦИЯ
физического лица о подоходном налоге за период
с __________ по ___________ 199__ года
Фискальный код ___________________, год рождения __________,
______________________________________________________________________ ,
(фамилия, имя, отчество)
имеющий постоянное место жительства по адресу: ____________________
_______________________________________________________________________,
N телефона ____________ _____________.
(домашний) (рабочий)
Подтверждаю, что в течение декларируемого периода являлся лицом
_______________________________________________________________________
(указывается резидент или нерезидент Республики Молдова)
и декларирую следующую информацию о подоходном налоге:
1. Налогооблагаемые доходы и суммы подоходного налога, удержанные из
них:
(лей)
------------------------------------------------------------------------
N | Налогооблагаемые |Сумма полученного|Сумма подоходно-
п/п| источники | валового дохода |го налога, удер-
| дохода |(указывается сум-|жанная у источ-
| | ма до удержаний)|ника выплаты
---+--------------------------------+-----------------+-----------------
1 | 2 | 3 | 4
---+--------------------------------+-----------------+-----------------
1.1 Заработная плата | |
1.2 Доход от занятия предпринима- | |
тельской деятельностью в со- | |
ставе экономического агента - | |
физического лица | |
1.3 Доход от сдачи имущества в | |
аренду | |
1.4 Прирост капитала | | x
1.5 Процентные начисления | |
1.6 Роялти | |
1.7 Аннуитеты | |
1.8 Налогооблагаемые государствен- | |
ные пособия, премии и призы | |
1.9 Инвестиционный и финансовый | |
доход, полученный за рубежом | |
(от нерезидентов) | | х
1.10 Доход от инвестиционных фондов | |
1.11 Другие доходы | |
1.12 Всего | |
------------------------------------------------------------------------
Примечание: В позициях 1.2 - 1.6 и 1.10 указываются доходы,
полученные только на территории Республики Молдова.
2. Сумма вычетов и освобождений (2.1.+2.2.+2.3.+2.4.) ________ лей
2.1 Сумма годовых освобождений ________ лей
2.2 Сумма затрат, связанных с получением доходов,
указанных в позициях (1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6,
1.7, 1.10, 1.11) _________ лей
2.3 Пожертвования на благотворительные цели) _________ лей
(указывается наименьшая из сумм, указанных в
позициях 2.31 и 2.33)
2.31 Сумма, фактически пожертвованная на благотвори-
тельные цели _________ лей
(в т.ч. от имени экономического агента-физичес-
кого лица)
2.32 Доход, принятый для расчета вычитаемой суммы по-
жертвований на благотворительные цели (опреде-
ляется как разница между суммой всего дохода (1.12)
и суммой вычетов, указанной в позиции 2.2.) _________ лей
2.33 Максимальная сумма пожертвований на благотвори-
тельные цели, позволяемая к вычету
(п.2.32х7:107) _________ лей
2.4 Затраты, понесенные в целях получения дохода,
указанного в п.1.9 _________ лей
(позволяется их вычет только в пределах дохода,
указанного в п.1.9)
3. Облагаемый доход _________ лей
(определяется как разница между суммой всего до-
хода (1.12) и суммой вычетов и освобождений (2)
4. Подоходный налог согласно ставкам, действующим в
декларируемый период (определяется с облагаемого
дохода (3) ________ лей*
5. Сумма подоходного налога, уплаченная за рубежом
из инвестиционного и финансового доходов, полу-
ченных за рубежом, подлежащая зачету (определя-
ется согласно порядку, указанному в главе Х
Инструкции) _________ лей
6. Сумма подоходного налога к начислению (опреде-
ляется как разница между подоходным налогом,
указанным в п.4, и подоходным налогом, удержан-
ным в течение декларируемого периода у источни-
ка выплаты (1.12), а также суммой подоходного
налога, уплаченной за рубежом (п.5) _________ лей
7. Сумма подоходного налога, уплаченная
самостоятельно _________ лей
8. Сумма льготы по подоходному налогу, рассчитан-
ная от снижения ставки налога по доходу, полу-
ченному в качестве члена крестьянского (фермерс-
кого) хозяйства, согласно статье 49 Налогового
кодекса (1998 г.-на80%, 1999 г.-на 60%, 2000 г.
-на 40% и 2001 г.-на 20%). (Заполняется на осно-
вании приложения N8 к Инструкции о порядке начис-
ления и уплаты подоходного налога лицами, осущест-
вляющими предпринимательскую деятельность) _________ лей
9. Сумма подоходного налога, подлежащая уплате в
бюджет (определяется как разница п.(6) - п.(7)
- п.(8).
Заполняется в случаях, когда результат разницы
положительный) _________ лей
10. Сумма подоходного налога подлежащая:
(определяется как разница п.(6) - п.(7) - п.(8),
заполняется в случаях, когда результат разницы
отрицательный)
- зачету в счет следующих налогов:
_________________________________________________ _________ лей
_________________________________________________ _________ лей
_________________________________________________ _________ лей
- в случае если нет задолженностей по другим
налогам (ненужное вычеркнуть):
- возврату _________ лей
- зачету при уплате подоходного налога в следующий
период _________ лей
К декларации прилагаю список экономических агентов, от которых
получил доход, а также документов, подтверждающих данные, указанные в
декларации, на ___________ листах.
