BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Содержание
Приказы

Приказ N 120 от 21.11.2025 об утверждении формы Декларации под собственную ответственность о выполнении условия, установленного ст.101/7 ч.(3) Налогового кодекса, и Инструкции по ее заполнению

Тип документа
Приказы
Дата принятия
21.11.2025

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

ПРИКАЗ

об утверждении формы Декларации под собственную ответственность

о выполнении условия, установленного ст.1017 ч.(3) Налогового

кодекса, и Инструкции по ее заполнению

№ 120  от  21.11.2025

 (в силу 27.11.2025) 

Мониторул Офичиал ал Р. Молдова № 584-586 ст. 1027 от 27.11.2025

* * *

Во исполнение положений статьи III Закона о внесении изменений в некоторые нормативные акты (Налоговый кодекс и Закон № 1417/1997 о введении в действие III раздела Налогового кодекса) № 139/2025 (Официальный монитор Республики Молдова, 2025, № 340–342, ст.389)

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

1) Форму Декларации под собственную ответственность о выполнении условия, установленного ч.(3) ст.1017 Налогового кодекса, согласно приложению № 1 к настоящему приказу;

2) Инструкцию по заполнению Декларации под собственную ответственность о выполнении условия, предусмотренного ч.(3) ст.1017 Налогового кодекса, согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

2. Данный приказ вступает в силу со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова.

Приложение № 1

к Приказу Министерства финансов

№ 120 от 21 ноября 2025 г.

ДЕКЛАРАЦИЯ

под собственную ответственность о выполнении условия,

установленного ч.(3) ст.1017 Налогового кодекса

Приложение № 2

к Приказу Министерства финансов

№ 120 от 21 ноября 2025 г.

ИНСТРУКЦИЯ

по заполнению "Декларации под собственную ответственность о выполнении

условия, установленного ч.(3) ст.1017 Налогового кодекса"

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок заполнения Декларации под собственную ответственность о выполнении условия, установленного ч.(3) ст.1017 Налогового кодекса.

2. Экономические агенты обязаны подавать Декларацию под собственную ответственность о выполнении условия, установленного ч.(3) ст.1017 Налогового кодекса, на основании следующих оснований:

- выполнение условия, предусмотренного ч.(3) ст.1017, Налогового кодекса;

- невыполнение условий, установленных лит. a) п.1) ч.(3) ст.1017 и лит. a) п.2) ст.1017 Налогового кодекса вследствие истечения срока действия лицензии или еe отзыва органом регулирования.

3. Обязанность по подаче Декларации под собственную ответственность на основании выполнения условия, предусмотренного ч.(3) ст.1017 Налогового кодекса, возложена на экономических агентов, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

a) зарегистрированы в качестве субъекта НДС в соответствии со ст.112 Налогового кодекса;

b) имеют место нахождения, место жительства или место обычного пребывания в Республике Молдова;

c) имеют, при необходимости, действующую лицензию:

- на продажу или поставку электроэнергии, выданную Национальным агентством по регулированию в энергетике в соответствии с законами об электроэнергии № 107/2016 и № 164/2025, или;

- на поставку или продажу природного газа, выданную Национальным агентством по регулированию в энергетике, или является оператором торговой площадки, утвержденным Национальным агентством по регулированию в энергетике в соответствии с Законом о природном газе № 108/2016;

d) его основная деятельность в отношении покупки электроэнергии или природного газа заключается в их перепродаже;

e) собственное потребление электроэнергии или природного газа незначительно и не превышает 1% от приобретенного объема за периоды:

- январь – ноябрь отчетного года;

- начиная с даты получения лицензии, если она была получена до декабря текущего календарного года.

4. Обязанность по подаче Декларации под собственную ответственность на основании невыполнения условий, предусмотренных лит. a) п.1) ч.(3) ст.1017 и лит. a) п.2) ст.1017 Налогового кодекса, возложена на хозяйственных субъектов, у которых лицензия, указанная в лит. c) пункт 3) настоящей Инструкции, истекла или была отозвана органом регулирования.

5. Форма "Декларация под собственную ответственность о выполнении условия, установленного п.3), ст.1017 Налогового кодекса" подается субъектами, указанными в пункте 3, в зависимости от ситуации:

a) до 10 декабря каждого года, если налогоплательщик имеет действующую лицензию на виды деятельности, указанные в лит. c) пункт 3), срок действия которой начинается в предыдущие годы и продолжается, как минимум, на следующий год после подачи Декларации.

b) с 1 по 20 января следующего календарного года, если налогоплательщик получает лицензию на поставку электроэнергии или природного газа в декабре предыдущего года, срок действия которой распространяется на следующие годы после подачи Декларации.

c) в течение 15 рабочих дней с даты получения лицензии на поставку или коммерческую деятельность по электроэнергии или природному газу, если лицензия получена на виды деятельности, указанные в лит. c) пункт 3) , до декабря отчетного года, срок действия которой распространяется как минимум до конца того же года.

6. В случае истечения срока действия или отзыва лицензии, налогоплательщики, указанные в п.4, обязаны подать соответствующую Декларацию в Государственную налоговую службу в течение 5 рабочих дней.

7. Декларация может быть подана с указанием даты подачи:

- на электронный адрес Государственной налоговой службы (mail@sfs.md), подписанная электронной подписью руководителя субъекта; или;

- на бумажном носителе, подписанная собственноручно руководителем субъекта, в налоговой инспекции по месту юридического адреса налогоплательщика.

При подаче на бумажном носителе форма заполняется в двух экземплярах, печатными буквами, разборчиво и корректно:

- один экземпляр, подписанный в соответствии с законом, подается в налоговую службу по месту юридического адреса;

- один экземпляр остается у налогоплательщика.

8. Для случаев, указанных в:

a) п.5 лит.a) настоящей Инструкции, Декларация вступает в силу в календарном году, следующем за годом ее подачи

b) п.5 лит.b) настоящей Инструкции, Декларация действует в году, следующем за годом получения лицензии;

c) п.5 лит.c) настоящей Инструкции, Декларация действует с даты выдачи лицензии.

9. В соответствии с положениями ч.(3), статьи 1017 Налогового кодекса, Государственная налоговая служба обязана разместить на своем сайте список налогоплательщиков, которые подали соответствующие декларации, не позднее:

- до 31 декабря каждого года, в случае налогоплательщиков, получивших лицензию, срок действия которой начинается в предыдущие годы и распространяется как минимум на следующий год после года подачи декларации;

- в течение 5 рабочих дней с даты подачи декларации, в случае налогоплательщиков, получивших лицензию в декабре отчетного года, а также тех, кто получил лицензию до декабря текущего календарного года;

- в течение 5 рабочих дней с даты подачи декларации, в случае налогоплательщиков, у которых была отозвана или истекла лицензия на торговлю или поставку электроэнергии либо природного газа.

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ "ДЕКЛАРАЦИЯ ПОД СОБСТВЕННУЮ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ О ВЫПОЛНЕНИИ УСЛОВИЯ, УСТАНОВЛЕННОГО

Ч.(3), СТ.1017 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА"

10. Декларация под собственную ответственность для выполнения условия, предусмотренного ч.(3), ст.1017 Налогового кодекса, содержит 5 разделов, в которых отражается информация, касающаяся статуса коммерсанта, а именно:

- Раздел I – основание для подачи декларации;

- Раздел II – данные для идентификации коммерсанта;

- Раздел III – информация о лицензии;

- Раздел IV – год, на который действует декларация;

- Раздел V – несоблюдение условия о наличии действующей лицензии для присвоения статуса коммерсанта.

11. В разделе I "Основание для подачи декларации" отмечается соответствующий пункт, в соответствии с которым подается декларация под собственную ответственность, а именно:

a) о выполнении условия, предусмотренного ч.(3), ст.1017 Налогового кодекса. В этом случае заполняются разделы II и IV декларации.

b) о невыполнении условий, предусмотренных лит. a) п.1) ч.(3) ст.1017 и лит. a) п.2) ст.1017 Налогового кодекса, в связи с истечением срока действия, приостановлением или отзывом лицензии органом регулирования. В этом случае заполняются разделы II и V декларации.