Достоверность информации, указанной в декларации, подтверждаю и
заявляю, что ознакомлен с мерами ответственности, предусмотренными
действующим законодательством в случае включения в нее искаженной или
вводящей в заблуждение информации.
Подпись_______________
Дата___________________
Получено:
Государственная налоговая инспекция__________________
Подпись________________Дата_______________
N регистрации Декларации ______________________
-----------------------------
* Примечание: Ставки подоходного налога по доходам за 1998 год
установлены в следующих размерах:
облагаемая сумма дохода ставка налога
до 6000 лей в год 15%
от 6001 до 10800 лей в год 20%
свыше 10800 лей в год 32%.
Фискальный код _____________ Приложение N 1
к Декларации физического
лица о подоходном налоге
за период
с ____ по _____ 199_г.
Список документов, подтверждающих доходы, освобождения и
вычеты при исчислении подоходного налога
Лист N_____
------------------------------------------------------------------------
N |Наименование документа,|Организация (пред-| Фискальный |Серия, номер
п/п|подтверждающего доходы,|приятие или учреж-| код |и дата выда-
|освобождения и вычеты |дение), выдавшая | |чи документа
| |документ | |
---+-----------------------+------------------+------------+------------
---|-----------------------|------------------|------------|------------
---|-----------------------|------------------|------------|------------
------------------------------------------------------------------------
Примечание: В случае, когда подтверждающие документы не могут быть
полностью размещены на одном листе, дополнительно прилагается
необходимое количество аналогичных листов, последовательно
пронумерованных.
Подпись ________________________
Дата ___________________________
Фискальный код________________ Приложение N2
к Декларации физического
лица о подоходном налоге
за период
с_______ по _______199__
РАСЧЕТ
прироста или потерь капитала
Настоящий расчет заполняется налогоплательщиками, которые в течение
декларируемого года осуществили операции по продаже, обмену или другой
форме отчуждения (выбытия) капитальных активов.
(лей)
------------------------------------------------------------------------
N |Капитальный|Дата осуществ-|Скорректиро- |Получен- |Прирост |Потери
п/п| актив |ления операции|ванный стои- |ная сумма|капитала|капитала
| | |мостный базис| | |
---+-----------+--------------+-------------+---------+--------+--------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7
---+-----------+--------------+-------------+---------+--------+--------
---|-----------|--------------|-------------|---------|--------|--------
---|-----------|--------------|-------------|---------|--------|--------
---|-----------|--------------|-------------|---------|--------|--------
Сумма потерь капитала, перешедшая с предыдущего налогового года
------------------------------------------------------+--------+--------
| Всего | |
------------------------------------------------------+--------+--------
Примечание:
Не признаются потери капитала, полученные в результате продажи,
обмена или другой формы отчуждения (выбытия) частной собственности, не
использованной в предпринимательской деятельности. В таких случаях в
графах 6 и 7 вписывается "0".
При определении прироста капитала, полученного от продажи (обмена)
или другой формы отчуждения жилья, его величина уменьшается на 10000 лей
за каждый следующий за 1997 годом год, в течение которого (которых)
налогоплательщик использовал жилье как основное.
1. Признанный прирост капитала (определяется как
разница между итогами по графам 6 и 7 и заполня-
ется, когда результат положительный) _________ лей
2. Признанные потери капитала (определяются как
разница между итогами по графам 6 и 7 и заполня-
ется, когда результат отрицательный) _________ лей
В случаях, когда потери капитала получены в год смерти
налогоплательщика, они не переносятся на следующий год, а вычитаются из
других его доходов, полученных в течение налогового года, в котором
произошла его смерть (указывается в п.2 Декларации о подоходном налоге).
3. Налогооблагаемая сумма прироста капитала _________ лей
(определяется как 50% от суммы, указанной в п.1
примечания)
Приложение N 2
к Инструкции Государственной
налоговой службы N 2
от 23 октября 1998 г.
Государственная налоговая
инспекция
по ______________________
от ______________________
(фамилия, имя
налогоплательщика)
фискальный код __________
_________________________
(адрес постоянного места
жительства)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу продлить до ________ срок представления Декларации о
подоходном налоге в связи с обстоятельствами, возникшими по следующим
причинам:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
___________________________ ________________
(фамилия, имя заявителя) (подпись)
________________
(дата)
________________________________________________________________________
УВЕДОМЛЕНИЕ
Государственная налоговая инспекция по ________________ удостоверяет
продление срока представления Декларации о подоходном налоге
за________год до ___________.
В случаях нарушения указанного срока Вы будете привлечены к
ответственности в соответствии со статьями 4 и 12 Закона об
администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и
II Налогового кодекса.
Начальник инспекции ________________ М.П. ___________
(фамилия, имя) (подпись)
Извещение N ______ от______________ получил.
____________ ____________________ ___________
(дата) (фамилия, имя) (подпись)
........................................................................
_________________ ________________________________
(дата, номер) (фамилия, имя налогоплательщика)
________________________________
(фискальный код)
________________________________
(адрес)
________________________________
ИЗВЕЩЕНИЕ
Государственная налоговая инспекция по __________ удостоверяет
продление срока представления Декларации о подоходном налоге
за___________год до_______________.
В случае нарушения указанного срока Вы будете привлечены к
ответственности в соответствии со статьями 4 и 12 Закона об
администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и
II Налогового кодекса.
Начальник инспекции ________________ М.П.___________
(фамилия, имя) (подпись)