12. В разделе II "Данные для идентификации коммерсанта" отражается:

В графе "Налоговый код" – налоговый код, который представляет собой идентификационный номер налогоплательщика в Государственном реестре юридических лиц, присвоенный в соответствии с действующим законодательством.

В графе "Номер регистрации плательщика НДС" – регистрационный номер в качестве субъекта налогообложения НДС.

В графе "Наименование" – наименование налогоплательщика, которое должно соответствовать указанному в регистрационных документах, выданных уполномоченными органами в соответствии с законодательством.

В графе "Адрес" – юридический адрес, место нахождения, место жительства или обычное место пребывания на территории Республики Молдова.

13. В разделе III "Информация о лицензии" отмечается соответствующее поле, в соответствии с которым налогоплательщик уполномочен осуществлять деятельность по продаже или поставке электроэнергии или природного газа.

В графе "Серия" указывается серия лицензии на поставку электроэнергии или природного газа, как указано в официальном документе, выданном НАРЭ.

В графе "№" заполняется регистрационный номер лицензии согласно выданному документу.

В графе "Дата выдачи" указывается точная дата выдачи лицензии в формате день-месяц-год (например, 15.03.2024), как указано в документе.

В графе "Действительна до" указывается дата окончания срока действия лицензии согласно официальному документу.

В случае наличия действующих лицензий как на продажу или поставку электроэнергии, так и природного газа, налогоплательщики должны представить отдельно 2 декларации с соответствующей отметкой и заполнением полей, отражающих данные из разрешительного документа для каждой деятельности.

14. В разделе III "Год, на который действует декларация" указывается год, в течение которого действует декларация, то есть год, в котором будет применяться обратное налогообложение для операций, осуществляемых в соответствии со статьей 1017 Налогового кодекса.

В зависимости от условий, требующих подачи декларации под собственную ответственность о статусе коммерсанта, субъект, чья основная деятельность по приобретению электроэнергии или природного газа заключается в их перепродаже, должен отметить одну из следующих ситуаций:

a) собственное потребление электроэнергии или природного газа является незначительным и не превышает 1% от закупленного объема электроэнергии или природного газа за период с января по ноябрь отчетного года;

b) получение лицензии на поставку или продажу электроэнергии, природного газа в декабре отчетного года;

c) собственное потребление электроэнергии и природного газа является незначительным и не превышает 1% от объема закупленной электроэнергии или природного газа за период с даты получения лицензии до декабря в течение отчетного года. Также необходимо указать точную дату (число, месяц, год) получения лицензии для периодов до декабря отчетного года.

15. Раздел V "Несоблюдение условия о наличии действующей лицензии для присвоения статуса коммерсанта" заполняется в случае, если в разделе I была отмечена причина, связанная с несоблюдением условий, предусмотренных в лит. a) п.1) ч.(3) ст.1017 и лит. a) п.2) ст.1017 Налогового кодекса, в связи с истечением срока действия, приостановлением или отзывом лицензии уполномоченным регуляторным органом.

В этом разделе указывается дата (число, месяц, год), с которой лицензия на поставку или продажу электроэнергии или природного газа истекла, была приостановлена или отозвана регуляторным органом.

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

16. В случае истечения срока действия, приостановления или отзыва лицензии на поставку или продажу электроэнергии, природного газа, выданной органом регулирования, субъект налогообложения теряет статус коммерсанта, предусмотренный в ч.(3) ст.1017 Налогового кодекса, начиная с даты истечения, приостановления или отзыва лицензии, независимо от того, была ли подана декларация под собственную ответственность для выполнения условия, предусмотренного в ч.(3) ст.1017 Налогового кодекса.

В случае если в течение года лицензия на поставку или продажу электроэнергии, природного газа, выданная органом регулирования, была приостановлена, отозвана или истекла, необходимо подать повторную декларацию в дату восстановления, продления или выдачи новой лицензии.